прил., кол-во синонимов: 2
говоривший (189)
рассказывавший (64)
ТЕКСТОВАТЬ, -тую, -туешь; несов.; ТЕКСТАНУТЬ, -ну, -нёшь, сов., что, о чем и без доп.
Говорить, рассказывать (часто что-л. необычное или несуразное).
Во баба текстанула, аж вороны замолчали.
Давай, текстуй, только не до завтра.
От общеупотр. «текст». Ср. текста.
ТЕКСТОВАТЬ texte m.
1. мол., шутл. Рассказывать что-л. необычное или несуразное. Давай текстуй, только не до завтра. Елистратов.
2. муз. Говорить в перерывах между музыкальными номерами (о конферансье или одном из музыкантов). Текстуй, текстуй, я пока подстрою гитарку. Митрофанов. - Лекс. Мокиенко 2000: текстова/ть.
1. Система действий на основе знаний, навыков и умений, позволяющих создавать тексты и воспринимать, интерпретировать их.
2. Речевая разновидность коммуникативной деятельности, которая, в свою очередь, может быть и неречевой, невербальной: общение с помощью знаков, цветов, свиста, барабанов и т.п.
3. Разновидность речевой деятельности, отличающейся конкретностью целей, задач, сферы общения и жанра, ситуативной обусловленностью, личностной ориентацией. В отличие от текстовой деятельности, речевая деятельность характеризуется обобщенностью, типовыми закономерностями, ориентацией на социум. Речевая деятельность - процесс, единицей которого является текст. Общие черты текстовой и речевой деятельности - наличие:
1) мотива;
2) цели;
3) содержания;
4) формы выражения. Текстовая деятельность направлена на обеспечение общения в разных сферах коммуникации, сообщение информации и воздействие на адресата. Первичная Т.д. имеет цель, замысел, характеризуется отбором фактов и языковых средств, осмыслением композиции (структуры речевого сообщения). Этапы Т.д. соответствуют этапам риторического канона.
1. Система действий на основе знаний, навыков и умений, позволяющих создавать тексты и воспринимать, интерпретировать их.
2. Речевая разновидность коммуникативной деятельности, которая, в свою очередь, может быть и неречевой, невербальной: общение с помощью знаков, цветов, свиста, барабанов и т.п.
3. Разновидность речевой деятельности, отличающейся конкретностью целей, задач, сферы общения и жанра, ситуативной обусловленностью, личностной ориентацией. В отличие от текстовой деятельности, речевая деятельность характеризуется обобщенностью, типовыми закономерностями, ориентацией на социум.
Речевая деятельность - процесс, единицей которого является текст. Общие черты текстовой и речевой деятельности - наличие:
1) мотива;
2) цели;
3) содержания;
4) формы выражения.
Текстовая деятельность направлена на обеспечение общения в разных сферах коммуникации, сообщение информации и воздействие на адресата. Первичная Т.д. имеет цель, замысел, характеризуется отбором фактов и языковых средств, осмыслением композиции (структуры речевого сообщения). Этапы Т.д. соответствуют этапам риторического канона.
Коммуникативная деятельность, включающая этапы:
1) восприятия (зрительного или слухового);
2) интерпретации текста;
3) понимания.
Коммуникативная деятельность, включающая этапы:
1) восприятия (зрительного ил слухового);
2) интерпретации текста;
3) понимания.
ТЕКСТОВАЯ КАТЕГОРИЯ - один из взаимосвязанных существенных признаков текста, представляющий собой отражение определенной части общетекстового смысла различными языковыми, речевыми и собственно текстовыми (композитивными) средствами. Т. к. имеет знаковую природу, план содержания такого знака - это определенная понятийная универсалия, единый текстовой смысл (например, целостность, тема, тональность, пространство, проспекция), а план выражения - функционально ориентированная типовая композиция разноуровневых языковых средств.
Появление термина Т. к. обусловлено стремлением современной лингвистики и стилистики к выявлению структуры текста, что, как показали многочисленные исследования, невозможно только в опоре на элементарные единицы анализа - слова и речевые приемы. Т. к. является единицей анализа, несущей в себе основные свойства целого, а именно целенаправленность и композитивность. Каждая Т. к. воплощает в себе отдельную смысловую линию текста, выраженную группой языковых средств, особым образом организованной в относительную внутритекстовую целостность. Совокупность Т. к., дополняющих друг друга и переплетающихся между собой, создают текст в качестве коммуникативной системы.
Как и для выделяемых в функц. грамматике функц.-семантических категорий, главное для Т. к. - общность семантической функции выражающих ее языковых элементов. Именно эта общность является критерием выделения Т. к. как особого феномена. В формальном же отношении Т. к. не унифицированы. Они не связаны жестко с определенным уровнем или несколькими уровнями языковой системы: разнородные языковые единицы, в том числе суперсегментные и паралингвистические, обслуживают тот или иной универсальный смысл комплексно, во взаимодействии.
Первыми в лингвистике текста были замечены и исследованы глобальные категории целостности (когерентности), связности (когезии), завершенности, отдельности, в совокупности образующие грамматику текста (И.В. Арнольд, М.П. Брандес, И.Р. Гальперин, Е:И. Шендельс, О.И. Москальская и др.). Позже на этой базе разрабатываются более конкретные классификации Т. к. Понятийные универсалии (категории текста) предлагается делить на два основных типа: содержательные (концептуальные) и структурные, с их подтипами (З.Я. Тураева), в области Т. к. применяется системно-деятельностный подход (Е.В. Сидоров), базирующийся на различении интенциональной стороны текста (того, что задумывалось и должно быть достигнуто автором) и его операциональной стороны (того, как это достигается). При таком подходе Т. к. понимается как объективное свойство системного речевого явления и деятельностно значимое качество этого явления, выводимое из процессов создания и функционирования текста. Параллельно была предложена самостоятельная, и в то же время лежащая в одной плоскости с категориально-текстовыми, концепция выделения текстовых структур на основе идеи отражения текстом определенного вида деятельности и соответствующей ситуации познания (М.Н. Кожина, М.П. Котюрова и др.). Такие текстовые структуры были названы функциональными семантико-стилистическими категориями (М.Н. Кожина), а позднее субтекстами (Е.А. Баженова).
Получила также развитие категориально-текстовая концепция, основанная на принципе отражательности. Текст, понимаемый как единица общения и сопряжения коммуникативной деятельности отправителя и получателя (в монологе) или активных собеседников (в диалоге), в целом отражает в себе коммуникативный акт. Т. к. как смысловая часть текста отражает один из компонентов коммуникативного акта, в число которых входит предмет речи; субъект(-ы) речи, т.е. автор(-ы) текста в целом; оценочная точка зрения субъекта; его эмоционально-психологический настрой; пространство и время как неотъемлемые атрибуты ситуации, в которой порождается текст; адресат общения. Соответственно выделяются Т. к. темы, субъекта (авторизации), оценочности, тональности (текстовой модальности), текстового пространства и времени, адресата. В силу объективно дробного выражения каждой категории в тексте к ним добавляется структурная Т. к. композиции. В совокупности данные Т. к. образуют коммуникативную систему, относительно адекватно моделирующую текст в целом. Описание отдельных Т. к. названного характера, их группировок и целостной систематики, в том числе в стилистическом аспекте, предпринималось многократно (Т.М. Николаева, З.Я. Тураева, Н.М. Разинкина, Т.В. Матвеева, Л.М. Лапп и др.). Вообще число выделяемых Т. к. постоянно наращивается; помимо названных рассмотрены следующие категории: локация (комплекс прагматических категорий текста: субъект - пространство - время), проспекция и ретроспекция, подтекст, акцентность, логичность, логический тезис, иерархия, партитурность, членимость, диалогичность, гипотетичность и др.
Гипотезой описания Т. к. явилось положение о том, что единый функц.-семантический стержень (идея категории) должен получать однотипную языковую манифестацию. Данная гипотеза многократно проверена и получила подтверждение на материале различных функц. стилей речи, а также на уровне общей теории. Технология описания Т. к. заключается в отборе всех языковых, речевых, собственно текстовых средств, выражающих определенный универсальный смысл (например, сигналы текстового времени), и анализе этого материала с позиций текстовой статики и динамики. Первый аспект чаще всего решается на основе лингвистической теории поля: языковые сигналы Т. к. в целом рассматриваются как функц.-семантическое поле с дальнейшим определением его ядра и периферии. Динамический аспект реализуется на основе категории последовательности и связан с выделением линейных структур языковых сигналов и анализом соотношений в этих линейных рядах.
Идея выявления полевого устройства Т. к. для многих категорий (тема, оценка, текстовое пространство и время) результативна, но не в полной мере, поскольку оставляет вне поля зрения собственно текстовые качества категории, прежде всего ее внутреннюю текстовую структуру, композитивность. Переменных параметров, которые первостепенно значимы при научном описании Т. к., - четыре: а) набор языковых составляющих; б) текстовая значимость различных типов языковых составляющих (определяется на основании частотности типов, а также их представленности в сильных позициях текста); в) комбинаторика языковых составляющих в составе линейного ряда средств выражения Т. к.; г) размещение сигналов Т. к. на пространстве текста.
При этом следует учитывать, что Т. к. неравнозначны по своему содержанию и характеру структурирования, а категория композиции - структурная по природе - не может анализироваться на единых основаниях с другими. Единицей анализа данной категории является не языковой, а речетекстовой компонент: фрагмент текста (коммуникативный блок, относительно самостоятельный минитекст). По характеру выражения данная категория структурного типа может быть названа объемной категорией.
Материальным элементом Т. к. может выступать как неделимая единица языка/речи (фонема, интонема, слово, морфема, устойчивое словосочетание), так и языковая или речевая структура (предложение, высказывание, сферхфразовое единство, микротекст: заголовок, введение и др.).
Отдельные Т. к., как и тексты в целом, функционально ориентированы, т.е. реально существуют в виде совокупности функц.-стилевых и жанровых вариантов. Описание реального существования Т. к. в текстах разных стилей и жанров переводит проблему Т. к. в область стилистики текста. Стилистическое варьирование Т. к. рассматривается в словарных статьях, посвященных отдельным категориям текста (см.: Тема текста; Текстовое время, или темпоральность; Текстовое пространство, или локальность; Тональность).
Лит.: Николаева Т.М. "Событие" как категория текста и его грамматическая характеристика // Структура текста. - М., 1980; Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981; Москальская О.И. Грамматика текста. - М., 1981; Степанов Ю.С. Имена, предикаты, предложения (семиологическая грамматика). - М., 1981; Разинкина Н.М. Функциональная стилистика. - М., 1986; Сидоров Е.В. Основы системной концепции текста: дис. д-ра филол. наук. - М., 1986; Его же: Проблемы речевой системности. - М., 1987; Тураева З.Я. Лингвистика текста. - М., 1986; Кожина М.Н. О функциональных семантико-стилистических категориях текста, "Филол. науки", 1987. - №2; Ее же: Текст и его категориальные свойства. - Киев, 1989; Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. - Свердловск, 1990; Лапп Л.М. Интерпретация научного текста в аспекте фактора "субъект речи". - Иркутск, 1993; Ее же: Категории научного текста: функционально-стилистический аспект // Очерки истории научного стиля русского литературного языка XVIII-XX в. / Под редакцией М.Н. Кожиной, в 3 тт. Т. 2. Стилистика научного текста (общие параметры). Ч. 2. - Пермь, 1998; Матвеева Т.В. Фактор иерархии в категориальной структуре разговорного текста // Русский язык сегодня. Вып. 1. - М., 2000; Баженова Е.А. Научный текст в аспекте интертекстуальности. - Пермь, 2001.
Т.В. Матвеева
ТЕ́КСТОВАЯ КАТЕГО́РИЯ.
Существенный признак текста, представляющий отражение смысла текста с помощью языковых, речевых и собственно текстовых средств. К Т. к. относят целостность, связность, завершенность, отдельность. Обучение иностранному языку предполагает изучение и понимание основных категорий иноязычного текста.
текстовая категория время - "Текстовая категория, с помощью которой содержание текста соотносится с осью времени: реальной исторической перспективной действительности или ее преломлением" (Т.В. Матвеева). Т.к.в. - векторная категория, имеющая полевой характер, в описании которой важна точка отсчета. И.Я. Чернухина определяет время как продукт творчества автора... Существуют различные типологии художественного времени:
1) реальное объективное, циклическое, субъективное, ирреальное (А.Ф. Папина);
2) календарное, событийное, перцептивное (Г.А. Золотова, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидорова);
3) конкретное, абстрактное, обобщенное, поэтически трансформированное (И.Я. Чернухина);
4) сюжетное, фабульное, авторское, субъектное время персонажей (Н.А. Николина);
5) ирреальное (астральное, интерфернальное, волшебное, мифологическое, сказочное, фантастическое, фантасмагорическое, время Зазеркалья) (А.Ф. Папина);
6) реальное и виртуальное (Т.В. Жеребило).
«Текстовая категория, с помощью которой содержание текста соотносится с осью времени: реальной исторической перспективной действительности или ее преломлением» (Т.В. Матвеева). Т.к.в. - векторная категория, имеющая полевой характер, в описании которой важна точка отсчета. И.Я. Чернухина определяет время как продукт творчества автора...
Существуют различные типологии художественного времени:
1) реальное объективное, циклическое, субъективное, ирреальное (А.Ф. Папина);
2) календарное, событийное, перцептивное (Г.А. Золотова, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидорова);
3) конкретное, абстрактное, обобщенное, поэтически трансформированное (И.Я. Чернухина);
4) сюжетное, фабульное, авторское, субъектное время персонажей (Н.А. Николина);
5) ирреальное (астральное, интерфернальное, волшебное, мифологическое, сказочное, фантастическое, фантасмагорическое, время Зазеркалья) (А.Ф. Папина);
6) реальное и виртуальное (Т.В. Жеребило).
текстовая категория диалогичности - "Фундаментальное свойство речи вообще, всеобщий ее признак, выступающий как речевая реализация коммуникативной функции языка" (М.Н. Кожина). Глобальная текстовая функциональная семантико-стилистическая категория, имеющая полевый характер. Выделяются ядерные и периферийные маркеры категории диалогичности, используемые в текстах разных стилей и жанров. Т.к.д. проявляется в категориях субъектности и адресованности, связанных с образом автора и адресата. Категория субъектности проявляется в формах: автор - реальное лицо, образ автора - глобальная категория текста, повествователь, лирический герой, персонаж. Категория образа автора была в свое время разработана В.В. Виноградовым, который трактовал образ автора как "концентрированное воплощение сути произведения", в котором "как в фокусе, сходятся все структурные качества словесно-художественного целого". Категория адресованности связана с реальным адресатом текста, собирательным образом адресата, с художественным образом персонажа-адресата.
«Фундаментальное свойство речи вообще, всеобщий ее признак, выступающий как речевая реализация коммуникативной функции языка» (М.Н. Кожина). Глобальная текстовая функциональная семантико-стилистическая категория, имеющая полевый характер. Выделяются ядерные и периферийные маркеры категории диалогичности, используемые в текстах разных стилей и жанров. Т.к.д. проявляется в категориях субъектности и адресованности, связанных с образом автора и адресата. Категория субъектности проявляется в формах: автор - реальное лицо, образ автора - глобальная категория текста, повествователь, лирический герой, персонаж. Категория образа автора была в свое время разработана В.В. Виноградовым, который трактовал образ автора как «концентрированное воплощение сути произведения», в котором «как в фокусе, сходятся все структурные качества словесно-художественного целого». Категория адресованности связана с реальным адресатом текста, собирательным образом адресата, с художественным образом персонажа-адресата.
Неотъемлемое свойство всех объектов действительности, отраженных в тексте. "Пространственная организация всех событий, неразрывно связанная с временной организацией произведения, и система пространственных образов текста" (А.Н. Николина). Выделяются объективное (диктумное) и субъективное (модусное) пространство. И.Я. Чернухина определяет пространство как "продукт творчества автора эстетический способ речевого воплощения физического и философского аспектов пространства в пределах прозаического и поэтического текста. Свойства реального пространства: протяженность, прерывность/непрерывность, трехмерность, - отражаются в тексте. Пространство может быть одномерным и многомерным (Т.В. Жеребило). Выделяются следующие типы пространства, по мнению Н.С. Болотновой: объективное/субъективное; концептуальное/художественное; реальное художественное/ирреальное (астральное, волшебное, инфернальное, фантастическое, пространство Зазеркалья, сказочное); открытое/закрытое; расширяющееся/сужающееся; конкретное/абстрактное; реальное видимое/воображаемое.
Выделена также пространственная оппозиция реальное/виртуальное (Т.В. Жеребило). Среди языковых маркеров текстовой категории пространства выделяются лексические, морфологические, синтаксические. Время и пространство в единстве называют хронотоном. В категории хронотопа важна точка отсчета: "я - здесь - сейчас", "я - там - тогда", "он - здесь - сейчас".
Неотъемлемое свойство всех объектов действительности, отраженных в тексте. «Пространственная организация всех событий, неразрывно связанная с временной организацией произведения, и система пространственных образов текста» (А.Н. Николина). Выделяются объективное (диктумное) и субъективное (модусное) пространство. И.Я. Чернухина определяет пространство как «продукт творчества автора эстетический способ речевого воплощения физического и философского аспектов пространства в пределах прозаического и поэтического текста. Свойства реального пространства: протяженность, прерывность/ непрерывность, трехмерность, - отражаются в тексте. Пространство может быть одномерным и многомерным (Т.В. Жеребило). Выделяются следующие типы пространства, по мнению Н.С. Болотновой: объективное/субъективное; концептуальное/ художественное; реальное художественное / ирреальное (астральное, волшебное, инфернальное, фантастическое, пространство Зазеркалья, сказочное); открытое/закрытое; расширяющееся/ сужающееся; конкретное/абстрактное; реальное видимое / воображаемое. Выделена также пространственная оппозиция реальное/виртуальное (Т.В. Жеребило). Среди языковых маркеров текстовой категории пространства выделяются лексические, морфологические, синтаксические. Время и пространство в единстве называют хронотоном. В категории хронотопа важна точка отсчета: «я - здесь - сейчас», «я - там - тогда», «он - здесь - сейчас».
Глобальная категория текстообразования, значимая для построения речевого сообщения. По У.Л. Чейфу, при построении суждения из события или ситуации выделяются предметы, которым приписываются роли в рамках данного события. Событие - это текстовая категория, связанная с описанием различных действий субъекта и объекта в определенном пространстве и времени. По А.Ф. Папиной, событие выражает основное сообщение - рему текста, а в качестве видовых понятий в категорию событие включаются: собственно событие, процесс, состояние, факт. Выделяются следующие средства выражения категории событие: событийные, процессные предикаты, предикаты со значением факта, событийные существительные и т.п. Событие может быть реальным, вымышленным, художественным. Выделяется оппозиция реальное/виртуальное событие (Т.В. Жеребило). Художественное событие - "продукт творчества автора, эстетический способ речевого воплощения фактов общественной или личной жизни человека, а также фактов существования природы в прозаическом и поэтическом тексте (И.Я. Чернухина). Выделяются следующие типы художественных событий:
1) конкретное художественное событие;
2) художественное событие-обобщение;
3) художественное событие-абстракция;
4) поэтически трансформированное художественное событие (И.Я. Чернухина).
Глобальная категория текстообразования, значимая для построения речевого сообщения. По У.Л. Чейфу, при построении суждения из события или ситуации выделяются предметы, которым приписываются роли в рамках данного события. Событие - это текстовая категория, связанная с описанием различных действий субъекта и объекта в определенном пространстве и времени. По А.Ф. Папиной, событие выражает основное сообщение - рему текста, а в качестве видовых понятий в категорию событие включаются: собственно событие, процесс, состояние, факт. Выделяются следующие средства выражения категории событие: событийные, процессные предикаты, предикаты со значением факта, событийные существительные и т.п. Событие может быть реальным, вымышленным, художественным. Выделяется оппозиция реальное/виртуальное событие (Т.В. Жеребило). Художественное событие - «продукт творчества автора, эстетический способ речевого воплощения фактов общественной или личной жизни человека, а также фактов существования природы в прозаическом и поэтическом тексте (И.Я. Чернухина).
Выделяются следующие типы художественных событий:
1) конкретное художественное событие;
2) художественное событие-обобщение;
3) художественное событие-абстракция;
4) поэтически трансформированное художественное событие (И.Я. Чернухина).
Знания и умения, нацеленные на первичную и вторичную текстовую деятельность:
1) знание действительности, умение отражать ее в слове при текстообразовании и понимать на основе интерпретационной деятельности;
2) умение проявлять свой взгляд на мир, свою творческую индивидуальность в выборе жизненного материала и его отражении в слове;
осознание индивидуального авторского стиля;
3) знания о сферах общения, ситуациях, условиях общения и умение учитывать это при текстообразовании и восприятии текста;
4) знание об адресате и умение учитывать фактор адресата в процессе текстовой деятельности;
5) знание языковых ресурсов, умение их отбирать, организовывать в процессе текстовой деятельности. Понятие текстовой компетенции наиболее тщательно разработано в научных трудах Н.С. Болотновой.
Знания и умения, нацеленные на первичную и вторичную текстовую деятельность:
1) знание действительности, умение отражать ее в слове при текстообразовании и понимать на основе интерпретационной деятельности;
2) умение проявлять свой взгляд на мир, свою творческую индивидуальность в выборе жизненного материала и его отражении в слове; осознание индивидуального авторского стиля;
3) знания о сферах общения, ситуациях, условиях общения и умение учитывать это при текстообразовании и восприятии текста;
4) знание об адресате и умение учитывать фактор адресата в процессе текстовой деятельности;
5) знание языковых ресурсов, умение их отбирать, организовывать в процессе текстовой деятельности. Понятие текстовой компетенции наиболее тщательно разработано в научных трудах Н.С. Болотновой.
1) Исторически сложившиеся, принятые в обществе устойчивые правила текстовой деятельности, на основе которых создаются эталонные для определенной сферы общения тексты;
2) система коммуникативно-прагматических, жанрово-стилистических, композиционно-речевых и других норм, соответствующая определенному типу текста, отражающая его многоплановость, коммуникативную сущность, лингвистическую природу и экстралингвистическую ориентацию;
3) гармоничная организация всех элементов структуры текста в соответствии с авторским замыслом и ориентацией на адресата (Н.С. Болотнова).
1) Исторически сложившиеся, принятые в обществе устойчивые правила текстовой деятельности, на основе которых создаются эталонные для определенной сферы общения тексты;
2) система коммуникативно-прагматических, жанрово-стилистических, композиционно-речевых и других норм, соответствующая определенному типу текста, отражающая его многоплановость, коммуникативную сущность, лингвистическую природу и экстралингвистическую ориентацию;
3) гармоничная организация всех элементов структуры текста в соответствии с авторским замыслом и ориентацией на адресата (Н.С. Болотнова).
Система текстовых правил (норм), в соответствии с которыми создается текст как сложный многоаспектный феномен. В этом смысле текстовая норма включает:
1) коммуникативно-прагматические текстовые нормы;
2) нормы формирования содержательного плана текста;
3) жанрово-стилистические текстовые нормы;
4) композиционно-речевые текстовые нормы;
5) текстовые нормы;
6) текстовые нормы, связанные с техническим оформлением текста.
Система текстовых правил (норм), в соответствии с которыми создается текст как сложный многоаспектный феномен.
В этом смысле текстовая норма включает:
1) коммуникативно-прагматические текстовые нормы;
2) нормы формирования содержательного плана текста;
3) жанрово-стилистические текстовые нормы;
4) композиционно-речевые текстовые нормы;
5) текстовые нормы;
6) текстовые нормы, связанные с техническим оформлением текста.
Гармоничное соответствие элементов текста, его формы и содержания авторской интенции и ориентации на адресата
Форма взаимодействия между компонентами, которая является наиболее благоприятной для получения запрограммированного результата [Стоянович 2004: 62].
Гармоничное соответствие элементов текста, его формы и содержания авторской интенции и ориентации на адресата. Форма взаимодействия между компонентами, которая является наиболее благоприятной для получения запрограммированного результата [Стоянович 2004: 62].
Представление об эталоне соответствующего типа текстов, характерном для определенного этапа развития общества. Для текстовой нормы данного типа характерны:
1) относительная устойчивость, создающая условия для понимания автора и адресата;
2) вариативность, открывающая возможность дальнейшего развития, совершенствования текстовой деятельности коммуникантов.
Представление об эталоне соответствующего типа текстов, характерном для определенного этапа развития общества.
Для текстовой нормы данного типа характерны:
1) относительная устойчивость, создающая условия для понимания автора и адресата;
2) вариативность, открывающая возможность дальнейшего развития, совершенствования текстовой деятельности коммуникантов.
Общая теория текста (в узком и широком смысле), комплексная интегративная область знания, систематизирующая данные разных наук о тексте, многообразные подходы к его изучению, выделение единиц текста, характер их связи, текстовые нормы и текстовые универсалии. В коммуникативном аспекте текстоведение выступает как область знания, изучающая, как устроен текст, как он действует и образуется, какие его закономерности являются важными для повышения эффективности общения как текстовой деятельности.
Общая теория текста (в узком и широком смысле), комплексная интегративная область знания, систематизирующая данные разных наук о тексте, многообразные подходы к его изучению, выделение единиц текста, характер их связи, текстовые нормы и текстовые универсалии. В коммуникативном аспекте текстоведение выступает как область знания, изучающая, как устроен текст, как он действует и образуется, какие его закономерности являются важными для повышения эффективности общения как текстовой деятельности.
ТЕКСТОВИ́К -а; м. Разг. Автор, пишущий тексты для песен. Постоянный, случайный т. Быть текстовиком какого-л. композитора-песенника.
текстови́к, текстовики́, текстовика́, текстовико́в, текстовику́, текстовика́м, текстовико́м, текстовика́ми, текстовике́, текстовика́х
ТЕКСТОВИК а, м. texte m. муз. Автор песен, рок-баллад, в которых текст играет главную роль. Мокиенко 2000. Песенный текстовик Илья Резник. ЛГ 18. 9. 2002.
м.
1. Разновидность искусственной кожи из хлопчатобумажной ткани, обработанной искусственной смолой.
2. разг.
Изделия из такой кожи.
текстовини́т, текстовини́ты, текстовини́та, текстовини́тов, текстовини́ту, текстовини́там, текстовини́том, текстовини́тами, текстовини́те, текстовини́тах
прил.
1. соотн. с сущ. текстовинит, связанный с ним
2. Свойственный текстовиниту, характерный для него.
3. Сшитый, изготовленный из текстовинита [текстовинит 1.].
ТЕКСТО́ВКА, -и, жен. (разг.). Краткий текст, поясняющий рисунок, снимок, плакат, карикатуру. Сопроводить рисунок остроумной текстовкой.
| прил. текстовочный, -ая, -ое.
ТЕКСТО́ВКА -и; мн. род. -вок, дат. -вкам; ж. Спец. Краткая пояснительная подпись под рисунком, снимком. Автор текстовки. Поместить над снимком текстовку. Сопроводить карикатуру текстовкой.
-и, род. мн. -вок, дат. -вкам, ж. спец.
Краткая пояснительная подпись под рисунком, снимком.
Фоторепортер Васин сидел за столом и сочинял текстовки к снимкам. А. Гончаров, Наш корреспондент.
ТЕКСТА, -ы, ТЕКСТОВКА, -и, ТЕКСТУХА, -и, ТЕКСТУШКА, -и, ж., ТЕКСТУШНИК, -а, ТЕКСТАЧ, -а, м.
Текст чего-л. (часто о тексте рок-песни).
Гнать тексту - говорить.
тексто́вка, тексто́вки, тексто́вок, тексто́вке, тексто́вкам, тексто́вку, тексто́вкой, тексто́вкою, тексто́вками, тексто́вках
ТЕКСТОВКА и, ж. texte m. проф. жарг. Правильно ли я поступил, продавшись банкирам, не лучше ли было тянуть лямку, пописывать статейки, заметки текстовочки. Д. Стахов Проверка паспорт. режима. // Октябрь 1997 7 90.
- Подпись под рисунком, диаграммой и т.п.
- Подпись под карикатурой.
- Составная часть песни наряду с оркестровкой и аранжировкой.
ТЕКСТОВОЕ ВРЕМЯ, ИЛИ ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ - текстовая категория (см.), с помощью которой содержание текста соотносится с осью времени: реальной исторической перспективой действительности или ее преломлением. Текст имеет двоякие соотношения такого рода: во-первых, он отображает определенный фрагмент действительности, вписанный в общую хронологию мира (отражательное Т. в.); во-вторых, он развертывается линейно, как время, т.е. существует момент его начала и, далее, темпоральной протяженности. Вне данных отношений создать текст невозможно, Т. в. - непременный атрибут текста.
Исходя из философской интерпретации времени и деления его на время реальное (однонаправленное, непрерывное, равномерное, необратимое) и перцептуальное (время в его субъективном восприятии, что приводит к значительному изменению реальной картины в человеческом сознании: ускорению и замедлению времени, его неоднонаправленности, дискретности и т.д.), применительно к тексту можно говорить о времени объективном (диктумном) и времени субъективном (модусном).
Объективное время - это относительно адекватно отраженное в тексте реальное время, когда события текста ставятся в связь с реальными моментами, периодами, процессами в жизни личности, существовании концепта, мировом историческом процессе с его реальной хронологией (О.А. Москальская). В объективном времени отражаются разновидности реального времени: эмпирическое, историческое, календарное время.
Если приметы реальности не важны и время отражается только на уровне идеальных сущностей, выведенных на базе анализа реальности - концептов и концепций, то возникает особый вариант объективного времени - концептуальное время. Оно отличается условной точкой отсчета, статичностью (научные концепции чаще всего представляются как бы в остановленном реальном времени) и различной соотнесенностью с затекстовой действительностью. На темпоральное развитие - процесс протекания самого текста - такая специфика влияния не оказывает.
О семантике субъективного текстового времени говорят в том случае, когда степень субъективного содержания при передаче темпорального смысла настолько велика, что модель объективного времени претерпевает существенные изменения в сознании личности (время тянется или летит, останавливается и прерывается, возвращается, искажается и т.п., см. высказывания: время пошло вспять; эти минуты показались вечностью; прервемся ненадолго, быстроногое время).
Субъективное время имеет ряд разновидностей. Наибольшая степень субъективности связана с типами речи, предполагающими проявление индивидуального начала. Индивидуальное время - это конкретная реализация субъективного времени в пределах данного темпорального типа. Если индивидуум - творческая личность, решающая эстетическую задачу, возникает обогащенная разновидность субъективного времени, или художественное время, не просто устанавливающее связь содержания с осью времени, но и создающее образ времени, апеллирующее к восприятию в определенной культурно-исторической общности. Здесь действует "конвенция времени" (В. Шкловский), выделяется множество разновидностей, связанных со спецификой худож. текста. Наиболее существенными субкатегориями художественного времени являются дихотомические пары: время авторское/сюжетное и время переживаемое/фоновое. Художественное время может сближаться с объективным, в том числе с концептуальным, и отталкиваться от него, но в любой своей разновидности для данного типа в целом характерен примат творческого начала над объективно-отражательным.
Категория времени структурируется на основе ряда противоположения на оси временной ориентации (темпоральной оси). Время - векторная категория, т.е. категория, для которой важно направление, движение из определенной исходной точки (референтной точки). Для темпоральной структуры текста также важна точка отсчета - некоторый условный пункт, векторный нуль, в опоре на который выстраивается вся темпоральная перспектива текста. Эта точка может принадлежать как объективному, так и субъективному времени, причем автор текста может условно находиться в этой точке: "я - сейчас" или "я - тогда", а может быть отстранен от нее: "он, они сейчас, тогда" (отсюда понятия "я-текст" и "он-текст"). В некоторых типах текстов могут сочетаться обе эти позиции. Точка темпорального отсчета может быть сугубо реляционной, когда в тексте важна лишь соотносительность явлений на шкале времени (это характерно для концептуального и некоторых разновидностей художественного времени). Текстовым показателем изменения темпоральной точки зрения служат фразовые указатели перехода к новому состоянию сознания: вспоминается, как…; в детстве мы…; надеюсь, что…; если заглянуть в будущее, то…
Выражение категории Т. в. осуществляется с помощью лексических единиц, обозначающих моменты и отрезки времени, а также темпоральные отношения (время, год, мгновение, вчера, в прошлом году, раньше, позже, всегда, в тот период, после обеда). Лексические сигналы времени могут быть полнозначными конкретными номинациями - абсолютными временными операторами, или номинаторами (неделя, минута, 1991-й год, весной), а также относительными операторами, или корреляторами (изредка, когда-то, будущее, несколько лет спустя, до того, после войны). Последние концентрируют внимание на релятивной стороне времени, отношениях предшествования и следования. Номинаторы фиксируют и характеризуют темпоральные факты, корреляторы передают динамизм времени и определяют положение темпоральных фактов на временной оси. Прямыми темпоральными номинаторами являются даты, сему времени несут в себе названия исторических событий и реалий, имена исторически значимых персонажей, обозначения предметов быта, связанных с определенной эпохой.
Т. в. может быть представлено в виде функц.-семантического поля (время - лексицентрическая категория), состав ядра и периферии которого варьирует в зависимости от воплощаемого типа времени, что в свою очередь связано с функц.-стилевой и жанровой определенностью текста. Для интерпретации Т. в. важна также категория последовательности. На темпоральном основании, а именно восприятии и оставлении действительности в ее последовательно-временных связях, основано повествование как функц.-смысловой тип изложения.
Грамматическое время глагола текстового значения, как правило, не имеет. Лишь в разг. речи эта категория семантизована: грамматическое наст. время указывает на время протекания речи, прош. и буд. время - на соответствующие сферы реального времени. В остальных стилях с помощью глагольно-грамматического времени осуществляется деление текста на фрагменты и устанавливается связь этих фрагментов, т.е. осуществляется внутритекстовое упорядочивание информации (З.Я. Тураева).
Каждый функц. стиль речи характеризуется своей темпоральной организацией текста. Варьирующими величинами будут типы текстового пространства, актуальные для определенного стиля и жанра, темпоральная статичность или динамичность текста, набор пространственных операторов, составляющих ядро и периферию текстового поля темпоральности, и др. Науч. текст обычно основан на концептуальном времени, оф.-дел. - на конкретно-реальном или обобщенно-реальном, публиц. тексты, основываясь на объективном времени, одновременно создают социальный образ времени, а худож. литература - психологический образ эпохи. В разг. речи типична локация "я - здесь - сейчас", причем точка "сейчас" обычно совпадает с моментом речи, т.е. грамматическое и лексическое значение времени совпадают.
Т. в. тесно связано с текстовым пространством (см.), образуя вместе с ним комплексную категорию хронотопа, а вместе с ним и категорией субъекта - комплексную категорию локации текста.
Лит.: Шкловский В. Конвенция времени. - ВЛ. - 1969. - №3; Дешериева Т.И. Лингвистический аспект категории времени в отношении к физическому и философскому аспектам. - ВЯ. - 1975. - №2; Слюсарева Н.А. Язык и речь - пространство и время // Теория языка. Англистика. Кельтология. - М., 1976; Тураева З.Я. Категория времени: Время грамматическое и время художественное. - М., 1979; Москальская О.И. Грамматика текста. - М., 1981; Потаенко Н.А. Категория времени и ее выражение в лексико-семантической системе языка: Автореф. дис. … канд. филол. наук. - М., 1981; Каримова Р.А. Темпоральная организация законченного теста // Проблемы сверхфразовых единств. Просодия и интонация. - Уфа, 1985; Кронгayз М.Л. Структура времени и значение слов // Логический анализ языка: противоречивость и аномальность текста. - М., 1990; Мосенцов В. В. Временные операторы в семантической структуре высказывания и текста: Автореф. дис. … канд. филол. наук. - Харьков, 1990.
Т.В. Матвеева
ТЕКСТОВОЕ ПРОСТРАНСТВО, ИЛИ ЛОКАЛЬНОСТЬ - текстовая категория (см.), представляющая собой неотъемлемое свойство всех объектов действительности, поэтому пространственные характеристики приписываются и тем объектам, которые сами по себе не имеют пространственной природы (напр., концептам и концепциям).
Текст имеет двоякую пространственную семантику: во-первых, в его содержании отображается определенный фрагмент действительности, вписанный в общую пространственную картину мира (Т. п. как отражательная категория); во-вторых, сам текст разворачивается в вербальное пространство, является материальным объектом, обладающим пространственными характеристиками, т.е. существует пространство текста как звукобуквенного речевого произведения, в котором есть линейное и плоскостное пространство. Вне пространственных координат создать текст невозможно, Т. п. - обязательный атрибут текста.
Категория Т. п. изоморфна категории текстового времени, вместе с которой она образует комплексную категорию хронотопа. Как и текстовое время, Т. п. может представлять собой отраженное подобие реальной действительности или ее субъективное преломление.
Помимо основных типов Т. п. - объективного (диктумного) и субъективного (модусного) - однотипно с текстовым временем выделяются концептуальное пространство (разновидность объективного на уровне логических абстракций) и художественное пространство (разновидность субъективного, создающая художественный образ пространства). Художественное пространство соединяет в себе различные разновидности диктумного и модусного пространства при определяющей роли эстетического замысла творческой личности. В результате происходит гуманизация пространства, его одухотворение, создается образ пространства. В пределах художественного отражения действительности существует своя типизация. Выделены романно-эпическое (М.М. Бахтин), мифопоэтическое (В.Н. Топоров) и другие разновидности Т. п.
Для пространственной структуры текста важна исходная смысловая точка, указывающая на местоположение субъекта. Данная точка "здесь" или "там" может указывать на реальное положение автора относительно событий текста, постоянное или меняющееся, а может носить условный характер. Совместно с точкой текстового времени и самой категорией субъектности формируется локация текста: "я - здесь - сейчас" (исходный антропоцентрический пункт текстового хронотопа) или какой-либо другой ее вариант: "я - там - тогда", "он - здесь - сейчас", "он - там - тогда". Локальная точка местоположения автора может оставаться неизменной на протяжении текста, а может меняться по ходу развития текста. Эта точка, как и вся пространственная линия текста, может получить отдельное описание, в том числе детализированное, но может и не фиксироваться в тексте.
Т. п. имеет две разновидности: статическую (расположение в пространстве) и динамическую, или векторную (перемещение в пространстве). Обе эти идеи выражаются с помощью соответствующей лексики (место, пространство, длина, ширина, далеко, близко, направляться, удаляться), предлогов пространственного значения (на, к, из-за, над, под, около), слов с локальной семой на периферии лексического значения (такими семами характеризуется вся конкретно-предметная лексика, географические термины и топонимы). Для выражения статического пространства более значимы существительные, особенно с конкретно-предметным значением (пространство вещно), в изображении векторного пространства незаменимы глаголы пространственного перемещения, составляющие одну из самых крупных лексико-семантических групп рус. глагола (около 500 единиц лит. языка). На пространственном осмыслении предмета речи основано описание как функц.-смысловой тип изложения. Грамматическими средствами передачи идеи пространственной определенности и пространственных связей служат обстоятельственные распространители грамматической основы простого предложения с локальным значением и обстоятельственные придаточные предложения пространственной семантики.
Номинативная стратиграфия сигналов пространства также коррелятивна с категорией времени. Абсолютные пространственные операторы, или номинаторы, безотносительно обозначают пространство и его элементы (место, земля, комната, луг, идти, приехать), относительные операторы, или корреляторы, передают релятивное содержание пространственных элементов и связей (поверхность, приближаться, внизу, справа, внутри, из-за, над).
Различные функц. стили по-разному организованы в плане Т. п. Варьирующими величинами будут типы текстового пространства, актуальные для определенного стиля и жанра, статичность или динамичность текста в локальном отношении, набор пространственных операторов, составляющих ядро и периферию текстового поля локальности, и др. Так, науч. стиль характеризуется локальной привязкой "старого знания", тогда как основное содержание науч. текста - новое знание располагается в концептуальном пространстве с условной исходной точкой "здесь". Оф.-дел. текст, напротив, конкретно фиксирует эту точку, и она реально прописана в тексте, пространство носит здесь реально-исторический характер. Объективное пространство значимо также в публицистике, причем здесь не просто фиксируется определенная пространственная точка или сфера, но и осуществляется социальная характеризация пространства. Худож. речь рисует образ событийного пространства, а разговорная чаще всего лишь служебно обозначает пространственные координаты.
Обычно на всем протяжении текста операторы Т. п. соседствуют с операторами текстового времени, выражая целостность категории текстового хронотопа. Это качество подчеркивается наличием актуальных для данной сферы лексических единиц, семантика которых носит синтетический пространственно-временной характер (начало, продолжение, переход, выход). В целом хронотоп является способом пространственно-временной развертки темы в текст.
Лит.: Лихачев Д.С. Внутренний мир худож. литературы. - ВЛ. 1968. - №8; Лотман Ю.М. Структура худож. текста. - М., 1970; Успенский Б.А. Поэтика композиции: Структура худож. текста и типология композиционной формы. - М., 1970; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979; Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика, структура. - М., 1983; Чернухина И.Я. Элементы организации худож. прозаического текста. - Воронеж, 1984; Ибрагимова В.Л. Отражение в языке категории пространства // Исследования по семантике. - Уфа, 1986. См. также лит. к ст. Текстовое время, или темпоральность.
Т.В. Матвеева
ТЕКСТОВО́Й, текстовая, текстовое, и ТЕКСТОВЫЙ, текстовая, текстовое (тип.). прил. к текст в 3 и 4 знач. Текстовой набор. Текстовой шрифт.
-а́я, -о́е.
1. прил. к текст (в 1 знач.).
Текстовые варианты.
||
Содержащий текст.
Текстовая фототелеграмма.
2. типогр.
Являющийся текстом (в 4 знач.).
Текстовой шрифт.
||
Сделанный текстом.
Текстовой набор.
B/ и A/ пр; 114 вар см. Приложение II
текстово́й, текстова́я, текстово́е, текстовы́е, текстово́го, текстовы́х, текстово́му, текстовы́м, текстову́ю, текстово́ю, текстовы́ми, текстово́м, текстова́, текстово́, текстовы́, текстове́е, потекстове́е, текстове́й, потекстове́й
текстовой формуляр - элемент формализации документа; предусматривает единую для каждого вида и типа документа его внутреннюю функционально коммуникативную и структурную организацию, наиболее полно отражая структуру и содержание документа. Лежит в основе формуляров типовых и графических документов.
Нормы, включающие правила формальной организации текста:
1) мотивированную последовательность частей в развертывании содержания, их логичность и пропорциональность, эффективность зачина и концовки, оправданный выбор композиционно-речевых приемов;
2) соблюдение языковых норм, важных для понимания текста адресатом: фонетических, орфоэпических, орфографических, пунктуационных, лексических, морфологических, синтаксических, словообразовательных, стилистических.
В художественных текстах допускаются эстетически оправданные отступления от языковых норм.
Т.к.-р.н. определяются:
1) фактором адресата;
2) интенциями автора;
3) соотнесенностью с языком (кодом);
4) спецификой канала связи (в проекции на модель речевой коммуникации). Они формируются на основе вербально-семантического, тезаурусного и мотивационного уровней языковой личности автора и адресата. Т.к.-р.н. связаны со следующими коммуникативными качествами речи: уместностью, богатством, точностью, ясностью, выразительностью, логичностью. Они формируют связность текста и его модальность, его системные качества: интегративность, структурность, информативность, регулятивность.
Нормы, включающие правила формальной организации текста:
1) мотивированную последовательность частей в развертывании содержания, их логичность и пропорциональность, эффективность зачина и концовки, оправданный выбор композиционно-речевых приемов;
2) соблюдение языковых норм, важных для понимания текста адресатом: фонетических, орфоэпических, орфографических, пунктуационных, лексических, морфологических, синтаксических, словообразовательных, стилистических.
В художественных текстах допускаются эстетически оправданные отступления от языковых норм.
Т.к.-р.н. определяются:
1) фактором адресата;
2) интенциями автора;
3) соотнесенностью с языком (кодом);
4) специфика канала связи (в проекции на модель речевой коммуникации).
Они формируются на основе вербально-семантического, тезаурусного и мотивационного уровней языковой личности автора и адресата. Т.к.-р.н. связаны со следующими коммуникативными качествами речи: уместностью, богатством, точностью, ясностью, выразительностью, логичностью. Они формируют связность текста и его модальность, его системные качества: интегративность, структурность, информативность, регулятивность.
Соотнесенность текста с действительностью. Опираются на вербально-семантический и тезаурусный уровни языковой личности автора и потенциального адресата, определяют:
1) точность;
2) уместность;
3) смысловую завершенность;
4) отдельность;
5) цельность текста;
6) информативность;
7) интегративность.
Данные нормы предполагают соответствие содержательного плана текста теме, идее (авторскому замыслу); этическим и эстетическим нормам, принятым в обществе в рамках данной сферы.
Соотнесенность текста с действительностью. Опираются на вербально-семантический и тезаурусный уровни языковой личности автора и потенциального адресата, определяют:
1) точность;
2) уместность;
3) смысловую завершенность;
4) отдельность;
5) цельность текста;
6) информативность;
7) интегративность.
Данные нормы предполагают соответствие содержательного плана текста теме, идее (авторскому замыслу); этическим и эстетическим нормам, принятым в обществе в рамках данной сферы.
Нормы, предполагающие точность цитирования и оформления сносок, статистических данных, библиографии. Они включают деление текста на абзацы, обоснованный выбор дополнительных графических средств, шрифта и т.п. Данный тип норм отражает своеобразие канала связи автора и адресата в проекции на модель речевой коммуникации. Они ориентированы на мотивационный и тезаурусный уровни языковой личности адресата, определяют точность и ясность речевых сообщений;
формируют цельность и модальность текста, его регулятивность и информативность.
Нормы, предполагающие точность цитирования и оформления сносок, статистических данных, библиографии. Они включают деление текста на абзацы, обоснованный выбор дополнительных графических средств, шрифта и т.п. Данный тип норм отражает своеобразие канала связи автора и адресата в проекции на модель речевой коммуникации. Они ориентированы на мотивационный и тезаурусный уровни языковой личности адресата, определяют точность и ясность речевых сообщений; формируют цельность и модальность текста, его регулятивность и информативность.
Текстовые ошибки - вид ошибок, связанных с нарушением правил эффективного (для восприятия и понимания) построения текста. Т. о. проявляются в непродуманном расположении частей текста, нарушении логической связи между ними, в непоследовательности избранного способа развертывания содержания текста и т. д.
В.Н. Мещеряков
ТЕ́КСТОВЫЕ ОШИ́БКИ.
Ошибки, связанные с нарушениями норм и правил построения текста. Выражаются в неправильном расположении частей текста, нарушении логической связи между ними, непоследовательности изложения содержания и др.
ТЕ́КСТОВЫЕ УПРАЖНЕ́НИЯ.
Вид упражнений, которые в отличие от фонетических, лексических, грамматических упражнений опираются не на отдельные языковые единицы, а на текст как результат речевой деятельности. Лингвистической основой Т. у. служат современная теория текста, теория речевой деятельности, синтаксис текста.
Т. у. подразделяются на:
a) работу учащихся с готовым текстом (языковой анализ текста, выделение из текста сложных синтаксических целых и работа с ними, анализ встречающихся в тексте единиц языка с точки зрения их значения и употребления, перестройка текста, составление плана к тексту, пересказ и письменное изложение текста);
б) составление текста самими учащимися (определение темы текста, написание сочинения, тезисов, реферата и др.). Упражнения в сочинении, например, подразделяются по видам текста (описание, повествование, рассуждение), по стилям и жанрам. Т. у. могут быть устными и письменными, аудиторными и домашними, коллективными и индивидуальными.
прил.
1. соотн. с сущ. текст II, связанный с ним
2. Свойственный тексту [текст II], характерный для него.
B/ и A/ пр; 114 вар см. Приложение II