(гк)
ἀνήρ, ἀνδρόζ мужчина, человек
андрология наука о мужских болезнях
полиандрия многомужие, вид полигамии
андроид человекоподобный (например, робот)
Ихтиандр рыбочеловек (литературный персонаж)
АНДРАДЕ Хосе - АНДРА́ДЕ (Andrade) Хосе Леандро - «Леон» (22 ноября 1898 - 5 октября 1957), уругвайский футболист (см. ФУТБОЛ) (полузащитник). Один из самых выдающихся латиноамериканских футболистов .
В 1920-33 гг. выступал за уругвайские клубы из Монтевидео: «Пеньяроль», «Мирамар Мисьонес», «Реформерс», «Уондерерс», «Белла Виста», «Насьональ», «Атланта». За сборную Уругвая в 1922-33 гг. провел 43 матча.
Двукратный олимпийский чемпион (см. ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ (летние)) (1924, 1928). Чемпион мира (1930, лучший игрок турнира), чемпион Южной Америки (1923, 1924, 1926). За свою карьеру провел около 800 матчей и забил более 300 голов.
В связи с полученной в 1929 травмой едва не закончил карьеру, но благодаря своему большому опыту был вызван в сборную для участия в первом чемпионате мира (1930). До своего ухода в 1933 сыграл 41 матч за национальную сборную. Его племянник, В. Р. Андраде, стал чемпионом мира в 1950.
Первый чернокожий спортсмен, ставший звездой мирового футбола. Обладал великолепной техникой, прыгучестью, был настоящим виртуозом кожаного мяча. Выступая на месте крайнего полузащитника, являлся основным звеном команды Уругвая в годы ее наивысших успехов. Андраде был одним из первых высококлассных диспетчеров большого футбола - он первый стал применять удар, получивший название «бисиклета» или «ножницы». Получил прозвища «черная красавица», «футбольный артист» и пр. Завершив спортивную карьеру, работал танцовщиком и певцом в ночных клубах Парижа. Последние годы жизни злоупотреблял алкоголем и скончался в нищете. На стадионе «Сентенарио», где уругвайцы впервые стали чемпионами мира, установлен его бюст.
АНДРАДЕ Эдвард Невиль - АНДРА́ДЕ (Andrade) Эдвард Невиль да Коста (27 декабря 1887 - 6 июня 1971), английский физик, член Лондонского королевского общества (см. ЛОНДОНСКОЕ КОРОЛЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО) (1935). Окончил Лондонский университет (1907). В 1920-28 гг. - профессор Артиллерийского колледжа в Вулвиче, в 1928-50 гг. - профессор Лондонского университета, в 1950-52 гг. - директор Королевского института и Лаборатории Дэви-Фарадея. Основные труды в области физики жидкостей, металлофизики, спектроскопии, атомной физики, акустики, истории физики. Получил зависимость вязкости жидкости от температуры. Установил закон ползучести металлов. Доказал влияние состояния поверхности металлов на их свойства. Совместно с Э. Резерфордом (см. РЕЗЕРФОРД Эрнест) доказал идентичность рентгеновских спектров изотопов, окончательно установил равенство порядковых номеров у изотопов одного элемента (1914). Также совместно с Э. Резерфордом осуществил дифракцию гамма-лучей, доказал их электромагнитную природу. Медаль им. Д. Юза (см. ЮЗ Дэвид Эдуард).
Андради́т - минерал группы гранатов, Са3Fe2[SiO4]3. Бурые, зеленоватые кристаллы; зернистые массы. Контактово-метасоматического происхождения. Абразивный материал.
* * *
АНДРАДИТ - АНДРАДИ́Т, минерал группы гранатов (см. ГРАНАТЫ (группа минералов)), Ca3Fe2[SiO4]3. Бурые, зеленоватые кристаллы; зернистые массы. Контактово-метасоматического (см. КОНТАКТОВО-МЕТАСОМАТИЧЕСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ) происхождения. Абразивный материал (см. АБРАЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ) .
андради́т
(по фамилии португ, минералога Дандрада) минерал из группы гранатов, существенно известково-железистого состава, бурый, красно-бурый до зелено-бурого; породообразующий минерал скарнов.
- Камень, разновидность граната.
- Минерал, силикат из группы гранатов, названный в честь бразильского минералога.
АНДРАШИ (Andrassy) Дьюла Старший (1823-90) - граф, участник Революции 1848-49 в Венгрии, в 1867-71 председатель Совета министров Венгрии, в 1871-79 министр иностранных дел Австро-Венгрии.
А́ндраши Дьюла Старший (1823-1890), граф, участник Революции 1848-1849 в Венгрии, в 1867-1871 председатель СМ Венгрии, в 1871-1879 министр иностранных дел Австро-Венгрии. Сторонник австро-германского сближения.
* * *
АНДРАШИ Дьюла Старший - А́НДРАШИ (Andrassy) Дьюла Старший (1823-90), граф, венгерский революционный деятель, участник Революции 1848-49 в Венгрии, в 1867-71 председатель Совета министров Венгрии, в 1871-79 министр иностранных дел Австро-Венгрии.
АНДРЕ André. Галлицизированное русское имя Андрей. Андре в роли Габриеля был весел, трогателен, остроумен. С. Н. Карамзина. // Лерм. Восп. 280. - Ах, André! Я совсем забыла о пледе maman; отвези его пожалуйста. М. Вовчек Живая душа. // ОЗ 1868 1 186. Эта живая лестница, начинавшаяся с известного нам Nicolas, постепенно переходила через разных André, Woldemar, Nini и Bébé, пока не обрывалась шестимесячным Вадимом. Мамин-Сиб. Привалов. миллионы 95. Катерина Николаевна .. уехала. Тогда Anastasie, по-прежнему отпятив губку, тем же певучим голосом сказала: - André, я вам покажу нашу классную и нашу гувернатку m-elle Emilie. Н. Львова Без оплота. // Дело 1880 8 1 29. Меня отец частенько звал "Андре" .. на французский манер. Нева 2001 4 86.
- Имя теннисиста Агасси.
- Имя французского физика Ампера.
- Имя французского писателя Моруа.
- Имя французского композитора Гретри.
- Имя французского военного деятеля Мажино.
- Имя американской писательницы Нортон.
- Имя французского промышленника Ситроена.
- Имя французского кинорежиссёра Юнебеля.
- Шведский полярник, инженер, совершивший полёт на воздушном шаре «Орел» с острова Шпицберген к Северному полюсу (1897 г.), все участники экспедиции погибли.
- Имя французского художника Фужерона.
- Имя французского живописца Массона.
АНДРЕ (Andree) Саломон Август (1854-97) - шведский инженер, исследователь Арктики. В 1897 на воздушном шаре "Орел" с 2 спутниками вылетел со Шпицбергена к Северному полюсу; все участники экспедиции погибли. Остатки экспедиции найдены в 1930 на о. Белый.
Андре Жид
(1869-1951 гг.) писатель
Предрассудки - несущие опоры цивилизации.
Если мужчины в наше время серьезнее женщин, то лишь потому, что их одежда темнее.
Когда на твой вопрос отвечает философ, перестаешь понимать вопрос.
Верьте тем, кто ищет истину; не доверяйте тем, кто нашел ее.
Вообразите фальшивую золотую монету в десять франков. Ее истинная цена каких-нибудь два су. Она будет стоить десять франков, пока не узнают, что она фальшивая.
Все давно уже сказано, но так как никто не слушает, приходится постоянно возвращаться назад и повторять все сначала.
Лучший французский поэт? Увы, Гюго.
Женщина царствует, но не управляет.
АНДРЕ Карл - АНДРЕ́ (Andre) Карл (р.1935), американский скульптор, в скульптуре - создатель т. н. минималистического направления (см. МИНИМАЛИЗМ) . Строит свои композиции, множество раз повторяя одну элементарную геометрическую фигуру.
André Maginot (1877-1932)
французский политический деятель, инициатор создания на границе с Германией линии неприступных укреплений. Родился в Париже, но всегда считал своей родиной Лотарингию, откуда происходили его предки. В 1897 г. стал доктором юриспруденции. В 1910 г. был избран депутатом Национального собрания Франции. Когда началась Первая мировая война, он пошел на военную службу. Воевал в Лотарингии. В сентябре 1914 г. получил звание сержанта за хладнокровие и храбрость.
В ноябре 1914 г. был ранен под Верденом и награжден Военной медалью, высшей военной наградой Франции; 12 марта 1919 г. награжден за военные заслуги орденом Почетного легиона. После войны возвратился в парламент. В 1922 г. - военный министр в правительстве Р. Пуанкаре. Был инициатором создания линии вооруженных укреплений на границе с Германией (получила название «линия Мажино»). Строительство этой линии велось в 1929-1934 гг., затем ее совершенствовали до 1940 г. Стоимость строительства составила ок. 1 млрд долларов. Общая численность войск на линии достигала 300 тыс. человек.
Ср. Линия Маннергейма.
Андре Мальро
(1901-1976 гг.) писатель
В политике, как и в грамматике, ошибка, которую совершают все, провозглашается правилом.
Говорить о смерти может лишь музыка.
Долговечное произведение искусства всегда искалечено: у него ампутировано его время.
Есть справедливые войны, но нет справедливых войск.
Интеллектуалы как женщины - они бегут за военными.
Искатель приключений - не что иное, как мифоман.
Культуру нельзя унаследовать, ее надо завоевать.
Молодость - это религия, все приверженцы которой кончают отступничеством.
Народного искусства уже нет, потому что нет народа.
Настоящая религиозная жизнь - это ежедневное обращение в веру.
Нет героев без зрителей.
Революция - каникулы жизни.
Трагедия смерти в том, что она превращает жизнь в судьбу.
Умирают только за то, что не существует.
Шедевр - ручательство гениальности, но гениальность не есть ручательство шедевра.
Я понял, что жизнь ничего не стоит, но я также понял, что ничто не стоит жизни.
Андре Прево
филолог, писатель
Будь честен время от времени, и у тебя будет превосходное алиби.
Исторические фразы - это слова знаменитых людей, сказанные ими после смерти.
Кровать - место, где отдыхают в одиночку и устают вдвоем.
Кто дает в долг, нищает; кто берет в долг, разоряется.
Любовь - это игра, в которой проигрывает он, проигрывает она, а выигрывает только человеческий род.
Можно смотреть на деньги сверху вниз, но нельзя упускать их из виду.
Сектант - это человек, который видит в небе только одну звезду.
Андре́ Саломон Август (Andrée) (1854-1897), шведский инженер, исследователь Арктики. В 1897 на воздушном шаре «Орёл» с 2 спутниками вылетел со Шпицбергена к Северному полюсу; все участники экспедиции погибли. Остатки экспедиции найдены в 1930 на острове Белый.
* * *
АНДРЕ Саломон Август - АНДРЕ́ (Andree) Саломон Август (1854-1897), шведский инженер, исследователь Арктики. В 1897 на воздушном шаре «Орел» с двумя спутниками вылетел со Шпицбергена (см. ШПИЦБЕРГЕН) к Северному полюсу (см. СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС (в географии)). Все участники экспедиции погибли. Остатки экспедиции найдены в 1930 на о. Белый.
Андре́а дель Са́рто (Andrea del Sarto) (1486-1530), итальянский живописец. Представитель флорентийской школы Высокого Возрождения. Монументальные, величественные алтарные картины («Мадонна с гарпиями», 1517), фресковые циклы во флорентийских монастырях.
* * *
АНДРЕА ДЕЛЬ САРТО - АНДРЕ́А ДЕЛЬ СА́РТО (Andrea del Sarto) (1486-1530), итальянский живописец. Представитель флорентинской школы (см. ФЛОРЕНТИНСКАЯ ШКОЛА) Высокого Возрождения (см. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ) . Монументальные, величественные алтарные картины («Мадонна с гарпиями», 1517), фресковые циклы во флорентийских монастырях.
Андреа́поль - город (с 1967) в России, Тверская область, на р. Западная Двина. Железнодорожная станция 10,5 тыс. жителей (1996). Фарфоровый завод, деревообрабатывающий комбинат.
* * *
АНДРЕАПОЛЬ - АНДРЕА́ПОЛЬ, город (с 1967) в Тверской области (см. ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ), на реке Западная Двина. Железнодорожная станция. Население 9,9 тысяч человек (2001). Фарфоровый завод.
АНДРЕАПОЛЬ - город (с 1967) в Российской Федерации, Тверская обл., на р. Зап. Двина. Железнодорожная станция. 9,6 тыс. жителей (1992). Фарфоровый завод.
Андреас Везалий
(1514-1564 гг.) естествоиспытатель, основоположник научной анатомии
…Наука о строении человеческого тела является самой достойной для человека областью познания и заслуживает чрезвычайного одобрения; наиболее выдающимися и в деяниях своих, и в занятиях философскими дисциплинами мужам Рима было угодно посвящать ей все свои силы.
АНДРЕАС Сунессен - АНДРЕ́АС Сунессен (ок.1160-1228), датский церковный и государственный деятель, архиепископ Лунда (1201/1202-1223/1224).
Сын Суне Эбессена, двоюродного брата архиепископа Абсалона (см. АБСАЛОН), одного из богатейших людей Дании. Получил образование за рубежом - в Париже, также посетил Италию и Англию, получил степень магистра искусств и теологии. Некоторое время занимался преподаванием, а затем стал канцлером короля Дании Кнуда VI, при котором страной фактически управлял Абсалон.
Архиепископом стал после Абсалона, передав должность канцлера своему брату Петеру. В 1204 Андреас был назначен папским легатом в Дании и Швеции. Он сотрудничал с королем Дании, Вальдемаром II (см. ВАЛЬДЕМАР II), в подчинении и христианизации языческого населения южной Балтики (территория современной Эстонии). Андреас известен также как автор нескольких произведений, из которых наиболее примечательны «Гексамерон» - богословская поэма, написанная гекзаметром в 8040 стихов, состоящая из 12 книг, представляющая собой комментарий на библейское «Творение» и теологические вопросы, охватывающие эпоху от Творения до Страшного Суда. Несмотря на то, что Андреас проявил большое мастерство в стихосложении и эрудицию, она не получила большого распространения. Второе его известное произведение - латинская версия законов Сконе.
АНДРЕЕ Иоганн Валентин - А́НДРЕЕ (Andree) Иоганн Валентин (1586-1654), немецкий оккультный мыслитель и писатель, близкий к розенкрейцерам (см. РОЗЕНКРЕЙЦЕРЫ). Религиозные мистерии и утопии Fama fraternitatis (1614), «Крепость Христа, или Описание республики Христианополь» (1619) и др.
АНДРЕЕВ
Десятое место в первой сотне самых распространенных в России фамилий занимает эта. Происхождение ее предельно ясно - от имени Андрей, что в переводе с греческого означает ‘мужественный, храбрый’. «Однофамильцы» Андреевых - Андреевич, Андреевский, Андреинов, Андрейченко, Андреюшкин, Андрусенко, Андрусов, Андрюнин, Андрюшенко, Андрюшин.
АДРИЯНОВ АНДРЕЕВ АНДРЕЕВСКИЙ АНДРЕНКО АНДРЕЕНКО АНДРЕЙЧЕНКО АНДРЕЙЧИКОВ АНДРЕЯНОВ АНДРИАНОВ АНДРИЕНКО АНДРИЯНОВ АНДРИЯШЕВ АНДРИЕВСКИЙ АНДРОНИКОВ АНДРОСОВ АНДРОСЕНКО АНДРУСИВ АНДРУСОВ АНДРУНИН АНДРУЩЕНКО АНДРЮЩЕНКО АНДРЮНИН АНДРЮШИН АНДРЕЙКИН АНДРЕЙЧУК АНИСИН АНДРЕЕЩЕВ АНДРЕИЩЕВ АНДРЕЙКИН АНДРЕЙЧУК АНИСИН АНДРЕЕЩЕВ АНДРЕИЩЕВ
В обиходе было несколько имен имеющих общее начало: Андрей (с греч. - "мужественный), Андрон (победитель), Андроник (победоносный). Естественно, имена производные от них будут похожи: Андрон или от Андрея или от Андроника или же собственно имя, Андроша - или от Андрея или от Андроника. Само же имя Андроник благодаря суффиксу -ик воспринималось как ласкательное и превратилось в обиходе в Андрон. (см. Андроников). Само имя Андреев входит по частотнсти в десятку наиболее распространенных фамилий. Андрус и Андрос могут быть образованы от имени Антроп (см. Антропов) Фамилии Андреевский чаще всего семинарские и могли даваться как по имени святого, так и по церкви названной в его честь. Андриевский. Фамилия украинская, образована не от крестильного имени напрямую, а от географического названия типа Андрiев, Андрiевка. (Э., У.) Андреенко, Андренок, Андриенко, Андрейченко, Андрусив, Андрущенко, Андрющенко - фамилии украинского происхождения.от того же имени. См. также Андриянов, Андронов
АНДРЕЕВ
Десятое место в первой сотне самых распространенных в России фамилий занимает эта. Происхождение ее предельно ясно - от имени Андрей, что в переводе с греческого означает ‘мужественный, храбрый’. «Однофамильцы» Андреевых - Андреевич, Андреевский, Андреинов, Андрейченко, Андреюшкин, Андрусенко, Андрусов, Андрюнин, Андрюшенко, Андрюшин.
- Солист группы «Иванушки International».
- «Он пугает, а мне не страшно», - говорил Лев Толстой о творчестве этого новеллиста и драматурга, друга и соперника Максима Горького.
- Российский театральный режиссёр.
- Русский музыкант, организатор и руководитель первого в истории России оркестра народных инструментов.
- В позапрошлом веке этот балалаечник выдвинул идею оркестра русских народных инструментов и сам же подобный оркестр создал.
- Российский актёр, исполнивший роль Фёдора Саблина в телесериале «Паук».
- Российский актёр, исполнивший роль Павла Василюка в телесериале «Кадетство».
- Русский скульптор, график 19-20 вв., автор памятников в Москве: Н. В. Гоголю, А. И. Герцену, Н. П. Огареву, А. Н. Островскому, статуи Свободы для монумента «Сов. конституция», автор серии скульптур и рисунков «Лениниана», скульптур: «Жница», «Женщина, стригущая овцу».
- Русский землепроходец, сержант, совершивший походы из устья реки Колымы к Медвежьим островам (1763, 64 гг., совместно с Ф.Татариновым и Е.Коноваловым), видевший землю, существование которой не подтвердилось.
- Гимназист из оперы украинского композитора Юлия Мейтуса «Братья Ульяновы».
- Автор романса «Кокетка».
- Российский актёр, исполнивший роль Ерошки в фильме «Казаки».
- Российский актёр, исполнивший роль Лучкина в фильме «Максимка».
- Российский актёр, исполнивший роль Баукина в фильме «Жестокость».
- Российский актёр, исполнивший роль Назара Думы в фильме «Трактористы».
- Российский актёр, исполнивший роль Довбни в фильме «Богдан Хмельницкий».
- Российский актёр, исполнивший роль Ильи Журбина в фильме «Большая семья».
- Российский актёр, исполнивший роль Саши Свинцова в фильме «Два бойца».
- Российский актёр, исполнивший роль Ильи Муромца в одноимённом фильме.
- Российский актёр, исполнивший роль Вожака в фильме «Оптимистическая трагедия».
- Российский актёр, исполнивший роль Глазунова в фильме «Повесть пламенных лет».
- Российский актёр, исполнивший роль Саввы Зарудного в фильме «Поэма о море».
- Российский актёр, исполнивший роль Росомахи в фильме «Путь к причалу».
- Российский актёр, исполнивший роль Якова Бурмака в фильме «Сказание о земле Сибирской».
- Герой Великой Отечественной войны, участник партизанского движения на Украине.
- Русский писатель, автор повести «Тьма».
- Русский писатель, автор пьес «Мысль», «Океан», «Савва».
Андре́ев Александр Игнатьевич (1887-1959), историк, археограф, доктор исторических наук (1940), профессор (с 1945). Труды по дипломатике, истории Русского Севера, источниковедению Сибири, исторической географии, истории русской науки.
* * *
АНДРЕЕВ Александр Игнатьевич - АНДРЕ́ЕВ Александр Игнатьевич (1887-1959), российский историк, археограф, доктор исторических наук, профессор. Труды по дипломатике, истории русского Севера, источниковедению Сибири, исторической географии, истории русской науки.
АНДРЕЕВ Александр Игнатьевич (1887-1959) - российский историк, археограф, доктор исторических наук, профессор. Труды по дипломатике, истории русского Севера, источниковедению Сибири, исторической географии, истории русской науки.
Андре́ев Александр Фёдорович (р. 1939), физик, академик (1987), вице-президент (с 1991) РАН. Труды по физике низких температур. Построил теорию динамического промежуточного состояния сверхпроводников, квантовых кристаллов, предсказал явление квантовой диффузии и др. Ленинская премия (1986).
* * *
АНДРЕЕВ Александр Федорович - АНДРЕ́ЕВ Александр Федорович (р. 10 декабря 1939, Ленинград (см. ЛЕНИНГРАД)), российский ученый-физик, вице-президент Российской академии наук (с 1991), специалист в области физики низких температур и твердого тела, лауреат Ленинской премии (1986).
Александр Андреев окончил Московский физико-технический институт (см. МОСКОВСКИЙ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (МФТИ)). В своих трудах по теории твердого тела и статистической физике он построил теорию динамического промежуточного состояния сверхпроводников, выяснил характер отражения электронов от границы «сверхпроводник - нормальный метал» (Андреевское отражение). Совместно с И.М. Лифшицем ученый построил теорию квантовых кристаллов и предсказал явление квантовой диффузии (1969). Также он предсказал эффект сверхкристаллизации квантовых кристаллов, существование волн плавления и кристаллизации, обнаруженных экспериментально в твердом гелии, квантовую адсорбцию примесей на поверхности жидкого гелия с образованием двумерной ферми-жидкости и поверхностный второй звук. В гидродинамике жидкостей А.Ф. Андреев доказал существование двухжидкостных флуктуационных явлений.
Многие годы А.Ф. Андреев был директором Института физических проблем (см. ФИЗИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ИНСТИТУТ), главным редактором «Журнала экспериментальной и теоретической физики» и журнала «Природа». В 1981 году ученый был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, в 1987 - действительным членом Академии наук СССР (с 1991 РАН), занял пост академика-секретаря Отделения физических наук Российской академии наук.
АНДРЕЕВ Александр Федорович (р. 1939) - российский физик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Труды по физике низких температур. Построил теорию динамического промежуточного состояния сверхпроводников, квантовых кристаллов, предсказал явление квантовой диффузии и др. Ленинская премия (1986).
Андре́ев Андрей Андреевич (1895-1971), политический и государственный деятель. С 1914 большевик. В 1924-1925 секретарь ЦК РКП(б). В 1930-1931 председатель ЦКК ВКП(б), нарком РКИ СССР и заместитель председателя СНК СССР. В 1931-1935 нарком путей сообщения. В 1932-1952 член Политбюро ЦК ВКП(б). В 1935-1946 секретарь ЦК ВКП(б); одновременно в 1943-1946 нарком земледелия СССР, в 1939-1952 председатель КПК при ЦК ВКП(б). В 1946-1953 заместитель председателя СМ СССР.
* * *
АНДРЕЕВ Андрей Андреевич - АНДРЕ́ЕВ Андрей Андреевич (1895-1971), советский государственный и политический деятель. В 1924-1925 секретарь ЦК партии. С 1930 председатель ЦК ВКП(б), нарком РКИ СССР и заместитель председателя СНК СССР. С 1931 нарком путей сообщения. С 1935 секретарь ЦК ВКП(б); одновременно в 1943-1946 нарком земледелия СССР, в 1939-1952 председатель КПК при ЦК ВКП(б). Член ЦК партии в 1920-1921, 1922-1961; член Политбюро ЦК ВКП(б) в 1932-1952.
АНДРЕЕВ Андрей Андреевич (1895-1971) - политический деятель. В 1924-25 секретарь ЦК партии. С 1930 председатель ЦК ВКП(б), нарком РКИ СССР и заместитель председателя СНК СССР. С 1931 нарком путей сообщения. С 1935 секретарь ЦК ВКП(б); одновременно в 1943-46 нарком земледелия СССР, в 1939-52 председатель КПК при ЦК ВКП(б). Член ЦК партии в 1920-21, 1922-61; член Политбюро ЦК ВКП(б) в 1932-52.
АНДРЕ́ЕВ Бор. Фед. (1915-82) - актер кино. Первая роль - Назар Дума в комедии И. Пырьева "Трактористы" (1939). Затем - донецкий шахтер Харитон Балун в ф. Л. Лукова "Большая жизнь" (1-я сер. - 1939, 2-я сер. - 1946, вып. - 1958). Сразу приобретя популярность. А. и в дальнейшем варьировал на экране тип рус. богатыря, человека из народа, покоряющего простодушием и юмором. Снимался в "Боевых киносборниках". В ф. И. Савченко "Богдан Хмельницкий" (1941) сыграл роли Довбни и боярина Пушкина. Одна из лучших его ролей - "Саша с Уралмаша" в ф. Лукова "Два бойца" (1943). В ф. И. Хейфица "Малахов курган" (1944) - майор Жуковский. В комедии И. Пырьева "Сказание о земле Сибирской" (1947) сыграл шофера Якова Бурмака, в ф. "Кубанские казаки" - Федю Грушу. В ф.-эпопее М. Чиаурели "Падение Берлина" (1949) - роль "сквозного" героя, потомств. сталевара и солдата Алексея Иванова.
К сер. 50-х гг. в кинорепертуаре А. появляются роли возрастные, характерные и психологические: матрос из ф. "Максимка" (по "Морским рассказам" К. Станюковича, реж. В. Браун, 1952), Илья Журбин (по ром. В. Кочетова, реж. Хейфиц, 1954), Илья Муромец в ф. "Илья Муромец" (по рус. былинам, реж. А. Птушко, 1956), Лазарь Баукин в ф. "Жестокость" (по повести П. Нилина, реж. В. Скуйбин, 1959), боцман Росомаха в ф. "Путь к причалу" (по В. Вишневскому, реж. Г. Данелия, 1962). Снимался в ф. Ю. Солнцевой по сценарию А. Довженко "Поэма о море" (1958), "Пов. пламенных лет" (1961), "Зачарованная весна" (1964). Одна из наиб. значит. работ А. - Вожак в ф. "Оптимистич. трагедия" (реж. С. Самсонов, 1963). Среди др. ролей - Джон Сильвер ("Остров сокровищ" по Р. Стивенсону, реж. Е. Фридман, 1971) и др.
Лит.: Иванова Т. Борис Андреев. М., 1966; Ханютин Ю. Борис Андреев // Актеры сов. кино. М., 1969. Вып. 5 (с фильмогр.); Б. Андреев / Сост. Б. Б. Андреев. М., 1991.
Андре́ев Борис Фёдорович (1915-1982), киноактёр, народный артист СССР (1962). Его герои наделены душевной широтой, силой, добродушием («Трактористы», «Большая жизнь», «Два бойца», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки»). Психологически более сложные образы в фильмах «Жестокость», «Оптимистическая трагедия» и др. Государственная премия СССР (1948, 1950).
* * *
АНДРЕЕВ Борис Федорович - АНДРЕ́ЕВ Борис Федорович (9 февраля 1915, Саратов - 25 апреля 1982, Москва), российский киноактер, народный артист СССР (1962), лауреат Сталинских премий (1948, «Сказание о земле Сибирской»; 1950, «Падение Берлина»).
В 1937 окончил Саратовский театральное училище. В 1936-1939 - актер Саратовского драматического театра имени К. Маркса, затем - театра-студии киноактера в Москве. В кино дебютировал в 1939 году ролью Назара Думы в фильме И. Пырьева (см. ПЫРЬЕВ Иван Александрович) «Трактористы», после которого за Андреевым закрепилось амплуа простого, внешне грубоватого парня-богатыря, не признающего компромиссов. Широкое признание принесла актеру роль шахтера Харитона Балуна в фильме «Большая жизнь» (1939, вторая серия 1946). Герои молодого Андреева всегда были наделены душевной широтой, силой, добродушием («Два бойца», 1943; «Сказание о земле Сибирской», 1947; «Кубанские казаки», 1949). С 1950-х годов актер переходит к психологически более сложным образам. К числу несомненных удач Андреева относятся фильмы «Максимка» (1952), «Большая семья» (1954), «Жестокость» (1950), «Путь к причалу» (1952, режиссер Г. Данелия (см. ДАНЕЛИЯ Георгий Николаевич)), «Оптимистическая трагедия» (1963), «Остров сокровищ» (1971), «Дети Ванюшина» (1973). Всего актер снялся в более чем пятидесяти фильмах, читал закадровые тексты к документальным фильмам, озвучивал мультфильмы.
АНДРЕЕВ Борис Федорович (1915-82) - российский киноактер, народный артист СССР (1962). Его герои наделены душевной широтой, силой, добродушием ("Трактористы", "Большая жизнь", "Два бойца", "Сказание о земле Сибирской", "Кубанские казаки"). Психологически более сложные образы в фильмах "Жестокость", "Оптимистическая трагедия" и др. Государственная премия СССР (1948, 1950).
АНДРЕ́ЕВ Вад. Леонид. (1902/03-1976) - писатель. Старший сын Л. Н. Андреева. По окончании г-зии (1919) мобилизован в армию Врангеля (1920). Скитался по странам Европы и Азии, с 1922 - в Берлине, где вошел в лит. группы "Четыре плюс один" (Г. Венус, А. Присманова, С. Либерман, В. Сосницкий); печатал стихи в газ. "Дни". С 1924 - во Франции, участник движения Сопротивления, член группы "Кочевье", был близок к группе "Перекресток" (поэты-неоклассики во гл. с В. Ф. Ходасевичем). Автор автобиогр. повестей "Детство", "История одного путешествия" и "Возвращение в жизнь", пов. "Дикое поле" и поэтич. сб. "Свинцовый час" (1924), "Недруг бытия" (1928), "Восстание звезд" (1932), "Второе дыхание" (1950). В 1946 принял сов. гражданство, служил в секретариате ООН.
АНДРЕЕВ Вадим Леонидович - АНДРЕ́ЕВ Вадим Леонидович (1902-76), русский писатель. Сын Л. Н. Андреева (см. АНДРЕЕВ Леонид Николаевич). После 1917 остался вместе с отцом в Финляндии. Затем жил в Швейцарии. Сборники стихов: «Свинцовый час» (1924), «Недуг бытия» (1928), «Второе дыхание» (1950); поэма «Восстание звезд» (1932). Автобиографические повести «Детство» (1963), «История одного путешествия» (1966), «Возвращение в жизнь» (1969), «Через двадцать лет» (1974); роман «Дикое поле» (1965) и др.
АНДРЕЕВ Вадим Леонидович (1902-76) - русский писатель. Сын Л. Н. Андреева. После 1917 остался вместе с отцом в Финляндии. Затем жил в Швейцарии. Сборники стихов: "Свинцовый час" (1924), "Недуг бытия" (1928), "Второе дыхание" (1950); поэма "Восстание звезд" (1932). Автобиографические повести "Детство" (1963), "История одного путешествия" (1966), "Возвращение в жизнь" (1969), "Через двадцать лет" (1974); роман "Дикое поле" (1965) и др.
АНДРЕ́ЕВ Вас. Вас. (1861-1918) - музыкант, виртуоз игры на балалайке. Создатель и рук. первого оркестра рус. нар. инструментов (с 1887 - "Кружок любителей игры на балалайке", с 1896 - "Великорус. оркестр"). Усовершенствовал нар. балалайку, совм. с инструмент. мастерами В. В. Ивановым и Ф. С. Пасербским разработал ее сольные и оркестровые разновидности. Много концертировал в России и за границей. Автор оригин. соч. для созд. им оркестра (мазурки, полонезы, марши, вальсы и др.), а также обработок популярных рус. нар. песен; составитель "Школы для балалайки" (1894).
Соч.: К вопросу о рус. нар. музыке. СПб, 1899; Справочник, или Краткое руководство для оборудования великорус. оркестра. Пб., 1916.
Лит.: Соколов Ф. В. В. В. Андреев и его оркестр. Л., 1962.
АНДРЕ́ЕВ Вас. Мих. (1889-1941(?)) - писатель. С ранних лет принимал участие в рев. движении, был в ссылке в Туруханском крае. По нек-рым сведениям, помогал устроить побег И. В. Сталину. Печатался с 1916, после Окт. рев-ции стал проф. литератором. Автор сб-ков повестей и рассказов "Канун" (1924), "Расколдованный круг" (1926), "Славнов двор" (1927), "Преступления Аквилонова" (1927), "Гармонист Суворов" (1928), повести о революционере И. Дубровинском "Товарищ Иннокентий" (1934) и др., пьесы "Фокстрот" (1926). Знач. место в прозе А. занимают картины жизни Петрограда-Ленинграда, жестких и жестоких нравов окраины, ночлежных домов, трактиров, трущоб. Среди действ. лиц пов. и рассказов - уличные мальчишки, мастеровые, уголовники, люди городского "дна". В 1940 послал Сталину рукопись повести "о пребывании И. В. Сталина в Туруханском крае и о событиях, связанных с орг-цией его побега из ссылки в 1911 г.". Получил телеграфный ответ: "Уважаемый В. М.! Этим хвастаться не надо. Рукопись оставляю. Сталин". В дек. 1941 исчез в блокадном Ленинграде. По нек-рым свидетельствам, арестован на улице.
АНДРЕ́ЕВ Вас. Як. (1874-1942) - один из основателей первого в мире музея цирк. и эстрадного иск-ва (1928). Преподавал сценич. фехтование в Театр. ин-те. мн. годы собирал мат-лы по цирк. и эстрадному иск-ву. В 1928 совм. с Е. Кузнецовым и Е. Гершуни создал при Ленингр. цирке музей цирка и эстрады, в осн. фондов к-рого частная коллекция А. В 1928-35 гл. хранитель музея. В 1935 репрессирован. Умер в лагере.
Андре́ев Василий Васильевич (1861-1918), музыкант, исполнитель на балалайке. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 - Великорусский оркестр).
* * *
АНДРЕЕВ Василий Васильевич - АНДРЕ́ЕВ Василий Васильевич (14 января 1861, имение в Бежецком уезде Тверской губернии - 26 декабря 1918, Петроград), русский музыкант, виртуозный исполнитель на балалайке. Выходец из семьи купца первой гильдии. Обучался игре на фортепиано и скрипке. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 - Великорусский оркестр). С 1898 успешно концертировал с оркестром в России и за границей (Франция, Германия, Англия, США, Канада). Автор концертных пьес для балалайки, школы игры на балалайке (1894). Изготовил оригинальные чертежи, по которым усовершенствовал балалайку, добившись яркого и нежного звука. Использовал русский ударный инструмент накры, создал чертежи усовершенствования домр, свирелей, жалеек, наладил их производство. Почетный член Французской академии изящных искусств. Орден Почетного легиона.
АНДРЕЕВ Василий Васильевич (1861-1918) - российский музыкант, исполнитель на балалайке. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 - Великорусский оркестр).
Андре́ев Виктор Семенович (1905-1988), архитектор, народный архитектор СССР (1978). Работал в Москве: административное здание на ул. Горького (Тверской; 1949), посольства Чехословакии (1952-1954) и Китая (1956-1959), гостиница «Космос» (1979); планировка и застройка жилых районов Медведково, Свиблово (руководитель). Государственная премия СССР (1950).
* * *
АНДРЕЕВ Виктор Семенович - АНДРЕ́ЕВ Виктор Семенович (1905-1988), российский архитектор, народный архитектор СССР (1978). Работал в Москве: административное здание на ул. Горького (Тверской; 1949), посольства Чехословакии (1952-1954) и Китая (1956-1959); планировка и застройка жилых районов Медведково, Свиблово (руководитель). Государственная премия СССР (1950).
АНДРЕЕВ Виктор Семенович (1905-88) - российский архитектор, народный архитектор СССР (1978). Работал в Москве: административное здание на ул. Горького (Тверской; 1949), посольства Чехословакии (1952-54) и Китая (1956-59); планировка и застройка жилых районов Медведково, Свиблово (руководитель). Государственная премия СССР (1950).
Андре́ев Владимир Алексеевич (р. 1930), актёр, режиссёр, народный артист СССР (1985). С 1952 в Театре имени Ермоловой (в 1970-1985 главный режиссер, с 1990 художественный руководитель). В 1985-1988 главный режиссер Малого театра. Профессор Российской академии театрального искусства (до 1991 ГИТИС; с 1978).
* * *
АНДРЕЕВ Владимир Алексеевич - АНДРЕ́ЕВ Владимир Алексеевич (р. 1935), российский актер, режиссер, народный артист СССР (1985). С 1952 в Театре им. Ермоловой (в 1970-85 главный режиссер, с 1990 художественный руководитель). В 1985-88 главный режиссер Малого театра. Профессор Российской академии театрального искусства (до 1991 ГИТИС; с 1978).
АНДРЕЕВ Владимир Алексеевич (р. 1935) - российский актер, режиссер, народный артист СССР (1985). С 1952 в Театре им. Ермоловой (в 1970-85 главный режиссер, с 1990 художественный руководитель). В 1985-88 главный режиссер Малого театра. Профессор Российской академии театрального искусства (до 1991 ГИТИС; с 1978).
АНДРЕ́ЕВ Дан. Леон. (1906-59) - писатель. Сын Л. Н. Андреева. Вырос в семье сестры матери и ее мужа, моск. врача Ф. А. Дубова. Окончил Высшие лит. курсы, зарабатывал на жизнь ремеслом художника-оформителя. Ранние стихи не публиковал. Составитель и ред. сб-ка памяти отца "Реквием" (1930). С 1942 - нестроевой рядовой на Ленингр. фронте (см. поэму "Ленинградский апокалипсис"). Первый ром. ("Странники ночи") - о духовных исканиях "моск. мечтателей" в сталинской Москве. С 1947 в заключении по "делу Андреева" (соч. А., письма отца и др. материалы архива были сожжены); через 10 лет освобожден; позднее реабилитирован. В тюрьме написаны: прозаич. сб. "Роза мира", стихотворный - "Русские Боги" и драма "Железная мистерия". Для А. все происходящее на земле есть результат борьбы светлых надземных и темных подземных сил; у каждого народа есть свой Водитель, у каждого гос-ва - свой хищный демон, между демоном и Водителем идет извечная борьба Зла и Добра, в к-рой они попеременно одерживают победы. Для А. повседневно-земное - проекция мистериального, вечного в истории, становящийся и разрешающийся миф.
АНДРЕЕВ Даниил Леонидович - АНДРЕ́ЕВ Даниил Леонидович (1906-59), русский поэт, мистик-духовидец. Сын Л. Н. Андреева (см. АНДРЕЕВ Леонид Николаевич). В ранней поэзии - тревожное ожидание катастроф, надвигающихся на Россию. В годы политического заключения (1947-57) написал поэмы (вошли в «поэтический ансамбль» «Русские боги», 1989), запечатлевшие его мистические созерцания «миров просветления» и «миров возмездия», и трактат «Роза мира» (опубликован 1991) - опыт метаисторического познания и план спасения человечества общими усилиями мировых религий - лепестков единой Розы. Поэтическая драма «Железная мистерия» (опубликована 1990).
АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906-59) - русский поэт, мистик-духовидец. Сын Л. Н. Андреева. В ранней поэзии - тревожное ожидание катастроф, надвигающихся на Россию. В годы политического заключения (1947-57) написал поэмы (вошли в "поэтический ансамбль" "Русские боги", 1989), запечатлевшие его мистические созерцания "миров просветления" и "миров возмездия", и трактат "Роза мира" (опубликован 1991) - опыт метаисторического познания и план спасения человечества общими усилиями мировых религий - лепестков единой Розы. Поэтическая драма "Железная мистерия" (опубликована 1990).
Андре́ев Данила Леонидович (1906-1959), русский поэт, мистик-духовидец. Сын Л. Н. Андреева. В ранней поэзии (с 1931) - тревожное ожидание катастроф, надвигающихся на Россию. В годы политического заключения (1947-1957) написал поэмы и циклы стихов (вошли в «поэтический ансамбль» «Русские боги», 1989), запечатлевшие его мистические созерцания «миров Просветления» и «миров Возмездия» (или «Тьмы»), влияющих на судьбу России и всей планеты, и трактат «Роза мира» (1991) - опыт метаисторического познания и проект спасения человечества в конце земного пути общими усилиями мировых религий - лепестков единой Розы. Поэтическая драма «Железная мистерия» (1990).
Андре́ев Евгений Николаевич (р. 1926), заслуженный парашютист-испытатель СССР (1958), полковник, Герой Советского Союза (1962), заслуженный мастер спорта СССР (1963). Испытывал и катапультные установки. Совершил около 4800 прыжков с парашютом, единственный парашютист в мире, выполнивший прыжок с высоты около 25,5 км (1962).
* * *
АНДРЕЕВ Евгений Николаевич - АНДРЕ́ЕВ Евгений Николаевич (р. 1926), парашютист-испытатель, Герой Советского Союза (1962). Испытывал парашютные системы (см. ПАРАШЮТ), скафандры (см. СКАФАНДР) и др. средства. В 1962 единственным в мире выполнил прыжок с высоты 25,5 км.
АНДРЕЕВ Евгений Николаевич (р. 1926) - парашютист-испытатель, Герой Советского Союза (1962). Испытывал парашютные системы, скафандры и др. средства. В 1962 единственным в мире выполнил прыжок с высоты 25,5 км.
Андре́ев Иван Иванович (1880-1919), российский химик-технолог. Первым разработал (1915) и реализовал (1917) в заводском масштабе способ получения азотной кислоты каталитическим окислением аммиака.
* * *
АНДРЕЕВ Иван Иванович - АНДРЕ́ЕВ Иван Иванович (1880-1919), российский химик-технолог. Первым разработал (1915) и реализовал (1917) в заводском масштабе способ получения азотной кислоты каталитическим окислением аммиака.
АНДРЕЕВ Иван Иванович (1880-1919) - российский химик-технолог. Первым разработал (1915) и реализовал (1917) в заводском масштабе способ получения азотной кислоты каталитическим окислением аммиака.
Андреев Леонид Николаевич (1871 - 1919)
Русский писатель. Родился 9 (по старому стилю - 21) августа 1871 в Орле. В 1891 - 92 проездом бывал в Москве. 1893 - исключен за неуплату из Петербургского университета. 1897 - окончил юридический факультет Московского университета. 1895 - начал печататься как фельетонист. Умер 12 сентября 1919 в Нейвала, близ Мустамяки, Финляндия.
Афоризмы, цитаты
Деньги не исправляют несправедливостей природы, а углубляют их.
Андре́ев Лев Николаевич (р. 1931), иммунолог растений, член-корреспондент РАН (1984). Основные исследования по физиологии взаимоотношений растений и фитопатогенных организмов.
* * *
АНДРЕЕВ Лев Николаевич - АНДРЕ́ЕВ Лев Николаевич (р. 1931), российский иммунолог растений, действительный член (с 2000), член-корреспондент РАН (с 1991); член-корреспондент АН СССР (с 1984). Основные исследования по физиологии взаимоотношений растений и фитопатогенных организмов.
АНДРЕЕВ Лев Николаевич (р. 1931) - российский иммунолог растений, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1984). Основные исследования по физиологии взаимоотношений растений и фитопатогенных организмов.
АНДРЕ́ЕВ Леон. Ник. (1871-1919) - писатель. Из мещанской семьи. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та (1897). Служил пом. присяжного поверенного. Первая публикация - рассказ "В холоде и золоте" (1892). С 1897 на газ. работе, в осн. в радикальной газ. "Курьер" в качестве судебного хроникера и автора рубрик "Впечатления" и "Москва. Мелочи жизни" (последние под псевд. Джемс Линч); зав. отделом беллетристики. Известность получил с публикацией рассказа "Баргамот и Гараська" (1898). В 1900 вошел в лит. кружок "Среда" и стал одним из его председателей. Писательская жизнь А. складывалась в орбите М. Горького; их "дружба-вражда" длилась два десятилетия, была полна драматизма из-за различия худож. и обществ. позиций.
В годы раннего творчества А. овладел неск. манерами письма: от "натуроподобной" до "фантастической", органично сочетавшимися в его творчестве: рассказы с новеллистич. основой ("Первый гонорар", "Предстояла кража" и др.), философского наполнения ("Большой шлем", "Жили-были", "Петька на даче" и др.), символико-аллегорические ("Стена"), экспрессивные этюды ("Набат", "Ложь", "Бездна"). Программные пов. "Жизнь Василия Фивейского" (1903) и "Красный смех" (1904), - одно из первых произв. в мировой лит-ре, где тема "безумия и ужаса" войны дана в экспрессионистич. стиле, посв. распаду христианского сознания в условиях новейшей цивилизации.
В 1900-е гг. А. захвачен "благодатным, шумным дождем революции" (в 1905 за предоставление квартиры для заседания ЦК РСДРП заключался в Таганскую тюрьму). В центре внимания писателя теперь проблема соц. психологии ("Так было", "Губернатор", "Христиане", "Тьма"). Революция всколыхнула темных фанатиков веры ("Савва"), голодных ("Царь-Голод"), мстителей ("Рассказ о семи повешенных"), мужиков-разбойников ("Сашка Жегулев"), но преображения, по А., не произошло, и духовный результат революции проблематичен.
Образ революционера у А. ("К звездам", "Савва", "Тьма", "Рассказ о семи повешенных", "Сашка Жегулев") воплощает вершину нравств. чувства, духовного сознания эпохи, но он трагичен, и путь его подвига (бунты, террор, разбой и т. п.) исторически бесперспективен (ср. произв. А. на ветхо- и новозаветные сюжеты: "Бен-Товит", "Елеазар", "Иуда Искариот" и др., а также соч. с фантастич.-мифологич. мотивами - "Анатэма", "Дневник Сатаны" и др.). В 1906 А. уехал в Гельсингфорс, где был участником рев. событий и свидетелем подавления Свеаборгского восстания. Произв. А. появляются вскоре в "Золотом руне", сб-ках "Земля", изд-ве "Шиповник", альманахи к-рого А. стал редактировать.
Первые пьесы А. ("К звездам", 1905, "Савва", 1906) можно отнести к соц.-философскому условному т-ру ("Жизнь Человека", 1906, "Царь-Голод", 1907, "Анатэма", 1908). "Жизнь Человека" была отмечена Обществом рус. драматич. писателей Грибоедовской премией; с успехом шла на сцене т-ра В. Ф. Комиссаржевской (в пост. В. Э. Мейерхольда) и МХТ (в пост. К. С. Станиславского); но, поставленные как элитарные спектакли с привкусом декадентства, они не удовлетворили А. В 1909-19 он пробует создать т-р "пан-психе": действие перенесено внутрь человека, к-рый является частицей "мировой души". Этапными стали мелодрама на совр. тему "Екатерина Ивановна" (1912), трагедия интеллекта "Мысль" (1914), героич. трагедия нар. души "Самсон в оковах" (1915) и пьеса-сказка "Тот, кто получает пощечины" (1915), мистерия одиночества "Собачий вальс" (1916), трагедия замкнутого сознания "Реквием" (1916). Свои сатирич. миниатюры А. назвал "анекдотами": о псевдоцивилизованном человечестве - "Любовь к ближнему" (1908), "из римской истории" - "Прекрасные сабинянки" (1912) и "Конь в сенате" (1915), о псевдокультурной обывательщине - "Монумент" (1916). Они с успехом шли в т-ре "Кривое зеркало".
В 1910-х гг. А. печатался в газ. "Рус. воля"; писал рассказы иронические ("Чемоданов", 1917 и др.), реалистические ("Полет", 1914), "библейские" ("День гнева", 1910, "Земля", 1912), пов. о маленьком человеке перед лицом "великих дней" ("Иго войны", 1916), трагико-сатирич. ром.-антиутопию "Дневник Сатаны". Его публицистич. статьи "Мое предсказание", "Путь красных знамен" (1917) связаны единым кругом проблем: мировая война, к-рая должна превратиться в ряд революций. А. восторженно принял Февр. и враждебно - Окт. революцию.
Л. Н. Андреев
АНДРЕЕВ Леонид Григорьевич - АНДРЕ́ЕВ Леонид Григорьевич (р. 1922), российский литературовед. Профессор МГУ (с 1969). Основные работы посвящены французской и бельгийской литературам 20 в. Книги: «Французская литература 1917-1956 гг.» (1959), «Марсель Пруст» (1968), «Сюрреализм» (1972), «Современная литература Франции. 60-е гг.» (1977) и др.
АНДРЕЕВ Леонид Григорьевич (р. 1922) - российский литературовед. Профессор МГУ (с 1969). Основные работы посвящены французской и бельгийской литературам 20 в. Книги: "Французская литература 1917-1956 гг." (1959), "Марсель Пруст" (1968), "Сюрреализм" (1972), "Современная литература Франции. 60-е гг." (1977) и др.
Андре́ев Леонид Николаевич (1871-1919), русский писатель. В ранних реалистических рассказах - поиски социальной справедливости («Баргамот и Гараська», 1898). Сочувствуя революционерам («Рассказ о семи повешенных», 1908), изображал революцию как стихийный бунт («Савва», 1906); трагический образ духовного протестанта в повести «Жизнь Василия Фивейского» (1904); безумие и ужас войны - в рассказе «Красный смех» (1905). Драмы: бытовая («Дни нашей жизни», 1908), философско-аллегорическая («Жизнь человека», 1907; «Анатэма», 1908).
* * *
АНДРЕЕВ Леонид Николаевич - АНДРЕ́ЕВ Леонид Николаевич (1871-1919), русский писатель. Ранние рассказы носили демократический и реалистический характер («Баргамот и Гараська», 1898). Сочувствуя революционерам («Рассказ о семи повешенных», 1908), изображал революцию как стихийный бунт («Савва», 1906); кризис религиозного сознания - в повести «Жизнь Василия Фивейского» (1904); безумие и ужас войны - в рассказе «Красный смех» (1905). Наряду с бытовой драмой «Дни нашей жизни» (1908) - философско-аллегорические трагедии («Жизнь человека», 1907; «Анатэма», 1908).
* * *
АНДРЕ́ЕВ Леонид Николаевич [9 (21) августа 1871, Орел - 12 сентября 1919, д. Нейвала близ Мустамяки, Финляндия], русский писатель; прозаик и драматург, один из самых знаменитых писателей России начала 20 в., разрабатывал, главным образом, в пьесах экспрессионистскую (см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ) поэтику.
Контрастность натуры
Сын землемера и дочери разорившегося польского помещика. Окончил гимназию в Орле (1891). Затем поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но заканчивал курс уже Московского университета (1897). Несколько лет практиковал как адвокат. Любительски занимался живописью, заслужил, в частности, похвалы И. Е. Репина (см. РЕПИН Илья Ефимович) и Н. К. Рериха (см. РЕРИХ Николай Константинович). В юности дважды покушался на самоубийство, в результате чего приобрел хроническую сердечную недостаточность. Мемуаристы отмечают крайнюю нервность и переменчивую «контрастность» натуры Андреева, его пессимизм, порожденный отчасти увлечением философией А. Шопенгауэра (см. ШОПЕНГАУЭР Артур) (особенно его сочинение «Мир как воля и представление»), «он был весь в предчувствии катастрофы» (Г. И. Чулков), им владело «чувство мировой пустоты» (К. И. Чуковский (см. ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович)).
Путь в большую литературу
Литературную работу Андреев начал в 1897 в московской газете «Курьер», печатал судебные репортажи, фельетоны, беллетристику; впервые обратил на себя внимание рассказом «Баргамот и Гараська» (1898). Рассказ, исполненный трагической правды, понравился М. Горькому (см. ГОРЬКИЙ Максим), который ввел Андреева в литературный кружок Н. Д. Телешова (см. ТЕЛЕШОВ Николай Дмитриевич) «Среда», (см. СРЕДА) объединявший писателей-реалистов преимущественно радикальных политических взглядов. Но сам Андреев лишь изредка испытывал к политике «приступы любопытства»; собственную революционность он ощущал как метафизический бунт, а не политическую ангажированность. В 1901 при активном содействии Горького увидела свет первая книга Андреева «Рассказы» с посвящением Горькому.
В литературе, отдавая должное творчеству Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич), В. М. Гаршина (см. ГАРШИН Всеволод Михайлович), А. П. Чехова (см. ЧЕХОВ Антон Павлович), причислял себя к прямым ученикам и последователям Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович). Первые зрелые рассказы Андреева «Большой шлем» (1899), «Молчание», «Рассказ о Сергее Петровиче» (оба 1900), «Жили-были» (1901) и др. углубленно психологичны; сочетание в них густого быта с легким дуновением мистики создает впечатление своеобразной метафизической иронии. Книга «Рассказы» принесла Андрееву всероссийскую известность и признание критики - от народнической (Н. К. Михайловский (см. МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович)) до религиозно-философской (Д. С. Мережковский (см. МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич)), однако он выбрал позицию литературной обособленности, по словам А. Белого (см. БЕЛЫЙ Андрей), где-то «между Горьким и Блоком (см. БЛОК Александр Александрович)», то есть между реализмом и символизмом (см. СИМВОЛИЗМ).
Проблематика творчества
В рассказах «В тумане», «Бездна», «Мысль» (все 1902), повести «Жизнь Василия Фивейского» (1903) усиливается накал духовных коллизий - рокового разлада духа и плоти, мысли и безумия, веры и неверия, красоты и безобразия и т. д. От иллюстративности и риторики эти произведения спасает «нервный захват» (В. Г. Короленко (см. КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович)) писательской манеры Андреева. Работая исключительно по ночам, быстро, на грани психического срыва, Андреев доводит повествование до беспрецедентного напряжения; экспрессию авторского стиля подпитывают «кошмары» Русско-японской войны (см. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-05) (рассказ «Красный смех», 1904) и первой русской революции. Центральными темами лучших его рассказов («Губернатор», 1905; «Тьма», 1907; «Рассказ о семи повешенных», 1908) и более слабого романа «Сашка Жегулев» (1911) становятся революционерство и особенно терроризм, трактуемые Андреевым как экзистенциальная реальность, раскрывающая противоречия природы человека.
Особенности творчества
Зрелая проза Андреева - это гиперболы стиля, сгущение «страшного» в жизни при отсутствии противоположного полюса (ср. знаменитую реплику Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич): «он пугает, а мне не страшно»), стремление выразить новый смысл, пользуясь «складом готовых слов, приспособленных к среднему интеллекту» (Ю. И. Айхенвальд (см. АЙХЕНВАЛЬД Юлий Исаевич)), и даже грубые просчеты вкуса, перекрываемые, однако, неизменно искренним «ужасом хриплым и смертным» (Блок). Духовная проблематика выступает в его произведениях в общедоступном и часто упрощенном виде, дистанция, отделяющая автора от смутных «мыслечувствий» широкой публики, минимальна. Это сделало его одним из самых читаемых прозаиков начала 20 в. с репутацией «выразителя духа времени», поддерживаемой популярными газетами. Со временем в критике стали преобладать более суровые оценки. Наиболее адекватными представляются догадки И. Ф. Анненского (см. АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович) о том, что, в отличие от Достоевского, Андреев «боится судить», ибо чувствует, что в любом случае «какая-то сила... заставит и простить и оправдать». Более или менее осознанно ставя под сомнение христианскую антропологию с ее императивным богоподобием человека (например, в переиначивающих и десакрализующих библейские сюжеты рассказах «Елеазар» и «Иуда Искариот и другие», оба 1906), Андреев приближается к пониманию личности как вместилища многих «правд», во многом предвосхищая направленность исканий литературы 20 в.
Драматургия
Релятивистский образ человека - пылинки в бесконечности космоса - наиболее рельефно реализован в пьесах Андреева, начиная с драмы «К звездам» (1905). Событием стали спектакли в театре В. Ф. Комиссаржевской (см. КОМИССАРЖЕВСКАЯ Вера Федоровна) и МХТ (см. МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР) по его пьесе «Жизнь человека» (1906), где образ распорядителя жизненной мистерии (Некто в сером) выступал емким символом человеческой несвободы. Лучшие пьесы Андреева тяготеют к жанрам мистико-символистской трагедии или реалистической драмы, варьируют мотив отчуждения личности, распад «я»: «Царь Голод» (первая пьеса из нереализованной социально-философской драматургической тетралогии о судьбах человечества), «Черные маски» (обе 1907), «Дни нашей жизни», «Анатэма» (обе 1908), «Анфиса» (1909), «Екатерина Ивановна» (1912), «Тот, кто получает пощечины» (1916). Считая устаревшим психологический театр, Андреев в своей концепции «панпсихизма» (предвосхищающей экспрессионизм) отстаивал театр «внешней неподвижности», то есть пассивного существования человека, пронизываемого токами психических энергий - мистических, сновиденческих, подсознательных, исчезающих «в тихой глади небытия». Драмы «Реквием» (1913-15) и «Собачий вальс» (1916), наиболее последовательное воплощение этой концепции, были его последними художественными свершениями.
Последние годы
С осени 1916 в петербургской газете «Русская воля» Андреев пишет о «войне до победного конца», приветствует Февральскую революцию (см. ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917), а в Октябрьском перевороте (см. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917) видит осуществление своих худших предчувствий. С осени 1917 живет в Финляндии в состоянии депрессии, переписка писателя полна предчувствия надвигающейся смерти.
Леонид Андреев был дважды женат: на Александре Михайловне Велигорской (ум. 1906) и Анне Ильиничне Денисевич (1883-1948; венчание состоялось в апреле 1908).
В целом творчество Андреева, нередко сочетающее трагические аффекты и глубокие интуиции с художественно непроявленными потенциальными смыслами, раскрывается в своей исторической значительности лишь в контексте духовно-нравственной и культурной катастрофы России после 1917. В 1956 перезахоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Петербурге.
АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871-1919) - русский писатель. Ранние рассказы носили демократический и реалистический характер ("Баргамот и Гараська", 1898). Сочувствуя революционерам ("Рассказ о семи повешенных", 1908), изображал революцию как стихийный бунт ("Савва", 1906); кризис религиозного сознания - в повести "Жизнь Василия Фивейского" (1904); безумие и ужас войны - в рассказе "Красный смех" (1905). Наряду с бытовой драмой "Дни нашей жизни" (1908) - философско-аллегорические трагедии ("Жизнь человека", 1907; "Анатэма", 1908).
Портрет
(1871-1919), русский писатель. Родился 21 августа 1871 в Орле в семье мелкого чиновника. Окончив местную гимназию, поступил в Санкт-Петербургский университет. Перевелся на юридический факультет Московского университета, который окончил в 1897. Сочинительством занялся еще в гимназии, но потерпел ряд неудач; устроился репортером в "Московский вестник", затем в "Курьер". В 1898 опубликовал рассказ Баргамот и Гараська, в котором сказалось влияние Ф.М.Достоевского и Ч.Диккенса, чьи сочинения, по признанию самого Андреева, он перечитывал "раз десять", а также воздействие литературной манеры А.П.Чехова. Баргамот и Гараська внимание М.Горького, который помог Андрееву советами и делом и ввел его в книгоиздательское товарищество "Знание", учрежденное группой молодых писателей с целью поддержания и развития социально-реалистических традиций русской литературы 19 в. В 1901 Андреев опубликовал свою первую книгу рассказов, куда вошли Маленький ангел, Большой шлем, Ложь, Молчание и Жили-были. Отмеченные реализмом, рассказы сборника подтвердили высокую оценку таланта Андреева Горьким, и он почти сразу стал литературной знаменитостью. Хотя Андреев проявлял мало интереса к общественно-политическим вопросам, он оставался в горьковском ближнем кругу писателей до 1905. К этому времени относится большая часть его рассказов, в том числе Смех, Стена, Бездна, Мысль, В тумане и Жизнь Василия Фивейского. Отвращение к ужасам войны отразилось в новелле Красный смех, написанной во время русско-японской войны 1904-1905. Своей известностью после 1905 Андреев в основном обязан успеху в качестве драматурга. Его первая пьеса К звездам появилась в 1905, и до 1917 он издавал не меньше одной пьесы в год. В большинстве его драмы, такие, как Жизнь человека (1906), Царь-Голод (1907), Черные маски (1908), Анатэма (1909), Честь (1912), Собачий вальс (1914) и Тот, кто получает пощечины (1916), символичны в некоем нарочитом, показном смысле, определяющем их стиль, и со временем почти утратили всякую притягательность. Склонность Андреева к мистицизму и символизму отразилась и в его прозе. Среди написанных после 1905 рассказов сравнительно немногие принадлежат традиции реализма; большей частью они повествуют о сверхъестественном и призваны внушить читателю ужас перед непознаваемым. В противоречии с этой мистической тенденцией находятся исполненная психологизма реалистическая новелла Рассказ о семи повешенных (1908) и единственный роман Андреева Сашка Жегулев (1912). Из пьес Андреева особого упоминания заслуживает Самсон в оковах (1914), обычно признаваемый шедевром его драматургии, и две драматические сатиры - Любовь к ближнему (1908) и Прекрасные сабинянки (1912). После большевистской революции 1917 Андреев перебрался в Финляндию, где пером публициста обличал коммунистическое засилье на родине. Его последнее произведение, незаконченный роман-памфлет Дневник Сатаны (опубл. 1921), свидетельствует об упадке художественного таланта писателя. Умер Андреев в деревне Нейвала близ Мустамяки (Финляндия) 12 сентября 1919; в 1956 был перезахоронен в Ленинграде.
ЛИТЕРАТУРА
Андреев Л. Пьесы. М., 1959 Горький М. Леонид Андреев. - В кн.: Горький М. Литературные портреты. М., 1959 Афонин Л.Н. Леонид Андреев. Орел, 1959 Андреев Л. Повести и рассказы, тт. 1-2. М., 1971 Андреев Л. Рассказы, повести и фельетоны. М., 1983 Творчество Андреева. Исследования и материалы. Курск, 1983
Андре́ев Михаил Степанович (1873-1948), этнограф и лингвист, член-корреспондент АН СССР (1929), академик АН Узбекской ССР (1943). Труды по быту, народному искусству, традиционным верованиям таджиков; по восточно-иранским языкам.
АНДРЕЕВ Михаил Степанович (1873-1948) - российский этнограф и лингвист, член-корреспондент АН СССР (1929), академик АН Узбекистана (1943). Труды по быту, народному искусству, традиционным верованиям таджиков; по восточно-иранским языкам.
АНДРЕ́ЕВ Ник. Анд. (1873-1932) - скульптор, график, художник т-ра, зас-луж. деятель иск-в РСФСР (1931), учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1892-1901) у С. М. Волнухина, испытывал влияние П. П. Трубецкого. Автор многочисл. скульптурных и графич. портретов деятелей культуры, революц. движения (Л. Н. Толстого, 1905; М. П. Чехова, 1921; Г. В. Чичерина, 1921-22, и др.), монументальных памятников (Памятник Советской Конституции, 1919; А. И. Герцену, Н. П. Огареву - оба в 1922; А. Н. Островскому, 1918-22, и др.). Подчеркивает красоту и благородство портретируемых, создает остро индивидуальные психологич. образы. На развитии образного решения сказалось следование А. в разное время разным пластич. системам (импрессионизм, реализм и др.). Замечательным достижением дореволюц. творч. А. является памятник Н. В. Гоголю (1904-09), отразивший сложность и драматичность судьбы писателя. Особое место в творчестве А. принадлежит работе над образом В. И. Ленина, воссозданного многогранно на основе продолжит. натурной работы ("Ленин", 1920; композиции "Ленин-вождь" и мн. др.). Лениниана А. (1919-32) оказала значит. влияние на последующие портреты и памятники В. И. Ленину других художников, способствовала созданию определенного канона, где точность наблюдений, ясность и лаконизм изобразит. средств были постепенно утеряны.
Лит.: Бакушинский А. В. И. А. Андреев. М., 1939; Трифонова Л. П. Николай Андреевич Андреев. Л., 1987.
Андре́ев Николай Андреевич (1873-1932), скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Автор психологически выразительного, проникнутого внутренним трагизмом памятник Н. В. Гоголю (1904-1909), а также памятники А. И. Герцену и Н. П. Огарёву (1918-1922), А. Н. Островскому (1924-1929) - все в Москве. Серия скульптур (около 100) и графических портретов В. И. Ленина на основе этюдов с натуры.
* * *
АНДРЕЕВ Николай Андреевич - АНДРЕ́ЕВ Николай Андреевич [14 (26) октября 1873, Москва - 24 декабря, 1932, там же], российский скульптор и график, заслуженный деятель искусств России (1931).
Учился в Москве в Строгановском училище (1885-1891) и Училище живописи, ваяния и зодчества (1892-1901) у С. М. Волнухина (см. ВОЛНУХИН Сергей Михайлович). В ранних работах испытал влияние сначала передвижников (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) («Жница с ребенком», гипс, 1899, Третьяковская галерея и Киевский музей русского искусства), а затем импрессионистов (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) (портрет Л. Н. Толстого, бронза, 1905, Третьяковская галерея). Скульптор создал в Москве глубоко индивидуальный, проникнутый трагизмом образ Н. В. Гоголя (бронза, гранит,1904-1909). Памятник отличается выразительностью силуэта и живописной свободой композиции.
В первые годы Советской власти скульптор участвовал в осуществлении плана «монументальной пропаганды». Автор памятников А. И. Герцену и Н. П. Огареву (цемент с гранитной крошкой, 1918-1922), А. Н. Островскому (бронза, гранит, 1924-1929) - все в Москве. Серия скульптурных (около 100) и графических портретов Ленина на основе этюдов с натуры. С 1913 работал как театральный художник. Оформил ряд спектаклей Московского Художественного театра. Графические портреты М. Горького, К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко и других занимают существенное место в истории российской портретной графики. Совместно с Андреевым в 1919-1928 гг. работал его брат Вячеслав Андреевич Андреев (1890-1945), известный как автор статуи «Рабочий со звездой» для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939).
АНДРЕЕВ Николай Андреевич (1873-1932) - российский скульптор, заслуженный деятель искусств России (1931). Памятники Н. В. Гоголю (1904-09), А. И. Герцену и Н. П. Огареву (1918-22), А. Н. Островскому (1924-29) - все в Москве. Серия скульптурных (ок. 100) и графических портретов Ленина на основе этюдов с натуры.
Андре́ев Николай Николаевич (1880-1970), физик, основатель отечественной научной школы акустиков, академик АН СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1970). Труды по распространению звука и другим вопросам физической и технической акустики.
* * *
АНДРЕЕВ Николай Николаевич - АНДРЕ́ЕВ Николай Николаевич (28 июля 1880 - 31 декабря 1970), российский физик, основатель отечественной научной школы по акустике, академик АН СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1970). Окончил Базельский университет (1909). В разные годы работал в Московском университете, в 1940-1953 - зав. акустической лабораторией Физического института АН СССР, с 1953 - зав. отделом Акустического института АН СССР. Труды по распространению звука и др. вопросам физической и технической акустики. Дал строгую теорию распространения звука в движущихся средах. Развил теорию акустических фильтров. Работы по исследованию спектра затухающих колебаний, колебаниям анизотропных и кристаллических сред, нелинейной акустике, реверберации (см. РЕВЕРБЕРАЦИЯ) звука и звукоизоляции. Создал школу физической и технической акустики.
АНДРЕЕВ Николай Николаевич (1880-1970) - российский физик, основатель отечественной научной школы по акустике, академик АН СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1970). Труды по распространению звука и др. вопросам физической и технической акустики.