сущ., кол-во синонимов: 1
приступ (32)
ШУБ Эсф. Ил. (1894-1959) - режиссер, сценарист. Окончила Моск. Высш. жен. курсы. В 1919-21 работала в секретариате театр. отдела Нарком-проса. С 1922 - монтажер на ф-ке "Госкино". Из старой кинохроники смонтировала свой первый ф. "Падение династии Романовых" (1927), имевший широкий резонанс. Новаторский подход к использованию архивных киномат-лов позволил Ш. придать старым кинокадрам субъективный смысл. Контрастным сопоставлением эпизодов нар. жизни и жизни правящей верхушки Ш. доказывала закономерность рев. поворота событий. Тем же методом на основе архивных мат-лов были сделаны ф. "Великий путь" (1927) и "Россия Николая II и Лев Толстой" (1928). Ш. открыла широкие возможности эмоц. воздействия кадров хроники, явилась основоположником нового направления в иск-ве кинодокументалистики - ист., т. н. "монтажных" фильмов: мысль реж. передавалась монтажным сопоставлением кадров, введением надписей, часто сатирич., комментирующих изображение и придающих ему новый идеологич. смысл, не заложенный при съемке. Принципы монтажа док. мат-ла, реж. приемы, открытые Ш. в 20-е гг., оказали заметное влияние на мир. док. кино, способствовали дальнейшему развитию направления ист. фильмов, осн. на старой хронике. В 30-е гг. Ш. делает фильмы на материале современности - "Сегодня" (1930), "КШЭ" ("Комсомол - шеф электрификации", 1932). В 1939, используя док. кадры, снятые Р. Л. Карменом и Б. К. Макасеевым во время гражд. войны в Испании, создала ф. "Испания" - патетич. повествование о борьбе и мужестве исп. народа. В 1943-53 работала на Центр. студии док. фильмов, позже на Бакинской студии. Среди ф.: "Москва строит метро" (1934), "Турция на подъеме" (1937), "По ту сторону Аракса" (1947) и др.
Лит.: Вайсфельд И. Э. Шуб - режиссер-документалист // Шуб Э. Крупным планом. М., 1959; Дробашенко С. Э. Шуб // Вопр. киноиск-ва. М., 1964. Вып. 8; Юткевич С. Волшебница монтажного стола // Шуб Э. Жизнь моя - кинематограф. М., 1972.
Шуб Эсфирь Ильинична (1894-1959), кинорежиссёр, заслуженная артистка РСФСР (1935). Работала в области документального кино; фильмы: «Падение династии Романовых» (1927), «Сегодня» (1930), «Испания» (1939) и др. Творческие искания Шуб (главным образом принцип так называемого монтажного фильма) оказали значительное влияние на развитие кинодокументализма.
* * *
ШУБ Эсфирь Ильинична - ШУБ Эсфирь Ильинична (1894-1959), российский кинорежиссер, заслуженная артистка России (1935). Жена А. М. Гана (см. ГАН Алексей Михайлович).Член общества «Октябрь» (см. ОКТЯБРЬ (общество)) . Документальные фильмы: «Падение династии Романовых» (1927), «Страна Советов» (1937), «Испания» (1939) и др.
ШУБ Эсфирь Ильинична (1894-1959) - российский кинорежиссер, заслуженная артистка России (1935). Документальные фильмы: "Падение династии Романовых" (1927), "Страна Советов" (1937), "Испания" (1939) и др.
I ж.
1. Верхняя зимняя мужская или женская одежда из меха или на меху.
2. перен.
Густой покров шерсти некоторых животных.
3. перен.
Снежный или ледяной покров, образовавшийся на чём-либо.
II ж.
1. Камень с неровной, негладкой поверхностью, применяемый для облицовки зданий, различных архитектурных сооружений и т.п.
2. Декоративный слой штукатурки, мраморной крошки с неровной поверхностью.
ШУ́БА - сущ., ж., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? шу́бы, чему? шу́бе, (вижу) что? шу́бу, чем? шу́бой, о чём? о шу́бе; мн. что? шу́бы, (нет) чего? шу́б, чему? шу́бам, (вижу) что? шу́бы, чем? шу́бами, о чём? о шу́бах
1. Шубой называется зимняя меховая одежда с длинными полами.
Каракулевая, лисья, норковая шуба. | Шуба из котика, из енота, из шиншиллы. | Искусственная шуба. | Тёплая, тяжёлая, детская шуба. | Рваная шуба. | Надеть, накинуть, застегнуть, снять, сбросить шубу. | Купить, заказать, сшить шубу. | Отдать шубу в чистку. | Овчинная шуба - древний символ семейного счастья и благополучия, поэтому так велика её роль в старинных свадебных русских обрядах.
2. У животных шубой называется густой, тёплый покров шерсти.
Зимняя шуба зайца. | У песца пушистая шуба. | Шуба спасает лису от морозов.
о разнообразных покрытиях
3. Селёдка под шубой - это холодное блюдо, закуска, в состав которой входит селёдка, покрытая толстым слоем овощей (свёклы, лука и т. п.).
В любой кулинарной книге можно найти рецепт селёдки под шубой.
4. Клубника в шубе - это десертное блюдо, в котором клубника покрывается густым слоем взбитых сливок.
5. Шубой называется пышный нарост из пористых растений, который образуется на стволе или ветвях дерева.
Шуба мха. | Дерево покрыто голубоватой шубой лишаев.
6. Шубой называют плотную ледяную или снежную корку, которая образуется на стенках морозильной камеры, если холодильник долго не размораживают.
Наросла шуба. | Разморозить шубу.
ШУ́БА, шубы, жен.
1. Мужская или женская верхняя одежда на меху. Лисья шуба. Соболья шуба. Медвежья шуба. Крытая шуба (с верхом из ткани). Нагольная шуба (не покрытая тканью).
2. Шерсть у животных (обл.).
• Не шубу шить из чего (разг. шутл.) - перен. ни на что не нужно. «- Да что мне в вашем извинении! не шубу из него шить!» А.Островский. Шубы не сошьешь из чего (разг. шутл.) - перен. ничего не получится, не будешь иметь никакой пользы от чего-нибудь. «Ваша любовь-то известно какая: из нее шубы не сошьешь.» А.Островский.
ШУ́БА, -ы, жен.
1. Зимняя верхняя одежда меховая или на вате, ватине. Цигейковая ш. Ш. на меху (крытая). Ш. с меховым воротником. Шубы не сошьёшь из чего-н. (никакой пользы нет от чего-н.; разг. шутл.).
2. Густой покров шерсти у животного. Ш. овцы.
Под шубой что о кушанье, покрытом сверху слоями разнообразного гарнира. Селёдка под шубой.
| уменьш. шубка, -и, жен.
| унич. шубёнка, -и, жен. (к 1 знач.).
| прил. шубный, -ая, -ое. Шубная овчина. Шубное овцеводство (один из видов грубошёрстного овцеводства).
II. ШУ́БА, -ы, жен. (спец.). Снежный, ледяной покров, образовавшийся на чём-н. в результате охлаждения. Снежная ш. (в холодильных установках).
| прил. шубный, -ая, -ое.
ШУБА - жен. верхняя, просторная, меховая одежа, мужская и женская. Шуба крытая и нагольная. Шуба овечья, да душа человечья. Не красива овечья шуба, да тепла много. Тяжела медвежья шубища. Обношенная шубишка, шубенка. Соболья шубка кусается, дорога. На волке своя шуба. Это не шуба, а шкура, вылезла. По шубе зверя узнаешь, а человека не узнаешь. Возьми шубу, да не быть бы шуму, сказал Стенька Разин астраханскому воеводе, отнявшему у него, на свою долю добычи, дорогую персидскую шубу - и с той поры Стенька пошел разбоем на Волгу, именем воеводы. Шуба дом стережет (сторожок, собака). Шуба на стужу, деньги на нужу. Шубка зимой не шутка. Зимой без шубы не стыдно, а холодно: а в шубе без хлеба и тепло, да голодно. Купи шубку крытую, а одежу шитую. Шуба висит, а тело дрожит. Эта шуба вычинки (платы, заплатки) не стоит. Шуба прошвы не стоит. Не у шубы рукав, не стоит. Не дай Бог владети смердьему сыну собольею шубой. Шуба на сыне отцовская, а ум у него свой. Из похвал шубы не сошьешь. Не ради красы шуба, ради тепла. Шуба тепла и мохната - жить вам тепло и богато! (сажая молодых за стол на шубу). Муж с женою бранится, да под одну шубу ложится. Шубу бей - теплее, жену бей - милее. Поживем, шубу наживем, а не наживем, хоть скажем, что было нажили! Была шуба - шубу нашивали; нет шубы, в шубе хаживали! Княжьи шубы бывали: легкие, тяжелые, теплуги, середния, полушубки и пр.
| Шуба, вологод., костр. теплое одеяло.
| Разного рода покрышка и ухитка, для тепла или сбереженья чего. Шуба избы, на избе, зимняя ухитка ее, солома, навоз. Шуба на грушу, на сливу, соломеная, рогожная обвязка, ухитка. Шуба на картузы, на пушечные заряды, шерстяной колпак. Шуба дура, влад. женская долгая, полная шуба, заячья, белячья. Шубка, женская, короткая, повыше и пониже колен; надевается сверх шубейки, или под шубу;
| мужская поддёвка, вор.;
| безрукавая шуба; бекешка, тулупчик, легкая меховая одежа. Шубка моя, шубочка, зашутила шуточку, да ушла! украли.
| курск. сарафан раскольниц, с пуговками в одноряд.
| Шубка, мн., тамб. исподнее (?) овчинное женское платье, шубенка, плохая, или шубка, тулупчик;
| шубёнки, мн., оренб., пермяц. мохнатки, шубяные рукавицы, тягушки, новг. шубянка, архан., пермяц. шубницы. Шубейка жен. короткая женская шубка, выше колен, телогрея, или душегрея на меху, иногда безрукавая, с одними проймами, помочами на плечах, и вся в борах. Настя Настенька, шубейка красненька: сама черноброва, опушка боброва! Шубная покрышка. - лавка, меховая. - товар, пушной. Шубный и шубий клей, мездриный, мездровый, животный. Шубенный, меховой, пушной. Шубенные рукавицы.
| Шубный? сущ., муж., забайкал. деньщик, вестовой, рядовой, взятый для услуг. Шубник, кто набирает и шьет шубы, тулупы; скорняк, овчинник.
| ниж. овчинный полушубок. Купил шубничек. Шубняк муж., ниж. тулуп, овчинная шуба.
| В моск. ·и·др. шубкою зовут сарафан.
ШУ́БА, -ы, ж
Предмет одежды, надеваемый поверх платья, костюма, представляющий собой теплое пальто из натурального или искусственного меха, а также утепленное ватином или другим подобным материалом.
Владимир Гаврилович пообещал подарить жене норковую шубу.
ШУ́БА -ы; ж.
1. Верхняя зимняя одежда из меха или на меху (обычно с длинными полами). Каракулевая, лисья ш. Ш. из цигейки, овчины. Ш. из натурального меха. Синтетическая ш. Дорогая тёплая ш. Тяжёлая ш. Новая модная ш. с широкими рукавами. Купить шубу. Надеть, накинуть, застегнуть, снять, сбросить шубу. Заказать, сшить шубу. Отдать шубу в чистку, в реставрацию. Крытая ш. (с верхом из ткани). Нагольная ш. (не покрытая тканью). Шубы не сошьёшь из чего-л. (шутл.; нет, не будет никакой пользы от чего-л.). Селёдка под шубой (кушанье из селёдки, покрытой слоем овощей). / чего. О снежном или растительном покрове. Пушистая ш. снега. Ш. мха. Дерево в шубе лишаёв.
2. Разг. Густой покров шерсти у животных. Серая ш. волка. Ш. спасает лису от морозов. Стричь шубу овцы (проф.).
3. Плотная снежная или ледяная корка, покрывающая стенки морозильной камеры. Наросла ш. Разморозить, оттаять шубу. Толстая ш.
◁ Шу́бка, -и; мн. род. -бок, дат. -бкам; ж. Уменьш.-ласк. Детская ш. Ш. до колен. Лёгкая котиковая ш. У песца пушистая ш. Зимняя ш. зайца. Шубёнка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Уничиж. Потёртая ш.
* * *
ШУБА - ШУ́БА (араб. jubba - одежда с длинными рукавами), верхняя одежда из меха или на меху. До конца 19 в. так называли не всякую меховую одежду, а только крытую сверху тканью - бархатом, парчой или простой крашениной в зависимости от достатка владельца.
ШУБА (араб. jubba - одежда с длинными рукавами) - верхняя одежда из меха или на меху. До конца 19 в. так называли не всякую меховую одежду, а только крытую сверху тканью - бархатом, парчой или простой крашениной в зависимости от достатка владельца.
-ы, ж.
1. Верхняя одежда из меха или на меху.
Крытая шуба (с верхом из ткани).
Нагольная шуба (не покрытая тканью).
◊
Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу. Пушкин, Капитанская дочка.
В церкви Анна стояла впереди всех, одетая в хорошую овчинную шубу, крытую синим сукном. Марков, Строговы.
|| разг.
Вообще зимнее пальто.
Авдотья торопливо вышла на крыльцо ---, укутанная в синюю шубу и в серую пуховую шаль. Николаева, Жатва.
2. разг.
Шерсть, шкура животного.
Он увидел сквозь листву его [волка] шубу и расслышал рычанье. Федин, Необыкновенное лето.
Ножницы в умелых руках подрезают толстый слой тяжелой шерсти, и со спины овцы спадает на землю желтовато-белая снизу шуба. Бабаевский, Свет над землей.
◊
не шубу шить {из чего}
шутл.
ни на что непригодно.
шубы не сошьешь {из чего}
шутл.
нет, не будет никакой пользы от чего-л.
- Правда говорится: из благородства да из чинов шубы себе не сошьешь. Чехов, Бабье царство.
нарк. слова, пришедшие в жаргон из психиатрической терминологии. Странное поведение под воздействием наркотиков. Поведение сумасшедшего человека. Как правило, характеризуют состояние наркомана под воздействием галлюциногенов.
Деревянная (сосновая, дубовая, квадратная) шуба. Разг. Шутл.-ирон. Гроб. Елистратов 1994, 581.
Та же шуба, только навыворот. Курск., Прикам. То же самое, но по-другому названное или сделанное. БотСан, 115; МФС, 113.
Шуба, валенки бегут (идут). Жарг. шк. Шутл. Предупреждение о появлении учителя. Максимов, 496.
Шуба заворачивается. Жарг. мол. Одобр. О состоянии удовлетворения, наслаждения. БСРЖ, 704.
Шуба на басеньку! Арх. Приветствие стригущим овец. АОС 1, 117.
Шуба с вешалки упала. Жарг. мол. 1. Сигнал опасности. Белянин, Бутенко, 178. 2. Сигнал ложной тревоги. Максимов, 496. 3. Об изменении ситуации в лучшую сторону, когда заканчиваются неприятности, трудности, заботы. Максимов, 496.
Шуба с крышкой. Разг. Шутл.-ирон. то же, что деревянная шуба. Елистратов 1994, 581.
Не в шубе деньги зарабатывать. Кар. Ирон. О деньгах, которые нелегко заработать. СРГК 2, 189.
Не к шубе рукав. 1. Прост. Неустроенно, не найдя своего места в жизни (жить, существовать). ФСРЯ, 396; ЗС 1996, 518. 2. Ворон. Неодобр. О чём-л. неправильно сделанном, неуместном, непригодном для дела. СРНГ 35, 245.
Ни в шубе (у шубы) рукав (рукава, рукавов). Кар., Новг., Перм., Сиб. О невыполненной работе, незавершённом к сроку деле. СРГК 5, 579; НОС 9, 156; НОС 12, 107; Сергеева 2004, 247; Подюков 1989, 233; СРНГ 35, 245.
Вывернуть шубу. Волг. Неодобр. Неожиданно рассердиться, вспылить. Глухов 1988, 17.
Не в шубу рукав. Сиб. Ирон. О никчёмном человеке. СРНГ 35, 245.
Не шубу шить. Волг. О чём-л. значимом, нужном. Подюков 1989, 107.
Расстилать шубу. Новг. Обряд при венчании. НОС 12, 107.
Шубу на кол. Пск. О чьей-л. смерти. СПП 2001, 82.
Шубы не сошьёшь из чего. Разг. Шутл. О невозможности получения пользы от чего-л. ФСРЯ, 536; БМС 1998, 640; Подюков 1989, 200.
Женский перевод:
1. то, что украшает любую женщину. Норковая, рысья, соболиная Ш. - объект женских мечтаний и зависти.
2. форма приготовления салата, когда на основу из мяса или рыбы слоями укладываются тертые овощи.
Мужской перевод:
верхняя одежда из меха.
сущ., кол-во синонимов: 30
барнаулка (2)
берегись (17)
вильчура (1)
волна (35)
волосяной покров (4)
даха (2)
доха (7)
дубленка (5)
дыгыль (2)
ега (1)
енотка (1)
ергак (5)
кожух (12)
одежда (297)
паница (1)
покров (46)
полушубок (5)
тон (28)
тулуп (15)
уходим (31)
шерсть (34)
шубейка (8)
шубенка (4)
шубища (1)
шубка (7)
шубонька (2)
шубушка (1)
шухер (15)
яга (13)
Общесл. Из ср.-в.-нем. schube - «длинная и широкая верхняя одежда», в свою очередь усвоенного через посредство ит. яз. из араб, jubba - «верхняя одежда с длинными рукавами».
Общеслав. заим. из ср.-в.-нем. яз., где schûbe - «длинная и широкая верхняя одежда» восходит (через посредство итал. яз.) к арабск. jubba - «верхняя одежда с длинными рукавами». См. юбка, зипун.
шу́ба
укр., блр. шу́ба, др.-русск. шуба (Сузд. грам. 1382 г., грам. митроп. Киприана 1395 г.; см. Срезн. III, 1598), болг. шу́ба (Младенов 695), сербохорв. шу̏ба "салоп на меху", словен. šȗbа наряду с более поздним šȃvba "женская шуба", чеш., слвц. šuba, польск. szuba, в.-луж., н.-луж. šuba. Акцентологические отношения разноречивы, что было бы понятно для заимствованного слова. Предполагают заимствованне через ср.-в.-н. schûbe, schoube "длинное и просторное верхнее платье", нов.-в.-н. Schaube из ит. giubbа от араб. ǰubbа Ώ "верхняя одежда с длинными рукавами"; ср. Бернекер I, 460; Карлович 235; Младенов, там же; Суолахти, Franz. Einfl. 2, 111 и сл.; Маценауэр 82; Литтман 95; М.-Любке 336; Клюге-Гётце 510; Локоч 58. Нет оснований говорить о заимствовании ср.-в.-н. слова из слав., вопреки Шрадеру (IF 17, 29), Брюкнеру (556), Петерссону (KZ 47, 283), где дается рискованная и.-е. этимология. Относительно распространения араб. слова на Востоке см. также Владимирцев, Зап. Колл. Вост. 5, 81; Радлов 4, 189; Рамстедт. KWb. 435.
- Если рубашка мужа - лицо жены, то ... жены - лицо мужа.
- Не даёт дать дуба.
- Меховая упаковка женщины.
- Еда для моли.
- Верхняя одежда для селёдки.
- «Зимняя одежда» для селёдки на столе.
- Верхняя зимняя одежда на меху.
- В состав этой «одежды» входят чаще всего картофель, морковь, свёкла, яйца, майонез.
- Бешеный предмет одежды, напавший на барона Мюнхгаузена.
- «Подарок подлецу Якину» с царского плеча.
- Этот короткий плащ, появившийся в XIV в. в Италии, назывался джубба, в Германии - шаубе, а как назывался такой плащ в Чехии, а затем и у нас?
- Доха.
- Этот необычный гонорар Фёдора Шаляпина можно видеть на портрете певца работы Бориса Кустодиева.
Шуба прошвы не стоит. Сапог подметки не стоит.
См. ТОЛК - БЕСТОЛОЧЬ
Шуба прошвы не стоит. Прошва дороже шубы.
См. ХОРОШО - ХУДО
ШУБАРТ (Schubart) Кристиан Фридрих Даниель (1739-91) - немецкий публицист и поэт "Бури и натиска" (ставшая народной "Песня мыса Доброй Надежды" о солдатах, проданных на чужбину, и др.). За издание газеты "Дойче кроник", выступавшей против правительства, находился 10 лет в заключении.
Шу́барт Кристиан Фридрих Даниель (Schubart) (1739-1791), немецкий публицист и поэт «Бури и натиска». Стихи и песни (в том числе ставшая народной «Песня мыса Доброй Надежды» о солдатах, проданных на чужбину), басни, эпиграммы. За издание газеты «Дойче кроник» (1774-77), выступавшей против правительства, находился 10 лет в заключении.
* * *
ШУБАРТ Кристиан Фридрих Даниель - ШУ́БАРТ (Schubart) Кристиан Фридрих Даниель (1739-91), немецкий публицист и поэт «Бури и натиска» (см. БУРЯ И НАТИСК) (ставшая народной «Песня мыса Доброй Надежды» о солдатах, проданных на чужбину, и др.). За издание газеты «Дойче кроник», выступавшей против правительства, находился 10 лет в заключении.
"начальник полиции", только др.-русск. шубашь (Афан. Никит. 50, сп. Ундольск., также у Ивана Пересветова). Как и рум. subás̨ă - то же, заимств. из тюрк.; ср. тур. subašy "командующий армией", чагат. subaši "начальник полиции" (Радлов 4, 789; Тиктин 3, 1523).
Шуба́шич (Šubašić) Иван (1892-1955), премьер-министр югославского эмигрантского правительства в 1944-45; подписал (1944) соглашения о сотрудничестве с председателем Национального комитета освобождения Югославии И. Б. Тито; в 1945 министр иностранных дел Югославии. В 1939-41 глава (бан) автономной Хорватии. Один из лидеров Хорватской крестьянской партии.
ж. разг.
1. Лёгкая и короткая - выше колен - женская шубка или телогрейка на меху.
2. Изношенная, плохо греющая шуба I 1..
ШУБЕ́ЙКА, шубейки, жен.
1. Легкая и короткая, выше колен, женская шубка или телогрейка на меху. «На плечи шубейку накинула алого бархата.» Мельников-Печерский.
2. Короткая или плохая шуба (разг. пренебр.). «Был он в нагольной лисьей ветхой шубейке, но бос.» А.Н.Толстой.
ШУБЕ́ЙКА, -и, жен. Короткая, до колен, шуба (устар.), а также лёгкая шуба (обычно об изношенной или мало греющей шубке) (разг.).
ШУБЕ́ЙКА -и; мн. род. -бе́ек, дат. -бе́йкам; ж. Разг. Короткая или нетёплая, изношенная шубка. Старенькая, беличья ш. Замёрзла в своей шубейке. Ш. выше колен.
-и, род. мн. -бе́ек, дат. -бе́йкам, ж. разг. устар.
Легкая и короткая, выше колен, шубка или телогрейка на меху.
На ней была богатая голубая подбитая мехом шубейка, а голова покрыта белым атласным платком. Достоевский, Хозяйка.
шубе́йка, шубе́йки, шубе́ек, шубе́йке, шубе́йкам, шубе́йку, шубе́йкой, шубе́йкою, шубе́йками, шубе́йках
ШУБЁНКА, шубёнки, жен. (разг. пренебр.). То же, что шубейка во 2 знач. Драная шубенка. «Ветхую шубенку скинешь с плеч долой.» Суриков.
-и, род. мн. -нок, дат. -нкам, ж. разг.
уничиж. к шуба (в 1 знач.).
Прихватила осень, - я шубенку где-то Заложил в шинок. Полонский, Миазм.
Одета она была по-мещански просто - в старенькую, потертую шубенку и шаль. М. Горький, Между прочим.
ШУБИН ШУБЕНОК
Отчество Шубин, т.е. "сын Шубы". Мужское имя Шуба было частым у русских. В памятниках письменности (Сл. Тупикова) оно упоминается с 1368 по 1676аг. (Н) В "Ономастиконе" Веселовского Акинф Федорович Шуба, боярин кн. Владимира Андреевича Серпуховского, 1368 г.; Александр Шубин, 1404 г., Звенигород
- Его вальсы упоминаются вместе с хрустом французской булки.
- Австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке.
- Чьё произведение играет на пианино Кот учёный из мультфильма «Иван Царевич и Серый Волк»?
- На гонорар от единственного в жизни авторского концерта он купил себе рояль.
- Даже близкие этого композитора не знали всего, что он написал и считали его лишь «королём песни».
- Этот великий австриец всю жизнь мечтал о собственном рояле, но лишь незадолго до своей смерти сумел взять рояль напрокат.
- Австрийский композитор, автор вокальных циклов «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь».
- Австрийский композитор, автор опер «Альфонсо и Эстрелла», «Фьеррабрас».
- Этот великий австрийский композитор был двенадцатым ребенком из четырнадцати в семье отца от первой жены и имел ещё четырнадцать братьев и сестер по отцу от его второй жены.
- Этот австрийский композитор стал известен в Европе только через много лет после смерти, хотя за свою короткую жизнь создал более 1500 музыкальных произведений.
- Этот гений дал за всю свою жизнь в Вене всего только один авторский концерт, да и тот в год смерти.
ШУБЕРТ (Schubert) Франц (1797-1828) - австрийский композитор. Создатель романтических песни и баллады, вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии, инструментального ансамбля. Песенность пронизывает сочинения всех жанров. Ок. 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И. В. Гете, Г. Гейне и др.), в т. ч. из циклов "Прекрасная мельничиха" (1823), "Зимний путь" (1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч. "Неоконченная", 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет "Форель" (1819); фортепианные сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры и др.
ШУБЕРТ Готтхильф Генрих - ШУ́БЕРТ (Schubert) Готтхильф Генрих (1780-1860), немецкий писатель и мыслитель-романтик. Роман «Церковь и боги» (1804). Философские трактаты «Взгляды на ночную сторону науки о природе» (1808), «Символика сна» (1814), «История души» (1830).
Шу́берт Фёдор Иванович (1758-1825), астроном и геодезист, академик Петербургской АН (1789). По происхождению немец, с 1783 в России. Труды по теоретической и практической астрономии, геодезии. Автор первого в России курса теоретической астрономии (1798). Разрабатывал методы определения широт и долгот.
* * *
ШУБЕРТ Федор Иванович - ШУ́БЕРТ Федор Иванович (Фридрих Теодор) (30 октября 1758 - 10 октября 1825), русский астроном и геодезист, академик Петербургской АН (1789). По происхождению немец, с 1783 в России. С 1804 заведовал университетской обсерваторией, под его руководством издавался журнал «Морской месяцеслов». Труды по теоретической и практической астрономии, геодезии. Автор первого в России курса теоретической астрономии (1798). Разрабатывал методы определения широт и долгот.
ШУБЕРТ Федор Иванович (1758-1825) - российский астроном и геодезист, академик Петербургской АН (1789). По происхождению немец, с 1783 в России. Труды по теоретической и практической астрономии, геодезии. Автор первого в России курса теоретической астрономии (1798). Разрабатывал методы определения широт и долгот.
Шу́берт Франц (Schubert) (1797-1828), австрийский композитор. Один из первых представителей музыкального романтизма, опирался на традиции венской классической школы. Создатель романтической песни (всего около 600, в том числе вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», 1823, «Зимний путь», 1827). Лирико-драматический тонус, мелодика песенного характера - в 9 симфониях (в том числе «Неоконченная», 1822), многих камерно-инструментальных ансамблях (фортепианный квинтет «Форель», 1819), фортепианных сонатах (свыше 20), экспромтах, вальсах и др. Автор опер, зингшпилей, месс, кантат.
* * *
ШУБЕРТ Франц - ШУ́БЕРТ (Schubert) Франц (1797-1828), австрийский композитор. Создатель романтических песни и баллады, вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии, инструментального ансамбля. Песенность пронизывает сочинения всех жанров. Автор около 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И. В. Гете, Г. Гейне), в т. ч. из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч. «Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Фореллен» («Форель», 1819); фортепианные сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры.* * *
ШУ́БЕРТ (Schubert) Франц (полное имя Франц Петер) (31 января 1797, Вена - 19 ноября 1828, там же), австрийский композитор, крупнейший представитель раннего романтизма (см. РОМАНТИЗМ).
Детские годы. Ранние произведения
Родился в семье школьного учителя. Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в раннем детстве. С семилетнего возраста он обучался игре на нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам. В 1808-12 пел в императорской Придворной капелле под руководством выдающегося венского композитора и педагога А. Сальери (см. САЛЬЕРИ Антонио), который, обратив внимание на талант мальчика, начал обучать его основам композиции. К семнадцати годам Шуберт уже был автором фортепианных пьес, вокальных миниатюр, струнных квартетов, симфонии и оперы «Замок дьявола». Работая помощником учителя в школе своего отца (1814-18), Шуберт продолжал интенсивно сочинять. К 1814-15 относятся многочисленные песни (в том числе такие шедевры, как «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» на слова И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг), 2-я и 3-я симфонии, три мессы и четыре зингшпиля (см. ЗИНГШПИЛЬ).
Карьера музыканта
Тогда же друг Шуберта Й. фон Шпаун познакомил его с поэтом И. Майрхофером и студентом-юристом Ф. фон Шобером. Эти и другие друзья Шуберта - образованные, наделенные тонким музыкальным и поэтическим вкусом представители нового венского среднего класса - регулярно собирались на домашних вечерах музыки Шуберта, названных позднее «шубертиадами». Общение с этой дружелюбной и восприимчивой аудиторией окончательно уверило молодого композитора в его призвании, и в 1818 Шуберт оставил работу в школе. Тогда же молодой композитор сблизился с известным венским певцом И. М. Фоглем (1768-1840), который стал ревностным пропагандистом его вокального творчества. На протяжении второй половины 1810-х гг. из-под пера Шуберта вышли многочисленные новые песни (в том числе популярнейшие «Скиталец», «Ганимед», «Фореллен»), фортепианные сонаты, 4-я, 5-я и 6-я симфонии, изящные увертюры в стиле Дж. Россини (см. РОССИНИ Джоаккино) , фортепианный квинтет «Фореллен», включающий вариации на одноименную песню. Его зингшпиль «Братья-близнецы», написанный в 1820 для Фогля и поставленный в венском Кернтнертор-театре, не имел особого успеха, однако принес Шуберту известность. Более серьезным достижением явилась мелодрама «Волшебная арфа», поставленная несколько месяцев спустя в театре Ан-дер-Вин.
Переменчивость фортуны
Годы 1820-21 были для Шуберта успешными. Он пользовался покровительством аристократических семей, завязал ряд знакомств среди влиятельных в Вене людей. Друзья Шуберта опубликовали по частной подписке 20 его песен. Вскоре, однако, в его жизни наступил менее благоприятный период. Опера «Альфонсо и Эстрелла» на либретто Шобера была отклонена (сам Шуберт считал ее своей большой удачей), материальные обстоятельства ухудшились. К тому же в конце 1822 Шуберт серьезно заболел (судя по всему, он заразился сифилисом). Тем не менее этот сложный и тяжелый год был отмечен созданием выдающихся произведений, в том числе песен, фортепианной фантазии «Скиталец» (это практически единственный у Шуберта образец бравурно-виртуозного фортепианного стиля) и полной романтического пафоса «Неоконченной симфонии» (сочинив две части симфонии и набросав третью, композитор по неизвестной причине оставил работу и больше к ней не возвращался).
Жизнь оборвалась в самом расцвете
Вскоре появились вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (20 песен на слова В. Мюллера (см. МЮЛЛЕР Вильгельм)), зингшпиль «Заговорщицы» и опера «Фьерабрас». В 1824 были написаны струнные квартеты A-moll и D-moll (его вторая часть - вариации на тему более ранней песни Шуберта «Смерть и девушка») и шестичастный Октет для духовых и струнных, созданный по образцу очень популярного в то время Септета соч. 20 Л. ван Бетховена (см. БЕТХОВЕН Людвиг), но превосходящий его по масштабам и виртуозному блеску. По-видимому, летом 1825 в Гмундене близ Вены Шуберт набросал или частично сочинил свою последнюю симфонию (так называемую «Большую», C-dur). К этому времени Шуберт уже пользовался в Вене весьма высокой репутацией. Его концерты с Фоглем собирали многочисленную публику, а издатели охотно публиковали его новые песни, а также пьесы и сонаты для фортепиано. Среди произведений Шуберта 1825-26 выделяются фортепианные сонаты A-moll, D-dur, G-dur, последний струнный квартет G-dur и некоторые песни, в том числе «Молодая монахиня» и Ave Maria. В 1827-28 творчество Шуберта активно освещалось в печати, он был избран членом венского Общества друзей музыки и 26 марта 1828 дал в зале Общества авторский концерт, который прошел с большим успехом. К этому периоду относятся вокальный цикл «Зимний путь» (24 песни на слова Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два фортепианных трио и шедевры последних месяцев жизни Шуберта - Месса Es-dur, три последние фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных после смерти Шуберта в виде сборника под названием «Лебединая песнь» (наиболее популярны «Серенада» на слова Л. Рельштаба и «Двойник» на слова Г. Гейне (см. ГЕЙНЕ Генрих)). Шуберт умер от тифа в возрасте 31 года; современники восприняли его смерть как потерю гения, который успел оправдать лишь небольшую часть возлагавшихся на него надежд.
Песни Шуберта
Долгое время Шуберт был известен главным образом своими песнями для голоса с фортепиано. По существу, с Шуберта началась новая эпоха в истории немецкой вокальной миниатюры, подготовленная расцветом немецкой лирической поэзии конца 18 - начала 19 вв. Шуберт писал музыку на стихи поэтов самого разного уровня, от великих И. В. Гете (около 70 песен), Ф. Шиллера (см. ШИЛЛЕР Фридрих) (свыше 40 песен) и Г. Гейне (6 песен из «Лебединой песни») до сравнительно малоизвестных литераторов и любителей (так, на стихи своего друга И. Майрхофера Шуберт сочинил около 50 песен). Помимо огромного стихийного мелодического дара, композитор обладал уникальной способностью передавать музыкой как общую атмосферу стихотворения, так и его смысловые оттенки. Начиная с самых ранних песен, он изобретательно использовал возможности фортепиано в звукоизобразительных и экспрессивных целях; так, в «Маргарите за прялкой» непрерывная фигурация шестнадцатыми олицетворяет вращение прялки и одновременно чутко реагирует на все изменения эмоционального напряжения. Песни Шуберта исключительно разнообразны по форме: от простых строфических миниатюр до свободно построенных вокальных сцен, которые часто складываются из контрастных разделов. Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» - по существу, первые в истории большие серии песен-монологов, связанных единым сюжетом.
В других жанрах
Шуберт всю жизнь стремился к успеху в театральных жанрах, однако его оперы при всех своих музыкальных достоинствах недостаточно выигрышны в драматургическом отношении. Из всей музыки Шуберта, непосредственно связанной с театром, популярность приобрели лишь отдельные номера к пьесе В. фон Чези «Розамунда» (1823).
Церковные композиции Шуберта, за исключением месс As-dur (1822) и Es-dur (1828), малоизвестны. Между тем Шуберт писал для церкви всю жизнь; в его духовной музыке вопреки давней традиции преобладает гомофонная фактура (полифоническое письмо не принадлежало к сильным сторонам композиторской техники Шуберта, и в 1828 он даже намеревался пройти курс контрапункта (см. КОНТРАПУНКТ) у авторитетного венского педагога С. Зехтера). Единственная и к тому же неоконченная оратория Шуберта «Лазарь» стилистически родственна его операм. Среди светских хоровых и вокально-ансамблевых произведений Шуберта преобладают пьесы для любительского исполнения. Серьезным, возвышенным характером выделяется «Песнь духов над водами» для восьми мужских голосов и низких струнных на слова Гете (1820).
Инструментальная музыка
Создавая музыку инструментальных жанров Шуберт, естественно, ориентировался на венские классические образцы; даже самые оригинальные из его ранних симфоний, 4-я (с авторским подзаголовком «Трагическая») и 5-я, все еще отмечены влиянием Гайдна. Однако уже в квинтете «Форель» (1819) Шуберт предстает абсолютно зрелым и самобытным мастером. В его крупных инструментальных опусах большую роль играют лирические песенные темы (в том числе заимствованные из собственных песен Шуберта - как в квинтете «Форель», квартете «Смерть и девушка», фантазии «Скиталец»), ритмы и интонации бытовой музыки. Даже последняя симфония Шуберта, так называемая «Большая», основана преимущественно на тематизме песенно-танцевального типа, который в ней разработан с подлинно эпическим размахом. Стилистические черты, ведущие свое происхождение из практики бытового музицирования, сочетаются у зрелого Шуберта с отрешенной молитвенной созерцательностью и внезапным трагическим пафосом. В инструментальных произведениях Шуберта преобладают спокойные темпы; имея в виду его склонность к неторопливому изложению музыкальных мыслей, Р. Шуман (см. ШУМАН Роберт (композитор)) говорил о его «божественных длиннотах». Особенности шубертовского инструментального письма наиболее впечатляюще воплотились в его двух последних крупных произведениях - Струнном квинтете и Фортепианной сонате B-dur. Важную сферу инструментального творчества Шуберта составляют музыкальные моменты и экспромты для фортепиано; с этих пьес фактически началась история романтической фортепианной миниатюры. Шуберт сочинил также множество фортепианных и ансамблевых танцев, маршей, вариаций для домашнего музицирования.
Наследие композитора
До конца19 в. значительная часть обширного наследия Шуберта оставалась неопубликованной и даже неисполненной. Так, рукопись «Большой» симфонии была обнаружена Шуманом только в 1839 (впервые эта симфония прозвучала в том же году в Лейпциге под управлением Ф. Мендельсона (см. МЕНДЕЛЬСОН Феликс)). Первое исполнение Струнного квинтета состоялось в 1850, а первое исполнение «Неоконченной симфонии» - в 1865. Каталог произведений Шуберта, составленный О. Э. Дойчем (1951), включает около 1000 позиций, в том числе 6 месс, 8 симфоний, около 160 вокальных ансамблей, свыше 20 завершенных и незавершенных фортепианных сонат и свыше 600 песен для голоса с фортепиано.
ШУБЕРТ Франц (Schubert, Franz)
ФРАНЦ ШУБЕРТ.
(1797-1828), австрийский композитор. Франц Петер Шуберт, четвертый сын школьного учителя и виолончелиста-любителя Франца Теодора Шуберта, родился 31 января 1797 в Лихтентале (пригород Вены). Учителя отдавали должное поразительной легкости, с которой мальчик овладевал музыкальными знаниями. Благодаря своим успехам в учении и хорошему владению голосом Шуберт в 1808 был принят в Императорскую капеллу и в Конвикт - лучшую в Вене школу с пансионом. В течение 1810-1813 он написал множество сочинений: оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни (в том числе Жалобу Агари, Hagars Klage, 1811). Юным музыкантом заинтересовался А.Сальери, и с 1812 по 1817 Шуберт занимался с ним композицией. В 1813 он поступил в учительскую семинарию и через год начал преподавать в школе, где служил его отец. В свободное от работы время он сочинил свою первую мессу и положил на музыку стихотворение Гете Гретхен за прялкой (Gretchen am Spinnrade, 19 октября 1813) - это был первый шедевр Шуберта и первая великая немецкая песня. Годы 1815-1816 примечательны феноменальной продуктивностью юного гения. В 1815 он сочинил две симфонии, две мессы, четыре оперетты, несколько струнных квартетов и около 150 песен. В 1816 появились еще две симфонии - Трагическая и часто звучащая Пятая си бемоль мажор, а также еще месса и свыше 100 песен. Среди песен этих лет - Скиталец (Der Wanderer) и знаменитый Лесной царь (Erlknig); обе песни вскоре получили всеобщее признание. Через своего преданного друга Й. фон Шпауна Шуберт познакомился с художником М. фон Швиндом и состоятельным поэтом-любителем Ф. фон Шобером, который устроил встречу Шуберта с известным баритоном М. Фоглем. Благодаря вдохновенному исполнению песен Шуберта Фоглем они завоевали популярность в венских салонах. Сам композитор продолжал работать в школе, но в конце концов в июле 1818 оставил службу и уехал в Желиз, летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази, где выполнял обязанности учителя музыки. Весной была закончена Шестая симфония, а в Желизе Шуберт сочинил Вариации на французскую песню, ор. 10 для двух фортепиано, посвященные Бетховену. По возвращении в Вену Шуберт получил заказ на оперетту (зингшпиль) под названием Братья-близнецы (Die Zwillingsbrder). Она была закончена к январю 1819 и исполнена в "Кертнертортеатре" в июне 1820. Летние каникулы в 1819 Шуберт провел вместе с Фоглем в Верхней Австрии, где и сочинил широко известный фортепианный квинтет Форель (ля мажор). Последующие годы оказались для Шуберта трудными, поскольку он по складу характера не умел добиваться благосклонности влиятельных венских музыкальных деятелей. Романс Лесной царь, опубликованный как ор. 1 (по-видимому, в 1821), положил начало регулярному изданию сочинений Шуберта. В феврале 1822 он закончил оперу Альфонсо и Эстрелла (Alfonso und Estrella); в октябре увидела свет Неоконченная симфония (си минор). Следующий год отмечен в биографии Шуберта болезнями и унынием композитора. Его опера не была поставлена; он сочинил еще две - Заговорщики (Die Verschworenen) и Фьеррабрас (Fierrabras), но их постигла та же судьба. Замечательный вокальный цикл Прекрасная мельничиха (Die schne Mllerin) и отлично принятая слушателями музыка к драматической пьесе Розамунда (Rosamunde) свидетельствуют, что Шуберт не опустил руки. В начале 1824 он работал над струнными квартетами ля минор и ре минор (Девушка и смерть) и над октетом фа мажор, однако нужда заставила его вновь стать учителем в семействе Эстерхази. Летнее пребывание в Желизе благотворно повлияло на здоровье Шуберта. Он сочинил там два опуса для фортепиано в четыре руки - сонату Большой дуэт (Grand Duo) до мажор и Вариации на оригинальную тему ля бемоль мажор. В 1825 он вновь отправился с Фоглем в Верхнюю Австрию, где друзьям оказали самый теплый прием. Песни на слова В.Скотта (в их числе знаменитая Ave Maria) и фортепианная соната ре мажор отражают душевное обновление их автора. В 1826 Шуберт ходатайствовал о предоставлении ему места капельмейстера в придворной капелле, но ходатайство не было удовлетворено. Его последний струнный квартет (соль мажор) и песни на слова Шекспира (среди них Утренняя серенада) появились во время летней поездки в Веринг, село под Веной. В самой Вене шубертовские песни были в это время широко известны и любимы; в частных домах регулярно проводились музыкальные вечера, посвященные исключительно его музыке - т.н. шубертиады. В 1827 были написаны, в числе прочего, вокальный цикл Зимний путь (Winterreise) и циклы фортепианных пьес (Музыкальные моменты и Экспромты). В 1828 появились тревожные признаки надвигающейся болезни; лихорадочный темп композиторской деятельности Шуберта можно истолковать и как симптом недуга, и как причину, убыстрившую смертельный исход. Шедевр следовал за шедевром: величественная Симфония до мажор, вокальный цикл, посмертно изданный под названием Лебединая песнь, струнный квинтет до мажор и три последние фортепианные сонаты. По-прежнему издатели отказывались брать крупные сочинения Шуберта или платили ничтожно мало; нездоровье помешало ему поехать по приглашению с концертом в Пешт. Умер Шуберт от тифа 19 ноября 1828. Шуберт был похоронен рядом с Бетховеном, скончавшимся годом ранее. 22 января 1888 прах Шуберта был перезахоронен на Центральном кладбище Вены.
ТВОРЧЕСТВО
Вокальные и хоровые жанры. Песенно-романсовый жанр в трактовке Шуберта представляет собой столь самобытный вклад в музыку 19 в., что можно говорить о возникновении особой формы, которую принято обозначать немецким словом Lied. Песни Шуберта - а их более 650 - дают множество вариантов данной формы, так что классификация здесь едва ли возможна. В принципе Lied бывает двух видов: строфическая, в которой все или почти все стихи поются на одну мелодию; "сквозная" (durchkomponiert), в которой каждый стих может иметь свое музыкальное решение. Полевая розочка (Haidenrslein) - пример первого вида; Молодая монахиня (Die junge Nonne) - второго. Два фактора способствовали расцвету Lied: повсеместное распространение фортепиано и расцвет немецкой лирической поэзии. Шуберт сумел сделать то, что не удавалось его предшественникам: сочиняя на определенный поэтический текст, он своей музыкой создавал контекст, придающий слову новый смысл. Это мог быть звукоизобразительный контекст - например, журчание воды в песнях из Прекрасной мельничихи или жужжание колеса прялки в Гретхен за прялкой, либо контекст эмоциональный - например, аккорды, передающие благоговейное настроение вечера, в Закате (Im Abendroth) или полночный ужас в Двойнике (Der Doppelgnger). Иногда между пейзажем и настроением стихотворения благодаря особому дару Шуберта устанавливается таинственная связь: так, имитация монотонного гудения шарманки в Шарманщике (Der Leiermann) чудесно передает и суровость зимнего пейзажа, и отчаяние бездомного странника. Немецкая поэзия, переживавшая в то время расцвет, стала для Шуберта бесценным источником вдохновения. Неправы те, кто подвергают сомнению литературный вкус композитора на том основании, что среди шести с лишним сотен озвученных им поэтических текстов есть весьма слабые стихи, - например, кто бы помнил поэтические строки романсов Форель или К музыке (An die Musik), если бы не гений Шуберта? Но все-таки величайшие шедевры созданы композитором на тексты его любимых поэтов, корифеев немецкой литературы - Гете, Шиллера, Гейне. Для песен Шуберта - кем бы ни был автор слов - характерна непосредственность воздействия на слушателя: благодаря гению композитора слушатель сразу становится не наблюдателем, а соучастником. Шубертовские многоголосные вокальные сочинения несколько менее выразительны, чем романсы. Вокальные ансамбли содержат прекрасные страницы, но ни один из них, кроме, может быть, пятиголосного Нет, только тот, кто знал (Nur wer die Sehnsucht kennt, 1819), не захватывает слушателя так, как романсы. Незаконченная духовная опера Воскрешение Лазаря (Lazarus) представляет собой скорее ораторию; музыка здесь прекрасная, а партитура содержит предвосхищения некоторых приемов Вагнера. (В наше время опера Воскрешение Лазаря была закончена русским композитором Э.Денисовым и с успехом исполнена в нескольких странах.) Шуберт сочинил шесть месс. В них тоже есть весьма яркие части, но все же у Шуберта этот жанр не поднимается до тех вершин совершенства, которые были достигнуты в мессах Баха, Бетховена, а позже Брукнера. Только в последней мессе (ми-бемоль мажор) музыкальный гений Шуберта преодолевает его отстраненное отношение к латинским текстам.
Оркестровая музыка. В юности Шуберт возглавлял студенческий оркестр и дирижировал им. Тогда же он овладел мастерством инструментовки, но жизнь редко предоставляла ему поводы писать для оркестра; после шести юношеских симфоний созданы лишь симфония си минор (Неоконченная) и симфония до мажор (1828). В серии ранних симфоний наиболее интересна пятая (си минор), но только шубертовская Неоконченная вводит нас в новый мир, далекий от классических стилей предшественников композитора. Как и у них, развитие тем и фактуры в Неоконченной исполнено интеллектуального блеска, но по силе эмоционального воздействия Неоконченная близка шубертовским песням. В величественной до-мажорной симфонии подобные качества выступают еще ярче. Музыка к Розамунде содержит два антракта (си минор и си мажор) и прелестные балетные сцены. Серьезен по тону только первый антракт, но вся музыка к Розамунде - чисто шубертовская по свежести гармонического и мелодического языка. Среди прочих оркестровых сочинений выделяются увертюры. В двух из них (до мажор и ре мажор), написанных в 1817, чувствуется влияние Дж.Россини, и в их подзаголовках (данных не Шубертом) указано: "в итальянском стиле". Интерес представляют также три оперных увертюры: Альфонсо и Эстрелла, Розамунда (первоначально предназначалась для раннего сочинения Волшебная арфа - Die Zauberharfe) и Фьеррабрас - наиболее совершенный образец данной формы у Шуберта.
Камерно-инструментальные жанры. Камерные произведения в наибольшей мере раскрывают внутренний мир композитора; кроме того, в них ярко отражается дух его любимой Вены. Нежность и поэтичность натуры Шуберта запечатлены в шедеврах, которые принято называть "семью звездами" его камерного наследия. Квинтет Форель - это провозвестник нового, романтического мироощущения в камерно-инструментальном жанре; очаровательные мелодии и жизнерадостные ритмы принесли сочинению большую популярность. Пятью годами позже появились два струнных квартета: квартет ля минор (ор. 29), воспринимающийся многими как исповедь композитора, и квартет Девушка и смерть, где мелодичность и поэтичность соединяются с глубоким трагизмом. Последний шубертовский квартет соль мажор являет собой квинтэссенцию мастерства композитора; масштабы цикла и сложность форм представляют некоторое препятствие для популярности этого произведения, однако последний квартет, как и симфония до мажор, - абсолютные вершины творчества Шуберта. Лирико-драматический характер ранних квартетов свойствен и квинтету до мажор (1828), но он не может сравниться по совершенству с квартетом соль мажор. Октет являет собой романтическое истолкование жанра классической сюиты. Употребление дополнительных деревянных духовых дает композитору повод для сочинения трогательных мелодий, создания красочных модуляций, в которых воплощается Gemtlichkeit - добродушно-уютный шарм старой Вены. Оба шубертовских трио - ор. 99, си-бемоль мажор и ор. 100, ми-бемоль мажор - имеют как сильные, так и слабые стороны: структурная организация и красота музыки первых двух частей покоряют слушателя, в то время как финалы обоих циклов кажутся чересчур легковесными.
Фортепианные сочинения. Шуберт сочинил множество пьес для фортепиано в 4 руки. Многие из них (марши, полонезы, увертюры) - очаровательная музыка для домашнего употребления. Но есть среди этой части наследия композитора и более серьезные произведения. Таковы соната Grand Duo с ее симфоническим размахом (притом, как уже говорилось, нет указаний, что цикл задумывался первоначально в виде симфонии), вариации ля-бемоль мажор с их острой характеристичностью и фантазия фа минор ор. 103 - первоклассное и широко признанное сочинение. Около двух десятков шубертовских фортепианных сонат по своему значению уступают только бетховенским. Полдюжины юношеских сонат интересны главным образом поклонникам искусства Шуберта; остальные известны во всем мире. Сонаты ля минор, ре мажор и соль мажор (1825-1826) ярко демонстрируют осмысление композитором сонатного принципа: танцевальные и песенные формы сочетаются здесь с классическими приемами развития тем. В трех сонатах, появившихся незадолго до кончины композитора, песенно-танцевальные элементы предстают в очищенном, возвышенном виде; эмоциональный мир этих сочинений богаче, чем в ранних опусах. Последняя соната си-бемоль мажор - итог работы Шуберта над тематизмом и формой сонатного цикла.
ЛИТЕРАТУРА
Хохлов Ю., Ф. Шуберт. Жизнь и творчество в материалах и документах. М., 1978 Вульфиус П., Ф. Шуберт. М., 1983 Хохлов Ю., Песни Шуберта. Черты стиля. М., 1987
Франц Шуберт.
ШУБЕРТ (Schubert) Франц (1797 - 1828), австрийский композитор. Один из первых представителей романтизма, опирался на традиции венской классической школы. Создатель романтической песни (около 600, в том числе вокальные циклы "Прекрасная мельничиха", 1823, "Зимний путь", 1827). Лирико-драматический тонус, мелодика песенного характера - в 9 симфониях (8-я "Неоконченная", 1822 ), многих камерно-инструментальных ансамблях (фортепьянный квинтет "Форель", 1819), фортепьянных сонатах (свыше 20), пьесах. Автор опер, зингшпилей, месс, кантат.
ШУБИН
Поскольку в России зимы долгие да суровые, шубы, шубки, шубейки - одежда распространенная, любимая, необходимая. И шубники, т.е. мастера, шьющие шубы, всегда были в почете. Немудрено, что их профессия вошла в историю в том числе и фамилиями Шубин, Шубейкин, Шубкин, Шубников, Шубняков, Шубянкин, Шубницын, Шубочкин.
ШУБИН ШУБЕНОК
Отчество Шубин, т.е. "сын Шубы". Мужское имя Шуба было частым у русских. В памятниках письменности (Сл. Тупикова) оно упоминается с 1368 по 1676аг. (Н) В "Ономастиконе" Веселовского Акинф Федорович Шуба, боярин кн. Владимира Андреевича Серпуховского, 1368 г.; Александр Шубин, 1404 г., Звенигород
- Русский скульптор, автор скульптур «Шувалов», «Голицин», «Чернышев».
- Русский скульптор 18-19 вв., ведущий мастер портретной пластики раннего русского классицизма, автор портретных бюстов: «И. Г. Орлов», «М. Р. Панина», «И. И. Шувалов», «А. М. Голицын», «З. Г. Чернышев», «М. В. Ломоносов», «Г. А. Потёмкин-Таврический».
- Герой Олега Табакова в фильме «Накануне».
- Персонаж произведения Ивана Тургенева «Накануне».