Толковый словарь
ж.
Одно из имен Девы Марии, непорочно зачавшей и родившей Иисуса Христа от Святого Духа (в христианстве).
Толковый словарь Ушакова
БОГОРО́ДИЦА, богородицы, жен. (церк.). У христиан - мать Иисуса Христа; то же, что божия матерь.
• Сидеть богородицей (о женщине; прост. ирон.) - сидеть сложа руки, ничего не делать.
Толковый словарь Ожегова
БОГОРО́ДИЦА, -ы, жен. (Б прописное). В христианстве: Дева Мария мать Иисуса Христа.
Популярный словарь
Богородица
-ы, ж.
В христианстве: одно из названий Девы Марии, непорочно зачавшей и родившей Иисуса от Святого Духа.
Принесли мы Смоленской заступнице, принесли пресвятой Богородице на руках во гробе серебряном наше солнце, в муке погасшее, - Александра, лебедя чистого (Ахматова).
Синонимы:
Богома́терь, Бо́жья ма́терь, влады́чица, Цари́ца Небе́сная (церк.)
Родственные слова:
богоро́дичный
Этимология:
Заимствовано из старославянского языка, в котором является словообразовательной калькой греческого theotokos.
Энциклопедический комментарий:
Культ Богородицы сложился под влиянием языческих культов богинь плодородия, матерей "божественных младенцев", таких, как египетская Исида, вавилонская Иштар, финикийская Астарта и др. Он был тесно связан с представлениями об умирающем и воскресающем божестве. Культ Богородицы получил широкое распространение среди верующих, т. к. оказался более понятным, чем абстрактная Троица. В католицизме, где культ Богородицы (Мадонны) наиболее популярен, были провозглашены отсутствующие в православии догматы: в 1854 г. - о непорочном зачатии Марии ее матерью Анной, в 1950 г. - о телесном вознесении Богородицы после ее смерти на небо. В 1964 г. папа Павел VI провозгласил Богородицу матерью церкви.
Словарь существительных
БОГОРО́ДИЦА, -ы, ж (Б прописное).
В православии: то же, что Богоматерь.
Глубокой ночью ежедневно в келии пел он (преподобный Сергий) акафист и молился Богородице (Б. Зайцев).
Энциклопедический словарь
БОГОРО́ДИЦА -ы; ж. [с прописной буквы] В христианстве: одно из имён Девы Марии, непорочно зачавшей и родившей Иисуса от Святого Духа. ● Традиционный образ церковной живописи; в честь Богородицы и событий, связанных с нею, освящено много икон и церковных храмов; считается заступницей всех грешников.
* * *
Богоро́дица - см. Мария (Богородица).
* * *
БОГОРОДИЦА - БОГОРО́ДИЦА, см. Мария (см. МАРИЯ (Богородица)) (Богородица).
Большой энциклопедический словарь
БОГОРОДИЦА - см. Мария (Богородица).
Академический словарь
-ы, ж.
В христианской религии: название матери Христа.
Гуманитарный словарь
БОГОРО́ДИЦА (Θεότόκός) - почетное и догматически обоснованное именование Девы Марии как истинной Матери Богочеловека Иисуса Христа, окончательно утвержденное в 5 в., когда под влиянием христологич. споров был поставлен конкретный вопрос об участии Св. Девы в деле спасения человечества. Если для Кирилла Александрийского (412-444), выражавшего мнение большинства, данный термин был единственно возможным, то константинопольский патр. Несторий (428-431) употреблял термины "Богоприемница" и "Христородица", точнее выражающие, по его мнению, догмат о том, что Христос и в самом зачатии от Девы был и есть истинный Бог. Еще дальше шел синкелл Нестория Анастасий, предложивший вульгарный термин "Человекородица" и бросивший вызов столичному населению своей проповедью в храме Св. Софии против имени "Б.". "Пусть никто не называет Марию Богородицею, ибо Мария была человек, а от человека Богу родиться невозможно" (Сократ Схоластик. Церк. история, VII, 32). Эти слова вызвали смущение среди слушателей и во всем христ. мире. Римский папа Целестин (Келестин), один из гл. защитников православного учения о Богоматери, писал Несторию, примирительно указывая на пагубность попыток исследовать вопросы, превышающие возможности человека: "Откуда пришло тебе желание направлять свои речи на такие предметы, решение к-рых по началам разума есть нечестие? Зачем епископу проповедовать народу такое, чем оскорбляется в нем благоговение к рождению Девы?" (Деяния Вселенских Соборов, I, 155). Учение Нестория ("несторианство") осуждено в 431 на III Вс. Соборе. Догматич. правомочность термина "Б." сводится в христианском богословии к следующему. Так как человеческая природа Иисуса Христа, воспринятая от Девы, получила свое бытие в Ипостаси Логоса (Слова), то "сама Ипостась Слова стала ипостасью плоти", и так как в самый момент зачатия совершается ее обожение, то Рождающая должна именоваться в истинном смысле Матерью Бога. Это значит, что "Святая Дева родила не простого человека, но Бога истинного, и не просто Бога, но Бога во плоти, не с небес принесшего тело и прошедшего через Нее, как через канал, но принявшего от Нее плоть единосущную нам, которая в Нем Самом получила Ипостась". Поэтому "наименование Богородица содержит всю историю Божеств. домостроительства в мире" (Иоанн Дамаскин. Точное изложение правосл. веры. III, 7, 12). См.: Богочеловек, Воплощение, Иисус Христос, Мария и др.
Лит.: Болотов В. В. Лекции по истории Др. Церкви. Пг., 1918. Т. 4. С. 175-231; Поснов М. История Христ. Церкви. Брюссель, 1964. С. 374-397; Булгаков С. Купина неопалимая: Опыт догматического истолкования нек-рых черт в православном почитании Богоматери. Париж, 1927 (репринт: Вильнюс, 1991).
Богоматерь Одигитрия. Икона 15 в.
Богоматерь Великая Панагия. Икона. Перв. треть 13 в.
Словарь церковнославянского языка
Словарь древнерусского языка
БОГОРОДИЦ|А (лагаю надежю на тя Надп 1336:
дали есмы сю милостыню церкви Святое Богородици Отрочью монастырю Гр 1361-1365 (твер.); далъ ѥсмь ѡц҃ю своѥму арсѣнью [ман]астырь ст҃оѥ б҃ци на ѡлговѣ. Гр 1371 (3, ряз.); заложи бл҃говѣрныи кнѩзь великыи... цр҃квь камену. во имѩ ст҃ое Б҃ци. Оуспень˫а. ЛЛ 1377, 140 об. (1200); купилъ ѥсть тотъ мунастырь. именемь калениковъ. цр҃квъ ст҃оѣ б҃ци. оуспѣньѥ причистоѣ. Гр 1378 (2, ю.-р.); риза христова нешвена˫а юже свѩта˫а богородица съдѣла Надп 1383; мл҃твою же прест҃ы˫а б҃ца въскыпе море. потопи кораблѩ Пр 1383, 135а; а писали си˫а книгы... въ славу б҃у и прч(с)тѣи ѥго мт҃ри вл҃дчцѣ нашеи б҃ци НикЧернТакт 1397, 222 (запись); далъ есмь сию свою грамату... чтобы не въступа(л)сѩ ни которыи кнѩзь в то село весьское. ать потѩнеть к манастырю къ рж(с)тву ст҃ы˫а б҃ци Гр 1399 (3, моск.); Помѩни г(с)и создавши(х) храмъ прест҃ы˫а б҃ца. Канон XIV, 9 об. (приписка); и положенъ бы(с) в градѣ москвѣ. в цр҃квѣ оуспе(н)˫а ст҃ы˫а б҃цѩ. УЦерк XIV, 72 об. (приписка); создахъ цр҃квь ст҃ы˫а б҃ца. де||сѩтиньноую. УВлад сп. сер. XIV, 628а-б; ѡ(т)и||де первѣѥ въ цр҃квь ст҃ы˫а б҃ца и... молѩсѩ сице ЧтБГ к. XI сп. XIV, 14а-б; ѥдину имамъ б҃це. оутѣху и прибѣжище. КТурКан XII сп. XIV, 226 об.; и взрѣвши видѣхъ икону предъ собою ст҃ую б҃цу. СбЧуд XIV, 63б; и на празникъ всѩкъ г(с)дьскии. и прч(с)ты˫а б҃ца празникы. и рж(с)тво е˫а... не оупиватисѩ. (ϑεοτόκου) ПНЧ XIV, 196а; б҃ъ бо и г(с)ь всѣхъ. рабии ѡбразъ приимъ. и вселисѩ въ ст҃ую б҃цю. (ἐκ τῆς... Θεοτόκου) ФСт XIV, 85б; ˫ависѩ емоу ст҃а˫а б҃ца. кажющi мѣсто идѣже поставить цр҃квь пр(с)тѣи б҃ци м҃рiи. СбТр к. XIV, 214; Потирь калима.е҃. сундарѩ м(с)ѣ. и бѣ на главѣ его. а лжiца есть ст҃а˫а б҃ца приимши нб҃съныи хлѣбъ. да||ръ х(с)ъ тако же при˫а х(с)а въ чрево. ЗЦ к. XIV, 30-31; поставихъ цр҃квь ст҃ы˫а б҃ца. в киѥвѣ. KB к. XIV, 321г; о бл҃жнииче ст҃аа цр҃кы ст҃ы˫а б҃ца м҃рь˫а ИларСлЗак XI сп. XIV/XV, 169 об.; мы бо iмамъ предань(ѩ) ст҃хъ ап(с)лъ. во ѡ(н) г(с)ьскихъ праздьницѣ(х). и ст҃ы˫а б҃ци... празднова(т) дх҃вно. СбПаис XIV/XV, 23; пребы безъ сна всю нощь молѩсѩ стѣи б҃ци. мт҃ри б҃ии. МинПр XIV-XV, 3; създа цр҃квь во iмѩ ст҃ы˫а б҃ца. ПрП XIV-XV (2), 185в; повелѣниѥмь прп(д)бнаго ѡц҃а нашего и г(с)на игумена савы. манастырѩ ст҃ыа б҃ци введениа. Ев ок. 1400, 166 (приписка); б҃оу оугодно. поживемъ. не ѡбладани ники(м) же. развѣ прч(с)тою б҃цею. ПКП 1406, 104г; прч(с)та˫а наша г(с)жа б҃ца. приѥмши въ оутробѣ б҃а не опалима пребы(с). Пал 1406, 120г; и цр҃квъ постави Бл҃говѣщенiа ст҃ыа Б҃ца. ЛИ ок. 1425, 305 (1289);
||=об иконе богородицы:
мо(л). цѣлоующе ст҃оую б҃цю Ст҃а˫а б҃це не забоуди людии своихъ. СбЯр XIII, 129; дигитрию же чюдьноую иже по гра(д) хожаше ст҃оую б҃цю. съблюде ю б҃ъ добрыми людьми. ЛН XIII-XIV, 71 (1204); заоутра плака с҃та˫а б҃цѩ. оу сто(г) ˫акова въ неревьскемь конци. Там же, 73 (1208); кнѩзь же Ѡндрѣи... видѣвъ... свою дружину всю сдраву. сто˫аху же пѣши съ ст҃ою б҃цею на полчищѣ подъ стѩгы. и приѣхавъ до ст҃ое б҃ци кнѩзь... со всею дружиною оудариша чело(м) передъ ст҃ою Б҃цею... ЛЛ 1377, 118 (1164); поча ходити Микулицѩ со ст҃ою Б҃цею. в ризахъ по городу. ЛИ ок. 1425, 209 (1175); ст҃оую Б҃цю списа на золотѣ же намѣстноую Там же, 305 (1287);
||=о церковном празднике в честь богородицы:
и приде въ д҃нь соуботьныи. и б˫аше же и канонъ ст҃ы˫а б҃цѩ СкБГ XII, 22а; наоутрѣѩ же на каноунъ. ст҃ои Б҃ци. приде Мьстиславъ. рано. ЛИ ок. 1425, 251 (1219);
||=о церкви или монастыре, посвященных богородице:
даi козоɤ мою хо-хо-хо крълошани-инъ свѩти богоро-одици Надп XII (23); изнеси си ст҃оѥ еуангл҃иѥ... ѥже обѣщалъ ѥси дати ст҃ѣи б҃ци. ЖФП XII, 48б; митрополитъ никифоръ събьра вьс˫а. епискоупы... и игоумены вьс˫а. прохора печерьскааго. савоу ст҃го преображени˫а... петра ст҃ы˫а б҃ца из лахернитиса. СкБГ XII, 25б; аще сѩ вощныи поудъ исказить. лежить капь въ ст҃ое б҃це на горѣ. а дроуга˫а въ немецьскои б҃ци то темь поудъ изверѩче право оучинити. Гр 1229, сп. D (смол.); а далъ. сию п(с)лтрь кюръ. костѩнтиновъ. ст҃ѣи б҃ци бл҃гвщнию Псалт 1296, 338 (запись); блюдо великоѥ серебрьноѥ... то ѥсмь да(л) ст҃ѣи б҃ци. володимерьскои. Гр ок. 1339 (2, моск.); а ис тамги ис коломеньское четвертую часть да(л) есмь к ст҃ѣи б҃ци на крутбѣ в памѩть. Гр ок. 1358 (1, моск.); Архимандриту Святое Богородици и игуменомъ тѣхъ монастыревъ, что тягнуть к Святой Богородици Отрочью монастырю... богородица на Бору... Богородица на Шешѣ, Богородица на Гостомлѣ Гр 1361-1365 (твер.); в се же лѣ(т). кончаша верхъ ст҃ы˫а Б҃ца на Кловѣ. ЛЛ 1377, 95 об. (1108); поѥхати на гору къ ст҃ѣ б҃ци молитис[ѩ] о своѥ(м) сп҃сении Шест XIV, 81 (приписка); ре(ч) ст҃ому роману молѩщюсѩ оу ст҃ѣи вл(д)чцѣ нашеи б҃ци. ЧтБГ к. XI сп. XIV, 10а; положиша [мощи] съ пѣ(с)ми оу ст҃ы˫а б҃ца въ притворѣ цр҃квнѣмь. ПрП XIV-XV (2), 92в; бл҃жныи же моиси възмогъ ѡ(т) ранъ. прииде къ ст҃ѣи б҃цѣ. в печерь||скыи манастырь. ПКП 1406, 170а-б; ѣха въ еп(с)пью ко ст҃ѣи Б҃ци. идеже положенъ бы(с) братъ его Володимѣръ. ЛИ ок. 1425, 305 (1289).
Поговорки
Жить за Богородицей. Волг., Дон. Одобр. О беспечной, благополучной жизни. Мокиенко 1990, 29; Глухов 1988, 43.
Оставить на пресвятую Богородицу. Кар. Оставить без присмотра. СРГК 1, 84; СРГК 4, 253.
Слитно. Раздельно. Через дефис
Орфографический словарь
богоро́дица, -ы, твор. п. -ей (у хлыстов)
Богоро́дица, -ы, твор. п. -ей
Синонимы к слову богородица
сущ., кол-во синонимов: 22
Божия Матерь, Богоматерь, Дева Мария; Приснодева, Пречистая, Пречистая (или Пресвятая) Дева, Владычица, Царица Небесная (церк.)
богоматерь, всецарица, божия матерь, пресвятая дева, госпоженка, богородительница, девоматерь, владычица, царица небесная, дева мария, богоотроковица, матерь, божья матерь, пречистая, пречистая богородица, пречистая дева, приснодева, мария, мадонна, господородительница
БОГОРОДИЦА
БОГОРОДИЦА, Богоматерь, Дева, Мадонна, высок. Владычица, высок. Пречистая, высок. Приснодева
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Этимология
Заимствование из старославянского, в котором появилось в виде кальки из греческого theotocos.
Этимологический словарь русского языка
Из ст.-сл. яз. Ст.-сл. богородица представляет собой словообразовательную кальку греч. theotocos.
Этимологический словарь
богоро́дица
калька греч. θεοτόκος. Несколько дальше по своему образованию лат. mater dei; см. Брюкнер 34.
Сканворды для слова богородица
- Богоматерь, одно из имён Девы Марии.
- Картина Франсиско Гойи «... и святые мученики».
Полезные сервисы