(арийские языки) - ветвь индоевропейской семьи языков (см. Индоевропейские языки),
(индоарийские) языки и иранские
языки; в её состав входят также дардские языки и нуристанские языки. Общее число говорящих - 850
млн. чел. Индоиранские языки - это генетическое понятие, мотивируемое
наличием индоиранской языковой общности, предшествовавшей
распадению на отдельные группы и сохранившей ряд общих архаизмов,
относящихся к индоевропейской эпохе. Весьма вероятно, что ядро этой
общности сложилось ещё в южнорусских степях (о чём свидетельствуют
археологические находки на Украине, следы языковых контактов с
финно-уграми, имевшие место, скорее всего, к северу от Каспия, арийские
следы в топонимике и гидронимике Таврии,
Северного Причерноморья и др.) и продолжало развиваться в период
совместного существования в Средней Азии или на прилегающих
Сравнительно-историческая грамматика реконструирует для этих языков общую исходную
систему фонем, общий словарный состав, общую
систему морфологии и словообразования и даже общие синтаксические черты. Так, в фонетике для индоиранских языков характерно
совпадение индоевропейских *ē̆, *ō̆, *ā̆ в индоиранском ā̆, отражение
индоевропейского *ə в индоиранском i, переход индоевропейского
*s после i, u, r, k в š-образный звук; в морфологии вырабатывается в
принципе одинаковая система склонения имени и формируется ряд
специфических глагольных образований и т. д.
Общий лексический состав включает в себя наименования ключевых понятий
индоиранской культуры (прежде всего в области мифологии), религии,
социальных установлений, предметов материальной культуры, имён, что
подтверждает наличие индоиранской общности. Общим является
самоназвание *arya‑, отразившееся во многих иранских и индийских
этнических терминах на огромной территории (от формы этого слова
произошло название современного государства Иран). Древнейшие индийские
и иранские памятники «Ригведа» и «Авеста» в своих наиболее архаичных
частях настолько близки друг другу, что могут рассматриваться как два
варианта одного исходного текста. Дальнейшие миграции ариев привели к
разделению индоиранской ветви языков на 2 группы, обособление которых
началось с вступления в северо-западную Индию предков современных
индоарийцев. Сохранились языковые следы от одной из более ранних волн
миграции - арийские слова в языках Малой и Передней Азии с 1500 до н. э.
(имена богов, царей и знати, коневодческая терминология), так называемый
митаннийский арийский (принадлежащий к индийской группе, но не
объяснимый полностью из ведийского языка).
Индоарийская группа оказалась во многих отношениях более
консервативной, чем иранская. В ней лучше сохранились некоторые архаизмы
индоевропейской и индоиранской эпох, в то время как иранская группа
претерпела ряд существенных изменений. В фонетике - это изменения прежде
всего в области консонантизма: спирантизация
глухих смычных, утрата придыхания согласными,
переход s в h. В морфологии - это упрощение сложной древней флективной парадигмы имени
и глагола, прежде всего в древнеперсидском
Древнеиндийские языки представлены ведийским языком, санскритом, а также некоторым количеством слов
митаннийского арийского; среднеиндийские - пали,
пракритами, апабхранша; новые индоарийские
языки - хинди, урду, бенгали, маратхи, гуджарати, панджаби, ория, ассамским, синдхи, непали, сингальским, мальдивским,
Древнеиранские языки представлены авестийским, древнеперсидским (язык ахеменидских
надписей), а также отдельными словами в греческой передаче на скифском
и мидийском (можно судить о некоторых
фонетических особенностях этих языков). К среднеиранским языкам
относятся среднеперсидский (пехлеви), парфянский, согдийский, хорезмийский, сакские языки
(прежде всего - язык надписи в Сурхкотале). К новоиранским языкам
относятся персидский, таджикский, пушту
(афганский), осетинский, курдский, белуджский,
гилянский, мазандеранский, татский, талышский, парачи, ормури, ягнобский, мунджанский, йидга, памирские (шугнанский, рушанский, бартангский,
орошорский, сарыкольский, язгулямский, ишкашимский, ваханский) и
Современные индоиранские языки распространены в Индии, Пакистане,
Бангладеше, Непале, Шри-Ланке, Мальдивской Республике, Иране,
Афганистане, Ираке (северные районы), Турции (восточные районы), СССР
(в Таджикистане, на Кавказе и др.). Они характеризуются целым рядом
общих тенденций, что свидетельствует об общей типологии развития этих
двух групп языков. Почти целиком утрачена древняя флексия имени и глагола. В именной парадигме вместо
многопадежной флективной системы склонения вырабатывается
противопоставление прямой и косвенной формы, сопровождаемой служебными словами: послелогами или предлогами
(только в иранских языках), т. е. аналитический
способ выражения грамматического значения. В ряде языков на базе этих
аналитических конструкций образуется новая агглютинативная падежная
флексия (восточный тип индийских языков, среди иранских - осетинский,
белуджский, гилянский, мазандеранский). В системе глагольных форм
получают большое распространение сложные аналитические конструкции,
передающие значения вида и времени, аналитический пассив, аналитическое
словообразование. В ряде языков образуются новые синтетические стяжённые глагольные формы, в которых
служебные слова аналитических конструкций приобретают статус морфем (в индийских языках, прежде всего в языках
восточного типа, этот процесс зашёл дальше, в иранских наблюдается лишь
в разговорной речи многих живых языков).
В синтаксисе для новых индоиранских языков характерна тенденция к
фиксированному порядку слов и для многих из
них - к эргативности в разных её вариантах.
Общей фонологической тенденцией в современных
языках этих двух групп является утрата фонологического статуса
количественного противопоставления гласных,
усиление значения ритмической структуры слова
(последовательности долгих и кратких слогов),
очень слабый характер динамического словесного ударения и особая роль фразовой интонации.
Дардские языки составляют особую промежуточную группу
индоиранской языковой ветви. Относительно их статуса у учёных нет
единого мнения. Р. Б. Шоу, С. Конов, Дж. А. Грирсон (в ранних работах)
усматривали в дардских языках иранскую основу, отмечая их особую
близость с памирскими. Г. Моргенстьерне в целом относит их к индийским
языкам, как и Р. Л. Тёрнер. Грирсон (в поздних работах), Д. И. Эдельман
считают их самостоятельной группой, занимающей промежуточное место
между индоарийскими и иранскими языками. По многим чертам дардские языки
включаются в центральноазиатский языковой
союз.
Эдельман Д. И., Сравнительная грамматика восточноиранских
см. также литературу при статьях Индийские (индоарийские) языки, Иранские языки, Дардские языки, Нуристанские языки.
Т. Я. Елизаренкова.
Материалы, посвящённые исследованию индоиранских языков, кроме
общелингвистических журналов (см. Журналы
лингвистические) публикуются в специализированных журналах ряда
«Indische Bibliothek» (Bonn, 1820-30),
«Indische Studien» (B. - Lpz., 1850-98),
«Zeitschrift für Indologie und Iranistik» (Lpz.,
1922-36),
«Indo-Iranian Journal» (The Hague, 1957-),
«Indological Studies: Journal of the Department of
Sanskrit» (Delhi, 1972-),
«Studia Iranica» (P., 1972-),
«Studien zur Indologie und Iranistik»
(Reinbek, ФРГ, 1975-).
Е. А. Хелимский.