м.
1. Тот, кто играет в шахматы 1..
2. Спортсмен, занимающийся шахматами [шахматы 2.].
ШАХМАТИ́СТ, -а, муж. Спортсмен, занимающийся шахматами; игрок в шахматы. Турнир шахматистов.
| жен. шахматистка, -и.
| прил. шахматистский, -ая, -ое.
ШАХМАТИ́СТ, -а, м
Спортсмен, занимающийся шахматами, а также вообще тот, кто играет в шахматы.
// ж шахмати́стка, -и, мн род. -ток, дат. -ткам.
Анатолий Карпов - выдающийся русский шахматист, двенадцатый чемпион мира по шахматам, а грузинская шахматистка Нона Гаприндашвили - пятикратная чемпионка СССР и мира.
ШАХМАТИ́СТ -а; м. Игрок в шахматы. Знаменитый, опытный, начинающий ш. Турнир шахматистов. Ш. первого разряда.
◁ Шахмати́стка, -и; мн. род. -ток, дат. -ткам; ж. Состязание сильнейших шахматисток. Шахмати́стский, -ая, -ое. Ш-ое упорство, терпение.
Шахматы -
Тот не шахматист, кто, проиграв партию, не заявляет, что у него было выигрышное положение. -
До сих пор мне не приходилось встречаться с выдающимися шахматистами. Чем больше я старался понять этот тип людей, тем непостижимей казалась мне эта работа человеческого мозга, полностью сосредоточенная на небольшом пространстве, разделенном на шестьдесят четыре черных и белых квадрата. По личному опыту мне было знакомо таинственное очарование "королевской игры", единственной из игр, изобретенных человеком, которая не зависит от прихоти случая и венчает лаврами только разум, или, вернее, особенную форму умственной одаренности. -
Цвейг Стефан. Zweig
Разве узкое определение "игра" не оскорбительно для шахмат? Однако это и не наука, и не искусство, вернее, нечто среднее, витающее между двумя этими понятиями. -
Цвейг Стефан. Zweig
В этой игре сочетаются самые противоречивые понятия: она и древняя, и вечно новая; механическая в своей основе, но приносящая победу только тому, кто обладает фантазией; ограниченная тесным геометрическим пространством - и в то же время безграничная в своих комбинациях; непрерывно развивающаяся - и совершенно бесплодная; мысль без вывода, математика без результатов, искусство без произведений, архитектура без камня. И, однако, эта игра выдержала испытание временем лучше, чем все книги и творения людей, эта единственная игра, которая принадлежит всем народам и всем эпохам, и никому не известно имя божества, принесшего ее на землю, чтобы рассеивать скуку, изощрять ум, ободрять душу. -
Цвейг Стефан. Zweig
Люди, одаренные исключительно способностями шахматистов. Это особые гении, которым полет фантазии, настойчивость и мастерство точности свойственны не меньше, чем математикам, поэтам и композиторам, только в ином сочетании и с иной направленностью. -
Цвейг Стефан. Zweig
Я понимал, что такая единственная в своем роде, гениальная игра (шахматы)должна порождать и достойных служителей, и все-таки мне было всегда трудно, почти невозможно представить себе жизнь человека, обладающего деятельным умом и в то же время ограничившего свой мир небольшим бело-черным пространством и способного находить радость бытия в передвижении туда и сюда тридцати двух фигур. Я не мог понять психологии человека, который верит в то, что ход конем, а не пешкой может принести ему славу и обеспечить местечко среди бессмертных, выражающееся в коротеньком примечании к руководству по шахматной игре, разумного, мыслящего человека, который, не будучи сумасшедшим, в течение десяти, двадцати, тридцати, сорока лет снова и снова посвящает всю силу своего ума нелепому занятию - во что бы то ни стало загнать в угол деревянной доски деревянного короля. -
Цвейг Стефан. Zweig
Если я и провожу иногда часок за шахматной доской, то вовсе не для того, чтобы утомлять свой мозг, а, напротив, для того, чтобы рассеяться после напряженной умственной работы. Я в полном смысле этого слова "играю" в шахматы, в то время как настоящие шахматисты священнодействуют, если позволительно употребить такое выражение. -
Цвейг Стефан. Zweig
Шахматы, так же, как любовь, требуют партнера. -
Цвейг Стефан. Zweig
Замечательная особенность шахмат состоит в том, что ум, строго ограничив поле своей деятельности, не устает даже при очень сильном напряжении, напротив, его энергия обостряется, он становится более живым и гибким. -
Цвейг Стефан. Zweig
В шахматах, как чисто мыслительной игре, где исключена случайность, игра против себя самого является абсурдной. Главная прелесть шахмат и заключается, по существу, прежде всего в том, что стратегия игры развивается одновременно в умах двух разных людей, причем каждый из них избирает свой собственный путь. В этой битве умов черные, не зная, какой маневр предпримут сейчас белые, стараются его разгадать и помешать им, тогда как белые, со своей стороны, делают все, чтобы догадаться о тайных намерениях черных и дать им отпор. Если бы один и тот же человек пожелал одновременно быть и черными, и белыми, создалось бы бессмысленное положение, при котором один и тот же мозг в одно и то же время знает что-то и не знает; делая ход в качестве белых, он должен был бы как по команде забыть о том, какой хитрый план задумал перед этим, будучи черными. Подобное раздвоение потребовало бы, помимо расщепления сознания и его попеременного включения и выключения, как в каком-то автоматически действующем аппарате; короче говоря, играть против самого себя столь же парадоксально, как пытаться перепрыгнуть через собственную тень. -
Цвейг Стефан. Zweig
шахмати́ст, шахмати́сты, шахмати́ста, шахмати́стов, шахмати́сту, шахмати́стам, шахмати́стом, шахмати́стами, шахмати́сте, шахмати́стах
сущ., кол-во синонимов: 9
зазнайка (17)
игрок (61)
лихач (20)
сеансер (3)
спортсмен (139)
таксист (16)
умник (37)
шахматун (1)
шумахер (8)
- Спортсмен, который лучше всех умеет следить за фигурой.
- Этот спортсмен без труда может поднять слона.
- Какой спортсмен ходит сидя?
- Человек, который не играет без мата.
- Каспаров как спортсмен.
- Игрок, входящий в ФИДЕ.
ШАХМАТИ́СТКА, шахматистки. женск. к шахматист.
шахмати́стка, шахмати́стки, шахмати́сток, шахмати́стке, шахмати́сткам, шахмати́стку, шахмати́сткой, шахмати́сткою, шахмати́стками, шахмати́стках
ШАХМАТНАЯ ИГРА - представляет сражение между двумя армиями, расположенными на квадратной доске, разделенной на 64 квадрата попеременно двух цветов. В каждой партии 16 фигур (шахмат) двух цветов, напр. белых и черных (король, королева или ферзь, 2 офицера или слона, 2 коня, 2 туры или башни и 8 пешек). Цель игры - сделать мат (арабск. - смерть) королю, т. е. не оставить ему ни одного свободного хода. Ш. и. из Индии была перенесена в Европу в эпоху крестовых походов.
Ша́хматная компози́ция - создание на шахматной доске оригинальных искусственных позиций фигур: шахматных задач (в которых одной из сторон предлагается выполнить задание, например, объявить мат сопернику в указанное число ходов) и этюдов. Проводятся международные конкурсы.
* * *
ШАХМАТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - ША́ХМАТНАЯ КОМПОЗИ́ЦИЯ, создание на шахматной доске оригинальных искусственных позиций фигур: шахматных задач (в которых одной из сторон предлагается выполнить задание, напр. объявить мат сопернику в указанное число ходов) и этюдов. Проводятся международные конкурсы, командные и личные первенства по шахматной композиции.
ШАХМАТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - создание на шахматной доске оригинальных искусственных позиций фигур: шахматных задач (в которых одной из сторон предлагается выполнить задание, напр. объявить мат сопернику в указанное число ходов) и этюдов. Проводятся международные конкурсы, командные и личные первенства по шахматной композиции.
ШАХМАТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, создание на шахматной доске оригинальных искусственных позиций фигур: шахматных задач (в которых одной из сторон предлагается выполнить задание, например объявить мат сопернику в указанное число ходов) и этюдов (позиция, в которой одной из сторон предлагается выиграть или сделать ничью без указания числа ходов). Проводятся международные конкурсы, командные и личные соревнования по составлению и решению шахматных композиций.
Ша́хматная оборо́тная ве́домость - служит для отражения и периодического обобщения данных синтетического учёта по признаку корреспондирующих счетов; содержит итоговые суммы однородных по экономическому содержанию хозяйственных операций.
* * *
ШАХМАТНАЯ ОБОРОТНАЯ ВЕДОМОСТЬ - ША́ХМАТНАЯ ОБОРО́ТНАЯ ВЕ́ДОМОСТЬ, служит для отражения и периодического обобщения данных синтетического учета по признаку корреспондирующих счетов; содержит итоговые суммы однородных по экономическому содержанию хозяйственных операций.
ШАХМАТНАЯ ОБОРОТНАЯ ВЕДОМОСТЬ - служит для отражения и периодического обобщения данных синтетического учета по признаку корреспондирующих счетов; содержит итоговые суммы однородных по экономическому содержанию хозяйственных операций.
Ша́хматные часы́ - служат для отсчёта времени, затрачиваемого шахматистами на обдумывание ходов. В общем корпусе шахматных часов размещены 2 часовых механизма с кнопочно-рычажной системой для их поочерёдного пуска и остановки.
* * *
ШАХМАТНЫЕ ЧАСЫ - ША́ХМАТНЫЕ ЧАСЫ́, служат для отсчета времени, затрачиваемого шахматистами на обдумывание ходов. В общем корпусе шахматных часов размещены 2 часовых механизма с кнопочно-рычажной системой для их поочередного пуска и остановки.
ШАХМАТНЫЕ ЧАСЫ - служат для отсчета времени, затрачиваемого шахматистами на обдумывание ходов. В общем корпусе шахматных часов размещены 2 часовых механизма с кнопочно-рычажной системой для их поочередного пуска и остановки.
ШАХМАТНЫЕ ЧАСЫ, служат для отсчета времени, затрачиваемого шахматистами на обдумывание ходов. В общем корпусе шахматных часов размещены 2 часовых механизма (каждый со своим циферблатом), работающих поочередно так, что с пуском одного из них (игроком, сделавшим ход) другой автоматически останавливается. Изобретены Т. Уилсоном (Великобритания) во 2-й половине 19 в. Впервые применены на Международном шахматном турнире в Лондоне в 1883.
прил.
1. соотн. с сущ. шахматы, связанный с ним
2. Связанный с игрой в шахматы 1..
3. Предназначенный для такой игры.
4. Расположенный так, как расположены клетки одного цвета на доске, предназначенной для игры в шахматы 1..
ША́ХМАТНЫЙ, шахматная, шахматное. прил. к шахматы. Шахматная игра. Шахматная доска. Шахматный турнир. Шахматные фигуры. Шахматный кружок.
• Шахматный баланс (бух.) - род бухгалтерского учета. Шахматный порядок - расположение каких-нибудь предметов рядами в две или более линии наподобие рядов одних белых или одних черных квадратов на шахматной доске. Яблони в саду посажены в шахматном порядке. Шахматный ход - перен. употр. для обозначения какого-нибудь продуманного действия, выступления, истинная причина которого сохраняется в тайне.
ША́ХМАТНЫЙ -ая, -ое.
1. Относящийся к игре в шахматы; предназначенный для неё. Ш. турнир. Ш-ая партия. Ш-ые фигуры. Ш-ая доска. Ш-ые часы.
2. Расположенный так, как расположены квадраты одного цвета на доске для игры в шахматы. Ш. посев. Ш-ая укладка плодов. Ш. узор. Расставить стулья в шахматном порядке.
-ая, -ое.
1. Относящийся к игре в шахматы, связанный с ней.
Шахматный турнир. Шахматная партия. Шахматные фигуры.
◊
Уединясь от всех далеко, Они над шахматной доской, На стол облокотясь, порой Сидят, задумавшись глубоко, И Ленский пешкою ладью Берет в рассеянье свою. Пушкин, Евгений Онегин.
2. Расположенный так, как расположены квадраты одного цвета на доске для игры в шахматы.
Шахматный посев. Шахматная укладка плодов.
◊
Бюро горкома заседает в небольшом зале, где светлым деревом обшиты стены и в три ряда, в шахматном порядке, стоят маленькие --- столы. Панова, Времена года.
|| разг.
С квадратными клетками, расположенными в таком порядке, как на доске для игры в шахматы.
Шахматная скатерть.
◊
На нем были новые малиновые башмаки ---, шахматные носки, в зеленую и черную клетку, кремовая кепка. Ильф и Петров, Двенадцать стульев.
ша́хматный, ша́хматная, ша́хматное, ша́хматные, ша́хматного, ша́хматной, ша́хматных, ша́хматному, ша́хматным, ша́хматную, ша́хматною, ша́хматными, ша́хматном, ша́хматен, ша́хматна, ша́хматно, ша́хматны, ша́хматнее, поша́хматнее, ша́хматней, поша́хматней
Ша́хматный бала́нс - см. Баланс межотраслевой.
* * *
ШАХМАТНЫЙ БАЛАНС - ША́ХМАТНЫЙ БАЛА́НС, см. в ст. Баланс межотраслевой (см. БАЛАНС МЕЖОТРАСЛЕВОЙ).
ШАХМАТНЫЙ БАЛАНС, смотри Баланс межотраслевой.
ШАХМАТОВ ШАХМЕТОВ
Дворянский род Шахматовых, к которому принадлежал выдающийся русский лингвист, имел предка -тюрка по имени Шахмат - упрощенное Шахахмат, что по-арабски звучит весьма пышно - прославленный государь. Под влиянием слова "шахматы" ударение в фамилии сместилось со второгослога на первый, хотя никакого отношения к "королевской игре" предки Шахматова, как видим, неимели. (Ф) Фамилия выдающихся русских ученых А.И. и А.А.аШахматовых. По Б.аУнбегауну, из иранского имени Шах-Ахмат. (Н) Шахматовы, Шахметовы. Князья. Есть две сходные версии о происхождении рода: 1. От князя Шихмета из Орды, вышедшего к Ивану IV (БК, II, с. 405); 2.От казанско Ч крымского князя Кинбара Шихметова Ширинского (ОГДР, X, с. 95). В любом случае выход, очевидно, совершился не ранее середины XVI века, т.к. в русской среде эта фамилия отмечается лишь со второй половины XVI века, например, Шахматов Фёдор Васильевич, упомянутый под 1596 годом в Костроме (Веселовский 1974, с. 363). По мнению Н.А.Баскакова (1979, с. 236), фамилия от тюрко-арабского Шейх Ахмед Ч Шихмамет. (СТ).
ША́ХМАТОВ Ал. Ал-др. (1864-1920) - крупнейший языковед, филолог, историк. Первые науч. публикации и выступления Ш. относятся к гимназич. годам, когда он занимался по программе, составленной для него Ф. Ф. Фортунатовым. В 1883 Ш. поступил в Моск. ун-т. Будучи студентом, опубликовал "Иссл. о языке новгородских грамот 13 и 15 вв." (1886). В 1887 окончил ун-т. В 1891 оставил преподавание в ун-те, начатое в 1890, и стал земским нач. в Саратовской губ. В 1894 за "Иссл. в обл. рус. фонетики" получил степень д-ра наук. В 1894 был избран адъюнктом АН, а затем экстраординарным (1897) и ординарным (1899) акад. С 1908 был проф. Петерб. ун-та. Будучи учеником акад. Фортунатова, Ш. вышел за пределы фортунатовского направления и создал широкую систему филол. иссл. Они охватывали историю рус. яз. в связи с историей народа ("Курс истории рус. языка", 1911-12; "Очерк древнейшего периода истории рус. языка", 1915; "Древнейшие судьбы рус. племени", 1919 и др.), диалектологию, тесно связанную с историей яз. ("Русская ист. диалектология", 1911 и др.), изучение совр. рус. лит. яз. ("Очерки совр. рус. языка", 1925; "Синтаксис рус. языка", 1925-27), историю рус. летописания ("Разыскания о древнейших рус. летописных сводах", 1908; "Обозрение рус. летописных сводов 14-16 вв.", 1938 и др.), фольклористику, укр. и белорус. яз., слав. акцентологию, сравнит.-ист. изучение слав. языков, историю вост. славян, ист. этнографию Вост. Европы. Ш. редактировал "Словарь рус. языка" (1895-1916), "Изв. Отд. рус. яз. и словесности АН", "Материалы для изуч. великорус. говоров" (с 1896), ряд томов "Полн. собр. рус. летописей", участвовал (вместе с Фортунатовым) в подготовке реформы орфографии, возглавлял 1-е отд. Акад. б-ки, председательствовал в Отд. рус. яз. и словесности АН (с 1906). До сих пор сохраняет свою значимость синтаксич. концепция Ш. Синтаксис он трактовал как ту часть грамматики, к-рая "рассматривает способы обнаружения мышления в слове". Его анализ основан на движении от мыслит. психол. процессов и категорий, охватываемых понятием коммуникации, к их язык. воплощению в структуре односоставных и двухсоставных предложений. В "Синтаксисе рус. языка" дано глубокое системное описание типов простого предложения, грам. категорий и частей речи. Концепция Ш. послужила важным стимулом для дальнейшего развития грамматич. мысли, особенно для разработки проблем синтаксиса и функцион. аспектов грамматики.
Соч.: Очерк совр. рус. лит. языка. М., 1941; Синтаксис рус. яз. Л., 1941; Из трудов А. А. Шахматова по совр. рус. яз. (Учение о частях речи). М., 1952.
Лит.: Список А. А. Шахматова // Изв. Отд. рус. яз. и словесности Рос. АН. 1922. Т. 25; Бернштейн С. И. А. А. Шахматов как исследователь рус. лит. языка // А. А. Шахматов. Очерк совр. рус. лит. языка. М., 1941; А. А. Шахматов (1864-1920). М.; Л., 1947; Улуханов И. С. А. А. Шахматов // Рус. речь. 1970. № 6; Березин Ф. М. Рус. яз.-знание кон. 19 - нач. 20 в. М., 1976; Виноградов В. В. История рус. лингвистич. учений. М., 1978; Макаров В. И. А. А. Шахматов. М., 1981.
Ша́хматов Алексей Александрович (1864-1920), филолог, академик Петербургской АН (1894). Труды в области славистики. Исследователь русского языка, в том числе его говоров, древнерусской литературы, русского летописания, проблемы русского и славянского этногенеза, вопросов прародины и праязыка. Заложил основы исторического изучения русского литературного языка, текстологии как науки. Труды по индоевропейским языкам (в том числе славянскому, финскому и мордовскому языкам). Редактор академического «Словаря русского языка» (1891-1916).
* * *
ШАХМАТОВ Алексей Александрович - ША́ХМАТОВ Алексей Александрович [5 июня 1864, Нарва - 1920], российский языковед, историк, педагог, академик Петербургской АН (1894). Исследователь русского языка, в т. ч. его говоров, древнерусской литературы, русского летописания, проблем русского и славянского энтогенеза, вопросов прародины и праязыка славян. Заложил основы исторического изучения русского литературного языка, текстологии как науки.
Биография
Родился в дворянской семье. В детские годы Шахматов проявил себя как исследователь, тяготел к познанию разнообразных языков и наук. В 10 лет он работал над монографией «Русская старина», посвященной начальной русской истории (рукопись содержит 350 страниц). В 1876 он отправляется в заграничную поездку (Австрия, Германия, Франция). В Лейпциге поступил в частную гимназию. Вернувшись в Россию, продолжил учебу в Московской гимназии Ф.Креймана, в 4-й Московской гимназии (1879-1883) и на историко-филологическом факультете Московского университета (1883-1887). Будучи еще учеником 5 класса гимназии, Шахматов познакомился с профессорами МГУ В.Ф. Миллером (см. МИЛЛЕР Всеволод Федорович), Ф.Ф. Фортунатовым (см. ФОРТУНАТОВ Филипп Федорович). Это знакомство определило его дальнейший жизненный путь и сферу научных интересов. В университете он начал работать над «Исследованием о языке новгородских грамот». Одновременно он обратился к изучению живых народных говоров, совершил поездку в Олонецкую губернию. После окончания университета Шахматов был оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию (по рекомендации Фортунатова и Ф.Е. Корша (см. КОРШ Федор Евгеньевич)). В 1890 он сдал магистерский экзамен и в качестве приват-доцента начинал читать лекции по истории русского языка. Но в конце этого года он прекратил свое преподавание и уехал в Саратовскую губернию, где занял должность земского начальника. Это решение было вызвано желанием поработать среди народа, а также недовольством положением дел в Московском университете. В Саратовской губернии Шахматов работал над «Исследованием в области русской фонетики» и в 1894 получил за этот труд степень доктора, минуя степень магистра. В этом же году он получил предложение занять место адъюнкта Академии наук и переехал в Петербург, где работал до конца жизни. В 1899 его избрали ординарным академиком, а в 1906 - председательствующим в Отделении русского языка и словесности.
Научная деятельность
В Академии началась научно-организационная деятельность Шахматова: он редактировал «Словарь современного русского языка» (существенно расширяя его за счет лексики народных говоров) и другие издания Отделения, возглавил Академическую библиотеку, председательствовал или состоял во всевозможных комиссиях. В академическом издании он опубликовал первую крупную лингвистическую работу «Исследование о языке новгородских грамот XIII-XIV вв.». Позже вышли другие его работы: «Исследование о двинских грамотах XV в.» и несколько заметок о языке псковских памятников XIV-XV вв. В начале XX в. вместе с другими известными филологами России и зарубежных стран Шахматов проводил большую работу по созданию Союза славянских академий для комплексного изучения важнейших научных задач.
Главным направлением исследований Шахматова была история. Интерес к историческому изучению явлений гражданского устройства, литературы, культуры, языка, пробудился у Шахматова еще в детские годы после ознакомления с книгами Н.М. Карамзина (см. КАРАМЗИН Николай Михайлович) «История государства Российского». Тогда же он увлекся историей языков, взаимоотношениями между ними и отличительными языковыми чертами.
В числе центральных проблем, которыми занимался ученый, были реконструкция, палеографическое, историческое и лингвотекстологическое исследование русских летописных сводов и других письменных памятников. По этой проблеме Шахматов опубликовал следующие свои работы: «Киево-печерский патерик и Печерская летопись», «Толковая Палея и Русская летопись», «Разыскания о древнейших русских летописных сводах». Исследования Шахматова по языку летописей привели его к вопросу о происхождении русского народа и его языка и о первоначальном расселении восточных славян. Этому вопросу он посвятил две специальные работы: «Южные поселения вятичей», (1907) и «Древнейшие судьбы русского племени» (1919). Вкладом в историческое изучение русского языка были труды Шахматова, посвященные конкретным явлениям звукового и грамматического строя и общему анализу постепенных изменений языковой системы, начиная от праславянской эпохи: «Исследования в области русской фонетики» (1893), «К истории звуков русского языка». Ученый занимался также разработкой вопросов происхождения и современного состояния русского литературного языка. Эти вопросы наиболее полно проанализированы в его курсе лекций: «Очерк современного русского литературного языка» (1913). Это было первое систематическое пособие в русских высших учебных заведениях. В труде «Синтаксис русского языка» Шахматов разработал учение о психологической коммуникации и предложении как ее выражении, систематизировал виды односоставных предложений в русском языке, выделил в особую группу вокативные предложения. В различных периодических изданиях и сборниках Шахматов напечатал большое количество рецензий и отзывов о филологических и исторических трудах отечественных и зарубежных ученых. Под его руководством Отделение русского языка и словесности АН стало центром филологии в России. Им было организовано изучение многих памятников письменности, современных диалектов, составление словарей, подготовка многотомной «Энциклопедии славянской филологии», возобновлено издание «Полного собрания русских летописей». Он организовал издание серии памятников старославянского и русских языков, мировой литературы, сыграл большую роль в реформе русского правописания.
ШАХМАТОВ Алексей Александрович (1864-1920) - российский филолог, академик Петербургской АН (1894). Исследователь русского языка, в т. ч. его говоров, древнерусской литературы, русского летописания, проблемы русского и славянского энтогенеза, вопросов прародины и праязыка. Заложил основы исторического изучения русского литературного языка, текстологии как науки. Труды по индоевропейским языкам (в т. ч. славянским), финскому и мордовскому языкам. Редактор академического "Словаря русского языка" (1891-1916).
ШАХМАТОВ Алексей Александрович (1864-1920), русский филолог и лингвист-славист. Родился 5 (17) июня 1864 в Нарве (ныне Эстония). Очень рано, еще гимназистом, проявил незаурядные способности к научной деятельности. В 1887 окончил Московский университет, там же преподавал. С 1899 академик (самый молодой в истории русской филологии), с этого времени работал в Петербурге. Выдающийся организатор науки. В 1905-1920 возглавлял Отделение русского языка и словесности Императорской - Российской Академии наук. После смерти Я.К.Грота продолжил начатую им работу над академическим Словарем русского языка; руководил изданием многотомной Энциклопедия славянской филологии. Участвовал в подготовке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917-1918. Умер Шахматов в Петрограде 16 августа 1920. Ученик Ф.Ф.Фортунатова, Шахматов стремился применить разработанные им строгие методы к изучению истории русского языка. Творческое наследие ученого весьма обширно. Шахматов изучал язык летописей и историю русского летописания, издавал древнерусские памятники; под его руководством было возобновлено издание Полного собрания русских летописей. Заложил основы текстологического анализа памятников русской письменности. Исследовал современные русские диалекты. Выдвинул гипотезу о распаде общерусского праязыка в 9-10 вв. на южнорусское, среднерусское и севернорусское наречия. Автор работ по фонетике, акцентологии, синтаксису русского языка. В посмертно изданном Очерке современного русского литературного языка (1925, 4-е изд. 1941) изложил свои взгляды на соотношение синтаксиса и морфологии, настаивая на подчиненном положение последней, а также проанализировал различные принципы выделения частей речи в русском языке. Посмертно (1925-1927) был издан и его во многом нетрадиционный Синтаксис русского языка, оказавший значительное влияние на развитие синтаксической теории в России.
ЛИТЕРАТУРА
Шахматов А.А. Исследования в области русской фонетики. 1893-1894 Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб, 1908 Шахматов А.А. Очерк древнейшего периода истории русского языка. Пг., 1915 Шахматов А.А. Введение в курс истории русского языка, ч. 1. Пг., 1916 Шахматов А.А. 1864-1920. Л., 1930 Шахматов А.А. Обозрение русских летописных сводов ХIV-XVI вв. M. - Л., 1938 Шахматов А.А. Сборник статей и материалов. М. - Л., 1947 Шахматов А.А. Историческая морфология русского языка. М., 1957 Лихачев Д.С. Шахматов-текстолог. - Известия АН СССР. Сер. литературы и языка, 1964, № 6
Александр Александрович Шахматов.
ШАХМАТОВ Александр Александрович (1864 - 1920), российский филолог. Труды по русскому языку, древнерусской литературе, летописанию, проблемам русского и славянского этногенеза, вопросам прародины и праязыка славян, индоевропейским, финскому и мордовскому языкам. Заложил основы текстологии как науки.
Ша́хматова зако́н -
фонетический закон праславянской
акцентуационной системы, впервые сформулированный А. А. Шахматовым в
1892, окончательно - в 1915. В самом общем виде «закон, по которому
нисходящие ударения вообще были нетерпимы не в
начальном слоге», в качестве диахронического закона объединял 2 частных
утверждения: 1) в определённый период с внутренних циркумфлектированных и краткостных слогов
ударения были перенесены на начальные слоги фонетических слов, если они
были краткостными (исконно или вторично сокращёнными), например:
*prodȃli > prȍdāli, *nă rǫ̑kǫ > nȁ rǭkǫ, *po vȍdǫ > pȍ vodǫ,
*povȍdъ > pȍvodъ; 2) если предшествующий слог был долгим, ударение
не переносилось, но ударный слог получал акут: *pīsáli > pīsa̋li,
*sǭdȋli > sǭdi̋li, *zā vȍdǫ > zā vődǫ, *zākȍnъ > *zākőnъ.
Материал, на который опирался Ш. з. в первой своей части, состоит из
двух разнородных групп фактов: а) праславянская начальноударность
форм-энклиноменов акцентной парадигмы «c»
(подвижной: см. Акцентология) и
переход с них ударения на проклитики: рус. рука́,
но ру́ку, на́ руку ~ серб.-хорв. ру́ка, но ру̑ку, на
рӯку и т. п. (это явление впервые было описано Р. Ф. Брандтом);
б) начальноударность приставочных девербативов (отглагольных имён) в случае краткостной приставки и
накоренное их ударение в случае долготной
приставки в сербскохорватском (штокавском): pȍvrāt и т. п., но závrat и
т. п. (
Ша́хматово - имение А. Н.Бекетова (в Клинском уезде, ныне Солнечногорский район Московской области), где в 1881-1916 каждое лето бывал его внук А. А. Блок. С Шахматовым связано создание таких поэтических книг Блока, как «Стихи о Прекрасной Даме» (1904), «Нечаянная Радость» (1907), лирических циклов «Родина» (1907-16), «На поле Куликовом» (1908), поэмы «Возмездие» (1910-21) и др. В 1918 библиотека Шахматова была реквизирована, в 1921 сгорел дом. С 1981 Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А. А.Блока.
* * *
ШАХМАТОВО - ША́ХМАТОВО, имение А. Н. Бекетова (в Клинском уезде, ныне Солнечногорском р-не Московской обл.), где в 1881-1916 каждое лето бывал его внук А. А. Блок. С Шахматовом связано создание таких поэтических книг Блока, как «Стихи о прекрасной даме» (1904), «Нечаянная Радость» (1907), лирических циклов «Родина» (1907-1916), «На поле Куликовом» (1908), поэмы «Возмездие» (1910-21) и др. В 1918 библиотека Шахматова была реквизирована, в 1921 сгорел дом. С 1981 Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А. А. Блока.
ШАХМАТОВО - имение А. Н. Бекетова (в Клинском уезде, ныне Солнечногорском р-не Московской обл.), где в 1881-1916 каждое лето бывал его внук А. А. Блок. С Шахматовом связано создание таких поэтических книг Блока, как "Стихи о прекрасной даме" (1904), "Нечаянная Радость" (1907), лирических циклов "Родина" (1907-1916), "На поле Куликовом" (1908), поэмы "Возмездие" (1910-21) и др. В 1918 библиотека Шахматова была реквизирована, в 1921 сгорел дом. С 1981 Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А. А. Блока.
ША́ХМАТОВО - усадьба поэта А. А. Блока ок. г. Клин под Москвой. После женитьбы на Л. Д. Менделеевой поэт часто жил в Ш., усадьба стала одним из урочищ символизма, здесь хранилась превосходная б-ка. В 1918 Ш. было дотла сожжено мужиками. Этот эпизод, отразившийся в поэме В. В. Маяковского "Хорошо!", тем самым стал хрестоматийно известным в сов. культуре, и Ш. стало в ней символом "Потонувшей России Блока".
ШАХМАТОВО, имение А.Н. Бекетова (в Клинском уезде, ныне Солнечногорском районе Московской области), где в 1881 - 1916 каждое лето бывал его внук А.А. Блок. С Шахматово связано создание таких поэтических книг Блока, как "Стихи о Прекрасной Даме" (1904), "Нечаянная радость" (1907), лирические циклы "Родина" (1907 - 16), "На поле Куликовом" (1908), поэма "Возмездие" (1910 - 21) и др. В 1918 библиотека Шахматово была реквизирована, в 1921 сгорел дом. С 1981 Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А.А. Блока.
ШАХМАТОВЫ
ШАХМЕТОВЫ. Князья. Есть две сходные версии о происхождении рода:
1) От князя Шихмета из Орды, вышедшего к Ивану IV (БК, II, с. 405);
2)От казанско - крымского князя Кинбара Шихметова Ширинского (ОГДР, X, с. 95).
В любом случае выход, очевидно, совершился не ранее середины XVI века, т.к. в русской среде эта фамилия отмечается лишь со второй половины XVI века, например, Шахматов Фёдор Васильевич, упомянутый под 1596 годом в Костроме (Веселовский 1974, с. 363). По мнению Н.А.Баскакова (1979, с. 236), фамилия от тюрко-арабского Шейх Ахмед - Шихмамет.
мн.
1. Игра между двумя соперниками по определённым правилам 32 специальными фигурами - по 16 белых и чёрных фигур в начале игры у каждой из сторон - на квадратной доске, разделённой на 64 светлые и тёмные клетки.
2. Набор фигур для такой игры.
3. Соответствующий вид спорта.
ША́ХМАТЫ, шахмат, ед. нет (от перс. sah - царь и араб. mat - умер). Игра на доске в 64 клетки между 16 белыми и 16 черными фигурами, имеющая целью мат королю противника (см. мат1 в 1 знач.).
|| Набор фигур для такой игры. Шахматы из слоновой кости. Купить шахматы.
ША́ХМАТЫ, -ат.
1. Игра белыми и чёрными фигурами и пешками на доске в 64 клетки, состоящая в том, что каждый из двух партнёров стремится объявить мат 1 королю соперника, а также соответствующий вид спорта. Играть в ш. Первенство мира по шахматам.
2. Фигуры и пешки для такой игры. Ш. из кости. Дорожные ш.
| прил. шахматный, -ая, -ое. Ш. кружок. Ш. порядок (расположение рядов одноцветных квадратов, по диагонали пересекающих шахматную доску).
ШАХМАТЫ - муж., мн. игра на шахматной, шашечной доске, тавлее, шашками разного именованья и значенья, и
| самые шашки эти, от короля до пешки.
| Шахматный, весь в клетках; пестрый. Шахматное расположенье или порядок, вразбежку, рядами, супротив промежутков переднего и заднего порядка. Шахать, шахнуть королю противника, сказать шах, угрожая боем, заставить отступить. Шах и мат говорится, когда королю ступить некуда и игра кончена. Шахованье, действие по гл. -ватель, -ница, кто шахует, дает шах. Шахманы ниж. рябь, пятна, напр. сыпь, крапивница.
Шахматы
-мат, только мн.
1) Древняя игра для двух человек специальными резными светлыми и темными фигурками (по 16 с каждой стороны: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня, а также восемь пешек), проходящая по определенным правилам на квадратной доске в 64 светлые и темные клетки.
Соревнование по шахматам.
Так он потом, занявшись шахматами, добился того, что, еще будучи в корпусе, стал отлично играть (Л. Толстой).
2) Набор фигур и пешек для такой игры.
Деревянные шахматы.
Миниатюрные шахматы.
Как ценную реликвию хранил он изящные шахматы с отломанными в детстве носами у двух коней.
Купил на толкучке шахматы, которые могут заменить и шашки (Чернышевский).
Родственные слова:
шахмати́ст, шахмати́стка, ша́хматка разг., ша́хматница разг., ша́хматный
Этимология:
Вероятно, из языка иранских племен Северного Причерноморья (др.-рус. шахматы ← перс. šāh māt ‘властитель умер’). ср. осетинское шахмжттж ‘шахматы’. По данным раскопок в Новгороде, шахматы были известны в Древней Руси уже в XI в. В памятниках русского языка это слово - с XIII в.
Энциклопедический комментарий:
Родиной шахмат считается Индия, где к V в. сложилась древнейшая форма этой игры - чатуранга - игра на истребление фигур противника. Позднее ее целью стал мат. В Иране шахматы назывались чатранг (шатранг), в странах арабского Востока - шатрандж, где слон передвигался по диагонали через одно поле, но мог перепрыгивать через фигуры, как и конь. Ферзь (арабское - фирзан ‘советник’) ступал лишь на одно поле по диагонали. В VIII-IX вв. шатрандж распространился в странах Арабского халифата; возникли первая форма записи партий, теоретические разработки. В Западной Европе шахматы впервые упоминаются в начале XI в. К XIII-XIV вв. стали одним из распространенных развлечений феодальной знати, упомянуты в ряде литературных произведений ("Песнь о Роланде", "Тристан и Изольда" и др.), входили в программу рыцарского воспитания. В Западной Европе доска для игры в шахматы стала двухцветной (на Востоке одноцветная). В середине XV в., по-видимому, на Пиренейском полуострове были изменены правила игры: ферзь и слон стали передвигаться так, как теперь. Первым международным турниром иногда называют соревнование испанцев Р. Лопеса и А. Серона с итальянцами Дж. Леонардо и П. Бои при дворе испанского короля Филиппа II в 1575 г.
На Руси шахматы упоминаются еще в былинах о богатырях (Добрыня Никитич обыгрывает искусного в игре хана). Источники сообщают об игре в шахматы на ассамблеях с участием Петра I. Первый шахматный учебник издан в 1821 г. И. Бутримовым; первый шахматный клуб открыт в Петербурге в 1853 г. В конце XIX в. сильнейшим русским шахматистом, пропагандистом шахмат и организатором шахматного движения в России был М. И. Чигорин.
ША́ХМАТЫ1́, -мат, мн
Стратегическая спортивная игра белыми и черными фигурами на доске в 64 клетки, состоящая в том, что каждый из двух играющих партнеров стремится объявить мат, поражение королю соперника; соответствующий вид спорта.
Ежегодно проводятся международные соревнования по шахматам, на которых лучшие шахматисты Европы и мира состязаются в этой игре, выигрывают или проигрывают, или предлагают сделать ничью.
ША́ХМАТЫ2́, -мат, мн
Инвентарь: фигуры и пешки для игры в шахматы.
В музее представлены разнообразные виды старинных шахмат - из дерева, камня, слоновой кости.
ША́ХМАТЫ мат; мн. [от перс. выражения šāh māt - шах умер]
1. Игра на доске, разделённой на 64 чередующиеся светлые и тёмные клетки, между 16 белыми и 16 чёрными фигурами по установленным для каждой из них правилам передвижения. Любитель играть в ш. Заниматься шахматами. Проводить целые дни за шахматами. В шахматах я ничего не смыслю. История, теория шахмат. / Соответствующий вид спорта. Чемпионат страны по шахматам. Сборная города по шахматам. Мастер спорта по шахматам.
2. Набор фигур для такой игры. Купить ш. Расставить, разложить ш. Старинные дорогие ш. Деревянные, костяные ш. Дорожные, портативные ш.
◁ Шахмати́шки, мн. род. -шек, дат. -шкам; Уничиж.
* * *
ша́хматы (от перс. шах мат - властитель умер), игра 32 фигурами (по 16 - белого и чёрного цвета) на 64-клеточной доске для двух партнёров. Цель - поставить мат королю противника. Родина шахмат - Индия. На Руси шахматы появились в IX-X вв. В Международной федерации ФИДЕ (FIDE; основана в 1924) 149 стран (1995).
* * *
ШАХМАТЫ - ША́ХМАТЫ (от перс. шах мат - властитель умер), игра 32 фигурами (по 16 - белого и черного цвета) на 64-клеточной доске для двух партнеров. Цель - поставить мат королю противника. Родина шахмат - Индия. На Руси шахматы появились в 9-10 вв. В Международной шахматной федерации ФИДЕ (см. ФИДЕ) (FIDE; основана в 1924) ок. 160 стран (1999).
* * *
ША́ХМАТЫ (от персидского шах мат - властитель умер), игра 32 фигурами (по 16 белого и черного цветов) на 64-клеточной доске для двух соперников. Цель - поставить мат (см. МАТ (в шахматах)) королю противника.
Древняя игра, берущая начало в Индии и имеющая многовековую историю; сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта. Способствует развитию фантазии и концентрации внимания, воспитанию характера и воли, приучает логически мыслить. Используется в качестве модели научных исследований в ЭВМ, психологии и педагогике. Тесно связана в своем историческом развитии со многими областями культуры.
Чатуранга, шатранг, шатрандж
По свидетельству археологических раскопок - игры, связанные с передвижением фишек на доске, были известны еще в 3-4 вв. до н. э.
Древнейшая форма шахмат - военная игра чатуранга - появилась в первые века н. э. В Индии чатурангой назывался строй войска, включавший боевые колесницы (ратха), слонов (хасти), конницу (ашва) и пеших воинов (падати). Игра символизировала битву с участием четырех родов войск, которыми руководил предводитель. Они располагались по углам 64-клеточной квадратной доски (аштапады), в игре участвовало 4 человека. Движение фигур определялось бросанием костей. Чатуранга существовала в Индии до нач. 20 в. и стала со временем называться «чатурраджа» - игра четырех королей; при этом фигуры стали окрашиваться в 4 цвета - черный, красный, желтый и зеленый. Преемницей чатуранги стала игра шатранг (чатранг), которая возникла в Центральной Азии в кон. 5 - нач. 6 вв. Имела два «лагеря» фигур и новую фигуру, изображающую советника короля - фарзина; играли два соперника. Цель игры - поставить мат королю соперника. Так «игру случая» заменила «игра разума». В 8-9 вв. шатранг распространился из Центральной Азии на Восток и Запад, где стал известен под арабским названием шатрандж. В шатрандже (9-15 вв.) сохранилась терминология и расстановка фигур шатранга, но изменился внешний вид фигур. Ввиду запрещения исламом изображения живых существ, арабы использовали миниатюрные абстрактные фигурки в виде небольших цилиндров и конусов, что упрощало их изготовление, способствовало распространению игры. Сильнейшими игроками шатранджа наряду с арабами - Ал-Адли и др. - были выходцы из Средней Азии - Абу Наим, аль Хадим, ар-Рази, ас-Сули, аль-Ладжладж, Абу-ль-Фатх и др. Среди покровителей игры были известные халифы Харун-ар-Рашид, аль-Амин, аль-Мамун и др. Игра развивалась медленно, так как только ладья, король и конь ходили по современным правилам, диапазон же действия других фигур был крайне ограничен. Например, ферзь двигался только на одно поле по диагонали.
Благодаря абстрактным фигурам игра постепенно перестала восприниматься в народе как символ военного сражения и все более ассоциировалась с житейскими перипетиями, что нашло свое отражение в эпосе и трактатах, посвященных шахматной игре (Омар Хайям (см. ОМАР ХАЙЯМ), Саади (см. СААДИ), Низами (см. НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф)).
В период раннего средневековья шатрандж проник в Европу - Испанию, Италию, позднее в Англию, Германию, Францию. В Византии, на Руси, в Болгарии игра стала известна примерно в 10-12 вв. С арабским периодом связано и появление так называемой описательной нотации, благодаря которой стала возможной запись сыгранных партий.
Несмотря на яростное сопротивление первоначально мусульманской, а затем и христианской церкви, приравнявшей шахматы к азартным играм в кости и считавшей их «бесовским наваждением», шахматы постепенно становились одной из популярных игр не только среди феодальной знати, но и в народе.
В 14-15 вв. традиции восточных шахмат в Европе были утрачены, а в 15-16 вв. стал очевиден отход от них после ряда изменений в правилах ходов пешек, слона и ферзя.
Законодатели «шахматной моды»
В 16-17 вв. наибольшее распространение шахматы получили в Италии, где возникла комбинационная «шахматная школа» (итальянская). Благодаря блестящим партиям и трудам ее лучших представителей - Дж. Леонардо, П. Бои, Дж. Греко, А. Сальвио - шахматная игра была возведена в ранг искусства.
В 18 в. центром шахматной жизни стала Франция. Здесь впервые была использована алгебраическая шахматная нотация (в книге Ф. Стаммы, 1737). А сильнейший шахматный маэстро того времени Ф. А. Филидор (см. ФИЛИДОР Франсуа Андре), написав книгу «Анализ шахматной игры» (1749), опередил время. Многие положения его позиционного учения способствовали дальнейшему прогрессу шахмат, ставших предметом научного исследования.
В 19 в. новый вклад в развитие позиционной школы внесли лучший шахматист мира середины столетия американец Пол Морфи (см. МОРФИ Пол Чарлз) (на практике показал роль пешечного центра), первый русский мастер Александр Петров (см. ПЕТРОВ Александр Дмитриевич (шахматист)) (подчеркивал важность конкретного расчета в оценке позиции и роли защиты в шахматной партии), первый чемпион мира по шахматам Вильгельм Стейниц (см. ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ) (предложил новую стратегию игры, основанную на накоплении мелких преимуществ с целью усиления своей позиции и ослабления положения противника).
В 1920-е гг. возникло новое течение - «гипермодернизм», яркими представителями которого были А. Нимцович (см. НИМЦОВИЧ Арон), Р. Рети (см. РЕТИ Рихард), С. Тартаковер (см. ТАРТАКОВЕР Савелий Григорьевич). Они отвергали догматизм и предлагали оригинальные пути в борьбе за инициативу.
С начала 1930-х гг. все более важную роль в развитии шахмат играет советская школа, представители которой, аккумулировав лучшие теоретические открытия прошлого, творчески развили и углубили теорию и практику шахматной игры. Среди ее главных достижений - разработка научно-обоснованного метода подготовки к соревнованиям, пионером которой был Михаил Ботвинник (см. БОТВИННИК Михаил Моисеевич), новые открытия в теории дебютов и эндшпиля.
Теория
Шахматная партия подразделяется на три стадии - дебют (см. ДЕБЮТ), миттельшпиль (см. МИТТЕЛЬШПИЛЬ), эндшпиль (см. ЭНДШПИЛЬ).
Дебют - начальная стадия шахматной борьбы (около 15-20 ходов), характеризуется мобилизацией сил играющих. Дебюты бывают открытые (когда на первый ход королевской белой пешки на два поля вперед 1. е2 - е4 черные отвечают тем же 1. е7- е5), в их числе: испанская партия, королевский гамбит, итальянская партия и др.; полуоткрытые (на 1. е2 - е4 черные играют иначе), наиболее популярные среди них - сицилианская защита, французская защита, защита Каро-Канн, защита Алехина; закрытые (когда белые начинают партию любым ходом, кроме 1. е2 - е4) - ферзевый гамбит, дебют Рети, английское начало, защита Нимцовича, староиндийская и новоиндийская защиты и др.
Миттельшпиль, или середина игры, следующая за дебютом стадия партии, в которой, как правило, развиваются основные события в шахматной борьбе - атака и защита, позиционное маневрирование, комбинации и жертвы.
Эндшпиль - окончание, или заключительная часть, партии. Одна из сложнейших стадий игры, в которой «просыпается от спячки» король и увеличивается значение пешек; перед играющими возникают «страшные угрозы» - цугцванга (положения, при котором соперник вынужден сделать невыгодный, проигрывающий ход) и цейтнота (недостатка времени, отпущенного шахматисту на всю партию). В середине 1950-х гг. вышел коллективный труд советских шахматистов «Шахматные окончания» в 3-х томах, который содержал ок. 3 тысяч позиций и их анализы. 30 лет спустя вышло новое издание уже в 5 томах!
Соревнования
Шахматная партия - это не только творческий, но и всегда соревновательный процесс. В многовековой истории шахмат изменялись правила игры, различные формы приобретали шахматные фигуры, но всегда во главу угла ставился вопрос - кто сильнее?!
Постоянно расширялся спектр шахматных состязаний. В прошлом веке, например, была распространена игра с гандикапом, когда более сильный соперник давал слабому фору - какую-либо шахматную фигуру. Она была популярна в конце 18 - начале 20 вв., когда в Европе центрами шахматной жизни стали известные рестораны и кафе - «Режанс» в Париже, «Централь» в Вене, «Симпсон диван» в Лондоне, «Доминик» в Санкт-Петербурге и другие. Но наиболее распространенными формами соревнований стали: турниры - состязания с участием нескольких шахматистов; матчи - с участием двух соперников; матч-турниры - с участием от 3 до 6 шахматистов, играющих между собой в несколько кругов.
Турниры (первый состоялся в 1575 в Мадриде с участием испанских и итальянских шахматистов) проводятся по различным системам. Самая распространенная - круговая, когда шахматист должен играть со всеми другими участниками. С начала 1970-х гг. одной из наиболее популярных становится швейцарская система, при которой в очередном туре встречаются между собой соперники, имеющие одинаковое количество очков. По этой системе, например, были разыграны с 1978 все командные Всемирные шахматные олимпиады, а в 1994-96 - личные чемпионаты России. Турниры по этой системе проводятся в короткие сроки при большом числе участников. Кроме этого существуют: олимпийская система или, как модно стало ее называть в конце 20-го в., «нокаут-система», то есть проигравший участник выбывает из состязания; схевенингенская система, при которой половина участников играет поочередно с другой половиной (впервые применена на турнире в Схевенингене, 1923). Как правило, последняя применяется в командных состязаниях, а также в популярных в последнее годы матчах «сеньоры» (сборная сильнейших шахматистов мира старше 60 лет) - «леди» (сборная сильнейших шахматисток).
Одна из наиболее традиционных форм шахматных соревнований - матчи. Уже более 100 лет именно в матчах (первый в 1886, Стейниц-Цукерторт) определяется сильнейший шахматист мира. Исключение составил матч-турнир на первенство мира 1948 с участием 5 шахматистов в 5 кругов, победителем которого вышел М. Ботвинник.
Популярная и массовая форма шахматных состязаний - сеанс одновременной игры, в которой сильный шахматист (сеансер) одновременно играет (как правило, белыми) против нескольких соперников. Существует несколько видов сеансов: 1) обыкновенный, когда сеансер, сделав ход, переходит к другой партии; 2) сеанс с часами, как правило, дается против небольшого числа участников (до 10 соперников); 3) сеанс вслепую, когда сеансер играет не глядя на доску; 4) альтернативный сеанс, при котором играют два или несколько мастеров, делая свои ходы по очереди. Одним из лучших сеансеров в истории шахмат считается Х. Р. Капабланка (см. КАПАБЛАНКА Хосе Рауль), который дал в своей жизни 491 сеанс, сыграл в них 13545 партий и набрал 92% очков! Среди других рекордсменов - гроссмейстеры М. Найдорф (Аргентина), Г. Штальберг (Швеция), В. Горт (см. ГОРТ Властимил) (Чехословакия), а в игре вслепую - американцы Г. Пильсбери (см. ПИЛЬСБЕРИ Гарри)и Дж. Колтановский, чех Р. Рети, венгр Я. Флеш и четвертый чемпион мира А. Алехин (см. АЛЕХИН Александр Александрович).
В 1883 на Лондонском международном турнире были впервые использованы механические шахматные часы (см. ШАХМАТНЫЕ ЧАСЫ) (изобретатель - английский инженер Г. Уилсон). С тех пор они - непременный атрибут любого серьезного шахматного соревнования. Различают классический контроль времени - 2,5 часа каждому из партнеров на 40 ходов (применялся в матчах на первенство мира), современный контроль - 2 часа каждому до конца партии; «быстрые шахматы» - по 30 (или 25) минут; «блиц»-партии - по 5 минут каждому партнеру.
Организация
В 1924 во время проведения в Париже Восьмых летних Олимпийских игр была основана Международная шахматная федерация (ФИДЕ), объединившая 14 государств (к концу столетия объединяет ок. 200 стран). Имеет свой флаг, гимн и девиз - «Все мы одна семья» («Gens una sumus»). С 1980 шахматная федерация - член ЮНЕСКО. До 1939 в основном занималась организацией проведения Всемирных шахматных Олимпиад (см. ВСЕМИРНАЯ ШАХМАТНАЯ ОЛИМПИАДА) или «Турниров Наций» и чемпионатов мира среди женщин (с 1927). С 1950 присваивает звание международных гроссмейстеров среди мужчин, с 1976 - среди женщин.
С 1947 проводит личные чемпионаты мира среди мужчин, в систему которых входили зональные и межзональные турниры, матчи и турниры претендентов, матч за звание чемпиона мира.
Президенты ФИДЕ: А. Рюэб (Нидерланды, 1929-49); Ф. Рогард (Швеция, 1949-70), М. Эйве (см. ЭЙВЕ Макс) (Нидерланды, 1970-78); Ф. Олафссон (Исландия, 1978-82), Ф. Кампоманес (см. КАМПОМАНЕС Флоренсио) (Филиппины, 1982-95), К. Илюмжинов (см. ИЛЮМЖИНОВ Кирсан Николаевич) (Россия, с 1995).
Чемпионаты и чемпионы
За более чем столетнюю историю (1886-1996) личных чемпионатов мира среди мужчин проведено 35 матчей на первенство мира и один матч-турнир. В 20 матчах чемпиону мира удалось сохранить свое звание, в том числе в четырех завершившихся вничью (1910, 1951, 1954, 1987), а в 13 матчах победу одержал претендент (лишь однажды, в 1984-85, матч не был доигран). Пять раз проводились матч-реванши: в трех из них (1937, 1958, 1961) экс-чемпион мира возвращал свое звание. Рекордсмены по числу матчей М. Ботвинник, А. Карпов (см. КАРПОВ Анатолий Евгеньевич) и Г. Каспаров (см. КАСПАРОВ Гарри Кимович) - по 7; В. Стейниц и Эм. Ласкер (см. ЛАСКЕР Эмануил) - по 6; А. Алехин - 5. Самым длительным в истории шахмат стал безлимитный (до 6 побед одного из участников) матч А. Карпов - Г. Каспаров (159 дней, 48 партий), который так и остался недоигранным. Звания чемпиона мира были удостоены 13 шахматистов: В. Стейниц, Эм. Ласкер, Х. Р. Капабланка, А. Алехин, М. Эйве, М. Ботвинник, В. Смыслов (см. СМЫСЛОВ Василий Васильевич), М. Таль (см. ТАЛЬ Михаил Нехемьевич), Т. Петросян (см. ПЕТРОСЯН Тигран Вартанович), Б. Спасский (см. СПАССКИЙ Борис Васильевич), Р. Фишер (см. ФИШЕР Роберт), А. Карпов, Г. Каспаров.
С 1997 ФИДЕ проводит чемпионаты мира ФИДЕ - турниры по т. н. нокаут-системе (проигравший выбывает); победителями становились: 1997 (Лозанна) - А. Карпов, 1999 (Лас-Вегас) - А. Халифман.
Звание чемпионки мира среди женщин разыгрывается с 1927. В 1927-39 состоялось 7 турниров на первенство мира и один матч - во всех состязаниях победу одержала Вера Менчик (см. МЕНЧИК Вера). После Второй мировой войны состоялось два матч-турнира и 16 матчей. Чемпионками мира становились В. Менчик, Л. Руденко (см. РУДЕНКО Людмила Владимировна), О. Рубцова (см. РУБЦОВА Ольга Николаевна), Е. Быкова (см. БЫКОВА Елизавета Ивановна), Н. Гаприндашвили (см. ГАПРИНДАШВИЛИ Нона Терентьевна), М. Чибурданидзе (см. ЧИБУРДАНИДЗЕ Майя Григорьевна), Се Цзюнь (см. СЕ ЦЗЮНЬ), Ж. Полгар (см. ПОЛГАР).
Заочные шахматы
Одна из популярных форм шахматных соревнований - когда участники находятся на значительном расстоянии друг от друга. Существует несколько видов подобных состязаний. Эта, например, игра по переписке, первое упоминание о которой относится к 1694 в книге английского востоковеда Т. Хайда «О восточных развлечениях», рассказывающего об игре по переписке между венецианскими и хорватскими купцами. В 19 в. игру по переписке вели шахматные клубы (например, Лондона и Эдинбурга, 1824-28; Москвы и Петербурга, 1878-79) и индивидуально (например, в 1876 русский мастер Сергей Урусов играл по переписке партию с писателем Львом Толстым и его сыном Сергеем).
В 1928 создан Международный союз игры в шахматы по переписке (с 1951 Международная федерация игры в шахматы по переписке, ИКЧФ). Проводятся национальные чемпионаты, соревнования на первенство мира среди мужчин, женщин и юношей.
В 1844 состоялась партия по телеграфу между клубами Вашингтона и Балтимора. 40 лет спустя подобные встречи проводились между шахматистами европейских столиц (Лондон - Вена, 1884; Петербург - Лондон, 1886-87; Петербург - Париж, 1894-95). В 20 столетии соревнования по телеграфу особенно были популярны в СССР, где только в первенстве России участвовало свыше 20 команд (с 1948).
С 1970-х гг. распространение получили состязания по телефону, состоялось несколько международных матчей. Наиболее массовые состязания по телефону также состоялись в СССР (1964) - матч на 100 досках между командами Москвы и Ленинграда. После окончания Второй мировой войны стали проводиться матчи по радио, самый знаменитый из которых был матч сборных команд СССР - США, 1945, закончившийся убедительной победой советских шахматистов (15,5:4,5).
Шахматная композиция
Одна из оригинальных областей шахматного искусства - композиция (см. ШАХМАТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ), составление специальных позиций для решения в заранее оговоренное число ходов (задачи) или без определенного числа (этюды (см. ЭТЮД ШАХМАТНЫЙ)). Композиции публикуются в печати. Проводятся специальные конкурсы на лучшие и самые красивые произведения. В нынешнем веке организуются первенства стран и мира по различным формам композиции, присваиваются международные звания мастеров и гроссмейстеров (см. ГРОССМЕЙСТЕР (в спорте)) шахматной композиции.
Выдающиеся композиторы в истории шахмат: Сэмюэль Лойд (США, 1841-1911), Илья Шумов (Россия, 1819-1881), Мирослав Хавель (Чехословакия, 1881-1958), Анри Ринк (Франция, 1870-1952), Алексей Троицкий (см. ТРОИЦКИЙ Семен Иванович) (1886-1942), Леонид Куббель (1891-1942), Лев Лошинский (1913-1976) - все Россия, и многие другие.
Роль шахмат
В 20 в. шахматы, благодаря их резко возросшей популярности в мире, роли в создании кибернетики, широкому внедрению ЭВМ в шахматную практику и обучение игре, все большей взаимосвязи с такими областями культуры, как литература, кино, живопись и т. п., стали одним из феноменов цивилизации.
ШАХМАТЫ (от перс. шах мат - властитель умер) - игра 32 фигурами (по 16 - белого и черного цвета) на 64-клеточной доске для двух партнеров. Цель - поставить мат королю противника. Родина шахмат - Индия. На Руси шахматы появились в 9-10 вв. В Международной шахматной федерации ФИДЕ (FIDE; основана в 1924) 149 стран (1995).
-мат, мн.
1. Игра на доске в 64 светлых и темных клетки между 16 белыми и 16 черными фигурами по установленным для каждой из них правилам передвижения.
Так он потом, занявшись шахматами, добился того, что, еще будучи в корпусе, стал отлично играть. Л. Толстой, Отец Сергий.
У него вторая категория по шахматам, - для Саши это значило почти то же, что звание гроссмейстера. Панова, Времена года.
2. Набор фигур для такой игры.
Купил на толкучке шахматы, которые могут заменить и шашки. Чернышевский, Дневник, 21 дек. 1848.
На сдвинутых в сторону столах появились шашки и шахматы. Кетлинская, Дни нашей жизни.
[От перс. выражения šāh māt - шах умер]
Шахматы. Классические шахматные фигуры. Слоновая кость. Англия.
ШАХМАТЫ (от персидского шах мат - властитель умер), игра 32 фигурами (по 16 - белого и черного цвета) на 64-клеточной доске для двух партнеров. Родина шахмат - Индия. В России шахматы появились в 9 - 10 вв. В 1924 основана Международная шахматная федерация (ФИДЕ); объединяет около 150 стран. Чемпионаты мира: личные (мужские с 1886 и женские с 1927), командные с 1985 (мужские); Всемирные олимпиады (командные) с 1927 (мужские) и с 1957 (женские).
Комплект шахматных фигур "Мир животных". Фарфор. 1934. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова.
Шахматы
(chess), наиб, известная из всех настольных игр, архетип игр-сражений на спец. доске или столе. Два партнера - один играет белыми фигурами, др. - черными - сидят с противоположных сторон 64-клеточной (8 х 8) доски. В распоряжении каждого игрока имеются восемь фигур и восемь пешек, расставленных перед началом партии по опред. местам. В первом ряду (ближайшем к краю доски) слева направо располагаются: ладья (крепость), рыцарь, епископ, королева, король, епископ, рыцарь, ладья (по-русски их принято называть соответственно - ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья). Второй ряд занимают пешки. Каждой фигурой или пешкой можно ходить только опред. для них способом. Цель игры: взять в плен короля противника (поставить мат). Квалифицированные игроки разыгрывают партию, как правило, в три этапа: начало (дебют), середина и финал (эндшпиль). Правила игры утверждаются Международной шахматной федерацией (ФИДЕ), организующей междунар. соревнования, в т.ч. мировые чемпионаты.
см. Шахматист
ШАХМАТЫ
Тот не шахматист, кто, проиграв партию, не заявляет, что у него было выигрышное положение.
Илья Ильф
В шахматах выигрывает тот, кто ошибается предпоследним.
Савелий Тартаковер
Угроза сильнее ее исполнения.
Зигберт Тарраш (правило шахматной стратегии)
В цейтнот попадает не тот, кто много думает, а тот, кто думает не о том.
Геннадий Малкин
От великого до смешного - один шах.
Аркадий Арканов
«Мыслитель» Родена - шахматист, у которого отняли доску.
Рамон Гомес де ла Серна
Когда вы играете с Фишером, вопрос не в том, выиграете вы или нет; вопрос в том, выживете вы или нет.
Борис Спасский
Женщина никогда не будет играть в шахматы на равных с мужчинами, потому что она не может пять часов сидеть за доской молча.
Пауль Керес
Компьютер однажды побил меня в шахматы, но в кикбоксинге он оказался просто слабак.
Эмо Филипс
- Общепринятая и поощряемая «матерная» игра.
- Малоподвижный вид спорта, где даже ходят исключительно сидя.
- В каком виде спорта используется индийская защита?
- В каком виде спорта прославился Бобби Фишер?
- В какой игре можно увидеть слона на клетке?
- Древняя настольная игра.
- Согласно легенде, изобретатель этой игры запросил невиданную награду, начав отсчёт с зёрнышка пшеницы.
- Эту игру Гёте считал пробным камнем для ума.
- В какой игре можно увидеть четыре короны?
- В какую настольную игру играли Ленский и Ольга в романе «Евгений Онегин»?
- Сеанс какой игры проводил Штирлиц в кабачке «Элефант»?
- Название этой игры переводится с фарси как «властитель умер».
- «На квадратиках доски короли свели полки» (загадка).
- В этой древней игре используются четыре рода войск: пехота, кавалерия, боевые слоны и флот.
- Игра на шестидесяти четырёх клетках.
- Игра Алисы в Стране Чудес.
- Любимая игра Гарри Каспарова.
- Игра, где конь ходит буквой Г.
- Игра, в которую д`Артаньян играл с кардиналом Ришелье.
- Настольная игра.
- «Автомат», имитирующий какую игру в конце XVIII века изобрёл Вольфганг фон Кемпелен?
- За какой игрой Михаил Лермонтов сочинил многие из своих произведений?
- В Европе эпохи Возрождения эту игру нередко называли «игрой дамы», так как в результате изменений в правилах именно дама обрела огромную силу.
- Самый первый международный турнир по этому виду спорта состоялся в 1575 году при дворе испанского короля Филиппа II.
- Официальным их признанием в Европе можно считать указ от 1050 года короля Альфонса VI, в котором «новая» игра, привезённая купцами с Арабского Востока, отныне становилась частью рыцарского образования.
- Согласно одной из версий, их придумал человек по имени Сисса, воспитатель принца, чтобы доказать своему воспитаннику, что и магараджа ничего не стоит без поддержки подданных.
- В уставе средневекового, религиозного рыцарского ордена тамплиеров эта игра была названа «восьмым смертным грехом».
- В этом виде спорта китаянка Се Дзюнь нарушила грузинскую монополию.
- В переводе с санскрита название этой игры дословно означает «четыре рода войск».
- Музыку для этого спортивного мюзикла, созданного в 1984 году, написали бывшие участники группы АББА Бьёрн Ульвеус и Бенни Андерсон.
- Картина Жан-Леона Жерома «Альмеи, играющие в ...».
- Термин «Дерево расчёта» в этой игре был введен Александром Котовым.
- Именно это принесло славу парижскому кафе «РЕЖАНС».