Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

этр

Словарь галлицизмов русского языка

ЭТР * être.

1. Самостоятельный и вспомогательный глагол с базовым знач. "быть", чрезвычайно важный в образовании фр. глагольных времен. Придворный ужин в присутствии Государя. Высокая молодежь, устав от paraître, захотела наконец, être (всяк по-своему! ) - и вот, со всех концов на все концы <летят>.. хлебные шарики. Марина Цветаева Кедр. // НМ 1991 7 168. Спрашивал <экзаменатор> очень мало, а тех, кто плохо знал, спрашивал подолгу и даже топал ногами, если начинали спрягать avoir, а кончали être'ом. Прокофьев Автобиография 152. ♦ Etre et avoir. "Быть и иметь". Заглавие книги Марселя Габриеля ( Marcel Gabriel, 1889-1973 ). Душенко 232.

2. être m. филос. Бытие, экзистенция. Вспомним философию Сартра, для которого человеческое бытие - это ничто, пустота, néant, жаждущее наполнения, а потому стремящееся стать прочным и плотным бытием, être. ВФ 1998 6 3.

Полезные сервисы

этр а кроке

Словарь галлицизмов русского языка

ЭТР А КРОКЕ * être à croquer. Быть очень привлекательным (ой). - Виновата эта ужасная женщина. - Elle est à croquer, la petite Копылов, еще похорошела. В. Крестовский Альбом. // ВЕ 1875 2 439.

Полезные сервисы

этр а пар

Словарь галлицизмов русского языка

ЭТР А ПАР * être à part. Отдельное, особое существо, человек-оригинал. Старославский оригинальнее всех, что я когда-нибудь встречала: c'est un être à part. Вонлярлярский Ночь на 28-3 сент. // ОЗ 1852 81 4 1 213.

Полезные сервисы

этр а прандр

Словарь галлицизмов русского языка

ЭТР А ПРАНДР *être à prendre. Быть незамужем. - Похвально, князь, и особенно лестно для вашей жены что вы считаете брак синонимом счастья, улыбнулась она насмешливо, - только на этот раз вы ошиблись: je suis encore à prendre! Д. Позняк Дорогою ценою. // РВ 1885 5 66.

Полезные сервисы

этр а рефэр

Словарь галлицизмов русского языка

ЭТР А РЕФЭР * être à refaire. Быть необходимым для переделки. Для меня совершено ясно, история Венецианской живописи est à refaire. 26. 10. 1912. И. Грабарь - А. Н. Грабарь. // Г. 1 271.

Полезные сервисы

этр а сек

Словарь галлицизмов русского языка

ЭТР А СЕК * être à sec. Не иметь ни копейки. - Денег у нас - ни у него.., ни у меня ни алтына, nous étions à sec, ждали все из дома. Гонч. Восп.

Полезные сервисы

этр агреабль

Словарь галлицизмов русского языка

ЭТР АГРЕАБЛЬ *être agréable. Быть приятным. Занимая тогда одно из почетных мест среди Московской аристократии, графиня < Закревская> имела все средства избирать для этих спектаклей актеров и актрис из высших слоев общества; и все избранные ею, рады или нерады, но громко заявляли полную готовность d'être agréable à m-me la comtesse, как тогда выражались. Г. Александров Восп. режиссера. // РА 1874 1 204.

Полезные сервисы

этр ан бон одёр

Словарь галлицизмов русского языка

ЭТР АН БОН ОДЁР * être en bon odeur. Быть на хорошем счету. Conserver, conservation, conservateur - в этих трех словах заключался весь словарь этих людей. Весь вопрос заключался в том, чтобы иметь хороший дух, être en bon odeur. ОЗ 1880 248 1 104.

Полезные сервисы

этр ан верв

Словарь галлицизмов русского языка

ЭТР АН ВЕРВ * être en verve. Быть в ударе. Если вы найдете, что мне необходимо послать ее <записку>, то пришлите мне проект письма Киселеву. Vous serez peut être en verve, и ваше письмо будет убедительнее моего. 12. 5. 1842. М. Фонвизин - И. И. Пущину. // Ф. 250.

Полезные сервисы

этр бет

Словарь галлицизмов русского языка

I.

БЕТ * bête.

1. Бестия, скотина. Кург.[ Сын (советнице):] Мадам! Мы оба беты. Фонвизин Бригадир. Что за дело если какая-нибудь bête в роде этой слышит вас или нет. РВ 1874 2 прил. 77. За обедом у Екатерины Николаевны .. назвали меня дураком (bête). 14. 4. 1874. А. А. Толстая Восп. // ВЕ 1895 4 625.- О чем вы задумались? - спросила Бланш. - Теперь вы решили bouder? Майор, побраните вашего méchant племянника. Он не хочет меня развлекать. Он такой же bête, как капитан. Теккерей История Пенденниса. // 12-6 217. Изучение его <фр. яз.> неизбежно сопряжено с военными постоями, с барабанным боем и с apprendre par coeur <учить наизусть>, главное нельзя быть bête allemande. Гейне Пут. картины. // 6-3 124. || Дурак. - То же ... Bête, насмешливо ворчит Тавров: - что же ты, по крайней мере, просил у Бога? Уже с другой стороны подступает он к ребенку. Д. Гирс Стар. и юная Россия. // ОЗ 1868 4 2 325. В борьбе с социалистами Прудон не сколько не стеснялся выражениями: hommes obstinement bêtes (люди упорно глупые), reveurs paradisiaques (райские мечтатели). Дело 1880 11 2 81.

2. Бет или лабет в картах штраф тому, кто начав игру, не выиграет ни одной; или имея на руках масть, не дает оной с намерением или ошибкою. Ян. 1803. Ставки были не велики, как беты в оной не ограничены, то я и осталася, по окончанию игры, должна г-ну В. .. тридцатью гинеями. Модн. изд. 1779 1 135. Сын (поет французскую песню; советница пристает к нему. (К советнице). Madame, мы оба беты. Матушка, пропойте-ка вы нам какую-нибудь эр. Фонв. Бригадир. Барыня правда приняла их неизреченно учтиво, но досадовала не мало, что они помешали ей в игре, от чего она не только не выиграла большой бет, но и сверьх того еще и с четырьмя митадорами <так> проиграла кадриль. 1794. Неонила 2 103-104. От ламп повсюду яркий свет, Здесь "вист" кричат, а там - "вы бет". 1845. Филимонов Москва.

II.

БЕТ, ЭТР БЕТ гро мо Маркевич

Полезные сервисы

этр дезилюзьоне

Словарь галлицизмов русского языка

ЭТР ДЕЗИЛЮЗЬОНЕ * être désillusionné.. Etre désillusionné - это удел многих, живущих среди людей и когда-то имевших тоже свои надежды. СВ 1895 12 2 61.

Полезные сервисы

этр конпле

Словарь галлицизмов русского языка

ЭТР КОНПЛЕ * être complet. Оказаться на высоте (чего-л.). БИШ. Вовсе не надеюсь être complet, а почту себя счастливым, если удасться проложить хотя бы тропинку к нашей церковной музыке. 23. 8. 1856. Глинка - В. В. Стасову.

Полезные сервисы

этр манке

Словарь галлицизмов русского языка

ЭТР МАНКЕ * être manqué. Неудачник. Бывают события без развязки, существования без цели, существа неопределенные, никому непонятные, даже самому себе, словом то, что по французски называется les êtres manqués, les existences brisées. А. Скабичевский Писарев. // ОЗ 1869 3 2 72. См. также Экзистанс манке.

Полезные сервисы

этр мер

Словарь галлицизмов русского языка

ЭТР МЕР * être mère. Быть матерью. У женщины другое назначение: elle doit aimer <она должна любить

Полезные сервисы

этр папийоне

Словарь галлицизмов русского языка

ЭТР ПАПИЙОНЕ * être papillonnée. Порхающее существо; бабочка. Видел я и Сильфиду, маленькое. воздушное, грациозное творенье, être papillonée - Сенковскую, мила, очень мила. 12. 9. 1839. Герц. - Ю. Ф. Курута.

Полезные сервисы

этр паразит

Словарь галлицизмов русского языка

ЭТР ПАРАЗИТ * être parasite. Вообще необходимость обманывать, в которую поставлен всякий купец, чтоб не обанкрутиться, убедило <Фурье>, что промышленность ведется неправильно и что купцы по большей части (9/10) sont des êtres parasites, живущие за чужой счет. 1849. Буташевич-Петрашевский. // Петрашевцы 1953 411.

Полезные сервисы

этр сансибль

Словарь галлицизмов русского языка

ЭТР САНСИБЛЬ * être sensible. литер. Чувствительный человек. Причисляя себя к "чувствительным людям" ("être sensible"), < Карамзин > не раз обращается с речью к родственным ему "âmes sensibles". Сиповский Н. М. Карамзин.

Полезные сервисы

этр сюпрем

Словарь галлицизмов русского языка

ЭТР СЮПРЕМ * être suprême. Высшее существо (о боге). При революции 1848, когда муниципальный совет Парижа дебатировал о том, признавать ли существование Etre suprême и решил утвердительно большинством только одного голоса. СВ 1895 1 2 74.

Полезные сервисы

этра

Большой энциклопедический словарь

ЭТРА - см. Эфра.

Полезные сервисы

этра, см. эфра

Энциклопедический словарь

ЭТРА, см. Эфра - Э́ТРА, см. Эфра (см. ЭФРА).

Полезные сервисы

этран

Сканворды для слова этран

- Река в Швеции.

Полезные сервисы

этрангле лё-пероке

Словарь галлицизмов русского языка

ЭТРАНГЛЕ ЛЁ-ПЕРОКЕ * étrangler le perroquet. Целая треть их <извощиков в Париже> принадлежит к категории так называемых "цыган", т. е. людей .. любящих раздавить "косушку" - étrangler le perroquet", т. е. выпить стакан абсенту. Дело 1874 5 1 206.

Полезные сервисы

этранже

Словарь галлицизмов русского языка

ЭТРАНЖЕ * étranger m. Иностранец. Скрепя сердце отдала детей в деревню, в Штирии, крестьянке-кормилице, а сама поступила горничною в отель des étrangers. Амфитеатров Кельнерша. // А. 1991 260. Чудаковатый этранже в немыслимых ботфортах - кто я? Е. Некрасов Коржик. // ДН 1998 11 51.

Полезные сервисы

этранже де марк

Словарь галлицизмов русского языка

ЭТРАНЖЕ ДЕ МАРК * étranger de marque. Немногочисленная высшая публика - les étrangers de marque - держалась в сторонке, на боковых скамьях, осененных темными каштанами. Н. Северов Нелли. // ВЕ 1902 9 103.

Полезные сервисы

этранжерка

Словарь галлицизмов русского языка

ЭТРАНЖЕРКА и, ж. étrangère. Иностранка. - А кто вчера был? - Три украсителя северной столицы, с ними две этранжерки, самим Наполеоном Третьим сюда на развод присланные. Горбунов Петр Петрович. // Г. Избр. 1965.

Полезные сервисы

этрап

Сканворды для слова этрап

- Административно-территориальная единица Туркмении.

Полезные сервисы

этрен

Словарь галлицизмов русского языка

ЭТРЕН * étrenne f. Новогодний подарок. В Лондоне и в Амстерламе осыпают вертушки <рулетки> бриллиантами, а в Париже большая часть étrennes или подарков, от любовника к любовнице посылаемых, состоит в прекрасно выработанных вертушках. 1793. А. Писарев Переп. вельмож 2 197. Марице и всем дамам надавал я Парижских étrennes. 1820. А. Я. Булгаков Письмо брату. // РА 1900 3 321. В новый год по обыкновению получают <слуги> подарки <étrennes> по чему почти остаются до прибыльного срока. 1821. Сумароков Прогулка 2 123. Я пишу в салоне гр. Гурьевой, где мы встречаем первый вечер новаго года и любуемся этренами наших художников - Фурман подарил ей акварель Брюлова. 1833. А. Тургенев - П. Вяземскому. // АБТ 1 144. Да любезнейший Александр Сергеевич: я обновил 1835-й год сонетом, не милым как Оронтов, не во вкусе петраркистов, а разве несколько вроде казы; и как étrenne посылаю тебе. 1835. Катенин. // К. 222. - Видите ли, заговорила она <девочка>, скоро .. папА прислал мне из Парижа вместо étrennes бэби. Большой такой, совсем настоящий. И говорить умеет "papa", "mama", совсем как маленькие детушки, только чуть пуговку на грудке прижать. Т. Барвенкова На мели. // СВ 1891 3 1 197. Здесь все те же - то есть фантомы, étrennes, каштаны и очаровательное небытие. 30. 12. 1925. И. Эренбург - Е. Полонской. // ВЛ 2000 2 264.

Полезные сервисы

этриоскоп

Синонимы к слову этриоскоп

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь иностранных слов

ЭТРИОСКОП (греч.). Прибор Лесли для определения степени безоблачности неба.

Полезные сервисы

этро

Сканворды для слова этро

- Итальянская компания, производитель модной одежды.

Полезные сервисы

этрог

Практический толковый словарь

биол.

цитрусовый фрукт

син. этрог, эфрог, греческий цитрон, цедрат-цитрон, еврейский цитрон

этрог

Полезные сервисы

этрол

Синонимы к слову этрол

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

этролы

Толковый словарь

мн.

Пластмассы, полученные на основе эфиров целлюлозы и используемые в различных отраслях лёгкой промышленности.

Энциклопедический словарь

ЭТРО́ЛЫ -ов; мн. Пластмассы, полученные на основе эфиров целлюлозы (используются в различных отраслях лёгкой промышленности).

* * *

этро́лы - принятое в России название пластмасс на основе эфиров целлюлозы (например, ацетопропионата, ацетобутирата). Обладают удовлетворительными прочностными и электроизоляционными свойствами, хорошо поддаются механической обработке. Применяются в производстве некоторых деталей автомобилей, самолётов, судов, бытовых изделий и др.

* * *

ЭТРОЛЫ - ЭТРО́ЛЫ, принятое в России название пластмасс на основе эфиров целлюлозы (напр., ацетопропионата, ацетобутирата). Обладают удовлетворительными прочностными и электроизоляционными свойствами, хорошо поддаются механической обработке. Применяются в производстве некоторых деталей автомобилей, самолетов, судов, бытовых изделий и др.

Большой энциклопедический словарь

ЭТРОЛЫ - принятое в России название пластмасс на основе эфиров целлюлозы (напр., ацетопропионата, ацетобутирата). Обладают удовлетворительными прочностными и электроизоляционными свойствами, хорошо поддаются механической обработке. Применяются в производстве некоторых деталей автомобилей, самолетов, судов, бытовых изделий и др.

Академический словарь

-ов, мн.

Пластмассы, полученные на основе эфиров целлюлозы и идущие на изготовление различных деталей самолетов, автомобилей (штурвалы, ручки, подлокотники и т. д.), а также галантерейных изделий, игрушек.

Полезные сервисы

этроплюсы

Энциклопедический словарь

ЭТРОПЛЮСЫ - ЭТРО́ПЛЮСЫ (Etroplus), род рыб семейства цихлид (см. ЦИХЛИДЫ), обитающих в пресных и солоноватых водах Индии и Цейлона. Род включает три вида.

Полезные сервисы

этрурия

Грамматический словарь

Этру́рия ж

Полезные сервисы

этруск

Толковый словарь

м.

см. этруски 2.

Орфографический словарь

этру́ск, -а

Формы слов для слова этруск

этру́ск, этру́ски, этру́ска, этру́сков, этру́ску, этру́скам, этру́ском, этру́сками, этру́ске, этру́сках

Грамматический словарь

этру́ск мо 3a

Полезные сервисы

этруска

Толковый словарь

ж.

см. этруски 2.

Толковый словарь Ожегова

ЭТРУ́СКИ, -ов, ед. -у́ск, -а, м. Группа древних племён, в 1 тысячелетии до н. э. населявших северо-западные территории современной Италии и создавших высокую культуру.

Полезные сервисы

этруски

Толковый словарь

мн.

1. Группа древних племен, в I тысячелетии до н.э. населявших северо-западные территории Апеннинского полуострова (современная Тоскана) и создавших развитую цивилизацию.

2. Представители данной группы племен.

Толковый словарь Ожегова

ЭТРУ́СКИ, -ов, ед. -у́ск, -а, м. Группа древних племён, в 1 тысячелетии до н. э. населявших северо-западные территории современной Италии и создавших высокую культуру.

Словарь существительных

ЭТРУ́СКИ, -ов, мн (ед этру́ск, -а, м).

Древние племена, населявшие в 1 тысячелетии до н. э. сев.-запад Апеннинского п-ва, обл. Этрурию (совр. Тоскана) и создавшие высокоразвитую цивилизацию, предшествовавшую римской и оказавшую на нее большое влияние; люди, принадлежащие к этим племенам; яз. - этрусский, группа средиземноморских, древних неиндоевропейских языков Юж. Европы и островов Средиземного моря.

// ж этру́ска, -и, мн род. -сок, дат. -скам.

Происхождение этрусков пока не выяснено, но известно, что в конце VII в. они объединились в союз 12 городов-государств.

Энциклопедический словарь

ЭТРУ́СКИ -ов; мн. Древние племена, населявшие в первом тысячелетии до н.э. северо-запад Аппенинского полуострова, создавшие развитую цивилизацию (древняя Этрурия, современная Тоскана).

Этру́ск, -а; м. Этру́сский, -ая, -ое. Э. язык. Э-ая ваза.

* * *

этру́ски - древние племена, населявшие в 1-м тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область древняя Этрурия, современная Тоскана) и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние. Происхождение этрусков не выяснено. В конце VII в. объединились в союз 12 городов-государств, около середины VI в. овладели Кампанией. В V-III вв. до н. э. покорены Римом.

* * *

ЭТРУСКИ - ЭТРУ́СКИ (лат. Etrusci, tusci, греч. tyrrhenoi, rsenoi, самоназвание - расены), древний народ, населявший в 1 тыс. до н. э. область Центральной Италии между реками Арно и Тибр и Апеннинскими горами (древняя Этрурия, современная Тоскана (см. ТОСКАНА)).

Появление этрусков и загадка происхождения

В 8 в. до н. э. складывается археологическая культура этрусков. На территории Тосканы возникают многочисленные поселения, окруженные стенами из массивных каменных блоков. Богатые погребения в перекрытых ложными сводами круглых могильниках сменяют более скромные захоронения культуры Вилланова. Погребальный инвентарь свидетельствует о высоком мастерстве этрусских кузнецов и ювелиров; этрусские гончары стали создателями керамики «буккеро», для которой характерны сосуды с черной блестящей поверхностью, разнообразные по форме и часто украшенные лепными фигурками птиц и зверей.

Данные археологии не позволяют решить вопрос о родине этрусков. Еще в 5 в. до н. э. «отец истории» Геродот (см. ГЕРОДОТ) указывал на их восточное происхождение. Согласно легенде, изложенной у Геродота, этруски являлись потомками лидийцев (см. ЛИДИЯ), часть которых была вынуждена покинуть Малую Азию, где свирепствовал голод, и отправиться за море (Her., I, 94). Современник Геродота Гелланик Лесбосский видел в этрусках догреческое население (см. ПЕЛАСГИ) Эллады; греческий ритор эпохи Августа Дионисий Галикарнасский (см. ДИОНИСИЙ Галикарнасский) считал их коренными жителями Италии (Dion.Hal. I, 28-30). Споры о происхождении этрусков продолжались на протяжении столетий: проблема усложнялась тем, что язык этрусских надписей до сих пор не понятен исследователям. В поисках родственных связей этрусские надписи сравниваются со всеми индоевропейскими языками, в т. ч. со славянскими.

Очевидно, что алфавит этрусков возник на основе древнегреческого алфавита. Известно более 10 тыс. этрусских надписей 7-1 вв. до н. э., но ученым удалось установить значения только нескольких десятков слов. Дешифровку затрудняет однотипность и краткость надписей, которые в большинстве своем являются надгробными эпитафиями и содержат лишь имена и традиционные обращения к богам. Самый большой этрусский текст (ок.1500 слов) сохранился на пеленах, в которые была обернута мумия из Александрии, хранящаяся ныне в Загребском музее. Попытки установить аналогии для этрусских слов и грамматических форм в современных или древних языках пока не увенчались успехом.

В 194 году при раскопках этрусского города Пирги (гавани Цере) были найдены три золотые пластинки с надписями. Две из них содержали этрусские тексты, третья - посвящение богам, написанное на финикийском языке. Финикийский текст, к сожалению, не являлся буквальным переводом этрусского, но был только его пересказом. Сравнительное изучение этих текстов открывает новые перспективы для исследователей этрусского языка.

В 1885 году на о.Лемнос в Эгейском море была найдена погребальная стела 6 в. до н. э., надписи которой выполнены на языке, родственном этрусскому. Сторонники восточного происхождения этрусков, отмечающие несомненное влияние на их материальную культуру искусства и религиозных верований Малой Азии, рассматривают эту находку как важный аргумент для доказательства своей теории. В то же время, некоторые исследователи продолжают видеть в этрусках часть древнего населения Средиземноморья, жившего здесь еще до начала миграции индоевропейцев. Многие научные школы, тем не менее, отказываются от столь крайних и определенных точек зрения. Формирование этрусского этноса стремятся представить как результат взаимодействия культур различных племен. Это позволяет не только подчеркнуть внешнее сходство отдельных памятников материальной культуры этрусков с находками в Малой Азии и на островах Эгейского моря, но и объяснить стремительный взлет этрусской цивилизации и ее быстрое распространение на территории Апеннинского полуострова.

Этрусские полисы

К 7 в. до н.э. Этрурия представляла собой конфедерацию 12 городов-государств, каждый из которых являлся центром объединения нескольких более мелких городов и поселений. Во главе каждого государства стояли цари, затем их сменили выборные магистраты. Союз городов возглавлялся поочередно одним из правителей, который также имел власть верховного жреца. Крупнейшими городами были Тарквинии (см. ТАРКВИНИИ (город)), Вейи (см. ВЕЙИ), Цере (см. ЦЕРЕ), Вольсинии (см. ВОЛЬСИНИИ), Ветулония, Клузий, Перузия, Фьезоле, Популония, Вольтерра.

Древние этрусские города располагались на вершинах высоких холмов и представляли собой труднодоступные укрепления, «орлиные гнезда», господствовавшие над сельскохозяйственной округой. Жители Этрурии активно занимались разработкой горнорудных месторождений, о чем свидетельствуют горы шлака, сохранившиеся вокруг этрусских поселений. Изделия этрусских ремесленников пользовались большим спросом у соседних народов, что привело к развитию торговли и основанию торговых факторий на западном и восточном побережье Апеннинского полуострова. Предметы, изготовленные в Этрурии, найдены на территории Швейцарии, Бургундии, Прованса, Испании, Северной Африки, Малой Азии и Греции. Море, омывающее западное побережье Италии, греки назвали Тирренским, признав абсолютное господство на нем этрусских мореплавателей - купцов и пиратов.

Экспансия и поражения

В конце 7- 6 вв. до н. э. этруски захватили долину р. По, где основали ряд городов, проникли в Лациум (см. ЛАЦИО) и заняли плодородные земли Кампании (см. КАМПАНИЯ (административная область)). Согласно Титу Ливию, с 616 по 510 гг. до н. э. в Риме правила династия этрусских царей: Тарквиний Древний, Сервий Туллий (см. СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ), Тарквиний Гордый (см. ТАРКВИНИЙ Гордый). У этрусков римляне заимствовали символы царской власти: курульное кресло (трон) и фасции (см. ФАСЦИИ) - связки прутьев с двойным топориком в центре.

Распространив свое влияние на большую часть Апеннинского полуострова, Этрурия продолжала оставаться политически неустойчивым союзом городов, который не смог оказать сопротивление внешнему врагу. В 5 в. до н. э. земли по р. По были захвачены галлами (см. КЕЛЬТЫ) и получили в дальнейшем название Цизальпинской Галлии. Возможно, часть этрусков переселилась в альпийские долины, где, согласно свидетельству античных авторов, обитало племя ретиев, язык которых был родственен этрусскому. На юге Италии этруски потерпели ряд поражений от греков. Тит Ливий повествует об упорных войнах, которые вел с этрусками Рим. В 510 г. до н. э. римляне изгнали последнего этрусского царя и установили республиканское правление. За этим последовала война с Порсенной, царем города Клузий. осадившим Рим. Мужество легендарных римских героев не позволило этрускам утвердиться в Лациуме. В 396 г. до н. э. после 10 лет войны римские войска взяли приступом и разрушили Вейи. В течение 3 в. до н. э. этрусские города полностью утратили политическую независимость. В конце 1 в. до н. э. этрусский язык был вытеснен латинским и вышел из употребления, хотя многие представители древних этрусских родов продолжали жить в Риме и пользовались большим влиянием. Известно, что этруском по происхождению был Меценат (см. МЕЦЕНАТ), сподвижник Августа и покровитель поэтов.

История исследований

Этрусские древности привлекали внимание ученых Рима. Грамматик Веррий Флакк 1 в. до н. э. был автором книги о деяниях этрусков; император Клавдий (см. КЛАВДИЙ (император)) (41-54 н. э.) составил грамматику этрусского языка и написал «Историю этрусков» в 20 книгах. Однако, ни одно из этих сочинений не дошло до наших дней, как не сохранились и книги этрусских писателей, имена которых упоминают античные авторы.

Европейский мир открыл культуру этрусков еще в эпоху Возрождения, когда любители древностей начали вести раскопки в этрусских гробницах и коллекционировать памятники искусства. Вплоть до первой половины 19 в. этрусскими продолжали считать многочисленные произведения древнегреческих мастеров, которые ввозились в Этрурию в период ее расцвета. Сложившийся в европейском искусстве 18 в. т. н. «этрусский стиль» соединял в себе мотивы как греческого, так и римского искусства.

Начало изучения культуры этрусков было положено изданием во Флоренции в 1723-1724 гг. труда Т. Демпстера «Семь книг о царской Этрурии». В 1726 в Кортоне была основана Этрусская академия, а затем музей. В 1789 аббат Л. Ланци, исследовавший коллекцию этрусских древностей в музее Уффици во Флоренции, издал книгу «Рассуждение о этруском языке и других древних языках Италии». В 18-19 вв. систематические раскопки в окрестностях Рима и в Тоскане открыли множество памятников этрусского искусства; их публикация и изучение способствовали формированию этрускологии как отдельного направления в науке об античности.

Этрусские корни римской культуры

Римский ученый Витрувий (см. ВИТРУВИЙ) (1 в. до н. э.) указывал, что благодаря этрускам римляне освоили технику монументального строительства и научились создавать города с регулярной планировкой кварталов и улиц. Многие современные города Италии (Болонья, Перуджа, Орвьето, Ареццо и др.) стоят на месте этрусских городов. В Риме сохранились остатки канализационной системы (Cloaca Maxima), созданной этрусками. В Перудже и Вольтерре можно видеть фрагменты стен из крупных каменных блоков и арочные проемы ворот.

В труде Витрувия можно найти описания этрусских храмов, которые возводились на платформах и внутри были разделены на три параллельных нефа. Фасад храма представлял собой портик с двумя рядами колонн. В 1916 при раскопках храма в Вейях были обнаружены фрагменты скульптуры из терракоты, украшавшей его фасад. Здесь же была найдена статуя божества (т. н. «Аполлон из Вей») работы знаменитого скульптора Вулки (см. ВУЛКА из Вей).

Мастера Этрурии в совершенстве владели техникой литья из бронзы; экспрессивность и выразительность этрусского скульптурного портрета («Оратор», т. н. «голова Брута») оказали несомненное влияние на римское искусство. Этрусская скульптура была тесно связана с погребальными культами. Крышки саркофагов и урн завершали фигуры как бы возлежащих на погребальном пиру мужчин и женщин; их образы, отрешенные от земной суеты. полны гармонии и спокойствия. Материалом для скульптур служили глина или легко поддающийся обработке мягкий камень, который поволял передавать плавность движений и тонко моделировать лица.

Этрусские гробницы в Тарквиниях сохранили редчайшие для античного мира памятники фресковой живописи. Лишь незначительная часть фресок перенесена в музеи. Большинство росписей подвергается губительному воздействию влажного воздуха и постепенно исчезает, утрачивая свое живописное совершенство. Гробницы часто названы по сюжетам тех композиций, которые украшают их стены: гробницы авгуров, жонглеров, охоты и рыбной ловли, львов, быков, чудовищ и пр. Изображаются танцовщики, музыканты с флейтами и лирами, возлежащие за столами пирующие, роскошная утварь, нарядные одежды: согласно верованиям этрусков, радость и красота должны были окружать их и после смерти.

Религия

На фресках сохранились также изображения богов и надписи, содержащие их имена. Верховные боги Тин (см. ТИН), Уни и Мнерва были объединены в триаду и впоследствии почитались в Риме как Юпитер, Юнона и Минерва. Тин считался богом неба, возглавлявшим совет из 12 богов, которым была посвящена определенная часть небосвода. Бог Аплу отождествлялся с греческим Аполлоном, Турмс - с Гермесом, Сефланс был богом кузнечного дела, Туран часто изображалась на этрусских зеркалах как богиня любви и красоты. В подземном мире царствовали Аита и Ферсифай (Аид и Персефона древних греков). Свою волю боги возвещали с помощью молний, за появлением которых наблюдали жрецы - фульгаторы.

Жизненный путь человека зависел от множества добрых и злых духов. Посылаемые ими знамения истолковывали различные жрецы: авгуры (см. АВГУРЫ) предсказывали будущее по полету птиц, гаруспики (см. ГАРУСПИКИ) - по особенностям строения печени жертвенного животного. Сохранилась бронзовая модель печени из Пьяченцы, предназначенная для обучения жрецов. Она представляет собой уменьшенную модель мироздания, также разделенную на отдельные части, подвластные разным богам. Согласно римскому биографу Светонию (см. СВЕТОНИЙ Гай Транквилл) (2 в.), именно гаруспик предсказал Юлию Цезарю, что мартовские Иды (15 марта) станут для него роковыми.

Образы, созданные этрусскими мастерами, оказали огромное влияние на европейское искусство. Символ Рима - бронзовая Капитолийская волчица (см. КАПИТОЛИЙСКАЯ ВОЛЧИЦА) - была изготовлена в Этрурии. Среди рисунков Микеланджело (см. МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти) есть изображение головы этрусского бога в волчьей шкуре - копия не дошедшей до нас древней фрески. Памятники этрусской архитектуры изображены на гравюрах Пиранези. Бронзовые этрусские статуэтки вдохновили Бенвенуто Челлини на создание знаменитой статуи Персея с головой Медузы. Значительные коллекции этрусского искусства, собранные в Капитолийских музеях Рима, Ватиканских музеях, Археологическом музее Флоренции, Британском музее, Лувре, Государственном Эрмитаже, свидетельствуют о выдающемся вкладе, сделанном цивилизацией этрусков в мировую культуру.

Большой энциклопедический словарь

ЭТРУСКИ - древние племена, населявшие в 1-м тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского п-ова (обл. древняя Этрурия, современная Тоскана) и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской и оказавшую на нее большое влияние. Происхождение этрусков не выяснено. В кон. 7 в. объединились в союз 12 городов-государств, около сер. 6 в. овладели Кампанией. В 5-3 вв. до н. э. покорены Римом.

Академический словарь

-ов, мн. (ед. этру́ск, -а, м.).

Древние племена, населявшие в первом тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область древняя Этрурия, современная Тоскана), создавшие развитую цивилизацию.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Этруски. Голова Тина из Сатрикума. Нач. 5 в. до н.э. Музей виллы Джулия. Рим.

Этруски. Голова Тина из Сатрикума. Нач. 5 в. до н.э. Музей виллы Джулия. Рим.

ЭТРУСКИ, племена, населявшие в 1-м тысячелетии до н.э. северо-запад Апеннинского полуострова (область Этрурия, современная Тоскана) и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской и оказавшую на нее большое влияние. Происхождение этрусков не выяснено. В конце 7 в. объединились в союз 12 городов-государств, около середины 6 в. овладели областью Кампания. В 5 - 3 вв. до н.э. покорены Римом.

Чернофигурная амфора эпохи этрусков. Музей Мюнхена.

Чернофигурная амфора эпохи этрусков.

Музей Мюнхена.

Этруски. Фреска из гробницы Баронов. Тарквиния.

Этруски. Фреска из гробницы Баронов. Тарквиния.

Музыкант с цитрой. Фреска эпохи этрусков из гробницы Леопардов. Тарквиния.

"Музыкант с цитрой". Фреска эпохи этрусков из гробницы Леопардов. Тарквиния.

Саркофаги этрусков. Вилла Джулия, Рим.

Саркофаги этрусков. Вилла Джулия, Рим.

Орфографический словарь

этру́ски, -ов, ед. ч. этру́ск, -а

Словарь ударений

этру́ски, -ов; ед. этру́ск, -а

Морфемно-орфографический словарь

этру́ск/и.

Сканворды для слова этруски

- Истории этого италийского народа император Клавдий посвятил двадцатитомное сочинение, приложив и словарь языка, римлянами уже почти забытого.

- Древний народ Италии.

Полезные сервисы

этруские вазы

Словарь иностранных слов

ЭТРУСКИЕ ВАЗЫ - глиняные сосуды, производившиеся этрусками и находимые в остатках древних этруских и римских городов.

Полезные сервисы

этрускология

Синонимы к слову этрускология

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

этрусская цивилизация

Энциклопедия Кольера

Этрусков считают создателями первой развитой цивилизации на Апеннинском полуострове, к достижениям которой, еще задолго до Римской республики, можно отнести крупные города с замечательной архитектурой, прекрасные изделия из металла, керамику, живопись и скульптуру, обширную дренажную и ирригационную системы, алфавит, а позднее и чеканку монеты. Возможно, этруски были пришельцами из-за моря; их первые поселения на территории Италии представляли собой процветающие общины, располагавшиеся в центральной части ее западного побережья, в области, называвшейся Этрурией (приблизительно территория совр. Тосканы и Лацио). Древние греки знали этрусков под именем тирренов (или тирсенов), и часть Средиземного моря между Апеннинским полуостровом и островами Сицилия, Сардиния и Корсика именовалась (и именуется ныне) Тирренским морем, поскольку на протяжении нескольких столетий здесь господствовали этрусские мореплаватели. Римляне называли этрусков тусками (отсюда совр. Тоскана) или этрусками, сами же этруски называли себя расна или расенна. В эпоху их наивысшего могущества, ок. 7-5 вв. до н.э., этруски распространили свое влияние на значительную часть Апеннинского полуострова, вплоть до подножий Альп на севере и окрестностей Неаполя на юге. Покорился им и Рим. Повсюду их главенство несло с собой материальное процветание, широкомасштабные инженерные проекты и достижения в сфере архитектуры. Согласно традиции, в Этрурии существовала конфедерация двенадцати основных городов-государств, объединенных в религиозный и политический союз. В их число почти наверняка входили Цере (совр. Черветери), Тарквинии (совр. Тарквиния), Ветулония, Вейи и Волатерры (совр. Волтерра) - все непосредственно на побережье или близ него, а также Перузия (современная Перуджа), Кортона, Вольсинии (совр. Орвьето) и Арретий (совр. Ареццо) во внутренней части страны. К числу других важных городов относятся Вульчи, Клузий (совр. Кьюзи), Фалерии, Популония, Руселлы и Фьезоле.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

Происхождение. Самое раннее упоминание об этрусках мы находим в Гомеровских гимнах (Гимн Дионису, 8), где повествуется о том, как этот бог был однажды захвачен в плен тирренскими пиратами. Гесиод в Теогонии (1016) упоминает "славой венчанных тирренцев", а Пиндар (1-я Пифийская ода, 72) говорит о воинственном кличе тирренов. Кто же были эти знаменитые пираты, очевидно, широко известные античному миру? Со времен Геродота (5 в. до н.э.) проблема их происхождения занимала умы историков, археологов и дилетантов. Первая теория, отстаивающая лидийское, или восточное, происхождение этрусков, восходит к Геродоту (I 94). Он пишет, что в правление Атиса в Лидии разразился жестокий голод, и половина населения была вынуждена покинуть страну в поисках пропитания и нового местожительства. Они отправились в Смирну, построили там корабли и, миновав многие портовые города Средиземноморья, в конце концов осели среди омбриков в Италии. Там лидийцы сменили свое название, назвавшись тирренами в честь своего предводителя Тиррена, сына царя. Вторая теория также уходит корнями в древность. Дионисий Галикарнасский, ритор эпохи Августа, оспаривает Геродота, утверждая (Римские древности, I 30), что этруски были не переселенцами, а местным и наиболее древним народом, отличавшимся от всех своих соседей на Апеннинском полуострове как по языку, так и по обычаям. Третья теория, сформулированная Н.Фрере в 18 в., но до сих пор имеющая сторонников, отстаивает северное происхождение этрусков. Согласно ей, этруски, наряду с другими италийскими племенами, проникли на территорию Италии через альпийские перевалы. Данные археологии, по-видимому, говорят в пользу первой версии происхождения этрусков. Однако к рассказу Геродота следует подходить с осторожностью. Конечно, лидийские пришельцы-пираты заселили тирренское побережье не единовременно, но скорее переселялись сюда несколькими волнами. Примерно с середины 8 в. до н.э. культура Вилланова (носители которой оказались здесь ранее) претерпела изменения под явным восточным влиянием. Однако местный элемент был достаточно силен, чтобы оказать на процесс формирования нового народа значительное воздействие. Это позволяет примирить сообщения Геродота и Дионисия.

История. Появившись в Италии, пришельцы заняли земли к северу от реки Тибр по западному побережью полуострова и основали поселения с каменными стенами, каждое из которых стало независимым городом-государством. Самих этрусков было не так много, однако превосходство в оружии и военной организации позволило им покорить местное население. Оставив пиратство, они наладили прибыльную торговлю с финикийцами, греками и египтянами и активно занимались производством керамики, терракотовых и металлических изделий. Под их управлением благодаря эффективному использованию рабочей силы и развитию дренажных систем здесь значительно усовершенствовалось земледелие. С начала 7 в. до н.э. этруски стали расширять свое политическое влияние в южном направлении: этрусские цари правили Римом, и сфера их влияния простиралась до греческих колоний Кампании. Согласованные действия этрусков и карфагенян в это время на практике существенно препятствовали греческой колонизации в западном Средиземноморье. Однако после 500 до н.э. их влияние стало ослабевать; ок. 474 до н.э. крупное поражение нанесли им греки, а чуть позже они стали ощущать на своих северных рубежах давление галлов. В самом начале 4 в. до н.э. войны с римлянами и мощное галльское вторжение на полуостров навсегда подорвали могущество этрусков. Постепенно они были поглощены разраставшимся римским государством и растворились в нем.

Политические и общественные институты. Политическим и религиозным центром традиционной конфедерации двенадцати этрусских городов, каждый из которых управлялся лукумоном (lucumo), являлось их общее святилище Вольтумны (Fanum Voltumnae) близ современной Больсены. По-видимому, лукумон каждого города избирался местной аристократией, однако неизвестно, кому принадлежала власть в федерации. Царские полномочия и прерогативы время от времени оспаривались знатью. Например, к концу 6 в. до н.э. этрусская монархия в Риме была свергнута, и на смену ей пришла республика. Государственные структуры не претерпели радикальных изменений, кроме того, что был создан институт ежегодно избиравшихся магистратов. Сохранился даже титул царя (lucumo), хотя и лишившийся прежнего политического содержания и унаследованный второстепенным должностным лицом, исполнявшим жреческие обязанности (rex sacrificulus). Главная слабость этрусского союза состояла, как и в случае с греческими городами-государствами, в отсутствии сплоченности и неспособности противостоять единым фронтом как римской экспансии на юге, так и галльскому вторжению на севере. В период политического главенства этрусков в Италии их аристократия владела множеством рабов, которые использовались в качестве прислуги и на сельскохозяйственных работах. Экономическим стержнем государства являлся средний класс ремесленников и торговцев. Сильны были семейные узы, причем каждый клан гордился своими традициями и ревностно оберегал их. Римский обычай, в соответствии с которым все члены рода получали общее (родовое) имя, скорее всего, восходит к этрусскому обществу. Даже в период упадка государства отпрыски этрусских семей гордились своими родословными. Меценат, друг и советник Августа, мог похвастаться происхождением от этрусских царей: его царственные предки были лукомонами города Арретия. В этрусском обществе женщины вели вполне самостоятельную жизнь. Иногда даже родословная велась по женской линии. В отличие от греческой практики и в согласии с более поздними римскими обычаями, этрусских матрон и молодых девушек из аристократии нередко можно было видеть на общественных собраниях и публичных зрелищах. Эмансипированное положение этрусских женщин дало повод греческим моралистам последующих веков осуждать нравы тирренов.

Религия. Ливий (V 1) описывает этрусков как "народ, более всех прочих приверженный своим религиозным обрядам"; Арнобий, христианский апологет 4 в. н.э., клеймит Этрурию как "мать суеверий" (Против язычников, VII 26). То, что этруски были религиозны и суеверны, подтверждают литературные свидетельства и памятники. Сохранились имена многочисленных богов, полубогов, демонов и героев, которые в основном аналогичны греческим и римским божествам. Так, римской триаде Юпитера, Юноны и Минервы у этрусков соответствовали Тин, Уни и Менрва. Сохранились также свидетельства (например, в росписях гробницы Орко), указывающие на характер представлений о блаженстве и ужасе загробной жизни. В т.н. Этрусском учении (Etrusca disciplina), нескольких книгах, составленных во 2 в. до н.э., о содержании которых мы можем судить лишь на основании отрывочных указаний позднейших писателей, были собраны сведения и наставления относительно этрусских религиозных верований, обычаев и ритуалов. Здесь имелись: 1) libri haruspicini, книги о предсказаниях; 2) libri fulgurales, книги о молниях; 3) libri rituales, книги об обрядах. Libri haruspicini учили искусству выяснения воли богов посредством исследования внутренностей (прежде всего печени) определенных животных. Предсказатель, специализировавшийся в данном виде прорицания, назывался гаруспиком (haruspex). Libri fulgurales касались истолкования молний, их искупления и умилостивления. Священнослужитель, ответственный за эту процедуру, назывался fulgurator. В libri rituales обсуждались нормы политической и общественной жизни и условия человеческого существования, в том числе и в загробном мире. Этими книгами ведала целая иерархия экспертов. Церемонии и суеверия, описанные в Этрусском учении, продолжали оказывать влияние на римское общество и после рубежа нашей эры. Последнее упоминание применения этрусских ритуалов на практике мы встречаем в 408 н.э., когда явившиеся в Рим жрецы предложили отвратить от города опасность со стороны готов во главе с Аларихом.

Экономика. Когда римский консул Сципион Африканский готовился к вторжению в Африку, т.е. к кампании, которой предстояло положить конец 2-й Пунической войне, многие этрусские общины предлагали ему свою помощь. Из сообщения Ливия (XXVIII 45) мы узнаем, что город Цере обещал предоставить для войск зерно и другое продовольствие; Популония обязалась поставить железо, Тарквинии - парусину, Волатерры - детали корабельной оснастки. Арретий обещал предоставить 3000 щитов, 3000 шлемов и 50 000 дротиков, коротких пик и метательных копий, а также топоры, лопаты, серпы, корзины и 120 000 мер пшеницы. Перузия, Клузий и Руселлы обещали выделить зерно и корабельный лес. Если такие обязательства брались в 205 до н.э., когда Этрурия уже утратила свою независимость, то в годы этрусской гегемонии в Италии ее сельское хозяйство, ремесло и торговля должны были по-настоящему процветать. Помимо производства зерна, оливок, вина и строевого леса, сельское население занималось разведением крупного рогатого скота, овцеводством, охотой и рыболовством. Этруски изготавливали также домашнюю утварь и предметы личного обихода. Развитию производства способствовало изобильное снабжение железом и медью с острова Эльба. Одним из основных центров металлургии была Популония. Изделия этрусков проникали в Грецию и Северную Европу.

ИСКУССТВО И АРХЕОЛОГИЯ

История раскопок. Этруски были ассимилированы римлянами на протяжении последних 3-х столетий до н.э., однако ввиду того, что их искусство высоко ценилось, этрусские храмы, городские стены и гробницы пережили этот период. Следы этрусской цивилизации были частично погребены под землей вместе с римскими руинами и в Средние века в основном не привлекали внимания (впрочем, определенное влияние этрусской живописи обнаруживается у Джотто); однако в эпоху Ренессанса ими вновь заинтересовались и некоторые из них были раскопаны. Среди тех, кто посещал этрусские гробницы, были Микеланджело и Джорджо Вазари. К числу знаменитых статуй, обнаруженных в 16 в., принадлежат знаменитая Химера (1553), Минерва из Ареццо (1554) и т.н. Оратор (Arringatore) - портретная статуя какого-то официального лица, найденная неподалеку от Тразименского озера в 1566. В 17 в. число раскопанных объектов увеличилось, а в 18 в. широкое изучение этрусских древностей породило огромный энтузиазм (etruscheria, т.е. "этрускомания") среди итальянских ученых, полагавших, что этрусская культура превосходит древнегреческую. В ходе более или менее систематических раскопок исследователи 19 в. открыли тысячи богатейших этрусских гробниц, наполненных этрусскими изделиями из металла и греческими вазами, - в Перудже, Тарквинии, Вульчи, Черветери (1836, гробница Реголини-Галасси), Вейях, Кьюзи, Болонье, Ветулонии и во многих других местах. В 20 в. особенно знаменательными были открытия храмовых скульптур в Вейях (1916 и 1938) и богатого захоронения в Комаккьо (1922) на Адриатическом побережье. Был достигнут значительный прогресс в понимании этрусских древностей, особенно благодаря усилиям Института этрусских и итальянских исследований во Флоренции и его научному периодическому изданию "Этрусские исследования" ("Studi Etruschi"), выходящему с 1927.

Географические распределение памятников. Археологическая карта памятников, оставленных этрусками, отражает их историю. Древнейшие поселения, датируемые примерно с 700 до н.э., обнаружены в прибрежной зоне между Римом и островом Эльба: Вейи, Черветери, Тарквиния, Вульчи, Статония, Ветулония и Популония. С конца 7 и на протяжении 6 в. до н.э. этрусская культура распространилась на материковые области от Пизы на

севере и вдоль Апеннин. Помимо Умбрии, во владения этрусков входили города, которые носят теперь названия Фьезоле, Ареццо, Кортона, Кьюзи и Перуджа. Их культура проникла к югу, до современных городов Орвьето, Фалерий и Рима, и, наконец, за Неаполь и в Кампанью. Предметы этрусской культуры были обнаружены в Веллетри, Пренесте, Конке, Капуе и Помпеях. Болонья, Марцаботто и Спина стали центрами этрусской колонизации областей за горной цепью Апеннин. Позже, в 393 до н.э., в эти земли вторглись галлы. Через торговлю этрусское влияние распространилось и на другие области Италии. С ослаблением власти этрусков под ударами галлов и римлян сократилась и зона распространения их материальной культуры. Однако в некоторых городах Тосканы культурные традиции и язык дожили до 1 в. до н.э. В Клузии предметы искусства, относящиеся к этрусской традиции, производились примерно до 100 до н.э.; в Волатеррах - приблизительно до 80 до н.э., а в Перузии - примерно до 40 до н.э. Некоторые этрусские надписи датируются временем после исчезновения этрусских государств и, возможно, относятся к эпохе Августа.

Гробницы. Древнейшие следы этрусков прослеживаются по их захоронениям, часто располагавшимся на отдельных холмах и, например, в Цере и Тарквиниях, представлявшим собой настоящие города мертвых. Простейший тип гробниц, распространившийся примерно с 700 до н.э., - вырубленные в скале углубления. Для царей и их родственников такие могилы, по-видимому, делали более обширными. Таковы гробницы Бернардини и Барберини в Пренесте (ок. 650 до н.э.) с многочисленными украшениями из золота и серебра, бронзовыми треножниками и котлами, а также привезенными из Финикии предметами из стекла и слоновой кости. Начиная с 7 в. до н.э. характерным был прием соединения нескольких камер между собой так, что получались целые подземные жилища разных размеров. В них имелись двери, иногда окна и часто каменные скамьи, на которые клали умерших. В некоторых городах (Цере, Тарквинии, Ветулония, Популония и Клузий) такие гробницы перекрывали насыпями диаметром до 45 м, возведенными поверх естественных холмов. В других местах (например, в Сан-Джулиано и Норче) склепы вырубали в отвесных скальных обрывах, придавая им вид домов и храмов с плоскими или покатыми крышами.

ЭТРУССКИЕ ГРОБНИЦЫ

ЭТРУССКИЕ ГРОБНИЦЫ

Интересна архитектурная форма гробниц, возведенных из тесаного камня. Для правителя города Цере был сооружен длинный коридор, над которым огромные каменные блоки образовывали ложный стрельчатый свод. Конструкция и техника сооружения этой усыпальницы напоминает относящиеся к эпохе крито-микенской культуры гробницы в Угарите (Сирия) и т.н. гробницу Тантала в Малой Азии. Некоторые этрусские усыпальницы имеют ложный купол над прямоугольной камерой (Пьетрера в Ветулонии и Поджо делле Гранате в Популонии) или над круглым в плане помещением (гробница из Казале Мариттимо, реконструированная в Археологическом музее Флоренции). Оба типа усыпальниц восходят к архитектурной традиции II тыс. до н.э. и напоминают гробницы предшествующего времени на Кипре и Крите. Так называемый "грот Пифагора" в Кортоне, в действительности являющийся этрусской гробницей 5 в. до н.э., свидетельствует о понимании законов взаимодействия разнонаправленных сил, необходимом для сооружения подлинных арок и сводов. Такие конструкции появляются в поздних усыпальницах (3-1 вв. до н.э.) - например, в т.н. гробнице Великого Герцога в Кьюзи и гробнице Сан Манно близ Перуджи. Территорию этрусских кладбищ пересекают регулярно ориентированные проезды, на которых сохранились оставленные похоронными повозками глубокие колеи. Росписи и рельефы воспроизводят публичное оплакивание и торжественные процессии, сопровождавшие умершего к его вечной обители, где он будет находиться среди предметов обстановки, личных вещей, чаш и кувшинов, оставленных ему для еды и питья. Платформы, возведенные над гробницей, предназначались для поминальных пиров, включавших танцы и игры, и для своего рода гладиаторских боев, представленных в росписях гробницы Авгуров в Тарквиниях. Именно содержимое гробниц дает нам большую часть информации о жизни и искусстве этрусков.

ЭТРУССКОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ, обнаруженное в окрестностях города Кьюзи в центральной Италии.

ЭТРУССКОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ, обнаруженное в окрестностях города Кьюзи в центральной Италии.

ЭТРУССКАЯ КЕРАМИЧЕСКАЯ УРНА с останками умершего, найденная вблизи Кьюзи.

ЭТРУССКАЯ КЕРАМИЧЕСКАЯ УРНА с останками умершего, найденная вблизи Кьюзи.

Города. Этрусков можно считать народом, принесшим в центральную и северную Италию городскую цивилизацию, однако об их городах известно немного. Интенсивная, продолжавшаяся на протяжении многих веков деятельность человека в этих областях уничтожила или скрыла от глаз многие этрусские памятники. Тем не менее немало горных городов Тосканы до сих пор окружено стенами, возведенными этрусками (Орвьето, Кортона, Кьюзи, Фьезоле, Перуджа и, вероятно, Черветери). Кроме того, впечатляющие городские стены можно увидеть в Вейях, Фалериях, Сатурнии и Тарквиниях, а более поздние городские ворота, датируемые 3 и 2 вв. до н.э., - в Фалериях и Перудже. Для обнаружения этрусских поселений и могильников все успешнее используется аэрофотосъемка. В середине 1990-х годов начались систематические раскопки ряда этрусских городов, в том числе Черветери и Тарквинии, а также ряда городов в Тоскане. Города этрусков в горах не имеют регулярной планировки, о чем свидетельствуют участки двух улиц в Ветулонии. Доминирующим элементом в облике города был храм или храмы, сооруженные на самых возвышенных местах, как в Орвьето и Тарквиниях. Как правило, в городе имелось трое ворот, посвященных богам-заступникам: одни - Тину (Юпитеру), другие - Уни (Юноне), а третьи - Менрве (Минерве). Чрезвычайно регулярная застройка прямоугольными кварталами обнаружена лишь в Марцаботто (близ совр. Болоньи), этрусской колонии на реке Рено. Его улицы были вымощены, а вода отводилась по терракотовым трубам.

Жилища. В Вейях и Ветулонии обнаружены простые жилища типа бревенчатых хижин из двух комнат, а также дома нерегулярной планировки с несколькими комнатами. Знатные лукумоны, правившие этрусскими городами, вероятно, имели более обширные городские и загородные резиденции. Их, по-видимому, и воспроизводят каменные урны в форме домов и поздние этрусские гробницы. Урна, хранящаяся в музее Флоренции, изображает похожее на дворец двухэтажное каменное строение с арочным входом, широкими окнами на первом этаже и галереями по второму этажу. Римский тип дома с атриумом, возможно, восходит к этрусским прототипам.

Храмы. Свои храмы этруски строили из дерева и сырцового кирпича с терракотовой облицовкой. Храм простейшего типа, очень похожий на раннегреческий, имел квадратное помещение для культовой статуи и опирающийся на две колонны портик. Сложный храм, описанный римским архитектором Витрувием (Об архитектуре IV 8, 1), был разделен внутри на три помещения (целлы) для трех главных богов - Тина, Уни и Менрвы. Портик был такой же глубины, что и внутреннее помещение, и имел два ряда колонн - по четыре в каждом ряду. Поскольку важная роль в религии этрусков отводилась наблюдениям за небом, храмы возводились на высоких платформах. Храмы с тремя целлами напоминают догреческие святилища на Лемносе и Крите. Как мы теперь знаем, на коньке крыши у них помещались большие терракотовые статуи (как, например, в Вейях). Иными словами, этрусские храмы представляют собой разновидность греческих. Этруски создали также развитую дорожную сеть, мосты, канализацию и ирригационные каналы.

Скульптура. На раннем этапе своей истории этруски импортировали сирийские, финикийские и ассирийские изделия из слоновой кости и металла, а также подражали им в собственном производстве. Однако очень скоро они принялись подражать всему греческому. Хотя их искусство отражает главным образом греческие стили, в нем ощущаются здоровая энергия и земной дух, не свойственные греческому прототипу, более сдержанному и интеллектуальному по своему характеру. Лучшими этрусскими скульптурами, пожалуй, следует считать те, что выполнены из металла, преимущественно из бронзы. Большую часть этих статуй захватили римляне: согласно Плинию Старшему (Естественная история XXXIV 34), в одних Вольсиниях, взятых в 256 до н.э., им досталось 2000 штук. До нашего времени сохранились немногие. К числу самых замечательных принадлежат выкованный из металлического листа женский бюст из Вульчи (ок. 600 до н.э., Британский музей), обильно украшенная рельефными мифологическими сценами колесница из Монтелеоне (ок. 540 до н.э., музей Метрополитен); Химера из Ареццо (ок. 500 г. до н.э., Археологический музей во Флоренции); статуя мальчика того же времени (в Копенгагене); бог войны (ок. 450 до н.э., в Канзас-Сити); статуя воина из Тудера (ок. 350 до н.э., ныне в Ватикане); выразительная голова жреца (ок. 180 до н.э., Британский музей); голова мальчика (ок. 280 до н.э., Археологический музей во Флоренции). Символ Рима, знаменитая Капитолийская волчица (приблизительно датируется временем после 500 до н.э., ныне в Палаццо деи Консерватори в Риме), известная уже в Средние века, вероятно, сделана также этрусками.

СИМВОЛ РИМА, знаменитая Капитолийская волчица.

СИМВОЛ РИМА, знаменитая Капитолийская волчица.

Замечательным достижением мирового искусства явились терракотовые статуи и рельефы этрусков. Лучшие из них - найденные возле храма Аполлона в Вейях статуи архаической эпохи, среди которых имеются изображения богов и богинь, наблюдающих за борьбой Аполлона и Геракла из-за убитой лани (ок. 500 до н.э.). Рельефное изображение оживленной схватки (вероятно, с фронтона) было обнаружено в 1957-1958 в Пиргах, порту Черветери. По стилю оно перекликается с греческими композициями эпохи ранней классики (480-470 до н.э.). Великолепная упряжка крылатых коней найдена близ храма 4 в. до н.э. в Тарквиниях. Интересны с исторический точки зрения живые сцены с фронтонов храма в Чивита Альба, где запечатлено разграбление галлами Дельф.

ТЕРРАКОТОВАЯ СТАТУЯ АПОЛЛОНА, найденная возле храма в Вейях.

ТЕРРАКОТОВАЯ СТАТУЯ АПОЛЛОНА, найденная возле храма в Вейях.

Каменная этрусская скульптура обнаруживает больше местного своеобразия, чем металлическая. Первые опыты создания скульптур из камня представляют столпообразные фигуры мужчин и женщин из гробницы Пьетрера в Ветулонии. Они подражают греческим статуям середины 7 в. до н.э. Архаические гробницы в Вульчи и Кьюзи украшены фигурой кентавра и разнообразными каменными бюстами. Изображения сражений, празднеств, игр, похорон и сцен женского быта обнаружены на надгробиях 6 в. до н.э. из Кьюзи и Фьезоле. Встречаются и сцены из греческой мифологии, как, например, рельефные изображения на каменных плитах, установленных над входом в гробницы в Тарквиниях. С 4 в до н.э. саркофаги и урны с прахом обычно украшали рельефами на темы греческих легенд и сцен загробной жизни. На крышках многих из них - фигуры полулежащих мужчин и женщин, у которых особенной выразительностью отличаются лица.

Живопись. Особенно ценна этрусская живопись, поскольку она дает возможность судить о не дошедших до нас греческих картинах и фресках. За исключением нескольких фрагментов живописного убранства храмов (Черветери и Фалерии), этрусские фрески сохранились лишь в гробницах - в Черветери, Вейях, Орвьето и Тарквиниях. В древнейшей (ок. 600 до н.э.) гробнице Львов в Черветери имеется изображение божества между двумя львами; в гробнице Кампана в Вейях умерший представлен выезжающим верхом на охоту. С середины 6 в. до н.э. преобладают сцены танцев, возлияний, а также атлетических и гладиаторских состязаний (Тарквинии), хотя имеются и изображения охоты и рыбной ловли (гробница Охоты и рыбной ловли в Тарквиниях). Лучшими памятниками этрусской живописи являются танцевальные сцены из гробницы Франчески Джустиниани и гробницы Триклиния. Рисунок здесь очень уверенный, цветовая гамма небогатая (желтый, красный, коричневый, зеленый и синий цвета) и неброская, но гармоничная. Фрески двух этих гробниц подражают работам греческих мастеров 5 в. до н.э. Среди немногих расписанных гробниц позднего периода по праву выделяют большую гробницу Франсуа в Вульчи (4 в. до н.э.). Одна из обнаруженных здесь сцен - нападение римлянина Гнея Тарквиния на этруска Целия Вибенну, которому помогают его брат Элий и другой этруск Мастарна, - вероятно, является этрусской трактовкой римской легенды на ту же тему; другие сцены заимствованы из Гомера. Этрусский загробный мир, с примесью отдельных греческих элементов, представлен в гробнице Орка, гробнице Тифона и гробнице Кардинала в Тарквиниях, где изображены разные устрашающие демоны (Хару, Тухулка). Эти этрусские демоны были, по-видимому, известны римскому поэту Вергилию.

ДЕТАЛИ ФРЕСКИ из этрусской гробницы в Тарквиниях.

ДЕТАЛИ ФРЕСКИ из этрусской гробницы в Тарквиниях.

Керамика. Этрусская керамика хороша в технологическом отношении, но в основном носит подражательный характер. Черные вазы типа буккеро с большим или меньшим успехом имитируют бронзовые сосуды (7-5 вв. до н.э.); они часто украшены рельефными фигурами, обычно воспроизводящими греческие образцы. Эволюция расписной керамики с некоторым отставанием во времени следует за развитием греческих ваз. Наиболее своеобразны вазы с изображением предметов негреческого происхождения, например кораблей тирренских пиратов или следующие манере народного творчества. Иными словами, ценность этрусской керамики состоит в том, что по ней мы прослеживаем нарастание греческого влияния, особенно в сфере мифологии. Сами этруски предпочитали греческие вазы, которые тысячами обнаружены в этрусских гробницах (ок. 80% известных ныне греческих ваз происходят из Этрурии и южной Италии. Так, ваза Франсуа (в Археологическом музее Флоренции), великолепное творение мастера аттического чернофигурного стиля Клития (первая половина 6 в. до н.э.), была найдена в этрусской гробнице возле Кьюзи.

Металлообработка. По сообщениям греческих авторов, этрусские бронзовые изделия высоко ценились в Греции. Вероятно, этрусское происхождение имеет обнаруженная в некрополе Афин древняя чаша с человеческими ликами, приблизительно датируемая началом 7 в. до н.э. Часть этрусского треножника найдена на акрополе Афин. В конце 7-го, в 6 и 5 вв. до н.э. большое количество этрусских котлов, ведер и кувшинов для вина вывозилось в Центральную Европу, некоторые из них достигали даже Скандинавии. Бронзовая этрусская статуэтка найдена в Англии. В Тоскане из бронзы делались надежные, большие и очень эффектные подставки, треножники, котлы, светильники и даже троны. Эти предметы составляли также часть обстановки гробниц, причем многие были украшены рельефными или объемными изображениями людей и животных. Изготавливали здесь и бронзовые колесницы со сценами героических битв или фигурами легендарных героев. Гравированный узор широко применялся для украшения бронзовых туалетных шкатулок и бронзовых зеркал, многие из которых были сделаны в латинском городе Пренесте. В качестве мотивов использовались как сцены из греческих мифов, так и главные и второстепенные этрусские боги. Наиболее известный из гравированных сосудов - циста Фикорони в римском Музее виллы Джулия, на которой изображены подвиги аргонавтов.

Ювелирные изделия. Этруски преуспели и в ювелирном деле. Замечательный набор браслетов, пластин, ожерелий и фибул украшал женщину, похороненную в гробнице Реголини-Галасси в Цере: судя по всему, она была буквально покрыта золотом. Техника зерни, когда крошечными шариками золота, напаянными на горячую поверхность, изображались фигуры богов и животных, нигде не применялась столь же искусно, как при украшении дужек некоторых этрусских фибул. Позднее этруски с поразительной изобретательностью и тщательностью изготавливали серьги разной формы.

ЭТРУССКИЕ СЕРЬГИ в форме винограда, найденные в одной из гробниц в городе Вульчи.

ЭТРУССКИЕ СЕРЬГИ в форме винограда, найденные в одной из гробниц в городе Вульчи.

ЭТРУССКОЕ ЗОЛОТОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ

ЭТРУССКОЕ ЗОЛОТОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ

Монеты. Чеканку монеты этруски освоили в 5 в. до н.э. Для этого использовались золото, серебро и бронза. На оформленных по греческим образцам монетах изображали морских коньков, горгон, колеса, вазы, двойные топоры и профили разных богов-покровителей городов. На них делали и надписи с названиями этрусских городов: Вельцна (Вольсинии), Ветлуна (Ветулония), Хамарс (Кьюзи), Пуплуна (Популония). Последние этрусские монеты были отчеканены во 2 в. до н.э.

Вклад археологии. Археологические открытия, совершающиеся в Этрурии с середины 16 в. до наших дней, воссоздали яркую картину этрусской цивилизации. Эту картину значительно обогатило применение таких новых методов, как фотографирование еще не раскопанных гробниц (способ, изобретенный Ч.Леричи) с помощью специального перископа. Археологические находки отражают не только основанные на пиратстве и меновой торговле могущество и богатство ранних этрусков, но и их постепенный упадок, обусловленный, по мнению античных авторов, расслабляющим влиянием роскоши. Эти находки иллюстрируют военное дело этрусков, их верования, развлечения и, в меньшей степени, их трудовую деятельность. Вазы, рельефы, скульптура, живопись и произведения искусства малых форм демонстрируют удивительно полное усвоение греческих обычаев и верований, как, впрочем, и поразительные свидетельства влияния догреческой эпохи. Археология подтвердила и литературную традицию, говорившую об этрусском влиянии на Рим. Терракотовое убранство ранних римских храмов выполнено в этрусском стиле; многие вазы и бронзовые предметы раннереспубликанского периода римской истории изготовлены этрусками или в их манере. Двойной топор как символ власти, по словам римлян, имел этрусское происхождение; двойные топоры представлены и в этрусской погребальной скульптуре - к примеру, на стеле Авла Велуска, находящейся во Флоренции. Более того, такие двойные топорики помещали в гробницы вождей, как это было в Популонии. По крайней мере до 4 в. до н.э. материальная культура Рима всецело зависела от культуры этрусков.

ЛИТЕРАТУРА

Немировский А.И., Харсекин А.И. Этруски. Введение в этрускологию. Воронеж, 1969 Чубова А.П. Этрусское искусство. М., 1972 Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1982

Полезные сервисы

этрусские вазы

Словарь иностранных слов

Глиняные сосуды, находимые при раскопках др. этрусских городов.

Полезные сервисы

этрусский

Толковый словарь

прил.

1. Относящийся к этрускам, связанный с ними.

2. Свойственный этрускам, характерный для них.

3. Принадлежащий этрускам.

Толковый словарь Ожегова

ЭТРУ́ССКИЙ, -ая, -ое.

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к этруски.

Этрусский язык. Этрусская ваза.

Орфографический словарь

этру́сский

Словарь ударений

этру́сский

Формы слов для слова этрусский

этру́сский, этру́сская, этру́сское, этру́сские, этру́сского, этру́сской, этру́сских, этру́сскому, этру́сским, этру́сскую, этру́сскою, этру́сскими, этру́сском, этру́сск, этру́сска, этру́сско, этру́сски

Морфемно-орфографический словарь

этру́с/ск/ий.

Грамматический словарь

этру́сский п 3a✕~

Полезные сервисы

этрусский язык

Энциклопедический словарь

Этру́сский язы́к - язык этрусков. Вместе с языком лемносской стелы (VII или VI в. до н. э.) составляет этрусскую семью языков, внешние генетические связи которой неясны. Гипотеза о принадлежности этрусского языка к индоевропейским языкам не является общепризнанной.

* * *

ЭТРУССКИЙ ЯЗЫК - ЭТРУ́ССКИЙ ЯЗЫ́К, язык этрусков. Вместе с языком лемносской стелы (7 или 6 в. до н. э.) составляет этрусскую семью языков, внешние генетические связи которой неясны. Гипотеза о принадлежности этрусского языка к индоевропейским языкам не является общепризнанной.

Большой энциклопедический словарь

ЭТРУССКИЙ язык - язык этрусков. Вместе с языком лемносской стелы (7 или 6 в. до н. э.) составляет этрусскую семью языков, внешние генетические связи которой неясны. Гипотеза о принадлежности этрусского языка к индоевропейским языкам не является общепризнанной.

Лингвистика

Этру́сский язы́к -

язык этрусков, древнего населения доримской Италии. Генетическая

принадлежность окончательно не выяснена, входит в группу средиземноморских языков. Был распространён на

Апеннинском полуострове, в 1 в. вытеснен латинским

языком. Засвидетельствован в многочисленных (около 11 тыс.)

надписях разного содержания, датируемых 7-1 вв. до н. э., а также в глоссах (около 60) из сочинений античных авторов и

в топонимии. Важнейшие и самые пространные

тексты на этрусском языке: надписи на пеленах Загребской мумии (340

строк), надпись на черепице из Капуи (60) и финикийско-этрусская билингва из Пирги (25).

Основные места находок - античные области: Этрурия, Кампания, Лаций и

Северная Африка (Карфаген). Надписи выполнены этрусским алфавитом,

созданным на основе греческого прототипа. Направление письма справа

налево. Этрусский язык наиболее близок языку негреческих надписей с

острова Лемнос и ретийскому.

Фонетическая система включала 20 фонем: 4 гласных (a, e, i,

u) и 16 согласных, дифтонги ai, au, eu, ui. Система консонантизма объединяет 2 типа глухих взрывных:

глухие непридыхательные p, t, k, глухие придыхательные ph, th, kh;

зубные s, ś, z; губно-зубной f; плавные r, l и носовые m, n,

выступающие также в роли слоговых; придыхательный h, полугласный v. Особенности этрусской фонетики

заключаются в отсутствии гласного o, слившегося с u; отсутствии звонких

взрывных; передвижении согласных (глухие взрывные > придыхательные

> фрикативные). Ударение было силовым,

фиксированным на 1‑м слоге, что приводило к

полной или частичной редукции безударных

гласных.

Морфологической системе имени присущи 2 типа

существительных (подобие двух склонений) с парадигмой,

где противопоставлены тематический падеж

(номинатив) и «косвенный падеж», оформляемый окончаниями -s(-ś),

-si(-śi), -sa(-śa) или -l, -al, -la. Особенность морфологии -

наслоение равнозначных аффиксов (так называемая морфологическая

редетерминация); в структуре слова выделяют формы субъекта и ряд морфем,

выполняющих в именной и глагольной системах как

морфологические, так и синтаксические функции. Отмечены 2 рода (мужской и женский) и 2 числа (единственное и множественное). У глагола

представлены формы презенса, перфекта и

императива.

В синтаксисе наблюдается сходство в порядке слов с латинским языком: определение в родительном падеже перед управляющим

именем, положение глагола в конце предложения.

Лексика известна ограниченно, так как

большинство надписей состоят из имён

собственных. Истолковано значение около 150 слов, в т. ч. числительные от 1 до 9. Есть заимствования из греческого

и анатолийских языков. Некоторые этрусские слова через латинский язык

вошли в другие языки (например, persona).

Харсекин А. И., Вопросы интерпретации памятников этрусской

письменности, Ставрополь, 1963;

Немировский А. И., Харсекин А. И., Этруски,

Воронеж, 1969;

Паллоттино М., Проблема этрусского языка, в сб.: Тайны

древних письмён, пер. с англ., нем., франц. и итал. яз. М., 1976;

Pallottino M., Testimonia linguae

Etruscae, 2 ed., Firenze, 1968;

Pfiffig A. J., Die etruskische Sprache, Graz,

1969;

Cristofani M., Recent advances in Etruscan

epigraphy and language, в кн.: Italy before the

Romans, L. - N. Y. - S. F., 1979.

В. П. Нерознак.

Полезные сервисы

этрусский язык (альтернативный подход)

Энциклопедический словарь

ЭТРУССКИЙ ЯЗЫК (альтернативный подход) - ЭТРУ́ССКИЙ ЯЗЫ́К (Этрусетска мова), принадлежит выходцам из Смоленской и Полоцкой земель, в основном кривичам (см. КРИВИЧИ) с добавлением белорусов и поляков. Вначале является разновидностью белорусского языка, но со временем приобретает южнославянские черты, теряя склонения и спряжения. Трудности в исследовании объясняются попытками читать тексты одного из славянских языков с позиций латинского алфавита, без различения Ц-ЧЪ-ЧЬ, С-ШЪ-ШЬ, О-Д-Р, Ж-М, И-Й, И-N, В-Ч и т.д. Такое заблуждение объясняется с одной стороны тем, что поздние тексты этруски писали по-латыни, а также тем, что современные исследователи (в основном итальянцы и немцы) хотят видеть в предках римлян этрусках непременно латинян. В отличие от русского языка в этрусском имеются озвончения и оглушения (например, Полония стала Болоньей, Порусье - Перузией, современной Перуджей), аффрикаты (см. АФФРИКАТА) ДШ и ДЧ, некоторые непохожие слова (например, слово БЫЛ произносится как АЛ). Кроме того, язык «акающий», например, слова АДИН (один), АДАШ (отдашь), АДЛАДАЧЬ (отладить) пишутся с А вместо О. В остальном существенных трудностей для русскоязычного читателя не представляет. Имеются диалектные различия (римские этруски личное местоимение первого лица произносят АЗ, греческие - Я, а некоторые - ЙО). Страну называют ЭТРУЗИЯ, себя ЭТРУСКАМИ, но не расенами (расены - жители Реции). Эти заблуждения идут еще из поздней античности, когда этрусский язык был забыт.

Полезные сервисы

этрусско-галльский

Слитно. Раздельно. Через дефис

этру/сско-га/лльский

Полезные сервисы

этрусско-карфагенский

Слитно. Раздельно. Через дефис

этру/сско-карфаге/нский

Полезные сервисы