м.
Сыр из снятого молока, употребляющийся обычно как приправа к макаронам.
ПАРМЕЗА́Н, пармезана, мн. нет, муж. (франц. parmesan, от имени итал. города Parma). Особый итальянский сорт сыра из снятого молока, употр. преим. как приправа к макаронам. «Закажи себе в Твери с пармезаном макароны.» Пушкин.
пармеза́н, пармеза́ны, пармеза́на, пармеза́нов, пармеза́ну, пармеза́нам, пармеза́ном, пармеза́нами, пармеза́не, пармеза́нах
пармеза́н
"вид сыра", впервые пармазон, Уст. морск. 1724 г.; см. Смирнов 219. Через франц. раrmеsаn - сыр "пармезан" из ит. parmigiano "пармский".
ПАРМЕЗАН а, м. parmesan <ит. Пармазан - один (боченок). ПБП 12 (2) 187. Название прекрасного Пармского сыра, вывозимого из Италии. Ян. 1806. Сыру пармазону пуд. Тариф 1724 1731. Два сыра пармазана купя ко двору Ея Имп. Величества прислать хотя на чужих кораблях. 1725. Осьм. век 3 148. "Знатныя духовня персоны" целовали руку императрицы и получили от нея водку и венгерское вино, а "на заедку" - сыр пармазан и чухонское масло". 1754. Худ. сокр. Рос. 1906 8-12 131. Сие для таких случаев, когда граф у меня обедает, или поутру заходит, что часто бывает, также несколько ратафии, прованского масла, анчоусов, сыру пармезану и голандского, макаронов и вермичелиев, горчицы, если можно поболее. 1770. С. Р. Воронцов. // АВ 16 128. Сыр пармезан. Тариф 1797. Пармезан (из полужирного молока, процесс его созревания длится не менее 2-3 лет, высшего качества достигает через 5 лет. НИТ 4 377. Порядочный повар, не из числа даже хвастовских, может изготовить прекрасное блюдо цветной капусты под белым соусом в бараньем соку, или обваляв в тесте и поджарив с пармезаном. 1809. Гримо Прихотник 61. Закажи себе в Твери С пармезаном макарони. 9. 11. 1826. Пушк. // Уш. 1939. Круги пармезанов и других сыров, ложась один на другой, становились в колонны. Гоголь Рим. Пармезан (из полужирного молока, процесс его созревания длится не менее 2 лет, высшего качества достигает через 5 лет. НИТ 4 377. Пармезанский ая, ое. - Лекс. Вейсман 1731: пармезан; САН 1847: пармаза/н.
- Сыр, кусочек которого мечтал попробовать Бен Ганн в романе «Остров сокровищ».
- Для определения зрелости пармские «слухачи» ударяют по его головкам серебряным молоточком.
- Оставшейся от его производства сывороткой подкармливают свиней, идущих на пармскую ветчину.
- Сорт тёрочного сыра.
- Парма и Реджо-Эмилья до сих пор спорят, кто же из них является родиной одного из сортов именно этого продукта.
- Французская писательница, автор романов «Сегодня», «Диплодок», «Бык-матадор».
- Французская писательница, автор романов «Забавные вещи», «Известный солдат», «Леонар в ином мире».
- Французская писательница, автор романов «Подъём к стене», «Солдатский номер 2078», «Чёрная манера», «Чёрным по белому».
Парме́лия - род листоватых лишайников. Около 700 видов, преимущественно в тропиках. Пармелия блуждающая (порезная трава) и др. содержат усниновую кислоту, обладающую антибиотическими свойствами.
* * *
ПАРМЕЛИЯ - ПАРМЕ́ЛИЯ, род листоватых лишайников. Ок. 700 видов, преимущественно в тропиках. Пармелия блуждающая (порезная трава) и др. содержат усниновую кислоту, обладающую антибиотическими свойствами.
ПАРМЕЛИЯ - род листоватых лишайников. Ок. 700 видов, преимущественно в тропиках. Пармелия блуждающая (порезная трава) и др. содержат усниновую кислоту, обладающую антибиотическими свойствами.
ПАРМЕН (1 в.) - апостол от 70-ти, из семи первых диаконов (Деяния апостолов 6:5), проповедовал Христа в Македонии. По одним сведениям скончался мирно, по другим мученически в г. Соли (Кипр) в гонение императора Траяна. Память в Православной церкви 4 (17) января и 28 июля (10 августа), в Католической 23 января.
-а, м.; разг. Пармён, -а.
Отч.: Парме́нович, Парме́новна.
Производные: Пармёнка; Пармёха; Пармёша; Па́рма; Ме́на (Ме́ня).
[От греч. paramenō - оставаться; стойко держаться.]
† 17 янв., 10 авг., 12 авг.
-а, муж.; разг. Пармён, -а.
Отч.: Парменович, Парменовна.
Производные: Пармёнка; Пармёха; Пармёша; Парма; Мена (Меня).
Происхождение: (От греч. parameno - оставаться; стойко держаться.)
Именины: 17 янв., 10 авг., 12 авг.
См. Пармён.
ПАРМЕН Сентябрь. Яблоки. Пармени скороспелыя, рамбуры. 1795. Сл. пов. 2 458. Зимний золотой пармен.. Кармелитский ранет. Превосходный промышленный сорт, пригодный для выделки сидра. Штейнберг 91.Там <в саду> росли яблоки всех сортов - ранеты, антоновка, золотой пармен, кальвиль и другие сорта, груши бэра, дюшес, принц-мадам, лимонные, бергамоты, .. абрикосы, морели, персики. Вертинский Дорогой длинною 38.
-а, м.; разг. Пармён, -а.
Отч.: Парме́нович, Парме́новна.
Производные: Пармёнка; Пармёха; Пармёша; Па́рма; Ме́на (Ме́ня).
[От греч. paramenō - оставаться; стойко держаться.]
† 17 янв., 10 авг., 12 авг.
См. Пармён.
ПАРМЕН (апостол) - ПАРМЕ́Н (1 в.), апостол от 70-ти, из семи первых диаконов (Деяния апостолов 6:5), проповедовал Христа в Македонии. По одним сведениям скончался мирно, по другим мученически в г. Соли (Кипр) в гонение императора Траяна (см. ТРАЯН) . Память в Православной церкви 4 (17) января и 28 июля (10 августа), в Католической 23 января.
ПАРМЕНИД - ПАРМЕНИ́Д (ок. 515 - ок. 445 до н. э.), древнегреческий мыслитель, основоположник элейской (элеатской) школы. С Парменида «началась философия в собственном смысле этого слова» (Гегель (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих)). Парменид, сын Пирета, родился в г. Элее, греческой колонии на юге Италии. Принадлежал знатному и богатому роду. Слушал Анаксимандра (см. АНАКСИМАНДР), был знаком с Ксенофаном (см. КСЕНОФАН), но стал учеником малоизвестного пифагорейца (см. ПИФАГОРЕИЗМ) Аминия, человека бедного и праведного, который обратил его к жизни уединенного мыслителя. По смерти учителя Парменид воздвиг ему усыпальницу как герою. Созерцательная жизнь не мешала Пармениду участвовать в политических делах и даже установить такие законы в Элее, что «власти ежегодно брали с граждан клятву оставаться верными законам Парменида» (Плутарх (см. ПЛУТАРХ)). Парменид стал основоположником элейской школы (см. ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА), одного из важнейших философских направлений классической эпохи. К этой школе относят Ксенофана, ближайших учеников Парменида Зенона (см. ЗЕНОН из Элеи) и Мелисса (см. МЕЛИСС Самосский), а также и Эмпедокла (см. ЭМПЕДОКЛ), Анаксагора (см. АНАКСАГОР), Левкиппа (см. ЛЕВКИПП (философ)).
Сочинение Парменида, традиционно называемое «О природе», написано гекзаметром, как эпическая поэма. Противоречие поэтической формы, метафорического, насыщенного мифологическими образами языка и предельно отвлеченной теоретической тематики, требующей сухой, сугубо логической трактовки, с древности вызывало нарекания и недоумение. Но именно эпический ритм речи, передающий вековечное равномерное вершение всегда целиком пребывающего бытия, эпическая отстраненность, позволяющая мысленно усмотреть каждый, сколь угодно драматический эпизод существования в неколебимой полноте бытия, сами собой наводят слух и воображение на мысль, способную охватить то неизменное бытие, к которому обращено мыслящее внимание Парменида.
Сохранившиеся части поэмы позволяют различить в ней три главных раздела: пролог, в котором красочно описывается стремительный бег колесницы, переносящей юношу-Парменида как бы на край света; первая часть (Истина), в которой Богиня открывает путнику, как единственно может и должно мыслиться бытие в его безошибочной истинности; вторая часть (Мнение), где наиболее правдоподобным образом описывается строй двоящегося и двусмысленного мира, в котором привычно живут смертные.
Парменид описывает исходное положение мысли, ищущей истину, по сказочному образцу путника на перекрестке, решающему, каким путем идти. Первым отвергается блуждание по истоптанным тропам «многоопытной привычки», в путанице и распутице обыденной жизни, среди условных наименований, общепринятых мнимостей и двусмыслиц. Неистинность мира повседневной жизни коренится в его противоречивости: ни о чем здесь нельзя решить, есть оно или не есть, но все всегда как-то и есть и не есть одновременно. Истина же требует решительного различения есть от не есть. Отсюда решающее суждение Парменида: есть либо бытие, либо небытие, третьего не дано. Учение Парменида - исток онтологического обоснования законов логики.
Вторым решением отвергается путь в небытие, никуда не ведущий, т. е. просто не-путь, беспутица. Здесь нечего искать, ибо нет искомого, что можно было бы иметь в виду (мыслить) и о чем можно было бы говорить. Отсюда первое основоположение Парменида: есть только бытие, небытия нет. Остается путь, ведущий к бытию, очищенному от всякой примеси небытия. Путь, указуемый бытием, содержит много указаний о самом бытии. Оно не рождается (из небытия) и не гибнет (в небытие), не разичается в себе, не изменяется, не протекает во времени, а все целиком сразу единое и неделимое пребывает в покое, замкнутое в себе и отделенное от небытия нерушимыми пределами. Бытие у Парменида не теряется в неопределенной беспредельности (как у Мелисса (см. МЕЛИСС Самосский)), а схватывается мыслью в полноте присутствия, вместе с пределами, что передается образом сферы, шара бытия в ночи небытия. Парменид формулирует основание греческой онтологии вообще: бытие всего сущего (всего и каждого) заключено в пределах - в форме, виде, образе (ср. платоновские эйдос (см. ЭЙДОС) и идею (см. ИДЕЯ)).
Сущее усматривается собранным в полноту и единство бытия не чувственным, а умным взором, мыслью. Бытие как таковое присутствует в мысли. Пределами, отделяющими бытие от небытия, бытие граничит также с мыслью, охватывающей (понимающей) его. Напротив, мысль, блуждающая в сомнительном мире, собирается в понимающий ум, сосредоточиваясь на единственно мыслимом (однозначном, неизменном, определенном), на бытии. Мысль наставляется на путь тем самым мыслимым бытием, к которому путь прокладывает. Путь к бытию есть поэтому и путь мысли к самой себе, мыслить значит мыслить что-то. Отсюда второе основоположение Парменида: то же самое мысль и то, о чем она. Определенность понимания находится в определенности понимаемого. Это значит: сама возможность речи, говорящей о чем-то, и мысли, имеющей что-то в виду, уже предполагает бытие в парменидовском смысле.
Анализ условий истинного бытия позволяет установить точные начала неточного мира, царства мнений, дополнительного к царству истины. Истинное бытие едино и неизменно, обманчивое же бытие изменчивого мира обязано тому, что смертные допустили некое бытие небытия, установив в качестве начал две противоположные формы: свет (огонь) бытия и ночь (холод) небытия. Отсюда Парменид развертывает вариант космогонии, большая часть которой не сохранилась.
ПАРМЕНИД (р. ок. 515 до н.э.), греческий философ, уроженец Элеи (другое название - Велия). В названном по имени Парменида диалоге Платона он беседует с Сократом, тогда (ок. 450 до н.э.) еще совсем юным. Парменид был современником Гераклита, Эмпедокла и Зенона Элейского. Он был воспитан на пифагорейских традициях и образе жизни и несомненно испытал влияние Ксенофана, основателя элейской школы. Как и Ксенофан, Парменид изложил свои философские идеи в дидактическом, написанном гекзаметром эпосе О природе. Значительные отрывки из него сохранились в трудах Секста Эмпирика и Симплиция, а также у других авторов. Поэма открывается вступлением, где Парменид описывает, как девы-гелиады (дочери Солнца) вели его от тьмы к свету, к богине Дике (Правде), которая указала философу два пути познания, один к истине, а второй - к уяснению людских мнений. Тем самым поэма естественным образом распадается на две части: Об истине и О мнении. В первой части содержится метафизическое учение самого Парменида, который демонстрирует, что логическое рассуждение, или разум, принуждают нас понимать под бытием неизменное и неподвижное единство. С другой стороны, чувственные ощущения открывают нам множественный, изменчивый мир, однако то, что кажется нам здесь существованием, - лишь иллюзия, создающая ложные мнения. Во второй части эпоса, О мнении, фрагменты которой более скудны, излагаются физические гипотезы, космология того, что открывается зрению, и здесь Парменид пытается объяснить иллюзию существования мира с помощью детально разработанной физической теории движения и изменения, которые он считает результатом смешения теплого и светлого с холодным и темным, причем первый элемент соответствует бытию, а второй - небытию.
См. также ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА.
ЛИТЕРАТУРА
Фрагменты ранних греческих философов, ч. I. М., 1989
ПАРМЕНИД из Элеи (расцвет жизни и творчества в 504 - 501 до нашей эры), древнегреческий философ, основатель элейской школы. Первым ввел различие между умопостигаемым неизменным и вечным ("единым") бытием (сфера истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью и преходящей текучестью всех вещей (сфера "мнения"); сформулировал идею тождества бытия и мышления.
Парменид (5-4 вв. до н. э.)
Греческий философ. Представлял мир в виде неподвижного, сплошь заполненного шара. Противопоставлял «учение истины» и «учение мнения». В «учении мнения» Парменид излагал свои естественно-научные взгляды, исходя из того, что в мире существуют два начала: активное (огненное) и инертное (темное).
- Древнегреческий философ, основатель и главный представитель Элейской школы.
- Кто впервые употребил понятие бытия в философии?
- Кто является автором высказывания: «Одно и то же есть мысль и бытие»?
Пармени́д из Элеи (период расцвета 504-501 до н. э.), древнегреческий философ, основатель элейской школы. Первым провёл принципиальное различие между умопостигаемым, неизменным и вечным («единым»), бытием (сфера истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью и преходящей текучестью всех вещей (сфера «мнения»); сформулировал идею тождества бытия и мышления.
Парменид из Элеи
(ок. 540 - ок. 480 гг.) философ и поэт, основатель философской школы элеатов
Мыслить и быть одно и то же.
ПАРМЕНИД из Элеи (период расцвета 504-501 до н. э.) - древнегреческий философ, основатель элейской школы. Первым провел принципиальное различие между умопостигаемым, неизменным и вечным ("единым"), бытием (сфера истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью и преходящей текучестью всех вещей (сфера "мнения"); сформулировал идею тождества бытия и мышления.
-я, м. Стар. редк.
Отч.: Парме́ниевич, Парме́ниевна и Парме́ньевич, Парме́ньевна.
[От греч. paramenō - оставаться; стойко держаться.]
† См. Пармен
-я, муж. Стар. редк.
Отч.: Пармениевич, Пармениевна и Парменьевич, Парменьевна.
Происхождение: (От греч. parameno - оставаться; стойко держаться.)
Именины: (см. Пармен)
См. Пармён.
ПАРМЕНИЙ Вавилонский - ПАРМЕ́НИЙ Вавилонский, Кордульский (ум. ок. 251), священномученик, пресвитер в Вавилоне, пострадал в Кордуле (Кордуве) в гонение императора Деция. Память в Православной церкви 30 июля (12 августа).
ПАРМЕНИЙ Вавилонский - Кордульский (ум. ок. 251), священномученик, пресвитер в Вавилоне, пострадал в Кордуле (Кордуве) в гонение императора Деция. Память в Православной церкви 30 июля (12 августа).