I нескл. ж.
Употребляется как фамильярное обращение к бабушке [бабушка I 1.] или к пожилой женщине.
II межд. разг.
1. Возглас, выражающий удивление при узнавании кого-либо или при вспоминании о чём-либо.
2. Употребляется как сказуемое.
I нескл. ж.
Употребляется как фамильярное обращение к бабушке [бабушка I 1.] или к пожилой женщине.
II межд. разг.
1. Возглас, выражающий удивление при узнавании кого-либо или при вспоминании о чём-либо.
2. Употребляется как сказуемое.
БА, межд. (разг.). Выражает удивление при неожиданности. Ба! ты откуда? Ба! кого я вижу! Ба! вспомнил!
БА - межд. изумления: а, ах, вот, ну, вот те на; ба, ба, ба, это что значит?
| По-тамб. произносят вместо союза бы: Я ба (бы) и пашол, да недасу (недосуг).
БА межд. Выражает удивление, догадку, радость при встрече. * Ба! Знакомые всё лица! (Грибоедов).
* * *
БА - БА, в китайской мифологии дух засухи, обитающий на юге; изображается в виде женщины, летающей по воздуху. Несет засуху, голод и смерть.
БА - в китайской мифологии дух засухи, обитающий на юге; изображается в виде женщины, летающей по воздуху. Несет засуху, голод и смерть.
междом. разг.
Выражает удивление, догадку, узнавание при встрече.
[Фамусов:] Ба! знакомые все лица! Грибоедов, Горе от ума.
- Ба! Это - ты? - крикнул Лютов так громко, что заставил прохожих обернуться на него. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.
междометие
Выделяется знаками препинания (запятыми) или оформляется как отдельное предложение.
Что бишь это такое? что-то знакомое... ба, вот прекрасно - ведь брат женат был на Горбатовой; это ее сестра, это та... а! помню... И. Гончаров, Обыкновенная история. «Ба! Никанор Иванович», - заорал дребезжащим тенором неожиданный гражданин и, вскочив, приветствовал председателя насильственным и внезапным рукопожатием. М. Булгаков, Мастер и Маргарита.
ба I
выражает изумление
Ба! Да ты ещё и полиглот!
Коровьев остановился у решётки и заговорил: ― Ба! Да ведь это писательский дом.
выражает узнавание при встрече
Ба! Какие люди, и без охраны!
― Вы кто такой будете, гражданин? ― испуганно спросил Никанор Иванович. ― Ба! Никанор Иванович, ― заорал дребезжащим тенором неожиданный гражданин и, вскочив, приветствовал председателя насильственным и внезапным рукопожатием.
ба II
бабушка (обычно употребляется как фамильярное обращение)
- Подожди, ба, - бросил он Вере Корнеевне, - мне с доктором парой слов перекинуться надо.
ба
(междометие). Общеслав. Восходит к рефлекторному звукосочетанию (при чувстве удивления). См. а (2) (междометие), ах и т. п.
межд., ср. болг., сербохорв. ба - возглас удивления. По Бернекеру (1, 36), первичное межд., подобно нем. ba, франц. bah, тур. ba. Не смешивать с укр. ба "да, конечно", чеш., польск. ba "поистине", которые представляют ступень чередования к бо в русск. и́бо и родственны лит. bà "да, конечно", лтш. ba - энклитическая усилительная част., авест. bā - утвердительная и усилительная част., греч. φή "словно, подобно тому как", гот. ba "если" и т. д.; см. также о последнем Траутман, BSW 22 и сл.
См. фюить
- «...! Знакомые все лица!».
- Возглас удивления.
- Река во Вьетнаме.
- В египетской мифологии - жизненная сила человека, его душа.
- Вьетнамский струнный щипковый музыкальный инструмент.
- В китайской мифологии - дух засухи.
- «...! Знакомые все лица!».
- Возглас удивления.
- Река во Вьетнаме.
- В египетской мифологии - жизненная сила человека, его душа.
- Вьетнамский струнный щипковый музыкальный инструмент.
- В китайской мифологии - дух засухи.
БА (в Древнем Египте) - БА, в древнеегипетской религии один из элементов, наряду с ка (см. КА (в авиации)) и ах (см. АХ), именем, тенью, физическим телом и аху составляющих человеческую сущность. Представления о ба в наибольшей степени соответствуют принятым у христиан. Ба - духовная сущность, придающая уникальный характер личности. Первоначально мыслился как воплощение могущества богов и фараонов, являясь только их атрибутом; понятию ба соответствовал знак аиста. Позже представлялся в виде ястреба с человеческой головой, парящего над мумиями и царей, и простолюдинов. Фараон мог представляться как ба божества и одно божество могло быть ба другого. В гробницах часто делали узкие коридоры для посещения ба: оставаясь в полном единстве с умершим, он способен отделиться от человека и перемещаться, сопутствуя ему в загробном мире. Ба могли иметь не только люди, но и города.
БА - БА нескл. baba adj. <rester, être baba остолбенеть. един.? Что-л., вызывающее удивление. Самое приятное времяпровождение <так> было на дачах обершенка Нарышкина, носивших двусмысленные названия "Ба-ба" и "Га-га". Алданов 9 термидора 53.
БА ГУА - БА ГУА́, графическая схема мироздания, разработанная в древнекитайском трактате «Ицзин (см. ИЦЗИН) ». Состоит из восьми (ба) триграмм (гуа); из них каждая является сочетанием трех линий и символизирует сторону света, соотнесенную с различными явлениями природы, животными и т. д.
БА ГУА - графическая схема мироздания, разработанная в древнекитайском трактате "Ицзин". Состоит из восьми (ба) три грамм (гуа); из них каждая является сочетанием трех линий и символизирует сторону света, соотнесенную с различными явлениями природы, животными и т. д.
БА ДЕ БОТ * bas de bottes. В начале XVII в. так назывались во Франции модные мужские чулки с колоколообразной верхней частью, отделанной разноцветной вышивкой или кружевами, которую раскладывали на широких отворотах сапог, подчеркивая этим аристократическое убранство костюма. В 1640- годах, когда сапоги с рострубами сменились изящными туфлями, чулки укреплялись подвязками и бантами непосредственно под коленями, создавая впечатление манжет шосс. Мерцалова 2 423. Ба-де-ботт. Нерсесов 1998.
БА ДЕ ЛЭН * bas de laine. Шерстяные чулки как символ бережливости; сбережения, кубышка. Знаменитые "bas de laine" - шерстяные чулки мужиков и средней руки горожан и выручили разоренную Францию и дали Тьеру возможность высылать в Германию вагон за вагоном, полных золотом. Бобор. Восп. 2 152.
БА ЛАНГАЖ * bas language. лингв. Речь социальных низов. Можно предположить, что в современном парижском арго отложился ряд элементов bas language французской революционной и контрреволюционной улицы. К. Н. Державин Борьба классов и партий в языке Велик. фр. рев.
БА ЛИКИД bas liquides. един. Нант пытался не отставать от Парижа и спешил предложить модницам изобретательную имитацию подлинных товаров. Это были босоножки на деревянных платформах и "Ба ликид" (жидкие чулки) - флаконы с краской для ног. На улицах продавись "фритт" - ломтики кипящей в жире картошки, излюбленное лакомство французской молодежи, в жаровнях жарились каштаны. 1945. Е. Вишневская Восп. // Источник 2003 3 85.
БА МО (1897-1977), первый премьер-министр Мьянмы (Бирмы) и глава марионеточного бирманского правительства во время японской оккупации. Родился в 1897 в Маябине от смешанного армяно-монского брака. Учился в католической школе в Рангуне. Некоторое время учился в Кембриджском университете (Англия) и в Бордоском университете (Франция), получил степень доктора философии. В конце 1920-х годов вернулся в Бирму, где работал преподавателем и адвокатом. В 1932 привлек к себе внимание, выступая в качестве защитника руководителя повстанческого движения Сая Сана и используя судебную трибуну для пропаганды идеи независимости Бирмы. В качестве лидера Антисепаратистской партии участвовал в работе Конференции "круглого стола" в Лондоне. К первым выборам 1936 создал партию Синьета ("Беднота"), которая, однако, не получила значительного числа голосов. Тем не менее благодаря расколу в стане соперников Ба Мо стал в 1937 первым премьер-министром Бирмы, после того как Великобритания предоставила ей право на ограниченное самоуправление. В 1939 Ба Мо был вынужден уступить свой пост У Со, после чего возглавил Блок свободы (выступавший против участия Бирмы во Второй мировой войне) и в 1940 был интернирован английскими властями за антивоенную пропаганду. В 1942 бежал из тюрьмы и впоследствии возглавил марионеточный режим в период японской оккупации. Будучи верховным правителем ("адипади") с 1943 по 1945, Ба Мо предпринимал попытки защитить соотечественников от беззаконий оккупантов, в то же время поддерживая захватчиков. Не поддержал планов выступить против японцев в 1945. После поражения японцев в Бирме бежал в Японию, однако весной 1946 англичане разрешили ему вернуться. Ба Мо реформировал свою партию военного времени - Махабама ("Великая Бирма"), которая не получила значительной поддержки населения.
Умер Ба Мо в Рангуне 28 мая 1977.
БА ПЁПЛЬ * bas peuple. Простонародье. Есть у них <французов> bas peuple, но он по образованию не ушел еще за пределы 16 столетия. 30. 1. 1848. Герц. - моск. друзьям. Клерикалы .. стремились доказывать, что он <Вольтер>, как писатель, глубоко презирал народ, который и называл по большей части как "canaille", " bas peuple". ОЗ 1878 7 2 113. Не то во Франции, где огромное большинство людей, принадлежащих к любому классу, хоть несколько возвышавшемуся над нищетой du bas peuple, не удовлетворились бы ни ответным ударом, ни судебными преследованием того, кто повинен в столь тяжком непростительном оскорблении. Бульвер-Литтон Пелэм 88.
БА ЦЗИНЬ - БА ЦЗИНЬ (наст. имя Ли Фэйгань) (1904-2005), китайский писатель. Трилогия «Стремительное течение» (1933-40) о распаде феодальной семьи, патриотический роман «Огонь» (1943), роман «Палата N 4» (1945).
БА ЦЗИНЬ (наст. имя Ли Фэйгань) (р. 1904) - китайский писатель. Трилогия "Стремительное течение" (1933-40) о распаде феодальной семьи, патриотический роман "Огонь" (1943), роман "Палата N 4" (1945).
БА ШИНЕ * bas chinés. Чулки из материи с особенной основой. Мак. 1908. Она стояла перед ним бледная и свежая как белая роза, в восхитительном, шитом гладью батистовом matiné на шелковом подбое модного цвета vieil or, c такого же цвета пышными бантами и кружевами valenciennes от горла и до крошечных mules, обувавших ея ноги поверх ажурных bas chinés. Б. Маркевич Бездна. // РВ 1884 7 122.
БА! bah! Межд., выражающее удивление. Ба, вот что! взгляните, как усердно пляшет наш господин помещик; как выгибается, шаркает, зефирит и прыгает, не кстати! .. Ба!.. Ба! Serviteur! Скорее, полковник, взгляните сюда на этого иностранца. 1839. Данилов 2 138. Bah! Живут только один раз! - легкомысленно отвечал он на все замечания жены и старался как школьник, с лукавой улыбкой .. пускаться от нее в бегство. 1880. А. Михайлов Чужие грехи 156. - А ба-ба-ба! Кого я вижу? Шура? Да друг сердечный? Какими судьбами? В. А. Т. Удача. // РБ 1900 8 1 101. - Ба! Закон и плохие шутки до 40 летнего возраста, а там, при самом блестящем успехе, перспектива подагры и пэрства. ОЗ 1878 9 1 210. Человеческую жизнь можно выразить несколькими междометиями: "Ба, ба! Ах, ох! Ой! Фуй! Тьфу! Дж. Байрон. - Лекс. Вейсманн 1731: ба!
ХVIII-ХIХ ее. Дача Александра Александровича Нарышкина на Петергофском шоссе. < Приезд гостей на дачу, как правило, сопровождался восторженными восклицаниями хозяев типа "Ба! Ба!".
Ср.: КРАСНАЯ МЫЗА.
Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С Грибоедова (1795-1829). Слова Фамусова (действ. 4, явл.14):
Ба! знакомые всё лица!
Дочь, Софья Павловна! срамница!
Бесстыдница! где! с кем!
Ни дать ни взять, она,
Как мать ее, покойница жена.
Бывало, я с дражайшей половиной
Чуть врозь - уж где-нибудь с мужчиной!
Используется: для выражения удивления при неожиданной встрече с кем-либо (шутл.-ирон.).
БА|˫АТИ (10), -Ю, -ѤТЬ гл. Выдумывать, рассказывать (сказки, небылицы):
възлежащю же ѥмоу. и не могоущю оусноути дроузи ѥмоу нозѣ гладѩть... или по плечема чишють. инии гоудоуть. инии бають ѥмоу. и кощюнѩть. СбТр ХII/ХIII, 4; Баю(т) б҃ословци елиньстии. ˫ако ѡ(т)вѣтъ приимъ кронъ оц҃ь дыевъ ˫ако ѡ(т)ставитисѩ ѥму цр(с)тва ѡ(т) единого дѣтиі ||=его. пожираше елико ражаше ему мужескъ полъ ГБ XIV, 15а-б; симонъ же и маркіѡнъ ересе(м) началници. ѡ(т) симона же чстѩть ѡсмерицю. зане осми вѣко(м) быти баю(т). Там же, 83в; пигасъ же баю(т) коню быти крылату. Там же, 151в; ˫ако же баснь гл҃ть о гигантѣхъ. баю(т) бо ˫ако кодмосъ въ афинѣ(х) живыи змиѥвы зубы насѣ˫а. ѡ(т) них же быша волотове гиганти. Там же, 155а.
БА-БЛЁ * нескл. ж. bas bleu m. Голубой чулок. Часто насмешливо-презрительное название женщины, поглощенной научными интересами и равнодушной к своей внешности и нарядам. Обычно не транслитерируется. - Не было примера, чтобы bas bleu имели сердечные увлечения", - повторял он сам себе неизвестно откуда извлеченное правило. Толст. Война и мир. Удивительнее всего, что все так называемые bas bleus обыкновенно бывают некрасивы, а в тебе четыре прелести: ум, образование, красота и грация. Писемский В водовороте. - Эдокси.. Ты интеллектуальный субьект, можно сказать ба-бле, и идея моя не будет для тебя терра инкогнита. Лейкин Из зап. кн. отставного приказчика Яманова. Новелла из русского национального жанра. // Л. Шуты 124. Некоторые родители замечали m-me Trousseau, что они не хотят делать bas-bleus из их дочерей. Н. Дмитриева На перепутке. // ВЕ 1873 2 645. Маша обещала не впасть в эту мещанскую колею, напротив, в ней, к великой радости ея воспитательницы, были все залоги будущаго bas bleu. Ольга Н. Мираж. // РВ 1859 21 155. Старшая из них <дочерей Карамзина> была дородною и не первой молодости весталкою, слывшею под прозвищем "le bas bleu" (синий чулок) за педантическую (вероятно) ея склонность, а также "Ядра российской истории" за ея дородность. РА 1901 3 408. Ср. Она <мадам Циркур (Circourt)> мила, умна, добра, несмотря на голубые чулки свои. 24. 10. 1834. А. Тургенев - Вяземскому. // ОА 2 252. Да. Она просто bas-bleu, педантка, квакерша! Думал он. Н. Алева Два мира. // Дело 1874 6 1 262. Она хорошо рисовала и вышивала шелком; ничего в ней не было такого. что в ученых женщинах называется синечулочничеством. П. И. Бартенев Восп. // РОА 1 86.
БА-КОМИК bas comique m. Балетное амплуа по штату 1766 г. АТД 1 95.
БА-ЧЖА - БА-ЧЖА, китайское божество, истребляющее саранчу. Изображался с птичьими лапами вместо ног, с мечом в руке. По пояс тело обнажено, ниже пояса одето в юбку, напоминающую колокол. После ежегодного сбора урожая устраивались благодарственные церемонии в честь Ба-чжа.
БА-ЧЖА - китайское божество, истребляющее саранчу. Изображался с птичьими лапами вместо ног, с мечом в руке.
Ба́аде (Baade) Вальтер (Уолтер) (18931960), немецкий астроном. В 193158 жил в США. Установил звёздную природу ядра галактики Андромеды и её различных ярких спутников, существование двух типов звёздного населения в галактиках. Исследовал переменные и сверхновые звёзды, открыл астероиды Гидальго и Икар.
БААДЕ Вальтер - БА́АДЕ (Baade) Вальтер (Уолтер) (24 марта 1893 - 25 июня 1960), немецкий астроном. Родился в Вестфалии в семье учителя. В 1918 окончил Геттингенский университет и был принят на работу в обсерваторию Гамбургского университета. С 1931 работал в США, сначала в обсерватории Маунт Вилсон, затем - Маунт Паломар. В 1958 вернулся в Германию, работал в Геттингенском университете.
В период работы в обсерватории Гамбургского университета Бааде занимался исследованием комет, астероидов, переменных звезд. В 1920 он обнаружил астероид Гидальго, в 1923 - новую комету, уже работая в Америке в 1949 открыл астероид Икар. Проводя с помощью крупнейших телескопов наблюдения ближайших галактик (в частности М31 в созвездии Андромеды), он сумел разложить их на звезды (1944). Звездное население галактик Бааде разбил на две группы. Первая - это молодые горячие звезды, состоящие из водорода (90%) и гелия (9%) и содержащие железо, никель, углерод и некоторые более тяжелые элементы. Вторая группа - это более старые звезды, состоящие почти целиком из водорода и гелия, в которых содержание тяжелых элементов в 10-100 раз меньше, чем в звездах первой группы. Концепция существования двух типов звездного населения галактик принесла Бааде мировую известность и сыграла важную роль в развитии теории эволюции звезд. Его исследования в области сверхновых звезд также принесли важные результаты. В частности, он показал, что вспыхивающие звезды, которые наблюдали Тихо Браге (1572) и Иоганн Кеплер (1604), были вспышками сверхновых, а туманности, наблюдаемые до сих пор на месте этих звезд, это остатки вспышек. В 1934 он впервые высказал предположение (совместно с Фрицем Цвикки) (см. ЦВИККИ Фриц) о возможности образования нейтронной звезды после вспышки сверхновой.
Награжден золотой медалью Лондонского королевского астрономического общества (1954), медалью Тихоокеанского астрономического общества.
Ба́аде Вальтер (Уолтер) (Baade) (1893-1960), немецкий астроном. В 1931-1958 работал в США. Установил звёздную природу ядра галактики Андромеды и её различных ярких спутников, существование двух типов звёздного населения в галактиках. Исследовал кометы, переменные и сверхновые звёзды, открыл астероиды Гидальго и Икар.
Ба́адер (Baader) Франц Ксавер фон (17651841), немецкий католический философ, врач, горный инженер, естествоиспытатель. Вместе с Й. Гёрресом принадлежал к Мюнхенскому кружку романтиков и издавал журнал «Эос» («Заря»). В полемике с философией Просвещения продолжал традиции немецкой мистики; формуле Декарта «мыслю, следовательно, существую» противопоставил «мыслюсь [Богом], следовательно, существую».
Ба́адер Франц Ксавер фон (Baader) (1765-1841), немецкий религиозный философ, врач, естествоиспытатель, представитель философского романтизма и неортодоксального католицизма.
* * *
БААДЕР Франц Ксавер фон - БА́АДЕР (Baader) Франц Ксавер фон (1765-1841), немецкий религиозный философ, врач, естествоиспытатель, представитель философского романтизма (см. РОМАНТИЗМ) и неортодоксального католицизма (см. КАТОЛИЦИЗМ) .
БААДЕР Франц Ксавер фон (Baader, Franz Xaver von)
(1765-1841), немецкий философ и теософ, оказавший значительное влияние на немецкий романтизм. Пытался соединить философские традиции католицизма с мистицизмом и таким образом выйти за пределы господствующих философских школ - континентального рационализма с его культом чистого разума и британского эмпиризма, подчеркивавшего значение чувственного опыта. Оказал влияние на Шеллинга и Кьеркегора. Баадер родился в Мюнхене 27 марта 1765. Получил медицинское образование, изучал минералогию в Англии в 1792-1796. Как и его друг Шеллинг, был членом кружка интеллектуалов в Мюнхене. Черпал вдохновение в мистических трудах Якоба Беме и неоплатоников. Вышел в отставку в должности суперинтенданта угольных шахт в Баварии в 1820 и посвятил себя философии и теологии. Профессор философии и теологии Мюнхенского университета в 1826-1838. Основал журнал "Эос" ("Eos"). Умер Баадер в Мюнхене 23 мая 1841. Лейтмотив религиозной философии Баадера - признание внутренней связи материи и сознания, тела и духа. Их различие относительно, ибо материя - это омертвевший, утративший свободу дух. Их взаимодействие - не параллелизм и не внешний контакт, а взаимопроникновение, претворение одного в другое. Человек должен ассимилировать и претворить волю материального бытия в духовную энергию для ее отдачи в мировую сокровищницу - мистериум Бога. Согласно учению Баадера, всякое знание предполагает знание о Боге, которого он представлял как процесс прогрессивно расширяющегося сознания. Баадер критиковал британских эмпириков, в частности Юма, который сводил знание к дискретным чувственным впечатлениям, а также Кантову этику следования внутреннему моральному закону, считая, в противовес этим учениям, что человек должен подчиняться Божьей воле, изложенной в Писании и учениях римско-католической церкви. В социальной философии противостоял либерализму и призывал к установлению классовой иерархии и подчинению государства церкви. Среди трудов Баадера - Начала познания (Fermenta cognitionis, 1822-1825); Лекции по спекулятивной догматике (Vorlesungen ber speculative Dogmatik, 1828-1838); Динамическая философия (Beitrge zur dynamischen Philosophie, 1809). Собрание сочинений (Smtliche Werke) Баадера опубликовано в 16 томах в Лейпциге в 1851-1860.
Баа́л (Балу, Ваал), древнее общесемитское божество плодородия, вод, войны. Почитался в Финикии, Палестине и Сирии, затем его культ распространился на Запад (в Египет, Грецию и др.).
* * *
БААЛ - БАА́Л (Балу, Ваал (см. ВААЛ)), древнее общесемитское божество плодородия, вод, войны. Почитался в Финикии, Палестине и Сирии, затем его культ распространился на запад (в Египет, Грецию и др.).
БААЛ (Балу - Ваал), древнее общесемитское божество плодородия, вод, войны. Почитался в Финикии, Палестине и Сирии, затем его культ распространился на запад (в Египет, Грецию и др.).
СТЕЛА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВААЛА
Балу, Ваал ("владыка", "господин"), важнейший персонаж в сиро-палестинской мифологии, представленный многочисленными местными божествами. Филон и угаритские тексты говорят о нем как о Хаддаде, боге бури и царе богов. В 14 в. до н.э. у финикийцев Баал уже получил титул Баалшамем (Владыка Небес). Он считался одним из братьев Эла (Илу, "Бога"), главы ханаанской группы божеств. Характеризуемый в текстах как Алиййан ("силач", буквально, "я одолеваю"), Баал побеждает всех, кого вызывает на битву. Со временем к его имени стали присоединять название местности, в которой он почитался, и указание на особые приписывавшиеся ему черты или функции. Кроме того, любой важный аспект религиозной жизни мог породить культ своего собственного Баала. В целом его считали олицетворением мужского начала, обеспечивающего плодородие земли и стад, и во время посвященных ему празднеств ему приносились соответствующие жертвы. Тирский Баал (Ваал), упоминаемый в Ветхом Завете, был известен под именем Мелькарт. Святилища и храмы Баала часто называли "высотами". В качестве божества гор и божества бури Ваал изображался в соответствующем облике. Вместе со своей супругой, Анат, Ваал мог быть связан с тем или иным родом, о чем напоминали личные имена, содержащие в качестве составной части его имя.
ЛИТЕРАТУРА
Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1-2. М., 1991
БААЛ (Балу, Ваал), общесемитское божество плодородия, дождя, бури. Почитался в Финикии, Палестине и Сирии, затем его культ распространился на Запад (в Египет, Грецию и др.).
БААЛ-ШЕМ-ТОВ ИСРАЭЛЬ БЕН ЭЛИЕЗЕР - БАА́Л-ШЕМ-ТОВ ИСРАЭ́ЛЬ БЕН ЭЛИЕЗЕ́Р (сокр. БЕШТ) (ок. 1700-60), еврейский мыслитель-мистик, основатель секты хасидов и крупнейший авторитет хасидизма (см. ХАСИДИЗМ).
БААЛ-ШЕМ-ТОВ ИСРАЭЛЬ БЕН ЭЛИЕЗЕР (сокр. БЕШТ) (ок. 1700-60) - еврейский мыслитель-мистик, основатель секты хасидов и крупнейший авторитет хасидизма.
Баальбе́к - город в Ливане, у подножия храма Антиливан. Около 18 тыс. жителей. Развалины древнего (с XVIII в. до н. э.) Гелиополя, позднейшей римской колонии Юлии-Августы-Феликс. Остатки храмов и общественных построек.
* * *
БААЛЬБЕК - БААЛЬБЕ́К (Balabakk), город в Ливане, у подножия хр. Антиливан. Население 30,2 тыс человек (2004). Развалины древнего (с 18 в. до н. э.) Гелиополя, позднейшей римской колонии Юлии-Августы-Феликс. Остатки храмов и общественных построек.
БААЛЬБЕК - город в Ливане, у подножия хр. Антиливан. Ок. 20 тыс. жителей. Развалины древнего (с 18 в. до н. э.) Гелиополя, позднейшей римской колонии Юлии-Августы-Феликс. Остатки храмов и общественных построек.
БААЛЬБЕК - в настоящее время небольшое поселение, в древности - великолепный город-храм на территории Ливана, между хребтами Ливан и Антиливан. Широкая долина, расположенная между этими двумя горными цепями, называется Эль-Бека'а, или Низина, а в древности именовалась Келесирия, т.е. "Низинная Сирия". Город находится на высоте 1117 м над у.м., между реками Литани и Оронт, в плодородной области на древних караванных путях, ведших к Дамаску и Тиру. История. В египетских и ассирийских надписях этот город называется Баальбек - по той несомненной причине, что здесь поклонялись богу Баалу (Ваалу), позднее отождествленному с Юпитером. Греки именовали этот город Гелиополем, а император Август превратил его в римскую колонию, названную Колония Юлия Августа Феликс Гелиополитана. Период высочайшего расцвета Баальбека приходится на римскую эпоху, когда он был местом поклонения не только Юпитеру Гелиополитанскому, но также Бахусу и Венере. Согласно свидетельству церковного историка Евсевия, в начале 4 в. император Константин запретил бытовавшие в Гелиополе культы и воздвиг здесь великолепный христианский храм больших размеров. В 635 город захватили арабы под водительством Абу Убайды. Если прежде, являясь религиозным центром, он был защищен сравнительно слабо, то теперь арабы значительно укрепили его, а храмовый квартал и акрополь превратили в цитадель. В Средние века Баальбек был стратегически важной крепостью. В 659 здесь столкнулись Али и Муавия, соперники в борьбе за халифат. По преданию, аль-Валид (ум. 715) перевез медный купол баальбекского храма в Иерусалим, чтобы водрузить его над Скальной мечетью. Марван II (ум. 750) разрушил городские стены, а властитель Дамаска Тухтакин подчинил себе Баальбек в 1110. В 1175 город был захвачен Саладином; в 1260 его разрушили монголы хана Хулагу, а в конце 13 в. он был восстановлен султаном Калавуном. В 1400 Баальбек был разорен Тамерланом, а в 18 в. частично разрушен Джеззаром из Аккры; время от времени он страдал от сильных землетрясений. Оказавшись под властью турок, Баальбек к 19 в. превратился в небольшой поселок. Ныне это курортный городок в Ливане с населением ок. 24 тыс. человек.
Археология. Раскопки в Баальбеке с 1898 по 1905 проводила экспедиция археологов из Германии; результаты этих исследований были опубликованы Теодором Вигандом (1921-1925). В 1933-1934 французские археологи предприняли здесь реставрационные работы. Развалины акрополя лежат к западу от современного поселка. Вход на огороженный храмовый участок находился с восточной стороны, где огромная лестница вела к монументальным воротам - пропилеям. Здесь находилась колоннада шириной ок. 150 м, по краям которой располагались квадратные башни высотой примерно в 30 м. За высокими колоннами этого портика имеются большой центральный и два меньших боковых входа в шестиугольный передний двор. Этот двор, приподнятый на 6 м относительно уровня наружной поверхности, был окружен двойной колоннадой и имел четыре прямоугольные ниши. Позади переднего двора находятся три широких входа, ведущие на Алтарную площадь, посреди которой некогда стоял большой алтарь. Половина его сохранилась, другая половина разрушена - возможно, в 4 в., когда на этой площади был сооружен христианский собор. По обе стороны от алтаря находились бассейны для омовений. С трех сторон площади располагалась прекрасная колоннада, а за ней - полукруглые украшенные ниши. С западной стороны Алтарной площади лестница из 16 ступеней вела на собственно храмовую террасу. Эта терраса была очень большой и возвышалась над Алтарной площадью более чем на 6 м. Ее окружала стена, частично сложенная из крупных каменных блоков. Три из них - на западной стороне - составляют участок длиной ок. 19 м и достигают 4 м в высоту и 3 м в толщину. Подобные камни необычайно крупных размеров 21*4,3*4 м и весом в 1000 т, не до конца вырубленные в карьере, можно видеть на склоне холма в 800 м от современного поселка. На террасе стоял храм (т. н. храм Юпитера). Это было прямоугольное сооружение, возведенное на главной оси всего комплекса. Основание храма имело 91 м в длину и 52 м в ширину, а по его периметру стояло свыше 50 колонн диаметром в 2 м и высотой в 20 м. Шесть из них до сих пор стоят в ряд по южной стороне, создавая наглядное представление о пропорциях храма. На нижней террасе, южнее храма Юпитера, был построен храм Вакха. Он был меньше храма Юпитера, но сохранился гораздо лучше и считается прекраснейшим памятником римской эпохи на территории Ливана. Он заслуживает внимания даже своими размерами, поскольку по площади больше Парфенона, а окружавшие его 46 колонн имели высоту в 17 м. Колонны размещались по 15 с каждой боковой стороны и по 8 на торцах; с северной стороны 9 из них сохранились и стоят в прежнем порядке. Прекрасно украшенный портал ведет в целлу, или закрытое внутреннее помещение храма, имевшее 27 м в длину и 23 м в ширину. Богатым убранством отличался и интерьер храма, а в западном его конце стояла культовая статуя Бахуса. Третий храм, посвященный Венере, находился в 305 м к востоку от акрополя и представлял собой круглое сооружение, первоначально перекрытое каменным куполом и украшенное в том же стиле, что и акрополь.
ХРАМ БАХУСА В БААЛЬБЕКЕ
Храм Юпитера датируется 1 в. н. э., храм Вакха - 2 в., храм Венеры - 3 в.
Баальбек. Коринфская колоннада "храма Юпитера". Нач. 3 в.
БААЛЬБЕК, город в Ливане, у подножия хребта Антиливан. Около 18 тыс. жителей. Развалины древнего (с 18 в. до нашей эры) Гелиополя. Руины грандиозного храмового комплекса 1 - 3 вв., крепости (13 в.), Большой мечети и минарета. Включен в список Всемирного наследия.
- Город в Ливане, у подножия храма Антиливан.
- В каком городе находится знаменитый храм Вакха, высота колонн в котором в три раза выше, чем в Парфеноне?