Э́йзен ф. 1а ~ 0
эйзен артур артурович
Энциклопедический словарь
Э́йзен Артур Артурович (р. 1927), певец (бас), народный артист СССР (1976). С 1956 в Большом театре. Профессор Российской академии музыки им. Гнесиных (с 1986).
* * *
ЭЙЗЕН Артур Артурович - Э́ЙЗЕН Артур Артурович (8 июня 1927, Москва - 26 февраля 2008, там же), российский оперный певец (бас), народный артист СССР (1976), солист Большого театра (см. БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Москве) (с 1957), профессор Музыкально-педагогического института имени Гнесиных (с 1986).
После окончания школы (1944) Артур Эйзен поступил на актерский факультет Высшего театрального училища имени Щукина при театре имени Вахтангова. Наряду с учебой в театральном вузе он занимался вокалом. В 1948 году Эйзен был зачислен в состав труппы театра имени Вахтангова. Вскоре он поступил на учебу в музыкальное училище, позднее учился в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных и в Московской консерватории.
Во время учебы А. Эйзен стал вокалистом Ансамбле песни и пляски имени Александрова, приобрел известность. Он был награжден золотой медалью лауреата Международного конкурса вокалистов в Варшаве. После того как Эйзен получил звание заслуженного артиста РСФСР, он дебютировал на сцене Большого театра (1956), а в 1957 году стал солистом оперной сцены этого театра; исполнял партии Бориса Годунова и Варлаама в опере М.П. Мусоргского (см. МУСОРГСКИЙ Модест Петрович) «Борис Годунов», Фарлафа в опере М.И. Глинки (см. ГЛИНКА Михаил Иванович) «Руслан и Людмила», Мельника в «Русалке» А.С. Даргомыжского (см. ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич). Артур Эйзен сочетал высокое актерское мастерство и сильные вокальные данные. С 1986 года он был профессором Музыкально-педагогического института имени Гнесиных.
Большой энциклопедический словарь
ЭЙЗЕН Артур Артурович (р. 1927) - певец (бас), народный артист СССР (1976). С 1956 в Большом театре. Профессор Музыкально-педагогического института им. Гнесиных (с 1986).
Полезные сервисы
эйзен, артур артурович
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Артур Артурович Эйзен.
ЭЙЗЕН Артур Артурович (родился в 1927), певец (бас). С 1956 в Большом театре. Обладает голосом мягкого густого тембра, даром сценического перевоплощения. Создал выразительные образы: Иван Хованский ("Хованщина" М.П. Мусоргского), Лепорелло ("Каменный гость" А.С. Даргомыжского), Мефистофель ("Фауст" Ш. Гуно).
Полезные сервисы
эйзенах
Энциклопедический словарь
Э́йзенах - Айзенах (Eisenach), город в Германии, земля Тюрингия, на р. Хёрзель. 45 тыс. жителей (1991). Автостроение, электротехническая, шерстяная, пищевая промышленность. Дом М. Лютера. Музей И. С. Баха.
* * *
ЭЙЗЕНАХ - Э́ЙЗЕНАХ (Айзенах) (Eisenach), город в Германии, земля Тюрингия (см. ТЮРИНГИЯ), на реке Херзель (приток Верры). Население 44,2 тыс человек (2004).
Автомобилестроение (заводы «Опель» (см. ОПЕЛЬ)), электротехническая, шерстяная, пищевая промышленность. Туристический город.
Главная достопримечательность города - романский замок Вартбург (Schloss Wartburg, основан в 11 в., в средние века здесь проходили состязания миннезингеров); замок со всеми постройками в 1990 был включен в список Мирового культурного наследия (см. ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ) ЮНЕСКО (см. ЮНЕСКО). Среди других достопримечательностей барочный дворец (18 в., здесь находится Тюрингский музей), церковь Предигеркирхе (13 в., музейная выставка скульптуры), старая латинская школа (где учились И. С. Бах (см. БАХ Иоганн Себастьян) и Мартин Лютер (см. ЛЮТЕР Мартин)), Дом Лютера (выставка церковных книг; здесь М. Лютер жил в 1498-1501 гг., в 1521-1522 гг. он прятался в замке Вартбург), Музей И. С. Баха (здесь прошло его детство, сохранились личные вещи композитора), Музей Рейтера-Вагнера (экспозиция посвящена творчеству Ф. Рейтера (см. РЕЙТЕР Фриц) и Р. Вагнера (см. ВАГНЕР Рихард)).
Грамматический словарь
Сканворды для слова эйзенах
- Город в Германии.
- В каком городе находится Вартбургский замок?
- Родной город Иоганна Себастьяна Баха.
Полезные сервисы
эйзенах (eisenach)
Большой энциклопедический словарь
ЭЙЗЕНАХ (Айзенах) (Eisenach) - город в Германии, земля Тюрингия, на р. Херзель. 45 тыс. жителей (1991). Автостроение, электротехническая, шерстяная, пищевая промышленность. Дом Мартина Лютера. Музей Иоганна Себастьяна Баха.
Полезные сервисы
эйзенахцы
Энциклопедический словарь
ЭЙЗЕНАХЦЫ - ЭЙЗЕНА́ХЦЫ, члены Социал-демократической рабочей партии Германии, созданной на общегерманском рабочем съезде в Эйзенахе в 1869 под руководством Вильгельма Либкнехта и Августа Бебеля (см. Социал-демократическая партия Германии). В 1875 на съезде в Готе объединились с лассальянским Всеобщим германским рабочим союзом (основан в 1863) в Социалистическую рабочую партию.
Большой энциклопедический словарь
ЭЙЗЕНАХЦЫ - члены Социал-демократической рабочей партии Германии, созданной на общегерманском рабочем съезде в Эйзенахе в 1869 под руководством Вильгельма Либкнехта и Августа Бебеля (см. Социал-демократическая партия Германии). В 1875 на съезде в Готе объединились с лассальянским Всеобщим германским рабочим союзом (основан в 1863) в Социалистическую рабочую партию.
Большой словарь иностранных слов
эйзенахцы
[< соб.] - название сторонников К. Маркса и I Интернационала, создавших в 1869 г. на Эйзенахском конгрессе германскую социал-демократическую рабочую партию, во главе которой стояли А. Бебель и В. Либкнехт. В 1875 г. на съезде в Готе эйзенахцы объединились с оппортунистами-лассальянцами, допустив ряд оппортунистических уступок, нашедших своё отражение в Готской программе, которую Маркс и Энгельс подвергли беспощадной критике
Полезные сервисы
эйзенхауэр
Грамматический словарь
Сканворды для слова эйзенхауэр
- 34-й президент США.
- Этот американский президент в 1945 командовал оккупационными силами США в Германии.
- Кого Джон Кеннеди сменил на посту президента США в 1961 году?
- Этого военачальника времён Второй мировой американцы одобряли ещё и за рецепт изысканного овощного супа со стеблями настурций.
- Американский генерал, верховный главнокомандующий союзных войск в Западной Европе (с 1943 г.), сил НАТО (1950-52 гг.).
Полезные сервисы
эйзенхауэр (eisenhower) дуайт дейвид
Большой энциклопедический словарь
ЭЙЗЕНХАУЭР (Eisenhower) Дуайт Дейвид (1890-1969) - 34-й президент США в 1953-1961, от Республиканской партии, генерал армии (1944). С декабря 1943 верховный главнокомандующий экспедиционными войсками союзников в Зап. Европе. В 1945 командовал оккупационными силами США в Германии. В 1950- 52 верховный главнокомандующий вооруженными силами НАТО. В 1961 Эйзенхауэр выступил с предостережением о растущем влиянии военно-промышленного комплекса.
Полезные сервисы
эйзенхауэр (eisenhower) дуайт дэвид
Большой энциклопедический словарь
ЭЙЗЕНХАУЭР (Eisenhower) Дуайт Дэвид (14 октября 1890 - Денисон, штат Техас 25 марта 1969, Вашингтон, округ Колумбия), американский военачальник, генерал армии, 34-й президент Соединенных Штатов Америки (1953-61). Мировую известность приобрел в годы второй мировой войны как Верховный главнокомандующий экспедиционными силами союзников в Европе.образование и карьераДетство и юность Эйзенхауэра прошли в маленьком городке Абилин, штат Канзас, куда его родители Дэвид и Айда Стовер Эйзенхауэры переехали в 1891 из Техаса в поисках работы. Окончив среднюю школу в 1909, Эйзенхауэр продолжил образование в Военной академии в Уэст-Пойнте (1911-15). После вступления США в первую мировую войну (апрель 1917) был направлен на подготовку американских добровольцев в лагерь Кэмп-Копт (Геттисберг, штат Пенсильвания), хотя страстно мечтал попасть на фронт. Наиболее значительными событиями в его дальнейшей карьере явились: служба в зоне Панамского канала (1922-25); учеба в школе командного состава и штаба армии (1925); работа помощником начальника штаба армии генерала Д. Макартура (1933-35) и под его же руководством служба на Филиппинах (1935-39); назначение начальником штаба 3-й армии под командованием генерала В. Крюгера (март-декабрь 1941). Заняв эту должность и успешно проведя маневры в Луизиане, Эйзенхауэр стал полковником, а затем бригадным генералом (к концу 1944 он имел пять генеральских звезд).Вторая мировая войнаПосле вступления США во вторую мировую войну в декабре 1941 происходит стремительное возвышение Эйзенхауэра от руководящих постов в отделе военного (затем оперативного) планирования в штабе армии, во главе с генералом Дж.
Маршаллом (декабрь 1941 июнь 1942), до командующего англо-американскими силами в стратегическом наступлении западных союзников в Северной Африке, Сицилии и Италии (ноябрь 1942 октябрь 1943). После того, как на Тегеранской конференции (28 ноября 1 декабря 1943) было принято окончательное решение об открытии второго фронта, Эйзенхауэр стал Верховным главнокомандующим экспедиционными силами. Выбор его кандидатуры диктовался тем, что в средиземноморской кампании он доказал свою способность руководить англо-американским объединенным штабом и командовать совместными боевыми действиями союзников. Самыми значительными своими достижениями как полководца Эйзенхауэр считал высадку англо-американского десанта на побережье Нормандии 6 июня 1944 (день "Д"), и рейнскую кампанию (февраль март 1945).После капитуляции Германии, находясь во главе американских оккупационных сил (май ноябрь 1945), Эйзенхауэр поддерживал дружеские отношения с маршалом Г. К. Жуковым и верил в возможность продолжения советско-американского сотрудничества. Эволюция генерала Эйзенхауэра, награжденного советским орденом Победы, на позицию сторонника "холодной войны" произошла к концу его пребывания в должности начальника штаба американской армии (1945-47). Как первому Главнокомандующему объединенными вооруженными силами НАТО (октябрь 1950 июнь 1952) ему принадлежит решающая роль в перевооружении Западной Германии и подготовке ее последующего вступления в этот военно-политический блок.ПрезидентСтав президентом (январь 1953), Эйзенхауэр положил конец войне в Корее и стремился возобновить советско-американские встречи на высшем уровне (Женева, 1955 и Кэмп-Дэвид, 1959). Вместе с тем он был твердо убежден в реальности коммунистической угрозы и необходимости укрепления американской национальной безопасности. Основу его официальной оборонной политики составила доктрина "массированного возмездия", предусматривавшая значительное увеличение стратегической авиации с ядерным оружием на борту и возможность нанесения внезапного ядерного удара по СССР и КНР. "Доктрина освобождения" (в отношении стран Восточной Европы) и "Эйзенхауэра доктрина" (применительно к странам третьего мира) также явились важными составляющими курса президента и его государственного секретаря Дж. Ф. Даллеса на сохранение за США роли мирового лидера.Второй срок президентства Эйзенхауэра (после перевыборов 1956) был отмечен интервенцией американских войск в Ливане (1958) и инцидентом с разведывательным самолетом У-2, сбитым над территорией СССР, что привело к срыву встречи с Н. С. Хрущевым в 1960.После ухода в отставку Эйзенхауэр постепенно отошел от активной общественно-политической деятельности. В возрасте 78 лет умер в военном госпитале, похоронен в Абилине на территории мемориального музея и президентской библиотеки.Сочинения:Крестовый поход в Европу: Пер. с англ. М., 1980.Mandate for Change. 1953-1956, Garden City (New York), 1963.Waging Peace 1956-61, Garden City (New York),1965.Литература:Иванов Р. Ф. Дуайт Эйзенхауэр. М., 1983.Амброз С. Эйзенхауэр. Солдат и президент: Пер. с англ. М., 1993.Parmet H. S. Eisenhower and the American Crusades. New York; London, 1972.Lyon P. Eisenhower. Portrait of the Hero. Boston; Toronto. 1974. Н. И. Егорова ЭЙЗЕНХЮТТЕНШТАДТ - город в Германии; см. Айзенхюттенштадт.
Полезные сервисы
эйзенхауэр дуайт
Энциклопедический словарь
ЭЙЗЕНХАУЭР Дуайт - ЭЙЗЕНХА́УЭР Дуайт (полн. Дуайт Дэвид Эйзенхауэр, Dwight David Eisenhower) (14 октября 1890, Денисон, шт. Техас - 28 марта 1969, Вашингтон), американский государственный деятель и военачальник, 34-й президент США (1953-1961), генерал армии (1944). В годы Второй мировой войны (см. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА) - командующий экспедиционными силами союзников в Западной Европе.
Его детство и юность прошли в канзасском городке Абилин, куда небогатые родители будущего президента переехали в 1891 в поисках работы. С детства он носил прозвище Айк (Ike), которое сопровождало его всю жизнь. Окончив среднюю школу (1909), Эйзенхауэр поступил в военную академию Вест-Пойнт, которую успешно окончил в 1915. После вступления США в Первую мировую войну (апрель 1917) занимался подготовкой новобранцев в Кемп-Копте ( шт. Пенсильвания). Затем служил в зоне Панамского канала (1922-1925). В 1926 окончил Командно-штабную школу Сухопутных войск (Army Command and General Staff School), в 1928 - Военный колледж Сухопутных войск (Army War College). Под началом генерала Дугласа Макартура (см. МАКАРТУР Дуглас) Эйзенхауэр служил в штабе Сухопутных войск (1933-1935) и на Филиппинах (1935-1939). В марте 1941был назначен начальником штаба Третьей армии генерала В. Крюгера. После успешных маневров в Луизиане ему было присвоено звание полковника, а затем бригадного генерала.
В декабре 1941 США вступили во Вторую мировую войну и Эйзенхауэр получил назначение на пост начальника оперативного отдела штаба Сухопутных войск, которым руководил генерал Джордж Маршалл (см. МАРШАЛЛ Джордж). В июне 1942 Эйзенхауэр был назначен командующим американским войсками в Европе, а в ноябре того же года в звании генерал-лейтенанта возглавил союзные войска в Средиземноморье. Эйзенхауэр успешно руководил наступлением союзников в Северной Африке, на Сицилии и в Италии. После того как на Тегеранской конференции (см. ТЕГЕРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ) (28 ноября - 1 декабря 1943) было принято окончательное решение об открытии Второго фронта, Эйзенхауэр в декабре 1943 был назначен Верховным главнокомандующим экспедиционными силами союзников в Западной Европе. Самыми значительными своими достижениями как полководца он считал Нормандскую десантную операцию (см. НОРМАНДСКАЯ ДЕСАНТНАЯ ОПЕРАЦИЯ) (июнь 1944) и Рейнскую кампанию в феврале-марте 1945. К концу 1944 Эйзенхауэр стал пятизвездным генералом. В мае 1945 от имени США подписал акт о капитуляции Германии.
После окончания войны, Эйзенхауэр командовал американскими оккупационными войсками (май - ноябрь 1945), поддерживал дружеские отношения с маршалом Г. К. Жуковым (см. ЖУКОВ Георгий Константинович), по приглашению которого посетил СССР, был награжден советским орденом Победы. По возвращении в США занимал должность начальника штаба Сухопутных войск (ноябрь 1945 - февраль 1947). В 1948-1950 годах был ректором Колумбийского университета (см. КОЛУМБИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ), а с октября 1950 по июнь 1952 командовал вооруженными силами НАТО в Европе.
За годы войны Эйзенхауэр снискал огромную популярность. И демократы, и республиканцы готовы были выдвинуть его кандидатом в президенты. Эйзенхауэр выбрал Республиканскую партию (см. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ США) и на президентских выборах 1952 уверенно победил кандидата от демократов Эдлая Стивенсона. Политика президента Эйзенхауэра характеризуется двойственностью как во внешней, так и во внутренней сферах. В первый же год своего президентства он положил конец Корейской войне. Стремился наладить диалог с руководством СССР - соперником американцев в холодной войне (см. ХОЛОДНАЯ ВОЙНА). В 1955 принял участие в Женевском саммите на высшем уровне с руководителями СССР, Великобритании и Франции. В контактах с советским руководством Эйзенхауэр пытался найти общие интересы, смягчить остроту противостояния двух общественных систем, избегать открытой вражды. Вместе с тем Эйзенхауэр был убежден в реальности коммунистической угрозы и необходимости укрепления национальной безопасности США. Только мощные вооруженные силы стран Запада, подавляющее превосходство над армиями социалистических стран, по его представлениям, могли бы удержать коммунистов от соблазна раздуть пожар мировой революции, поэтому американцы должны играть роль мирового лидера, давать отпор попыткам распространения советского влияния в любых уголках мира.
В годы президентства Эйзенхауэра внешнеполитический курс США определял государственный секретарь Джон Даллес (см. ДАЛЛЕС Джон) - архитектор холодной войны. Основу оборонной стратегии США составила доктрина «массированного возмездия», предусматривавшая возможность нанесения ядерных ударов по СССР и Китаю. В годы президентства Эйзенхауэра увеличился потенциал ядерного оружия, ускорилось развитие стратегической авиации, был создан атомный подводный флот.
В основу отношений с СССР и социалистическими странами был положен принцип «балансирования на грани войны», активизировались попытки подрыва социалистического строя в странах Центральной и Восточной Европы (доктрина «освобождения»). В 1954 при содействии американцев в Гватемале было свергнуто правительство Хакобо Арбенса. После инфаркта, который перенес Эйзенхауэр в первый срок своего президентства, в прессе укоренилась традиция регулярно сообщать о состоянии здоровья главы государства. Несмотря на проблемы со здоровьем, в 1956 Эйзенхауэр вновь победил на президентских выборах кандидата от демократов Эдлая Стивенсона, причем с еще более значительным перевесом, чем на предыдущих выборах.
Внешняя политика второго срока была отмечена усилением давления на мировые процессы со стороны США. Политику в отношении стран Ближнего и Среднего Востока определила «доктрина Эйзенхауэра» (1957), автором которой был Джон Даллес. В условиях конфликта между Израилем и арабским миром СССР оказывал военную и экономическую поддержку арабским странам, привлекая тем самым их на свою сторону в глобальном противостоянии двух сверх держав. Доктрина Эйзенхауэра предусматривала мощную военно-экономическую помощь тем арабским странам, которые будут твердо придерживаться антисоциалистического и прозападного курса. 9 марта 1957 положения доктрины были одобрены Конгрессом США, который выделил на ее осуществление 200 млн долларов. Кроме того, конгресс разрешил президенту отправлять вооруженные силы на помощь антикоммунистическим правительствам ближневосточных стран. Часто доктрина Эйзенхауэра трактуется как оказание военно-экономической помощи любой стране «свободного мира». Американское правительство стремилось расширить цепь своих военных баз по всему миру, выступило инициатором создания военных блоков СЕНТО (см. СЕНТО) и СЕАТО (см. СЕАТО). В 1958 американские войска осуществили интервенцию в Ливан.
В области внутренней политики президентская администрация президента, следуя традиционным республиканским рецептам, сокращала ассигнования на социальные нужды, старалась воздерживаться от вмешательства в экономику, которая динамично развивалась в 1950-е гг. - «эпоху изобилия» в американской истории. Развернутая правыми силами антикоммунистическая истерии, привела к «охоте на ведьм (см. ОХОТА НА ВЕДЬМ)», нарушению прав и свобод граждан, заподозренных в антиамериканской деятельности. В тоже время в США развернулась борьба за гражданские права негритянского населения. Принятие законов о гражданских правах (1957, 1960) стало одним из самых значительных достижений президента Эйзенхауэра. Когда в 1957 белые расисты в Литл-Роке (Арканзас) преградили черным детям дорогу в школу, президент послал в город федеральные войска с приказом обеспечить выполнение судебных решений о десегрегации учебных заведений.
Запуск Советским Союзом первого космического спутника (1957) вызвал в США волну критики президента за недостаточное внимание к развитию передовых технологий. В ответ Эйзенхауэр создал Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА (см. НАСА), 1958). Крупным событием в истории американо-советских отношений стал визит в США советского руководителя Н. С. Хрущева (см. ХРУЩЕВ Никита Сергеевич) (1959)
В последний год пребывания Эйзенхауэра на посту президента инцидент с американским разведывательным самолетом У-2, сбитым над территорией СССР, привел к срыву очередной встречи с Хрущевым (1960). Обострению советско-американских отношений способствовала и поддержка Советским Союзом революционной Кубы. За несколько недель до истечения своих полномочий Эйзенхауэр разорвал дипломатические отношения с этой страной. В отставке отошел от общественно-политической деятельности. В возрасте 78 лет умер в военном госпитале, был похоронен в Абилине на территории мемориального музея.
Полезные сервисы
эйзенхауэр дуайт дейвид
Энциклопедический словарь
Эйзенха́уэр Дуа́йт Де́йвид (Eisenhower) (1890-1969), 34-й президент США в 1953-61, от Республиканской партии, генерал армии (1944). С декабря 1943 верховный главнокомандующий экспедиционными войсками союзников в Западной Европе. В 1945 командующий оккупационными силами США в Германии. В 1950-52 верховный главнокомандующий Вооруженными силами НАТО. В 1961 Эйзенхауэр выступил с предостережением о растущем влиянии военно-промышленного комплекса.
Энциклопедия Кольера
ЭЙЗЕНХАУЭР Дуайт Дейвид (Eisenhower, Dwight David)
ДУАЙТ ДЕЙВИД ЭЙЗЕНХАУЭР
(1890-1969), 34-й президент США, родился в Денисоне (шт. Техас) 14 октября 1890. Вскоре после его рождения семья переехала в Абилин (шт. Канзас), где он окончил среднюю школу. В октябре 1910 сдал экзамены в военную академию в Уэст-Пойнте и стал ее слушателем в июне 1911. После окончания учебы в 1915 получил назначение в 19-й пехотный полк, расквартированный близ Сан-Антонио (шт. Техас). Во время Первой мировой войны командовал базой танкового корпуса в Кэмп-Колте (шт. Пенсильвания). После войны возглавлял различные подразделения в танковом корпусе, в 1922 был назначен помощником командира 20-го пехотного батальона, размещенного в зоне Панамского канала. В 1924 окончил командно-штабную школу сухопутных войск. Получив назначение в комиссию по военным памятникам, составил справочник по полям сражений во Франции. Посещал занятия в высшем военном колледже сухопутных войск. В конце 1920-х годов Эйзенхауэр получил назначение в аппарат помощника военного министра, где проработал три года, после чего стал помощником начальника штаба сухопутных войск генерала Д.Макартура. С 1935 служил вместе с ним на Филиппинах. По возвращении в США в 1940 возглавлял штабы 3-й дивизии и 9-го армейского корпуса, а затем и 3-й армии. Был повышен в звании до полковника, а затем до бригадного генерала. После вступления США во Вторую мировую войну Эйзенхауэр служил в аппарате начальника штаба Дж.Маршалла, где возглавлял отдел планирования и получил звание генерал-майора. После ознакомительной командировки в Великобританию был назначен командующим американскими войсками в Европе. Руководил операцией "Факел" во французской Северной Африке. Высадка там союзных войск 8 ноября 1942 встретила лишь кратковременное сопротивление, и соглашения с вишистами привели к установлению контроля над всей французской Северной Африкой. За этим последовало вторжение союзных войск на Сицилию (10 июля 1943) и в материковую часть Италии (3 сентября 1943). В декабре 1943 Эйзенхауэр был назначен главнокомандующим экспедиционными союзными войсками в Европе. Он возглавил самую крупную наступательную операцию союзников - вторжение во Францию, начавшееся высадкой десанта в Нормандии 6 июня 1944. Преодолев ожесточенное сопротивление, вооруженные силы под его командованием осуществили прорыв к Сен-Ло 18 июля, а 15 августа был высажен десант в южной Франции. Казалось, что освобождение Парижа 25 августа сулит скорое окончание войны, но контрнаступление немецких войск в Арденнах 16 декабря застало союзников врасплох. Лишь 6 марта 1945 союзные войска смогли форсировать Рейн. После окончания войны Эйзенхауэр участвовал в работе комиссии по Германии и вернулся в США в ноябре 1945. Был назначен начальником штаба сухопутных войск. В июне 1948 был избран ректором Колумбийского университета. В 1951 по инициативе президента Г.Трумэна возглавил вооруженные силы НАТО. В июне 1952 ушел в отставку и начал кампанию за выдвижение на президентский пост от Республиканской партии. На июльском республиканском конвенте в Чикаго был выдвинут в первом же туре голосования. Эйзенхауэр и кандидат на пост вице-президента Р.Никсон получили почти 34 млн. голосов, победив демократов Э.Стивенсона и Дж.Спаркмана. Выполняя предвыборное обещание, Эйзенхауэр выехал в Корею для ознакомления со сложившейся там ситуацией. Смерть Сталина 5 марта 1953, а также большая свобода действий новой американской администрации облегчили заключение перемирия 27 июля 1953 и обмен военнопленными с Кореей. В июле 1955 президент провел в Женеве встречу на высшем уровне с лидерами Великобритании, Франции и СССР. В ходе этой встречи он предложил систему инспекций с воздуха для контроля всеобщего разоружения. Эйзенхауэр и государственный секретарь Дж.Даллес стремились сдержать коммунистическую экспансию путем устранения торговых барьеров, оказания международной помощи и создания оборонительных союзов. Эйзенхауэр и его кабинет стремились сбалансировать бюджет, снизить налоги и вернуть штатам некоторые функции федеральных властей. Однако растущие цены, международные обязательства и политические и социальные требования, предъявляемые правительству, продолжали диктовать увеличение федеральных расходов. Закон, принятый в 1954, ввел некоторые изменения в структуру налогообложения, но не принес существенного снижения налогов. В 1954 сенатор-республиканец Дж.Маккарти бросил вызов президенту, заявив, что федеральное правительство и армия кишат коммунистами. Эйзенхауэр проигнорировал нападки Маккарти, которому в конце 1954 было вынесено порицание в Сенате. В результате выборов 1954 демократы получили контроль над обеими палатами Конгресса. Президент перенес инфаркт во время отдыха в Денвере (шт. Колорадо) в сентябре 1955. Он смог вернуться к исполнению своих обязанностей в январе, а в феврале объявил, что будет баллотироваться на второй срок, если позволит здоровье. В июне состояние президента вновь ухудшилось в связи с операцией на кишечнике. Однако он был повторно выдвинут республиканским конвентом и победил на выборах, получив подавляющее большинство голосов. Популярность Эйзенхауэра снизилась в начале второго президентского срока. В числе факторов, способствовавших этому, были успехи СССР по запуску космических спутников, экономический спад 1957-1958 и многочисленные обвинения в адрес главного помощника президента Ш.Адамса. На Юге его популярность пошла на убыль в сентябре 1957, когда он направил контингент федеральных войск для обеспечения расовой десегрегации школы в Литл-Роке (шт. Арканзас). В ходе выборов в Конгресс в ноябре 1958 Республиканская партия потерпела поражение, уступив 13 мест в Сенате, 41 место в палате представителей и 9 губернаторских постов демократам, получившим почти двойное преимущество над республиканцами в обеих палатах Конгресса. Ожидалось, что Конгресс 1959-1961 будет ориентирован на принятие либеральных законов, и президент даже назвал его "Конгрессом расточителей". Используя все возможности сотрудничества с лидерами демократов, Эйзенхауэр сумел продолжить свой политический курс. В 1959 была решена проблема принятия в США в качестве штатов Аляски и Гавайев. Согласие с демократическим Конгрессом было все же нарушено в июне 1959, когда Сенат отказался утвердить кандидатуру Л.Стросса на пост министра торговли. После рекордного для мирного времени бюджетного дефицита 1959 президент занял твердую позицию, добиваясь сбалансированного бюджета в 1960. Он решительно выступал против попыток расходовать больше, чем позволяли доходы, и сделал этот вопрос, а также предотвращение дальнейшей инфляции центральными внутриполитическими вопросами последних лет своей администрации. В мае 1959 состоялась встреча министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР для обсуждения берлинской проблемы. После 10 недель заседаний в Женеве стало ясно, что продолжение встреч не сулит практических результатов. Однако контакты между СССР и США укрепились в результате посещений США заместителями советского премьер-министра и визита в СССР вице-президента Р.Никсона в июле 1959. Эти визиты рассматривались в качестве предвестников серьезных изменений во внешней политике США и уменьшения напряженности в американо-советских отношениях. В августе 1959 было объявлено, что Н.С.Хрущев посетит США, а президент Эйзенхауэр - СССР. Визит советского лидера в США состоялся в сентябре 1959. В мае 1960 должна была произойти встреча на высшем уровне в Париже, однако советская сторона потребовала извиниться за вторжение американского самолета У-2 в воздушное пространство СССР. Хрущев отменил ответный визит Эйзенхауэра и назвал переговоры на высшем уровне бессмысленными ввиду скорого окончания его президентского срока. 27 июля 1960 республиканский национальный конвент в Чикаго выдвинул вице-президента Никсона кандидатом на пост президента. Однако новым президентом 20 января 1961 стал кандидат демократов Дж.Кеннеди.
Умер Эйзенхауэр в Вашингтоне 28 марта 1969.
Полезные сервисы
эйзенхюттенштадт
Энциклопедический словарь
Эйзенхю́ттенштадт - город в Германии; см. Айзенхюттенштадт.
* * *
ЭЙЗЕНХЮТТЕНШТАДТ - Э́ЙЗЕНХЮТТЕНШТАДТ, город в Германии; см. Айзенхюттенштадт (см. АЙЗЕНХЮТТЕНШТАДТ).
Сканворды для слова эйзенхюттенштадт
Полезные сервисы
эйзенштедт альфред
Энциклопедический словарь
ЭЙЗЕНШТЕДТ Альфред - ЭЙЗЕНШТЕДТ (Eisenstaedt) Альфред (род. 6 дек. 1898, Диршау, Западная Пруссия, ныне Тчев, Польша - 23 августа 1995, Оук Блафс, Массачусетс, США), один из пионеров немецкого фоторепортажа,особенно известен фотографиями 1930-х гг.
Участник Первой мировой войны (см. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914-18). С 1929 занялся фоторепортажем, который интенсивно развивался в Германии в то время. В этот период Эйзенштедт испытал, в частности, влияние Эриха Саломона (см. САЛОМОН Эрих) , пионера съемки скрытой камерой.
В начале 1930-х гг. он перешел к съемке «Лейкой». Его работы стали появляться во многих европейских иллюстрированных журналах. Он освещал приход к власти Гитлера, а в 1935 сделал интересную серию репортажей об Эфиопии, перед итальянским вторжением в эту страну. В этом же году он уехал из Германии в США и в апреле 1936 поступил в новый журнал «Лайф» (см. ЛАЙФ) . Одна из его работ появилась на обложке второго номера журнала.
Здесь он создал прекрасные портреты королей, диктаторов и звезд кино, но столь же увлеченно фотографировал обычных людей в повседневной обстановке. Характеризуя свою работу, Эйзенштедт однажды сказал, что работа фоторепортера состоит в том, чтобы «определить и запечатлеть решающий момент».
Эйзенштедт описал свою жизнь в книге «Глаз Эйзенштедта» («The Eye of Eisenstaedt», 1969). Другие сборники его работ: «Люди» («People», 1973) и «Эйзенштедт: Германия» («Eisenstaedt: Germany», 1981).
Полезные сервисы
эйзенштейн
Грамматический словарь
Сканворды для слова эйзенштейн
- Кто придумал термин «монтаж»?
- Российский кинорежиссёр, постановщик фильма «Броненосец «Потёмкин».
- Советский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Иван Грозный», «Октябрь», «Стачка».
- Советский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Александр Невский», «Сентиментальный романс», «Бежин луг».
Полезные сервисы
эйзенштейн сер. мих
Гуманитарный словарь
ЭЙЗЕНШТЕ́ЙН Сер. Мих. (1898-1948) - реж., сценарист, художник, теоретик кино. В 1921-22 учился в Гос. высш. реж. мастерских под рук-вом В. Э. Мейерхольда. В 1923-24 поставил в Москве неск. спектаклей, где стремился разрушить установившиеся театр. каноны. С 1924 в кино, с 1928 преподавал во ВГИКе. Автор мн. выдающ. статей по теории киноиск-ва, изданных на десятках яз. во мн. странах мира. Фильмы Э. - ярчайший пример тщательно продуманного и удивительно органичного сочетания выразит. формы и глубокого содержания. Первый ф. "Стачка" (1925) - стремление противопоставить сюжету монтаж аттракционов, новаторское использование монтажа, ракурса, метафоры.
"Броненосец "Потемкин"" (1926) - дальнейшее развитие новаторских поисков Э. Творч. решение массовых сцен, точное использование деталей, эмоц. окраска ряда эпизодов, четкий ритм ф. сделали его одним из лучших произв. мир. кинематографии.
"Александр Невский" (1938) и "Иван Грозный" (1-я сер. 1944, 2-я - 1945, вышла на экраны в 1958) - дальнейшие поиски и открытия тайн киноиск-ва, стремление найти новые формы выразительности в сочетании изобразит. стороны картины с могучей музыкой С. Прокофьева и работой больших актеров (Н. Черкасова, Д. Орлова, А. Бучмы, М. Жарова, С. Бирман).
Среди ф. Э. - "Октябрь" (1928), док.-публицистич. фильм об Окт. рев-ции, "Старое и новое" (1929) - о жизни совр. деревни. В этих фильмах поиски Э. временами приобретали самодовлеющее значение, носили формальный характер. О творчестве Э. создано более 10 док. и т/ф. Теоретич. наследие Э. являет собой пример глубочайшего проникновения, в частности, в язык кино, однако во мн. ждет еще своего осмысления.
Соч.: Избр. произв.: В 6 т. М., 1964-71.
Лит.: Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М., 1974; Шкловский В. Эйзенштейн. М., 1976; Козинцев Г. Об Эйзенштейне // Собр. соч.: В 5 т. Л., 1983. Т. 2; Юренев Р. С. Эйзенштейн: Замыслы. Фильмы. Метод: В 2 ч. М., 1985-88.
С. М. Эйзенштейн
Полезные сервисы
эйзенштейн сергей михайлович
Энциклопедический словарь
Эйзенште́йн Сергей Михайлович (1898-1948), кинорежиссёр, теоретик кино, педагог, заслуженный деятель искусств России (1935), доктор искусствоведения (1939). Учился у В. Э. Мейерхольда. В театральных постановках разрабатывал новые принципы организации драматического действия, сближавшие сценическое искусство с цирком и эстрадой. Поиски современного кинематографического языка - открытие новых возможностей монтажа, ритма, крупного плана, ракурса - были осуществлены в снятой на киностудии «Мосфильм» серии историко-революционных картин: «Стачка» (1925), «Броненосец "Потёмкин"» (1925), «Октябрь» (1927, совместно с Г. В. Александровым). Эйзенштейн добивался синтеза действия и изображения, слова и музыки. Для его стиля характерны метафоричность, экспрессия, тяга к символической образности. В 30-х гг. работы Эйзенштейна неоднократно подвергались официальной идеологической критике; фильм «Бежин луг» был снят с производства. После патриотической картины «Александр Невский» (1938) Эйзенштейн поставил фильм «Иван Грозный» (1945, 2-я серия выпущена в 1953, 3-я не закончена); историческая концепция, предложенная Эйзенштейном, входила в противоречие с официальной трактовкой личности Ивана Грозного. Свой творческий опыт Эйзенштейн осмыслил в ряде теоретических работ. Профессор ВГИКа (с 1937). Государственная премия СССР (1941, 1946).
* * *
ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович - ЭЙЗЕНШТЕ́ЙН Сергей Михайлович [10 (22) января 1898, Рига - 11 февраля 1948, Москва], советский кинорежиссер, теоретик кино, педагог, заслуженный деятель искусств (1935), профессор (1937), доктор искусствоведения (1939), лауреат Сталинский премий (1941, 1946).
Ученик В. Э. Мейерхольда, Эйзенштейн в театральных постановках разрабатывал новые принципы организации драматического действия, сближавшие сценическое искусство с цирком и эстрадой. Поиски современного кинематографического языка - открытие новых возможностей монтажа, ритма, крупного плана, ракурса - были осуществлены в снятой на «Мосфильме» серии историко-революционных картин: «Стачка» (1925), «Броненосец Потемкин» (1925), «Октябрь» (1927, совместно с Г. В. Александровым). Эйзенштейн добился синтеза действия и изображения, слова и музыки. Для его стиля характерны метафоричность, экспрессия, тяга к символической образности. В 1930-х годы работы Эйзенштейна неоднократно подвергались официальной идеологической критике. После патриотической картины «Александр Невский» (1938) Эйзенштейн поставил «Иван Грозный» (1945, 2-я серия выпущена в 1958, 3-я не закончена). Историческая концепция, предложенная Эйзенштейном, входила в противоречие с официальной трактовкой личности Ивана Грозного тех лет. 4 сентября 1946 года ЦК ВКП (б) приняло постановление резко критикующее вторую серию фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» за искажение русской истории и образов ее деятелей. Свой творческий опыт Эйзенштейн осмыслил в ряде теоретических работ.
Путь в кинематограф
Родился в семье инженера и архитектора Михаила Осиповича Эйзенштейна и Юлии Ивановны, урожденной Конецкой, из семьи архангелогородских купцов. В 1915 окончил Рижское реальное училище, затем три года учился в Петроградском институте гражданских инженеров. Не закончив учебы, добровольцем ушел в Красную Армию. Был техником-строителем на Западном фронте, художником при Политуправлении, участвовал в самодеятельности как художник, актер и режиссер. В 1920 был направлен в Академию Генштаба на курсы переводчиков (класс японского языка отделения восточных языков), однако ушел в театр Пролеткульта (см. ПРОЛЕТКУЛЬТ), где в 1921 оформил спектакль «Мексиканец» по Дж. Лондону. В 1921-22 являлся слушателем и режиссером-стажером Государственных высших режиссерских мастерских под руководством В. Э. Мейерхольда (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич). Оформлял с С. И. Юткевичем (см. ЮТКЕВИЧ Сергей Иосифович) спектакли в театре «Мастфор» (мастерская Н. М. Фореггера) и в Центральном просветительском театре. С 1923 руководил театральными мастерскими Пролеткульта, преподавал там различные дисциплины (от эстетики до акробатики), многие его ученики (Г. В. Александров (см. АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич), М. М. Штраух (см. ШТРАУХ Максим Максимович), Ю. С. Глизер (см. ГЛИЗЕР Юдифь Самойловна), И. А. Пырьев (см. ПЫРЬЕВ Иван Александрович)) стали впоследствии видными деятелями театра и кино. В это же время сблизился с ЛЕФом В. В. Маяковского (см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович), в журнале которого Эйзенштейн опубликовал творческий манифест «Монтаж аттракционов» (1923). В манифесте обосновывался метод воздействия на публику с помощью цирковых, эстрадных приемов, а также плаката и публицистики в спектаклях, поставленных Эйзенштейном в 1923-24: «Мудрец» (по А. Н. Островскому «На всякого мудреца довольно простоты», позднее им был снят фильм «Дневник Глумова»), «Слышишь, Москва» и «Противогазы» (по пьесам С. М. Третьякова (см. ТРЕТЬЯКОВ Сергей Михайлович)).
Все ранние эксперименты и дерзкие теоретические заявления Эйзенштейна, направленные на слом традиционного театрального мышления, на самом деле свидетельствовали о том, что ему становилось тесно в условном искусстве театральной сцены, которое он намеренно делал еще более условным. Поэтому переход режиссера вместе со своим коллективом в кино, сближение с передовыми кинематографистами тех лет (Л. В. Кулешов (см. КУЛЕШОВ Лев Владимирович), Д. Вертов (см. ВЕРТОВ Дзига), Э. И. Шуб (см. ШУБ Эсфирь Ильинична), Л. Л. Оболенский (см. ОБОЛЕНСКИЙ Леонид Леонидович)), изучение опыта зарубежного кинематографа способствовали его быстрому освоению нового искусства.
Революционная трилогия
В 1924 Эйзенштейн выпустил свой первый кинематографический шедевр - «Стачку». В этой новаторской ленте, парадоксально сочетающей почти хроникальность событий (во многом благодаря оператору Э. К. Тиссэ (см. ТИССЭ Эдуард Казимирович), обладавшему опытом съемок фронтовой кинохроники) и условность эксцентрических гэгов (см. ГЭГ) в исполнении типажно подобранных актеров, была более осмысленно и целенаправленно применена теория «монтажа аттракционов». Эффектное сочетание несочетаемого в рамках одного кадра дополнялось метафорической сменой кадров, то есть монтажом, способным порождать новый смысл и становиться средством авторского преображения действительности. Эйзенштейн одним из первых в мировом кино осознал и воплотил на практике основополагающий принцип самого кинематографа, изначально склонного к «фабрикации грез», только придав ему необходимый исторический контекст революционного изменения мира. Частная история одной из стачек на российском заводе была мастерски и виртуозно, с потрясающими кинематографическими деталями, со впечатляющими и даже шокирующе воздействующими сценами расправы над рабочими, передана режиссером и воспринималась как призыв к немедленному переустройству мира. Идея стачки мыслилась в планетарном масштабе, а кино оказывалось могучим способом «монтажа аттракционов» в сфере влияния и манипуляции зрительскими массами.
Через год, в 1925, на экраны вышел «Броненосец Потемкин», созданный по тому же методу и с целым рядом исключительно «аттракционных моментов» (знаменитый хрестоматийный эпизод расстрела на Потемкинской лестнице в Одессе). Однако тематически и стилистически «Броненосец» оказался более выдержан и очищен от эксцентрических перехлестов и кричащего метафоризма деталей. Скрытая внутрь кадра символика и взрывающийся новым смыслом монтажный переход сделали сразу же классикой трехкадровый эпизод, фиксирующий «прыжок» мраморного льва. Бунт моряков на «Потемкине», быстро переросший в социальный конфликт, оказался благодаря фильму Эйзенштейна заряженным внутренней энергией такой силы, что производил подлинно бунтарский эффект и в ряде западных стран был даже запрещен для демонстрации.
Постановщик фильма «Броненосец «Потемкин», мгновенно признанного во всем мире и до сих пор включаемого в первую десятку выдающихся произведений мирового кино, поразил не только несомненным новаторством своих кинематографических решений, но и убедил в подвластной только искусству кино всепреобразующей силе. Благодаря Эйзенштейну и советской школе монтажно-образного кинематографа 1920-х гг. кинематограф стал действительно искусством, воздействующим на миллионы людей в разных странах.
Две следующие ленты - «Октябрь» (1927) и «Старое и новое» (1929) - отражают другой этап в творчестве режиссера, когда от идеи «монтажа аттракционов» он логически пришел к своего рода «монтажу мыслей», оформленной в теории «интеллектуального кино» и реализованной в ряде усложненных метафор, которые выражали все ту же «генеральную линию» переустройства действительности. «Октябрь» завершал условную революционную кинотрилогию Эйзенштейна, начатую «Стачкой» и «Броненосцем «Потемкиным». Несмотря на то что эти фильмы в стилистическом отношении были приближены к хронике, режиссер «переписал» истинную событийную канву Октябрьского переворота. И то, что в последующие десятилетия советской власти фильм ассоциировался с с представлением о Великом Октябре, в немалой степени было сформировано именно Эйзенштейном, его весьма образную кинематографическую версию выдавали чуть ли не за документальную фиксацию свершившегося. «Октябрь» можно считать в мировом кино одним из первых примеров воплощения на экране «второй реальности», кажущейся подлиннее настоящего.
Обратившись в фильме «Старое и новое» к жизни советской деревни в канун Великого перелома, когда началось осуществление сталинского плана коллективизации, Эйзенштейн, как и впоследствии в двукратной попытке постановки «Бежина луга» (1935-37), вступает в существенное противоречие между методом и действительностью. Современный художнику мир оказался менее податливым для творческого воплощения на экране не только из-за отсутствия исторической дистанции. Принцип революционно-мифологического препарирования реальности, взлелеянный Эйзенштейном, невольно стал соперничать с «генеральной линией» самого вождя.
За границей. «Александр Невский»
В 1929 Эйзенштейн вместе с Александровым и Тиссэ был командирован за границу (сначала в Западную Европу, а затем в США). Весной 1930, оказавшись в Голливуде, (см. ГОЛЛИВУД) режиссер принял предложение студии «Парамаунт» снять романтически-экспрессивную народную сагу «Да здравствует Мексика». Из-за недостаточного финансирования и настоятельных просьб в форме приказа возвращаться на Родину фильм не был закончен. По возвращении в Москву в 1932 Эйзенштейн был вынужден сконцентрировать свою деятельность исключительно на теоретической и педагогической работе в Институте кинематографии (см. КИНЕМАТОГРАФИИ ИНСТИТУТ). Все это было попыткой выработать собственный «внутренний монолог», с помощью которого можно было бы существовать в искусстве в условиях навязываемых сверху жестких рамок социалистического реализма.
На этом фоне «Александр Невский» (1938, Государственная премия СССР, 1941), реализованный в соответствии с излюбленным для вождя жанром биографического патриотического фильма, мог показаться определенной уступкой Эйзенштейна. Однако колоссальный успех фильма, снятого накануне Второй мировой войны, свидетельствовал об угаданности постановщиком настроений не только властителя, но и зрительских масс. Невозможно отделить от режиссерского воплощения и яркое визуальное решение оператора Тиссэ, а также удивительное по эмоциональному воздействию музыкальное сопровождения С. С. Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич).
«Александр Невский», явившись, безусловно, вехой в творчестве, ознаменовал собой резкую смену режиссером своего художественного метода.
Художник будущего кинематографа
Существенно видоизменившийся «монтаж аттракционов» дал возможность режиссеру сначала для скрытого, а потом становящегося все более явным процесса ассоциативного мышления на материале далекой истории, которая, проецируясь на настоящее, вызывает в ответ серию аллюзий уже в сознании зрителей. Художник, искусно манипулирующий реальностью и публикой при помощи соответствующего монтажа кадров, уступает место думающему, сомневающемуся творцу, который оставляет большое пространство для сотворчества зрителей, способных замкнуть процесс «внутреннего монолога» художника.
В последнее десятилетие своей жизни (1938-48) Эйзенштейн приходит к новому кино, которое лишь на рубеже 1950-60-х гг. начнет проникать в глубины человеческого сознания, интеллектуально и философски отражать реальность не во внешнем, а во внутреннем измерении. Зачатки внутрикадрового монтажа и передачи на экране хода мыслей героя в исторической трагедии «Иван Грозный» (первая серия, 1945, Государственная премия СССР, 1946; вторая серия была запрещена и выпущена только в 1958; съемки третьей были прекращены), особенно во второй серии, отнюдь не противоречат открытиям в межкадровом монтаже и наступательному переосмыслению действительности в ранних шедеврах «Стачка» и «Броненосец «Потемкин». Просто с течением времени и под воздействием драматических событий истории менялось представление Эйзенштейна о сути кинематографа, углубляясь и совершенствуясь. Теоретик и практик кино Эйзенштейн в последний период своего творчества начинает понимать, что киноискусство должно научиться объяснять и постигать действительность в историко-диалектическом развитии, прежде чем решительно ее переустраивать. Идея трагической расплаты в борьбе за власть подверглась уничтожающей критике. Фильма не спасли ни прекрасные актерские работы (Н. К. Черкасов (см. ЧЕРКАСОВ Николай Константинович), А. М. Бучма (см. БУЧМА Амвросий Максимилианович), С. Г. Бирман (см. БИРМАН Серафима Германовна), М. И. Жаров (см. ЖАРОВ Михаил Иванович) и др.), ни изобразительное решение (одна из сцен в черно-белой картине была снята в цвете), ни музыка Прокофьева. Последовал резкий окрик официальной критики, и Эйзенштейну в категорической форме было предложено переработать фильм. Режиссер тяжело переживал судьбу своего детища, болезнь сердца резко обострилась, и он скоропостижно скончался, едва перешагнув через свой пятидесятилетний рубеж.
Истинное влияние Эйзенштейна на мировое кино гораздо шире и глубже, нежели это раньше представлялось советскими критиками, искавшими след только внешнего, идеологически пафосного воздействия его фильмов. Новаторство режиссера в области киноформы все еще привлекает совершенно разных по политическим взглядам и художественным пристрастиям отечественных и зарубежных деятелей кинематографа. На самом деле этот гениальный режиссер принадлежит будущему кинематографа, его второму веку.
Большой энциклопедический словарь
ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович (1898-1948) - кинорежиссер, теоретик кино, педагог, заслуженный деятель искусств России (1935), доктор искусствоведения. Учился у В. Э. Мейерхольда. В театральных постановках разрабатывал новые принципы организации драматического действия, сближавшие сценическое искусство с цирком и эстрадой. Поиски современного кинематографического языка - открытие новых возможностей монтажа, ритма, крупного плана, ракурса - были осуществлены в снятой на "Мосфильме" серии историко-революционных картин: "Стачка" (1925), "Броненосец Потемкин" (1925), "Октябрь" (1927, совместно с Г. В. Александровым). Эйзенштейн добился синтеза действия и изображения, слова и музыки. Для его стиля характерны метафоричность, экспрессия, тяга к символической образности. В 30-х гг. работы Эйзенштейна неоднократно подвергались официальной идеологической критике. После патриотической картины "Александр Невский" (1938) Эйзенштейн поставил "Иван Грозный" (1945, 2-я серия выпущена в 1958, 3-я не закончена). Историческая концепция, предложенная Эйзенштейном, входила в противоречие с официальной трактовкой личности Ивана Грозного тех лет. Свой творческий опыт Эйзенштейн осмыслил в ряде теоретических работ. Профессор ВГИКа (с 1937). Государственная премия СССР (1941, 1946).
Энциклопедия Кольера
ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович (1898-1948), русский кинорежиссер, чьи фильмы и теоретические работы, прежде всего в области монтажа, утвердили новые формы кинематографической выразительности. Родился 23 января 1898 в Риге, в семье инженера-строителя. Избрав профессию отца, учился в Петроградском институте гражданских инженеров; после революции 1917, в Гражданскую войну, записался добровольцем в Красную Армию, работал художником по декорациям в армейской самодеятельности. С окончанием войны вдохновленный революционными идеями Эйзенштейн пришел в авангардистский рабочий театр Пролеткульта, работал режиссером и художником по декорациям. В 1924 совместно с коллегами по Пролеткульту поставил свой первый фильм Стачка - о забастовке рабочих на одном из российских заводов. Следующий фильм Эйзенштейна, Броненосец "Потемкин" (1925), в острой драматической форме изобличал царский режим и рассказывал о восстании матросов на "Потемкине". В 1927 был поставлен фильм Октябрь - сложное, полное художественных экспериментов произведение, воссоздающее события большевистской революции, а еще через два года - картина Генеральная линия, о коллективизации сельского хозяйства. В 1930 Эйзенштейн отправился в США. В Голливуде он предложил для постановки несколько сценариев, но ни один из них не был принят. По возвращении в Россию режиссер сделал упор в работе на теоретические исследования и лекционные курсы. Впоследствии его статьи и лекции этого периода стали основой двух книг - Смысл фильма (1942) и Форма фильма (1949), где разрабатываются принципы цвета, звука и монтажа в кино. После вынужденного отказа от ряда замыслов, сценариев и фильмов Эйзенштейн ставит свою первую звуковую картину Александр Невский (1938) - о русской победе над тевтонскими рыцарями в 13 в.
СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ЭЙЗЕНШТЕЙН на съемках фильма Иван Грозный (1945). В роли царя Н.К.Черкасов.
Работа Эйзенштейна над его последним фильмом Иван Грозный (1944-1945) велась в условиях бдительного надзора и растущей критики со стороны сталинского режима, испытывавшего все большее раздражение творческой независимостью режиссера. Вторая серия фильма вышла в прокат только в 1958. Иван Грозный представляет собой масштабную эпическую композицию. Манера игры актеров приближена к оперному спектаклю. В режиссуре акцент перенесен с монтажа на эмоциональную насыщенность отдельного кадра. Эйзенштейн считал монтаж ключевым элементом кинематографической выразительности. Он исходил из того, что противопоставление двух кадров производит эффект, превосходящий по силе воздействия эффект каждого кадра в отдельности. В отличие от многих режиссеров немого кино, Эйзенштейн не использовал кадр лишь для повествовательной и описательной функции, но работал с ним так же, как музыкант работает с нотами: ставя один кадр рядом с другим, он искал скрытую визуальную гармонию или диссонанс. Такого рода стилистика позволяла отображать на экране самые абстрактные темы: режиссер даже предполагал экранизировать Капитал К. Маркса. В большей степени ассоциативная, чем повествовательная роль монтажа, стилизованная, "оперная" манера игры актеров в последних фильмах, масштабные эпические сюжеты, которые скорее оркестровывались, как музыкальные произведения, нежели просто рассказывались, эксперименты с контрапунктом звука и изображения, экспрессивные цветовые решения - в творчестве Эйзенштейна эти выразительные средства кино достигли апогея и более глубоко уже не разрабатывались и не исследовались другими режиссерами. Умер Эйзенштейн в Москве 10 февраля 1948.
ЛИТЕРАТУРА
Эйзенштейн С.М. Избранные произведения, тт. 1-6. М., 1964-1971 Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М., 1974 Шкловский В. Эйзенштейн. М., 1976
Полезные сервисы
эйзенштейн, сергей михайлович
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Сергей Михайлович Эйзенштейн.
ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович (1898 - 1948), кинорежиссер, теоретик кино, педагог. Учился у В.Э. Мейерхольда. В своих театральных постановках разрабатывал новые принципы организации драматического действия, сближавшие сценическое искусство с цирком и эстрадой. Поиски современного кинематографического языка - открытие новых возможностей монтажа, ритма, крупного плана, ракурса - были осуществлены в снятых на "Мосфильме" серии историко-революционных картин: "Стачка" (1925), "Броненосец "Потемкин"" (1925), "Октябрь" (1927, совместно с Г.В. Александровым). Эйзенштейн добивался синтеза действия и изображения, слова и музыки. Для его стиля характерны метафоричность, экспрессия, тяга к символической образности. В 30-х гг. работы Эйзенштейна неоднократно подвергались официальной идеологической критике. После патриотической картины "Александр Невский" (1938) Эйзенштейн поставил "Иван Грозный" (1945, 2-я серия выпущена в 1958, 3-я не закончена). Историческая концепция, предложенная Эйзенштейном, входила в противоречие с официальной трактовкой личности Ивана Грозного тех лет. Свой творческий опыт Эйзенштейн осмыслил в ряде теоретических работ.
Сергей Эйзенштейн.
Кадр из фильма С.М. Эйзенштейна "Броненосец Потёмкин".