ж.
1. Учение о методе научного познания.
2. Совокупность приёмов исследования в какой-либо науке или в области знаний.
ж.
1. Учение о методе научного познания.
2. Совокупность приёмов исследования в какой-либо науке или в области знаний.
МЕТОДОЛО́ГИЯ, методологии, жен. (от греч. methodos - метод и logos - Учение) (научн.). Учение о научном методе или методах отдельных наук. Методология истории.
МЕТОДОЛО́ГИЯ, -и, жен.
1. Учение о научном методе познания; принципы и способы организации теоретической и практической деятельности. М. естественных наук.
2. Совокупность методов, применяемых в какой-н. науке. М. истории.
| прил. методологический, -ая, -ое.
МЕТОДОЛО́ГИЯ1́, -и, ж чего или с опр.
Совокупность методов, приемов исследования, применяемых в научном познании мира.
Новая методология лингвистических исследований.
МЕТОДОЛО́ГИЯ2́, -и. ж
Совокупность приемов исследования, применяемых в научном познании и обусловленных учением о принципах построения, формах и способах научного познания, а также вообще учением о структуре, логической организации, методах и средствах теоретической и практической деятельности.
Считается, что современная физика полностью разрушает методологию механицизма.
МЕТОДОЛО́ГИЯ -и; ж. [от греч. methodos - метод и logos - учение] чего и с опр. Методы, приёмы, используемые при познании чего-л. и объединённые общей целью, задачей и т.п. М. описания истории. Материалистическая м.
◁ Методологи́ческий, -ая, -ое. М-ие приёмы. М-ая позиция. Методологи́чески, нареч. М. точно отразить явление.
* * *
методоло́гия (от метод и ...логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
* * *
МЕТОДОЛОГИЯ - МЕТОДОЛО́ГИЯ (от метод (см. МЕТОД) и logos - слово, учение), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
МЕТОДОЛОГИЯ (от метод и ...логия) - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
-и, ж.
1. Совокупность приемов исследования, применяемых в какой-л. науке.
Методология истории.
2. Учение о методе научного познания и преобразования мира.
Марксистско-ленинская методология.
[От греч. μέθοδος - метод и λόγος - учение]
МЕТОДОЛОГИЯ (от метод и ...логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
МЕТОДОЛОГИЯ -
учение о методе как таковом, наиболее общая теория метода. Тесно связана с философией, теорией познания, диалектикой, эпистемологией, формальной логикой, но не сводится ни к одной из них. Кроме философской методологии различают еще общенаучные, межнаучные и частнонаучные методологии.
методоло́гия, методоло́гии, методоло́гий, методоло́гиям, методоло́гию, методоло́гией, методоло́гиею, методоло́гиями, методоло́гиях
Методоло́гия
(от метод и греч. λόγος - слово, учение) в языкознании - учение о принципах
исследования в науке о языке.
Языковеды-марксисты исходят из того, что методология включает в себя
три уровня: общую философскую методологию, принципы и законы
материалистической диалектики которой определяют ориентацию,
направление и принципы исследований в науке, опирающейся на эту
философию; общенаучную методологию, включающую методы и
принципы, применяемые в группах наук; частную методологию,
включающую методы данной науки (см. Метод в языкознании).
Методология определяет подход к объекту языкознания,
взаимоотношение между субъектом и объектом исследования, способ
построения научного знания, общую ориентацию и характер
лингвистического исследования. Тесно связанная с
лингвистической теорией, она в значительной степени
обусловливает научные результаты исследования.
Различия в философских позициях исследователей привели к
значительному разнообразию методологических направлений в
языкознании, которое усложняется эклектическим смешением в ряде
концепций (например, в учении Ф. де Соссюра; см. Женевская школа) различных, в т. ч.
противоположных, философских установок. Методологические
расхождения в языкознании, особенно в области частной методологии,
до некоторой степени зависят и от различий в структуре, уровне развития
и степени изученности языков. Понимание самого термина «методология» в
марксистском языкознании отличается от его понимания в ряде других
направлений, в которых этот термин (англ. methodology, франц. méthodologie) чаще употребляется лишь в смысле
совокупности частных методов и приёмов изучения языка.
Исходным методологическим принципом
диалектико-материалистического языкознания является положение о том,
что язык представляет собой один из видов общественной деятельности,
неразрывно связанный с общественным сознанием и с человеческим
общением. Звуковой язык (как и его письменная
фиксация) имеет материальную природу, существует объективно,
независимо от его отражения в человеческом сознании, хотя сознание
играет ведущую роль в языковой деятельности и может определённым образом
воздействовать на неё. Реальный (естественный) язык как конкретную речевую деятельность общества следует отличать от
абстрактной (идеальной) системы языка,
создаваемой с целью его познания и строящейся на основе фактов, которые
извлекаются из текстов (результатов речевой
деятельности) или (для прошедших этапов) восстанавливаются при помощи
методов реконструкции. Такой подход к
пониманию природы и сущности языка коренным образом отличается прежде
всего от идеалистического понимания языка - как проявления «духа» народа
(см. Гумбольдтианство), как явления в
основе своей психического (теории В. Вундта, Х. Штейнталя,
Н. Хомского).
Другой аспект взаимоотношения материального и идеального в сфере
языка составляет связь материальной природы языка и его идеальной,
знаковой, функции. При этом под идеальным в марксистском языкознании
понимается отражение фактов объективной действительности в сознании
человека, которое тесно связано с материальными единицами языка и выражается с их помощью (см. Лексическое значение слова, Знак языковой, Знаковые теории языка).
Диалектико-материалистическое понимание значения как общественно
осознаваемого отношения знака к обозначаемому
отличается от свойственного ряду направлений отождествления
значения с обозначаемым (объектом действительности или его отражением в
сознании) и от включения отождествляемых со значениями отражений
действительности (понятий, представлений и
т. д.) в состав самого знака в качестве его внутренней сущности или
одной из двух его якобы соотносительных сторон - наряду с его акустической стороной.
Определяющее значение для методологии языкознания имеют принципы
и законы материалистической диалектики - законы перехода
количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, единства и
борьбы противоположностей, принципы всеобщей связи явлений, причинности,
историзма, категории количества и качества, общего, частного и
отдельного, формы и содержания, причины и следствия, необходимости и
свободы, необходимости и случайности, истины, практики и др. Они
определяют важность изучения языка в его взаимоотношениях с другими
видами общественной деятельности, с характером и структурой общества в
целом, с учетом межъязыкового взаимодействия, сложной внутренней
взаимосвязи различных структурных уровней и
элементов языка, психологической и физиологической сторон речевой
деятельности, роли её технизации. Исторические изменения в языке
рассматриваются как результаты противоречий между достигнутым в
прошлом состоянием языка и языковыми потребностями общества, а также
между состоянием, характером и функциями различных уровней и
элементов внутренней системы языка (см. Законы развития языка, Система языковая).
Логика научного познания может выполнять роль источника
методологических принципов языкознания, главным образом в
применении к проблемам построения предмета языкознания, логического
упорядочения системы лингвистических понятий, соотношения и условий
применения в лингвистических исследованиях различных так называемых
общенаучных методов, изучения путей и закономерностей развития
лингвистического знания и др. В языкознании могут применяться и методы
других частных наук (социологии, психологии, математики, кибернетики).
С другой стороны, некоторые методы, ставшие впоследствии общенаучными
(сравнительно-исторические, структурные), были детально разработаны вначале на
почве языкознания.
С точки зрения марксистской философии роль и значение для
языкознания методологических принципов, разрабатываемых в
логике научного познания на основе обобщения результатов частных наук,
могут быть определены только в рамках общей
диалектико-материалистической методологии. Прямо
противоположную позицию в этом отношении занимают различные
позитивистские направления в языкознании, отрицающие научное и
методологическое значение философии и ограничивающие
методологию в языкознании односторонним рассмотрением конкретных
вопросов совершенствования и развития предмета языкознания и приёмов
лингвистического исследования. На роль общей методологии в
позитивистском языкознании на различных этапах обычно выдвигается
какой-либо один из общенаучных специальных методов
(сравнительно-исторический, структурный, метод формализации и т. п.),
научная значимость которых абсолютизируется.
Как аспект лингвистической теории методология языкознания
развивается и в рамках науки о языке. При этом в методологических
целях используются результаты теоретической разработки самого
языкознания. В частности, к сфере методологии принадлежит
основывающееся на собственно лингвистических данных определение
целей, перспектив и границ специальных направлений изучения языка
(например, различных видов типологии языков). Методологическое
значение имеют и принципы применения к исследованию языка
частнонаучных лингвистических методов типа глоттохронологического,
диалектографического и др. Сами по себе такие методы, как и
принципы их применения, с определёнными философскими направлениями
связаны лишь опосредованно. Сочетание методологических выводов,
формирующихся на основе самого языкознания, и методологических
требований логики научного познания с общими методологическими
принципами диалектического материализма образует единую целостную
методологию марксистского языкознания.
Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр.
соч., 5 изд., т. 18;
Ленинизм и теоретические проблемы языкознания, М., 1970;
Философия. Методология. Наука, М., 1972;
Общее языкознание. Методы лингвистических исследований, М.,
1973;
Спиркин А. Г., Юдин Э. Г., Методология, БСЭ,
3 изд., т. 16, М., 1974;
Стёпин В. С., Елсуков А. Н., Методы научного
познания, Минск, 1974;
Кодухов В. И., Общее языкознание, М., 1974;
Ильичёв Л. Ф., О соотношении философских и методологических
проблем, «Вопросы философии», 1976, № 4;
Философские основы зарубежных направлений в языкознании, М.,
1977;
Швырёв В. С., Теоретическое и эмпирическое в научном
познании, М., 1978;
его же, Анализ научного познания: основные направления,
формы, проблемы, М., 1988;
Федосеев П. Н., Некоторые методологические вопросы
общественных наук, «Вопросы философии», 1979, № 11;
его же, Философия и научное познание, М., 1983;
Язык и идеология. Критика идеалистических концепций функционирования
и развития языка, К., 1981;
Филин Ф. П., Очерки по теории языкознания, М., 1982;
Современное зарубежное языкознание. Вопросы теории и методологии,
К., 1983;
Будагов Р. А., Язык - реальность - язык, М., 1983;
Общее языкознание, под ред. А. Е. Супруна, Минск, 1983;
Мельничук А. С., К. Маркс и развитие современного
языкознания, Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1983, № 3;
Серебренников Б. А., О материалистическом подходе к
явлениям языка, М., 1983;
Соотношение частнонаучных методов и методологии в филологической
науке, М., 1986.
А. С. Мельничук.
МЕТОДОЛО́ГИЯ (метод + ...логия).
1. Совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-л. науке.
2. Область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практической деятельности. Так, М. науки изучает научное знание и научную деятельность. Развитие М. - одна из сторон развития научного познания в целом. Всякое научное открытие имеет не только предметное, но и методологическое содержание, так как связано с критическим пересмотром существующего понятийного аппарата, предпосылок и подходов к интерпретации изучаемого материала. Современная М. включает в себя систему знаний объективных законов развития исследуемого объекта, а также мировоззренческую систему исследователя, оказывающую решающее влияние на его деятельность. В литературе последних лет активно обсуждается проблема связи методологии с другими науками (Павловская, Башмакова, 2002) и важность приоритетного исследования методологии процесса обучения языку (Пассов, 2000). Принято также разграничивать общую М. и частично М., теорию научного познания в конкретных научных дисциплинах (Московкин, 2002).
МЕТОДОЛОГИЯ и, ж. Руководство к методическому, по плану расположенному преподаванию или изложению какой-нибудь науки. 1846. КСИС. Петрашевцы 1953 3 132. Понимание истории прежде всего именно как истории повседневности; научные процедуры, позволяющие (выражаясь в терминах школы "Анналов") превращать monument, будь то средневековая хроника или частные письма, в document, - с точки зрения методологии все это нам уже не в новинку. ОЗ 2002 8 428.