МЕ́ДНЫЕ ДУХОВЫ́Е ИНСТРУМЕ́НТЫ - духовые инструменты, у к-рых высота звука регулируется прежде всего напряжением губ исполнителя, упирающихся в мундштук с чашеобразным углублением. Меняя напряжение губ (амбушюр), музыкант заставляет звучать (выделяет) один из звуков натурального звукоряда, основной тон к-рого определяется длиной трубки инструмента. При этом сам основной тон извлечь либо невозможно, либо он имеет неудовлетворит. звуковое качество (исключение - тромбон), однако именно на его основе строится основной звукоряд инструмента. До 19 в. возможности М. Д. И. ограничивались звуками натурального ряда, поэтому такие инструменты назывались натуральными. В музыке их возможности ограничивались фразами фанфарного характера или ритмич. педалями.
Первым, кто начал применять М. Д. И. в качестве мелодич. инструментов, был Р. Вагнер. В рус. музыке полностью раскрыл возможности М. Д. И. П. И. Чайковский.
Тембр М. Д. И. зависит от формы инструмента, мензуры (отношение диаметра трубки к ее длине), формы сечения канала трубки (цилиндрич., или конич., или обычно их комбинации). Инструменты, имеющие длинные прямые отрезки трубки, звучат ярко и мощно (напр., трубы, тромбоны), инструменты с округлой формой - более певуче (напр., туба). У широкомензурных инструментов диапазон меньше, им легче брать низкие звуки (напр., саксгорн альт), у узкомензурных диапазон больше, им удобнее играть в среднем и даже умеренно верхнем регистре. Тембр инструмента может быть сильно изменен применением различных сурдин (приспособлений закрывающих раструб инструмента и искажающих звук).
Из большого кол-ва разнообразных М. Д. И. в настоящее время наиболее употребит. трубы, корнеты, валторны, тромбоны, басовая туба. В духовых оркестрах употребляются инструменты семейства саксгорнов - альт, тенор, баритон. Группа М. Д. И. входит в состав симфонич., эстрадного, духового оркестров, обеспечивая прежде всего яркость и силу звучания. Вследствие прогресса в технике игры, особенно значит. в 20 в., большинство М. Д. И. приобрело виртуозные возможности, благодаря чему они стали полноценными сольными инструментами.