I нареч. качеств.
Исходя из интересов государства.
II предик.
Оценочная характеристика чьего-либо поведения, чьих-либо действий, поступков как определяющихся интересами государства.
I нареч. качеств.
Исходя из интересов государства.
II предик.
Оценочная характеристика чьего-либо поведения, чьих-либо действий, поступков как определяющихся интересами государства.
ГОСУДА́РСТВЕННО- Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: государственный. Государственно-кооперативный, государственно-общественный, государственно-политический, государственно-управленческий.
ГОСУДАРСТВЕННО-СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА (тоталитарные) -
централизованно управляемые социалистические общества, с командной экономикой, тотальным господством над всеми сферами жизни граждан, появившиеся в 20-м столетии после революций или движений, возглавляемых политическими партиями и твердо придерживающихся коммунистических или социалистических идей. Они разнообразны и включают СССР с 1917 по 1991 г.; большинство восточноевропейских стран с 1948 до 1989 г.; современную Китайскую Народную Республику, Кубу, Вьетнам, Анголу, Мозамбик, Эфиопию, Северную Корею, Монголию. Многие из них, однако, в настоящее время переживают бурные изменения, в связи с чем точная характеристика и классификация становятся все труднее.
Государственное двуязычие (Официальное двуязычие)
Тип двуязычия, при котором компонентами являются языки, имеющие в государственно-административном образовании статус государственных или официальных.
Тип двуязычия, компонентами которого являются языки, имеющие в данном государственно-административном образовании статус государственных или официальных. При этом социальная значимость подвидов Г.д., выделяемых в соответствии с тем, какой из государственных языков является первым компонентом двуязычия, а какой - вторым, может быть различной. Напр., финско-шведский и шведско-финский билингвизм в Финляндии не равнозначны в силу демографических и социокультурных условий в стране.
♦ билингвизм
См. также: Билингвизм, Государственный язык, Массовое двуязычие, Социальный билингвизм
Государственное жилищное строительство
(government housing), возведение жилья, к-рое распределяется и находится в ведении центр, или местного пр-ва. Как правило, оно предназначается для бедных слоев нас., но иногда предоставляется и др. категориям граждан, напр., военным или гос. служащим. Гос. участие в жилищном стр-ве началось в кон. 19 в. в некрых индустриальных странах, т.к. урбанизация привела к перенаселению, ставшему угрозой обществ, здоровью и порядку. В ком. гос-вах большая часть Г.ж.с. осуществлялась на гос. или кооперативной основе. Во всем мире такое стр-во значительно увеличило кол-во квартир для гор. нас. и повысило кач-во водоснабжения, канализации, электроснабжения, улучшило возможности подключения каждого домох-ва к коммуникациям. Тем не менее оно нередко подвергалось критике за убогий дизайн, плохое кач-во, неважную отделку, а иногда за произвол в распределении. Программы Г.ж.с. ориентированы в осн. на бедные слои, однако в развивающихся странах гос. жилье часто оказывается непригодным из-за удаленности от места работы, высокой квартирной платы, а также ограниченности жилплощади. Во мн. городах лачуг, наоборот, жилье находится неподалеку от места работы, а неформальные сооб-ва помогают бедным семьям выжить. Вследствие этого мн. пр-ва, приступающие к стр-ву жилья, ориентированного на нас. с низкими доходами, предпочитают заняться реконструкцией трущоб и улучшением условий в т.н. неформальных поселениях.
Госуда́рственное моско́вское совеща́ние - [12-15(25-28) августа 1917]. Созвано Временным правительством для объединения поддерживавших его сил. Председатель - А. Ф. Керенский. Присутствовало около 2500 делегатов: от Государственной и Городской дум, кооперации, торгово-промышленных кругов и банков, профсоюзов, земств, армии и флота, Советов крестьянских депутатов, ВЦИК и др. Выступавшие требовали ликвидации Советов, общественных организаций в армии, продолжения войны, восстановления смертной казни и т. д.
* * *
ГОСУДАРСТВЕННОЕ МОСКОВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ - ГОСУДА́РСТВЕННОЕ МОСКО́ВСКОЕ СОВЕЩА́НИЕ (12-15 августа 1917), созвано Временным правительством (см. ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО) для объединения поддерживающих его сил среди демократических и цензовых элементов российского общества.
Причины созыва совещания
Впервые мысль о необходимости создания какого-либо представительного совещательного органа в стране возникла в дни Апрельского кризиса (см. АПРЕЛЬСКИЙ КРИЗИС) Временного правительства. В это время стало ясно, что, отказавшись возобновить прерванную до апреля 1917 по царскому указу работу Государственной думы (см. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА Российской империи), правительство сосредоточило в своих руках всю законодательную, исполнительную, а отчасти и судебную власть. В условиях мощного демократического подъема в стране и неопределенности в сроках созыва Учредительного собрания (см. УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ) такая концентрация власти создавала очень неустойчивый механизм государственного управления. Для многих сторонников новой власти становилась ясна необходимость существования некоего представительного органа, который бы, с одной стороны, предоставлял членам правительства возможность публично объяснить мотивы своих действий, с другой, получить поддержку общества. Как писал в «Очерках русской смуты» А. И. Деникин (см. ДЕНИКИН Антон Иванович), «в годы русского безвременья, когда невозможно было нормальное народное представительство, во все периоды, и все правительства чувствовали потребность в каком-либо суррогате его, хотя бы для создания себе трибуны, для выхода накопившимся настроениям, для опоры и разделения нравственной ответственности».
Проект
Первым проект такого учреждения выдвинул член Временного комитета Государственной думы (см. ВРЕМЕННЫЙ КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ) В. В. Шульгин (см. ШУЛЬГИН Василий Витальевич). Он предусматривал создание совещательного органа «по типу предпарламента», в который вошли бы Временное правительство в полном составе, в равном количестве представители Государственной думы и Исполкома Петросовета. Предложения Шульгина не были поддержаны Временным правительством, которое рассчитывало получить более широкую поддержку общества, чем партий, представленных как в Думе, так и в Совете.
Одновременно члены Комитета московских общественных организаций (КМОО) Н. И. Астров, Н. М. Кишкин (см. КИШКИН Николай Михайлович) и близкий им по взглядам С. Н. Прокопович (см. ПРОКОПОВИЧ Сергей Николаевич) выдвинули идею созыва Государственного совещания. Этот проект нашел поддержку у главы правительства Г. Е. Львова (см. ЛЬВОВ Георгий Евгеньевич) и министров А. И. Коновалова и М. И. Терещенко (см. ТЕРЕЩЕНКО Михаил Иванович). По словам Кишкина, «отдельные члены правительства заявили о желательности Государственного совещания, ибо сейчас правительство не может опереться на авторитет Петроградского Совета рабочих депутатов, который не является выразителем воли всей страны». Проект КМОО признавал всех членов будущего Государственного совещания равными в своих правах и низводил как Думу, так и Совет до уровня пусть и влиятельнейших, но лишь отдельных корпораций. Эта идея встретила резкую критику в Исполкоме Московского Совета рабочих депутатов. В противовес проекту КМОО московские меньшевики потребовали созвать Всероссийский съезд Советов, который «объединит всю революционную демократию и явится авторитетным центром, … возьмет в свои руки контроль над правительством и поддержку его в тех случаях, когда оно будет идти по пути, указанному демократией».
Подготовка к созыву совещания
Создание коалиционного правительства с социалистами сделало проект КМОО временно неактуальным, но очередной кризис власти в июле вновь вызвал к жизни идею созыва совещательного парламента. 12 июля государственный контролер, октябрист И. В. Годнев предложил созвать подобное совещание из членов Государственной думы всех созывов, торгово-промышленных организаций, Московской и Петроградской городских дум, Академии наук и других научных организаций. Но министры-социалисты настояли на представительстве в нем и Советов. 31 июля Временное правительство решило «ввиду исключительности переживаемых событий и в целях единения государственной власти со всеми организованными силами страны» созвать Государственное совещание в Москве.
Ход подготовки к совещанию продемонстрировал глубокий раскол в обществе. 8-10 августа в Москве состоялось совещание общественных деятелей, представлявшее интересы торгово-промышленных, финансовых кругов, части генералитета и интеллигенции. Участники этого совещания открыто говорили о необходимости ликвидации Советов и создании правительства, способного раздавить революционное движение. Левые делегаты - участники Государственного совещания провели свое собрание в Москве 11 августа. Выступившие на нем лидеры Советов заявили о своем стремлении «добиться соглашения с живыми силами страны». ЦК РСДРП (большевиков) в своей резолюции от 6 августа расценил предстоящее совещание как заговор против революции и организовал всеобщую стачку рабочих Москвы, в которой участвовало свыше 400 тыс. рабочих. 12 августа в Москве на один день остановились фабрики, заводы, электростанции, трамвайные депо, мастерские.
Речь Керенского
В такой обстановке глава Временного правительства открыл работу Государственного совещания, на которое прибыло около 2600 участников - члены Государственной думы и Советов, кооперации и профсоюзов, городских дум и земских учреждений, армии и флота, торгово-промышленных кругов и научных организаций, национальных организаций, творческой интеллигенции и духовенства.
С программной речью выступил А. Ф. Керенский (см. КЕРЕНСКИЙ Александр Федорович). Он охарактеризовал положение в стране спустя полгода после Февральской революции следующими словами: «Голодающие города, все более и более расстраивающийся транспорт…, падение производительности в промышленной и заводской работе, открытый отказ поддерживать государство великими жертвами имущества и достояния своего со стороны многоимущих и многим владеющих привело к тому, что падение производительности, т. е. расхищение, исчезновение национальных богатств и орудий защиты и творчества, одновременно сопровождается опустошением государственной казны и великим финансовым и денежным кризисом. … Недоверие к власти, неуменье творчески работать, стремление только разлагать и только критиковать, восторг и наслажденье не от творчества, не от подчинения своих личных желаний и иногда партийных интересов железному закону государственного уклада и государственной необходимости, - не в этом свободные русские граждане черпают для себя вдохновение и великий восторг творчества, а только в разрушении, только в новой критике, только в стремлении каждую творческую попытку, если она в чем-нибудь не совпадает с абсолютным желанием той или другой группы, превращать в средство нового разрушения и в средство нового распыления России». Далее Керенский заявил, что власть намерена восстановить в стране порядок «со всей силою принудительного аппарата государственной власти». На следующий день состоялась острая дискуссия, итогом которой стала, в частности, декларация левого меньшинства, оглашенная на следующий день Н. С. Чхеидзе (см. ЧХЕИДЗЕ Николай Семенович), в которой левые согласились предоставить правительству права на осуществление в стране «исключительных мероприятий».
Мнение военной верхушки
Главным событием 14 августа стало выступление Верховного главнокомандующего Л. Г. Корнилова (см. КОРНИЛОВ Лавр Георгиевич). Совершенно определенно генерал заявил, что критическое состояние вооруженных сил - «прямое следствие того неслыханного развала, до которого довели нашу армию, когда-то славную и победоносную, влияние извне и неосторожные меры для ее реорганизации». Он привел примеры жестоких убийств офицеров, отказов целых соединений от выполнения боевых приказов, массового дезертирства и говорил о возможном падении Риги, после чего дорога на Петроград будет открыта. Спасти положение могут, по словам генерала, восстановление дисциплины, поднятие авторитета и престижа офицеров, ограничение функций армейских комитетов.
То, что по политическим и тактическим соображениям не мог сказать Корнилов, произнес на совещании только что избранный атаманом Донского казачества А. М. Каледин (см. КАЛЕДИН Алексей Максимович). Он призвал Временное правительство «освободиться наконец в деле государственного управления и строительства от давления партийных и классовых организаций, вместе с другими причинами, приведших страну на край гибели» и под бурные крики справа «правильно!», «браво», Каледин потребовал упразднения всех Советов и комитетов, как на фронте, так и в тылу, запрещения всех митингов, собраний и т. д.
Неутешительные итоги
В ночь с 15 на 16 августа Государственное совещание закончилось бессвязной речью Керенского. Итоги и значение совещания оказались противоречивыми для всех его участников. Не смогли объединиться на единой платформе даже правые, имевшие на совещании незначительное большинство. Корнилов лишний раз убедился в слабости правительства, его низком авторитете, что укрепило его в мысли добиваться установления диктаторской власти. Эсеро-меньшевистские лидеры Советов, уступив правым, еще стремительнее стали терять влияние среди рабочих, солдат и крестьян.
Не сработал главный принцип, положенный в основу Государственного совещания, - принцип уравновешивания демократических и цензовых элементов, так как он не отражал реальную расстановку сил в стране. В дни Корниловского (см. КОРНИЛОВСКИЙ МЯТЕЖ) мятежа ЦИК Советов принял предложение меньшевиков о созыве нового совещания, но уже «из демократических элементов».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ МОСКОВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО - совокупность правовых норм, регламентирующих систему и принципы формирования и деятельности органов власти, избирательную систему, права и свободы граждан. Основной источник государственного права - конституция. В литературе и в ряде зарубежных стран, как правило, используется термин "конституционное право".
бел. комплекс установленных государством мер, направленных на материальное обеспечение условий для реализации основных прав и удовлетворения жизненно важных нужд и потребностей детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(ст. 1 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 73-З "О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006г., №2, 2/1170).)
полное государственное обеспечение
помещение детей на государственное обеспечение
Госуда́рственное пра́во - см. Конституционное право.
* * *
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО - ГОСУДА́РСТВЕННОЕ ПРА́ВО, совокупность правовых норм, регламентирующих систему и принципы формирования и деятельности органов власти, избирательную систему, права и свободы граждан, основы социально-экономического, политического и территориального устройства государства. Основной источник государственного права - конституция. Термин «государственное право» используется в основном в Российской Федерации и немецкоязычных странах; в других странах чаще пользуются термином «конституционное право».
конституция.
узурпация - противозаконное присвоение чужих прав.
узурпатор. узурпировать.
государственный преступник.
Государственное регулирование
(regulation), использование гос. власти для ограничения в обществ. интересах деят-ти коммерч. предприятий, обществ, орг-ций и членов проф. союзов. Обычно Г.р. считается необходимым, когда функционирование рынка не обеспечено достаточной защитой; его цели: не давать предприятиям перекладывать социальные издержки на др. (напр., как это бывает при выбросе неочищенных хим. отходов); защитить потребителей от господства или монополии производителей; ликвидировать информационный дисбаланс между некомпетентным потребителем (напр., мед. или финанс. услуг) и профессионалами, предоставляющими эти услуги. Г.р. используется также для упорядочения рынка в таких областях, как авиаперевозки и банковская сфера. Структурное регулирование определяет, каким фирмам или лицам (либо каким категориям тех и др.) разрешается заниматься опред. видами деят-ти; применяются такие меры, как ограничение доступа или требование проф. квалификации. Регулирование деят-ти осуществляется с целью контроля над ней, напр., введением законов против монополистической деят-ти. Опасения чрезмерности Г.р., особенно в области транспорта и телекоммуникаций, вызывает попытки отмены Г.р. Нек-рые аналитики считают, что это скорее следует расценивать как смещение акцента со структурного регулирования на регулирование деятти (как это происходит, напр., в Г.р. финансов в Великобритании). Регулирование может осуществляться спец. учреждениями (такими, как Комиссия по ценным бумагам и биржевой деят-ти в США) или орг-циями самоуправления, создаваемыми профсоюзами для контроля за своими членами и поддержания дисциплины.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ - ГОСУДА́РСТВЕННОЕ СОБРА́НИЕ, название однопалатного парламента (см. ПАРЛАМЕНТ) в Венгрии и Эстонии, а также законодательного, представительного и контрольного органа в ряде республик в составе Российской Федерации (Алтае, Башкирии, Мордовии, Адыгеи, Бурятии, Дагестане, Ингушетии).
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО - ГОСУДА́РСТВЕННОЕ УСТРО́ЙСТВО, конституционно-правовой институт, система органов государственной власти, их компетенции, взаимоотношений, нормы порядка формирования властных органов, административно-территориального устройства. Как правило, нормы государственного устройства содержатся определяются конституцией. В Бразилии аналогичный институт называется Организация государства, в Узбекистане - Организация государственной власти.
форма государственного устройства - организация территории, порядок взаимоотношений центральной, региональных и местных властей.
унитарное государство. уния. унитаризм. унитарный.
федерация. федерализм. федеративный. федеральный.
конфедерация - союз государств, каждое из которых обладает суверенитетом.
Государственное устройство Великобритании
(UK government), либеральная Демократия, основанная на системе представительного парламентского правления. Главой государства является конституц. наследственный монарх, от имени к-рого действует пр-во (корона, прерогативы короны), но не обладающий реальной полиг. властью. В стране отсутствует как таковая конституция: конституц. право основано гл.об. на законотворческой деят-ти по конкретным вопросам (напр., по периодичности проведения выборов), правовым решениям и обычаям, представляющим собой неписаные правила из предшествующей практики. 3аконодательную власть осуществляет двухпалатный парламент (двухпалатное собрание): избираемая всеобщим голосованием первая палата (палата общин) и неизбираемая вторая палата (палата лордов). Уже более ста лет брит, пр-во опирается в своей деят-ти на полит партии, и большую часть этого периода в стране существует двухпартийная система. Парламент действует в рамках четко отработанной схемы противоборства. Лидер большинства в палате общин становится премьср-министром, формирующим пр-во из членов своей партии. Вторая по числ. целостная группировка формирует конституционно признанную, офиц. оппозицию. Институционально все важнейшие функции в пр-ве осуществляются централизованными мин-вами, каждое из к-рых возглавляет мин. и в к-рых работают назначенные на свои посты гос. служащие. Ограниченная функциональная децентрализация вывела из столицы мн. мин-ва, занимающиеся трудовыми взаимоотношениями. Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия пользуются в наст, время ограниченной адм. автономией, однако Великобритания остается унитарным государством с традиц. акцентом на законодат. верховенстве парламента. В стране существует два уровня местного самоуправления - графство и округ (или р-н), каждый из к-рых имеет собственный избираемый совет, назначающий чиновников на адм. службы и обладающий полномочиями утверждать второстепенные законопроекты в форме постановлений.
Госуда́рственной безопа́сности о́рганы - в Советском государстве в 1917-91. В декабре 1917 СНК создал «Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем» (ВЧК) с большими полномочиями, в основном репрессивного характера. С февраля 1918 на основании декрета СНК «Социалистическое Отечество в опасности» ВЧК получила чрезвычайные полномочия и стала применять суровые карательные меры (вплоть до расстрела на месте). Право ВЧК применять высшую меру без суда и следствия подтверждено постановлением СНК от 5 сентября 1918 «О красном терроре». В марте 1920 полномочия ВЧК ограничены предварительным расследованием. В феврале 1922 ВЧК упразднена, часть функций передана судебным органам, часть - образованному в составе НКВД РСФСР Государственному политическому управлению (ГПУ). В 1923 создано Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР, которому были подчинены также пограничные войска. В 1934 ОГПУ упразднено и создано Главное управление государственной безопасности (ГУГБ) в системе НКВД СССР. В 30-е гг. в ведение органов государственной безопасности переданы исправительные учреждения и создана система так называемых исправительно-трудовых лагерей (см ГУЛАГ). В феврале 1941 на основе НКВД СССР образованы Наркомат внутренних дел СССР (НКВД) и Наркомат государственной безопасности СССР (НКГБ). В июле 1941 наркоматы объединены в единый НКВД СССР, в апреле 1943 вновь разделены. В марте 1946 НКВД СССР и НКГБ СССР переименованы соответственно в Министерство внутренних дел СССР (МВД) и Министерство государственной безопасности СССР (МГБ), которые в марте 1953 объединены в МВД СССР. В марте 1954 образован союзно-республиканский Комитет государственной безопасности (КГБ) при СМ СССР (с 5 июля 1978 КГБ СССР). В ноябре 1991 КГБ СССР преобразован в Межреспубликанскую службу безопасности (МСБ), Центральную службу разведки СССР и Комитет по охране государственных границ СССР.
После распада СССР (декабрь 1991) государственной безопасности органы подвергались неоднократным реорганизациям. К концу 90-х гг. в Российской Федерации на базе бывшего КГБ образованы самостоятельные федеральные органы: Служба внешней разведки (СВР), Федеральная служба безопасности (ФСБ), Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ), а также Служба специальных объектов при Президенте Российской Федерации. Они являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации; в их функции входит в пределах их полномочий обеспечение безопасности личности, общества и государства.
ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНЫ - в Советском государстве в 1917-91. В декабре 1917 Совет Народных Комиссаров создал "Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем" (ВЧК) с большими полномочиями, в основном репрессивного характера. С февраля 1918 на основании декрета СНК "Социалистическое Отечество в опасности" ВЧК получила чрезвычайные полномочия и стала применять суровые карательные меры (вплоть до расстрела на месте). Право ВЧК применять высшую меру без суда и следствия подтверждено постановлением СНК от 5 сентября 1918 "О красном терроре".
В марте 1920 полномочия ВЧК ограничены предварительным расследованием. В феврале 1922 ВЧК упразднена, часть функций передана судебным органам, часть - образованному в составе НКВД РСФСР Государственному политическому управлению (ГПУ). В 1923 создано Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР, которому были подчинены также пограничные войска. В 1934 ОГПУ упразднено и создано Главное управление государственной безопасности (ГУГБ) в системе НКВД СССР. В 30-е гг. в ведение органов государственной безопасности переданы исправительные учреждения и создана система т. н. исправительно-трудовых лагерей (см. ГУЛАГ). В феврале 1941 на основе НКВД СССР образованы Наркомат внутренних дел СССР (НКВД) и Наркомат государственной безопасности СССР (НКГБ). В июле 1941 наркоматы объединены в единый НКВД СССР, в апреле 1943 вновь разделены. В марте 1946 НКВД СССР и НКГБ СССР переименованы соответственно в Министерство внутренних дел СССР (МВД) и Министерство государственной безопасности СССР (МГБ), которые в марте 1953 объединены в МВД СССР. В марте 1954 образован союзно-республиканский Комитет государственной безопасности (КГБ) при СМ СССР (с 5 июля 1978 КГБ СССР). В ноябре 1991 КГБ СССР преобразован в Межреспубликанскую службу безопасности (МСБ), Центральную службу разведки СССР и Комитет по охране государственных границ СССР. С прекращением существования СССР (декабрь 1991) вопросы государственной безопасности целиком относятся к компетенции государств - членов Содружества Независимых Государств (СНГ). На органы государственной безопасности возлагались в основном функции разведки, контрразведки, борьбы с экономическим саботажем и др., эти же органы осуществляли политику массовых репрессий, организовывали политические процессы против "врагов народа", вели следствие и создавали фальсифицированные дела по т. н. контрреволюционным преступлениям (ст. 58 УК РСФСР), преследовали инакомыслящих. В Российской Федерации в декабре 1993 Министерство безопасности упразднено и создана Федеральная служба контрразведки Российской Федерации.
ж.
1. Государственное устройство общества.
2. Приверженность принципам государственного устройства общества или какого-либо государственного строя.
Государственность
-и, только ед., ж.
1) Этап в развитии государства.
Государственность древних славян.
Общенародная государственность.
Синонимы:
госуда́рство
2) Система органов государственного аппарата.
Совершенствовать российскую государственность.
Синонимы:
госуда́рственный аппара́т, о́рганы госуда́рственной вла́сти
3) Способ осуществления государственной власти.
Демократическая государственность.
Синонимы:
полити́ческий режи́м
Этимология:
Собственно русское слово, производное от государственный. см. государство.
ГОСУДА́РСТВЕННОСТЬ, -и, ж То же, что строй.
Фашисты были уверены, что германская государственность является форпостом цивилизации в Европе.
-и, ж.
Государственный строй, государственная организация.
--- диктатура пролетариата есть власть одного класса, берущего в свои руки весь аппарат новой государственности ---. Ленин, О задачах III Интернационала.
[Иван Грозный] основал единое русское государство и единую государственность с новыми порядками и новыми задачами огромного размаха. А. Н. Толстой, Родина.
госуда́рственность, госуда́рственности, госуда́рственностей, госуда́рственностям, госуда́рственностью, госуда́рственностями, госуда́рственностях
- Состояние развития нации или другого крупного общественного образования, сумевшего создать собственную властно-политическую организацию, обладающую суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающую правовой порядок на определённой территории.