Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

драгоценные и поделочные камни

Энциклопедический словарь

ДРАГОЦЕННЫЕ И ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ - ДРАГОЦЕ́ННЫЕ И ПОДЕ́ЛОЧНЫЕ КА́МНИ, минералы, используемые для изготовления украшений и художественных изделий. Основными критериями для отнесения минерала к драгоценным и поделочным служат красота (цвет, блеск, прозрачность, «игра», иризация (см. ИРИЗАЦИЯ), опалесценция (см. ОПАЛЕСЦЕНЦИЯ), рисунок и др.), прочность (твердость - для сохранения качества огранки и полировки, вязкость - для устойчивости изделия и др.). Встречаются в природе редко; большие экономические затраты на поиски, добычу, обработку и огранку камней определяют их высокую стоимость. Делятся на: собственно драгоценные камни (самоцветы) - прозрачные, твердые (св. 7 по шкале Мооса (см. МООСА ШКАЛА)), цветные или бесцветные с ярким блеском, идущие после огранки (см. ОГРАНКА) на изготовление дорогих ювелирных изделий, и поделочные цветные камни - полупросвечивающие или непрозрачные, с красивой окраской, рисунком или включениями, используемые для художественно-декоративных поделок (стенной орнамент, столы, вазы и др.), мелких вставок, а также для технических целей.

Учение о драгоценных и поделочных камнях называется геммологией (см. ГЕММОЛОГИЯ). Известно свыше 100 драгоценных и поделочных камней. Часто в качестве поделочных камней используются полупрозрачные или красиво окрашенные разновидности рудных и других минералов (см. табл.).

Ювелирные драгоценные камни помещают в дорогостоящие оправы из золота и платины, поделочные камни I порядка обрамляют в основном серебром или мельхиором, II порядка - мельхиором и дешевыми металлами.

Синтез и облагораживание камней

В 1902 Н. Вернейль во Франции впервые синтезировал рубин и сапфир. Современный рынок заполнен синтетическими ювелирно-ограночными материалами, которые либо идентичны по составу, структуре и свойствам природным, либо имеют с ними внешнее сходство. В ювелирном деле широко используются синтетические рубин, сапфир, изумруд, аметист, цитрин (см. ЦИТРИН), зеленый, голубой, синий и коричневый кварц, разноцветные шпинели, рутил (см. РУТИЛ), благородный опал, бирюза, малахит, лазурит и др. В значительных количествах выращивается жемчуг. Однако стоимость синтетических аналогов в десятки и сотни раз ниже, чем природных камней таких же размеров. Причем если для последних характерна постоянная тенденция к увеличению цены, то стоимость синтетических камней с течением времени падает. Известно много способов улучшения качества природных драгоценных камней за счет их нагрева (топаз, морион и др.), обработки флюидами в автоклавах (берилл и др.), воздействия ионизирующим облучением (алмаз, кунцит (см. КУНЦИТ) и др.), либо окрашиванием с поверхности или на полную глубину (низкосортная бирюза, разновидности халцедона и опала и др.). Твердые камни (алмаз, рубин, сапфир, кварц, турмалин, халцедон, яшмы) широко используются в технике.

Добыча камней

В средние века большинство самоцветов добывалось в Индии (алмазы (см. АЛМАЗ (минерал)), рубины (см. РУБИН (минерал)), сапфиры (см. САПФИР)), Бадахшане (красная шпинель (см. ШПИНЕЛЬ (минерал)), лазурит (см. ЛАЗУРИТ)). Основными поставщиками драгоценных и поделочных камней в конце 20 в. служат страны, расположенные в Латинской Америке (Бразилия, Венесуэла, Колумбия), Африке (ЮАР, Ангола, Ботсвана, Демократическая Республика Конго, Сьерра-Леоне, Замбия, Зимбабве, Мадагаскар), Юго-Восточной Азии (Индия, Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд). В России добывают алмазы, лазурит, нефрит (см. НЕФРИТ (минерал)), янтарь (см. ЯНТАРЬ), топаз (см. ТОПАЗ).

Крупные запасы алмазов известны в Демократической Республике Конго (600 млн. карат), ЮАР (200 млн. карат), Ботсване (150 млн. карат), Австралии. Крупнейшая в мире фирма по добыче и объему продаж алмазов - «Де Бирс». Стоимость ограненных алмазов (бриллиантов) меняется в зависимости от качества камня и огранки от 600 до 6000 дол/карат. Включения и желтый оттенок (нацвет) снижают стоимость, голубой - повышает ее.

Рубины добываются из речных россыпей в Индии, Таиланде, Кении, Танзании, Мьянме (наиболее ценные кроваво-красные камни с легким фиолетовым оттенком - «голубиная кровь»). Цены на таиландские рубины - 500-3000 дол/карат; рубины из Мьянмы стоят в несколько раз дороже.

Сапфиры добываются в Мьянме (вместе с рубинами), Таиланде, Камбодже, Шри-Ланке. Самыми ценными считаются васильково-синие сапфиры из Мьянмы, стоимость которых от 700 до 2000 дол/карат. Еще дороже ценятся звездчатые голубые сапфиры, при полировке которых кабошоном выявляется шестилучевая звезда (астеризм), обусловленная тонкоигольчатыми включениями рутила.

Изумруды добывались в Древнем Египте на побережье Красного моря. С 16 в. начался вывоз изумрудов из Южной Америки; наиболее крупные месторождения расположены в Колумбии (Музо, Чивор, Коскуэс), ежегодно добывающей до 1,5 млн. карат, т. е. 70-80% мировой добычи, из них 50 тыс. карат высшего качества. Известны также месторождения изумруда в Бразилии (Карнаиба и др.), Юго-Восточной Африке (Сомерсет, Кобра, Гравелот, Сандвана и др.), Индии, Пакистане, Австралии. В России изумруды были найдены в 1830 на Урале, к востоку от Екатеринбурга (Малышевское месторождение). Самые дорогие изумруды обычно густого или яркого травяно-зеленого цвета (обусловленного примесью трехвалентного Cr); cтоимость высококачественных изумрудов - 500-5000 дол/карат.

Коллекции камней

Наиболее крупные коллекции драгоценных камней находятся в Москве (Алмазный фонд (см. АЛМАЗНЫЙ ФОНД Российской Федерации), Оружейная палата (см. ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА), Минералогический музей (см. МИНЕРАЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ РАН), Музей землеведения МГУ, Минералогический музей Московской горно-геологической академии), Санкт-Петербурге (музей Горного института, Минералогический музей Санкт-Петербургского университета, Эрмитаж (см. ЭРМИТАЖ)), Лондоне (Британский музей (см. БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ), Геологический музей в Южном Кенсингтоне), Фрайбурге (Геологический музей Горной академии), Париже (Музей истории природы), Вашингтоне (Национальный музей истории природы Смитсоновского института (см. СМИТСОНОВСКИЙ ИНСТИТУТ)); Нью-Йорке (Американский музей истории природы) и Кембридже (Минералогический музей Гарвардского университета (см. ГАРВАРДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)).

Библейские и исторические камни

Драгоценные и поделочные камни известны с глубокой древности. Им придавалось сакральное значение, они использовались в ритуалах. В Библии описан наперсник первосвященника, украшенный 12 драгоценными камнями (по числу колен израилевых). В 1-м ряду располагались рубин, топаз, изумруд; во 2-м - карбункул, сапфир, алмаз; в 3-м - яхонт, агат, аметист; в 4-м - хризолит, оникс, яспис (яшма); (Исход, гл. 28). Они упоминаются в Новом Завете (Апокалипсис, гл. 21) при описании Небесного города: основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое - яспис (яшма), второе - сапфир, третье - калкидон (халцедон), четвертое - смарагд, пятое - сардоникс, шестое - сердолик, седьмое - хризолит, восьмое - вирилл (берилл), девятое - топаз, десятое - хризопраз, одиннадцатое - гиацинт, двенадцатое - аметист. На протяжении человеческой истории многие драгоценные камни, обладающие огромной ценностью, получили собственные названия: «Куллинан (см. КУЛЛИНАН)», «Орлов (см. ОРЛОВ (алмаз))», «Шах (см. ШАХ (алмаз))», «Кохинор (см. КОХИНОР)», «Регент (см. РЕГЕНТ (алмаз))», «Хоуп (см. ХОУП)», «Девонширский изумруд (см. ДЕВОНШИРСКИЙ ИЗУМРУД)», «Гимедра», «Рубин Тимура (см. РУБИН ТИМУРА)» и др.

Драгоценные и поделочные камни в прикладном искусстве

Природные камни издавна применяются в прикладном искусстве для ювелирных украшений, выполнения деталей убранства интерьеров, предметов культа, парадного оружия, доспехов, а также символов власти. Находки орудий и украшений, выполненных из поделочных камней, встречаются уже в поселениях позднего палеолита и неолита. В эпоху бронзы (с 4-го тыс. до н. э.) камни стали помещать в металлическую оправу.

Искусство древнего Востока

В цивилизациях древнего Востока (в бассейнах рек Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг) обработка и использование поделочных камней достигли высокого уровня к началу 3-го тысячелетия до н. э. Для изделий мастеров Шумера (см. ШУМЕР) характерны мягкая полихромия, ритмичность орнаментальных композиций. Широкое распространение в тот период получили цилиндрические печати с геометрическим узором, вырезанным на агатах (см. АГАТ) и халцедонах (см. ХАЛЦЕДОН).

Ювелирное искусство Египта периода Древнего Царства (с нач. 3-го тысячелетия до н. э.) представлено золотыми украшениями с линейным узором из аметистов, лазуритов и бирюзы из гробниц близ Абидоса и Нагады. С нач. 2-го тысячелетия до н. э. значительного совершенства достигла обработка поделочных камней, была освоена техника «холодной эмали» (маленькие кусочки цветного камня и цветных стеклянных паст помещали между золотыми перегородками узора). Утонченностью отделки отличаются изделия мастеров Нового Царства, комплекс роскошных украшений из гробницы фараона Тутанхамона (14 в. до н. э.).

Богатство и разнообразие поделочных камней Индии и соседних с ней стран Юго-Восточной Азии обусловили их раннее и широкое использование в искусстве древних цивилизаций этого региона. Памятники 3-1 тысячелетия до н. э. (например, Хараппской цивилизации) дают представление о широком использовании и совершенстве обработки камней в ювелирных украшениях, для которых характерно преобладание драгоценных и поделочных камней над материалом оправы, яркая полихромия.

В последующий период, несмотря на значительное влияние других культур, искусству обработки камня в Индии было присуще богатство цвета и детализация почти неизменных в веках сложных орнаментальных композиций.

Искусство народов Китая

В Китае искусство резьбы по камню известно со 2-го тысячелетия до н. э. Широко использовался нефрит, издавна почитавшийся на Востоке, и разновидности кварца (аметист, дымчатый кварц, морион (см. МОРИОН) и др.). Из нефрита, найденного в предгорьях Куньлуня, выточено церемониальное оружие (ножи, топорики) с гравированным узором, относящееся ко времени династии Инь (16-11 вв. до н. э.). Для камнерезных украшений 3-2 вв. до н. э. характерны условность форм и стилизованный орнамент. Средневековые резчики Китая в изысканных формах скульптурных композиций 16-17 вв. передавали тончайшие нюансы природной окрашенности розового кварца, аметиста, нефрита. В ювелирных украшениях более позднего времени бирюза, коралл (см. КОРАЛЛЫ), нефрит, малахит (см. МАЛАХИТ), шпинель (см. ШПИНЕЛЬ (минерал)) и жемчуг (см. ЖЕМЧУГ) вплетены в сложные орнаментальные мотивы (эмалевый, сквозной прорезной, сканый узоры) в виде облаков, ветвей и цветов с фигурами мифологических существ.

Искусство народов Центральной и Южной Америки

Культура использования драгоценных и поделочных камней в этом регионе насчитывает многовековую традицию. На территории современных Бразилии, Мексики, Колумбии и Чили задолго до прихода европейцев использовались нефриты различных оттенков, лазурит (см. ЛАЗУРИТ), бирюза, благородные кварцы, изумруд; были хорошо развиты техника резьбы по нефриту и инкрустации бирюзой и нефритом. История работы с этими материалами в ряде культур доколумбовой Америки насчитывает до трех тысяч лет (с сер. 2-го тыс. до н. э. до 16 в. н. э.)

Эгейская культура Средиземноморья (Кипр, Родос, Сицилия, побережье Греции и Малой Азии, 3-2-е тысячелетие до н. э.)

На раннем этапе развития эгейская культура находилась под влиянием восточных цивилизаций, особенно Древнего Египта. Ее образцы, в частности, представлены в коллекции сокровищ из Гиссарлыка (см. ГИССАРЛЫК) (Трои (см. ТРОЯ)) в Малой Азии, открытых Г. Шлиманом (см. ШЛИМАН Генрих). В ней содержатся золотые украшения, церемониальное оружие, дополненные лазуритами (см. ЛАЗУРИТ), нефритами, сердоликами, янтарем (см. ЯНТАРЬ) и кораллом.

Античное искусство

Искусство глиптики (см. ГЛИПТИКА) классического периода 5-4 в. до н. э. представлено геммами (см. ГЕММА (камень)) на агате, сердолике, ониксе (см. ОНИКС); сюжеты их композиций определены образцами современной им скульптуры. В них подчеркнуты пластическое совершенство и гармония человеческого тела и природы. Выделяются работы выдающегося резчика Дексамена Хиосского.

В эпоху эллинизма (кон. 4-1 в. до н. э.) искусство резьбы и гравировки по камню достигло высокого совершенства. В 4-3 в. до н. э. центром изготовления инталий (см. ИНТАЛИЯ) и камей становится Александрия. В работах ее мастеров сплетаются традиции классической скульптуры Греции и искусства Древнего Египта.

Широкое применение драгоценных и поделочных камней в искусстве Древнего Рима относится к 3 в. Значительный спрос на изделия из них и золота привел к развитию ювелирного искусства; впервые начинается специализация мастеров-ювелиров (шлифование, полировка, резьба, моделирование изделий).

Искусство средневековья и Возрождения

В работах византийских мастеров 4-8 вв. традиции античного искусства органично сплетаются с орнаментальностью и обилием цвета, характерным для художественных традиций Востока. Эмали, чернение, золотая насечка оправ дополняют роскошные тонкостенные сосуды из резного камня, предметы культа и украшения, изобилующие кабошонами цветных камней и жемчугом. Известны превосходные камеи на поделочных камнях, выполненные византийскими резчиками.

Замечательными памятниками ювелирного искусства Европы служат ювелирные украшения, предметы интерьера и церемониальные вещи, относящиеся к эпохе пламенеющей готики (см. ГОТИКА) (14 в.) и Ренессанса (см. РЕНЕССАНС). Самоцветы из месторождений Саксонии, Богемии и Моравии служат материалом для развивающихся художественных промыслов в Идар-Оберштайне (Германия) и Среднечешских горах. Увеличение (после Великих географических открытий (см. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ)) притока камней из Индии, Цейлона, Сиама и Бразилии определило богатство и разнообразие материалов, применявшихся ювелирами. Ювелирные и камнерезные изделия эпохи Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) отмечены завершенностью композиций, фантазией, а отделка - тщательностью проработки. К созданию ювелирных украшений кон. 15 - нач. 17 вв. обращались великие мастера (А. Дюрер (см. ДЮРЕР Альбрехт), Х. Хольбейн Младший (см. ХОЛЬБЕЙН Ханс Младший), Б. Челлини (см. ЧЕЛЛИНИ Бенвенуто)). Среди излюбленных типов ювелирных изделий Возрождения - нагрудные подвески и украшения к шляпам. Часто материалом для них служил кабошон неправильной формы или причудливая жемчужина. В эпоху правления Медичи расцветает камнерезное искусство и искусство флорентийской мозаики.

Европейское искусство 17-19 вв.

Совершенствование огранки (см. ОГРАНКА) в сер. 17 - кон. 18 вв. предопределило последующее преобладание драгоценного камня, особенно алмаза (см. АЛМАЗ (минерал)), над материалом оправы в ювелирных украшениях. Пышные ювелирные украшения в стиле барокко (см. БАРОККО) и изысканные, утонченные вещи в стиле рококо (см. РОКОКО) зачастую заказывались комплектами - парюрами (см. ПАРЮРА), в которые входили предметы, сходные по подбору камней и декору. Для украшений интерьера наряду с драгоценными и поделочными камнями и металлами использовали необычные материалы - перламутровые раковины, скорлупу кокосового ореха и страусовые яйца. В этот период возрождается интерес к прибалтийскому янтарю (см. ЯНТАРЬ). В 1701-1765 создается шедевр мозаичного искусства - Янтарная комната (см. ЯНТАРНАЯ КОМНАТА).

В эпоху классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ), стилистику которого определило искусство античности, наступает время расцвета глиптики (см. ГЛИПТИКА) и повсеместного увлечения уникальной красотой камней. Четкая пластика и благородная красота композиции отличает камеи (см. КАМЕЯ) лучших мастеров 18 в. - А. и Дж. Пихлеров (Италия), Ж. Гюэ (Франция), В. и Ч. Браунов (Англия). В ювелирном искусстве предпочтение отдавалось камням светлых и холодных тонов, которые часто сочетались с серо-голубыми эмалями.

На протяжении 19 в. ювелирное производство постепенно механизируется. Расширяется ассортимент применяемых камней и типов ювелирных изделий. Наряду с уникальными изделиями ручного производства, выполняемыми на заказ, создается массовая ювелирная продукция. Крупнейшими центрами хорошо оснащенного ювелирного производства к концу 19 в. становятся Париж во Франции, Пфорцхайм в Германии, Бирмингем в Англии. В конце 1820-х гг. на смену торжественно-эффектным украшениям позднего классицизма (ампир (см. АМПИР)) приходит эпоха историзма с характерной быстрой сменой стилистических направлений. С возникновением на рубеже 19 и 20 вв. стиля модерн (см. МОДЕРН), наряду с золотом и эмалями мягких оттенков охотно применялись халцедон (см. ХАЛЦЕДОН), агат, янтарь, жемчуг. Изделиям 1920-30-х гг. эпохи ар деко (см. АР ДЕКО) присуща геометрическая четкость форм и орнаментов, сочетание бриллианта с платиной. Для изделий с цветными камнями характерны яркие контрасты чистых цветов. В эти годы разрабатывается классическая бриллиантовая огранка и более совершенные виды закрепки драгоценных камней.

Современные ювелирные украшения разнообразны в стилистическом отношении. Богат и широк подбор материалов, наряду с традиционными драгоценными и поделочными камнями в массовой продукции широко используются синтетические камни.

Крупнейшие современные центры ювелирного производства - города т. н. «Золотого треугольника» (Виченца, Валенца, Ареццо) на севере Италии, Пфорцхейм в Германии, Париж, Бирмингем в Великобритании, Нью-Йорк в США. Заметное место в ювелирном производстве в 1990-е гг. заняли страны юго-восточной Азии. Ведущие ювелирные фирмы - законодательницы в ювелирном искусстве: «Картье» (см. КАРТЬЕ (фирма)), «Бушерон» (см. БУШЕРОН (фирма)), «Булгари» (см. БУЛГАРИ (фирма)), «Гэрард» (см. ГЭРДНЕР), «Тиффани» (см. ТИФФАНИ (фирма)), «Ван Клиф и Арпелс» (см. ВАН КЛИФ и АРПЕЛЬ (фирма)), «Гарри Уинстон» (см. ГАРРИ УИНСТОН).

Искусство России

Культура обработки драгоценных и поделочных камней в России имеет многовековую историю. В славянских захоронениях встречаются ожерелья и серьги из сердоликов, горного хрусталя (см. ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ), коралла и янтаря. В изделиях мастеров домонгольской Руси (10-13 вв.) встречаются местные и привозные (Византия, Средняя Азия, Китай) самоцветы в виде подшлифованных кабошонов неправильной формы. Тонко разработан колорит украшений, в роскошных вариантах сочетающий цветные камни и жемчуг с перегородчатыми эмалями и сканью (см. СКАНЬ) (например, сокровища Старорязанского клада 12 - нач. 13 вв.).

С укреплением централизованного государства растет богатство Московского двора. Работы придворных мастеров 16 в. характеризуются широким использованием драгоценных материалов и виртуозным применением сложных приемов художественной декорировки (эмаль по скани, чернение, чеканка, скань). При всей роскоши изделий они отмечены ясностью формы и благородством убранства. Для ювелирного искусства 17 в. характерны яркость, праздничная нарядность произведений. Сочетание поделочных камней с речным жемчугом дополняет уборы горожанок и представительниц зажиточных крестьянских семей; изделия, выполненные для придворной аристократии, изобилуют роскошными рубинами, изумрудами и алмазами («Евангелие» работы Терентьева, Васильева и др., 1678, парадные венцы царевичей Петра и Ивана, 1780-е гг.). Особое место в русском прикладном искусстве занимает жемчужное шитье. Предметы светского и церковного быта 15-18 вв., шитые жемчугом, составляют гордость отечественных музейных собраний.

Реформы Петра I оказали влияние на поиск отечественного минерального сырья, а также способствовали созданию первых гранильных предприятий (Петергофская гранильная фабрика (см. ПЕТЕРГОФСКАЯ ГРАНИЛЬНАЯ ФАБРИКА), Екатеринбургская гранильная фабрика (см. ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГРАНИЛЬНАЯ ФАБРИКА), Колыванская шлифовальная фабрика (см. КОЛЫВАНСКАЯ ШЛИФОВАЛЬНАЯ ФАБРИКА)).

В ювелирном искусстве барокко (см. БАРОККО) в1-й пол. 18 в. используется широчайшая палитра драгоценных камней в сочетании с литьем, чеканкой высокого рельефа, яркими эмалями. Для изделий этого времени характерна живописность, пышная декоративность, высокий технический уровень исполнения. Произведения, выполненные в 1750-1760-е гг., отмечены особым изяществом. Для них характерны богатые, близкие к природным объемно-пространственные композиции (букеты и гирлянды цветов, каскады воды). «Веком бриллианта» называют ювелиры 2-ю половину 18 в. Бриллианты доминируют в парадных украшениях. Шедеврами ювелирного искусства стали работы петербургских мастеров И. Позье, отца и сыновей Дюваль, Л. Пфистерера и др. (Большая императорская корона, 1762, брошь к корсажу платья «Большой букет», 1773, хранящиеся в Алмазном фонде (см. АЛМАЗНЫЙ ФОНД Российской Федерации)).

В эпоху классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) для ювелирных изделий конца18 - начала 19 вв. из камней характерны стремление к четкости форм, строгости и лаконизму декора. Излюбленными становятся светло-сиреневые аметисты (см. АМЕТИСТ), нежно-голубые аквамарины (см. АКВАМАРИН), гиацинты (см. ГИАЦИНТ (минерал)) и особенно бриллианты. Для дневных украшений предпочитали агаты (см. АГАТ), ониксы (см. ОНИКС), сердолики (см. СЕРДОЛИК), авантюрин (см. АВАНТЮРИН) и бирюзу (см. БИРЮЗА). Увлечение искусством античности нашло яркое выражение в распространении украшений с камеями (см. КАМЕЯ) и инталиями (см. ИНТАЛИЯ). Разработка отечественных месторождений яшм (см. ЯШМА), родонита (см. РОДОНИТ), амазонита (см. АМАЗОНИТ) и др. обеспечила сырьевую базу для последующего развития камнерезного искусства в России. С 1780-х гг. оно переживает период расцвета. В создании рисунков и чертежей каменного убранства дворцов принимали участие выдающиеся зодчие Д. Н. Воронихин, К. И. Росси (см. РОССИ Карл Иванович), К. А. Тон (см. ТОН Константин Андреевич) и др. С открытием уральских малахитов и лазуритов в Прибайкалье рождается искусство русской мозаики - облицовки сложнопрофильных изделий из мрамора или змеевика тонкими плитками подобранного по узору и цвету малахита и лазурита.

В 19 в. в России возник ряд хорошо оснащенных крупных ювелирных фирм («Сазиков» (см. САЗИКОВ (фирма)), «Овчинников» (см. ОВЧИННИКОВ (фирма)), «Хлебников» (см. ХЛЕБНИКОВ (фирма)), «Болин» (см. БОЛИН (фирма)) и др.), мировую известность уже в конце 19 в. получают ювелирные изделия фирмы «Фаберже» (см. ФАБЕРЖЕ). На рубеже 19 и 20 вв. русская ювелирная промышленность почти на 95% обеспечивала внутренний рынок. Современные художники-ювелиры охотно обращаются к работе с драгоценными и поделочными камнями. Среди них и мастера старшего поколения В. М. Храмцов, И. Д. Шедов, С. М. Березовская, В. Г. Поволоцкая, и молодые, но уже получившие признание на отечественных и зарубежных выставках (например, художница из Екатеринбурга Елена Оналева, лауреат престижного конкурса бриллиантовых украшений «Diamond Awards», организуемого синдикатом «Де Бирс»). Современные ведущие предприятия в России, успешно работающие с драгоценными и поделочными камнями, - акционерное общество (АО) «Русские самоцветы» в Санкт-Петербурге, АО «Ювелиры Урала» в Екатеринбурге, АО «Красносельский ювелирпром» (Красное, Костромская обл.), малое государственное предприятие «Карат» (Москва), фирма «Сирин» (Москва), государственная геологопромышленная корпорация «Кварцсамоцветы» (Москва).

Полезные сервисы

драгоценные камни

Энциклопедический словарь

Драгоце́нные ка́мни - минералы с особыми свойствами, используемые для ювелирных целей. Бесцветной или красивой чистого тона окраски, большинство драгоценных камней отличаются блеском, прозрачностью, сильным светорассеянием, высокой твердостью, способностью принимать огранку. Условно делятся на: I класс - алмаз, рубин, сапфир, изумруд; II класс - александрит, сапфир оранжевый, зелёный и фиолетовый, благородный чёрный опал, благородный жадеит; III класс - демантоид, шпинель, благородный белый и огненный опал, аквамарин, топаз, родонит, турмалин; IV класс - хризолит, циркон, кунцит, лунный камень, солнечный камень, берилл жёлтый, зелёный и розовый, пироп, альмандин, бирюза, аметист, хризопраз, цитрин.

* * *

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ - ДРАГОЦЕ́ННЫЕ КА́МНИ, минералы с особыми свойствами, используемые для ювелирных целей. Бесцветной или красивой чистого тона окраски; большинство драгоценных камней отличаются блеском, прозрачностью, сильным светорассеянием, высокой твердостью, способностью принимать огранку. Условно делятся на: первый класс - алмаз, рубин, сапфир, изумруд; второй класс - александрит, сапфир оранжевый, зеленый и фиолетовый, благородный черный опал, благородный жадеит; третий класс - демантоид, шпинель, благородный белый и огненный опал, аквамарин, топаз, родонит, турмалин; четвертый класс - хризолит, циркон, кунцит, лунный камень, солнечный камень, берилл желтый, зеленый и розовый, пироп, альмандин, бирюза, аметист, хризопраз, цитрин.

Начиная с 1960-х годов все более широкое распространение получают искусственно синтезированные драгоценные камни. В лабораториях выращиваются искусственные алмазы, рубины, сапфиры, изумруды, александриты, аметисты, горный хрусталь, опал. Кроме того, выращиваются материалы, которых нет в природе, но которые при огранке выглядят как драгоценные камни. К их числу относится имитация бриллианта - фианит (см. ФИАНИТЫ) , впервые полученный в России в 1972.

Большой энциклопедический словарь

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ - минералы с особыми свойствами, используемые для ювелирных целей. Бесцветной или красивой чистого тона окраски; большинство драгоценных камней отличаются блеском, прозрачностью, сильным светорассеянием, высокой твердостью, способностью принимать огранку. Условно делятся на: I класс - алмаз, рубин, сапфир, изумруд; II класс - александрит, сапфир оранжевый, зеленый и фиолетовый, благородный черный опал, благородный жадеит; III класс - демантоид, шпинель, благородный белый и огненный опал, аквамарин, топаз, родонит, турмалин; IV класс - хризолит, циркон, кунцит, лунный камень, солнечный камень, берилл желтый, зеленый и розовый, пироп, альмандин, бирюза, аметист, хризопраз, цитрин.

Энциклопедия Кольера

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ - природные минералы и их искусственные аналоги, используемые для изготовления украшений и художественных изделий. Эти камни характеризуются красивой окраской, высокой твердостью и долговечностью, ярким блеском и игрой. Фактическая цена камня определяется его индивидуальными особенностями, массой, стоимостью огранки, а также меняющейся конъюнктурой рынка, которая зависит от моды, рекламы и ряда других факторов. После огранки, полировки и закрепления в оправе драгоценный камень становится главной частью ювелирного изделия. Драгоценные (ювелирные) камни изучает наука геммология. Наряду с ювелирными существуют т.н. ювелирно-поделочные и поделочные камни, из которых помимо ювелирных украшений изготавливают и более крупные камнерезные изделия. В число этих камней помимо минералов входят и некоторые горные породы (например, яшма, родонит, лазурит и др.). С доисторических времен человека привлекали необычные камни, во многих древних культурах им приписывали сверхъестественные свойства, использовали как амулеты, охраняющие от злых духов и способствующие исцелению, или как талисманы, приносящие удачу, успех в делах, победу в войне. Например, в Древнем Египте вырезанный из лазурита или сердолика жук скарабей считался символом бессмертия души. На драгоценных камнях гравировались молитвы, заклинания, они играли важную роль в религиозных ритуалах. Печати, вырезанные на камне, в древности заменяли личную подпись. Искусно гравированные на драгоценных камнях сцены из жизни и быта народов Древней Греции и Рима позволяют узнать интересные детали, касающиеся истории и культуры античного Средиземноморья. Ранняя форма искусства резьбы по драгоценному камню (глиптика) представлена инталией (резной камень с углубленным изображением). Около 300 до н.э. появились камеи - резные камни с выпуклым, рельефным изображением. Материалом для камей обыкновенно служили многослойный оникс или агат, иногда раковины. Некоторые драгоценные камни стоили столь дорого, что являлись признанным средством обмена, ценными дипломатическими подарками, скреплявшими мир, или служили причиной раздоров и войн (особенно если речь шла об обладании копями, где добывались камни). Нередко могущество правящих династий зиждилось на их сокровищах. Финикийцы отправлялись на кораблях в страны Балтии в поисках янтаря. Рубин, альмандин, аметист, берилл стали известны в Европе после походов Александра Македонского в страны Азии. Индейцы доколумбовой Америки добывали изумруды, в изобилии появившиеся в Испании, Португалии, Германии вслед за колонизацией Колумбии, Перу, Мексики.

Природа драгоценных камней. Большинство драгоценных камней представляют собой минералы, т.е. однородные природные химические соединения, имеющие определенный состав и кристаллическую структуру, от которой зависят форма кристаллов и их свойства. Среди почти 4000 минеральных видов к драгоценным камням относится только около 100. В качестве ювелирно-поделочных камней используются природные вулканические стекла (например, обсидиан), относящиеся к горным породам. Четыре ювелирных камня - жемчуг, коралл, янтарь и гагат - имеют органическое происхождение, они образованы живыми организмами - растениями или животными. Наконец, ювелирные камни могут быть искусственными, созданными человеком. Деление ювелирных камней на драгоценные и полудрагоценные ныне устарело и вышло из употребления. В соответствии с кристаллической структурой и химическим составом ювелирные камни группируются в несколько семейств. Такое свойство минералов, как окраска, часто зависит от примесей элементов-хромофоров (Cr, Fe, Ti, V, Mn и др.), поэтому даже незначительное изменение химического состава приводит к появлению разных окрасок у минералов одного и того же вида. Например, к разновидностям корунда относят и рубин и сапфир, которые идентичны по всем свойствам, кроме цвета, - рубин густо-красный, а классический сапфир васильково-синий. Ныне к сапфирам помимо синих относят прозрачные корунды любого цвета, кроме красного, т.е. зеленые, желтые, фиолетовые, оранжевые, розовые. Весьма обширна группа кварца, включающая прозрачные кристаллические разновидности (горный хрусталь, аметист, цитрин, розовый и дымчатый кварц) и тонкокристаллические (халцедон, сердолик, хризопраз, агат и оникс), а также такие необычайные разновидности кварца с включениями посторонних минералов, как авантюрин, тигровый глаз, волосатик и др. Ювелирные камни классифицируются по химическому составу, от которого в сочетании с кристаллической структурой зависят их свойства. Ювелирные камни диагностируются по цвету, форме кристаллов, плотности, твердости, оптическим и другим физическом свойствам и по химическому составу. Для облегчения диагностики и сокращения времени используют справочники, содержащие перечни ювелирных камней с характеристикой их свойств и наглядные таблицы. Одни свойства, например цвет, устанавливаются легко, для определения других - требуются специальные физические приборы, при помощи которых измеряются оптические характеристики камней. Свойства некоторых ювелирных камней наиболее ярко проявляются лишь после их огранки. Многим традиционным ювелирным камням присущи великолепные природные кристаллы, т.н. "цветы мира минералов". В реальной практике в наши дни к ювелирным относят прозрачные хорошо образованные кристаллы очень многих минералов, ранее не относившихся к этим "аристократам" мира камней.

См. также

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ;

МИНЕРАЛЫ И МИНЕРАЛОГИЯ. За небольшим исключением все ювелирные камни - кристаллические вещества, в которых атомы образуют регулярную кристаллическую решетку. Кристаллы минералов часто настолько индивидуальны и четко выражены, что их можно быстро определить, имея элементарные знания в области кристаллографии. У некристаллических, или аморфных, ювелирных камней, таких, например, как янтарь или гагат, атомы слагающих их элементов располагаются беспорядочно. Каждый из кристаллических минералов, в том числе и драгоценных камней, относится к одной из семи кристаллографических систем (сингоний). К кубической сингонии относятся кристаллы алмаза, шпинели, граната и лазурита, отличающиеся высокой симметрией. Важнейший представитель тетрагональной сингонии - ювелирный циркон. В гексагональной сингонии кристаллизуются бериллы (изумруд, аквамарин, гелиодор), в тригональной - корунды (рубин и сапфир), турмалин, ювелирные разновидности кварца (горный хрусталь, аметист, цитрин и др.), в ромбической - топаз, хризоберилл (александрит и цимофан) и хризолит, в моноклинной - кунцит, ставролит, бразилианит, лабрадорит и родонит, в триклинной - дистен. Ювелирные камни любой сингонии могут образовывать двойники срастания и прорастания.

Химический состав. Большинство ювелирных камней представлены минералами, которые классифицируются главным образом в соответствии с входящими в их состав химическими элементами или их соединениями, например, алмаз состоит из одного элемента - углерода, а турмалин представлен сложным соединением многих элементов. Главный химический элемент драгоценных камней - кислород, на следующем месте по распространенности стоят кремний, алюминий и кальций. Самую многочисленную группу образуют силикаты, включающие топаз, циркон, гранат, берилл, полевые шпаты, турмалин, жад, оливин (хризолит) и многие другие минералы. Некоторые ювелирные камни, такие, как корунд и кварц, являются простыми оксидами; шпинель и хризоберилл - сложные оксиды. Пирит относится к сульфидам, бирюза - к фосфатам, флюорит - к галогенидам, смитсонит, кальцит и арагонит - к карбонатам. Жемчуг и коралл сложены также в основном карбонатами; гагат и янтарь состоят из углеводородов или смол. Цвет многих драгоценных камней обусловлен химическими примесями - незначительными количествами некоторых металлов-хромофоров, которые не находят отражения в химических формулах, но тем не менее определяют ценность и красоту драгоценных камней в большей мере, чем другие факторы. Элементы-примеси, окрашивающие минералы, лучше всего определяются оптическими методами. Большинство подлинных драгоценных камней весьма устойчивы к химическому воздействию, и поэтому их красота долговечна и надежна. Такие драгоценные камни, как жемчуг, гранат и бирюза, требуют специального ухода, так как масла и жиры, некоторые кислоты и едкие щелочи оказывают на них вредное воздействие. Химические методы для проверки ограненных драгоценных камней применяются редко, они используются только для диагностики необработанных камней и их обломков. Капля соляной кислоты, от которой вскипает и шипит природный карбонат, позволяет распознать обычный кальцит, проданный под торговым названием "мексиканский оникс". Бирюза может быть идентифицирована смачиванием соляной кислотой нижней поверхности камня: если кислота оставляет тусклое пятно, которое становится ярко-синим при добавлении нашатырного спирта, то испытуемый образец представляет собой настоящую бирюзу, а не ее имитацию. Содержание химических элементов в драгоценных камнях одной и той же группы может варьировать, вследствие чего между ними часто существуют постепенные переходы без изменения кристаллической структуры. Например, отдельные минеральные виды группы граната связаны взаимными переходами. Различие в содержании и природе агента, отвечающего за окраску, обусловливает отнесение драгоценного камня к той или иной его разновидности. Например, рубин может постепенно переходить в розовый сапфир. Некоторые драгоценные камни, такие, как благородные корунды и шпинель, ювелирный топаз и хризолит, связаны переходами с их недрагоценными разновидностями. При полном замещении первоначального природного вещества новообразованным возникает псевдоморфоза и происходит полное изменение состава при сохранении первоначальной внешней формы. Ярким примером псевдоморфозы служит окаменелое дерево, в котором халцедон (разновидность кварца) или опал замещают древесину с сохранением ее волокнистого строения и даже годичных колец. Физические свойства обусловлены кристаллической структурой и химическим составом драгоценных камней. Наиболее важное значение имеют оптические свойства драгоценных камней.

Ощущение. При прикосновении некоторые минералы создают определенное "ощущение". Например, очень мягкий агрегат талька - стеатит (мыльный камень) кажется на ощупь мыльным, поверхность полированного топаза - скользкой.

Плотность. Различия в плотности драгоценных камней обусловлены разными атомными массами слагающих их элементов, величиной частиц (атомов, ионов) и различной плотностью их упаковки. Например, циркон тяжелее равновеликого алмаза, т.е. имеет большую плотность. Один из самых тяжелых ювелирных минералов - оксид олова касситерит (7,0-6,8), а самый легкий - янтарь (1,05-1,09). Плотность минералов определяется их взвешиванием сначала в воздухе, а затем в воде; масса в воздухе, деленная на потерю массы в воде, представляет собой плотность. Удобнее плотность минералов определять при помощи тяжелых жидкостей различной плотности, в которых драгоценный камень плавает на поверхности, если он легче жидкости, остается во взвешенном состоянии, если у него такая же плотность, или погружается, если тяжелее ее. Несколько таких жидкостей можно поместить в одну диффузную колонку, в которой самая тяжелая жидкость образует придонный слой. Драгоценные камни задерживаются в сосуде на разных уровнях соответственно своей плотности. Для сравнения используются эталонные минералы с известной плотностью. Стандартной единицей массы на рынке драгоценных камней служит метрический карат. Первоначально он соответствовал стандартной массе семени рожкового дерева (200 мг), распространенного в Средиземноморье. Карат подразделяется на 100 долей. Масса более ценных ювелирных камней при коммерческих операциях определяется в каратах, менее ценных - в граммах, пеннивейтах (1 пеннивейт = 24 грана = 1,5552 г) и унциях (28,3 г). Некоторые ограненные камни оцениваются по величине, измеряемой в миллиметрах. Жемчужина массой в четверть карата служит единицей измерения для оценки товарного жемчуга. Твердость определяется по сопротивлению минерала царапанию. Чем тверже драгоценный камень, тем выше качество его полировки и тем он красивее и долговечнее. У твердых камней электронные связи между атомами более прочные. Твердость - весьма постоянный и надежный показатель, широко используемый для диагностики минералов (но он не всегда применим к драгоценным камням, так как их грани могут быть повреждены при царапании). Обычно твердость драгоценных камней и прочих минералов оценивают по шкале Мооса (см. МИНЕРАЛЫ И МИНЕРАЛОГИЯ). Твердость алмаза, самого твердого из всех веществ, оценивается в 10 баллов. Каждый минерал этой шкалы царапает предыдущий минерал и в свою очередь царапается следующим. Кварц с твердостью 7 по шкале Мооса служит границей между твердыми и мягкими ювелирными камнями. Поскольку песок и частицы взвешенной в воздухе пыли состоят преимущественно из кварца, то поверхность найденных камней с меньшей твердостью, так же, как и старинных обработанных камней с твердостью меньшей, чем у него, обычно бывает исцарапана и затерта. Соответственно мягкие камни лучше подходят для изготовления ожерелий и брошей, чем для изготовления перстней и браслетов. Блеск потускневших со временем драгоценных камней можно восстановить повторной полировкой.

Прочность. В отличие от твердости, вязкость минерала определяется сопротивлением раскалыванию. Сочетание твердости и вязкости обусловливает его прочность, которая зависит от сил сцепления, т.е. взаимного электрического притяжения ионов в кристаллической структуре драгоценного камня. Некоторые относительно твердые камни (например, циркон) царапаются с трудом, но очень хрупки и легко растрескиваются или крошатся. Другие, такие, как жад, который не тверже кварца, весьма прочны, и их очень трудно расколоть или разрезать из-за высокой вязкости. Долговечность камня определяется его прочностью и устойчивостью к химическому воздействию.

Спайность. Способность минерала расщепляться или раскалываться вдоль одного или нескольких направлений, соответствующих наиболее слабым межатомным связям в структуре, называется спайностью. Плоскости спайности обычно параллельны возможным граням кристалла и часто распознаются по ступенчатым сколам на поверхности или по параллельным трещинам внутри кристалла. Выявление этого свойства облегчает диагностику, и его необходимо учитывать при огранке драгоценного камня. Существует несколько степеней совершенства спайности соответственно характеру ее проявления в кристалле. Например, алмаз и флюорит имеют совершенную спайность по октаэдру. Это означает, что раскалывание происходит параллельно граням октаэдра с образованием спайных выколков октаэдрической формы, ограниченных гладкими ровными плоскостями. Совершенная спайность облегчает огранку алмазов и некоторых других драгоценных камней, которые легко раскалываются по плоскостям спайности. В других случаях (топаз, кунцит) она сильно затрудняет обработку. Отдельностью (или ложной спайностью) называют способность некоторых кристаллов раскалываться в определенных направлениях, часто совпадающих с плоскостями срастания двойников. Поверхности отдельности в кристалле менее совершенны, и интервалы между ними обычно больше. Поверхность раскола, произошедшего не по спайности или отдельности (т.е. не согласно с кристаллической структурой камня), называется изломом. Этот термин применяется при описании поверхности раскалывания всех аморфных драгоценных камней, хотя кристаллические минералы также могут быть охарактеризованы определенным изломом в дополнение к указанию на наличие спайности. В зависимости от внешнего вида поверхности излома различают несколько его типов: раковистый, ступенчатый, неровный, занозистый, крючковатый и др.

Электризация и полярность. Некоторые драгоценные камни проявляют электрическую полярность. Она обнаруживается по их способности притягивать или отталкивать легкие предметы (например, кусочки бумаги) после того, как эти камни нагреваются трением или на солнечном свету. Уже в 600 до н.э. было замечено, что янтарь, если его энергично потереть, начинает притягивать тонкие волокна шерсти. Топаз и некоторые другие драгоценные камни также проявляют это свойство в процессе полировки. Турмалин при сжатии или нагревании приобретает положительный или отрицательный заряды, которые возникают одновременно на противоположных концах его кристаллов. Это явление называется прямым пьезоэлектрическим эффектом. Обратным пьезоэлектрическим эффектом называют изменение объема кристалла под воздействием электрического поля. Кристаллы некоторых минералов, например турмалина и кварца, настолько чувствительны к изменению электрического напряжения, что в электрическом поле начинают вибрировать с высокой и постоянной частотой. На этом основано их использование в радиоэлектронике и в кварцевых часах.

Оптические свойства. Цвет. Исследование оптических свойств самоцветов - один из важнейших аспектов геммологии, поскольку эффект воздействия света на драгоценный камень определяет его красоту. Из всех оптических свойств цвет, пожалуй, имеет наибольшее значение, особенно для непрозрачных камней, а привлекательность прозрачных камней зависит от их "игры", цвета и блеска. Цвет служит важным диагностическим признаком, позволяющим различать драгоценные камни. Однако иногда два совершенно разных минерала имеют одинаковую окраску. До возникновения научной геммологии драгоценные камни распознавали только по цвету - все красные камни считали карбункулами или рубинами, а зеленые обычно относили к изумрудам, невзирая на их происхождение и состав. Непрозрачные минералы часто можно различить по цвету черты, т.е. следа, который они оставляют, если провести камнем по неглазурованной фарфоровой пластинке (бисквиту). Например, гематит оставляет яркую красновато-коричневую (вишневую) черту, а пирит - черную с зеленоватым или коричневым оттенком. Природа окраски минералов окончательно не выяснена. Известно, что в ряде случаев цвет обусловлен химическим составом самоцвета или примесями некоторых химических элементов-хромофоров (Cr, Fe, Mn, V, Ti и др.). В последнем случае механизм появления той или иной окраски не всегда ясен, поскольку один и тот же химический элемент окрашивает разные драгоценные камни в различные цвета. Например, примесь хрома делает рубин красным, а изумруд зеленым. На окраску также влияет нарушение (дефекты) атомной структуры минерала под воздействием радиоактивного облучения. Белый цвет образован смешением всех цветов радуги, составляющих спектр. Когда свет падает на прозрачный драгоценный камень, он частично отражается от поверхности, частично поглощается, а частично проходит насквозь. Цвет, воспринимаемый глазом, зависит от того, в какой степени и какие части электромагнитного оптического спектра поглощаются или пропускаются. Камень будет выглядеть черным, если свет полностью поглощается; бесцветный камень пропускает все части спектра. Окрашенный камень поглощает какую-то часть видимого спектра, приобретая при этом цвет, дополнительный к поглощенному (например, изумруд поглощает красные лучи и сам становится зеленым). Блеск обусловлен отражением света от поверхности минерала. Доля отраженного света зависит от природы камня и от направления падения света. Если свет падает перпендикулярно, отражается лишь его небольшая часть, при малых углах падения отражается значительно большая доля света. Твердые, хорошо отполированные драгоценные камни имеют более яркий блеск по сравнению с мягкими. У необработанных камней блеск слабее. Смачивание поверхности или полировка усиливают блеск камня и выявляют его истинный цвет, так как при этом отражается больше света. В минералогии и геммологии различают следующие типы блеска: алмазный (у алмаза, циркона, сфалерита), алмазовидный (слабее алмазного, но сильнее стеклянного - у корундов), стеклянный (у берилла, топаза, гранатов и многих других ювелирных камней), восковой (у бирюзы), шелковистый (у минералов с волокнистым строением, например, у селенита), перламутровый (у жемчуга), металлический (у непрозрачных ювелирных камней металловидного облика, например, пирита и гематита), смоляной (у янтаря), жирный (у стеатита).

Светопреломление. Луч, входящий внутрь прозрачного минерала, преломляется, так как скорость его распространения становится меньше, чем в воздухе, причем она уменьшается тем сильнее, чем больше оптическая плотность камня. Показатель преломления минерала (степень отклонения луча света от перпендикулярного направления) измеряется при помощи рефрактометра и математически выражается отношением скоростей распространения света в минерале и в пустоте. Алмаз имеет весьма высокий показатель преломления. Свет, выходящий из камня, тоже преломляется, ведь он покидает оптически более плотную среду и вновь попадает в воздух. Если камни, имеющие высокий показатель преломления, огранены правильно, световые лучи изгибаются таким образом, что в конечном счете преломляются и снова выходят через их верхнюю часть, а не теряются, уходя через нижнюю. Это усиливает блеск ограненного камня. Величина показателя преломления является специфическим признаком каждого минерала (в том числе и драгоценного камня) и способствует его надежной диагностике. Преломление таких минералов, как алмаз, титанит, циркон, гранаты андрадит и демантоид, нельзя измерить на обычном дифрактометре - их блеск слишком сильный и значение показателей преломления находится за пределами его шкалы. При вхождении белого света в драгоценный камень происходит не только его преломление, но и разложение на различные цвета спектра, так как каждый из цветных лучей, из которых слагается белый свет (красный, оранжевый, голубой, зеленый и др.), преломляется по-разному и на выходе из кристалла луч белого цвета "расщепляется" на все цвета радуги. Это явление называется "игрой" камня, "огнем" или дисперсией. У алмаза величина дисперсии примерно такая же, как у демантоида или титанита, но его "огонь" кажется гораздо ярче, так как у бесцветных камней "игра" заметнее. Один поворот бриллианта вызывает целый сноп радужных искр. Все прозрачные минералы (за исключением минералов кубической сингонии и аморфных) разделяют свет на два по-разному отклоняющихся луча. Такое явление называется двойным лучепреломлением, или двупреломлением. При этом, если смотреть сквозь ограненный камень, видно, что ребра задних фасетов как бы раздваиваются. У титанита двупреломление выражено столь сильно, что его можно наблюдать невооруженным глазом, у оливина - хризолита и циркона - с помощью лупы. Для наблюдения этого эффекта у других драгоценных камней требуется микроскоп. Некоторые химические элементы-примеси, присутствующие в составе ювелирного камня, поглощают часть световых лучей и таким образом затемняют отдельные участки светового спектра. Поглощенная часть света может быть определена посредством спектроскопа, в котором части спектра, соответствующие поглощенным лучам, представлены темными вертикальными полосами или линиями. Каждому химическому элементу соответствует характерное расположение и сочетание полос, представляющее его спектр поглощения.

Дихроизм. Эффект двуцветности (дихроизма) наблюдается у ряда ювелирных камней, характеризующихся наличием двойного лучепреломления при изменении их ориентировки относительно луча зрения. Перемена цвета становится заметной, если поворачивать кристалл либо рассматривать его то сквозь верхние, то сквозь боковые грани. Это свойство усиливает очарование камня и его привлекательность, например, у турмалина дихроизм настолько силен, что его можно наблюдать без помощи дихроскопа (прибора, усиливающего эффект дихроизма; оба цвета можно видеть в нем рядом, в пределах единого поля зрения). Для некоторых драгоценных камней испытание на дихроизм - один из наиболее наглядных методов диагностики. Например, рубин сразу выделяется среди других красных камней по наличию двух четко выраженных оттенков красного цвета.

Поляризация. Кристаллы драгоценных камней поляризуют проходящий свет, вызывая колебания его волн в направлении, перпендикулярном пути светового луча. Часть света, отражаясь от полированной поверхности камня, поляризуется в зависимости от угла падения. В камнях с двойным лучепреломлением свет поляризуется полностью (за исключением лучей, распространяющихся вдоль оптических осей, т.е. направлений в кристалле, в которых двупреломление отсутствует). Каждый из двух лучей, возникших в результате двупреломления, проходит в разных направлениях, и световые волны этих лучей колеблются почти взаимоперпендикулярно. Каждое направление колебаний характеризуется разным поглощением цвета, что и обусловливает дихроизм. Знание характера поляризации света в минерале необходимо для его квалифицированной огранки, выявляющей выигрышный цвет.

Астеризм. Эффект звездчатости, свойственный лишь немногим драгоценным камням, называется астеризмом. Он обусловлен отражением (дифракцией) света от включений в камне, ориентированных вдоль определенных кристаллографических направлений. Лучшими примерами служат звездчатый сапфир и звездчатый рубин. В минералах волокнистого строения, таких, как кошачий глаз, наблюдается полоска света, меняющая свое положение при повороте камня (переливчатость). Игра света в опале или сияющие павлиньи цвета лабрадорита объясняются интерференцией света, т.е. смешением световых лучей при их отражении от слоев регулярно уложенных шариков кремнезема (опал) или от тончайших пластинчатых кристаллических вростков (лабрадорит, лунный камень). Люминесценция наблюдается у ряда драгоценных камней: под воздействием ультрафиолетового излучения они начинают светиться, причем совсем другим цветом, нежели при дневном свете. Если свечение происходит только в течение того времени, когда драгоценный камень освещен ультрафиолетовыми лучами, это явление называется флуоресценцией; если же он продолжает светиться в течение некоторого времени после прекращение воздействия ультрафиолетового излучения - фосфоресценцией. Люминесценция драгоценного камня, так же как и окраска, обусловлена присутствием в нем примесей (активаторов). Поскольку камни из различных месторождений содержат разные примеси и в разных количествах, флуоресценция не всегда может служить надежным диагностическим признаком. Подавляющее большинство алмазов флуоресцируют. Например, алмазы из ЮАР обычно характеризуются небесно-голубым свечением. Флуоресценция жемчуга зависит от химического состава воды, в которой он вырос. Отчетливо флуоресцируют янтарь (обычно в голубовато-белых тонах) и многие опалы. Уникальная особенность жада заключается в том, что сразу после обработки он флуоресцирует значительно ярче, чем старые изделия. Рубин (особенно из Мьянмы и Шри-Ланки) и некоторые другие драгоценные камни флуоресцируют на обычном солнечном свету. Это свойство весьма усиливает привлекательность рубина и отличает его от прочих красных камней.

Происхождение драгоценных камней. Существует множество путей образования драгоценных камней в природе. Некоторые из них возникли в результате мощных горообразовательных процессов, включающих тектонические движения, землетрясения и вулканические извержения. Другие являются продуктами осаждения из вод минеральных источников или медленного захоронения древних лесов. Почти все драгоценные камни ассоциируют с определенными горными породами земной коры, подразделяющимися на три главных типа: изверженные (магматические), осадочные и метаморфические. Изверженные породы образуются при остывании магмы в недрах Земли либо на ее поверхности из лавы, излившейся по трещинам или вулканическим жерлам. В процессе медленного остывания и затвердевания магмы по мере того, как повышается концентрация веществ, растворенных в расплаве, начинают расти кристаллы минералов. Если эти процессы протекают на больших глубинах, кристаллы могут достигать значительных размеров, если на поверхности, то они обычно невелики, так как лава затвердевает очень быстро. Крупные кристаллы правильной формы вырастают в полостях и открытых трещинах, где у них достаточно свободного пространства для роста. Часть магмы, затвердевающая в последнюю очередь и обогащенная парами и газами, образует пегматиты. Структура пегматитов чрезвычайно неравномерна, нередко в них присутствуют гигантские кристаллы массой в несколько тонн и длиной в десятки метров. Мощные выходы молочно-белого кварца - хороший поисковый признак на пегматиты, в которых такой кварц часто слагает центральные зоны. Пегматитовые жилы - один из важнейших типов месторождений ювелирных камней и главный первичный источник лунного камня, розового и дымчатого кварца, берилла и сподумена (кунцита). Пегматиты с драгоценными камнями приурочены к кислым изверженным породам, богатым кремнеземом. Минералы, не содержащие кремнезема, такие, как алмаз, рубин, сапфир и шпинель, кристаллизуются в основных и ультраосновных породах. Все горные породы испытывают воздействие агентов эрозии (воды, ветра и льда). Продукты выветривания переносятся в форме обломков, песка и алеврита. Этот обломочный материал отлагается в виде пластов или покровов. В ходе геологической истории осадки уплотняются и цементируются, превращаясь в осадочные породы. Главные их типы - песчаники, сланцы, известняки и конгломераты. Пустоты в осадочных породах могут служить сокровищницами горного хрусталя, декоративного кальцита и флюорита. Под воздействием высокой температуры, давления или химических реакций как изверженные, так и осадочные породы преобразуются в метаморфические, которые, в свою очередь, выветриваются и снова образуют осадочные породы. К метаморфическим породам бывают приурочены жад, лазурит и гранат. Добыча драгоценных камней из коренных пород ведется с помощью подземных горных выработок или открытыми карьерами. Камни, освобожденные из материнской породы в результате процессов эрозии, а затем снесенные и переотложенные водными потоками, формируют россыпные месторождения, которые разрабатываются путем ручной промывки или с помощью драг. Такие месторождения обычно рентабельны в эксплуатации. Например, галечные россыпи Шри-Ланки славятся своими сапфирами, рубинами и шпинелью. Прибрежно-океанические россыпи на западном побережье Африки (в Намибии) весьма богаты алмазами, и для их извлечения промывают многие тонны песка. На балтийском побережье прибоем намывается янтарь. В россыпях встречаются полые желваки, стенки которых сложены плотным халцедоном и выстланы изнутри кристаллами. Подобные образования, называющиеся жеодами, - поистине природные шкатулки с сюрпризами, ведь снаружи жеода выглядит как обычный валун и ничем не примечательна. Только если расколоть жеоду, можно увидеть красивые скрывающиеся в ней кристаллы драгоценных камней. В жеодах были найдены великолепные экземпляры аметистов. Такие желваки, обычно размером в 10-15 см в поперечнике, образуются чаще всего в известняках, реже - в сланцах или глинистых осадках. При выветривании они высвобождаются из материнской породы и поступают в россыпи. Опал, халцедон и агат часто формируются в пустотах - газовых пузырях базальтовых и андезитовых лав; лучшие австралийские опалы связаны с корами выветривания. Бирюза встречается в районах с сухим жарким климатом и образуется вблизи поверхности при участии просачивающихся растворов, отлагаясь в трещиноватых породах. Оливин настолько чувствителен к атмосферным воздействиям, что встречается в неизмененном виде только в свежих невыветрелых породах. В метеоритах обнаружены два драгоценных камня - алмаз и оливин-хризолит. Для роста кораллов необходимы морские воды с постоянной температурой. Они развиваются на глубинах не более 20 м.

Окаменелая древесина образуется, когда полностью погребенные деревья на протяжении тысячелетий постепенно пропитываются минеральными растворами и их первичные растительные волокна замещаются минеральным веществом. Янтарь - это смола древних хвойных деревьев; нередко он содержит включения прекрасно сохранившихся насекомых. Гагат, близкий по составу и происхождению к обычному каменному углю, отличается от него более плотным сложением.

Распространение драгоценных камней. Долгое время полагали, что красивые драгоценные камни образуются только в условиях тропического климата, потому что лучшие драгоценные камни в прошлом поступали из Индии, Бирмы и Цейлона. Затем это представление было опровергнуто геологами, показавшими, что климат не имеет никакого отношения к качеству драгоценных камней, так как большинство камней образуется в недрах Земли. На протяжении многих веков Восток славился драгоценными камнями. Индия была первым крупным источником алмазов, которые добываются там до сих пор; на ее территории обнаружены также рубин, сапфир и другие камни. Почти все важнейшие виды ювелирных камней, за исключением алмаза, встречаются в Шри-Ланке, которую китайцы называют "островом драгоценных камней". Лучшие в мире рубины поступают из Мьянмы. Более половины мировой добычи сапфиров приходится на Индокитай, хотя большинство самых крупных камней происходит из Индии. Много сапфиров добывается в Мьянме и Шри-Ланке, из которой поступает преимущественно звездчатый сапфир. Шпинель, обычно ассоциирующая с драгоценными корундами, добывается в Таиланде, Шри-Ланке и Мьянме. Жад привозят по большей части из Мьянмы, значительное его количество поставляет также Китай. На огромных просторах азиатской части России добывается множество ювелирных камней: якутские алмазы, забайкальские аквамарины, топазы, саянский нефрит, байкальский лазурит. Каменными сокровищами богат Урал: там распространены изумруды, хризоберилл, аметисты, горный хрусталь, яшма, малахит, демантоид и многие другие драгоценные камни. В Афганистане уже более 6000 лет действуют копи по добыче высококачественного лазурита, которые посещал еще Марко Поло. Лучшая по качеству бирюза, служившая эталоном этого камня, добывается с давних пор в Иране (персидская бирюза). Остров Зебергед в Красном море долгое время был единственным местом, откуда поступал ювелирный оливин - хризолит. В последние годы осваивается хризолит (перидот) из алмазоносных кимберлитов Сибири и ЮАР. Австралия славится месторождениями благородного опала (Новый Южный Уэльс, Южная Австралия и Квинсленд), густо-синих сапфиров и богатыми промыслами природного жемчуга. Лидирующий производитель культивированного жемчуга - Япония, которая также ведет добычу благородного коралла, горного хрусталя и аметиста. ЮАР располагает самыми крупными в мире алмазными рудниками. Попутно там добываются и некоторые другие драгоценные камни. С острова Мадагаскар поступают самый красивый в мире турмалин, редкая розовая разновидность берилла - морганит и прекрасный горный хрусталь. В Европе имеется ряд известных месторождений драгоценных камней: янтаря на Балтийском побережье, опала в Венгрии, пиропа в Чехии, благородного коралла в прибрежных водах Италии, агатов в Германии, хризопраза в Польше, горного хрусталя в Швейцарии, топазов и бериллов на Украине. Очень богата драгоценными камнями Южная Америка. Особо следует упомянуть алмазы Бразилии, откуда поступают также топаз, аквамарин и большая часть аметиста и цитрина. Агатами славятся Бразилия и Уругвай. Лучшие в мире изумруды добывают в Колумбии. Чили поставляет значительные количества лазурита. Мексика служит главным источником огненного опала и весьма редкого прозрачного сфалерита (практически половина мирового производства), а также поделочных камней, например таких, как мексиканский оникс. В США разнообразными драгоценными камнями богаты штаты Мэн, Калифорния, Колорадо и Северная Каролина. Мэн - единственный штат, где добываются кристаллы фиолетового апатита, кроме того, там добывают гранаты, содалит и великолепные турмалины. Наибольшее разнообразие драгоценных камней установлено в Калифорнии, славящейся турмалином, жадом и минералами семейст

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Венец Большого наряда царя Михаила Романова (золото, эмаль, изумруд, сапфир, шпинели). Ок. 1600.

Венец Большого наряда царя Михаила Романова (золото, эмаль, изумруд, сапфир, шпинели). Ок. 1600.

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ, минералы, используемые для ювелирных целей. Бесцветные или красивой чистого тона окраски; большинство драгоценных камней отличаются блеском, прозрачностью, сильным светорассеянием, высокой твердостью, способностью принимать огранку. Условно делятся на 4 класса: I - алмаз, рубин, сапфир, изумруд; II - александрит, сапфир оранжевый, зеленый и фиолетовый, благородный черный опал, благородный жадеит; III - демантоид, шпинель, опал благородный белый и огненный, аквамарин, топаз, родонит, турмалин; IV - хризолит, циркон, кунцит, лунный камень, солнечный камень, берилл желтый, зеленый и розовый, пироп, альмандин, бирюза, аметист, хризопраз, цитрин. Масса измеряется в каратах (0,2 г). Мировые розничные цены на ограненные ювелирные камни колеблются от 10 тыс. (I класс) до 80-100 (IV класс) американских долларов за 1 карат.

Эгрет - заколка для волос (бриллианты, сапфиры). 60-е гг. 18 в.

Эгрет - заколка для волос (бриллианты, сапфиры).

60-е гг. 18 в.

Звезда ордена Св. Андрея Первозванного (бриллианты, эмаль). 1805-15.

Звезда ордена Св. Андрея Первозванного (бриллианты, эмаль). 1805-15.

Букет. Сер. 18 в.

Букет. Сер. 18 в.

Идеография

минерал

красивый, высокая ценность

драгоценный камень. камешек.

самоцветы.

1 - й класс:

алмаз.

изумруд, смарагд.

яхонт.

сапфир. рубин.

жемчуг. жемчужина. перл.

2 - й класс:

благородный черный опал. благородный жадеит.

хризоберилл: александрит. цимофан, кошачий глаз.

сапфир синий, оранжевый, зеленый.

3 - й класс:

топаз. берилл, аквамарин. фенакит.

благородный белый и огненный опал.

гранат. демантоид. карбункул. родонит. турмалин.

благородная шпинель. эвклаз.

4 - й класс:

аметист. бирюза.

халцедон: сердолик. гелиотроп. хризопраз.

цитрин. хризолит. циркон. кунцит. лунный камень. солнечный камень.

берилл желтый, зеленый и розовый. пироп. альмандин.

янтарь. гагат - черный янтарь.

Полезные сервисы

драгоценные металлы

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ, то же, что благородные металлы.

Полезные сервисы

драгоценный

Толковый словарь

I м.

Тот, кто очень мил, дорог.

II м.

Употребляется как ласково-фамильярное обращение к тому, кто дорог, любим, мил.

III прил.

1. Очень ценный, дорого стоящий; дорогой.

2. перен.

Очень важный, нужный, имеющий большое значение для кого-либо.

3. перен.

Обладающий особыми полезными, ценными свойствами, отличающими его от чего-либо подобного.

4. перен.

Милый, дорогой (обычно в составе ласкового обращения).

ДРАГОЦЕ́ННЫЙ - прил., употр. сравн. часто

Морфология: драгоце́нен, драгоце́нна, драгоце́нно, драгоце́нны; драгоце́ннее

1. Драгоценной называют вещь, которая стоит дорого, потому что она сделана из редких и ценных металлов, камней и т. п.

Драгоценное колье. | Его рука была унизана драгоценными перстнями.

2. Драгоценные металлы - это платина, золото, серебро.

3. Драгоценными камнями являются редкие и красивые камни (минералы), которые используются для изготовления ювелирных украшений, например бриллиант, жемчуг, сапфир.

4. Драгоценным вы называете то, что имеет большое значение для вас, то, что вы цените очень высоко.

Драгоценное кипрское вино я давно берёг именно для этого торжественного дня. | Он не стал прятать драгоценные манускрипты в сыром месте. | Любовь - это драгоценный дар. | Не будем терять драгоценные секунды.

5. сущ. Вы используете слово драгоценный (драгоценная) как обращение к дорогому для вас человеку.

Милая моя, драгоценная, нельзя же так!

Толковый словарь Ушакова

ДРАГОЦЕ́ННЫЙ, драгоценная, драгоценное; драгоценен, драгоценна, драгоценно. Очень ценный, высоко ценимый. Драгоценная ваза.

|| перен. Дорогой, милый. Драгоценный друг. Как ваше драгоценное здоровье?

• Драгоценные камни - отличающиеся красотой редкие камни, употр. для украшений, преим. в ювелирных изделиях.

Толковый словарь Ожегова

ДРАГОЦЕ́ННЫЙ, -ая, -ое; -нен, -нна.

1. Очень ценный, самого высокого качества. Д. камень (высокоценный и красивый минерал, используемый для украшений). Д. ларец (очень высокой цены).

2. Очень важный, нужный. Терять драгоценное время. Драгоценные сведения.

3. полн. Милый, дорогой. Мой д. друг!

| сущ. драгоценность, -и, жен. (к 1 и 2 знач.).

Толковый словарь Даля

ДРАГОЦЕННЫЙ, -ность, см. дорогой.

Энциклопедический словарь

ДРАГОЦЕ́ННЫЙ -ая, -ое; -це́нен, -це́нна, -це́нно.

1. Очень ценный, дорогой, сто́ящий больших денег. Д. браслет. Д. ларец. Д. мех соболя. Д-ые камни (красивые, редкие минералы, используемые в ювелирных украшениях). Д-ые металлы (золото, серебро, платина).

2. Имеющий большое значение, очень нужный, ценный. Терять д-ое время. Д-ые исторические реликвии. Д-ые свидетельства прошлых веков. Ваша дружба для меня драгоценна. Чувство нового - д-ое свойство писателя.

3. (обычно в обращении). Устар. Дорогой, милый.

Драгоце́нный, -ого; м. Драгоце́нная, -ой; ж. * Отвечай мне, чего тебе надобно, Моя милая, драгоценная (Лермонтов).

Академический словарь

-ая, -ое; -це́нен, -це́нна, -це́нно.

1. Очень ценный, дорогой, стоящий больших денег.

[Лидия:] Я бросила бы ему все его подарки, если б они не были так драгоценны. А. Островский, Бешеные деньги.

Одежда ее роскошна, сандалии прикреплены драгоценными застежками, горящими золотом и камнями. Гаршин, Новая картина Семирадского «Светочи христианства».

Вано два лета сряду следил за размножением нутрии и рассказывал чудеса об ее драгоценном мехе. Паустовский, Колхида.

2. перен.

Имеющий большое значение, очень нужный, важный.

Терять драгоценное время.

В якутском областном архиве хранятся материалы, драгоценные для будущего историка Якутской области. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».

[Молодые студенты] еще не имели большого опыта жизни, но все они обладали чувством нового - этим самым драгоценным свойством родившей их эпохи. Галин, Начало битвы.

3. (обычно в обращении). Дорогой, милый.

Зацелована, околдована, С ветром в поле когда-то обвенчана, Вся ты словно в оковы закована, Драгоценная моя женщина! Заболоцкий, Последняя любовь.

| в знач. сущ. драгоце́нный, -ого, м.; драгоце́нная, -ой,

ж. Отвечай мне, чего тебе надобно, Моя милая, драгоценная! Лермонтов, Песня про купца Калашникова.

- драгоценный камень

Орфографический словарь

драгоце́нный; кратк. форма -е́нен, -е́нна

Формы слов для слова драгоценный

драгоце́нный, драгоце́нная, драгоце́нное, драгоце́нные, драгоце́нного, драгоце́нной, драгоце́нных, драгоце́нному, драгоце́нным, драгоце́нную, драгоце́нною, драгоце́нными, драгоце́нном, драгоце́нен, драгоце́нна, драгоце́нно, драгоце́нны, драгоце́ннее, подрагоце́ннее, драгоце́нней, подрагоце́нней

Синонимы к слову драгоценный

1. см. дорогой 2.

2. см. любимый

прил.

1.

дорогой

дорогостоящий

ценный

бесценный

имеющий большую цену)

2.

дорогой

милый

ненаглядный

родной

желанный

родимый

дражайший

бесценный

любезный

разлюбезный

такой, которого любят)

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: дорогой, дорогостоящий (оф.), ценный, бесценный (усил.)

Морфемно-орфографический словарь

драг/о/це́н/н/ый.

Грамматический словарь

драгоце́нный п 1*a

Глагольная сочетаемость

терять драгоценное временя => Neg, использование

тратить драгоценное время => Neg, использование

Полезные сервисы

драгоценный камень

Синонимы к слову драгоценный камень

сущ., кол-во синонимов: 1

камень (разг.)

Полезные сервисы

драгоценный металл

Идеография

металл

благородные металлы - редкие коррозионностойкие металлы.

золото. серебро. платина.

ювелирные изделия, золотая монета, серебряная монета

Полезные сервисы