Гоге́н Поль (Gauguin) (1848-1903), французский живописец. Один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн; создал собственную живописную систему, основанную на замещении традиционной моделировки ритмическим сопоставлением цветовых плоскостей, обобщённых и ясных гибких контуров. В декоративных, эмоционально насыщенных по цвету, статичных по композиции полотнах, главным образом на темы быта и легенд народов Океании, воплотил поэтическую мечту о вечной гармонии человека и природы («Брод», 1901, «А, ты ревнуешь?», 1892).
* * *
ГОГЕН Поль - ГОГЕ́Н (Gauguin) Поль (1848-1903), французский живописец. Один из главных представителей постимпрессионизма (см. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ), близкий к символизму (см. СИМВОЛИЗМ) и стилю модерн (см. МОДЕРН) , использовал синтетические обобщения и упрощение цвета и линий. В декоративных, эмоционально насыщенных по цвету, статичных по композиции плоскостных полотнах, главным образом на темы быта и легенд народов Океании, создал поэтический мир гармонии человека и природы («Брод», 1901, «А, ты ревнуешь?», 1892).* * *
ГОГЕ́Н (Gauguin) Поль (7 июня 1848, Париж - 8 мая 1903, Атуона, Маркизские острова), французский живописец, скульптор, график, керамист.
Отец Гогена, журналист, после переворота 1851 вынужден был эмигрировать и вскоре умер. До семилетнего возраста Гоген жил в Перу и воспитывался в семье матери, происходившей из знатного перуанского рода. Впечатления детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам. С 1855 во Франции, учится в Орлеане, в школе, из которой мечтает сбежать, чтобы стать моряком. С 17-ти лет плавает на судах (1865-1871), совершающих рейсы между Южной Америкой и Европой. Затем поступает в банк (1871), делает успешную карьеру, женится, начинает коллекционировать живопись и сам пробует писать картины; знакомится с импрессионистами и вскоре принимает участие в их выставках (1880-1882). Живопись всецело захватила Гогена, в 1883 он бросает службу в банке, расстается с семьей (имея пятерых детей), чтобы целиком посвятить себя искусству. Первые его произведения носят подчас подражательный характер («Сена возле Йенского моста», 1875, Музей Орсе, Париж). На выставке в 1886 он экспонирует 19 полотен.
С конца 1880-х гг. Гоген становится одним из наиболее значительных художников постимпрессионизма (см. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ). Мощный творческий темперамент, властный характер, убежденность в своей правоте, самобытный талант - все это выдвинуло Гогена в лидеры. В конце 1880-х гг. он с группой последователей поселяется в деревне Понт-Авен (Бретань), где еще сохранились самобытные нравы, обычаи, верования, старинные костюмы; его привлекает жизнь среди людей, не затронутых современной цивилизацией («Видение после проповеди», 1888, Национальная галерея, Эдинбург; «Свинопас. Бретань», 1888, частная коллекция, Нью-Йорк). Мастера «Понт-Авенской школы» упрощают формы, заполняют плоскость холста крупными цветовыми массами, очерчивая их четким контуром, как в перегородчатой эмали, отсюда название их метода: «клуазонизм» (от франц. cloison - перегородка).
Духовные поиски сближают Гогена с символизмом. Он видит задачу художника в том, чтобы проникнуть в тайную суть, сокровенный смысл явления и раскрыть его миру («Желтый Христос», 1889, Художественная галерея, Буффало). Для Гогена характерна непрестанная жажда перемены мест: в 1887 он внезапно уезжает на Мартинику, в 1888 возвращается в Понт-Авен, зимой того же года появляется в Арле на юге Франции («Арлезианка», 1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), работает вместе с Ван-Гогом, мечтающим создать братство художников. Однако отношения их кончаются ссорой и разрывом.
В 1891 Гоген решает уехать на Таити в надежде найти там воплощение своей мечты о золотом веке, о жизни в гармонии с природой и людьми; но и здесь его не оставляют тревоги, заботы, болезни. На Таити его талант обретает удивительную мощь, здесь были созданы самые прославленные его полотна, изображающие свободных прекрасных людей, живущих в единстве с щедрой благожелательной природой. Он пишет таитянок то на фоне раскаленного песка, розоватые тона которого оттеняют янтарно-смуглые тела женщин («А, ты ревнуешь?», 1892, Музей изобразительных искусств, Москва), то среди тропической зелени («Таитянка с плодом манго», 1892, Музей искусств, Балтимор). Таитянские полотна праздничны по цвету, уподобляясь ярким декоративным панно («Таитянские пасторали», 1892, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В 1893 Гоген возвращается во Францию, едет в Бретань, осваивает технику гравюры на дереве, однако в1895 вновь возвращается на остров. Он переживает тяжелый кризис, его мучают сомнения, и картины нередко отражают тревожное состояние его души: «Невермор» (1897, Институт Курто, Лондон); «Материнство» (1896, коллекция Рокфеллера, Нью-Йорк); большая композиция «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идем?» (1897, Музей искусств, Балтимор). Порой вера в жизнь возвращается («Сбор плодов», 1899, Музей изобразительных искусств, Москва). В 1901 он переезжает в Атуону (Маркизские о-ва), продолжает работать, несмотря на болезнь («Золото их тел», 1901, Музей Орсе, Париж). Гоген занимался также скульптурой и керамикой, создавая причудливой формы вазы.
ГОГЕН Поль (Gauguin, Paul)
(1848-1903), французский художник. Эжен Анри Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848. В 1865 он присоединился к команде торгового судна и совершил несколько долгих морских путешествий. В возрасте 23 лет начал успешную, но кратковременную деловую карьеру в Париже. Финансовые успехи позволили Гогену заняться коллекционированием произведений импрессионистов. Гоген не получил регулярного художественного образования, если не считать нескольких уроков, которые ему дал импрессионист Камиль Писсарро. В 1883 он оставил коммерческую деятельность, чтобы полностью посвятить себя живописи; это привело к нищете и разрыву с семьей. В 1887 Гоген предпринял путешествие на остров Мартиника; во время пребывания там он осознал, что для творческого вдохновения нуждается в уединенной жизни в гармонии с природой. В 1888 он некоторое время провел в Бретани. В своих работах, выполненных в Бретани, в противоположность ярким произведениям импрессионистов, он сосредоточил внимание на изображении суровой красоты этой местности и сценах из жизни крестьян. В одной из своих наиболее известных бретонских работ - Видение после проповеди (1888) художник акцентирует плоскостность живописной поверхности, что, возможно, является результатом его знакомства с японской гравюрой. Лучшие пейзажи Гогена и картина Желтый Христос (1889) тоже относятся к бретонскому периоду творчества.
"Белая лошадь". 1898.
В эти годы Гоген становится лидером нового направления - синтетизма, приверженцы которого по-новому использовали цвет и форму, смело очерчивая объекты, упрощая образы, сопоставляя большие участки чистого цвета для достижения эмоционального эффекта. В конце 1888 Гоген провел несколько месяцев в Арле вместе с Ван Гогом, с которым познакомился в Париже в 1886. Во время этой поездки он создал несколько прекрасных рисунков и полотен, но она закончилась ссорой, во время которой Ван Гог отрезал себе ухо; вскоре Гоген уехал из Арля. В начале 1891 Гоген устроил аукцион своих работ, чтобы на вырученные деньги совершить путешествие на остров Таити. Разочарование во французской колониальной жизни заставило его направиться в глубь острова. В своих картинах Гоген создал образы людей, живущих в гармонии с природой, ощущение земного рая и золотого века человечества. Среди произведений этого периода его творчества - Манао Тупапау - Следящий Дух мертвого (1892) и Таитянские пасторали (1893, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Болезнь и нищета заставили Гогена в 1893 вернуться в Париж. Двумя годами позже он вновь приехал на Таити. Работы Гогена второго таитянского периода сходны с декоративными фризовыми композициями. Среди них панно Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем? (1898, Бостон, Музей изящных искусств) - аллегория на тему этапов человеческой жизни. В своих последних работах Гоген воплотил образы идеальной жизни вне времени и пространства. В 1898, почти лишенной средств к существованию, в полном отчаянии, Гоген пытался покончить с собой. В 1901 он перебрался на остров Доминик (Маркизские острова), где, больной и одинокий, умер 8 мая 1903. Гоген оставил литературное наследие, которое, помимо писем и дневников, включает Ноа Ноа (Благоухание) (исследование таитянской культуры и мифов) и мемуары До и После. Гоген писал также критические статьи в периодические издания и основал на Таити сатирический журнал.
ПОЛЬ ГОГЕН. ТАИТЯНСКИЕ ЖЕНЩИНЫ (НА ПОБЕРЕЖЬЕ)
ЛИТЕРАТУРА
Кантор-Гуковская А.С. Поль Гоген. Жизнь и творчество. Л. - М., 1965 Даниельсон Б. Гоген в Полинезии. М. - Л., 1969 Кочик О.Я. Мир Гогена. М., 1991 Юнг Р. Гоген. М., 1995