I предик. разг.
Возглас, которым отгоняют птицу, домашних животных и т.п., как действие; киш I.
II межд. разг.
Возглас, которым отгоняют птицу, домашних животных и т.п. (обычно с повторением); киш II.
I предик. разг.
Возглас, которым отгоняют птицу, домашних животных и т.п., как действие; киш I.
II межд. разг.
Возглас, которым отгоняют птицу, домашних животных и т.п. (обычно с повторением); киш II.
Кша́трии (санскр. кшатрия, от кшатра - господство, власть), одна из двух высших варн в Древней Индии, образовавшаяся из военно-племенной аристократии.
* * *
КШАТРИИ - КША́ТРИИ (санскр. кшатрия, от кшатра - господство, власть), одна из двух высших варн (см. ВАРНЫ) в Др. Индии, образовавшаяся из военно-племенной аристократии.
КШАТРИИ (санскр. кшатрия - от кшатра - господство, власть), одна из двух высших варн в Др. Индии, образовавшаяся из военно-племенной аристократии.
КШАТРИИ (санскритское кшатрия, от кшатра - господство, власть), одна из двух высших варн в Древней Индии, образовавшаяся из военно-племенной аристократии.
КШЕНЕК (Кренек) (Krenek) Эрнст (1900-91) - американский композитор, музыковед, педагог. По происхождению австриец. С 1937 в США. Оперы "Прыжок через тень" (1924), "Джонни наигрывает" (1927) и др., балеты, симфонии, хоры, электронная музыка. Разрабатывал в теоретических трудах и использовал в творчестве додекафонию и сериальность, а также алеаторику.
Кше́нек Эрнст - Кренек (Křenek, Krenek) (1900-1991), американский композитор, музыковед, педагог. По происхождению австриец. С 1937 в США. Оперы «Прыжок через тень» (1924), «Джонни наигрывает» (1927) и др., балеты, симфонии, хоры, электронная музыка. Разрабатывал в теоретических трудах и использовал в творчестве додекафонию и сериальную технику, алеаторику.
* * *
КШЕНЕК Эрнст - КШЕ́НЕК (Кренек) (Krenek) Эрнст (1900-91), американский композитор, музыковед (см. МУЗЫКОВЕДЕНИЕ) , педагог. По происхождению австриец. С 1937 в США. Оперы «Прыжок через тень» (1924), «Джонни наигрывает» (1927) и др., балеты, симфонии, хоры, электронная музыка (см. ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА). Разрабатывал в теоретических трудах и использовал в творчестве додекафонию (см. ДОДЕКАФОНИЯ) и сериальность, а также алеаторику (см. АЛЕАТОРИКА).
КШЕНЕК Эрнст (Ksenek, Ernst) (1900-1991), также Кршенек, австро-американский композитор и педагог. Родился 23 августа 1900 в Вене. Первые же значительные сочинения, появившиеся вскоре после окончания Первой мировой войны, сделали Кшенека ведущей фигурой в молодом поколении немецких композиторов, искавших новые выразительные средства; характерной чертой стиля Кшенека стал насыщенный диссонансами контрапункт. Уже в молодости композитор писал для театра, в период до 1927 он создал две оперы и сценическую кантату, а в 1927 появилось наиболее удачное сочинение Кшенека - опера Джонни наигрывает (Jonny spielt auf), впервые поставленная в Лейпциге. Это произведение, представляющее собой причудливое сочетание серьезной музыки с танцевальными мотивами кабаре и напоминающее скорее ревю, чем оперу, принесло автору международную известность. В более позднем творчестве Кшенек выступает как убежденный додекафонист; он проявлял также активный интерес к электронной музыке. В 1937 композитор переехал в США. Преподавал в женском колледже Вассара в 1939-1942, в университете Хэмлина в Сен-Поле (шт. Миннесота) в 1942-1947. Затем переехал в Калифорнию. Наследие Кшенека включает оперы, симфонии, струнные квартеты, фортепианные сонаты и концерты, произведения хоровых жанров. Он написал ряд книг - Музыка здесь и сейчас (Music Here and Now, 1939), Исследование о контрапункте (Studies in Counterpoint, 1940), Тональный контрапункт (Tonal Counterpoint, 1958), Модальный контрапункт (Modal Counterpoint, 1959), Исследуя музыку (Zur Sprache gebracht, 1958; Exploring Music, 1966).
Умер Кшенек в Палм-Спрингсе (США) 22 декабря 1991.
КШЕНЕК (Кренек) (Krenek) Эрнст (1900 - 91), американский композитор. По происхождению австриец. Примыкал к различным художественным направлениям - от экспрессионизма до сюрреализма; использовал атональность, додекафонию. Пародийно-сатирические оперы "Прыжок через тень" (1924), "Джонни наигрывает" (1927), "Золотое руно" (1964).
- Русская балерина, первая и единственная любовница Николая II.
- Русская балерина по имени Матильда.
- В марте-июне 1917 года роскошный особняк этой балерины вовсе не по её воле приютил Центральный и Петербургский комитеты партии большевиков.
- Первая из русских танцовщиц, исполнившая на сцене 32 фуэте подряд.
- Все подарки влюблённого по уши Николая II эта расчётливая балерина заносила в списочек.
- В своих воспоминаниях она особо выделила день 23 марта 1890 года, когда император Александр III сказал ей - 17-летней выпускнице, склонившейся перед ним в низком реверансе «Будьте украшением и славою нашего балета!».
Кшеси́нская Матильда (Мария) Феликсовна (1872-1971), артистка балета, педагог. В 1890-1917 в Мариинском театре. Одна из наиболее ярких представительниц русской академической школы. Среди партий: Аврора («Спящая красавица» П. И. Чайковского), Лиза («Тщетная предосторожность» П. Гертеля), Аспиччия («Дочь фараона»), Эсмеральда («Эсмеральда», оба - Ц. Пуни). Гастролировала в Европе, в 1911-12 участвовала в спектаклях Русского балета С. П. Дягилева. С 1920 жила и работала в Париже.
КШЕСИНСКАЯ Матильда Феликсовна - КШЕСИ́НСКАЯ Матильда (Мария) Феликсовна (19 (31) августа 1872, Лигово, близ Санкт-Петербурга - 6 декабря 1971, Париж), русская артистка балета.
Родилась в семье танцовщика Ф. И. Кшесинского, полька по национальности. В 1890 окончила балетное отделение Петербургского театрального училища. На выпускном вечере с ней познакомился наследник российского престола, будущий император Николай II, (см. НИКОЛАЙ II Александрович) с которым у Кшесинской возник непродолжительный, но бурный роман. Балерина пользовалась успехом у августейших особ (великий князь Сергей Михайлович, плененный красотой Кшесинской, в течение долгих лет опекал ее). В 1890-1917 танцевала в Мариинском театре (см. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР). Прославилась в ролях Авроры («Спящая красавица»,1893), Эсмеральды (1899), Терезы («Привал кавалерии») и др. Ее танец отличала яркая артистичность, жизнерадостность. В начале 1900-х гг. была участницей балетов М. М. Фокина: (см. ФОКИН Михаил Михайлович) «Евника», «Шопениана», «Эрос», в 1911-1912 выступала в труппе «Русский балет Дягилева» (см. РУССКИЙ БАЛЕТ ДЯГИЛЕВА).
В марте 1917 после Февральской революции вынуждена была покинуть свой особняк, который занял Петроградский комитет большевиков, благодаря чему он вошел в советскую историю. В 1920 эмигрировала из России. В 1921, вступив в брак с великим князем Андреем Владимировичем, с которым до того прожила в гражданском браке 20 лет, стала светлейшей княгиней Романовой-Красинской. В 1929 открыла свою студию в Париже. У Кшесинской брали уроки классического танца такие знаменитые танцовщицы, как И. Шовире (см. ШОВИРЕ Ивет) и М. Фонтейн (см. ФОНТЕЙН Марго). В 1992 в России вышла книга ее воспоминаний.
КШЕСИНСКАЯ Матильда (Мария) Феликсовна (1872-1971) - российская артистка балета, педагог. В 1890-1917 в Мариинском театре. Одна из наиболее ярких представительниц русской академической школы. Гастролировала в Европе, в 1911-12 участвовала в спектаклях Русского балета С. П. Дягилева. С 1920 жила и работала в Париже.
КШЕСИ́НСКАЯ Матильда (Матильда-Мария) Феликсовна (1872-1971) - балерина. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1890 (кл. Х. Иогансона), позднее совершенствовалась у Э. Чеккети. В 1890-1917 артистка Мариинского т-ра, с 1895 - прима-балерина. Среди ее ролей: Нирити ("Талисман"), Аспичия ("Дочь фараона"), Лиза ("Тщетная предосторожность"), Фенелла (опера "Фенелла"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Аврора ("Спящая красавица"), Эсмеральда ("Эсмеральда"), Никия ("Баядерка"). "Последняя актриса балет. классицизма", как называли К., была танцовщицей бравурно-виртуозного плана. Она сумела соединить соверш. технику итал. балерин с мягкостью и женственностью отеч. школы. Интимная связь сначала с будущим имп. Николаем II, а затем с двумя вел. кн. сделала К. на долгие годы фактич. "хозяйкой" петерб. балета - она определяла репертуар, смещала директоров и т. п. В 1911-12 в спектаклях "Русских сезонов" танцевала с В. Нижинским в "Лебедином озере" и "Видении розы". В 1920 покинула Россию, в 1921 обвенчалась с вел. кн. Андреем Владимировичем, получив титул графини Красинской. В 1929 открыла в Париже школу балета. Последнее выступление К. на сцене состоялось в Лондоне в 1936. В 1960 вышли ее воспоминания.
Соч.: Воспоминания / Предисл. В. Гаевского. М., 1992.
М.Ф. Кшесинская. Партия Нирити ("Талисман" Р. Дриго, 1910).
КШЕСИНСКАЯ (настоящая фамилия Кржесинская) Матильда (Мария) Феликсовна (1872 - 1971), артистка балета, педагог. С 1890 в Мариинском театре (Одетта-Одиллия - "Лебединое озеро" и Аврора - "Спящая красавица" П.И. Чайковского), участвовала в постановках М.М. Фокина (Эвника - "Эвника" на музыку В.В. Щербачева). Владела виртуозной техникой итальянской школы, хотя и оставалась танцовщицей русского балетного академизма. Пользовалась покровительством членов царской семьи. В 1904 покинула театр; вернувшись затем на положение гастролерши, выступала во многих странах, в 1911 - 12 в антрепризе С.П. Дягилева. В 1920 эмигрировала во Францию, где в 1921 вышла замуж за великого князя А.В. Романова, получив титул княгини. В 1929 открыла студию в Париже. Автор "Воспоминаний" (1960; 1992, на русском языке).
Матильда Кшесинская - Эсмеральда в одноименном балете.
КШЕСИ́НСКИЙ Феликс Ив. (Кржесинский-Нечуй Адам-Феликс) - артист балета. Окончил Варшавскую балетную школу у М. Пиона. В 1838-53 классич. и характерный артист т-ра в Варшаве. В 1853-1903 артист Мариинского т-ра, 1-й исполнитель партий: Царь нубийский ("Дочь фараона"), Флорестан ("Спящая красавица"); среди др. его ролей: Хан ("Конек-Горбунок"), Иниго ("Пахита"), Клод Фролло ("Эсмеральда"), Черногорец ("Роксана"), Полковник ("Привал кавалерии"). К. был ведущим характерным танцовщиком, славился исполнением цыган., венг. и особенно польских танцев в балетах и операх, считался лучшим в России "мазуристом". Исполняемые им мимич. роли были продуманно живописны, порой торжественны, многие их них К. играл на сцене не один десяток лет. Поставил в Петербурге балеты: "Крестьянская свадьба" ("Свадьба в Ойцуве", 1853, Я. Стефани), "Роберт и Бертрам, или Два вора" (1858, Ц. Пуни, А. Шмидт).
КШИТИГАРБХА - КШИТИГА́РБХА, в буддийской мифологии махаяны (см. МАХАЯНА) бодхисаттва - спаситель грешников. Его изображали сидящим, с лотосом в руке.
КШИТИГАРБХА - в буддийской мифологии махаяны ботхисатва - спаситель грешников. Его изображали сидящим, с лотосом в руке.
КРЕ́СТНЫЙ [сн], крестная, крестное. прил. к крест в 1 знач. (церк.). Крестное знамение. Крестное целование (присяга, клятва, сопровождающаяся целованием креста; ист.).
• Крестный ход (церк.) - церковное шествие с крестами, хоругвями и иконами. С нами крестная сила (прост., устар.) - выражение, произносившееся в момент испуга или крайнего изумления суеверными людьми.
КРЕ́СТНЫЙ см. крест.
II. КШСТНЫЙ, -ая, -ое.
1. У христиан: участвующий в обряде крещения кого-н. в роли восприемника (к. отец) или восприемницы (крёстная мать), а также окрещённый при участии таких лиц (к. сын, крёстная дочь).
2. крёстный, -ого, муж. Крёстный отец (прост.).
3. крёстная, -ой, жен. Крёстная мать (прост.).
Ехать в крёстные (в кумовья). Костром. Помогать в довивании основы на навой (при ткании). Громов 1992, 63.