м.
Узкая выемка, пробиваемая в толще горной породы при подземной разработке.
ВРУБ, вруба, муж. (горн.). Узкая щель, пробиваемая в толще горных пород с целью облегчить отбивание их глыб.
ВРУБ, -а, муж. (спец.). Искусственная полость, щель, пробиваемая в горной породе перед отбиванием глыб.
| прил. врубовый, -ая, -ое. Врубовая машина.
ВРУБ -а; м. Горн. Узкая щель, пробиваемая в толще горной породы (обычно в нижней части пласта) перед отбиванием глыб; подбой. Взрывной, машинный вруб.
◁ Вру́бовый, -ая, -ое. В-ая машина (машина, делающая врубы).
-а, м. горн.
Узкая щель, прорезаемая в горной породе (обычно в нижней части пласта) с целью облегчения ее отбивания.
прил., кол-во синонимов: 17
видевший (63)
включавшийся (23)
вникавший (15)
въезжавший (52)
дававший себе отчет (26)
догадывавшийся (38)
догонявший (52)
доходивший (74)
дупливший (5)
запечатлевавшийся в памяти (10)
петривший (21)
понимавший (132)
продвигавшийся (33)
рюхавший (26)
стригший поляну (4)
I несов. перех.
Вставлять что-либо в вырубленном месте.
II несов. перех. разг.
1. Приводить в действие, в движение что-либо (обычно с помощью рубильника); включать II, подключать.
Ant:
2. перен.
Заставлять действовать на полную мощность; включать II 2. на полную мощность (о звуковой аппаратуре).
ВРУБА́ТЬ, врубаю, врубаешь (спец.). несовер. к врубить.
ВРУБАТЬ, врубить что во что, вставить, и укрепить рубкою. Врубнуть или врубить топор в бревно, всадить, втяпнуть. Врубить бочонок в лед, зарыть. Врубить проем глубже, вырубить. Врубить вставку в избу, заменить бревно либо часть его новым. -ся, быть врубаему;
| врываться рубкою. Мы врубались в лед. Конница врубилась в неприятеля. Врубание ·длит. врубление ср., ·окончат. вруб муж. врубка жен., ·об. действие по гл.
| Врубка также самый предмет: вставить врубку. Врубной, врубленный во что, вставной, вставленный рубкою. Врубчивая конница, хорошо врубающаяся в неприятеля. Врубок муж. вставка, часть, вставленная в вырубку; врубка.
ВРУБАТЬ, -аю, -аешь; несов. (сов. ВРУБИТЬ, врублю, врубишь), что или без доп.
Включить, заставить работать какой-л. механизм.
врубать свет. врубать мотор.
см. также: заднего включить
см. присоединять 1
I несов. неперех. разг.
1. Проникать, углубляться во что-либо в процессе рубки.
отт. перен. Запечатлеваться в памяти, сознании.
2. Рубя саблей, шашкой, врываться в ряды неприятеля.
3. страд. к гл. врубать I
II несов. неперех. разг.
страд. к гл. врубать II
III несов. неперех. разг.-сниж.
Начинать понимать смысл чего-либо (разговора, событий и т.п.); включаться III.
ВРУБАТЬСЯ, -аюсь, -аешься; несов. (сов. ВРУБИТЬСЯ, врублюсь, врубишься), во что и без доп.
Понимать, догадываться, вникать.
врубаться в задачу. Врубился - чеши (понял - делай).
Ср. врубить, 1.
вруба́ться, вруба́юсь, вруба́емся, вруба́ешься, вруба́етесь, вруба́ется, вруба́ются, вруба́ясь, вруба́лся, вруба́лась, вруба́лось, вруба́лись, вруба́йся, вруба́йтесь, вруба́ющийся, вруба́ющаяся, вруба́ющееся, вруба́ющиеся, вруба́ющегося, вруба́ющейся, вруба́ющихся, вруба́ющемуся, вруба́ющимся, вруба́ющуюся, вруба́ющеюся, вруба́ющимися, вруба́ющемся, вруба́вшийся, вруба́вшаяся, вруба́вшееся, вруба́вшиеся, вруба́вшегося, вруба́вшейся, вруба́вшихся, вруба́вшемуся, вруба́вшимся, вруба́вшуюся, вруба́вшеюся, вруба́вшимися, вруба́вшемся
видеть, включаться, вникать, догонять, рюхать, понимать, догадываться, понимать что к чему, въезжать, давать себе отчет, продвигаться, отдавать себе отчет
прил., кол-во синонимов: 8
включающийся (22)
вникающий (14)
въезжающий (38)
догадывающийся (22)
догоняющий (31)
понимающий (82)
продвигающийся (26)
рюхающий (16)
ВРУБЕЛЬ ВРУБЛЕВСКИЙ
Фамилия выдающегося русского художника А.А.Врубеля польского происхождения - польское wro"bel (произносится [вруб"ель"]) - "воробей". (Ф) Формант -ский характерен для польсктх фамилий.
- Русский художник, автор картины «Пан».
- Кто из выдающихся русских художников носил фамилию «Воробей», если перевести её с польского?
- Русский художник, автор картины «Царевна-лебедь».
- Русский художник, автор картин «Гамлет и Офелия», «Венеция», «Жена художника».
- Русский художник, автор картин «Летящий демон», «Демон сидящий», «Дама в лиловом».
- Русский художник, автор картин «Шестикрылый Серафим», «Хождение по водам», «Тамара и Демон».
- Русский художник, автор картины «Богатырь».
ВРУ́БЕЛЬ Мих. Ал-др. (1856-1910) - живописец, график, художн. т-ра, скульптор. В 1864 и 1868-69 посещал Рисовальную школу Об-ва поощрения художеств, в 1874-79 - натурные классы П. П. Чистякова. Учился на юрид. ф-те Петерб. ун-та и одноврем. в АХ (1880-84, не окончил). Брал уроки акварели у И. Е. Репина. К годам учебы в АХ относится знакомство с В. А. Серовым, переросшее в многолетнюю дружбу. В 1884-89 работает в Киеве над восстановлением и созданием росписей Кирилловской ц. 12 в., Владимирского и Софийского соборов. С 1889 - участник Абрамцевского кружка С. И. Мамонтова, с 1891 - рук. абрамцевских керамич. мастерских. На Всемирной выставке в Париже (1900) получил зол. медаль по отд. прикладного иск-ва. В те же годы начинается его активная театр. деят-ность. В. занимает особое место среди художников младшего поколения Рус. частной оп. С. И. Мамонтова. Здесь состоялся его сценич. дебют "Виндзорские кумушки" О. Николаи, (совм. с К. А. Коровиным, 1888, не осущ.). Первая самостоят. работа - эскизы оформления и костюмов к оп.-сказке Э. Гумпердинка "Гензель и Гретель" (1896). Роль Гретель исполняла изв. певица Н. И. Забела, ставшая впоследствии женой художника и гл. персонажем его театр. портретов ("Сирень", "Царевна-лебедь" и др.). Осн. место в декорац. творчестве В. занимают оперы Н. А. Римского-Корсакова "Садко" (1897), "Царская невеста" (1899), "Моцарт и Сальери" (1898), "Сказка о царе Салтане" (1900). В 1889 В. создал эскизы костюмов к трагедии А. С. Пушкина "Каменный гость", поставл. К. С. Алексеевым (Станиславским) в Об-ве иск-ва и лит-ры. В. участвовал в любит. спектаклях в домах П. П. Кончаловского и С. И. Мамонтова не только как художник, но и как актер, постановщик "живых картин". В станковой и монумент. живописи, в своих скульпт. и прикладных работах В. оставался по преимуществу "театральным" художником.
Обратившись к поэме М. Ю. Лермонтова "Демон", В. создал один из самых значит. своих образов, символизирующий борьбу добра и зла в человеч. душе, трагич. ощущение одиночества, - "Демон сидящий", 1890; "Демон поверженный", 1902. Работа над декорациями к операм Н. А. Римского-Корсакова повлияла затем на станковую живопись В. ("Портрет С. И. Мамонтова", 1897 и др.). Обращение к мистич. образам (в т. ч. к рус. сказкам) сближает В. с символизмом, декор. сложность, орнаментальность позволяют сопоставить творчество В. со стилем модерн. Произв. В. подчинены единому цветовому замыслу; ломающийся штрих, "мозаичная" фактура полотна создают необычное пластич. решение образа, придают произведению необычайную эмоц. силу. Символика образов связана с восприятием живых натурных впечатлений и филос. размышлениями о духовном мире человека. Трагич. мотивы усиливаются в последний период творчества (с 1902 В. страдал душевной болезнью, в 1906 ослеп), но рисунки и графич. портреты сохраняют ясность, строгость, обостр. эмоциональность ("В. Я. Брюсов", уголь, сангина, мел, 1906).
Лит.: Врубель: Переписка. Воспоминания о художнике. Л., 1976; Коган Д. З. М. А. Врубель. М., 1980; Мих. Врубель: Альбом / Сост. М. Ю. Герман. Л., 1989; Суздалев П. К. Врубель. М., 1991.
М. А. Врубель. Царевна Волхова. 1898
М. А. Врубель. Автопортрет. 1904
Вру́бель Михаил Александрович (1856-1910), российский живописец. Произведения («Демон», 1890; «Сирень», 1900) отмечены драматической напряжённостью колорита, «кристаллической» чёткостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико-философской обобщённости образов, нередко принимающих трагическую окраску. Иллюстрации (к «Демону» М. Ю. Лермонтова, 1890-1891), росписи (Кирилловской церкви в Киеве, 1884-1889), произведения декоративно-прикладного искусства (эскизы для майоликовой скульптуры и другие), близкие к стилю модерн.
* * *
ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович - ВРУ́БЕЛЬ Михаил Александрович (1856-1910), русский живописец. Произведения («Демон», 1890, «Сирень», 1900) отмечены драматической напряженностью колорита, «кристаллической» четкостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико-философской обобщенности образов, нередко принимающих трагическую окраску. Иллюстрации (к «Демону» М. Ю. Лермонтова , 1890-91), росписи (Кирилловской церкви в Киеве, 1884-89), произведения декоративно-прикладного искусства (эскизы для майоликовой скульптуры и др.), близкие к стилю модерн (см. МОДЕРН).
* * *
ВРУ́БЕЛЬ Михаил Александрович [5 (17) марта 1856, Омск -1 (14) апреля 1910, Санкт-Петербург], русский художник. Наиболее значительный и самобытный выразитель тенденций символизма (см. СИМВОЛИЗМ) и модерна в русской живописи и графике.
Годы учения
Выходец из семьи военного юриста. Учился в Академии художеств (1880-84) у П. П. Чистякова (см. ЧИСТЯКОВ Павел Петрович); уроки акварели брал у И. Е. Репина (см. РЕПИН Илья Ефимович). Из иностранных современников наибольшее влияние оказал на него М. Фортуни (см. ФОРТУНИ Мариано); много общего в его искусстве также с творчеством прерафаэлитов (см. ПРЕРАФАЭЛИТЫ). Но еще более важными для Врубеля были впечатления от живописи итальянского Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)), а также образы литературы (В. Шекспир, И. В. Гете , М. Ю. Лермонтов).
Киевский период
Зрелая манера мастера - с его «кристаллическим» рисунком, дробящим мир на орнаментальные плоскости и в то же время подчеркивающим его космическое единство, с искрящимся великолепием колорита в диапазоне между фиолетовым и золотым («борьба золота и синевы», по словам А. А. Блока), - сформировалась в основном в киевский период (1884-89). Позднеромантическая традиция (недаром И. К. Айвазовский (см. АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович) принадлежал к числу любимейших его мастеров), равно как и предчувствия русского символизма и модерна у В. М. Васнецова (см. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович) и Н. Н. Ге, (см. ГЕ Николай Николаевич) находят продолжение в стиле Врубеля - предельно эмоциональном и в то же время конструктивном. Приглашенный А. В. Праховым реставрировать Кирилловскую церковь 12 в., он исполнил ряд композиций (в том числе икону «Богоматерь с младенцем», 1884-85), где соединил средневековый канон с острым психологизмом нового времени. Кульминация киевского периода - эскизы росписей Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, преимущественно Киевский музей русского искусства); со времен древней иконописи русская живопись не знала цветовых гамм такой силы обобщения и воздействия. Не только вера и озарение, но и мучительные сомнения проступили тут с исповедальной искренностью, - неудивительно, что эскизы смутили официальную церковь и остались неосуществленными в большом масштабе, на стене.
Абрамцевский период
Важную роль в творческих поисках Врубеля сыграл художественный кружок в Абрамцеве (см. АБРАМЦЕВО). Здесь мастер пишет лучшие свои картины, занимается майоликой (скульптуры «Египтянка», «Купава», «Мизгирь», «Волхова», 1899-1900, Третьяковская галерея и музей в Абрамцеве) и декоративным дизайном (керамические печи, вазы, скамьи - музей в Абрамцеве). Тонкое декоративное чутье Врубеля проявилось также в его сценографических работах для частной оперы С. И. Мамонтова (см. МАМОНТОВ Савва Иванович) (участие в оформлении «Рогнеды» А. Н. Серова (см. СЕРОВ Александр Николаевич) (1896), а также «Садко» (1897) и «Сказки о царе Салтане» (1900) Н. А. Римского-Корсакова , композитора, особенно близкого ему по духу).
Тяга художника к монументальному искусству, выходящему за рамки станковой картины, с годами усиливается; мощным выплеском этой тяги явились гигантские панно «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» (1896), заказанные Мамонтовым для специального павильона Нижегородской ярмарки (второе панно ныне хранится в Третьяковской галерее). Однако именно станковая живопись, пусть и обретающая характер панно, осталась магистральным руслом его поисков. Колористическая роскошь таких полотен, как «Девочка на фоне персидского ковра» (1886, Киевский музей русского искусства), «Венеция» (1893, Русский музей), «Испания» (около 1894, Третьяковская галерея), не заслоняет таящейся за внешним великолепием тревоги. Иной раз зияние темного хаоса умеряется фольклорной стихией: в картинах «Пан» (1899), «Царевна-Лебедь», «К ночи» (обе 1900; все три - Третьяковская галерея) мифологические темы неотделимы от поэзии родной природы. Лирическое откровение пейзажа, как бы обволакивающего зрителя своим красочным маревом, особенно впечатляет в «Сирени» (1900, там же). Более аналитичны и нервно-напряженны врубелевские портреты (К. Д. и М. И. Арцыбушевых, а также С. И. Мамонтова; все три - 1897, там же).
Тема Демона
Мощные цветовые контрасты и пластическая напряженность форм достигают кульминации в теме Демона. Воплощая, по словам художника, терзания «мятущегося человеческого духа», этот цикл связан с наследием М. Ю. Лермонтова. В виртуозных иллюстрациях к одноименной поэме (акварель, белила, 1890-91, Третьяковская галерея и Русский музей) во многом и сложилась графическая манера мастера, трактующая мир как «магический кристалл». В художественных «главах» цикла ритм трагедии одинокого титана-честолюбца последовательно нарастает. В «Демоне» (1890) искусительно-прекрасный герой изображен в меланхолическом оцепенении среди самоцветно мерцающих скал, а в «Демоне поверженном» (1902; обе - в Третьяковской галерее) его изломанная фигура, сорвавшаяся с заоблачных высот, уже зримо агонизирует, заражая весь мир вокруг себя фосфоресцирующей красотой последнего заката.
Поздний период
С 1902 Врубель страдает тяжким душевным и физическим недугом, но и в период депрессии и немощи создает работы, принадлежащие к лучшим его творениям. Это простые по мотиву, но отмеченные особой структурно-ритмической утонченностью штриха зарисовки, а также портреты (Н. И. Забелы-Врубель (см. ЗАБЕЛА Надежда Ивановна) , жены художника, 1904, Русский музей; В. Я. Брюсова, 1906, Третьяковская галерея; оба - смешанная техника), где трепетные цветовые акценты или острая игра линий тонко передают неповторимую душевную ауру модели, нежную, как у Забелы, или величаво-властную, как у Брюсова. В «Жемчужине» (смешанная техника,1904, Третьяковская галерея) феерическая фантазия мастера почти претворяется в беспредметное искусство - в узорах раковины, выражающих космическую пульсацию природы.
Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники 20 в. Его манера писать «разноцветными кубиками» (по словам Ф. И. Шаляпина) иной раз трактовалась как преддверие кубизма (см. КУБИЗМ). Однако Врубель, доказавший своим творчеством, что глубинное постижение натуры закономерно предполагает переход по ту сторону ее внешних видимостей, стоит у истоков не одного какого-то направления, а практически всех авангардных поисков русского искусства 20 в.
ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856-1910) - российский живописец. Произведения ("Демон", 1890, "Сирень", 1900) отмечены драматической напряженностью колорита, "кристаллической" четкостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико-философской обобщенности образов, нередко принимающих трагическую окраску. Иллюстрации (к "Демону" М. Ю. Лермонтова, 1890-91), росписи (Кирилловской церкви в Киеве, 1884-89), произведения декоративно-прикладного искусства (эскизы для майоликовой скульптуры и др.), близкие к стилю "модерн".---* * *---ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович ВРУБЛЕВСКИЙ Валерий (1836-1908) - польский революционер, участник Польского восстания 1863-64, Парижской Коммуны 1871. Член 1-го Интернационала, один из руководителей (1872-76) организации "Люд польский".
М.А. Врубель. "Пан". 1899. Третьяковская галерея.
ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856 - 1910), российский живописец. В творчестве Врубеля - морально-философские вопросы о добре и зле, о месте человека в мире. Произведениям ("Сирень", "К ночи" - оба 1900) свойственно органическое слияние мира человеческих чувств и мира природы, драматическая напряженность колорита, обобщенность образов, нередко принимающих трагическую окраску ("Демон", 1890; "Демон поверженный", 1902). Создал остропроницательные по характеристике графические портреты ("В.Я. Брюсов", 1906). С 1902 страдал душевной болезнью, в 1906 ослеп.
М.А. Врубель. "Демон".
М.А. Врубель. Портрет В.Я. Брюсова.
М.А. Врубель. Портрет С.И. Мамонтова.
М.А. Врубель. "Роза". 1904 г. Акварель.
прил., кол-во синонимов: 31
вкуривший (6)
вникнувший (20)
вникший (9)
воткнувший (30)
всосавший (19)
въехавший (114)
добравшийся до сути (34)
догадавшийся (60)
догнавший (53)
додумавшийся (26)
доперший (14)
допетривший (24)
дотумкавшийся (9)
опомнившийся (23)
осмысливший (38)
осознавший (47)
понявший (111)
понявший что к чему (32)
продвинувшийся (20)
просекший (42)
просекший фишку (8)
разобравшийся (79)
раскусивший (38)
скумекавший (25)
смекнувший (54)
сообразивший (77)
составивший себе представление (36)
уразумевший (44)
усекший (45)
уяснивший (49)
уяснивший себе (33)
ВРУБИ́ТЬ, врублю, врубишь, совер. (к врубать), что (спец.). Вырубив отверстие в чем-нибудь, вставить туда что-нибудь. Врубить бочонок в лед.
ВРУБИ́ТЬ, врублю, врубишь; врубленный; совер.
1. что во что. Вделать в вырубленное место.
2. что. Включить (при помощи рубильника). В. свет.
| несовер. врубать, -аю, -аешь.
| сущ. врубка, -и, жен. (к 1 знач.).
ВРУБИ́ТЬ -рублю́, -ру́бишь; вру́бленный; -лен, -а, -о; св. что.
1. во что, куда. Вделать, вставить в вырубленное отверстие. В. перегородку в стену.
2. Разг. Включить (обычно с помощью рубильника). В. сирену. В. электроосвещение.
◁ Вруба́ть, -а́ю, -а́ешь; нсв. Вруба́ться, -а́ется; страд. Вруба́ние; Вру́бка (см.).
врублю́, вру́бишь; прич. страд. прош. вру́бленный, -лен, -а, -о; сов., перех.
(несов. врубать).
1. Вделать, вставить в вырубленное отверстие.
Врубить перегородку в стену.
2. разг.
Включить в сеть.
Капитан вдруг врубил сирену. Команда кинулась на корму. Горышин, Водопад.
ВРУБАТЬ, -аю, -аешь; несов. (сов. ВРУБИТЬ, врублю, врубишь), что или без доп.
Включить, заставить работать какой-л. механизм.
врубать свет. врубать мотор.
см. также: заднего включить
вруби́ть, врублю́, вру́бим, вру́бишь, вру́бите, вру́бит, вру́бят, врубя́, вруби́л, вруби́ла, вруби́ло, вруби́ли, вруби́, вруби́те, вруби́вший, вруби́вшая, вруби́вшее, вруби́вшие, вруби́вшего, вруби́вшей, вруби́вших, вруби́вшему, вруби́вшим, вруби́вшую, вруби́вшею, вруби́вшими, вруби́вшем, вру́бленный, вру́бленная, вру́бленное, вру́бленные, вру́бленного, вру́бленной, вру́бленных, вру́бленному, вру́бленным, вру́бленную, вру́бленною, вру́бленными, вру́бленном, вру́блен, вру́блена, вру́блено, вру́блены
см. присоединить 1
ВРУБИ́ТЬСЯ, врублюсь, врубишься, совер. (к врубаться), во что.
1. Проникнуть, продвинуться, войти посредством рубки. Дровосеки врубились в лес уже на полкилометра.
|| Рубя саблями, ворваться в толпу, в неприятельские ряды. Эскадрон за эскадроном наша конница врубилась в неприятельскую пехоту.
2. Сделать вруб в чем-нибудь (горн.).
ВРУБИ́ТЬСЯ, врублюсь, врубишься; совер., во что.
1. Рубя (в 3 знач.), проникнуть вглубь чего-н. В. в пласт породы.
2. Рубясь, продвинуться вперёд, в гущу чего-н. В. в ряды противника.
| несовер. врубаться, -аюсь, -аешься.
| сущ. врубка, -и, жен. (к 1 знач.).
ВРУБИ́ТЬСЯ -рублю́сь, -ру́бишься; св.
1. во что, куда. Рубя, проникнуть, углубиться куда-л. В. мотыгой в мёрзлую землю. В. в угольный пласт. В. в неприятельские ряды.
2. Разг. Включиться, начать действовать. Аварийные насосы врубились автоматически.
3. во что. Разг.-сниж. Начать понимать, осознавать (услышанное, напечатанное, происходящее и т.п.); вникнуть в суть чего-л. В. в тему, в проблему. Не сразу врубился в ваш спор.
◁ Вруба́ться, -а́юсь, -а́ешься; нсв. Вруба́ние (см.).
врублю́сь, вру́бишься; сов.
(несов. врубаться).
1. Рубя или срубая, проникнуть куда-л., во что-л.
За первым ударом последовал второй, третий, и я врубился в кустики. Мое опустошительное продвижение вперед шло быстро. Куча хворосту --- росла. Солоухин, Кустики Мавры Даниловны.
||
Рубя саблями, ворваться куда-л., во что-л.
Врубиться в неприятельские ряды.
◊
- А что физической энергии во мне довольно, чтобы врубиться в каре и смять или лечь, - это я знаю. Л. Толстой, Анна Каренина.
2. горн. Сделать вруб.
ВРУБАТЬСЯ, -аюсь, -аешься; несов. (сов. ВРУБИТЬСЯ, врублюсь, врубишься), во что и без доп.
Понимать, догадываться, вникать.
врубаться в задачу. Врубился - чеши (понял - делай).
Ср. врубить, 1.
вруби́ться, врублю́сь, вру́бимся, вру́бишься, вру́битесь, вру́бится, вру́бятся, врубя́сь, вруби́лся, вруби́лась, вруби́лось, вруби́лись, вруби́сь, вруби́тесь, вруби́вшийся, вруби́вшаяся, вруби́вшееся, вруби́вшиеся, вруби́вшегося, вруби́вшейся, вруби́вшихся, вруби́вшемуся, вруби́вшимся, вруби́вшуюся, вруби́вшеюся, вруби́вшимися, вруби́вшемся
см. понять 1
вникнуть, понять что к чему, просечь, разобраться, вничь, понять, уяснить себе, составить себе представление, добраться до сути, догадаться, осмыслить, въехать, сообразить, уразуметь, уяснить, смекнуть, раскусить, осознать, догнать, продвинуться, усечь
ж. разг.
1. Соединение частей дерева - брусьев, бревен и т.п. - при плотничьих работах.
2. то же, что врубание
-и, ж.
1. Действие по знач. глаг. врубить-врубать и врубиться-врубаться.
Врубка замков.
2. В плотничьих работах: способ соединения отдельных деревянных частей (бревен, балок и т. п.).
ВРУБЕЛЬ ВРУБЛЕВСКИЙ
Фамилия выдающегося русского художника А.А.Врубеля польского происхождения - польское wro"bel (произносится [вруб"ель"]) - "воробей". (Ф) Формант -ский характерен для польсктх фамилий.