Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

вахтан

Синонимы к слову вахтан

сущ., кол-во синонимов: 2

поселок (105)

река (2073)

Полезные сервисы

вахтана

Синонимы к слову вахтана

сущ., кол-во синонимов: 1

река (2073)

Полезные сервисы

вахтанг

Словарь русского арго

ВАХТАНГ, межд. То же, что

вах.

Контаминация вах и собств. груз. «Вахтанг».

Грамматический словарь

Вахта́нг мо

Сканворды для слова вахтанг

- Имя певца Кикабидзе.

- Имя армянского писателя Ананяна.

- Царь Иберии, основавший Тбилиси.

Полезные сервисы

вахтанг i

Энциклопедический словарь

Вахта́нг I - Горгасал (? - 502), царь Иберии (Картли), прославившийся борьбой с иранскими завоевателями за независимость Картли. Убит в бою.

Полезные сервисы

вахтанг i горгасал

Энциклопедический словарь

ВАХТАНГ I Горгасал - ВАХТА́НГ I Горгасал (?-502), царь Иберии (Картли), прославившийся борьбой с иранскими завоевателями за независимость Картли. Убит в бою.

Полезные сервисы

вахтанг vi

Энциклопедический словарь

Вахта́нг VI - Законодатель (1675-1737), наместник, затем царь Картли (1703-1724). В 1724 низложен иранцами; эмигрировал в Россию.

Полезные сервисы

вахтанг vi законодатель

Энциклопедический словарь

ВАХТАНГ VI Законодатель - ВАХТА́НГ VI Законодатель (1675-1737), наместник, затем царь Картли (1703-24). В 1724 низложен иранцами; эмигрировал в Россию.

Большой энциклопедический словарь

ВАХТАНГ VI Законодатель (1675-1737) - наместник, затем царь Картли (1703-24). В 1724 низложен иранцами; эмигрировал в Россию.

Полезные сервисы

вахтанг горгасал

Большой энциклопедический словарь

ВАХТАНГ I Горгасал (?-502) - царь Иберии (Картли), прославившийся борьбой с иранскими завоевателями за независимость Картли. Убит в бою.

Полезные сервисы

вахтанга законы

Энциклопедический словарь

Вахта́нга зако́ны - кодекс права Грузии, который юридически оформил крепостное право. Составлены в 1705-1708 под руководством Вахтанга VI. Действовали до присоединения Грузии к России (некоторые законы и позже).

* * *

ВАХТАНГА ЗАКОНЫ - ВАХТА́НГА ЗАКО́НЫ, кодекс права Грузии, который юридически оформил крепостное право. Составлены в 1705-08 под руководством Вахтанга VI. Действовали до присоединения Грузии к России (некоторые законы и позже).

Большой энциклопедический словарь

ВАХТАНГА ЗАКОНЫ - кодекс права Грузии, который юридически оформил крепостное право. Составлены в 1705-08 под руководством Вахтанга VI. Действовали до присоединения Грузии к России (некоторые законы и позже).

Полезные сервисы

вахтангов

Грамматический словарь

Вахта́нгов ф. <мс 1а>

Сканворды для слова вахтангов

- Российский театральный режиссёр.

- Чьё имя носит театр, здание которого в 1941 году было полностью разрушено бомбой?

Полезные сервисы

вахтангов евг. багратионович

Гуманитарный словарь

ВАХТА́НГОВ Евг. Багратионович (1883-1922) - режиссер, актер, театр. деятель. Сын владикавказского табачного фабриканта. Учился в Моск. ун-те на естеств. и юридич. фак-тах. Участвовал в любит. драматич. кружках. В 1909 поступил в театр. школу А. И. Адашева, где учился у Л. А. Сулержицкого, В. В. Лужского, В. И. Качалова, Л. М. Леонидова и др. По окончании школы принят в число сотр. МХТ (1911), сыграл неск. небольших ролей. Пользовался любовью и уважением К. С. Станиславского, чью систему преподавал с 1911. С образованием в 1912 1-й студии МХТ вошел в нее как актер и режиссер. Сыграл Текльтона ("Сверчок на печи" по Ч. Диккенсу, 1914), Фрезера ("Потоп" Бергера, 1919), Шута ("Двенадцатая ночь" У. Шекспира, 1919). Для В.-актера характерны глубина психологич. разработки роли в сочетании с графич. выразительностью пластич. рисунка, безупречная выверенность ритма, отточенность формы. Эти же принципы В. развивал и в своем реж. творчестве. Вместе с Сулержицким В. создавал идейную программу 1-й студии МХТ, видя задачи иск-ва - не без влияния толстовских идей - в стремлении к этич. идеалу, к нравств. совершенству. В реж. работах - "Праздник мира" Гауптмана и "Потоп" В. подробно исследовал душевную жизнь персонажей. С 1913 рук. Студенч. драматич. студией, к-рая позднее вошла в число студий МХТ и составила основу т-ра, с 1926 носящего имя В. В числе учеников В.: Н. М. Горчаков, А. И. Горюнов, А. Н. Грибов, Ю. А. Завадский, Б. Е. Захава, В. В. Куза, Ц. Л. Мансурова, В. П. Марецкая, А. А. Орочко, А. И. Степанова, И. М. Толчанов, Л. М. Шихматов, Р. Н. Симонов, Б. В. Щукин.

После окт. 1917 В. - один из активных строителей нового т-ра. В спектаклях 20-х гг. искал яркую сценич. форму для выражения совр. содержания, б. значение придавая сатире и гротеску (чеховская "Свадьба", 1920, "Чудо св. Антония", 1921, и др.). В последнем спектакле - "Принцесса Турандот" по сказке К. Гоцци (1922) В. удалось выразить свойств. времени жизнеутверждающее мироощущение, найти новую форму актерского существования в роли. Реж. работы В., его теоретич. взгляды и пед. деятельность оказали существ. влияние на развитие отечеств. т-ра.

Пост.: "Усадьба Ланиных" Б. Зайцева (1914, Студенч. драм. студия), "Росмерсхольм" Г. Ибсена (1918, 1-я студия МХТ), "Эрик XIV" А. Стриндберга (1921, 1-я студия МХТ), "Гадибук" С. Аненского (1922, т-р-студия "Габима").

Е. Б. Вахтангов

Е. Б. Вахтангов

Полезные сервисы

вахтангов евгений багратионович

Энциклопедический словарь

Вахта́нгов Евгений Багратионович (1883-1922), режиссёр, актёр, педагог; основатель (1913) и руководитель Студенческой драматической студии (с 1921 3-я Студия МХТ, с 1926 Театр им. Вахтангова). В актёрской и режиссёрской деятельности исходил из творчески воспринятых положений системы К. С. Станиславского. Провозгласил программу «фантастического реализма», создающего особую театральную реальность, стремился раскрыть внутренний смысл драматического произведения средствами гротеска: «Чудо Святого Антония» М. Метерлинка (1916; 2-я редакция, 1921), «Эрик XIV» Ю. А. Стриндберга (1921) и др. Экспрессионистическая постановка мистической пьесы С. Ан-ского «Гадибук» (Студия «Габима», Москва) и праздничная «Принцесса Турандот» К. Гоцци (3-я Студия МХТ) - обе 1922. Роли: Текльтон («Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу), Фрезер («Потоп» Ю. Х. Бергера).

* * *

ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович - ВАХТА́НГОВ Евгений Багратионович [1 (13) февраля 1883, Владикавказ - 29 мая 1922, Москва], российский театральный режиссер, актер, педагог, основатель Театра им. Вахтангова.

Ранний период

Вахтангов вырос в семье армянского фабриканта. Еще в юности отказался от коммерческой карьеры и наследства отца, занявшись театральным любительством. В 1903-1909 учился на естественном, затем на юридическом факультетах Московского университета. В 1906 организовал драматический кружок студентов университета. В 1909-1911 - ученик школы драмы А. И. Адашева, где преподавали В. В. Лужский, В. И. Качалов (см. КАЧАЛОВ Василий Иванович) и Л. А. Сулержицкий (см. СУЛЕРЖИЦКИЙ Леопольд Антонович), оказавший воздействие на ранние театральные взгляды Вахтангова. По окончании школы зачислен в МХТ, вел экспериментальные занятия по «системе Станиславского» с группой театральной молодежи, составившей ядро 1-й Студии МХТ (1912; открыта в 1913; с 1924 - МХАТ 2-й). Как педагог Вахтангов разделял эстетическую и этическую программу директора Студии Сулержицкого: цель искусства - нравственное совершенствование общества, студия - община единомышленников, актерская игра - правда переживаний, спектакль - проповедь добра и красоты. Как режиссер Вахтангов предпочитал резкие контрасты добра и зла в построении спектакля и стиле актерского исполнения («Праздник мира» Г. Гауптмана, 1913; «Потоп» Г. Бергера, 1915). В «Росмерсхольме» Г. Ибсена (1918, 1-я студия) на противопоставлении аскетической формы (серые сукна, контрастное световое решение, минимум аксессуаров) и напряженной внутренней жизни актеров раскрывалась главная тема спектакля: дерзкий прорыв к свободе, пусть даже ценой смерти. В «Чуде Святого Антония» М. Метерлинка (первый вариант, 1918) возобладала традиция Сулержицкого: человечность, юмор, мягкая ирония. Одновременно с МХТ и его студией Вахтангов вел педагогическую работу в ряде московских театральных школ и любительских кружках. Особое место в его творческой судьбе принадлежало Студенческой драматической студии («Мансуровской» - по названию переулка, где она находилась), с членами которой он в 1913 начал репетировать пьесу «Усадьба Ланиных» Б. К. Зайцева (с 1917 - Московская Драматическая студия под руководством Е. Б. Вахтангова, с 1920 - 3-я студия МХТ; с 1926 - Театр им. Евг. Вахтангова).

Создание нового театра

Вместе с послеоктябрьскими спектаклями В. Э. Мейерхольда (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич) постановки Вахтангова в 1919-1922 заложили фундамент нового театра. В спектаклях, поставленных по произведениям прежней драматургии, он пытался воплотить образ революционного вихря, трагизм исторического слома эпох. Изменяются его эстетические взгляды и художественные пристрастия, корректируются важные положения теории и педагогики. Сохраняя верность общим законам искусства переживания и органике актерского существования в образе, Вахтангов утверждает необходимость нового сценического языка, соответствующего времени социальных схваток и взрывов, отказывается от поэтики интимно-психологического и бытового театра, от «четвертой стены» - рампы МХТ, отделяющей мир сцены от зала, провозглашает «смерть натурализму», стремится к прямому контакту актера и зрителя, требует праздничной, феерической театральной условности. Яркой театральностью и предельным сгущением сатирических красок отмечен второй вариант «Чуда Святого Антония» (1921). В чеховской «Свадьбе» (1920) Вахтангов прозрел «пир во время чумы», паноптикум мещанства, затхлую провинциальную одурь. В «Эрике XIV» А. Стриндберга (1921, 1-я студия) воплотил трагедию власти, неправедной и враждебной народу даже тогда, когда властитель (в трактовке Вахтангова и исполнении М. А. Чехова (см. ЧЕХОВ Михаил Александрович)) полон добра и благородства. Каждая из постановок 1921-1922 с огромной экспрессией выявляла противоборство тьмы и света, смерти и побеждающей жизни. Наибольшей силы достиг трагедийный конфликт в поэме торжествующей любви «Гадибуке» С. Ан-ского (студия «Габима»). Вахтанговская формула «фантастического реализма», новые выразительные возможности режиссуры, претворенные им в общем постановочном решении, сценографии, композиции массовых сцен и пластической лепке фигур вошли в арсенал театра 20 века.

«Принцесса Турандот»

Свойственное натуре и творчеству Вахтангова гармоническое начало («веселый Мейерхольд», говорил о нем М. А. Чехов) воплотилось в искрящемся спектакле режиссера - «Принцессе Турандот» по К. Гоцци (1922). Спектакль был задуман как эксперимент в области актерской техники: студийцы одновременно играли самих себя, артистов итальянской комедии дель арте (см. КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ), разыгрывающих сказку Гоцци, и, наконец, персонажей сказки. Спектакль строился и репетировался импровизационно (репризы на темы дня, интермедии-пантомимы, слуг просцениума, иронические «выходы из роли»), сознательно разрушал сценические иллюзии при сохранении максимальной актерской искренности и правды переживания. Значительно превзойдя первоначальное режиссерское задание, он стал классикой театра, произвел «сильный сдвиг» (Немирович-Данченко) в искусстве русской сцены. Премьера спектакля состоялась, когда Вахтангов был уже смертельно болен. Его творческая деятельность оборвалась, возможно, в высшей своей точке. Среди учеников Вахтангова - Б. В. Щукин (см. ЩУКИН Борис Васильевич), Р. Н. Симонов (см. СИМОНОВ Рубен Николаевич), Ц. Л. Мансурова (см. МАНСУРОВА Цецилия Львовна), Ю. А. Завадский (см. ЗАВАДСКИЙ Юрий Александрович) и др.

Большой энциклопедический словарь

ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович (1883-1922) - российский режиссер, актер, педагог; основатель (1913) и руководитель Студенческой драматической студии (с 1921 3-я Студия МХТ, с 1926 Театр им. Вахтангова). В актерской и режиссерской деятельности исходил из творчески воспринятых положений системы К. С. Станиславского. Провозгласил программу "фантастического реализма", создающего особую театральную реальность, стремился раскрыть внутренний смысл драматических произведений средствами гротеска: "Чудо Святого Антония" М. Метерлинка (1916; 2-я редакция - 1921), "Эрик XIV" Ю. А. Стриндберга (1921) и др. Экспрессионистическая постановка мистической пьесы С. Ан-ского (С. А. Рапопорта) "Гадибук" (Студия "Габима", Москва) и праздничная "Принцесса Турандот" К. Гоцци (3-я Студия МХТ) - обе 1922.

Энциклопедия Кольера

Е. Б. Вахтангов. 1918 г.

Полезные сервисы

вахтангова имени театр

Энциклопедический словарь

Вахта́нгова и́мени теа́тр - создан в 1921 как 3-я Студия МХТ на основе Студенческой драматической студии, организованной Е. Б. Вахтанговым в 1913. С 1926 Театр им. Вахтангова. С 1956 академический. Проникнутые духом современности, отличающиеся яркостью и остротой формы постановки его создателя заложили основу дальнейших творческих поисков театра. В 1939-1968 главный режиссер Р. Н. Симонов, в 1968-1987 - Е. Р. Симонов, с 1987 художественный руководитель М. А. Ульянов.

* * *

ВАХТАНГОВА ИМЕНИ ТЕАТР - ВАХТА́НГОВА И́МЕНИ ТЕА́ТР, создан в 1921 как 3-я Студия МХТ на основе Студенческой драматической студии, организованной Е. Б. Вахтанговым (см. ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович) в 1913. С 1926 Театр им. Вахтангова. С 1956 академический.

Проникнутые духом современности, отличающиеся яркостью и остротой формы постановки его создателя заложили основу дальнейших творческих поисков театра. В 1939-68 главный режиссер Р. Н. Симонов (см. СИМОНОВ Рубен Николаевич), в 1968-87 - Е. Р. Симонов (см. СИМОНОВ Евгений Рубенович), с 1987 художественный руководитель М. А. Ульянов (см. УЛЬЯНОВ Михаил Александрович). Hаиболее известные работы: «Принцесса Турандот» К. Гоцци (1922), «Егор Булычев и другие» М. Горького (1932), «Интервенция» Л. Славина (1933), «Много шума из ничего» В. Шекспира (1936), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1942), «Фронт» А. Корнейчука (1942), «Мадемуазель Hитуш» Ф. Эрве (1944), «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо (1956), «Иркутская история» А. Арбузова (1959), «Варшавская мелодия» Л. Зорина (1967), «Господа Глембаи» М. Крлежи (1975), «Hа всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского (1968), «Без вины виноватые» А. Н. Островского (1993), «Пиковая дама» по Пушкину (1996) и др.

Среди актеров труппы: Р. Н. Симонов, Б. В. Щукин, Ц. Л. Мансурова, А. Д. Попов, М. Ф. Астангов, Ю. К. Борисова, Л. В. Целиковская, Н. О. Гриценко, М. А. Ульянов, В. А. Этуш, Ю. В. Яковлев, В. С. Лановой, Л. В. Максакова, И. П. Купченко, С. Маковецкий и др.

Большой энциклопедический словарь

ВАХТАНГОВА ИМЕНИ Театр - создан в 1921 как 3-я Студия МХТ на основе Студенческой драматической студии, организованной Е. Б. Вахтанговым в 1913. С 1926 Театр им. Вахтангова. С 1956 академический. Проникнутые духом современности, отличающиеся яркостью и остротой формы постановки его создателя заложили основу дальнейших творческих поисков театра. В 1939-68 главный режиссер Р. Н. Симонов, в 1968-87 - Е. Р. Симонов, с 1987 художественный руководитель М. А. Ульянов.

Полезные сервисы

вахтанговец

Орфографический словарь

вахта́нговец, -вца, твор. п. -вцем, род. п. мн. ч. -вцев

Полезные сервисы

вахтанговский

Орфографический словарь

вахта́нговский (от Вахта́нгов)

Полезные сервисы