м. устар.
то же, что нанаец
Гольда́нский Виталий Иосифович (1923-2001), физикохимик, академик РАН (1981). Основные труды по ядерной и радиационной химии. Открыл (1960) двупротонную радиоактивность, низкотемпературный предел скорости химической реакции. Ленинская премия (1980).
* * *
ГОЛЬДАНСКИЙ Виталий Иосифович - ГОЛЬДА́НСКИЙ Виталий Иосифович (18 июня 1923, Витебск - 15 января 2001, Москва), российский физикохимик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1981). Основные труды по ядерной и радиационной химии. Открыл (1960) двупротонную радиоактивность, низкотемпературный предел скорости химической реакции. Ленинская премия (1980).
ГОЛЬДАНСКИЙ Виталий Иосифович (р. 1923) - российский физикохимик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1981). Основные труды по ядерной и радиационной химии. Открыл (1960) двупротонную радиоактивность, низкотемпературный предел скорости химической реакции. Ленинская премия (1980).
ГОЛЬДБАХ (Goldbach) Христиан (1690-1764) - российский математик, один из первых академиков (1725) и почетный член (1742) Петербургской АН. По происхождению немец. Труды по теории чисел, математическому анализу.
Го́льдбах Христиан (Goldbach) (1690-1764), математик, один из первых академик (1725) и почетный член (1742) Петербургской АН. По происхождению немец. Труды по теории чисел, математическому анализу.
* * *
ГОЛЬДБАХ Христиан - ГО́ЛЬДБАХ (Goldbach) Христиан (1690-1764), российский математик, один из первых академиков (1725) и почетный член (1742) Петербургской АН. По происхождению немец. Труды по теории чисел, математическому анализу.
Го́льдбаха пробле́ма - проблема теории чисел, заключающаяся в доказательстве того, что всякое целое число, большее или равное 6, может быть представлено в виде суммы 3 простых чисел. Выдвинута X. Гольдбахом в 1742. Лишь в 1937 И. М. Виноградов решил Гольдбаха проблему для достаточно больших нечётных чисел.
* * *
ГОЛЬДБАХА ПРОБЛЕМА - ГО́ЛЬДБАХА ПРОБЛЕ́МА, проблема теории чисел, заключающаяся в доказательстве того, что всякое целое число, большее или равное 6, может быть представлено в виде суммы 3 простых чисел. Выдвинута Х. Гольдбахом в 1742. Лишь в 1937 И. М. Виноградов решил Гольдбаха проблему для достаточно больших нечетных чисел.
ГОЛЬДБАХА проблема - проблема теории чисел, заключающаяся в доказательстве того, что всякое целое число, большее или равное 6, может быть представлено в виде суммы 3 простых чисел. Выдвинута Х. Гольдбахом в 1742. Лишь в 1937 И. М. Виноградов решил Гольдбаха проблему для достаточно больших нечетных чисел.
Гольдга́ммер Дмитрий Александрович (1860-1922), российский физик и геофизик. Основные труды по распространению, дисперсии и поглощению света, метеорологии.
* * *
ГОЛЬДГАММЕР Дмитрий Александрович - ГОЛЬДГА́ММЕР Дмитрий Александрович (1860-1922), российский физик и геофизик. Основные труды по распространению, дисперсии и поглощению света, метеорологии.
ГОЛЬДГАММЕР Дмитрий Александрович (1860-1922) - российский физик и геофизик. Основные труды по распространению, дисперсии и поглощению света, метеорологии.
гольден
- (дэ), а, мн. нет, м. (< нем. golden золотой).
Сорт крупных сладких яблок с желто-золотистой кожурой.
|| Ср. анис, апорт, ранет (ренет), розмарин, шафран, штрейфлинг, штрифель.
ГОЛЬДЕНВЕ́ЙЗЕР Ал-др Бор. (1875-1961) - пианист, композитор, педагог, муз. деятель, публицист. Окончил Моск. конс. по кл. фп. (1896) у П. А. Пабста (ранее занимался у А. И. Зилоти) и по кл. комп. (1897) у М. М. Ипполитова-Иванова. Занимался контрапунктом у А. С. Аренского и С. И. Танеева. Для духовного развития молодого музыканта б. значение имело общение с Л. Н. Толстым, для формирования Г. как пианиста - контакты с С. В. Рахманиновым, А. Н. Скрябиным, Н. К. Метнером. С 1906 творч. жизнь Г. тесно связана с Моск. конс. (в 1906-61 - проф. по кл. фп.; в 1936-59 - зав. каф. фп.; в 1918-19 - помощник дир., в 1919-22 - проректор, в 1922-24 - ректор, в 1932-34 - зам. дир., в 1939-42 - дир.). Г. - активный участник перестройки муз. образования после рев-ции, автор многочисленных статей и докладов о разработке системы подготовки музыкантов. Видный представитель моск. школы пианизма, выступал как солист и ансамблист. Интерпретации Г. отличались глубоким проникновением в замысел автора, тонким чувством стиля, бережным отношением к деталям текста. Г. воспитал б. 200 музыкантов; среди них: С. Е. Фейнберг, Г. Р. Гинзбург, Л. И. Ройзман, Т. П. Николаева, Д. А. Башкиров, Д. Д. Благой, З. А. Сосина, Л. Н. Берман, Р. В. Тамаркина, Я. Р. Гинзбург, А. Л. Каплан, Л. М. Левинсон, композиторы С. А. Евсеев, Д. Б. Кабалевский, В. В. Нечаев, В. Г. Фере. Г. известен как редактор соч. И. С. Баха, В. Скарлатти, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шумана, Ф. Листа, П. И. Чайковского, а также автор опер "Пир во время чумы" (1942), "Певцы" (1942-43), "Вешние воды" (1946-47), кантаты "Свет Октября" (1948); соч. для оркестра: увертюра (1895-97), 2 рус. сюиты (1946); кам.-инстр. соч., пьес, романсов для голоса с фп. Оставил воспоминания о Л. Н. Толстом ("Вблизи Толстого". Т. 1-2. 1922-23; 2-е изд. - 1959), о Рахманинове (1957), о Танееве (1952). Муз.-пед. взгляды Г. обобщены в ст.: "О муз. исполнительстве" (1958), "Советы мастера", "Об исполнительстве. О редактировании" (обе - 1965) и др. Автор кн. Исполнит. комментариев "32 сонаты Л. Бетховена" (1966). Д-р иск-ведения (1940). Нар. артист СССР (1946). Гос. премия СССР (1947).
Лит.: Николаев А. А. Исполнит. и пед. принципы А. Б. Гольденвейзера // Мастера советской пианистич. школы: Очерки. М., 1954; Гольденвейзер А. Б. Статьи, мат-лы, воспоминания. М., 1969.
А. Б. Гольденвейзер
Гольденве́йзер Александр Борисович (1875-1961), пианист и композитор, народный артист СССР (1946), доктор искусствоведения. Создатель одной из крупнейших российских пианистических школ (свыше 200 учеников). Профессор Московской консерватории (с 1906). Государственная премия СССР (1947).
* * *
ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР Александр Борисович - ГОЛЬДЕНВЕ́ЙЗЕР Александр Борисович (1875-1961), российский пианист и композитор, народный артист СССР (1946), доктор искусствоведения. Создатель одной из крупнейших советских пианистических школ. Профессор Московской консерватории (с 1906). Государственная премия СССР (1947).
ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР Александр Борисович (1875-1961) - российский пианист и композитор, народный артист СССР (1946), доктор искусствоведения. Создатель одной из крупнейших советских пианистических школ. Профессор Московской консерватории (с 1906). Государственная премия СССР (1947).
ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР Александр Борисович (1875 - 1961), пианист, педагог. Развил и обогатил исполнительные и педагогические традиции московской пианистической школы. Редактор ряда фортепьянных сочинений русских и зарубежных композиторов. Автор музыкальных произведений, а также воспоминаний о С.В. Рахманинове, Л.Н. Толстом.
ГОЛЬДЖИ (Golgi) Камилло (1844-1926) - итальянский гистолог, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1905). Фундаментальные труды по гистологии и морфологии нервной системы. Разработал (1873) метод приготовления препаратов нервной ткани. Установил два типа нервных клеток. Описал т. н. Гольджи аппарат и др. Нобелевская премия (1906, совместно с С. Рамон-и-Кахалем).
Го́льджи аппара́т - Гольджи комплекс (по имени К. Гольджи), органеллы клетки, участвующие в формировании продуктов её жизнедеятельности (различных секретов, коллагена, гликогена, липидов и др.), в синтезе гликопротеидов.
* * *
ГОЛЬДЖИ АППАРАТ - ГО́ЛЬДЖИ АППАРА́Т (Гольджи комплекс) (по имени К. Гольджи (см. ГОЛЬДЖИ Камилло)), органоид (см. ОРГАНОИДЫ) клетки, участвующий в формировании продуктов ее жизнедеятельности (различных секретов, коллагена, гликогена, липидов и др.), в синтезе гликопротеидов.
ГОЛЬДЖИ АППАРАТ (Гольджи комплекс) (по имени К. Гольджи) - органоид клетки, участвующий в формировании продуктов ее жизнедеятельности (различных секретов, коллагена, гликогена, липидов и др.), в синтезе гликопротеидов.
Го́льджи Камилло (Golgi) (1844-1926), итальянский гистолог, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1905). Фундаментальные труды по гистологии и анатомии нервной системы. Разработал (1873) метод приготовления препаратов нервной ткани. Описал два типа нервных клеток и так называемый Гольджи аппарат и др. Нобелевская премия (1906, совместно с С. Рамон-и-Кахалем).
* * *
ГОЛЬДЖИ Камилло - ГО́ЛЬДЖИ (Golgi) Камилло (7 июля 1844 - 21 января 1926, Павия), итальянский гистолог, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1905). Фундаментальные труды по гистологии и морфологии нервной системы. Разработал (1873) метод приготовления препаратов нервной ткани. Установил два типа нервных клеток. Описал т. н. Гольджи аппарат (см. ГОЛЬДЖИ АППАРАТ) и др. Нобелевская премия (1906, совместно с С. Рамон-и-Кахалем (см. РАМОН-И-КАХАЛЬ Сантьяго)).
ГОЛЬДЖИ Камилло (Golgi, Camillo)
(1844?-1926), итальянский гистолог, удостоенный в 1906 Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с С.Рамон-и-Кахалем) за разработку гистологических методов исследования нервной системы. Родился 7 июля 1844 (по другим сведениям, 9 июля 1843) в Кортоне. Учился в университете Павии. Получив звание врача, некоторое время практиковал в Аббиатеграссо. Работал гистологом в психиатрической клинике, с 1875 - экстраординарный профессор гистологии в университете Павии. В 1879-1880 - профессор анатомии университета в Сиене, с 1881 - профессор общей патологии там же. В 1873 Гольджи впервые применил хромосеребряный метод окрашивания препаратов нервной ткани для микроскопии. С помощью этого метода наблюдал в срезах силуэты отдельных нейронов с отростками. Обнаружил два типа нервных клеток: с длинным аксоном и с коротким ветвящимся аксоном. Изучал структуру головного и спинного мозга, открыл т.н. тельца Гольджи (мышечные веретена). В 1898 обнаружил в нервных клетках т.н. сетчатый аппарат. Последующие исследования показали, что эта органелла присутствует во всех эукариотических клетках, но имеет разную структуру (впоследствии она получила название аппарата или комплекса Гольджи). В аппарате Гольджи происходит модификация белков, упаковка секреторных продуктов в гранулы, формирование клеточной мембраны, образование лизосом. В 1886-1889 Гольджи показал, что разные формы малярии вызываются разными возбудителями; он выявил также принципиальное различие между злокачественной малярией и трехдневной и четырехдневной формами этого заболевания. Исследовал структуру почек и других органов, строение обонятельной луковицы. Умер Гольджи в Павии 21 января 1926.
ЛИТЕРАТУРА
Уэйли У. Аппарат Гольджи. М., 1978
ГИНДИН ГИТИН ГИТКИН ГИТЛИН ГИТНИК ГОЛЬДИН ГУЛЬДИН
Наследственные фамилии у евреев, живших на территорииРоссийской империи, начали появляться преимущественно в западных областях, лишь с среедины XIX в. Многие фамилии образовывались при этом не только от древнееврейских имен, но и от имен на языке идиш. Например: Гиндин (олениха), Гитин, Гиткин, Гитлин (прелесть), Гольдин, Гульдин (золото). (Э) Гитник, вероятно, в этом же ряду.
Го́льдин Сергей Васильевич (р. 1936), геофизик, академик РАН (1997). Основные труды по теории и практике геофизических и сейсмических методов поисков и разведки нефтяных и газовых месторождений. Государственная премия Российской Федерации (1998).
* * *
ГОЛЬДИН Сергей Васильевич - ГО́ЛЬДИН Сергей Васильевич (р. 1936), российский геофизик (см. ГЕОФИЗИКА) , академик РАН (1997; член-корреспондент РАН с 1991). Основные труды по теории и практике геофизических и сейсмических методов поисков и разведки нефтяных и газовых месторождений.
ГОЛЬДИН Сергей Васильевич (р. 1936) - российский геофизик, член-корреспондент РАН (1991). Основные труды по теории и практике геофизических и сейсмических методов поисков и разведки нефтяных и газовых месторождений.
ГОЛЬДИНГЕН - ГО́ЛЬДИНГЕН, официальное название г. Кулдига (см. КУЛДИГА) в Латвии до 1917.
ГОЛЬДМАН (Goldman) Люсьен (1918-70) - французский философ и теоретик литературы. Под влиянием ранних работ Д. Лукача и "генетической эпистемологии" Ж. Пиаже разрабатывал концепцию "генетического структурализма". Сочинения - "Сокровенный Бог" (1956), "Диалектические исследования" (1958), "Социология современного романа" (1964).
Гольдма́н Люсьен - Голдман (Goldmann) (1918-1970), французский философ и теоретик литературы. Под влиянием ранних работ Д. Лукача и «генетической эпистемологии» Ж. Пиаже разрабатывал концепцию «генетического структурализма». Сочинения: «Сокровенный Бог» (1956), «Диалектические исследования» (1958), «Социология современного романа» (1964).
* * *
ГОЛЬДМАН Люсьен - ГОЛЬДМА́Н (Goldman) Люсьен (1918-70), французский философ и теоретик литературы. Под влиянием ранних работ Д. Лукача (см. ЛУКАЧ Дьердь) и «генетической эпистемологии» Ж. Пиаже (см. ПИАЖЕ Жан) разрабатывал концепцию «генетического структурализма». Сочинения - «Сокровенный Бог» (1956), «Диалектические исследования» (1958), «Социология современного романа» (1964).
Гольдма́н, Голдман (Goldmann) Люсьен (19181970), французский философ и теоретик литературы; под влиянием ранних работ Д. Лукача и «генетической эпистемологии» Ж. Пиаже разрабатывал концепцию «генетического структурализма». Сочинения «Сокровенный Бог» (1956), «Диалектические исследования» (1958), «Социология современного романа» (1964).
Го́льдмарк (Goldmark) Карл (Карой) (18301915), венгерский композитор, скрипач. С 1860 жил и работал в Вене. 6 опер, в том числе «Царица Савская» (1875), 2 симфонии, 2 концерта для скрипки с оркестром, 7 увертюр, из которых наиболее популярна «Шакунтала» (1865), и др.
ГОЛЬДОНИ (Goldoni) Карло (1707-93) - итальянский драматург, создатель национальной комедии. Осуществил просветительскую реформу итальянской драматургии и театра, вытеснив импровизированную комедию дель арте драматургией с реальными характерами и содержанием, проникнутым просветительскими идеями, остроумной критикой пороков общества. Написал 267 пьес, в т. ч. "Слуга двух господ" (1745-53), "Хитрая вдова" (1748), "Трактирщица" (1753), "Кьоджинские перепалки" (1762), оперные либретто. "Мемуары" (1784-87) - ценный документ по истории театра.
Гольдо́ни Карло (Goldoni) (1707-1793), итальянский драматург, создатель национальной комедии. Осуществил просветительскую реформу итальянской драматургии и театра, вытеснив импровизированную комедию дель арте драматургией с реальными характерами и содержанием, проникнутым просветительскими идеями, остроумной критикой пороков общества. Написал 267 пьес (в прозе и стихах), в том числе «Слуга двух господ» (1745-53), «Хитрая вдова» (1748), «Трактирщица» (1753), «Кьоджинские перепалки» (1762); оперные либретто. «Мемуары...» (1784-87) - ценный документ по истории театра.
* * *
ГОЛЬДОНИ Карло - ГОЛЬДО́НИ (Goldoni) Карло (1707-93), итальянский драматург, создатель национальной комедии. Осуществил просветительскую реформу итальянской драматургии и театра, вытеснив импровизированную комедию дель арте (см. КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ) драматургией с реальными характерами и содержанием, проникнутым просветительскими идеями, остроумной критикой пороков общества. Написал 267 пьес, в т. ч. «Слуга двух господ» (1745-53), «Хитрая вдова» (1748), «Трактирщица» (1753), «Кьоджинские перепалки» (1762), оперные либретто. «Мемуары» (1784-87) - ценный документ по истории театра.
ГОЛЬДОНИ Карло (Goldoni, Carlo)
КАРЛО ГОЛЬДОНИ
(1707-1793), итальянский драматург. Родился 25 февраля 1707 в Венеции. С раннего детства проявил страстный интерес к театру, в 8 лет написал свою первую пьесу. Последующие годы посвятил изучению медицины и юриспруденции, был адвокатом. Консульская деятельность в Генуе также не способствовала творчеству, но в 1748 Гольдони окончательно избрал драматургию своей профессией и до 1762 регулярно создавал пьесы для театров родного города. За это время его недруги во главе с К.Гоцци окрепли настолько, что Гольдони счел за лучшее обосноваться в Париже в качестве драматурга при Итальянском театре. В 80 лет, когда Гольдони написал Мемуары (Mmoires), он жил в Версале на пенсию, положенную Людовиком XVI. Революция лишила драматурга и этого дохода.
Умер Гольдони в Версале 6 февраля 1793. Драматическое наследие Гольдони весьма обширно. Его перу принадлежит более 260 произведений самых разных жанров - трагедии, трагикомедии, комедии (в т.ч. импровизации), либретто опер, оперы-буфф, мелодрамы, романтические и поэтические драмы. Большую часть сочинений Гольдони составляет проза; некоторые написаны на итальянском языке, около дюжины - на венецианском диалекте, многое - на смеси литературного итальянского и диалекта. В целом ранние пьесы Гольдони (до 1748) и те, что он издал во Франции почти четверть века спустя, представляют собой комедии интриги и обладают относительно невысокой художественной ценностью. Напротив, в средний, или венецианский, период (1748-1762) из-под его пера вышло значительное число превосходных "характерных пьес", в основном и составивших литературную славу Гольдони. Среди шедевров этого периода - Семья антиквария (La Famiglia dell'antiquario), Кофейная (La Bottega del caffe), Трактирщица (La Locandiera), Самодуры (I Rusteghi), Новая квартира (La Casa nova) и Кьоджинские перепалки (Le Baruffe chiozzotte). Многие пьесы Гольдони построены по образцу комедии дель арте, самого популярного в то время на итальянской сцене жанра. Гольдони, однако, понемногу видоизменял этот жанр, избавляясь от его основных компонентов - импровизации, масок и устоявшихся шаблонных персонажей. Его нововведения положили начало комедии нравов, благодаря чему за Гольдони закрепилась слава "отца итальянской комедии".
ЛИТЕРАТУРА
Гольдони К. Мемуары Карло Гольдони, содержащие историю его жизни и его театра, тт. 1-2. Л., 1933 Реизов Б.Г. К. Гольдони, 1707-1793. Л. - М., 1957 Гольдони К. Комедии, тт. 1-2. Л. - М., 1959 Дзюба Т.К. Гольдони. Биобиблиографический указатель. М., 1959
Гольдони (Goldoni) Карло (1707 - 1793)
Итальянский драматург. Автор около 150 пьес.
Афоризмы, цитаты
Женщины всегда постоянее в ненависти, чем в любви.
Любовь под маской походит на огонь под пеплом.
Нет другого средства отомстить публике, как заставить ее рукоплескать вам.
Карло Гольдони.
ГОЛЬДОНИ (Goldoni) Карло (1707 - 93), итальянский драматург. Развивая традиции ренессансной комедии и театрально-драматическую технику комедии дель арте, осуществил просветительскую реформу итальянской драматургии и театра, принципы которой изложил, в частности, в комедии-манифесте "Комический театр" (1750), "Мемуарах..." (1784 - 87). Создал реалистическую "комедию характеров", выражающую демократические идеи третьего сословия; пьесы в прозе и стихах: "Слуга двух господ" (1745 - 53), "Хитрая вдова" (1748), "Трактирщица" (1753), "Кухарки" (1755), "Кьоджинские перепалки" (1762) и др.
прил. устар.
1. Относящийся к гольдам, связанный с ними.
2. Свойственный гольдам, характерный для них.
3. Принадлежащий гольдам.
го́льдский, го́льдская, го́льдское, го́льдские, го́льдского, го́льдской, го́льдских, го́льдскому, го́льдским, го́льдскую, го́льдскою, го́льдскими, го́льдском, го́льдск, го́льдска, го́льдско, го́льдски
Го́льдфаден Авром (1840-1908), еврейский драматург и поэт, создатель еврейского театра в России. В сатирических и юмористических пьесах (на идише) «Колдунья», «Рекруты» и др. широко использовал традиции народных представлений. Драма «Бар Кохба» (1882) об антиримском восстании 132-135 в Иудее; пьеса «Суламифь» (1880).
* * *
ГОЛЬДФАДЕН Авром - ГО́ЛЬДФАДЕН Авром (1840-1908), еврейский драматург и поэт, создатель еврейского театра в России. В сатирических и юмористических пьесах «Колдунья», «Рекруты» и других широко использовал традиции народных представлений. Драма «Бар Кохба» (1882) об антиримском восстании 132-135 в Иудее; пьеса «Суламифь» (1880).
ГОЛЬДФАДЕН Авром (1840-1908) - еврейский драматург и поэт, создатель еврейского театра в России. В сатирических и юмористических пьесах "Колдунья", "Рекруты" и других широко использовал традиции народных представлений. Драма "Бар Кохба" (1882) об антиримском восстании 132-135 в Иудее; пьеса "Суламифь" (1880).
Гольдфа́рб Яков Лазаревич (19011985), химик-органик, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1971). Работал в Институте органической химии АН СССР. Впервые исследовал (194552) таутомерные превращения в ряду α-аминопиридина. Предложил оригинальные методы синтеза тиофенов и фуранов. Разработал (195585) методы превращения производных тиофена в алифатические, циклоалифатические, а также в другие гетероциклические соединения. Внёс существенный вклад в химическое образование.
ГОЛЬДЦИЕР (Goldziher) Игнац (1850-1921) - венгерский арабист и исламовед, иностранный член-корреспондент РАН (1917; иностранный член-корреспондент Петербургской АН с 1897). Труды по истории ислама, арабской филологии, древнееврейской мифологии, фольклору арабов и древних евреев. Основоположник критической школы в исламоведении.
Го́льдциер Игнац (Goldziher) (1850-1921), венгерский арабист и исламовед, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1897), РАН (1917). Труды по истории ислама, арабской филологии, древнееврейской мифологии, фольклору арабов и древних евреев. Основоположник критической школы в исламоведении.
* * *
ГОЛЬДЦИЕР Игнац - ГО́ЛЬДЦИЕР (Goldziher) Игнац (22 июня 1850, Секешфехервар - 13 ноября 1921, Будапешт), венгерский востоковед, иностранный член-корреспондент РАН (1917); иностранный член-корреспондент Петербургской АН с 1897. Основоположник критической школы в исламоведении. Основные труды в области истории ислама (см. ИСЛАМ), арабской филологии, древнееврейской мифологии, фольклору арабов и древних евреев.
Воспитывался в глубоко религиозной еврейской семье. Свою первую научную работу («О происхождении и хронологии средневековой литургической поэзии», 1862) опубликовал в 12 лет. Учась в лицее, он одновременно три года занимался экстерном в Будапештском университете. Два года изучал семитскую филологию (см. СЕМИТСКИЕ ЯЗЫКИ) в Германии, после чего занимался исследованием арабских рукописей в Лейдене и Вене. В 1872 Гольдциер стал приват-доцент Будапештского университета по арабской филологии. В 1894 стал профессором. В 1873 - 1874 путешествовал по Египту, Палестине и Сирии. В 1876 Гольдциер был избран членом-корреспондентом Венгерской, а в 1897 Петербургской АН. В течение 30 лет он преподавал в Будапештском университете. С 1900 и до конца жизни Гольдциер был также профессором философии религии в Будапештской раввинской семинарии, а в 1904 он получил штатную должность профессора семитологии.
Гольдциер написал окло 700 работ в различных областях арабистики, исламоведения, еврейской литературы и еврейской философии, в частности - по истории эволюции ислама, истории мусульманской традиции, экзегетики и сект («Лекции об исламе», 1912). Был основоположником научной исламистики. Занимался исследованиями в области древнеарабской поэзии. По его предложению стала издаваться «Энциклопедия ислама» (на английском, французском и немецком языках, тт. 1 - 4, 1913 - 1936), он был одним из ее авторов и редакторов. До сих пор сохраняют научное значение его работы по иудаистике («Сущность и эволюция иудаизма», тт. 1-2, 1923 - 1924). Библиотека и обширная научная переписка Гольдциера были после его смерти приобретены Еврейской национальной и университетской библиотекой в Иерусалиме.
ГОЛЬДШМИДТ (Goldschmidt) Виктор Мориц (1888-1947) - норвежский геохимик, один из основоположников геохимии и кристаллохимии, иностранный член-корреспондент АН СССР (1925; иностранный член-корреспондент РАН с 1924). Автор первой геохимической классификации химических элементов (1924).
Го́льдшмидт Виктор Мориц (Goldschmidt) (1888-1947), норвежский геохимик, один из основоположников геохимии и кристаллохимии, иностранный член-корреспондент РАН (1924), АН СССР (1925). Автор первой геохимической классификации химических элементов (1924).
* * *
ГОЛЬДШМИДТ Виктор Мориц - ГО́ЛЬДШМИДТ (Goldschmidt) Виктор Мориц (1888-1947), норвежский геохимик (см. ГЕОХИМИЯ), один из основоположников геохимии и кристаллохимии (см. КРИСТАЛЛОХИМИЯ) , иностранный член-корреспондент АН СССР (1925; иностранный член-корреспондент РАН с 1924). Автор первой геохимической классификации химических элементов (1924).
ГОЛЬДШМИДТ Генрик - Го́льдшмидт Генрик, см. Корчак Януш (см. КОРЧАК Януш)
ГОЛЬДШТЕ́ЙН Бор. Эмм. (1921-87) - скрипач, педагог. Начал заниматься в Одессе у П. С. Столярского, продолжил занятия в Москве у А. И. Ямпольского в Особой дет. группе при Моск. конс., где учился у Л. М. Цейтлина, окончил у К. Г. Мостраса (1953). С 11 лет вел активную концертную деят-ность. Лауреат Всесоюзного (1933) и Междунар. конкурсов: им. Г. Венявского (Варшава, 1935) и им. Э. Изаи (Брюссель, 1937). Его игрой восхищались Я. Хейфец, Н. Мильштейн, Г. Пятигорский, Ж. Тибо, И. Сигетти. С 1941 - солист Моск. филармонии. В 1948-53 - преподаватель Муз. уч-ща при Моск. конс., с 1959 - Муз.-пед. уч-ща им. Гнесиных, где среди его учеников был З. Брон. Г. - первый исполнитель Концертного аллегро Глиэра, концерта О. Фельцмана, Концертной фантазии и посв. Г. сонаты № 2 Г. Фрида, концерта и сонаты А. Рзаева, Арии Г. Галынина, а также ред. б. 100 муз. произв. Его партнерами по ансамблю были A. Каплан, Я. Флиэр, Э. Селькина, B. Петрушанский, Н. Вальтер, И. Козловский, А. Гедике, Г. Баринова, Р. Баршай, Л. Евграфов. С 1974 жил в Германии (Ганновер), с 1976 - проф. Высш. муз. школы в г. Вюрцбурге. Успешно гастролировал в странах Зап. Европы с дочерью Ю. Гольдштейн-Манц, выступал с ведущими оркестрами мира. На последнем концерте в Израиле в 1987 продемонстрировал "безупречный вкус, блеск и законченность техники, своеобразие фразировки и артикуляции, неповторимое обаяние звука".
Лит.: Сорокер Я. П. Борис Гольдштейн. Иерусалим, 1989.
ГО́ЛЬДЫ, -ов, ед. гольд, -а, муж. Старое название нанайцев.
| жен. гольдка, -и.
| прил. гольдский, -ая, -ое.
ГО́ЛЬДЫ, -ов, мн (ед гольд, -а, м). То же, что нанайцы; люди, живущие в нижнем течении Амура.
// ж го́льдка, -и, мн род. -док, дат. -дкам.
Устаревшее русское наименование нанайцев «гольды» обязано своим возникновением соседям нанайцев - ульчам и орочам: в их языках нанайцы называются голды, гольдых (по Р. А. Агеевой).
ГО́ЛЬДЫ -ов; мн. Старое название нанайцев.
◁ Гольд, -а; м. Го́льдка, -и; мн. род. -док, дат. -дкам; ж. Го́льдский, -ая, -ое.
* * *
го́льды - устаревшее название нанайцев.
* * *
ГОЛЬДЫ - ГО́ЛЬДЫ, устаревшее название нанайцев (см. НАНАЙЦЫ).
-ов, мн. (ед. гольд, -а, м.; го́льдка, -и, мн. го́льдки, -док, -дкам, ж.).
Устарелое название нанайцев.