Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гипп

Анатомия терминов

(гк)

ἵπποζ лошадь, конь

Не путать с греч. приставкой гипо- (См.).

В некоторых (немногих) словах вместо гипп/гиппо употребляется ипп/иппо. Отсутствие начальной г связано с тем, что слово было заимствовано из фр. языка, где h не произносится.

ипподром место для конских скачек (фр. hippodrome -от греч. ἱπποδρόμοζ ); ср. лат. (от греч.) hippodromus

гиппотерапия лечение некоторых психических расстройств через общение с лошадьми; ср. англ. hippo-therapy

гиппология наука о лошадях

гиппопотам бегемот (греч. ἱπποποτάμιοζ - букв. речная лошадь; ср. Месопотамия - Междуречье); ср. англ. hippopotamus, нем. Flusspferd (калька)

Филипп мужское имя (греч. φἱλιπποζ - любитель лошадей)

Полезные сервисы

гиппалектрион

Синонимы к слову гиппалектрион

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

гиппантроп

Синонимы к слову гиппантроп

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь иностранных слов

ГИППАНТРОП (греч. hippanthropos, от hippos - конь, и anthropos - человек). То же, что центавр. (см. это сл.).

Полезные сервисы

гиппарион

Энциклопедический словарь

ГИППАРИО́Н -а; м. Род вымерших млекопитающих сем. лошадиных; особь этого рода.

* * *

гиппа́рион - род вымерших млекопитающих семейства лошадиных. Жили с позднего миоцена до конца плиоцена на всех материках (кроме Южной Америки и Австралии). Высота до 1,5 м.

* * *

ГИППАРИОН - ГИППА́РИОН (Hipparion), вымерший род млекопитающих семейства лошадиных (см. ЛОШАДИНЫЕ). Это последние представители трехпалых лошадей, жившие на Земле в последнюю эпоху неогена (с позднего миоцена до конца плиоцена) на всех материках (кроме Южной Америки и Австралии).

Внешне гиппарионы походили на настоящих лошадей, отличаясь иным строением зубов и наличием на каждой ноге трех пальцев. Как и у настоящих лошадей средний палец был опорным, а два других обычно не доставали до земли. Некоторые гиппарионы могли опираться на все три пальца при ходьбе по рыхлому грунту. Размером эти животные были примерно с пони, достигая 110-150 см в холке. Гиппарионы были хорошими бегунами и приспособились к питанию жесткой сухой растительностью. Они были широко распространены в Европе, Африке и Азии, а по затонувшей ныне суше через Берингов пролив проникли в Америку. Их стада, населявшие лесостепи и саванны, были столь многочисленны, что весь фаунистический комплекс второй половины плиоцена получил название «гиппарионовой фауны». До конца неогена гиппарионы успешно конкурировали с настоящими лошадьми. Последние гиппарионы вымерли в Африке уже в ледниковую эпоху.

Большой энциклопедический словарь

ГИППАРИОН - род вымерших млекопитающих семейства лошадиных. Жил гиппарион с позднего миоцена до конца плиоцена на всех материках (кроме Юж. Америки и Австралии). Высота до 1,5 м.

Орфографический словарь

гиппа́рио́н, -а

Синонимы к слову гиппарион

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь иностранных слов

Допотопное животное третичного периода, рост лошади.

Сканворды для слова гиппарион

- Животное семейства лошадиных (вымерли).

- Вымершее животное, предок лошадей.

- Вымершая лошадь.

Полезные сервисы

гиппарх

Энциклопедический словарь

Гиппа́рх (около 180 или 190 - 125 до н. э.), древнегреческий учёный, один из основоположников астрономии. Улучшил методику расчёта видимого движения Солнца и Луны, определил расстояние до Луны, вычислил продолжительность тропического года с погрешностью не более 6 мин, составил первый каталог звёздного неба, включавший около 850 звёзд, ввёл деление звёзд на 6 групп по их яркости, открыл явление предварения равноденствий (прецессию). Ввёл географические координаты.

* * *

ГИППАРХ - ГИППА́РХ (ок. 180 или 190-125 до н. э.), древнегреческий астроном, один из основоположников астрономии. Улучшил методику расчета видимого движения Солнца и Луны, определил расстояние до Луны, продолжительность года, составил каталог положений 850 звезд, в котором разделил их по блеску на 6 классов, открыл прецессию. Ввел географические координаты.

Большой энциклопедический словарь

ГИППАРХ (ок. 180 или 190-125 до н. э.) - древнегреческий астроном, один из основоположников астрономии. Улучшил методику расчета видимого движения Солнца и Луны, определил расстояние до Луны, продолжительность года, составил каталог положений 850 звезд, в котором разделил их по блеску на 6 классов, открыл прецессию. Ввел географические координаты.

Энциклопедия Кольера

ГИППАРХ (ок. 190 - после 126 до н.э.), греческий астроном, родился в Никее в Вифинии. Вероятно, некоторое время провел в Александрии (Египет), но основная научная деятельность проходила на Родосе. Сохранилась лишь наименее важная из работ Гиппарха - Комментарий к "Феноменам" Эвдокса и Арата. Прочие его работы до нас не дошли, и мы знаем о них лишь по ссылкам Птолемея и других авторов. Гиппарх внес фундаментальный вклад в астрономию. Его собственные наблюдения продолжались с 161 по 126 до н.э. Кроме того, он широко привлекал данные других греческих астрономов, а также, вероятно, древние наблюдения вавилонян. Гипарх с высокой точностью определил продолжительность тропического года (расхождение с истинной величиной 61/2 мин); довольно точно измерил прецессию (он назвал ее прецессией равноденствия), которая проявляется в медленном изменении долготы звезд и, по его данным, составляет 45-46 " в год (современное значение 50,26 " в год). В составленном им звездном каталоге указаны положения и относительная яркость (его шкала имела 6 разрядов) ок. 850 звезд. Гиппарх построил две модели видимого движения Солнца - эпициклическую и эксцентрическую и определил все элементы этого движения. Хотя он много наблюдал также и Луну (определил продолжительность лунного месяца, эксцентриситет и наклон плоскости лунной орбиты и др.), обнаруженные расхождения с теорией заставили его отказаться от дальнейших поисков, и т.н. второе неравенство движения Луны было найдено уже Птолемеем 3 века спустя. Гиппарх не дал также окончательного объяснения движения планет, как иногда утверждают, но оставил решение данной проблемы ученым будущего (это сделал также Птолемей). Работа Гиппарха о хордах окружности, составленные им таблицы, предвосхитившие современые таблицы тригонометрических функций, послужили отправной точкой для развития хордовой тригонометрии, игравшей важную роль в греческой и мусульманской астрономии. Пристальный интерес к астрономии проявился и в критике географии Эратосфена, поскольку Гиппарх делал особое ударение на применении в географии астрономической методики, прежде всего при определении долгот и широт. О работах Гиппарха по физике известно мало. В трактате О телах, движимых весом вниз он утверждал, что замедление тела, брошенного вверх, можно объяснить тем, что вес тела (его внутреннее устремление вниз) постепенно разрушает остаточную силу сопротивления, которая присутствует в теле как наследие от изначального броска. Как представляется, в этой теории имплицитно присутствовала идея, что продолжающееся движение тела при броске объясняется сообщенной телу силой. Эта антиаристотелевская мысль была подхвачена в 6 в. неоплатоником Иоанном Филопоном и через ряд концепций, предшествовавших понятию о моменте, привела к "импетусу" Галилея и к "количеству движения" (т.е. импульсу) Ньютона.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ГИППАРХ (около 180 или 190 - 125 до нашей эры), древнегреческий астроном, один из основоположников астрономии. Улучшил методику расчета видимого движения Солнца и Луны, определил расстояние до Луны, продолжительность земного года, составил каталог положений около 1000 звезд. Ввел географические координаты.

Орфографический словарь

гиппа́рх, -а

Синонимы к слову гиппарх

сущ., кол-во синонимов: 1

Грамматический словарь

Гиппа́рх мо

Словарь иностранных слов

ГИППАРХ (этим. см. предыд. сл.). Начальник конного отряда в древней Греции.

Сканворды для слова гиппарх

- Древнегреческий астроном.

- Древнегреческий астроном, определивший расстояние до Луны.

- Кто сконструировал первую астролябию?

- Кто составил первый звездный каталог?

- Древнегреческий астроном с острова Родос, первым применивший понятия географической широты и долготы.

- Воинское звание в македонской коннице.

Полезные сервисы

гиппархия

Синонимы к слову гиппархия

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь иностранных слов

ГИППАРХИЯ (от гр. hippos - конь, и arche - начальство). Конный отряд в древнегреческом войске.

Полезные сервисы

гиппеаструм

Энциклопедический словарь

Гиппеа́струм - род луковичных трав семейства амариллисовых. Около 75 видов, в тропиках и субтропиках Америки. Некоторые гиппеаструмы выращивают в комнатах и оранжереях.

Гиппеаструм садовый.

* * *

ГИППЕАСТРУМ - ГИППЕА́СТРУМ (Hippeastrum), род луковичных трав семейства амариллисовых (см. АМАРИЛЛИСОВЫЕ). Ок. 75 видов, в тропиках и субтропиках Америки. Некоторые гиппеаструмы выращивают в комнатах и оранжереях.

Большой энциклопедический словарь

ГИППЕАСТРУМ - род луковичных трав семейства амариллисовых. Ок. 75 видов, в тропиках и субтропиках Америки. Некоторые гиппеаструмы выращивают в комнатах и оранжереях.

Синонимы к слову гиппеаструм

сущ., кол-во синонимов: 3

Сканворды для слова гиппеаструм

- Род луковичных трав семейства амариллисовых.

Полезные сервисы

гиппель, хиппель теодор (hippel)

Афоризмы

Гиппель, Хиппель (Hippel) Теодор Готлиб (1741 - 1796)

Немецкий писатель-юморист, поэт. Родился 31 января 1741 в местечке Гердауэн, близ Кёнигсберга. 1764 - окончил университет в Кенигсберге. Печатался анонимно с 1760. Умер 23 апреля 1796 в Кенигсберге. Автор романов "Жизненные пути по восходящей линии" (1778 - 1781), "Зигзаги в жизни рыцаря от „А" до „Я" (1793 - 1794).

Афоризмы, цитаты

Мужчин интересует больше, что о них думают, женщин - что о них говорят.

Брак есть союз, которым мужчина обязывается всю жизнь жаловаться на свою беду.

Слава твоя - как тень твоя: то она идет впереди тебя, то следует за тобою; иногда она больше тебя, иногда - меньше.

Полезные сервисы

гиппиады

Словарь иностранных слов

ГИППИАДЫ (греч., от hippos - конь). Статуи всадниц.

Полезные сервисы

гиппиас

Синонимы к слову гиппиас

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь иностранных слов

ГИППИАС (греч., от hippos - конь). Прозвание Посейдона, как создателя лошади.

Полезные сервисы

гиппиатр

Синонимы к слову гиппиатр

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь иностранных слов

ГИППИАТР (этим. см. предыд. сл.). Врач лошадей, ветеринар.

Полезные сервисы

гиппиатрика

Синонимы к слову гиппиатрика

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь иностранных слов

ГИППИАТРИКА - греч., от hippos, лошадь, iatrike, медицина. Врачевание болезней лошадей.

Полезные сервисы

гиппиатрия

Синонимы к слову гиппиатрия

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь иностранных слов

ГИППИАТРИЯ (греч., от hippos - конь, и iatrike - медицина). Отрасль ветеринарных наук, имеющая своим предметом исключительно врачевание лошадей.

Полезные сервисы

гиппий

Энциклопедический словарь

Ги́ппий - из Элиды, древнегреческий софист V в. до н. э. Вёл жизнь странствующего учителя и часто выполнял посольские миссии родного города. Выведен (в карикатурном виде) собеседником Сократа в диалогах «Гиппий Больший» и «Гиппий Меньший» Платона.

Сканворды для слова гиппий

- Древнегреческий софист, вёл жизнь странствующего учителя и часто выполнял посольские миссии своего родного города.

Полезные сервисы

гиппий и гиппарх

Энциклопедический словарь

ГИППИЙ И ГИППАРХ - ГИ́ППИЙ И ГИППА́РХ Писистратиды, сыновья и преемники тирана Афин Писистрата (см. ПИСИСТРАТ). Правили совместно. В 514 Гармодий и Аристогитон (см. ГАРМОДИЙ И АРИСТОГИТОН) убили Гиппарха. Спартанцы, покровительствовавшие Алкмеонидам (см. АЛКМЕОНИДЫ), захватили детей Гиппия, и он отправился в изгнание в персидскую сатрапию в Сардах. Когда Дарий (см. ДАРИЙ I) отправился в поход на Грецию, Гиппий был его союзником.

Энциклопедия Кольера

Писистратиды, сыновья и преемники политика Писистрата, тирана Афин с 546 по 527 до н.э. После смерти Писистрата Гиппий и Гиппарх правили совместно. Власть принадлежала Гиппию как старшему, а Гиппарх покровительствовал искусствам, следуя примеру отца. Писистратиды продолжали отцовскую политику нейтралитета, но им приходилось иметь дело с враждебностью Фив и особенно Спарты, которая с давних пор пыталась свергнуть популистскую партию Писистрата и восстановить власть изгнанных олигархов, семьи Алкмеонидов. Все это вынудило Гиппия занять дружественную позицию по отношению к Персидской империи. В 514 заговорщикам Гармодию и Аристогитону удалось убить Гиппарха, но Гиппию, против которого был направлен заговор, удалось спастись. В ответ Гиппий перешел к репрессиям, что оттолкнуло от него его сторонников-демократов. В 511 Гиппий разбил вторгшихся в Аттику спартанцев, но год спустя спартанцы явились вновь и осадили Акрополь. Они захватили детей Гиппия, и ради их спасения тиран согласился отправиться в изгнание. Он обосновался в Сардах при дворе персидского сатрапа. Располагая значительной поддержкой в Афинах, Гиппий не оставлял попыток вновь захватить власть. Когда Дарий отправился в поход на Грецию, Гиппий был его союзником и даже играл активную роль в битве при Марафоне в 490 до н.э. Умер Гиппий в том же году на Лесбосе, по пути в Малую Азию.

См. также ПИСИСТРАТ.

ЛИТЕРАТУРА

Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н.э. М., 1964 Берве Г. Тираны Греции. Ростов-на-Дону, 1997

Словарь древнегреческих имен

Сыновья афинского тирана Писистрата. Старший сын, Гиппий, правил Афинами с 527 по 510 до н. э., когда за свое деспотическое правление был отстранен от власти спартанским царем Клеоменом. Гиппарх, который, подобно своему отцу, покровительствовал искусствам, был в 514 убит Аристогитоном, а Гиппий бежал к персидскому царю Дарию I.

Полезные сервисы

гиппий из элиды

Энциклопедический словарь

ГИППИЙ из Элиды - ГИ́ППИЙ из Элиды (5 в. до н. э.), древнегреческий софист, вел жизнь странствующего учителя и часто выполнял посольские миссии своего родного города. Выведен (в карикатурном виде) собеседником Сократа в диалогах Платона «Гиппий Больший» и «Гиппий Меньший».

Полезные сервисы

гиппий элиды

Большой энциклопедический словарь

ГИППИЙ из Элиды (5 в. до н. э.) - древнегреческий софист, вел жизнь странствующего учителя и часто выполнял посольские миссии своего родного города. Выведен (в карикатурном виде) собеседником Сократа в диалогах Платона "Гиппий Больший" и "Гиппий Меньший".

Полезные сервисы

гиппиус

Грамматический словарь

Ги́ппиус ф. 1а ~ 0

Сканворды для слова гиппиус

- Русская поэтесса по имени Зинаида.

- Русская писательница, подписывавшая свои критические статьи псевдонимом Антон Крайний.

- Она пользовалась огромным количеством мужских псевдонимов: Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Антон Крайний, Никита Вечер и другие.

- Жена Дмитрия Мережковского.

- Этого идеолога символизма, возможно, несколько ошибочно, назвали однажды «Декадентской мадонной».

Полезные сервисы

гиппиус вл. вас

Гуманитарный словарь

ГИ́ППИУС Вл. (Вольдемар) Вас. (псевд. Вл. Бестужев, Вл. Нелединский) (1876-1941) - поэт, педагог, критик, прозаик. Из обрусевшей нем. семьи, родственник З. Н. Гиппиус. Окончил петерб. г-зию (1895), ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1901). Публиковался с 1892. В 1897 издал сб. стихов "Песни". В кон. 90-х гг. Г. отошел от декадентства, усилились его религ.-мистич. настроения. С 1904 - преподаватель Пб. жен. г-зии М. Н. Стоюпиной, затем - Тенишевского уч-ща. Учитель О. Э. Мандельштама и В. В. Набокова. С кон. 900-х гг. сотрудничал в ж. "Новая жизнь", "Русская мысль", "Голос жизни" и др. Сб. "Возвращение" (1912) свидетельствует о переходе Г. от пессимизма и эгоцентризма к приятию мира в его трагич. дисгармонии. В газ. "Речь" публиковал ист.-лит. статьи, автор кн. "Пушкин и христианство" (1915) и религ.-филос. стихотв. произв. ("Ночь в звездах", 1915, "Влюбленность", 1916, "Томление духа", 1916). По замыслу Г., все его поэтич. книги должны были составить трил. "Завет". После 1917 работал в театр. отделе Наркомпроса, преподавал. В 1922 опубл. поэму "Лик человеческий".

Полезные сервисы

гиппиус евг. вл

Гуманитарный словарь

ГИ́ППИУС Евг. Вл. (1903-85) - музыковед, фольклорист. Учился на этнолого-лингвистич. отделении Петроградского ун-та (1920-24). Окончил Ин-т истории иск-в (1924), композиторский ф-т Ленингр. конс., где занимался у М. О. Штейнберга (композиция), Б. В. Асафьева (история музыки), Н. А. Малько (дирижирование), аспирантуру при Ин-те истории иск-в (у Б. В. Асафьева). Участвовал во мн. музыкально-фольклорных эксп. по разл. областям СССР. Основатель (1927) и науч. руководитель (до 1934) Фонограммархива АН СССР, где сосредоточены записи фольклора. В 1939-41 - зав. кафедрой нар. музыки Ленингр. конс., в 1944-49 - Моск. консерватории. В 1931-52 ст. науч. сотрудник Ин-та этнографии АН СССР, в 1959-63 - Ин-та истории иск-в в Москве. Автор ок. 100 печатных работ (в т. ч: "Песни Пинежья", 1937, кн. 2-я совм. с Э. В. Эвальд, - классич. публикация рус. фольклора). Создатель науч. школы в фольклористике. Д-р искусствоведения (1958).

Соч.: Проблема муз. фольклора // Сов. музыка. 1933. № 6; Крест. лирика. Л., 1935 (совм. с Э. В. Эвальд); Карельская нар. песня // Сов. музыка. 1940. № 9 (совм. с Э. В. Эвальд); Сов. фольклористика за 30 лет // Сов. этнография. 1947. № 4 (совм. с В. И. Чичеровым); О рус. нар. подголосочной полифонии в кон. 18 - нач. 19 в. // Там же. 1948. № 2; Рус. нар. песни. М., 1957.

Полезные сервисы

гиппиус евгений владимирович

Энциклопедический словарь

Ги́ппиус Евгений Владимирович (1903-1985), музыковед-фольклорист, доктор искусствоведения (1958). Ученик Б. В. Асафьева. Основатель и сотрудник (1927-1943) Фонограмархива в Ленинграде; работал в Институте этнографии СССР и Институте истории искусств (ныне ВНИИ искусствознания) в Москве. Заведующий кафедрой народной музыки Ленинградской (1939-41) и Московской (1944-49) консерваторий. Исследовал русский, белорусский, финно-угорский, тюркский музыкальный фольклор.

Большой энциклопедический словарь

Ги́ппиус Евгений Владимирович (1903—1985), музыковед-фольклорист, доктор искусствоведения (1958). Ученик Б. В. Асафьева. Основатель и сотрудник (1927—43) Фонограмархива в Ленинграде; работал в Институте этнографии СССР и Институте истории искусств (ныне ВНИИ искусствознания) в Москве. Заведующий кафедрой народной музыки Ленинградской (1939—41) и Московской (1944—49) консерваторий. Исследовал русский, белорусский, финно-угорский, тюркский музыкальный фольклор.

Полезные сервисы

гиппиус зин. ник

Гуманитарный словарь

ГИ́ППИУС Зин. Ник. (в замужестве Мережковская) (1869-1945) - поэт, прозаик, критик, драматург, публицист, обществ. деятель. Род. в Тульской губ., в семье юриста. В 1889 вышла замуж за Д. С. Мережковского, к-рый годом ранее способствовал ее поэтич. дебюту в ж. "Северный вестник", вошла в круг писателей-символистов. В 1890-е гг. Г. сотрудничала активно в "Сев. вестнике", а также в др. журналах неомодернистской ориентации: "Мир искусства", "Весы"; выступала как прозаик, поэт, критик (псевд. Антон Крайний). Стих. 90-х гг. стали поэтич. манифестами раннего символизма ("Песня", "Посвящение" и др.). В квартире Г. и Мережковского в т. н. "доме Мурузи" на Литейном просп. возникает известный в столице лит. салон. В кон. 90-х гг. Г. увлекается обществ.-религ. деят-ностью, отстаивая и пропагандируя вместе с мужем идеи "обновленного христианства": "охристианивание" мира, "освящение" плотского наравне с духовным и т. д. В творчестве Г. ее искания выразились, в частности, в попытке создания "новой молитвы" (стих. "Нескорбному учителю", "За Дьявола Тебя молю, Господь...", "Христу" и др.). В 1901 Г. - один из инициаторов Религ.-философ. собраний, в 1904 - фактич. ред. ж. "Новый Путь". После рев. событий 1905 обращается к полит. проблемам, связывая их с надеждой на "религиозную общественность". В 1906-08, во время первого длит. пребывания во Франции (до этого Г. и Мережковский совершили неск. заграничных поездок), Г. пишет филос.-публицистич. работы, посв. проблемам насилия и власти. После возвращения в Россию Г. публикует два ром. из задуманной трил., в к-рой намеревалась показать "галерею обществ. типов" России на рубеже веков ("Чертова кукла", 1911; "Роман-царевич", 1912). В 1914-17 салон Мережковских на Сергеевской ул. играл заметную роль в обществ. и худож. жизни Петрограда. Восторженно принявшая Февр. рев-цию, Г. после событий Октября оплакала ее крушение и прокляла "новую власть" (сб. "Последние стихи", 1918). В кон. 1919 Г. и Мережковский бегут из Петрограда, в 1920 нелегально переходят польскую границу. До июля 1920 Г. живет в Минске, Вильно, Варшаве; участвует в орг-ции изд-ва "Свобода", пишет полит. стихи и публицистику. Летом Г. и Мережковский уезжают в Париж. В 10-е - 20-е гг. уделяет много сил и времени полит. деят-ности, пытаясь организовать бойкот Сов. России. Сотрудничает в эмигрантских изд. (в ж. "Совр. записки", "Иллюстриров. Россия", газ. "Общее дело", "Последние новости", "Звено", "Руль" и др.), учреждает ж. "Новый корабль", организует лит.-филос. об-во "Зеленая лампа", в 1928 участвует в Белградском конгрессе писателей в изгнании. В эмиграции Г. опубл. поэтич. кн. ("Стихи. Дневник 1911-21", 1922; "Сияния", 1938), мемуары ("Живые лица", 1925), петрогр. дневники ("Синяя книга", 1928), работала над кн. "Дмитрий Мережковский". Для современников Г. была воплощением идеала женщины, сложившегося в эстетике рус. декадентства.

З. Н. Гиппиус

З. Н. Гиппиус

Полезные сервисы

гиппиус зинаида николаевна

Энциклопедический словарь

Ги́ппиус Зинаида Николаевна (1869-1945), русская писательница. Идеолог символизма. В сборниках лирических стихов (1904, 1910) - мотивы трагической отъединённости от мира, волевого самоутверждения. В рассказах (сборники «Алый меч», 1906, «Лунные муравьи», 1912, и др.) - нравственно-философская проблематика. Роман «Чёртова кукла» (1911). Критические статьи (книга «Литературный дневник», 1908). В сборнике «Последние стихи» (1918), в произведениях, написанных в эмиграции (с 1920), - резкое неприятие революции.

* * *

ГИППИУС Зинаида Николаевна - ГИ́ППИУС Зинаида Николаевна (1869-1945), русская писательница. Идеолог символизма (см. СИМВОЛИЗМ). В сборниках лирических стихов - мотивы трагической замкнутости, отъединенности от мира, волевого самоутверждения личности (1904, 1910). В рассказах (сборники «Алый меч», 1906; «Лунные муравьи», 1912 и др.) - нравственно-философская проблематика. Роман «Чертова кукла» (1911). Критические статьи (книга «Литературный дневник», 1908; псевдоним Антон Крайний). В сборнике «Последние стихи» (1918), в произведениях, написанных в эмиграции (с 1920), - резкое неприятие революции.

* * *

ГИ́ППИУС Зинаида Николаевна [8 (20) ноября 1869, г. Белев Тульской губернии - 9 сентября 1945, Париж], русская поэтесса, литературный критик, писательница, мемуаристка.

Встреча с Мережковским

Отец Гиппиус из обрусевшей (в России с 16 в.) немецкой семьи. Жена Д. С. Мережковского (см. МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич) (1865-1941), с которым она познакомилась в 1888 и прожила «52 года, не разлучаясь… ни на один день», Гиппиус была преданным духовным спутником Мережковского, соучастником и вдохновителем (по мнению многих современников, инициатором) его религиозно-философских идей; Мережковский ввел ее в петербургскую литературную среду. В «Северном вестнике» (1895), органе «старших символистов» (Гиппиус поддерживает отношения с ведущим критиком журнала А. Л. Волынским (см. ВОЛЫНСКИЙ Аким Львович), окончившиеся разрывом), появились ее первые шокирующие стихи «Посвящение» («Но люблю я себя, как Бога») и «Песня» («Мне нужно то, чего нет на свете»); их, как и другие стихи, Гиппиус включала в свои прозаические книги. Широко печатавшиеся в периодике, стихи были собраны в сборники, изданные в Москве: «Собрание стихов. 1889-1903» (1904) и «Собрание стихов. 1903-1909» (1910).

Душа и Бог

«Поэзия пределов», высшие взлеты и падения - полярный и постоянный диапазон ее поэзии. Но это не одинокая исповедь одинокой души, а ее метафизический пейзаж: все ее состояния и прозрения - знаковы и осознанны Гиппиус как ступени обретения личности в свете высшей истины, личности, превосходящей самое себя, стремящейся выйти за пределы человеческих измерений. Гиппиус безжалостно анатомирует свою душу - вялую и бессильную, мертвенную и «косную», «оцепенелую» и равнодушную; с такой душой надо бороться и одолевать - собственной волей («Мысли без воли - нецарственный путь»), «хотеньем» и верой. Обращаясь к Богу (под именами Он, Невидимый, Третий) и называя стихи «молитвами», Гиппиус устанавливает с ним свои, прямые и равные, «кощунственные» отношения. Бог для нее - прежде всего, путь к самораскрытию и очищению собственного я. При этом Гиппиус постулирует не только любовь к Богу, но и к себе, нелюбовь к себе называет грехом, т. к. «безмерность» ее я, стремление к небу, жажда несбыточного и невозможного (особенно в любви, которую она также понимает метафизически, как отказ от «земного» влечения ради духовного единения в союзе двух), ожидание «чуда» - от Бога («Молитва»). Через ее волю, по мысли Гиппиус, обнаруживается воля божественная, и Бог призван или должен - императивность вообще свойственна Гиппиус - освятить смелость и дерзость такой души, самое ее непокорство - «Но слабости смирения Я душу не отдам» («Глухота»), укрепить ее волю и веру («Баллада», «О другом»). Волевые усилия по сотворению и сохранению души - «трудный» путь, от него неотделимы «дьявольские» искусы и соблазны, отчаянье и бессилие веры, и Гиппиус рассказывает о них с бесстрашной правдивостью. Правдивость, искренность, «единственность» поэзии Гиппиус признавали и те, кто говорил об умозрительности, «сухости», холодной сдержанности ее стихов (написанных от мужского лица). Гиппиус ценили как выдающегося мастера стиха (В. Я. Брюсов (см. БРЮСОВ Валерий Яковлевич), И. Ф. Анненский (см. АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович)). Виртуозность формы, ритмическое богатство, «певучая отвлеченность» отличали ее лирику конца 1890-х - 1900-х годов, впоследствии более традиционную.

Первая декадентская проза

Первые сборники рассказов Гиппиус «Новые люди» (1896, 1907) и «Зеркала» (1898) стали первыми «декадентскими» прозаическими книгами русского символизма, открывающими строй мысли «новых людей» - изломанных, болезненных, бестелесных. Всех их объединял сознательный отказ от жизни, тоска по «новой красоте», «другому небу», по всему и только «необъяснимому», «навеки недоступному и навеки непонятному» («Новые люди»). Совершенно другим по манере и настроению был прозаический дебют Гиппиус - рассказ «Злосчастная» (1892), с сочувствующим вниманием рисующий «простую жизнь» (первоначальное авторское название); картины обыденного существования удавались Гиппиус и в других книгах. Двойственность человека и самого бытия, «ангельского» и демонического начала, взгляд на жизнь как на отражение недосягаемого духа (одноименная повесть «Зеркала») обнаружили влияние Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович). Первые книги, как и большинство последующих, вызвали ожесточенное неприятие либеральной и народнической критики - за противоестественность, невиданность, претенциозность героев Гиппиус. В «Третьей книге рассказов» (1902) парадоксальность чувств и устремлений таких же «болезненно-странных» героев более художественно мотивированы, переданы через борение сознания, их ценности (автобиографически близкие самой Гиппиус) - через мучительный поиск, часто с трагическим исходом, другой, вразрез с общепринятой моралью и правдой. Гиппиус формулирует свою метафизику любви (соотносимую со «Смыслом любви» В. С. Соловьева (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич)) и страдания: любить не для себя, не для счастья и «присвоения», а для обретения в я бесконечности или во имя третьего (что, с точки зрения Гиппиус, в сущности, одно и то же), для того, чтобы выразить и «отдать всю душу» (стремление идти до конца в любом опыте, в т. ч. в экспериментировании с собой и людьми) - один из ее императивов и жизненных установок - стихотворение «До дна». Такая любовь предполагает безбоязненную решимость причинить страдание другому, а не уберечь от него - если это способствует росту души, самовыявлению личности («Сумерки духа», «Комета», драма-мистерия «Святая кровь»). В рассказе «Святая плоть» - о самопожертвовании простой героини ради слабоумной сестры - акцент делается на вольности смирения, а не пассивной покорности судьбе.

Антон Крайний

В 1899 Гиппиус сближается с мирискусниками, печатает в их журнале литературно-критические статьи («Мир искусства» (см. МИР ИСКУССТВА), 1899-1901), выступает как публицист-критик и фактический соредактор (вместе с Мережковским, П. П. Перцовым; с 1904 с Д. В. Философовым) религиозно-философского журнала «Новый путь» (1903-1904), где публикует также свои стихи и прозу (здесь же появляются отчеты Религиозно-философских собраний), один из ведущих критиков символистского журнала «Весы» (см. ВЕСЫ (журнал)) (1906-08), позднее (1910-14) - постоянный сотрудник либеральной «Русской мысли»; участие в них отражает этапы духовных поисков Гиппиус.

Религиозно-философские собрания

В 1901 Гиппиус и Мережковский при активном участии В. В. Розанова (см. РОЗАНОВ Василий Васильевич) и Философова организуют Религиозно-философские собрания (запрещены в 1903), призванные соединить интеллигенцию, гибнущую «в отчаянии без Бога», и церковь, обновить религиозное сознание, т. к. традиционное, историческое Христианство, по мнению Гиппиус, в значительной степени обветшало, исчерпало себя и не способно дать оправдание жизни современному человеку. Идея создания «Новой церкви» зародилась у Мережковских осенью 1899, в 1901 в их доме происходили интимные домашние богослужения, к 1905 было создано «троебратство», «союз трех»: Гиппиус, Мережковский и Философов (с ним в течение 15 лет ее связывали сложные личные отношения, ему она посвятила несколько стихов, в т. ч. «Предел» и одно из последних «Когда-то было, меня любила», 1943), символизирующее религиозное обновление «общественности». Новое религиозное сознание Гиппиус обосновывала необходимостью устранить разрыв (или бездну) между духом и плотью, освятить плоть и тем самым просветлить ее, упразднить христианский аскетизм, вынуждающий человека жить в сознании своей греховности, а вместе с этим сблизить религию и искусство. Эти темы она развивала на страницах «Литературного дневника» (1908), вобравшего далеко не все статьи 1899-1907 годов, изданного под псевдонимом Антон Крайний, основной псевдоним Гиппиус-критика.

В поисках «общего Бога»

Разъединенность, обособленность, «ненужность» для другого - главный, по мнению Гиппиус, грех ее современника, умирающего в одиночестве и не желающего отойти от него («Критика любви»), преодолевается поисками «общего Бога» («Нужны ли стихи») и осознанием и принятием (к чему она и призывает интеллигенцию) «равноценности, множественности» других я, в их «неслиянности и нераздельности». Так, в русском символизме и в резко выраженном индивидуализме Гиппиус индивидуализм перерастает самого себя. Утопичность нового религиозного сознания, опасность (в практике его утверждения) смешения свободы и своеволия видела и сама Гиппиус, но неисполнимость в ее ценностной системе для Гиппиус никогда не была решающим аргументом. В художественной форме те же связанные с «неохристианством» проблемы Гиппиус поднимала в сборнике рассказов «Алый меч» (1906), где богочеловеческое в состоявшейся человеческой личности утверждается как данность и где говорится о грехе само- и богоотступничества.

Законодатель литературной моды

В статьях «Литературного дневника» (логика и аналитический ум облекались в них в непринужденно-легкую, не без изысканности, форму) Гиппиус высказалась по всему спектру современной словесности и публицистики, как правило, полемически, «вопреки», а порой и с хлесткой фельетонностью: она выступала против декадентов, различного рода индивидуалистов и «самодостаточных» эстетов, позитивистов и прогрессистов, «честных либералов» и консерваторов.

От символизма, его становления и развития неотделимо не только творчество Гиппиус, но и сам ее образ, литературный и личностный. В 1900-1910-х годах она - признанный литературный мэтр, хозяйка литературного салона (1890-1917) в знаменитом «доме Мурузи» Мережковских на Литейном проспекте, на других квартирах собирались писатели различных ориентаций, художники, философы, священники, профессора; многие из них - Н. М. Минский, З. А. Венгерова, Андрей Белый (см. БЕЛЫЙ Андрей), А. А. Блок (см. БЛОК Александр Александрович) (который, в конце концов, обрел внутреннее освобождение от «петербургских мистиков», как называли Гиппиус и Мережковского), Н. А. Бердяев (см. БЕРДЯЕВ Николай Александрович) и другие испытали влияние идей и личности Гиппиус, из молодых - М. С. Шагинян (см. ШАГИНЯН Мариэтта Сергеевна), написавшая о ней брошюру «О блаженстве имущего» (1912). «Декадентская мадонна», литературная жрица, язвительная «дама с лорнетом», высокая, тонкая, «с острым и нежным лицом», одевавшаяся «не как все», Гиппиус «не могла не обращать на себя всеобщего внимания, прельщая одних, смущая и раздражая других» (так отзывалась о ней Л. Гуревич (см. ГУРЕВИЧ Любовь Яковлевна) в книге «Русская литература XX в.», 1890-1910). Она вела себя вызывающе-бесцеремонно, ее острых суждений, нелицеприятных оценок боялись и к ним прислушивались.

За границей

После революции 1905, способствовавшей усилению ее общественных настроений, Мережковские уехали за границу, в Париж (1906-1908), где сблизились с революционными эмигрантами, в т. ч. Б. В. Савинковым (см. САВИНКОВ Борис Викторович) (Гиппиус помогала ему и в литературных опытах); вернувшись в 1908, приняли участие в Религиозно-философском обществе вместе с Вяч. Ивановым (см. ИВАНОВ Вячеслав Иванович), Бердяевым, Блоком.

Другая проза

В конце 1900-х и в 1910-е годы Гиппиус издает два сборника рассказов, «Черное по белому» (1908), «Лунные муравьи» (1912), и романы-дилогию «Чертова кукла» (1911) и «Роман-царевич» (1913). Рассказы этого времени более приближены к жизни, обращены к «больным» современным вопросам, круг героев расширяется (студенты, люди из народа, среднее сословие), религиозные проблемы не уходят, но теряют императивность тона, поиски «настоящего Я» сопровождаются тоскливым недоумением, ужасом перед непосредственной жизнью и часто «разрешаются» смертью. Романы же были явно идеологическими, тенденциозными и «небрежными» по исполнению; выведенная в них галерея общественных типов (революционеров, провокаторов, носителей идей «троебратства» и вульгарных ницшеанцев), картина идейного и социального разложения, попытка религиозного осознания революции (в «Романе-царевиче») не получили художественного обобщения и единства.

Эмиграция

Февральскую революцию Гиппиус восприняла с воодушевлением, надеясь на религиозно-творческое и политическое обновление страны, участвовала в политической жизни, о чем рассказала в «Петербургских дневниках. 1914-1919» (Нью-Йорк, 1982, 1990; оба издания с предисловием Н. Н. Берберовой (см. БЕРБЕРОВА Нина Николаевна)). Октябрьская революция была для Гиппиус гибелью России, ее преступным «разрушением», «убийством свободы» и общим грехом, в т. ч. народа, «не уважающего святынь» (стихотворение «Веселье», «Свеча ненависти»); в 1918-22 написан цикл крайне враждебных антиреволюционных, «мстящих» стихов («Последние стихи. 1914-1918») и пронзительные стихи о России («Если», «Знайте», «Господи, дай увидеть!»).

В конце 1919 Гиппиус с Мережковским, Философовым и их литературным секретарем и поэтом В. А. Злобиным (см. ЗЛОБИН Владимир Ананьевич) нелегально эмигрируют из России в Польшу, а с ноября 1920, расставшись с Философовым, живут в Париже. Гиппиус печатает статьи, рецензии, стихи (которых пишет меньше) в журнале «Современные записки», газетах «Последние новости», «Возрождение» и многих других изданиях. Выходят небольшие поэтические сборники (перепечатка старых и новые стихи): «Стихи. Дневник. 1911-1921» (Берлин, 1922) и «Сияния» (Париж, 1939) и мемуары «Живые лица» (Прага, 1925). В главе «Благоухание седин» Гиппиус рисует привлекательные образы ушедших со сцены «знаменитых стариков», ее литературных антагонистов - А. Н. Плещеева (см. ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич), Я. П. Полонского (см. ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович), Н. И. Вейнберга, Д. В. Григоровича (см. ГРИГОРОВИЧ Дмитрий Васильевич), подчеркивает их «моральную чистоту», «способность на подвиг и жертву», дух «рыцарства», свойственные русской литературе и «русской интеллигенции». Создает яркие и доброжелательно-проницательные (при том, что она не сглаживает противоречий и конфликтов) портреты Блока, Белого, Брюсова, Розанова, Ф. Сологуба и других, чему, видимо, способствовало отсутствие злободневной литературной борьбы и полемической задачи.

Непримиримость к большевистской России осложняет ее отношения со многими русскими эмигрантами. Но и здесь она организует литературные «воскресенья», общество «Зеленая лампа» (1927-1939), посетителями которых были Г. В. Иванов (см. ИВАНОВ Георгий Владимирович), Б. К. Зайцев (см. ЗАЙЦЕВ Борис Константинович), В. Ф. Ходасевич (см. ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович), М. А. Алданов (см. АЛДАНОВ Марк Александрович), А. М. Ремизов (см. РЕМИЗОВ Алексей Михайлович), И. А. Бунин (см. БУНИН Иван Алексеевич), литературная молодежь. По воспоминаниям Берберовой, дома у Мережковских велись постоянные споры о том, что кому «дороже»: «свобода без России» или «Россия без свободы»; Гиппиус выбирала первое.

Последняя неоконченная книга Гиппиус - «Дмитрий Мережковский» (Париж, 1951) - писалась в 1941 после смерти Мережковского, которую она тяжело пережила; значительная часть книги посвящена его идейной эволюции, истории Религиозно-философских собраний. Гиппиус похоронена в Париже под одним надгробием с Мережковским на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа.

Большой энциклопедический словарь

ГИППИУС Зинаида Николаевна (1869-1945) - русская писательница. Идеолог символизма. В сборниках лирических стихов - мотивы трагической замкнутости, отъединенности от мира, волевого самоутверждения личности (1904, 1910). В рассказах (сборники "Алый меч", 1906; "Лунные муравьи", 1912 и др.) - нравственно-философская проблематика. Роман "Чертова кукла" (1911). Критические статьи (книга "Литературный дневник", 1908; псевдоним Антон Крайний). В сборнике "Последние стихи" (1918), в произведениях, написанных в эмиграции (с 1920), - резкое неприятие революции.

Полезные сервисы

гиппиус, зинаида николаевна

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Зинаида Николаевна Гиппиус.

Зинаида Николаевна Гиппиус.

ГИППИУС Зинаида Николаевна (1869 - 1945), русская писательница. Идеолог символизма. Жена Д.С. Мережковского. В сборниках лирических стихов (1904, 1910) - мотивы трагической замкнутости, отъединенности от мира, волевого самоутверждения личности. В рассказах (сборник "Алый меч", 1906, "Лунные муравьи", 1912, и др.) - религиозные искания и ощущение человеческой незащищенности. Роман "Чертова кукла" (1911). Критические статьи (книга "Литературный дневник", 1908; псевдоним Антон Крайний). В сборнике "Последние стихи" (1918), в произведениях, написанных в эмиграции (с 1920), - резкое неприятие Октябрьской революции. Мемуары: "Живые лица" (т. 1-2, 1925), "Дмитрий Мережковский" (1951) и др.

Полезные сервисы

гиппические конкурсы

Сборник слов и иносказаний

Ср. Хаос в семье, все друг другу не нравятся; ей неприятно слышать, что говорят ее братья о гиппических конкурсах и дуэлях, а тем неприятно, что она потрошит мертвое тело... вот и идет весь дом - кто в лес, кто по дрова...

Лесков. Зимний день.

Ср. Гипподром - ристалище.

Ср. ίππόδρομος (ίππος, конь - δρόμος, бег) - конское ристалище.

Ср. Concours hippique, конное состязание.

Ср. ίππικός (ίππος, конь) - конский.

См. хаос.

См. конкурировать.

См. дуэль.

См. кто в лес, кто по дрова.

Полезные сервисы

гиппический

Словарь галлицизмов русского языка

ГИППИЧЕСКИЙ См. Иппический.

Словарь иностранных слов

ГИППИЧЕСКИЙ (греч.). Относящийся к лошадиному спорту.

Полезные сервисы

гиппия

Синонимы к слову гиппия

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь иностранных слов

ГИППИЯ (греч. - укротительница лошадей). Прозвание Афины.

Полезные сервисы

гиппо

Синонимы к слову гиппо

сущ., кол-во синонимов: 1

Анатомия терминов

(гк)

ἵπποζ лошадь, конь

Не путать с греч. приставкой гипо- (См.).

В некоторых (немногих) словах вместо гипп/гиппо употребляется ипп/иппо. Отсутствие начальной г связано с тем, что слово было заимствовано из фр. языка, где h не произносится.

ипподром место для конских скачек (фр. hippodrome -от греч. ἱπποδρόμοζ); ср. лат. (от греч.) hippodromus

гиппотерапия лечение некоторых психических расстройств через общение с лошадьми; ср. англ. hippo-therapy

гиппология наука о лошадях

гиппопотам бегемот (греч. ἱπποποτάμιοζ - букв. речная лошадь; ср. Месопотамия - Междуречье); ср. англ. hippopotamus, нем. Flusspferd (калька)

Филипп мужское имя (греч. φἱλιπποζ - любитель лошадей)

Полезные сервисы

гиппоглос

Словарь галлицизмов русского языка

ГИППОГЛОС а, м. hippoglosse m. кулин.Гиппоглос и палтусина меньшего рода, суть самыя деликатныя рыбы; первая почитается морским кремом, обе же на равне с большою палтусиною предпочитаются в кур-бульоне. Гримо 1809 105.

Полезные сервисы

гиппогриф

Синонимы к слову гиппогриф

сущ., кол-во синонимов: 3

лошадь, конь

Словарь галлицизмов русского языка

ГИППОГРИФ а, м. hippogriffe m. Крылатый конь. Фантастический летательный аппарат - конь-грифон. Мой гиппогриф был готов к полету; его вывезли на трэк. Авиатор. // ВЕ 1913 11 228. В стране, где гиппогриф веселый льва Крылатого зовет играть в лазури. Фра Беато Анджелико. // Гумилев: За 187.

Словарь иностранных слов

ГИППОГРИФ (греч., от hippos - конь, и gryps, grypos - гриф). Баснословное животное: лошадь с крыльями и головой грифа.

Сканворды для слова гиппогриф

- Вымышленное существо: гибрид коня, орла и льва.

Полезные сервисы

гипподам

Энциклопедический словарь

Гиппода́м - из Милета, древнегреческий архитектор-градостроитель V в. до н. э. Разработал принцип регулярной городской планировки (так называемая гипподамова система; планировка Пирея, после 446 до н. э.).

* * *

ГИППОДАМ - ГИППОДА́М из Милета, древнегреческий архитектор-градостроитель 5 в. до н. э. Разработал принцип регулярной городской планировки (планировка Пирея, после 446 до н. э.).

Сканворды для слова гипподам

- Древнегреческий архитектор-градостроитель 5 века до н.э., разработавший принцип регулярной городской планировки.

Полезные сервисы

гипподам из милета

Большой энциклопедический словарь

Гиппода́м из Милета, древнегреческий архитектор-градостроитель V в. до н. э. Разработал принцип регулярной городской планировки (так называемая гипподамова система: планировка Пирея, после 446 до н. э.; Родоса, 408-407 до н. э., и др.).

Энциклопедия Кольера

ГИППОДАМ из Милета - греческий архитектор 5 в. до н.э., градостроитель. Для принятого им принципа городской планировки характерны геометрические формы, прямые широкие улицы, пересекающиеся под прямым углом. По заказу Перикла ок. середины 5 в. до н.э. Гипподам разработал план Пирея - порта Афин. В 443 до н.э. Гипподам с колонистами отправился осваивать Фурии (Турии) в южной Италии, и прямоугольная городская планировка, возможно, также принадлежит ему. Считается, что Гипподам спроектировал и город Родос (на одноименном острове в Эгейском море).

Полезные сервисы

гипподам милета

Большой энциклопедический словарь

ГИППОДАМ из Милета - древнегреческий архитектор-градостроитель 5 в. до н. э. Разработал принцип регулярной городской планировки (планировка Пирея, после 446 до н. э.).

Полезные сервисы

гипподамия

Энциклопедический словарь

ГИППОДАМИЯ - ГИППОДА́МИ́Я, в греческой мифологии дочь Эномая, который погиб во время конного состязания с Пелопом (см. ПЕЛОПС) , добивавшегося ее руки. Гипподамия стала женой Пелопа и родила Атрея (см. АТРЕЙ) и Фиеста (см. ФИЕСТ) .

Большой энциклопедический словарь

ГИППОДАМИЯ - в греческой мифологии дочь Эномая, который погиб во время конного состязания с Пелопом, добивавшегося ее руки. Гипподамия стала женой Пелопа и родила Атрея и Фиеста.

Синонимы к слову гипподамия

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь древнегреческих имен

Прекрасная супруга Пирифоя, из-за Которой разгорелась война между лапифами и кентаврами. Кентавры были побеждены.

Словарь иностранных слов

Дочь царя Эномая Пизского и плеяды Астеропы; красавица, доставшаяся в награду Пелопсу за одержанную им победу.

Сканворды для слова гипподамия

- В греческой мифологии дочь Эномая, который погиб во время конного состязания с Пелопом, добивавшегося её руки.

Полезные сервисы

гипподром

Толковый словарь Ушакова

ГИППОДРО́М, гипподрома, муж. см. ипподром.

Трудности произношения и ударения

гипподро́м. см.: ипподром.

Синонимы к слову гипподром

сущ., кол-во синонимов: 1

Этимологический словарь

гипподро́м

ипподро́м. Позднее заимств. из франц. hippodrome; напротив, др.-русск. иподрумие (Новгор. I летоп. и др.), иподромие (Пов. врем. лет, Искандер) прямо из ср.-греч. ἱπποδρόμιον; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 69.

Словарь галлицизмов русского языка

ГИППОДРОМ См. Ипподром.

Словарь иностранных слов

ГИППОДРОМ (греч., от hippos - конь, и dromos - бег). См. ИППОДРОМ.

Полезные сервисы

гиппокамп

Энциклопедический словарь

Гиппока́мп - извилина полушария головного мозга в основании височной доли; входит в состав лимбической системы; участвует в эмоциональных реакциях и механизмах памяти.

Большой энциклопедический словарь

ГИППОКАМП - извилина полушария головного мозга в основании височной доли; входит в состав лимбической системы; участвует в эмоциональных реакциях и механизмах памяти.

-----------------------------------

ГИППОКАМП - в греческой мифологии морское существо в виде морского конька с ногами коня и телом, оканчивающимся змеиным хвостом. Морские божества в Др. Греции и Риме часто изображались на колесницах, запряженных гиппокампами.

Синонимы к слову гиппокамп

сущ., кол-во синонимов: 5

лошадь, конь

Сканворды для слова гиппокамп

- Часть мозга.

Полезные сервисы

гиппокамп (в анатомии)

Энциклопедический словарь

ГИППОКАМП (в анатомии) - ГИППОКА́МП, извилина полушария головного мозга в основании височной доли; входит в состав лимбической системы (см. ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА); участвует в эмоциональных реакциях и механизмах памяти.

Полезные сервисы

гиппокамп (в мифологии)

Энциклопедический словарь

ГИППОКАМП (в мифологии) - ГИППОКА́МП, в греческой мифологии морское существо в виде морского конька с ногами коня и телом, оканчивающимся змеиным хвостом. Морские божества в Др. Греции и Риме часто изображались на колесницах, запряженных гиппокампами.

Полезные сервисы

гиппокампотомия

Сканворды для слова гиппокампотомия

- Хирургическая операция удаления или разрушения парагиппокампальной извилины головного мозга.

Полезные сервисы

гиппокампус

Сканворды для слова гиппокампус

- В греческой мифологии морская лошадь с рыбьим хвостом.

Полезные сервисы

гиппокампы

Словарь иностранных слов

ГИППОКАМПЫ (греч., от hippos - конь). Баснословные животные: лошади с загнутыми кверху рыбьими хвостами.

Полезные сервисы

гиппокентавр

Синонимы к слову гиппокентавр

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

гиппоклид

Словарь древнегреческих имен

Афинский аристократ 6 в. до н. э., жених дочери Клисфена, сицилийского тирана. Известен по рассказу Геродота (6.128): Гиппоклид настолько раскованно танцевал на праздновании своей помолвки, что закончил танец, стоя головой на столе и размахивая ногами в воздухе. Когда будущий тесть сказал Гиппоклиду, что таким образом он «протанцевал свою свадьбу», Гиппоклид ответил ему, что это его нимало не волнует. Согласно Геродоту, именно с тех пор «гиппоклидова беззаботность» вошла в Греции в поговорку.

Полезные сервисы

гиппократ

Энциклопедический словарь

Гиппокра́т (около 460 - около 370 до н. э.), древнегреческий врач, крупнейший представитель античной медицины. В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учение об этиологии, прогнозе, темпераментах и др. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах.

Большой энциклопедический словарь

ГИППОКРАТ (ок. 460 - ок. 370 до н. э.) - древнегреческий врач, реформатор античной медицины, материалист. В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах и др. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей ("Клятва Гиппократа"), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах.

Энциклопедия Кольера

ГИППОКРАТ - римская копия греческой скульптуры 4 в. до н.э.

ГИППОКРАТ - римская копия греческой скульптуры 4 в. до н.э.

(ок. 460 - ок. 377 до н.э.), греческий врач и педагог, чье имя связывается в представлении большинства людей со знаменитой клятвой, которая символизирует высокие этические нормы европейской медицины. Гиппократ, которого называют "отцом медицины", считается автором обширного собрания греческих медицинских сочинений. Сведения о его жизни скудны и малодостоверны, самая ранняя из сохранившихся биографий написана Сораном Эфесским лишь пять веков спустя. Невозможно оценить источники Сорана, но многое в его повествовании является несомненным вымыслом. Соран датирует рождение Гиппократа 460 до н.э. и относит период его активной деятельности ко времени Пелопоннесской войны (431-404 до н.э.); кроме того, он приводит разные мнения относительно возраста, до которого дожил Гиппократ. Все авторы согласны в том, что Гиппократ прожил очень долгую жизнь, не менее 90 лет. Эта хронология подтверждается источником того времени: в Протагоре Платона Гиппократ упомянут как ныне живущий врач, обучающий медицине за плату. Диалог написан в начале 4 в. до н.э., а действие в нем разворачивается в 432 до н.э. Аристотель называет Гиппократа "великим", поэтому не может быть сомнения в том, что выдающийся врач, носивший это имя, действительно жил в конце 5 в. до н.э. Хотя Гиппократ был уроженцем острова Кос, он, судя по всему, путешествовал и практиковал в других частях греческого мира. В античных источниках мы встречаем утверждение, что Гиппократ был вынужден покинуть Кос из-за обвинения в поджоге, но у нас нет никаких сведений о том, что свою репутацию он завоевал именно на Косе. Местом действия большинства случаев, описанных в тех двух книгах трактата Эпидемии, которые считаются принадлежащими самому Гиппократу, являются Фасос, маленький остров в северной части Эгейского моря, и Абдера, ближайший к нему город на материке; в тех же книгах встречаются упоминания о Кизике на южном берегу Пропонтиды (совр. Мраморное море), о Ларисе и Мелибее в Фессалии. Традиционно считалось, что Гиппократ умер в Ларисе. Второе и последнее дошедшее упоминание Гиппократа современником мы находим также у Платона, в Федре, где говорится, что Гиппократ считал хорошую теорию более важной для медицины, чем чисто эмпирические наблюдения. Эту точку зрения трудно согласовать с некоторыми сохранившимися сочинениями из Гиппократова корпуса. Существует множество более поздних упоминаний Гиппократа, но они относятся уже не к нему самому, а к обширному корпусу сочинений, дошедших под его именем. Дошедший до нас Гиппократов корпус ("Гиппократов сборник") содержит ок. 70 отдельных сочинений, хотя ясно, что некоторые из них - части некогда единых трудов. Кроме того, здесь обнаруживается определенное перекрытие одних сочинений другими и повторы. Собрание содержит как собственные сочинения Гиппократа, так и творения других авторов, написанные в разное время. Высказывались предположения, что корпус представляет собой скорее остатки медицинской библиотеки, чем работы авторов, принадлежавших к одной школе. Некоторые из сочинений свидетельствуют о развитой научной мысли и мастерстве клинических наблюдений и потому считаются более "подлинными", чем остальные. Но даже по этому вопросу нет общепринятого мнения: есть исследователи, которые вообще сомневаются в существовании сочинений, принадлежащих самому Гиппократу. Судя по всему, корпус был сформирован и приписывался Гиппократу уже в 1 в. н.э., когда Эротиан, врач эпохи правления Нерона, составил словарь гиппократовых терминов. Сохранились комментарии к важнейшим гиппократовым сочинениям, написанные Галеном во 2 в. н.э. Некоторые трактаты корпуса датируются временем жизни Гиппократа, другие, по-видимому, относятся к 3-4 вв. до н.э. Вероятно, к 5 в. до н.э. относится трактат О древней медицине, где обсуждается проблема обучения искусству врачевания. Его автор (возможно, не Гиппократ) отвергает объяснение заболевания взаимодействием натурфилософских "основных качеств" (теплое, холодное, влажное, сухое), указывает на значение диеты и роль определенных "соков" организма. Он подчеркивает, что медицина имеет дело скорее с относительными, чем с абсолютными факторами: что полезно для одного, может оказаться вредным для другого, или то, что полезно в одно время, может быть вредным в другое. Трактат О воздухах, водах и местностях также относится к 5 в. до н.э., это поистине "золотая книга", занявшая прочное место в истории науки. Автор - опытный практик, на примерах, аргументированно и доказательно приступает он к рассмотрению влияния на общее состояние здоровья трех факторов окружающей среды. Болезни или предрасположенность к болезням могут быть вызваны погодными условиями, например, очень жарким летом или дождливой зимой. Во-вторых, в качестве факторов, влияющих на здоровье, рассматриваются местные климатические условия - преобладающее направление ветров, ориентация города относительно сторон света. В-третьих, на качество воды здесь указывается как на одну из непосредственных причин ряда заболеваний; даются советы, каким источникам отдавать предпочтение. Вторая часть сочинения посвящена разнообразному влиянию климатических условий на формирование национальных типов. При этом автор выказывает глубокое знание негреческих народов, особенно кочевников-скифов, населявших южные территории современных Украины и России. В сочинении, известном под названием Эпидемии, дано описание течения болезней. Только 1 и 3 книги считаются "подлинными", остальные пять, по-видимому, принадлежат двум позднейшим подражателям Гиппократа. Также и в Эпидемиях мы видим не только беспристрастное описание отдельных случаев, но и общую статистику заболеваний и попытку соотнести ее с климатическими условиями. Указаний о лечении здесь мало, но четко прослеживается осознание того, что анализ частных случаев заболеваний может привести к установлению общих закономерностей. Подобного рода исследования привели к развитию нового направления медицинской науки, а именно прогноза. Самое известное из прогностических произведений корпуса - Афоризмы. Начало первого афоризма общеизвестно, хотя мало кто знает его продолжение, как и то, что он взят из Гиппократова корпуса: "Жизнь коротка, искусство [[т.е. наука]] огромно, случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен делать все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности". Другое хорошо известное изречение также впервые встречается в Афоризмах: "В самых сильных болезнях нужны и средства самые сильные, точно применяемые". Но чаще всего здесь обобщаются наблюдения чисто медицинского характера: "Беспричинная усталость указывает на болезнь"; "Когда пищу потребляют в излишнем количестве, это ведет к болезни, о чем явно свидетельствует излечение"; "Лучше, чтобы лихорадка наступала после конвульсий, чем конвульсии - после лихорадки". Вероятно, Афоризмы - это не специальное сочинение, а собрание ценных наблюдений и советов из более ранних сочинений. Здесь мы находим не только краткие обобщения: в некоторых афоризмах подробно описано все течение болезни, и изучающие медицину, несомненно, находили их весьма полезными. Учение о "критических днях" появляется уже в Афоризмах, а затем многократно встречается по всему корпусу. Благодаря клиническим наблюдениям обнаружилось, что при некоторых заболеваниях обострения происходят через приблизительно одинаковые промежутки времени после начала болезни. Особенно хорошо это прослеживалось в возвратных лихорадках при малярии. Принципу критических дней, которые определяют течение болезни в сторону улучшения или ухудшения, была дана обобщенная формулировка; особенно важным считался период в семь дней. Сочинения Гиппократова корпуса придают огромное значение соблюдению правильного режима (греч. "диета"), под которым понимается не только диета в современном смысле, но и весь образ жизни больного. Трактат О режиме - самое раннее сочинение по профилактической медицине, он посвящен не только восстановлению здоровья в случае заболевания, но и его сохранению с помощью правильного режима. Знаменитый трактат О режиме при острых болезнях, по-видимому, создан в косской школе, так как в нем критикуются воззрения медицинской школы в близлежащем греческом городе Книде. В косской медицине делается упор на индивидуальном подходе к больному и приспособлении лечения к его особенностям; специалисты книдской школы предписывали определенное лечение всякому больному. Знания физиологии в этот период находились в зачаточном состоянии. Хотя о существовании кровеносных сосудов было хорошо известно, считалось, что по ним движется не только кровь, но и другие субстанции, функции сердца и различие между венами и артериями были неизвестны. Слово "артерия" применялось, но обозначало любые крупные сосуды, а также, например, трахеи. В частности, считалось, что кровеносные сосуды переносят воздух, жизненная функция которого признавалась, ко всем частям тела. Автор сочинения О священной болезни (эпилепсии) использует эту идею для того, чтобы объяснить начало эпилептического припадка как результат закупоривания кровеносных сосудов флегмой. Он пишет: "Тот воздух, который идет в легкие и кровеносные сосуды, заполняя полости тела и мозг, и тем самым доставляет разумение и приводит конечности в движение". Хотя это представление и кажется примитивным, в нем трудно не увидеть предвосхищения современных знаний о процессе насыщения крови кислородом и его связи с сознанием и мышечной деятельностью. Труднее всего было объяснить, как усваивается организмом пища, превращаясь в ткани, кровь, кость и т.п. Самым распространенным было следующее объяснение: пища, например хлеб, содержит мельчайшие невидимые частички всех тканей организма, они отделяются друг от друга, а потом тело их соответствующим образом накапливает. Каких бы взглядов ни придерживались сами практикующие последователи Гиппократа, общественное мнение отрицательно относилось к вскрытию трупов. Поэтому анатомия была известна главным образом благодаря изучению ран и травм. В корпусе имеется ряд работ по хирургии, в основном посвященных ранам различных видов. Два сочинения, О переломах и О суставах, возможно, являются частями одного большого труда, полный текст которого утрачен. Раздел О суставах, посвященный вправлению вывихов, где подробно описывается знаменитая "скамья Гиппократа", вполне возможно, восходит непосредственно к истокам греческой медицины. Самый знаменитый хирургический трактат О ранах головы известен точным описанием черепных швов и поразительной рекомендацией производить трепанацию черепа (вскрытие и удаление части кости черепа) во всех случаях контузии или трещины. С тех самых пор, как этот совет был дан автором трактата, он неизменно приводит хирургов в недоумение, но тон, которым высказана рекомендация, настолько тверд и определенен, что не оставляет сомнений: автор использовал эту операцию в своей практике. Гинекология и акушерство также не обойдены молчанием в корпусе, они рассматриваются в ряде сочинений, например в трактатах О женских болезнях, О болезнях девушек, О семимесячном плоде, О восьмимесячном плоде. Эти трактаты демонстрируют обширные знания; но, как обычно, практика опережала теорию, и описания процессов размножения наивны и ошибочны. Безапелляционное заявление, что семя собирается из всех частей тела, аналогично учению о росте тканей организма за счет отделения от пищи мельчайших однородных им частиц. Никакая другая теория на тот момент не была в состоянии объяснить возникновение организма. Даже автор трактата О воздухах, водах и местностях разделяет эти взгляды, доказывая их наследованием некоторых качеств, например серых глаз. Более того, он расширяет приложимость этого принципа и считает, что могут наследоваться и приобретенные качества, ссылаясь на варварские племена, в которых существовал обычай удлинять череп новорожденных. Автор предполагает, что вследствие этого приобретается наследственная предрасположенность к удлиненной форме головы. Среди сочинений по акушерству есть трактат О рассечении плода в матке, по которому виден уровень профессионального мастерства врачей гиппократовой школы. Соотношение медицины и религии, нашедшее отражение в Гиппократовом корпусе, - интересная и сложная проблема. Люди всегда были склонны связывать болезни, а тем более эпидемии с немилостью богов. В Илиаде эпидемия, которая поражает греческую армию под Троей, приписывается гневу Аполлона: если бога умилостивить, она прекратится. Авторы Гиппократова корпуса критикуют представления о божественном происхождении болезней, полагая, что любое природное явление имеет естественную причину. Особый страх в те времена вызывала эпилепсия, которую называли "священной болезнью". В корпусе есть сочинение с таким названием, оно начинается с полемического выпада против знахарей и врачей-шарлатанов, которые, окутывая этот недуг религиозной тайной, претендуют на его излечение с помощью песнопений и очистительных церемоний. Автор трактата пишет: "Мне кажется, что это заболевание ничуть не более священно, чем все прочие, но имеет ту же природу, что и другие заболевания, и потому-то и возникает". Критика автора направлена не против религиозных верований как таковых, но против "магов, очистителей, шарлатанов и обманщиков, которые прикидываются имеющими благочестия более всех других и больше всех других смыслящими". Подобный подход мы видим и у автора раздела О сновидениях, которым завершается сочинение О режиме. Автор оставляет в стороне вопрос о том, действительно ли вещие сны посылаются небесами, чтобы предостеречь государства или отдельных людей, и согласен оставить исследование этой проблемы профессиональным толкователям снов. Он лишь отмечает, что многие сны - результат определенных состояний организма. Толкователи ничего не могут с ними поделать, единственное, что им остается - посоветовать видящему сны молиться. "Молитва, - допускает автор фрагмента, - это хорошо, но, взывая к помощи богов, человек должен взять часть ноши на себя". Содержащаяся в корпусе клятва Гиппократа позволяет судить о практической деятельности раннегреческой медицинской школы. Некоторые ее места кажутся загадочными. Но она замечательна своим стремлением установить высокие моральные нормы врачебной профессии. Учения Гиппократа оказали сильнейшее влияние не только на древнюю, но и на современную медицинскую практику. В древности книги Гиппократова корпуса были переведены на латинский, сирийский и арабский языки.

ЛИТЕРАТУРА

Гиппократ. Сочинения, тт. 1-3. М., 1941-1944 Гиппократ. Избранные книги. М., 1994 Жак Ж. Гиппократ. Ростов-на-Дону, 1997

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ГИППОКРАТ (около 460 - около 370 до нашей эры), древнегреческий врач. В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития медицины, отражены представления о целостности организма, индивидуальном подходе к больному и его лечению; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах и др. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей ("Клятва Гиппократа"), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах.

Афоризмы

Гиппократ (Hippocrates, Hippokrates) (ок. 460 - ок. 356 или 377 до н.э.)

Знаменитый греческий врач, "отец медицины". Родился на острове Кос в семье потомственных врачей. Первоначальное медицинское образование получил от отца Гераклида. В двадцать лет был посвящен в жрецы, без чего заниматься медицинской практикой было невозможно. Тогда же стал известен как превосходный врач. Медицину изучал в разных странах, долгое время провел в Египте. Школа Гиппократа располагалась у гробницы Асклепия на Косе. Знал и применял в лечебной практике более 200 целебных трав, был сторонником массажа, занятий гимнастикой, водных процедур. Был первым врачом, труды которого сохранились до наших дней. Могила Гиппократа долгие годы была местом паломничества: согласно одной из легенд, дикие пчелы, водившиеся недалеко от места захоронения Гиппократа, давали мед, обладавший волшебными целебными свойствами. Потомками Гиппократ был признан "отцом медицины". До наших дней сохранилась традиция, обязывающая молодых врачей принимать так называемую "клятву Гиппократа", в которой сформулированы основные этические постулаты врача.

Афоризмы, цитаты

Что не излечивают лекарства, то излечивает железо; что не излечивает железо, то излечивает огонь; что не излечивает огонь, то излечивает смерть.

(Согласно другим источникам фраза звучит иначе: "Чего не исцеляют лекарства, исцеляет железо; чего не исцеляет железо, исцеляет огонь, а то, чего не излечивает огонь, следует считать неизлечимым.")

Брак - это лихорадка наоборот: он начинается жаром и кончается холодом.

Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств.

Лечит болезнь врач, но излечивает природа.

Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если переступить меру природы.

Противоположное излечивается противоположным.

Если врач не может принести пользы, пусть он не вредит.

Как суконщики чистят сукно, выбивая его от пыли, так гимнастика очищает организм.

Не навреди больному!

Сколько звезд на небе, столько обманов таит в себе женское сердце.

Врач - философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной.

Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами.

Сканворды для слова гиппократ

- Древнегреческий врач, который первым поклялся лечить людей.

- Автор принципа «не навреди больному».

- Греческий «отец медицины».

- В школе при храме Асклепия на острове Кос получал знания этот знаменитый уроженец острова.

- В трактате «О диете» этот древнегреческий врач предписывал питаться сообразно месту жительства, возрасту, самочувствию и профессии.

- «Медицина не протягивает руки тому, кто уже побеждён болезнью» - как ни странно, этот афоризм принадлежит именно ему.

- Кто сказал фразу: «Не навреди» (больному)?

- Основоположник медицины.

- Древнегреческий врач.

- Одной из его заповедей была такая: медицина не должна «протягивать руки к тем, кто уже побежден болезнью».

- Древнегреческий врач, реформатор античной медицины, ему приписывается текст эпического кодекса древнегреческих врачей.

Полезные сервисы