м.
см. хетты 2.
Хе́тто-луви́йские языки́ (анатолийские), вымершая группа индоевропейских языков, на которых говорили народы, населявшие Малую Азию и прилегающие районы во 2-1-м тысячелетии до н. э. Включает хеттский язык, клинописный лувийский, иероглифический лувийский (или иероглифический хеттский), ликийские А и Б и др.
* * *
ХЕТТО-ЛУВИЙСКИЕ ЯЗЫКИ - ХЕ́ТТО-ЛУВИ́ЙСКИЕ ЯЗЫКИ́ (анатолийские), вымершая группа индоевропейских языков, на которых говорили народы, населявшие М. Азию и прилегающие районы во 2-1-м тыс. до н. э. Включает хеттский язык, клинописный лувийский (или иероглифический хеттский), ликийские А и Б и др.
ХЕТТО-ЛУВИЙСКИЕ ЯЗЫКИ (анатолийские) - вымершая группа индоевропейских языков, на которых говорили народы, населявшие М. Азию и прилегающие районы во 2-1-м тыс. до н. э. Включает хеттский язык, клинописный лувийский (или иероглифический хеттский), ликийские А и Б и др.
Хе́тто-луви́йские языки́
(анатолийские языки) - вымершая группа индоевропейских языков. Во 2-1‑м тыс. до
н. э. (а возможно, и ранее) носители Х.‑л. я. обитали на территории
современной Турции и Северной Сирии. Выделяют подгруппы:
хетто-лидийскую (хеттский, лидийский и, вероятно, карийский) и лувийско-ликийскую [лувийский клинописный и иероглифический, ликийский с 2 диалектами - ликийским А и ликийским Б
(милийским), сидетский и некоторые другие языки, от которых сохранились
только имена собственные или глоссы: писидийский, киликийский и другие]. Палайский язык занимал достаточно обособленное
положение, хотя по некоторым признакам был ближе к хетто-лидийской
подгруппе.
Хеттский, палайский и лувийский клинописные памятники выполнены
письмом, восходящим, по-видимому, к северомесопотамско-хурритскому
варианту староаккадской клинописи. Памятники хеттского языка относятся к
18-13 вв. до н. э., лувийского клинописного и палайского - к 14-13 вв.
до н. э. Лувийские иероглифические тексты (древнейшая надпись на печати
относится к 16 в. до н. э., основная масса текстов - к 10-8 вв. до
н. э.) написаны письмом, которое некоторые учёные сближают с египетским. Надписи на поздних Х.‑л. я. (лидийском,
карийском - 7-4 вв. до н. э., ликийском - 5-3 вв. до н. э., сидетском -
3 в. до н. э.) выполнены буквенным «малоазийским» письмом, восходящим к древнему
семитскому письму, но испытавшим, по-видимому, сильное греческое
влияние. Писидийские надписи (первые века н. э.) выполнены обычным греческим письмом.
Вокализм ранних Х.‑л. я. характеризуется
наличием 4 гласных: a, e, u, i. Наибольшим
изменениям в процессе развития Х.‑л. я. подверглась фонема e. В лувийском языке происходит конвергенция e и a в a, но в ряде корней появляется
новое e рядом с l, r как результат развития слоговых сонантов. В лувийском и палайском имела
место конвергенция a, e > a. В палайском
процесс перехода e в a не затронул такие старые основы, как wer-
‘звать’, wete- ‘строить’ и др. В поздних Х.‑л. я. системы гласных,
помимо a, e, u, i, включают подсистемы носовых (лидийский - ã, ẽ; ликийский - ã, ẽ, ũ, ĩ) и гласный o
(лидийский, карийский). Фонологический статус
отдельных лидийских (y) и карийских (ù, ì, é)
гласных остаётся неясным. Сонанты включают носовые m,
n, плавные l и r (в лидийском и
карийском сонантам n и l противопоставлены
палатализованные ν, λ и w (лидийский, карийский v).
Консонантизм хеттского, палайского,
лувийского клинописного языков включает подсистему смычных, состоящих из
6 согласных: pp/p, tt/t, kk/k (глухие/звонкие
или напряжённые/ненапряжённые). Графика лувийского иероглифического
позволяет различать 3 смычных: p, t, k.
Система спирантов ранних Х.‑л. я. содержит сибилянт s и заднеязычный h,
аффрикату z [ts]. В поздних Х.‑л. я. эволюция систем смычных шла в двух
направлениях. При общем для лидийского, карийского и ликийского языков
противопоставлении глухих и звонких согласных первые два развивают в
подсистеме дентальных оппозицию по палатальности: t/t’, d/d’.
В ликийском для глухих дентальных и гуттуральных характерна оппозиция по
придыхательности: t/th, k/kh. В системах спирантов различаются s и z; имеется аффриката [ts], а в лидийском,
возможно, также и [dz]. В ликийском и карийском представлен глухой
сильный заднеязычный спирант [kh], происходящий из старого ларингального, в ликийском А - также слабый
спирант [h] из старого *s. Сохранение
ларингального, утраченного другими индоевропейскими языками,
свойственно почти всем Х.‑л. я. Этому сохранению мог способствовать его
довольно ранний переход в разряд спирантов.
Имя Х.‑л. я. имеет категории рода (общий,
средний), числа (единственное, множественное
число) и падежа. Падежные системы включают от 8
(древний период хеттского языка) до 4 (милийский) единиц: именительный
падеж, винительный падеж, родительный падеж, дательно-местный
(в древнехеттском в сфере пространственных падежей имеются дательный
падеж, направительный падеж и местный, при этом направительный падеж
используется главным образом с именами инактивной семантики типа
«земля», «вода»), отложительный падеж и творительный падеж
(самостоятельные формы творительного падежа известны только в
хеттском языке, в остальных Х.‑л. я. - синкретический отложительно-творительный падеж). На
протяжении всей истории Х.‑л. я. наблюдается формирование и
перестройка парадигм множественного числа. Самые
существенные изменения произошли в лувийском и ликийском языках, где
флексии множественного числа стали строиться
по агглютинативному типу: показатель мн. ч.
+ падежное окончание.
Во всех Х.‑л. я. система морфонологических чередований стала средством различения прямых и
косвенных падежей. В хеттском с древнейших времен она разрушалась с
тенденцией к аналогичному выравниванию и многочисленными нарушениями
правил альтернации гласных. В других Х.‑л. я. система морфонологических
чередований распалась в дописьменный период. В хеттском языке
сохранился класс старых гетероклитических имён, не утративший своей
продуктивности (типа watar ‘вода’, род. п. wetenas). Архаичность
парадигм Х.‑л. я. проявляется, в частности, в тенденции к формированию
оппозиции активных - инактивных имен, общей для всех Х.‑л. я. Следствием
этого было появление инактивного отложительного падежа в хеттском,
исторически связанного с родительным падежом, особого родительного
падежа активных имён, второго именительно-винительного падежа имён
среднего рода активной семантики в лувийском клинописном и др.
Особенности именной парадигматики Х.‑л. я. в
сравнении с индоевропейской позволяют считать хетто-лувийский
деклинационный тип одним из самых древних.
Глагол Х.‑л. я. имеет категории числа, лица, наклонения (изъявительное, повелительное), залога (актив, медиопассив), времени (настоящее, прошедшее). Различаются 2 спряжения, называемые по окончанию 1‑го лица
настоящего времени соответственно как спряжение на ‑mi и на ‑ḫi.
Внутренняя реконструкция и сравнение с
индоевропейскими языками восстанавливают две общехетто-лувийские серии
глагольных форм, находящие аналогии в индоевропейском, причём
противопоставление двух времен и двух чисел релевантно только в 1‑й
серии. Общехетто-лувийское причастие на ‑nt-
(индоевропейского происхождения) нейтрально в залоговом отношении.
В лувийском известны медиопассивные причастия на ‑m- от переходных глаголов, параллельные славянским; ряд отглагольных форм (инфинитивы,
хеттский супин) восходят к старым
гетероклитическим образованиям.
Именное словообразование Х.‑л. я. строится
главным образом по суффиксальным моделям. В глагольном
словообразовании наряду с суффиксами используются префиксы, которые
имеют и самостоятельное употребление в качестве превербов.
Глагольная префиксация особенно распространена в поздних Х.‑л. я.
Инфиксация ограничена отдельными реликтовыми формами с каузативным
значением. Все глагольные и большинство именных аффиксов имеют
индоевропейскую этимологию. Словосложение малопродуктивно.
Синтаксис Х.‑л. я. сохраняет ряд архаичных
черт, например использование начальных комплексов энклитик (частица цитируемой речи, возвратная частица,
объектные местоимения, частицы с видовым значением и др.), располагавшихся после
вводящих союзов типа «и», «когда», наречий в тройной функции - превербов, собственно
наречий и предлогов (лувийский-ликийский) или послелогов (хеттский). Глагол обычно занимает
последнее место в предложении. Порядок слов преимущественно SOV. При построении
сложных синтаксических единств особая роль принадлежит относительным
местоимениям *kʷi/o и *i̯o- (из индоевропейского), которые иногда
функционально сближаются с синтаксическими показателями определённости.
Основной словарный фонд Х.‑л. я. сохраняет значительное количество
индоевропейских корней. В именах родства ранние Х.‑л. я. используют так
называемые Lallwörter (звукоподражательные слова детского языка). Однако многие имена родства,
скрытые за идеографическими написаниями,
остаются неизвестными, Есть слова, восходящие к хаттскому, хурритскому
или ещё не известному источнику. Лексические изоглоссы в области
социальной и сакральной лексики объединяют
Х.‑л. я. с тохарскими, кельто-италийскими и греческим языками.
Изучение Х.‑л. я. восходит к концу 19 в., когда была дешифрована основная масса ликийских надписей.
Ликийскую грамматику и лексику исследовали
Х. Педерсен, Э. Ларош, Г. Нойман, О. Карруба. Изучение клинописных
Х.‑л. я. начал в 10‑х гг. 20 в. Б. Грозный, дешифровавший хеттские
клинописные тексты и доказавший индоевропейский характер хеттского
языка. В развитии хеттологии большую роль сыграли исследования
Ф. Зоммера, Х. Ээлольфа, Э. Форрера, А. Гётце, Х. Г. Гютербока,
Г. Оттена, И. Фридриха, А. Камменхубер. Э. Стёртевант создал первую
хеттскую сравнительно-историческую грамматику. Е. Курилович,
Э. Бенвенист, К. Уоткинс подчеркнули важность хеттского материала для
индоевропейских реконструкций. Лувийский клинописный язык в его связях с
другими индоевропейскими и Х.‑л. я. изучали Б. Розенкранц, Оттен,
Ларош. Палайский язык - Оттен, Камменхубер, значительно продвинувшие
понимание палайских текстов. Лувийский иероглифический язык был
дешифрован Форрером, П. Мериджи, Х. Боссертом. Ларош создал
фундаментальный труд о лувийском иероглифическом письме и словарь
лувийского иероглифического языка. Мериджи издал грамматику этого
языка и 2 тома текстов. Исследования Дж. Д. Хокинса, Ноймана,
А. Морпурго-Дейвис привели к пересмотру чтений ряда лувийских
иероглифических фонетических знаков и
подтвердили особую близость лувийского иероглифического и лувийского
клинописного языков. Р. Гусмани издал лидийский словарь с кратким
грамматическим очерком и текстами. Поздние Х.‑л. я., в частности
карийский, исследуются группой компаративистов Мэрилендского
университета.
В СССР интерес к Х.‑л. я. возрос с 60-70‑х гг. 20 в. в связи с
необходимостью пересмотра во многом устаревших индоевропейских
реконструкций и расширенного привлечения хетто-лувийских данных для
интерпретации праязыкового состояния. Вопросы хеттской исторической
фонетики и графики исследованы Т. В. Гамкрелидзе. Вяч. Вс. Иванов
исследовал соотношение хетто-лувийского и индоевропейского
глагольного строя, проблемы сравнительной грамматики и лексикологии Х.‑л. я., осуществил художественные
переводы хетто-лувийских памятников. Лексике поздних Х.‑л. я. и
филологическому анализу письменных источников посвящены работы
В. В. Шеворошкина и А. А. Королёва. Обобщающей работой по лувийскому
иероглифическому языку является книга И. М. Дунаевской.
Иванов Вяч. Вс., Хеттский язык, М., 1963;
его же, Общеиндоевропейская, праславянская и анатолийская
языковые системы. М., 1965;
его же, Славянский, балтийский и раннебалканский глагол,
М., 1981;
Шеворошкин В. В., Исследования по дешифровке карийских
надписей, М., 1965;
Дунаевская И. М., Язык хеттских иероглифов, М., 1969;
Королёв А. А., Хетто-лувийские языки, в кн.: Языки Азии и
Африки. I. Индоевропейские языки, М., 1976;
Луна, упавшая с неба, пер. с древнемалоазиатского языка, М.,
1977;
Гамкрелидзе Т. В., Вопросы консонантизма клинописного
хеттского языка, в кн.: Переднеазиатский сб. III, М., 1979;
Древние языки Малой Азии, М., 1980;
Ардзинба В. Г., Ритуалы и мифы древней Анатолии, М.,
1982;
Pedersen H., Hittitisch und die andere
indoeuropäischen Sprachen, Kbh., 1938;
Benveniste E., Hittite et Indo-Européen, P.,
1962;
Carruba O., Die satzeinleitenden Partikeln in den
indogermanischen Sprachen Anatoliens, Roma, 1969.
Л. С. Баюн.
Хетто-лувийские языки (анатолийские язики) - Вымершая группа индоевропейских языков, распространенных в Малой Азии (Анатолии) и Сев. Сирии во Ⅱ-Ⅰ тысячелетиях до н. э.: хеттский, лидийский, карийский, палайский (хеттская,хетто-лидийская, подгруппа); лувийский (клинописный и иероглифический), ликийский А и В, сидетский, киликийский и др. (лувийская,лувийско-ликийская, подгруппа)
Отличаются большой архаичностью. Анализ хеттской фонетики подтвердил обоснованность так называемой «ларингальной теории» (ларингальные, ларингалы)
По некоторым представлениям, анатолийские языки должны расцениваться не как входящие в индоевропейскую семью, а как самостоятельная семья, родственная индоевропейской.
Хеттоло́гия (от хетты и ...логия), совокупность культурно-исторических и лингвистических знаний о хеттах.
* * *
ХЕТТОЛОГИЯ - ХЕТТОЛО́ГИЯ (от хетты (см. ХЕТТЫ) и логос - слово, учение), совокупность культурно-исторических и лингвистических знаний о хеттах.
ХЕТТОЛОГИЯ (от хетты и ...логия) - совокупность культурно-исторических и лингвистических знаний о хеттах.
прил.
1. Относящийся к хеттам, связанный с ними.
2. Свойственный хеттам, характерный для них.
3. Принадлежащий хеттам.
хе́ттский, хе́ттская, хе́ттское, хе́ттские, хе́ттского, хе́ттской, хе́ттских, хе́ттскому, хе́ттским, хе́ттскую, хе́ттскою, хе́ттскими, хе́ттском, хе́ттск, хе́ттска, хе́ттско, хе́ттски
Хе́ттский язы́к - относится к индоевропейской семье языков (хетто-лувийская группа). Известен по клинописным памятникам XVIII-XIII вв. до н. э. Клинопись аккадского происхождения.
* * *
ХЕТТСКИЙ ЯЗЫК - ХЕ́ТТСКИЙ ЯЗЫ́К, относится к индоевропейской семье языков (хетто-лувийская группа). Известен по клинописным памятникам 18-12 вв. до н. э. Клинопись аккадского происхождения.
ХЕТТСКИЙ ЯЗЫК - относится к индоевропейской семье языков (хетто-лувийская группа). Известен по клинописным памятникам 18-12 вв. до н. э. Клинопись аккадского происхождения.
Хе́ттский язы́к -
один из хетто-лувийских языков,
мёртвый язык народа, населявшего центральную и
северную части древней Анатолии. Будучи первым в истории индоевропейским языком с письменной фиксацией,
Х. я. отражает многие архаичные черты; одновременно отмечаются и явные
инновации. Характерно сохранение ларингальных
согласных, переход *ō̆ > ā̆, *r̥, l̥ обычно >
ar, al; сведение трёх рядов смычных к двум, сохранение старых
лабио-велярных. В морфологии имени - реликты
противопоставления по признаку активности - инактивности,
отсутствие, за исключением некоторых реликтовых образований, форм степеней сравнения, две серии глагольных флексий,
сочетание послелогов с местоимениями. В синтаксисе - начальные комплексы энклитик в предложении, относительно слабое развитие подчинительных связей. Лексика Х. я. подверглась сильному влиянию других
языков: в древнейший период - хаттского,
позднее - хурритского и аккадского. Бо́льшая часть заимствований относится к сфере периферийной
лексики: терминология ритуала, названия сосудов и другие культурные
термины; более глубоким было влияние хаттского языка, откуда взята,
например, терминология государственного управления.
В истории Х. я. выделяется 3 периода: древний (18-16 вв. до н. э.),
средний (15 - начало 14 вв. до н. э.) и новый (середина 14 - 13 вв. до
н. э.). Подавляющее большинство текстов дошло до нас в записях Нового
царства, в т. ч. и копии древнехеттских памятников. Однако с течением
времени обнаруживалось всё больше древнехеттских оригиналов,
отличающихся более умеренным использованием логограмм; в морфологии выделяется строгое
различение форм датива, локатива и направительного падежа; в
синтаксисе - редкое употребление глагольной частицы ‑kan (как и сохранение других частиц -
‑apa, ‑an, ‑asta), необязательность употребления частицы nu в начале
каждого главного предложения; в лексике - почти полное отсутствие
хурритских заимствований.
Письменность Х. я. - клинопись,
по-видимому заимствованная из северной Сирии в 19-18 вв. до н. э. и
близкородственная староаккадской. Она весьма несовершенно передавала
фонетическую систему Х. я.: графически не
различались o и u, часто также e и i, затруднена была передача
консонантных групп. Для различения кратких и долгих гласных, глухих и звонких согласных хеттскими
писцами были выработаны особые орфографические
приёмы, которые во многом остаются неясными. Широко используются шумеро- и аккадограммы, так что фонетическое чтение
многих хеттских слов остаётся неизвестным. Письменные памятники были
обнаружены в основном в царском столичном архиве в Хаттусасе (ныне
Богазкёй, в Турции) во время раскопок 1906-07; отдельные таблички были
найдены в Угарите и Амарне, позднее обнаружен значительный
провинциальный архив в Машате (к северо-востоку от Богазкёя).
Фридрих И., Краткая грамматика хеттского языка, пер. с нем.
и вступ. ст. А. В. Десницкой, М., 1952;
Иванов В. В., Хеттский язык, М.,
1963;
Языки Азии и Африки, т. 1, М., 1976;
Sommer F., Hethiter und Hethitisch, Stuttg.,
1947;
Friedrich J., Hethitisches Elementarbuch,
2 Aufl., Bd 1-2, Hdlb., 1960-67;
Benveniste E., Hittite et Indo-Européen, P.,
1962.
Friedrich J.,
Kammenhuber A., Hethitisches Wörterbuch, 2 Aufl., Hdlb.,
1975-89;
Puhvel J., Hittite etymological dictionary,
v. 1-2, B., 1984.
А. А. Королёв.
Хе́ттское ца́рство - государство в Малой Азии в XVIII - начале XII вв. до н. э. Основан хеттами в восточной Анатолии, в период расцвета (XIV-XIII вв.) охватывало обширную территорию. Соперник Египта в борьбе за господство в Передней Азии. Распалось.
* * *
ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО - ХЕ́ТТСКОЕ ЦА́РСТВО, государство в М. Азии в 18 - нач. 12 вв. до н. э. Основано хеттами в Вост. Анатолии, в период расцвета (14-13 вв.) охватывало обширную территорию. Соперник Египта в борьбе за господство в Передней Азии. Распалось.
* * *
ХЕ́ТТСКОЕ ЦА́РСТВО, древнее государство в восточноцентральной Анатолии, основанное так называемыми хеттами - индоевропейским народом, на исходе 3 тыс. до н. э. пришедшим в Малую Азию с северо-востока.
Пришельцы расселились в бассейне р. Галис, населенном аборигенами-«хатти» (иначе «протохеттами»), образовав там царства Цальпа, Куссар и Канес (Несу); отсюда их новое самоназвание «неситы». В 18 в. до н. э. неситские царства и сопредельные земли были объединены Аниттой, которого хеттские цари и столетия спустя считали древнейшим основателем своего государства.
Древнехеттский период
Ок. 1700 до н. э. династия Анитты пресеклась и царство перешло в руки местных правителей Куссара (Тудхалия I). Начался так называемый «древнехеттский период» (до сер. 15 в.). Лабарна I (1675-50) завершил создание прочной власти; слава его как государственного строителя была так велика, что все его преемники принимали имя этого царя в качестве титула. Сын Лабарны Хаттусили I (см. ХАТТУСИЛИ I) (1650-20) подчинил своему влиянию почти всю Анатолию с севером Сирии и перенес столицу в главный город «хатти» - Хаттусас (см. ХАТТУСАС) (совр. Богазкей); только после этого его держава и народ и стали называться «Хатти» (в современном написании «хетты»). К вершине могущества Древнее Хатти привел Мурсили I (1620-1590), закрепивший завоевания предшественников и разграбивший в 1595 Вавилон (см. ВАВИЛОН).
Именно в 17 в., по-видимому, определилось «лицо» хеттского общества, его политические традиции и культура. Хетты сохранили многие обычаи своих индоевропейских предков - собрание свободных (панкус) и совет родовой знати (тулия), которые осуществляли важнейшие политические функции и существенно ограничивали царскую власть. Вплоть до самого конца своей истории хетты любили хвалиться тем, что они не делали зла иначе, как в ответ на зло, и даже тогда могли воздавать за зло добром, превозносясь над противником. С другой стороны, ассимилировав в 17-16 вв. аборигенов-«хатти», хетты впитали и их наследие. Наконец, цари, опираясь на свое новообретенное могущество, стремились достичь полновластия по образцу прочих правителей Ближнего Востока.
Новохеттский период
В 16 в. до н. э. в государстве начались внутренние смуты, поводом для которых служила неустойчивость престолонаследия. Сопутствовавшие им нашествия племен касков с севера, хурритов (см. ХУРРИТЫ) с востока и последовавшее отпадение окраин резко ослабили Хатти; консолидация при царе-реформаторе Телепину (1530-1500) оказалась недолговечной и ок. 1450 династия пала в очередном перевороте, уступив место основателю так называемой «новохеттской династии» Тудхалии II (3-я четверть 15 в.). Цареубийца и хуррит по происхождению, новый царь, как видно уже из принятого им имени, равнялся на древнейшие времена хеттской истории и стремился к восстановлению старохеттской славы. Он и его потомки создали типичную военно-бюрократическую империю Ближнего Востока. Отныне царь назначал себе наследника сам, и дворцовые перевороты не перерастали в смуту. Символично, что члены нового, хурритоязычного царского дома принимали тронные неситские имена и считали государства хурритов своими злейшими врагами, однако именно в период их правления хеттская культура все более поглощается хурритской. В конце новохеттского периода (13 в.) даже государственный пантеон царства почти целиком был заимствован у хурритов, а сами хетты-неситы оказались фактически ассимилированы родственными им индоевропейцами-лувийцами, населявшими южную часть страны (что не помешало новохеттским царям именно в это время применять в официальных надписях нарочито архаизированный хеттский язык).
Новохеттская династия немедленно возобновила походы в Сирию, что привело к борьбе с хурритами, населявшими Митанни (Верхняя Месопотамия). К исходу 15 в. эта борьба и новое нашествие касков ввергли страну в небывалую катастрофу, практически ограничив ее территорию бассейном верхнего Галиса. Однако узурпатор Суппилулиума I (см. СУППИЛУЛИУМА I) (1380-36), один из выдающихся государственных деятелей ближневосточной истории, смог полностью восстановить положение, покорить всю Малую Азию, в трех больших войнах сокрушить и подчинить Митанни и, разбив египтян, присоединить в итоге все Восточное Средиземноморье; дружественные отношения с ним считали нужным поддерживать отдаленные Вавилонская и Ахейская державы.
Созданная таким образом огромная империя поддерживалась непрестанными походами в последней трети 14 в. (Мурсили II, 1335-06), но затем наступление египтян (1305-1270, в т. ч. грандиозная битва при Кадеше (см. КАДЕШ (Сирия)) в 1286, не принесшая решительного перевеса ни одной стороне) заставило очередного узурпатора (известного, между прочим, подробным официальным оправданием предпринятого им переворота), Хаттусили III (см. ХАТТУСИЛИ III) (1275-55), пойти на мир с Египтом (1270) и признать власть Египта над Палестиной и частью Сирии.
Союз с египтянами, сохранявшийся до конца хеттской истории, был тем более необходим, что в нач. 13 в. Хатти пережило последнее нашествие касков, а с 1280 было втянуто в ожесточенную борьбу с Ассирией, посягавшей на сферу власти хеттов в Верхней Месопотамии; с другой стороны, запад Малой Азии примерно с этого же времени стремился отделиться от хеттов при поддержке правителей Ахейской Греции (в хеттских источниках Аххиява), а впоследствии и вторгшихся сюда с Балкан фригийцев. Тудхалия IV (1255-15) сумел в конце концов восстановить положение на западе, а его соправитель и преемник Арнуванда III (1225-1200) - и на востоке.
Продолжительная борьба истощила страну; в кон. 13 в. запад Малой Азии отпал вновь, теперь уже навсегда, а ахейцы совершали морские походы вплоть до Кипра. Суппилулиума II пытался наладить оборону и снова завоевал Кипр, однако дни Хатти были сочтены: ок. 1180 народы Эгеиды (так называемые «народы моря (см. НАРОДЫ МОРЯ)»), только что сломившие Илион (см. ИЛИОН) в так называемой «Троянской войне», двинулись на восток вдоль средиземноморского побережья, разгромив Киликию (см. КИЛИКИЯ) и Сирию, а новая волна фригийцев («мушков») с Балкан одновременно заняла центральные области Хатти и разгромила Хаттусас.
«Позднехеттские царства»
Новохеттское царство погибло, однако в незатронутых нашествием районах уцелели его осколки, подвластные боковым ветвям новохеттской династии (так называемые «позднехеттские царства») Тархундасса на плато Конья, Малатья в горах Тавра, Каркемиш во внутренней Сирии; последние два из них удержали название «Хатти»). После непродолжительного процветания (11 - нач. 9 вв.) эти царства подверглись дальнейшему дроблению, а частично (в Тархундассе, подвергшейся смешению с фригийцами) утратили хеттскую государственную традицию; в конечном счете все они были завоеваны Фригией с запада и Ассирией с востока (717-708). Последнее «позднехеттское» государство, Куммух-Коммагена (осколок царства Малатья), было аннексировано ассирийцами в 708.
ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО - государство в М. Азии в 18 - нач. 12 вв. до н. э. Основано хеттами в Вост. Анатолии, в период расцвета (14-13 вв.) охватывало обширную территорию. Соперник Египта в борьбе за господство в Передней Азии. Распалось.
ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО - феодальное государство в Малой Азии, основанное примерно в середине II тысячелетия до н.э. Хетты вторглись в этот регион, вероятно, в небольшом числе и, покорив местное население, стали правящим слоем общества. К 1800 до н.э. они завладели большей частью Малой Азии и настолько усилились, что напали на Вавилон (1595 до н.э.). В 14 в. до н.э., с упадком Египетской державы, началось их проникновение в северную Сирию, а столетием позже, при фараоне Рамсесе II, египтянам пришлось признать притязания хеттов на области вокруг Кадеша. Однако после 1200 до н.э. вторгшиеся в Малую Азию индоевропейцы вытеснили их на север Сирии, а возвышение Ассирии способствовало дальнейшему ослаблению хеттского могущества. Последним оплотом хеттов стал Кархемиш на Евфрате, но в конце 8 в. они были разгромлены ассирийцами. На протяжении длительного времени происхождение и культура хеттов оставались загадкой. Глиняные клинописные таблички, найденные в начале 20 в. в их столице в современном Богазкее на территории Турции, не поддавались прочтению, пока не была установлена принадлежность хеттского языка к анатолийской (хетто-лувийской) ветви индоевропейской группы. Хеттская держава являлась феодальным государством, во главе которого стоял наследственный правитель - Великий царь хеттов. Сам он был военным предводителем и верховным жрецом, а его власть поддерживал совет из представителей хеттской знати. Периферийными областями управляли вассалы под неусыпным контролем Великого царя. К числу знати в Хеттской державе принадлежали в основном те, кто происходил из среды самих хеттов, тогда как местное население принадлежало к среднему классу - торговцам, ремесленникам и воинам. Существовал и беднейший слой, в который входили городские работники и сельские труженики. Несмотря на существование развитых торговли и ремесленного производства, основу экономики во владениях хеттов составляли земледелие и скотоводство. Главным источником благосостояния хеттов служило железо; под их контролем находились основные его месторождения на Ближнем Востоке, и именно они, по-видимому, первыми освоили обработку этого металла. Хетты заимствовали вавилонскую клинописную систему письма, а хеттские своды законов имеют явно вавилонское происхождение. Искусство хеттов, имея вавилонские корни, тем не менее во многом самобытно. Широкое распространение получила каменная и металлическая скульптура, причем хеттские мастера создавали как рельефы, так и объемные статуи. Хеттские дворцы и крепости отличались массивностью, возводились из камня и кирпича. Сведения об их религии отрывочны. У жителей Малой Азии существовало божество неба, важную роль играло также поклонение Матери-земле - богине плодородия. В пантеоне самих хеттов основные божества - Солнце и Луна. Лучше всего известны имена и деяния тех хеттских царей, которые правили между 1400 и 1200 до н.э. Первый из них - Суппилулиума I (1380-1340 до н.э.), начавший завоевание Северной Сирии, далее Муватали (1306-1282 до н.э.) и Хаттусили III (1275-1250 до н.э.), подписавший знаменитый договор с Египтом о ненападении в 1269 до н.э.
Хеттское царство. Так называемые Львиные ворота в Хаттусасе.
15-12 вв. до н.э.
ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО, государство в Малой Азии в 18 - начале 12 вв. до нашей эры. Основано хеттами в восточной Анатолии, в период расцвета (14 - 13 вв.) охватывало обширные территории. Соперник Египта в борьбе за господство в Передней Азии. Распалось.
Хеттское царство. Керамический сосуд из Кюль-Тепе. 18 в. до н.э. Археологический музей. Анкара.
мн.
1. Народ, населявший центральную и восточную части Малой Азии и северную Сирию в XVIII - начале XII в. до н.э.
2. Представители этого народа.
ХЕ́ТТЫ -ов; мн. Народ, населявший в 18 - начале 12 вв. до н.э. центральную и восточную части Малой Азии и северную Сирию; представители этого народа. Территория древних хеттов.
◁ Хетт, -а; м. Хеттея́нка, -и; ж. Хе́ттский, -ая, -ое. Х. язык. Х-ое царство. Х-ое клинописное письмо. Х-ая культура. Х-ие племена.
* * *
хе́тты - народ, живший в центральной части Малой Азии. Основали Хеттское царство. В широком значении - всё население Хеттского царства.
* * *
ХЕТТЫ - ХЕ́ТТЫ, народ, живший в центральной части М. Азии. Основали Хеттское царство. В широком значении - все население Хеттского царства.
ХЕТТЫ - народ, живший в центральной части М. Азии. Основали Хеттское царство. В широком значении - все население Хеттского царства.
-ов, мн.
Народ, живший в центральной части Малой Азии в 18 - начале 12 вв. до н. э. и основавший там Хеттское государство.