Методоло́гия
(от метод и греч. λόγος - слово, учение) в языкознании - учение о принципах
исследования в науке о языке.
Языковеды-марксисты исходят из того, что методология включает в себя
три уровня: общую философскую методологию, принципы и законы
материалистической диалектики которой определяют ориентацию,
направление и принципы исследований в науке, опирающейся на эту
философию; общенаучную методологию, включающую методы и
принципы, применяемые в группах наук; частную методологию,
включающую методы данной науки (см. Метод в языкознании).
Методология определяет подход к объекту языкознания,
взаимоотношение между субъектом и объектом исследования, способ
построения научного знания, общую ориентацию и характер
лингвистического исследования. Тесно связанная с
лингвистической теорией, она в значительной степени
обусловливает научные результаты исследования.
Различия в философских позициях исследователей привели к
значительному разнообразию методологических направлений в
языкознании, которое усложняется эклектическим смешением в ряде
концепций (например, в учении Ф. де Соссюра; см. Женевская школа) различных, в т. ч.
противоположных, философских установок. Методологические
расхождения в языкознании, особенно в области частной методологии,
до некоторой степени зависят и от различий в структуре, уровне развития
и степени изученности языков. Понимание самого термина «методология» в
марксистском языкознании отличается от его понимания в ряде других
направлений, в которых этот термин (англ. methodology, франц. méthodologie) чаще употребляется лишь в смысле
совокупности частных методов и приёмов изучения языка.
Исходным методологическим принципом
диалектико-материалистического языкознания является положение о том,
что язык представляет собой один из видов общественной деятельности,
неразрывно связанный с общественным сознанием и с человеческим
общением. Звуковой язык (как и его письменная
фиксация) имеет материальную природу, существует объективно,
независимо от его отражения в человеческом сознании, хотя сознание
играет ведущую роль в языковой деятельности и может определённым образом
воздействовать на неё. Реальный (естественный) язык как конкретную речевую деятельность общества следует отличать от
абстрактной (идеальной) системы языка,
создаваемой с целью его познания и строящейся на основе фактов, которые
извлекаются из текстов (результатов речевой
деятельности) или (для прошедших этапов) восстанавливаются при помощи
методов реконструкции. Такой подход к
пониманию природы и сущности языка коренным образом отличается прежде
всего от идеалистического понимания языка - как проявления «духа» народа
(см. Гумбольдтианство), как явления в
основе своей психического (теории В. Вундта, Х. Штейнталя,
Н. Хомского).
Другой аспект взаимоотношения материального и идеального в сфере
языка составляет связь материальной природы языка и его идеальной,
знаковой, функции. При этом под идеальным в марксистском языкознании
понимается отражение фактов объективной действительности в сознании
человека, которое тесно связано с материальными единицами языка и выражается с их помощью (см. Лексическое значение слова, Знак языковой, Знаковые теории языка).
Диалектико-материалистическое понимание значения как общественно
осознаваемого отношения знака к обозначаемому
отличается от свойственного ряду направлений отождествления
значения с обозначаемым (объектом действительности или его отражением в
сознании) и от включения отождествляемых со значениями отражений
действительности (понятий, представлений и
т. д.) в состав самого знака в качестве его внутренней сущности или
одной из двух его якобы соотносительных сторон - наряду с его акустической стороной.
Определяющее значение для методологии языкознания имеют принципы
и законы материалистической диалектики - законы перехода
количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, единства и
борьбы противоположностей, принципы всеобщей связи явлений, причинности,
историзма, категории количества и качества, общего, частного и
отдельного, формы и содержания, причины и следствия, необходимости и
свободы, необходимости и случайности, истины, практики и др. Они
определяют важность изучения языка в его взаимоотношениях с другими
видами общественной деятельности, с характером и структурой общества в
целом, с учетом межъязыкового взаимодействия, сложной внутренней
взаимосвязи различных структурных уровней и
элементов языка, психологической и физиологической сторон речевой
деятельности, роли её технизации. Исторические изменения в языке
рассматриваются как результаты противоречий между достигнутым в
прошлом состоянием языка и языковыми потребностями общества, а также
между состоянием, характером и функциями различных уровней и
элементов внутренней системы языка (см. Законы развития языка, Система языковая).
Логика научного познания может выполнять роль источника
методологических принципов языкознания, главным образом в
применении к проблемам построения предмета языкознания, логического
упорядочения системы лингвистических понятий, соотношения и условий
применения в лингвистических исследованиях различных так называемых
общенаучных методов, изучения путей и закономерностей развития
лингвистического знания и др. В языкознании могут применяться и методы
других частных наук (социологии, психологии, математики, кибернетики).
С другой стороны, некоторые методы, ставшие впоследствии общенаучными
(сравнительно-исторические, структурные), были детально разработаны вначале на
почве языкознания.
С точки зрения марксистской философии роль и значение для
языкознания методологических принципов, разрабатываемых в
логике научного познания на основе обобщения результатов частных наук,
могут быть определены только в рамках общей
диалектико-материалистической методологии. Прямо
противоположную позицию в этом отношении занимают различные
позитивистские направления в языкознании, отрицающие научное и
методологическое значение философии и ограничивающие
методологию в языкознании односторонним рассмотрением конкретных
вопросов совершенствования и развития предмета языкознания и приёмов
лингвистического исследования. На роль общей методологии в
позитивистском языкознании на различных этапах обычно выдвигается
какой-либо один из общенаучных специальных методов
(сравнительно-исторический, структурный, метод формализации и т. п.),
научная значимость которых абсолютизируется.
Как аспект лингвистической теории методология языкознания
развивается и в рамках науки о языке. При этом в методологических
целях используются результаты теоретической разработки самого
языкознания. В частности, к сфере методологии принадлежит
основывающееся на собственно лингвистических данных определение
целей, перспектив и границ специальных направлений изучения языка
(например, различных видов типологии языков). Методологическое
значение имеют и принципы применения к исследованию языка
частнонаучных лингвистических методов типа глоттохронологического,
диалектографического и др. Сами по себе такие методы, как и
принципы их применения, с определёнными философскими направлениями
связаны лишь опосредованно. Сочетание методологических выводов,
формирующихся на основе самого языкознания, и методологических
требований логики научного познания с общими методологическими
принципами диалектического материализма образует единую целостную
методологию марксистского языкознания.
Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр.
соч., 5 изд., т. 18;
Ленинизм и теоретические проблемы языкознания, М., 1970;
Философия. Методология. Наука, М., 1972;
Общее языкознание. Методы лингвистических исследований, М.,
1973;
Спиркин А. Г., Юдин Э. Г., Методология, БСЭ,
3 изд., т. 16, М., 1974;
Стёпин В. С., Елсуков А. Н., Методы научного
познания, Минск, 1974;
Кодухов В. И., Общее языкознание, М., 1974;
Ильичёв Л. Ф., О соотношении философских и методологических
проблем, «Вопросы философии», 1976, № 4;
Философские основы зарубежных направлений в языкознании, М.,
1977;
Швырёв В. С., Теоретическое и эмпирическое в научном
познании, М., 1978;
его же, Анализ научного познания: основные направления,
формы, проблемы, М., 1988;
Федосеев П. Н., Некоторые методологические вопросы
общественных наук, «Вопросы философии», 1979, № 11;
его же, Философия и научное познание, М., 1983;
Язык и идеология. Критика идеалистических концепций функционирования
и развития языка, К., 1981;
Филин Ф. П., Очерки по теории языкознания, М., 1982;
Современное зарубежное языкознание. Вопросы теории и методологии,
К., 1983;
Будагов Р. А., Язык - реальность - язык, М., 1983;
Общее языкознание, под ред. А. Е. Супруна, Минск, 1983;
Мельничук А. С., К. Маркс и развитие современного
языкознания, Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1983, № 3;
Серебренников Б. А., О материалистическом подходе к
явлениям языка, М., 1983;
Соотношение частнонаучных методов и методологии в филологической
науке, М., 1986.
А. С. Мельничук.