Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

абстрактная

Лингвистические термины

абстрактная (лат. abstractus - удаленный, отвлеченный) лексика. Совокупность слов с отвлеченным значением качества, свойства, состояния, действия. Обычно в это число включаются только абстрактные имена существительные, имеющие грамматическое выражение категории отвлеченности (определенные словообразовательные суффиксы, отсутствие, как правило, формы множественного числа, несочетаемость с количественными числительными). Блеск. Возня. Закалка. Изучение. Индустриализация. Свойство. Сущность. Тишина. Энтузиазм. В широком смысле, исходя только из семантического принципа, в абстрактную лексику можно включить и слова других частей речи. Так, сопоставляя, с одной стороны, прилагательные каменный, круглый, синий, громкий, сладкий, душистый, шероховатый и т. п., обозначающие внешние материализованные признаки, воспринимаемые одним из органов чувств, а с другой - прилагательные добрый, искренний, опытный, нравственный, умный, грустный, ленивый и т. п. (особенно прилагательные, образованные от абстрактных существительных), находим во второй группе слова с большей степенью абстрагирования, которые с указанной оговоркой,т. е. без учета грамматических показателей, можно причислить к абстрактной лексике. Аналогичное различие можно установить между глаголами конкретного действия (писать, читать, рубить, ходить, бросать и т. п.) и глаголами, выражающими чувства, внутреннее состояние и т. д. (любить, ненавидеть, веселиться, грустить, надеяться и т. п.): глаголы второй группы имеют более выраженную абстрактность (ср. их соотносительность с отвлеченными существительными любовь, ненависть, веселье, грусть, надежда).

Вопрос о расширительном применении термина "абстрактная лексика" подлежит дальнейшему изучению лингвистами.

Полезные сервисы

абстрактно

Толковый словарь

Академический словарь

нареч. к абстрактный.

Синонимы к слову абстрактно

Антонимы к слову абстрактно

Полезные сервисы

абстрактно доказанный

Слитно. Раздельно. Через дефис

Полезные сервисы

абстрактно обобщённый

Слитно. Раздельно. Через дефис

Синонимы к слову абстрактно обобщённый

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

абстрактно обобщенный

Синонимы к слову абстрактно обобщенный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

абстрактно рассмотренный

абстрактно(конкретно)

Сборник слов и иносказаний

Полезные сервисы

абстрактно-алгебраический

абстрактно-аналитический

абстрактно-грамматический

абстрактно-гуманистический

абстрактно-идеалистический

абстрактно-логический

Слитно. Раздельно. Через дефис

Полезные сервисы

абстрактно-отвлечённый

Синонимы к слову абстрактно-отвлечённый

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

абстрактно-отвлеченный

абстрактно-символический

абстрактно-теоретический

абстрактно-философский

Слитно. Раздельно. Через дефис

Орфографический словарь

Полезные сервисы

абстрактное

абстрактное искусство

Популярный словарь

Энциклопедический словарь

Абстра́ктное иску́сство (абстракционизм), направление в искусстве XX в., отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике. Возникло в 10-х гг., в конце 40-х - начале 60-х гг. принадлежало к наиболее распространённым течениям искусства. Некоторые течения абстрактного искусства (супрематизм, неопластицизм), перекликаясь с исканиями в архитектуре и художественной промышленности, создавали упорядоченные конструкции из линий, геометрических фигур и объёмов, другие (ташизм) - стремились выразить стихийность, бессознательность творчества в динамике пятен или объёмов.

* * *

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО - АБСТРА́КТНОЕ ИСКУ́ССТВО (абстракционизм, беспредметное искусство (см. БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО), нефигуративное искусство), совокупность направлений в изобразительном искусстве 20 в., заменивших непосредственное воспроизведение натурной действительности живописно-пластическими знаками и символами либо «чистой» игрой художественных форм. «Чистую» абстракцию следует воспринимать условно, поскольку даже в самых отвлеченных от конкретной натуры образах всегда можно угадать определенные предметно-фигурные мотивы и прототипы - натюрмортные, пейзажные, архитектурные и т. д.

Постоянным резервуаром такого рода форм всегда служило искусство орнамента. Важными историческими предварениями абстрактного искусства были также издревле проявлявшаяся увлеченность художников анаморфозами (или как бы «случайными» образами), которые угадывались в природных фактурах (например, в срезах минералов), а также народившийся в эпоху Возрождения принцип нон-финито (см. НОН-ФИНИТО) (внешней незаконченности, позволяющей любоваться игрой линий и красок независимо от сюжетных форм). Преимущественно орнаментальное искусство ислама, а также дальневосточная каллиграфика, освободившая кисть от необходимости постоянного подражания внешней природе, все Средневековье развивались в беспредметном русле. В Европе же в эпоху романтизма и символизма, то есть в 19 в., художники иногда, - обычно на стадии эскиза, но порой и в законченных вещах,- уходили в мир нефигуративных видений (таковы отдельные фантазии позднего Дж. М. У. Тернера (см. ТЕРНЕР Уильям) или эскизы Г. Моро); но это были лишь отдельные исключения, решающий же перелом произошел лишь в начале 1910-х гг.

Искусство «великой духовности»

Первые собственно абстрактные картины были созданы в 1910-1911 гг. В. В. Кандинским (см. КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич) и чехом Ф. Купкой (см. КУПКА Франтишек), причем уже в 1912 первый из них подробно обосновал свои творческие открытия в программном сочинении «О духовном в искусстве». В последующие 12 лет произошли и другие этапные события: около 1913 М. Ф. Ларионов (см. ЛАРИОНОВ Михаил Федорович) и Н. С. Гончарова (см. ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна) перешли к абстрактному искусству от футуризма (Ларионов назвал новый метод «лучизмом»); тогда же аналогичный сдвиг произошел и в творчестве итальянца Дж. Баллы (см. БАЛЛА Джакомо). В 1912-1913 гг. народился беспредметный «орфизм» Р. Делоне (см. ДЕЛОНЕ Робер), а в 1915-1917 гг. - более строгий, геометрический вариант абстрактного искусства, созданный К. С. Малевичем (см. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович) в России (супрематизм), а затем П. Мондрианом (см. МОНДРИАН Пит) в Нидерландах (неопластицизм). В итоге образовалось экспериментальное поле, где пересекались почти все авангардистские стили того времени, от футуризма до дадаизма.

Сразу обозначились три направления абстрактного творчества: 1) геометрическое; 2) знаковое (т. е. уделяющее основное внимание символам или пиктограммам); 3) органическое, следующее ритмике природыРоссии крупнейшим приверженцем такой абстрактной органики был в первую очередь П. Н. Филонов (см. ФИЛОНОВ Павел Николаевич)). Такая классификация, впрочем, касается лишь внешних, формальных признаков, поскольку все варианты раннего абстрактного искусства были так или иначе символичны и все так или иначе вдохновлялись «космическими ритмами» природы. Орфизм же Делоне, исходивший из шкалы чистых цветов, составил особое направление, которое можно условными назвать «хроматическим».

За формальными различиями скрывалось родство внутреннего содержания. Испытав сильное влияние теософии и сходных мистических течений (т. е. влияние таких авторов как Е. П. Блаватская (см. БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна) и ее последователи, а также П. Д. Успенский (см. УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович) в России и М. Схоэнмекерс в Нидерландах), Кандинский, Купка, Малевич и Мондриан были убеждены, что их картины, где прежний мир наглядно исчезает в космическом «ничто», представляют собой художественный апокалипсис или, иными словами, являют зрителю тот порог, за которым открывается новая «эпоха великой духовности» (Кандинский) и происходит «ввод в мировой расцвет» (Филонов). Наступление же периода войн и революций лишь укрепило эти романтико-идеалистические убеждения.

Дизайн и лирика

В 1920-е гг. абстрактное искусство, сохранив свою утопическую подоснову (но уже не столь «апокалиптическую») стало более практичным и менее мистическим. «Баухауз (см. БАУХАУЗ в Германии активно осваивал его творческий потенциал (прежде всего, в его геометрической версии) для обновления дизайна, а вместе с ним и социального быта в целом. Абстракционизм начал внедряться в жизнь, в том числе и в модупримеру, С. Делоне-Терк (см. ДЕЛОНЕ Соня) использовала мотивы картин своего мужа для оформления тканей, интерьеров и даже автомобилей). Именно абстрактное искусство мощно способствовало формированию того, что начали называть «современным стилем» декоративного творчества. В свою очередь, беспредметность активно осваивалась и в скульптуре, как станковой, так и монументально-декоративной (Х. Арп (см. АРП Ганс (Жан)), К. Брынкуши (см. БРАНКУЗИ Константин), Н. Габо (см. ГАБО Наум Абрамович), А. Певзнер и др.). Деятельность же французского объединения «Абстракция-творчество» («Abstraction-creation») способствовала переходу абстрактного искусства от философских утопий к более созерцательным и лирическим образам.

Однако окончательно новое, четвертое направление этого искусства, т. н. «лирический абстракционизм» (ставший личностным, по-своему исповедальным, самовыражением художников) оформилось несколько позже, в 1940-е гг. в Нью-Йорке. Это был абстрактный экспрессионизм, где доминировал очень крупный, фактурный, как бы спонтанно брошенный на холст живописный мазок (Дж. Поллок (см. ПОЛЛОК Джексон), В. де Кунинг (см. КУНИНГ Виллем), и др.). Драматическое напряжение, свойственное многим этим вещам, обрело в Западной Европе 1940-1950-е гг. еще более трагический характер в т. н. «информеле (см. ИНФОРМЕЛЬ (Вольс, А.Тапиес, Ж. Фотрие), тогда как в ташизме (см. ТАШИЗМ), напротив, возобладало мажорно-эпическое или импрессионистически-пейзажное начало (Ж. Матье, П. Таль-Коат, Х. Хартунг и др.); первоначально средоточием обоих этих направлений (названия которых иногда используют синонимически) был Париж. В тот же период наметились и точки сближения между абстрактным искусством и дальневосточной каллиграфией (например, в творчестве американца М. Тоби и работавшего во Франции китайца Зао-Вуки).

Между подпольем и славой

Официальное признание абстрактного искусства на Западе произошло в середине 20 в., в пору господства интернационального стиля в архитектуре (беспредметные - живописные или скульптурные - формы весьма оживили монотонность стеклобетонных структур). Параллельно этому возникла мода на «живопись цветовых полей», исследующую выразительные возможности крупных, ровно (или с легкими тональными вариациями) закрашенных цветовых поверхностей (Б. Ньюмен, М. Ротко (см. РОТКО Марк)), а в 1960-е гг. - на резко-контурный «хардедж» (Hard-Edge) или «живопись четких краев». Позднее абстрактное искусство, как правило, уже стилистически не обособлялось, сливаясь с поп-артом, оп-артом и другими постмодернистскими течениями.

В Советской России абстрактное искусство долгое время (с 1930-х гг.) фактически развивалось в условиях подполья, поскольку официально считалось средоточием «реакционно-формалистических влияний Запада» (характерно, что слова «абстракционизм» и «модернизм» в советской прессе нередко употреблялись как синонимы). В период «оттепели» своеобразной отдушиной для него служила архитектура, нередко включавшая в свое оформление абстрактные или полуабстрактные композиции. Выйдя к публике в годы перестройки, новое российское абстрактное искусство продемонстрировало богатый спектр разнообразных тенденцийосновном в живописи и графике), самобытно продолжающих начинания раннего русского авангарда. Среди его признанных мастеров (1960-1990-х гг.) - Э. М. Белютин (см. БЕЛЮТИН Элий Михайлович), Ю. С. Злотников, Е. Л. Кропивницкий (см. КРОПИВНИЦКИЙ Евгений Леонидович), М. А. Кулаков, Л. Я. Мастеркова, В. Н. Немухин (см. НЕМУХИН Владимир Николаевич), Л. В. Нусберг (см. НУСБЕРГ Лев Вальдемарович), В. Л. Слепян, Э. А. Штейнберг (см. ШТЕЙНБЕРГ Эдуард Аркадьевич).

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

Иллюстрированный энциклопедический словарь

<a href='/dict/абстрактное' class='wordLink' target='_blank'>Абстрактное</a> <a href='/dict/искусство' class='wordLink' target='_blank'>искусство</a>. В.В. <a href='/dict/кандинский' class='wordLink' target='_blank'>Кандинский</a>. <a href='/dict/композиция' class='wordLink' target='_blank'>Композиция</a>. <a href='/dict/акварель' class='wordLink' target='_blank'>Акварель</a>. 1910. <a href='/dict/национальный' class='wordLink' target='_blank'>Национальный</a> <a href='/dict/музей' class='wordLink' target='_blank'>музей</a> <a href='/dict/современного' class='wordLink' target='_blank'>современного</a> <a href='/dict/искусства' class='wordLink' target='_blank'>искусства</a>. <a href='/dict/париж' class='wordLink' target='_blank'>Париж</a>.

Абстрактное искусство. В.В. Кандинский. "Композиция". Акварель. 1910.

Национальный музей современного искусства. Париж.

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (абстракционизм), направление в авангардистском (смотри Авангардизм) искусстве 20 в., отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике. Возникло в 10-х гг., принадлежало к наиболее распространенным направлениям искусства в конце 40-х - начале 60-х гг. Некоторые течения абстрактного искусства (супрематизм, неопластицизм), перекликаясь с исканиями в архитектуре и художественной промышленности, создавали упорядоченные конструкции из линий, геометрических форм и объемов, другие (абстрактный экспрессионизм) - стремились выразить бессознательность, стихийность художественного творчества в динамике пятен или объемов. В 60-х гг. абстрактное искусство утрачивает ведущую роль в авангардизме и вытесняется различными направлениями, обращающимися к изображению реальных явлений.

г. Холст, масло." alt="Абстрактное искусство. Василий Кандинский. Смутное. 1917 г. Холст, масло.">

Абстрактное искусство. Василий Кандинский. "Смутное". 1917 г. Холст, масло.

Синонимы к слову абстрактное искусство

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

абстрактное мышление

абстрактное представление

Синонимы к слову абстрактное представление

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

абстрактной истины нет, истина всегда конкретна

Словарь крылатых слов и выражений Серова

Полезные сервисы

абстрактность

Толковый словарь

ж.

отвлеч. сущ. по прил. абстрактный I

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Академический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова абстрактность

Синонимы к слову абстрактность

Тезаурус русской деловой лексики

Антонимы к слову абстрактность

Грамматический словарь

Сканворды для слова абстрактность

Полезные сервисы

абстрактность // абстракция

Паронимы

АБСТРАКТНОСТЬ // АБСТРАКЦИЯ

АБСТРАКТНОСТЬ. Свойство чего-либо, имеющего абстрактный, отвлечённый характер. Синоним: отвлечённость.

Абстрактность: полная, абсолютная, относительная ~; ~ мышления, восприятия, суждений, понятий, сравнений.

Для большинства так называемых экономистов, решительно незнакомых с философскими терминами и приёмами, они [рассуждения о распределении ценностей] столь же трудны абстрактностью, как для обыкновенного человека теория эллиптических функций. Н.Чернышевский. Капитал и труд.

АБСТРАКЦИЯ. 1. Мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков. 2. Отвлечённое понятие, теоретическое обобщение опыта.

Абстракция: 1) изолирующая, обобщающая ~; ~ обосновывается; ~ реализуется; ~ выделяется; ~ соответствует цели; 2) научная, метафизическая, идеалистическая, ложная ~.

Абстракция даёт возможность познать природу и общество глубже и полнее, чем простое чувственное восприятие. Политический словарь. Под. ред. Б.Н.Пономарёва.

Научные абстракции суть «сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей». Философская энциклопедия.

Сравните: абсолютная абстрактностьабсолютная отвлечённость; абсолютная абстракцияабсолютное отсутствие конкретности.

Полезные сервисы

абстрактные имена существительные

абстрактные науки

абстрактные пространства

Энциклопедия Кольера

В первоначальном значении слово "пространство", как оно используется в геометрии, означало трехмерное пространство в отличие от двух измерений, изучением которых занимается планиметрия. Так как положение любой точки в пространстве можно указать, задав три ее координаты, естественно было рассмотреть сходные математические объекты, обладающие более чем тремя координатами. Следующий шаг привел к изучению объектов с бесконечным числом координат, т.е. к объектам, имеющим бесконечно большое число измерений. Пространство определяют как множество каких-либо объектов, называемых его точками. Точками таких пространств могут быть бесконечные последовательности чисел, функций или других объектов. В отличие от конкретных пространств обычной геометрии, такие пространства часто называют абстрактными. Одна из причин, по которой эти объекты называют пространствами, заключается в том, что эффективным средством их анализа является язык геометрии. Множество точек, определяющих пространство, должно удовлетворять аксиомам, опирающимся на достаточное число геометрических понятий, без которых нельзя было бы воспользоваться языком геометрии. Наиболее общие пространства, допускающие описание на языке геометрии, называются топологическими пространствами. Пространства, в которых над точками можно производить "сложение", как над векторами, называются линейными, или векторными, пространствами. (Изучением бесконечномерных пространств занимается функциональный анализ.) Метрическими называются такие пространства, в которых определено расстояние между точками. Частным случаем линейных метрических пространств являются банаховы пространства, получившие название в честь польского математика С. Банаха (1892-1945). Частным случаем банаховых пространств служат гильбертовы пространства, названные в честь немецкого математика Д. Гильберта (1862-1943). Гильбертово пространство является обобщением понятия евклидова пространства на бесконечномерный случай. В физике гильбертово пространство служит основой квантовой механики. Многие физические задачи можно решить, воспользовавшись фактами из теорий дифференциальных и интегральных уравнений, которые устанавливаются особенно просто, если использовать абстрактные пространства.

Полезные сервисы

абстрактные существительные

Гуманитарный словарь

Лингвистические термины

Полезные сервисы

абстрактный

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

Популярный словарь

Абстрактный

-ая, -ое; -тен, -тна

1) Отвлеченный, неконкретный.

Абстрактная идея.

Абстрактное понятие.

Чем шире понятие, тем оно беднее по заключающимся в нем признакам, тем абстрактнее (Луначарский).

Синонимы:

умозри́тельный (книжн.)

Антонимы:

конкре́тный

2) Основанный на теоретических, оторванных от практики и опыта рассуждениях, представлениях.

По мере того как их заочное знакомство крепло, фигура абстрактного героя Отечественной войны уступала место настоящему, живому юноше (Полевой).

Синонимы:

метафизи́ческий (книжн.), отвлеченный

3) В изобразительном искусстве: беспредметный, лишенный конкретных форм.

Абстрактное направление.

Абстрактная форма.

Мировоззрение Мондриана является наиболее ярким доказательством того, что абстрактная живопись, собственно, уже не живопись, а мистерия, ведущая посвященных в иной, лучший мир (Рейнгардт).

Родственные слова:

абстра́ктно, абстра́ктность

Этимология:

От латинского abstractus ‘отвлеченный’, ‘удаленный’ (← ab ‘от-’ и trahere ‘тянуть’). В русском языке - с первой половины XVIII в.

- абстрактное искусство

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Практический толковый словарь

Словарь русского арго

Орфографический словарь

Формы слов для слова абстрактный

Синонимы к слову абстрактный

Тезаурус русской деловой лексики

Антонимы к слову абстрактный

Идиоматика

Идеография

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

См. astratto.

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Этимологический словарь

Заимств. из нем. яз. в 30 -40-е годы XIX в. (см. публицистику В. Г. Белинского). Нем. abstrakt < лат. abstractus «отвлеченный, удаленный» получило в рус. яз. суф. -н(ый). Лат. слово, между прочим, того же корня, что тракт, трактор (буквально - «волочение, след» (от этого), «тягач»), восходящее к лат. trahere «влечь, волочить, тащить».

Словарь галлицизмов русского языка

АБСТРАКТНЫЙ ая, ое. abstrait <, лат. abstractus. 1674. Рей 1998.

1. Отвлеченный. Сл. 18. Некоторыя < молодые люди> по характеру их разума не могут прилежать к материям абстрактным, то есть умом одним только понимаемым. Арт. С.. 1 <Предисл.>. Чем шире понятие, тем оно бледнее по заключающимся в нем признакам, тем абстрактнее. Луначар. Критич. этюды. || Слишком общий, неопределенный, лишенный конкретности, жизненности. По мере того как их <автора и персонажа> заочное знакомство крепло, фигура абстрактного героя Отечественной войны уступила место настоящему, живому юноше. Б. Полевой Пов. о наст. чел.

2. Связанный с абстракционизмом; выполненный с использованием его выразительных средств, приемов и т.п. БАС-2. art abstrait. 1930. Рей 1998. За спиной бармена висела абстрактная картина, состоявшая из белых пятен и спиралей на ядовито-лиловом фоне. Крон Бессоница. - Лекс. Энц. сл. 1861: абстрактный; Даль: абстра/ктный.

Словарь иностранных слов

АБСТРАКТНЫЙ (от лат. abs - от, и trahere - влечь). Отвлеченный.

Полезные сервисы

абстрактный вася

абстрактный генератор

абстрактный экспрессионизм

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы