ГОЦ - южн., зап. гоп, скок, прыг. Скажешь гоц, як перескочишь.
гоц абрам рафаилович
Энциклопедический словарь
Гоц Абрам Рафаилович (1882-1940), политический деятель, эсер, с 1906 член Боевой организации, в 1907-17 на каторге и в ссылке. Брат М. Р. Гоца. С июня 1917 заместитель председателя ВЦИК, избран на 1-м съезде Советов. После Октябрьской революции председатель «Комитета спасения родины и революции», организатор ряда антисоветских вооружённых выступлений. В 1922 осуждён Верховным революционным трибуналом, амнистирован; на хозяйственной работе. Неоднократно подвергался арестам и ссылке, погиб в лагере.
* * *
ГОЦ Абрам Рафаилович - ГОЦ Абрам Рафаилович (1882-1940), российский революционер, эсер (см. СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ ПАРТИЯ), с 1906 член Боевой организации, в 1907-1917 на каторге и в ссылке. Брат М. Р. Гоца (см. ГОЦ Михаил Рафаилович) . С июня 1917 заместитель председателя ВЦИК, избран на Первом съезде Советов. После Октябрьской революции председатель «Комитета спасения родины и революции», организатор антисоветских мятежей. В 1922 осужден Верховным революционным трибуналом, амнистирован; на хозяйственной работе. Неоднократно подвергался репрессиям.
Большой энциклопедический словарь
ГОЦ Абрам Рафаилович (1882-1940) - эсер, с 1906 член Боевой организации, в 1907-17 на каторге и в ссылке. Брат М. Р. Гоца. С июня 1917 заместитель председателя ВЦИК, избран на 1-м съезде Советов. После Октябрьской революции председатель "Комитета спасения родины и революции", организатор антисоветских мятежей. В 1922 осужден Верховным революционным трибуналом, амнистирован; на хозяйственной работе. Неоднократно подвергался репрессиям.
Полезные сервисы
гоц мих. рафаилович
Гуманитарный словарь
ГОЦ Мих. Рафаилович (1866-1906) - полит. деятель. Гимназистом участвовал в деят-ности народовольческих кружков в Москве (1885). Учился в Моск. ун-те. В 1886 за участие в группе "Нар. воли" арестован и сослан в адм. порядке в Вост. Сибирь. В марте 1889 во время вооруж. столкновения между ссыльными и солдатам в Якутске был ранен и приговорен к каторжным работам. В 1899 вернулся в европ. Россию, вскоре выехал в Париж, потом в Женеву. Один из учредителей партии эсеров. В эмиграции участвовал в создании ж. "Вестник рус. рев-ции" и газ. "Рев. Россия" - центр. органа партии эсеров; входил в состав ее ЦК со дня основания, внес большой вклад в ее теоретич., изд.-лит. и организац. деят-ность. В 1903 арестован в Неаполе по требованию рос. пр-ва, заключен в тюрьму, где тяжело болел, после освобождения разбит параличом, но и прикованный к постели продолжал руководить парт. делами. 26 авг. 1906 Г. скончался в Берлинском хирургич. госпитале.
Лит.: Шишко Л. Э. М. Р. Гоц (памяти дорогого друга) // Былое. 1906. № 11; Еремин А. И. Судьба Михаила Гоца // Вопросы истории. 1998. № 2.
М. Р. Гоц

Полезные сервисы
гоц михаил рафаилович
Энциклопедический словарь
Гоц Михаил Рафаилович (1866-1906), политический деятель. Брат А. Р. Гоца. С 1884 член народовольческих организаций. В 1886-98 в тюрьме, ссылке и на каторге. С 1900 в эмиграции; один из организаторов и руководителей партии эсеров; член Заграничного комитета, представитель ЦК партии за границей и Боевой организации эсеров в ЦК. Финансировал издание журнала «Вестник русской революции» и газета «Революционная Россия».
* * *
ГОЦ Михаил Рафаилович - ГОЦ Михаил Рафаилович (1866-1906), российский политический деятель. Брат А. Р. Гоца (см. ГОЦ Абрам Рафаилович) . С 1884 член народовольческих организаций. В 1886-98 в тюрьме, ссылке и на каторге. С 1900 в эмиграции; один из организаторов и руководителей партии эсеров; член Заграничного комитета, представитель ЦК партии за границей и Боевой организации эсеров в ЦК. Финансировал издание журнала «Вестник русской революции» и газеты «Революционная Россия».
Большой энциклопедический словарь
ГОЦ Михаил Рафаилович (1866-1906) - политический деятель. Брат А. Р. Гоца. С 1884 член народовольческих организаций. В 1886-98 в тюрьме, ссылке и на каторге. С 1900 в эмиграции; один из организаторов и руководителей партии эсеров; член Заграничного комитета, представитель ЦК партии за границей и Боевой организации эсеров в ЦК. Финансировал издание журнала "Вестник русской революции" и газету "Революционная Россия".
Полезные сервисы
гоцинский нажмутдин
Энциклопедический словарь
Гоци́нский Нажмутдин (1859, по другим данным 1865 - 1925), политический деятель, землевладелец. С мая 1917 муфтий Северного Кавказа; член Центрального комитета Союза объединённых горцев Кавказа. С конца 1917 именовал себя имамом Северного Кавказа. В 1918-19 возглавлял отряды, захватившие Петровск-Порт. В 1920-21 руководитель антисоветского выступления в Дагестане. Расстрелян большевиками.
* * *
ГОЦИНСКИЙ Нажмутдин - ГОЦИ́НСКИЙ Нажмутдин (1859-1925), землевладелец. С кон. 1917 имам (см. ИМАМ) Северного Кавказа. В 1918-19 возглавлял отряды, захватившие Петровск-Порт. В 1920-21 руководитель антисоветского выступления в Дагестане. Расстрелян.
Большой энциклопедический словарь
ГОЦИНСКИЙ Нажмутдин (1859-1925) - землевладелец. С кон. 1917 имам Северного Кавказа. В 1918-19 возглавлял отряды, захватившие Петровск-Порт. В 1920-21 руководитель антисоветского выступления в Дагестане. Расстрелян.
Полезные сервисы
гоцо
гоцци
гоцци (gozzi) гаспаро
Большой энциклопедический словарь
ГОЦЦИ (Gozzi) Гаспаро (1713-86) - итальянский писатель и критик. Брат К. Гоцци. Один из зачинателей национальной журналистики. Стихотворные сатиры ("Послания", 1745-81) и пародии ("Приятные стихи современного автора", 1751; "Семейные письма", 1755), рассказы, пьесы, критические эссе.
Полезные сервисы
гоцци (gozzi) карло
Большой энциклопедический словарь
Го́цци (Gozzi) Карло (1720-1806), итальянский драматург. Брат Г. Гоцци. Создал новый жанр - театральную сказку (фьяба), соединив элементы комедии дель арте с мотивами фольклора: «Любовь к трём апельсинам» (1761), «Король-олень» (1762), «Турандот» (1762) и др. Поэтичность, яркость и оптимизм народно-сказочной фантастики нейтрализуют «строгую мораль» фьяб и идейный консерватизм Гоцци, отвергавшего просветительскую идеологию, идейно-эстетическая полемика с которой отразилась в книге «Чистосердечное рассуждение и подлинная история происхождения моих десяти сказок для театра» (1772) и автобиографических «Бесполезных мемуарах» (1797) о жизни театральной Венеции. Трагикомедии (всего 23) в манере испанской «комедии плаща и шпаги».
Полезные сервисы
гоцци гаспаро
Энциклопедический словарь
Го́цци Гаспаро (Gozzi) (1713-1786), итальянский писатель и критик. Брат К. Гоцци. Один из зачинателей национальной журналистики. Стихотворные сатиры («Послания», 1745-81) и пародии («Приятные стихи современного автора», 1751; «Семейные письма», 1755), рассказы; пьесы, критические эссе.
* * *
ГОЦЦИ Гаспаро - ГО́ЦЦИ (Gozzi) Гаспаро (1713-86), итальянский писатель и критик. Брат К. Гоцци (см. ГОЦЦИ Карло) . Один из зачинателей национальной журналистики. Стихотворные сатиры («Послания», 1745-81) и пародии («Приятные стихи современного автора», 1751; «Семейные письма», 1755), рассказы, пьесы, критические эссе.
Полезные сервисы
гоцци карло
Энциклопедический словарь
Го́цци Карло (1720-1806), итальянский поэт и драматург. Брат Г. Гоцци. Создал новый жанр - театральную сказку (фьяба), соединив приёмы комедии дель арте с мотивами фольклора: «Любовь к трём апельсинам» (1761), «Король-олень» (1762), «Турандот» (1762) и др., отмеченные изяществом, поэтичностью, яркостью и оптимизмом народно-сказочной фантастики, содержат комический и пародийный элементы. Трагикомедии в манере испанской «комедии плаща и шпаги»; «Бесполезные мемуары» (1797) о жизни театральной Венеции.
* * *
ГОЦЦИ Карло - ГО́ЦЦИ Карло (1720-1806), итальянский драматург. Брат Г. Гоцци (см. ГОЦЦИ Гаспаро) . Сказки (фьябы) для театра с мотивами фольклора и элементами комедии дель арте (см. КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ): «Любовь к трем апельсинам» (1761), «Король-олень» (1762), «Турандот» (1762) и др.; трагикомедии в манере испанской «комедии плаща и шпаги»; «Бесполезные мемуары» (1797) о жизни театральной Венеции.
Большой энциклопедический словарь
ГОЦЦИ Карло (1720-1806) - итальянский драматург. Брат Г. Гоцци. Сказки (фьябы) для театра с мотивами фольклора и элементами комедии дель арте: "Любовь к трем апельсинам" (1761), "Король-олень" (1762), "Турандот" (1762) и др.; трагикомедии в манере испанской "комедии плаща и шпаги"; "Бесполезные мемуары" (1797) о жизни театральной Венеции.
Энциклопедия Кольера
ГОЦЦИ Карло (Gozzi, Carlo)
(1720-1806), итальянский драматург. Родился 13 декабря 1720 в Венеции. Получил домашнее образование. В возрасте 16 лет отправился на воинскую службу в Далмацию, три года спустя вернулся на родину. Аристократ и консерватор по натуре, Гоцци выступал против любых литературных новаций. В 1757 в комическом альманахе Парусник власти (La Tartana degli influssi) и в 1761 в Причуднице Марфизе (La Marfisa bizarra), поэме-сатире на венецианское общество, он выступил с нападками на К.Гольдони и П.Кьяри, которые в своих пьесах отказывались от традиционной комедии дель арте с ее персонажами-масками и отдавали предпочтение реализму. Воскрешая традиционную комедию масок, Гоцци написал ряд сказочных пьес, названных им "фьябами". В основу их сюжетов легли детские сказки; сами пьесы отличаются необычностью обстановки, чудесными превращениями и наличием знакомых персонажей-масок - Панталоне, Труффальдино и др. Поставленная с оглушительным успехом 25 января 1761 Любовь к трем апельсинам (L'amore delle tre melarance) легла впоследствии в основу оперы С.Прокофьева (1921). Всего Гоцци сочинил 10 сказок-фьяб, в т.ч. Ворон (Il Corvo, 1761), Турандот (Turandot, 1762) и Зеленая птичка (L'augellin belverde, 1765). Шиллеровская обработка Турандот позднее легла в основу оперы Дж.Пуччини. Эти пьесы, отмеченные воображением и драматургическим талантом автора, все же в значительной степени обязаны своим эффектом игре актеров. Впоследствии Гоцци писал комедии в духе испанской "комедии плаща и шпаги". Около 1780 начал работу над мемуарами, озаглавленными им самим Бесполезные воспоминания (Memorie inutili, 1797). Это произведение воссоздает яркую картину венецианской жизни и схваток, участником которых был Гоцци.
Умер Гоцци 4 апреля 1806.
ЛИТЕРАТУРА
Гоцци К. Сказки для театра. М., 1989
Полезные сервисы
гоцци, карло
Иллюстрированный энциклопедический словарь

Карло Гоцци.
ГОЦЦИ (Gozzi) Карло (1720 - 1806), итальянский поэт и драматург. Создал новый жанр - театральную сказку (фьяба), соединив приемы комедии дель арте с мотивами фольклора: "Любовь к трем апельсинам" (1761), "Король-олень", "Турандот" (обе 1762) и др., отмеченные изяществом, поэтичностью, яркостью и оптимизмом народно-сказочной фантастики, содержат комический и пародийный элемент. Автобиография "Бесполезные мемуары" (1797). Трагикомедии в манере испанской "комедии плаща и шпаги".
Полезные сервисы
гоццоли (gozzoli) беноццо
Большой энциклопедический словарь
ГОЦЦОЛИ (Gozzoli) Беноццо (1420-97) - итальянский живописец. Представитель раннего Возрождения. Поэтически сказочная, светская трактовка религиозных сюжетов, декоративная красочность сочетаются с условным построением пространства (фреска "Шествие волхвов", дворец Медичи - Риккарди во Флоренции, 1459).
Полезные сервисы
гоццоли беноццо
Энциклопедический словарь
Го́ццоли Беноццо (Gozzoli) (1420-1497), итальянский живописец Раннего Возрождения. Поэтически сказочная, светская трактовка религиозных сюжетов, декоративная красочность сочетаются с условным «ковровым» построением пространства (фреска «Шествие волхвов», дворец Медичи - Риккарди во Флоренции, 1459).
* * *
ГОЦЦОЛИ Беноццо - ГО́ЦЦОЛИ (Gozzoli; наст. фам. ди Лезе) Беноццо (ок. 1420-1422, Флоренция - 4 ноября 1497, Пистойя), итальянский художник, один из видных живописцев кватроченто (см. КВАТРОЧЕНТО).
Происхождение имени «Гоццоли» неясно (впервые его употребляет Дж. Вазари (см. ВАЗАРИ Джорджо) во 2-м издании своих знаменитых «Жизнеописаний художников», 1568). Учился, скорее всего, в мастерской фра Анджелико (см. АНДЖЕЛИКО) (1440-е), поскольку рука Гоццоли прослеживается (на основании стилистических аналогий) в некоторых фресках флорентийского монастыря Сан-Марко, где Анджелико тогда работал. Вместе с Л. Гиберти (см. ГИБЕРТИ Лоренцо) участвовал (с 1445) в украшении восточных дверей баптистерия флорентийского собора. Работал также в других городах Средней Италии (Рим, Орвьето, Монтефалько, Витербо, Сан-Джиминьяно, Пиза, Пистойя).
Писал алтарные образы («Богоматерь с младенцем на троне со святыми и ангелами», 1461), но известен прежде всего как мастер настенных росписей. Его произведения выглядят не столь новаторскими как работы Уччелло (см. УЧЧЕЛЛО Паоло) или Мазаччо (см. МАЗАЧЧО), но свидетельствуют о замечательном таланте рассказчика, умеющего тонко увязать нить повествования с общей иконографической программой и структурой интерьера. Главный шедевр Гоццоли - фрески в капелле палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (1459-61): это единая, занимающая целых три стены сцена Путешествия волхвов, - что же касается цели их пути (т. е. Богоматери, поклоняющейся младенцу Христу), то она представлена на четвертой стене в алтарном образе (и сам этот образ и обрамляющая его фреска с ангелами написаны тем же мастером). Яркий и звучный колорит с золотыми вкраплениями превращает путешествие кудесников с Востока в праздничную процессию, не лишенную, благодаря искусно скомпонованному пейзажу, элемента авантюрности: многолюдная процессия (куда Гоццоли по обычаю того времени включил портреты современников, членов семейства Медичи), то скрывается в скалистом ущелье, то вновь выезжает в цветущую долину.
Особо примечателен также полный живых деталей цикл росписей «Житие блаженного Августина» в хоре церкви Сан-Агостино в Сан-Джиминьяно (1463-65). Вплоть до 1484 Гоццоли много работал в пизанском Кампосанто (крытое кладбище), но эти фрески сохранились лишь фрагментарно.
Энциклопедия Кольера
ГОЦЦОЛИ Беноццо (Gozzoli, Benozzo)
(1420-1497), флорентийский художник эпохи Возрождения. Его настоящее имя Беноццо ди Лезе ди Сандро (Benozzo di Lese di Sandro); фамилия Гоццоли впервые появилась во втором издании Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих Вазари. Родился во Флоренции. С 1444 в течение трех лет помогал скульптору Лоренцо Гиберти при создании рельефов восточных (т.н. Райских) дверей Флорентийского баптистерия. В 1447 работал вместе с Фра Анджелико над фресками капеллы папы Николая V в Ватикане и капеллы Сан Брицио в соборе Орвьето. Работа с Фра Анджелико оказала большое влияние на все искусство Беноццо, которое даже в последние годы жизни мастера оставалось в русле готического стиля, несмотря на то, что в флорентийской живописи этого времени уже преобладали ренессансные тенденции. Гоццоли известен прежде всего как мастер фрески. Наиболее известные из выполненных им циклов - росписи, посвященные жизни св. Франциска (Монтефалько, 1450-1452), Шествие волхвов (Флоренция, палаццо Медичи-Риккарди, 1459), сцены из жизни св. Августина (Сан Джиминьяно, 1463-1465) и изображения на Ветхозаветные сюжеты (Кампосанто, Пиза, 1467-1485). Помимо работы по заказам Медичи, деятельность Гоццоли протекала главным образом за пределами Флоренции. Его перегруженные деталями и фигурами композиции, исполненные в манере, сильно напоминающей произведения мастеров треченто, не могли конкурировать с полными ясности и внутренней энергии творениями ведущих флорентийских живописцев его времени. После 1467 он жил в Пизе. Умер Гоццоли в Пистойе 4 октября 1497.
ЛИТЕРАТУРА
Ачидини Лукинат К. Беноццо Гоццоли. М., 1996