ГуС, а, м.
Государственный ученый совет (Наркомпроса РСФСР, 1919- 1933 гг.). АГС, 134.
• ГУС - высший научно-методический совет Наркомпроса РСФСР. МСЭ, т. 1, 256. А тут и ГУС отверзает уста. Маяковский. Собр. соч., т. 6, 207.
ГуС, а, м.
Государственный ученый совет (Наркомпроса РСФСР, 1919- 1933 гг.). АГС, 134.
• ГУС - высший научно-методический совет Наркомпроса РСФСР. МСЭ, т. 1, 256. А тут и ГУС отверзает уста. Маяковский. Собр. соч., т. 6, 207.
- Имя футбольного тренера Хиддинка.
- Герой чешского народа.
- На процессе в Констанце кардинал Ян Железный был среди обвинителей этого проповедника, за что снискал ненависть многих соотечественников.
- Один из епископов, выступая за его казнь, утверждал, что никакого вреда не будет, если его ощипать и испечь.
- Ректор Пражского университета в 1409 г.
- Город в Нидерландах на полуострове Зёйд-Бевеланд.
- Пьеса чешского писателя Йозефа Каетана Тыла «Ян ...».
- Чешский Лютер.
- Чешский национальный герой 14-15 веков, идеолог чешской Реформации, вдохновитель народного движения в Чехии против немецкого засилья и католической церкви.
ГУС (Goes) Хуго ван дер (между 1435 и 1440-82) - нидерландский живописец. Смело и оригинально развивал реалистические традиции нидерландской живописи 1-й пол. 15 в. Творчество Гуса (триптих "Поклонение пастухов", т. н. "Алтарь Портинари", ок. 1474-75) отличают драматичность, мягкие пейзажные фоны.
Гус (Goes) Хуго ван дер (между 1435 и 14401482), нидерландский живописец эпохи Возрождения. Смело и оригинально развивал традиции живописи братьев ван Эйк и Рогира ван дер Вейдена. Творчество Гуса (триптих «Поклонение пастухов», или так называемый «Алтарь Портинари», около 1474 75) отличается сочетанием напряженного драматизма действия, яркости индивидуально трактованных персонажей с поэтической мягкостью пейзажных фонов.
ГУС (Hus) Ян (1371-1415) - национальный герой чешского народа, идеолог чешской Реформации. В 1402-03, 1409-10 ректор Пражского (Карлова) университета. Вдохновитель народного движения в Чехии против немецкого засилья и католической церкви (порицал торговлю индульгенциями, требовал возвращения к принципам раннего христианства, уравнения в правах мирян с духовенством). Осужден церковным собором в Констанце и сожжен.
ГУС Хуго - ГУС (Goes) Хуго ван дер (между 1435 и 1440-82), нидерландский живописец. Смело и оригинально развивал реалистические традиции нидерландской живописи первой половины 15 в. Творчество Гуса (триптих «Поклонение пастухов», т. н. «Алтарь Портинари», ок. 1474-75) отличают драматичность, мягкие пейзажные фоны.
Гус Хуго ван дер (Goes) (между 1435 и 1440 - 1482), нидерландский живописец. Смело и оригинально развивал реалистические традиции нидерландской живописи первой половины XV в. Творчество Гуса (триптих «Поклонение пастухов», так называемый «Алтарь Портинари», около 1474-75) отличает драматическая напряжённость действия, яркая индивидуальность персонажей, поэтическая одухотворённость трактовки пейзажных фонов.
ГУС Хуго ван дер (Goes, Hugo van der)
(между 1430 и 1440-1482), фламандский живописец. Родился, вероятно, в Генте; впоследствии вступил в гильдию св. Луки, пользовался покровительством художника Йоса ван Гента. Хуго ван дер Гус продолжил художественную традицию, идущую от Рогира ван дер Вейдена; однако в его произведениях, особенно в поздние годы творчества, появляется сильная эмоциональность, отличающая его творения от молчаливой напряженности образов Рогира Ван дер Вейдена. Самое известное произведение Хуго ван дер Гуса - большой алтарный образ Поклонение пастухов, т.н. алтарь Портинари. Он был написан ок. 1475 по заказу Томмазо Портинари, агента Медичи в Брюгге, и отправлен на корабле во Флоренцию, где и находится до сих пор (в галерее Уффици). Вскоре после завершения работы над алтарем Портинари художник принял монашеский сан в монастыре Родендале близ Брюсселя.
ХУГО ВАН ДЕР ГУС. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ
ХУГО ВАН ДЕР ГУС. УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ
ЛИТЕРАТУРА
Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. XV в. М., 1981
Гус Ян (Hus) (1371-1415), национальный герой чешского народа, идеолог чешской Реформации. В 1402-03, 1409-10 ректор Пражского (Карлова) университета. Вдохновитель народного движения в Чехии против немецкого засилья и католической церкви (порицал торговлю индульгенциями, требовал возвращения к принципам раннего христианства, уравнения в правах мирян с духовенством). Осуждён церковным собором в Констанце и сожжён.
* * *
ГУС Ян - ГУС (Hus) Ян (1371-1415), национальный герой чешского народа, идеолог чешской Реформации. В 1402-03, 1409-10 ректор Пражского (Карлова) университета. Вдохновитель народного движения в Чехии против немецкого засилья и католической церкви (порицал торговлю индульгенциями (см. ИНДУЛЬГЕНЦИЯ), требовал возвращения к принципам раннего христианства, уравнения в правах мирян с духовенством). Осужден церковным собором в Констанце и сожжен.
* * *
ГУС (Hus) Ян (ок. 1370, Гусинец, Юго-Западная Чехия - 6 июля 1415, Констанц, Германия), чешский религиозный реформатор, национальный герой чешского народа.
Проповедник и ректор
Гус родился в семье небогатого крестьянина, свою фамилию взял по месту рождения. Ок. 1390 он поступил в Пражский университет и закончил обучение в 1393, получив степень магистра «свободных искусств». В 1400 он стал священником, в 1402 получил место проповедника в Вифлеемской часовне в Праге. Эта часовня была основана учениками реформатора Яна Милича (см. МИЛИЧ Ян), выступавшего за реформу церкви. Пражский университет был охвачен борьбой сторонников номинализма (см. НОМИНАЛИЗМ) и реализма (см. РЕАЛИЗМ (в философии)), причем на стороне первых выступали в основном немцы, а вторых - чехи. Схоластический спор стал началом ожесточенной религиозной и национальной борьбы. В этот период король Вацлав IV (см. ВАЦЛАВ IV) склонялся к поддержке чешской партии, в которой собрались сторонники церковной реформы. Большое распространение получили труды английского реформатора Дж. Уиклифа (см. УИКЛИФ Джон), который призывал к секуляризации церковных земель. Их изучал и Гус. Учитывая, что Католическая церковь была в этот период крупнейшим собственником (ей принадлежало свыше половины земельных владений в Чехии), можно понять заинтересованность короля . К тому же это было время глубочайшего кризиса в Западной церкви - Великого раскола (см. ВЕЛИКИЙ РАСКОЛ) , во время которого авторитет ее упал до самого низкого уровня.
Гус одновременно с должностью проповедника занимал должность декана факультета искусств (1401-02) и ректора Пражского университета (1402-03). Он читал лекции и принимал экзамены, а среди его учеников оказался Збынек Зайчик, в 1403 ставший архиепископом Пражским. Збынек поставил Гуса проповедовать перед духовенством на съездах и соборах в Праге.
Взгляды Яна Гуса
В лекциях и проповедях Гус обличал недостатки духовенства, осуждал богатство и роскошь Церкви. Взгляды Уиклифа произвели на него огромное впечатление, но он был менее радикален, чем английский реформатор. Сам он считал себя верным сыном католической церкви, но фактически придерживался двух из трех основных протестантских тезисов: поддерживал учение Блаженного Августина (см. АВГУСТИН Блаженный) о предопределении и считал авторитет Священного Писания высшим по отношению к решениям папы и соборов. Проповеди Гуса привлекали значительное количество слушателей, в том числе простых горожан. Но духовенство, особенно немецкое, как более богатое, было им резко недовольно.
В 1403 немецкая партия сделала решительный выпад против Гуса. Профессор Пражского университета Иоганн Хюбнер выбрал из сочинений Уиклифа 45 статей, которые свидетельствовали о еретических взглядах английского проповедника. В университете состоялся диспут, на котором некоторые магистры, близкие Гусу, вступились за Уиклифа, но сам Гус лишь сказал, что многие извлечения неверны. Немецкие профессора в то время имели три голоса, а чешские лишь один, поэтому 45 статей были признаны доказательством ереси Уиклифа.
Великий раскол. Обсуждение вопроса об индульгенциях
Пражский архиепископ, несмотря на симпатии к личности Гуса, прислушался к мнению большинства духовенства и запретил ему проповедовать на церковных съездах, а затем и священствовать. В 1409 собрался Пизанский собор, который должен был ликвидировать Великий раскол, но к двум соперничавшим папам лишь добавился третий. Церковь в Чехии встала за одного, а король за другого. Реформаторы поддержали короля, что привело к преобразованию университетского устава: теперь уже чешская нация получила три голоса, а все остальные вместе лишь один. Немецкие профессоры и студенты стали уезжать из Праги в Германию, Гус снова был избран ректором. В 1410 непризнанный чехами папа издал буллу с осуждением Уиклифа. Архиепископ потребовал сожжения сочинений Уиклифа, а университет устроил диспут, на котором Гус объявил, что требовать сожжения философских, математических и других (не богословских) книг Уиклифа могут только невежды. Архиепископ отлучил Гуса от церкви, ему было запрещено преподавать в университете, но в поддержку Гуса выступило множество народа, за него заступился сам король, который настойчиво просил архиепископа поддержать Гуса перед римской курией, но в 1411 архиепископ умер. В 1412 папа Иоанн XXIII объявил крестовый поход против своего врага, короля Владислава Неаполитанского, поддерживавшего антипапу Григория XII, и выпустил буллу, в которой объявлялось отпущение грехов всем, кто будет содействовать папе. В Праге булла об индульгенциях вызвала бурные споры, которые проходили и в церкви и на улицах. По приказу короля пражский магистрат казнил трех молодых чешских ремесленников, которые в церкви особенно громко возмущались продажей индульгенций. Гус заступился за них, но казнь состоялась. В Праге начались волнения, казненных провозгласили мучениками. Гус в университете публично осудил индульгенции и обратился за поддержкой к королю Вацлаву, но король прислушался к тем, кто обвинял Гуса в подстрекательстве к волнениям. Гус был отставлен с поста ректора, был объявлен интердикт (см. ИНТЕРДИКТ) над Прагой и любым другим городом, где бы ни поселился Гус. Гус в октябре 1412 удалился в замок Козийградек (Южная Чехия) к одному из своих друзей и сторонников, где продолжал проповедовать. Здесь он написал по-латыни трактат «О Церкви», всецело основанный на трудах Уиклифа. Другие произведения 1412-14 написаны Гусом на чешском языке и сыграли большую роль в становлении этого языка как литературного.
Констанцский собор
К Гусу стекались толпы народа, волнения не утихали, а нарастали. Резонанс от выступлений бывшего ректора Карлова университета вышел за пределы Чехии. Император Сигизмунд I (см. СИГИЗМУНД I Люксембург) (брат и наследник Вацлава) настоял на созыве Констанцского собора (1414), пригласив туда Гуса для защиты своих взглядов. Гусу была выдана охранная грамота за подписью императора и для охраны его сопровождали трое чешских дворян. Гус прибыл в Констанц 3 ноября и 28 ноября был вызван на допрос антипапой Иоанном XIII и кардиналами. Последовала непродолжительная дискуссия, после которой Гус был схвачен и арестован. Не помогли ни протесты дворян, ни негодование вскоре прибывшего императора. Гус обвинялся в приверженности ереси Уиклифа, главным был пункт по вопросу об евхаристии, а также учение о том, что Церковь может обойтись без папы и некоторые другие пункты. Защищаясь, Гус аппелировал к Священному Писанию и соглашался отречься только, если ему представят тексты более весомые, чем те, на которые ссылался он.
Находясь в заключении, Гус пережил падение Иоанна XXIII, который оказался в темнице рядом с ним. В целом собор был расположен к нему скорее благожелательно, все кардиналы и император старались избежать раскола в Чехии. Гуса все уговаривали отречься от своих взглядов, даже если он считал себя правым, почти в открытую признавая необходимость отречения только для вида. Но Гус проявил большую силу духа. Он просил не налагать на него «петли вечного осуждения, принуждая солгать и поступить против совести». Написанные им в заключении письма к друзьям ярко характеризуют его цельную личность, основной чертой которой была любовь к истине. Личность Гуса производила впечатление даже на его врагов. Его беспрестанно уговаривали отречься ради спасения жизни. 6 июля 1415 на 15-м заседании собора ему прочли обвинительный приговор, в котором к прежним обвинениям добавилось еще одно, будто бы Гус называл себя четвертой ипостасью Троицы. Гус был лишен сана и тут же выдан светской власти, уже сделавшей все приготовления к казни. Последними словами Гуса были: «Призываю Господа в свидетели, что не учил и не проповедовал того, что показали на меня лжесвидетели. Главной целью моих проповедей и всех моих сочинений было отвратить людей от греха. И в этой истине, которую я проповедовал согласно с Евангелием Иисуса Христа и толкованием святых учителей, я сегодня радостно хочу умереть». По преданию, старушке, подбросившей хвороста в костер «еретика», Гус сказал: «Святая простота!». Искры от этого костра вскоре разлетелись по всей Чехии.
ГУС Ян (Hus, Jan)
(ок. 1371-1415), чешский религиозный реформатор. Родился в местечке Гусинец (Чехия) в крестьянской семье. В 1393 окончил Пражский университет, где в 1396 получил степень магистра свободных искусств, в 1401-1402 был деканом факультета свободных искусств, а в 1402-1403 и 1409-1410 - ректором университета. В 1402 он был назначен настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке. Еще в студенческие годы Гус попал под влияние известных деятелей реформаторского движения (в частности, Яна Милича и Матвея из Янова), которое зародилось в Чехии к концу правления (1346-1378) императора Карла IV и стало весьма заметным к 1400. Гус примкнул к этому движению и сделался пламенным его приверженцем. Его роль в спорах и полемике относительно церковной реформы оказалась столь значительной, что уже в скором времени Гус стал признанным вождем сторонников реформ. Настоятельная необходимость их проведения признавалась всеми, однако мнения о ее глубине и средствах осуществления расходились. Поначалу между проповедниками реформ и церковными властями не было разногласий, и часто они работали сообща. В ряде случаев архиепископ Пражский приглашал Гуса выступать с проповедями перед собранием клириков и вносить предложения о том, как исцелить язвы, поразившие общество и церковь. Но когда вдобавок к своим собственным идеям Гус начал проповедовать учение Джона Уиклифа, высшее церковное начальство от него отвернулось. Папская курия, выведенная из себя обличениями Гуса, выпустила против него в 1410 буллу, тогда же архиепископ Пражский распорядился о сожжении книг Уиклифа и наложил церковный запрет на деятельность Гуса и его сторонников. Еще ранее повсюду, кроме церквей, были запрещены проповеди (эта мера явно была направлена против Вифлеемской часовни). В 1411 тот же архиепископ торжественно провозгласил церковный запрет против Гуса и пригрозил всем местностям, которые его укроют, интердиктом (отказом в праве совершать богослужения). В 1412 в Прагу были направлены папские эмиссары для сбора денег (посредством продажи индульгенций), которые предназначались для объявленного папой Иоанном XXIII крестового похода против короля Неаполя Владислава. Проповеди Гуса и его сторонников против индульгенций и последовавшие за ними народные выступления явились последней каплей. Новое послание еще более ужесточило церковный запрет и угрожало приостановкой богослужений в Праге. Тогда Гус обосновался в замках своих последователей вблизи Праги. В октябре 1414 он, положившись на слово императора Сигизмунда, который гарантировал его безопасность и дал в сопровождающие чешских дворян, выехал на собор в Констанце, надеясь, что ему удастся оправдать свое учение и деятельность. Но вскоре после прибытия в Констанц Гус был взят под стражу. Состоялись три заседания, на которых Гус пытался утверждать, что многие предъявленные ему обвинения не соответствуют действительности и он ничего подобного не утверждал (так, он не разделял учения Уиклифа о т.н. "реманенции", т.е. сохранении сущности хлеба и вина при евхаристии в неизменном виде), другие подверглись искажению (так, утверждалось, что Гус говорил о неспособности клириков, обретающихся в смертных грехах, совершать таинства, но при этом опускалось важное добавление: "надлежащим образом"). Практика же причащения мирян и хлебом, и вином, а не одним только хлебом, еще не была окончательно, на уровне официального учения церкви, отвергнута и осуждена. Выдвинутое в трактате О церкви учение о Христе как о главе церкви и о том, что церковь представляет собой "совокупность избранных", также могли быть объявлены еретическими лишь при очень необъективном рассмотрении. Гусу предложили отречься от своего учения, и это спасло бы ему жизнь, однако он возразил, что не может отрекаться от того, чего не утверждал. Тогда его, как неисправимого еретика, приговорили к сожжению заживо на костре, что и было исполнено здесь же, в Констанце, 6 июля 1415. Известие о его казни и о предательстве императора вызвали в Чехии взрыв возмущения и новый подъем национальных чувств. 452 представителя высшей знати, собравшиеся в Праге в начале сентября 1415, подписали протест, который был направлен собору. То был пролог гуситских войн и начало продолжавшейся столетиями борьбы Чехии за религиозную и политическую свободу.
КАЗНЬ ЯНА ГУСА
Литературная деятельность Гуса протекала параллельно его борьбе за свои воззрения. Обращаясь к академическим кругам и мирянам, он использовал как латынь, так и чешский язык. Наиболее примечательным вкладом Гуса в дело защиты реформ явилась книга О церкви (De Ecclesia, 1413). Труды Гуса на чешском языке - замечательное литературное дополнение к его проповедям в Вифлеемской часовне. Их число значительно выросло в течение его добровольного изгнания, они были предназначены как последователям Гуса в Праге, так и новым его сторонникам по всей стране. Циклу работ на чешском языке, в которых Гус стремился осветить сложные проблемы или объяснить основоположения христианского учения, предшествуют краткие трактаты по вопросам, представляющим общий интерес. Его труд Объяснения веры, декалога и молитвы Господней содержит описание тонких теологических проблем на доступном пониманию народа уровне. Важное место следует отвести собранию чешских проповедей Postilla, а также блестящему описанию христианских принципов Дочь, или Истинное знание о подлинном молении, которое посвящено набожным женщинам, членам конгрегации Яна Гуса.
ЛИТЕРАТУРА
Иванов Ю.Ф. Ян Гус в советской послевоенной историографии. - Советское славяноведение, 1983, № 5
ГУСА (Husa) Вацлав (1906-65) - чешский историк. Труды по истории Чехословакии.
I м.
Гусь-самец.
II м.
1. разг.-сниж.
Глупый, высокомерный человек.
2. Употребляется как порицающее или бранное слово.
III м. местн.
Потроха из грудной части убойных животных; ливер.
ГУСА́К -а́; м.
1. Гусь-самец.
2. Разг.-сниж. О надутом, кичливом и глупом человеке.
◁ Гуса́чий, -ья, -ье. Г-ьи бои. Г-ья спесь.
Вытащить гусак кому. Дон. Вытащить потроха (угроза). СДГ 1, 120.
Гусак гудит у кого. Пск. Шутл. О чувстве голода. ПОС 8, 93.
Гусаки заклевали кого. Пск. Шутл. У кого-л. появились цыпки. ПОС 8, 92.
Гусаки слетели у кого. Жарг. мол. Неодобр. О потере самоконтроля. Максимов, 100.
Гусаком склёван. Пск. Шутл. Покрыт цыпками. ПОС 8, 92.
см. гусь
гусак I
гусь-самец
гусак II
потроха из грудной части убойных животных; ливер
гусак III
длинная трубка водопроводного крана
гуса́к
чаще гусёк "легкие, сердце и печень при разделке туши животного".
Названо по сходству с летящим гусем; см. Горяев, ЭС 85.
ГУСАК ГУСАКОВ ГУСЕВ ГУСЕНКОВ ГУСЫНИН ГУСЯТНИКОВ ГУСЬ ГУСЬКОВ
Фамилия, образованная отнецерковного имени или прозвища Гусь, Гусак. "Птичьи" имена были не редки в русских деревнях. (У) Упоминаются в "Ономастиконе" Веселовского Гусак Федор Шуклин [см. Шукля], холоп, 1455 г., Муром Гусенков Федосей, крестьянин, 1627 г., Белев Гусь, Гусевы: Василий Константинович Гусь Добрынский, первая половина XV в.; от него Ч Гусевы; Василий Федорович Гусь Товарков-Пушкин, вторая половина XV в. Гусыня Семен, посадский человек, 1614 г., Тверь Гусятниковы, гости, XVIЧXVII вв., Москва У Даля гусятник торгоыец гусями или гусинный пастух.
- «Авторитет» на птичьем дворе.
- Рассеиватель душа (разг.).
- Слово, из-за которого поссорились Иван Никифорович с Иваном Ивановичем в гоголевской повести.
Гу́сак Густав (Husák) (1913-1991), президент Чехословакии в 1975-89, генеральный секретарь ЦК КП Чехословакии (КПЧ) в 1971-87 (в 1969-71 1-й секретарь ЦК КПЧ). Участник словацкого Движения Сопротивления. В 1946-50 председатель Корпуса уполномоченных (правительства) Словакии. В 1951 репрессирован, в 1960 освобождён, в 1963 реабилитирован. В 1990 исключён из КПЧ.
* * *
ГУСАК Густав - ГУ́САК Густав (1913-91), президент Чехословакии в 1975-89, Генеральный секретарь ЦК КП Чехословакии (КПЧ) в 1971-87 (в 1969-71 1-й секретарь ЦК КПЧ). В 1990 исключен из КПЧ.
ГУСАК Густав (1913-91) - президент Чехословакии в 1975-89, Генеральный секретарь ЦК КП Чехословакии (КПЧ) в 1971-87 (в 1969-71 1-й секретарь ЦК КПЧ). В 1990 исключен из КПЧ.
ГУСАК Густав (Husak, Gustav)
(1913-1991), политический деятель Чехословакии, родился 10 января 1913 близ Братиславы (Словакия) в бедной крестьянской семье. Изучал право в Братиславском университете, позже занимался в Братиславе юридической практикой. В 1929 вступил в комсомол, с 1933 - член Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ). В годы Второй мировой войны - лидер нелегальной коммунистической партии в находившейся под властью немцев Словакии, в 1940-1943 находился в заключении. В 1944 принимал участие в подготовке антифашистского Словацкого национального восстания. После войны - член местного правительства Словакии (Словацкого национального совета), затем (1945-1950) член ЦК КПЧ и заместитель председателя коммунистической партии Словакии. В 1951 Гусак, как и многие другие коммунисты, стал жертвой сталинских репрессий. В 1954 он был приговорен к пожизненному заключению как приверженец "словацкого буржуазного национализма". В мае 1960 был освобожден. Работал научным сотрудником Института государства и права Словацкой АН, защитил диссертацию по теме "Словацкое национальное восстание". Когда в апреле 1968 первым секретарем ЦК КПЧ стал А.Дубчек, Гусак занял пост заместителя председателя правительства Чехословакии, а в апреле 1969 стал Генеральным секретарем коммунистической партии Словакии. Гусак контролировал процесс федерализации Чехословакии - создания суверенных Чешской и Словацкой республик. В августе 1968, после ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию, Гусак был назначен советским руководством для осуществления процесса "нормализации" Чехословакии. В апреле 1969 он сменил Дубчека на посту первого секретаря ЦК КПЧ, в дальнейшем отказался от большинства реформ своего предшественника, восстановив жесткую систему политического контроля. Режим Гусака отмечен массовыми арестами "диссидентов", чистками в КПЧ и профессиональных союзах. В 1975 Гусак был избран президентом Чехословакии. В 1987 он ушел с поста генерального секретаря ЦК КПЧ, но продолжал занимать пост президента вплоть до декабря 1989.
Умер Гусак в Братиславе 18 ноября 1991.
ЛИТЕРАТУРА
Поп И.И. Крутые повороты карьеры Густава Гусака. - В сб.: Бывшие "хозяева" Восточной Европы. М., 1995
ГУСАК ГУСАКОВ ГУСЕВ ГУСЕНКОВ ГУСЫНИН ГУСЯТНИКОВ ГУСЬ ГУСЬКОВ
Фамилия, образованная отнецерковного имени или прозвища Гусь, Гусак. "Птичьи" имена были не редки в русских деревнях. (У) Упоминаются в "Ономастиконе" Веселовского Гусак Федор Шуклин [см. Шукля], холоп, 1455 г., Муром Гусенков Федосей, крестьянин, 1627 г., Белев Гусь, Гусевы: Василий Константинович Гусь Добрынский, первая половина XV в.; от него Ч Гусевы; Василий Федорович Гусь Товарков-Пушкин, вторая половина XV в. Гусыня Семен, посадский человек, 1614 г., Тверь Гусятниковы, гости, XVIЧXVII вв., Москва У Даля гусятник торгоыец гусями или гусинный пастух.
ГУСА́НЫ -а́н; мн. (ед. гуса́н, -а; м.). Армянские народные певцы, рапсоды, воспевавшие земную любовь.
* * *
гуса́ны - армянские средневековые народные профессиональные певцы-сказители и музыканты-инструменталисты. Упоминаются в литературных памятниках с V в. Приблизительно с XVII в. их сменили ашуги.
* * *
ГУСАНЫ - ГУСА́НЫ, армянские народные певцы, рапсоды (см. РАПСОДЫ) . Высмеивали церковные порядки и обряды, воспевали земную любовь. В 17 в. и позднее их называли ашугами (см. АШУГ).
ГУСАНЫ - армянские народные певцы, рапсоды. Высмеивали церковные порядки и обряды, воспевали земную любовь. В 17 в. и позднее их называли ашугами.
I м.
Военнослужащий - солдат или офицер - из частей лёгкой кавалерии (в армии Российского государства до 1917 г. и армиях некоторых стран в XV - XIX вв.).
II м. разг.
Тот, кто отличался показной лихостью, молодечеством.
ГУСА́Р, гусара, муж. (венг. huszar) (дорев. и загр.). Военный из частей легкой кавалерии, отличавшихся особой формой венгерского образца.
• Запустить в нос гусара (школ. устар.) - вложить спящему в нос бумажную трубочку или скрученную бумажку.
ГУСА́Р, -а, род. мн. гусар (при собир. знач.) и гусаров (при обознач. отдельных лиц), муж. В царской и нек-рых иностранных армиях: военнослужащий частей лёгкой кавалерии [первонач. в Венгрии]. Эскадрон гусар. Двух гусаров.
| прил. гусарский, -ая, -ое. Гусарская венгерка.
ГУСАР - муж. (от клика hussa, ура?) легкоконный воин, в венгерской одежде; иногда служитель у вельмож, в такой же одежде; как и казаками называют служителей, по-казачьи одетых. Гусарик, гусарчик, гусаренок или гусарченок ·умалит. гусаришка ·укор. гусарища ·увел.
| Пустить кому в нос гусара, щекотать сонного в носу свернутой бумажкой или травкой. * От этого гусара долго чихаться будет.
| Проволока со щеткою, для прочистки чубуков.
| В биллиардной игре, случайно сделанный шар, упавший в лузу зря. Гусары не в счет. Гусаром игры не заканчивать. Гусаров, ему принадлежащий; гусарский, им свойственный или из гусаров составленный. Гусарить, молодцевать из похвальбы, франтить молодечеством. Полно гусарить-то тебе!
| Заглядывать кому в карты. Гусаристый, кто гусарит, молодцует хватскими приемами.
Гусар
-а, мн. -ы, -а́р и -а́ров, м.
В царской и некоторых иностранных армиях в XVII-XX вв.: солдат или офицер легких кавалерийских частей регулярной армии, носивших форму венгерского образца.
Эскадрон гусар.
Сюда гусары отпускные спешат явиться прогреметь, блеснуть, пленить и улететь (Пушкин).
Родственные слова:
гуса́рский, лейб-гуса́р
Этимология:
От венгерского huszár (← húsz ‘двадцать’). По венгерским законам того времени из 20 новобранцев один должен был стать кавалеристом. В русском языке слово в качестве военного термина - с XVII в.
Культура речи:
Из двух форм родительного множественного гусаров и гусар первая используется при обозначении отдельных лиц (дуэль двух гусаров), вторая - при собирательном значении (полк гусар из казаков).
Энциклопедический комментарий:
Гусары появились в Венгрии в XV в. Из них формировались легкие кавалерийские части венгерской армии, сражавшиеся с турецкими завоевателями. Гусары отличались специфическим обмундированием и были очень воинственны. В XVIII-XIX вв. в качестве особого подразделения гусары включаются в состав тяжелой кавалерии армий многих европейских государств. В России отдельные формирования гусарских частей из иностранцев создавались в XVII в. В 1765 г. набираются гусарские полки из казаков. В 1783-84 гг. все гусарские полки получают наименование легкоконных и превращаются в регулярные, а в 1882 г. переименовываются в драгунские. В 1907 г. восстанавливается наименование гусарских полков. Русские гусары имели характерную форму, расшитую шнурами, меховую шапку с султаном и низкие сапоги; вооружение: сабля, карабин, пистолеты.
ГУСА́Р, -а, мн род. гуса́ров и гуса́р, м
В XIX - начале XX вв. - человек, который находится на военной службе и обучен вести боевые действия в качестве легкого кавалериста.
М. Ю. Лермонтов время от времени возглавлял то отряд казаков, то отдельный эскадрон гусар, предназначенные для набегов на вражескую сторону за реку Валерик.
ГУСА́Р -а; мн. род. гуса́ров (по отношению к отдельным лицам), гуса́р (по отношению к коллективу); м. [венг. huszar] В российской армии и армиях некоторых стран 17 - 20 вв.: солдат или офицер из частей лёгкой кавалерии. Эскадрон гусар. Трое гусаров. Пойти в гусары. Служить в гусарах.
◁ Гуса́рский (см.). Гуса́ришка, -и; мн. род. -шек, дат. -шкам; м. Уничиж.
-а, м.
В царской и некоторых иностранных армиях: военный из частей легкой кавалерии, носивших форму венгерского образца.
[венг. huszár]
ГУСА́Р (польск. husar) - представитель одного из видов кавалерии. По венгерским законам один из 20 новобранцев должен был стать кавалеристом. Впервые наименование Г. появилось в Венгрии в 1458 как назв. особых конных отрядов дворянского ополчения, в 16 в. заимствовано поляками для наименования особых частей тяжелой дворянской конницы. Регулярные гусарские полки формировались в кон. 17 - нач. 18 в. во Франции, Австрии и Пруссии и использовались в качестве легкой конницы для действий в тылу и на флангах противника, ведения разведки и преследования. Сохраняли свое значение до сер. 19 в., к кон. 19 в. различия между отд. родами кавалерии стерлись, а назв. Г. оставалось по традиции в нек-рых армиях. В России отд. формирования частей Г. из иностранцев создавались с 1634 по образцу польск. Г. В нач. 18 в. формировались небольшие иррегулярные отряды Г. (в 1741-59 - полки) из сербов, молдаван, валахов и др. выходцев из соседних с Россией стран. В 1765 после ликвидации укр. Слободского казачьего войска созданы поселенные полки Г. из быв. казаков. В 1783-84 все полки Г. получили наименование легкоконных и превратились в регулярные. Наименование "Г." восстановлено в 90-х гг. 18 в. В 1825 существовало 14 полков Г. (1/3 всей кавалерии). В 1882 все армейские полки Г. были переименованы в драгунские. В 1907 восстановлено наименование полков Г., к-рых к 1917 существовало: 2 гвард. и 18 армейских. Г. имели особую форму: доломан - куртку со стоячим воротником и шнурами, ментик - короткую куртку, обшитую мехом, меховую шапку с султаном или кивер, чакчиры - рейтузы, расшитые шнуром, и низкие сапоги; вооружение: сабля, карабин, пистолеты. Г. в России существовали до 1917.
Гусары: 1 - рядовой Ахтырского гусарского полка, 1812-16; 2 - обер-офицер лейб-гвардии Гусарского полка, 1911
I.
, а, м.
1. Военный из частей легкой кавалерии, носивших форму венгерского образца.
► Сюда гусары отпускные Спешат явиться, прогреметь, Блеснуть, пленить и улететь. // Пушкин. Евгений Онегин //; Гусар! ужель душа не слышит в тебе желания любви? // Лермонтов. Стихотворения // /
2. Человек, одетый в гусарскую одежду.
► У крыльца толпились кучера в ливрее и в усах... Гусары, пажи, неуклюжие гайдуки. // Пушкин. Арап Петра Великого //
II.
, а, м.
Самокрутка с табаком.
► Положение их [чиновников] в первую минуту было похоже на положение школьника, которому сонному товарищи, вставшие поранее, засунули в нос гусара, то есть бумажку, наполненную табаком. // Гоголь. Мертвые души //
Доказать гусара. Разг. Устар. Проявить молодечество, удаль. Ф 1, 167.
Запустить гусара кому. Народн. Досадить кому-л. ДП, 133.
ГУСАР, -а, м.
1. Гуляка, пропойца, кутила; человек, сорящий деньгами; бабник, ловелас.
2. (или гусарик, -а). Вариант игры в преферанс для двух человек.
2. - из карт.
1. гуса́р, гуса́ры, гуса́ра, гуса́ров, гуса́р, гуса́ру, гуса́рам, гуса́ра, гуса́ров, гуса́р, гуса́ром, гуса́рами, гуса́ре, гуса́рах
2. гуса́р, гуса́ры, гуса́ра, гуса́ров, гуса́ру, гуса́рам, гуса́ра, гуса́ров, гуса́ром, гуса́рами, гуса́ре, гуса́рах
сущ., кол-во синонимов: 14
бабник (63)
всадник (27)
гренадер (10)
гуляка (50)
гусарик (4)
гусарчик (2)
кавалерист (23)
кутила (14)
лейб-гусар (1)
мартышка (11)
примат (61)
сексуально активный мужчина (38)
фанат (34)
цээсковец (4)
гусар I
в армии Российского государства до 1917 г. и ряде европейских стран в XVII-XX в. военнослужащий из частей лёгкой кавалерии, носивших особую форму венгерского образца с галунами
Эскадрон гусар. В казарме они застали двух гусаров.
слуга богатого помещика, вельможи, одетый в гусарскую форму (в Российской империи)
гусар II
обезьяна из рода гусаров (красных мартышек) семейства мартышкообразных
Венгерский язык стоит в семье европейских языков особняком - он не принадлежит ни к одной из европейских языковых групп и не имеет близких родственных связей с другими языками. Но это не исключает заимствований, которые европейские языки делали из венгерского и наоборот. Слово гусар заимствовано из венгерского, где оно означает "двадцатый": по венгерским традициям один из двадцати человек, попадающих на военную службу, становился кавалеристом - гусаром.
ГУСАР (воен., кавалерист). Из польск. яз. в начале XVIII в. Польск. husar - «гусар» является заимствованием из венг. huszar-буквально «двадцатый», производного от husz- «двадцать».
гуса́р
начиная с Петра I (1701 г.); см. Христиани 33, но ср. уже у Котошихина (147): полская гусария; укр. гуса́р, польск., чеш. husar.
Через польск. заимств. из венг. huszár от húsz "двадцать", потому что по венг. законам из двадцати новобранцев один должен был стать кавалеристом; см. Клюге-Гётце 260; Преобр. 1, 170. Едва ли правильно связывать с нем. Hanse, др.-польск. chąsa "грабеж", как делает Брюкнер (177). [С 1594 г.; см. Фогараши, "Studia Slavica", 4, 1958, стр. 64. - Т.]
ГУСАР а, м. hussard <устар. фр. housart <венг. huszar.
1. Конный воин из частей легкой кавалерии (первонач. в венгерских войсках). Сл. 18. А на Москву в тех же числех пришли из разных государств немцы гусары и онженеры. Всего их пришло 700 человек. 1698. Желябужинский Зап. // ЗРЛ 263. Гусаром и копейщиком и рейтаром и иных чинов ратным конным людем. ПСЗ 3 225. <Французские драгуны> на цесарских гуса/р напали. Вед. 1 28. // Сл. 18 6 16. || перен. В средних классах законоучитель был отец симеон Уваров. Это был один из тех священнослужителй, которые в поповской среде именуются обычно гусарами.Священный сан не мешал ему одновременно быть и смекалистым, оборотистым дельцом. Бахрушин 305.
2. Служитель в охране, свите и т. п. частного лица. одетый в гусарскую форму. Сл. 18. При нем .. дворецкий на осьмирублевом окладе, лакеев здесь четверо.., гусаров из своих людей восемь. Поденщ. 10. На козлах сидел широкоплечий кучер, на запяткахз же стоял высокий гусар. А. Измайлов Евгений 1 51. У меня мысли свои, может быть странные, слишком феодальные; но я оплакиваю даже и золоченую карету, и 8 лошадей, и гусаров покойницы. Это нужно было народу. Не люблю я эту bourgeoisie impériale, введенную Александром Павловичем. А. Я. Булгаков - брату. // РА 1901 3 192. Сани были богатой нарядной отделки с полостями, с кучерскими местами и запятками, на которых стояли лакеи или гусары, а иногда и сами господа. Пыляев Стар. Москва 8.
3. Рейтер, гусар (разновеска в виде проволочного крючка). Передвижение рейтера, гусара (в весах). Коренблит 1934 23 1692.
4. зоол. Husar, Husarenaffe. Лат. cercopithecus ruber. Гусар. Коренблин 1934 2 1050.
5. устар. Бывало, что только с ним спящим не делаешь: и за вихри-то раскачиваешь, и гусарами-то донимаешь, и салазки загибаешь, - хушь бы что. 1899. Проказники 198. ♦ устар. Запустить, засунуть в нос гусара. Вложить спящему в нос бумажную трубочку или скрученную бумажку. Уш. 1935. БАС-I. - Лекс. Сл. 17: гусаръ; Лекс. 1762: гусар; РЦ 1771: гуса/р.
гусар
- а, род. мн. гусар (при собир. знач.) и гусаров (при обознач. отдельных лиц), м., одуш. (польск. husar < венг. huszár < húsz двадцать).
ист. В царской и нек-рых иностранных армиях: военный из частей так наз. легкой кавалерии. Эскадрон гусар. Увидел трех гусаров.
Он такой г.! (перен.): о том, кто отличается бесшабашным поведением, показной удалью, молодечеством.
Гусарский -
1) относящийся к гусару, гусарам;
2) перен. отличающийся показной лихостью, молодечеством (гусарская выходка).
| Гусарские части впервые появились в Венгрии в 15 в.; название мотивировано тем, что из двадцати новобранцев один должен был стать кавалеристом; гусары в других странах носили форму венгерского образца.
|| Ср. гренадер, драгун, кавалергард, кирасир, улан.
- Бедняга, о котором «замолвите слово».
- Лихой кавалерист.
- Открывает шампанское саблей.
- Кавалерист из баллады.
- Кавалерист, которому Эльдар Рязанов посвятил две комедии.
- Михаил Лермонтов как кавалерист.
- И Денис Давыдов, и поручик Ржевский.
- Воин, любимец дам.
- Носитель доломана.
- Денис Давыдов как воин.
- Военное амплуа Лермонтова.
- Ржевский как воин.
- Поручик Ржевский по принадлежности к роду войск.
- Усач в ментике.
- Кавалерист в чикчирах.
- Кто носил ментик?
- Кавалерист.
- Стихотворение Пушкина.
- Водевиль русского драматурга Фёдора Кони «Девушка-...».
- Именно так назвали конного ополченца, которого в 16-том веке по требованию короля Венгрии должны были выставлять каждые двадцать дворянских семей.
- Красная мартышка.
- Стихотворение Михаила Лермонтова.
гусара пустить (школьн.)
Гусар (иноск.) - бумажная трубочка, начиненная табаком
Ср. Положение (чиновников) в первую минуту было похоже на положение школьника, которому товарищи засунули в нос гусара, т.е. бумажку, наполненную табаком.
Гоголь. Мертвые души. 1, 9.
ГУСА́РИК -а; м.
1. Ласк. = Гуса́р. Проигравшийся г. Бравый, молоденький г.
2. Разг. только мн.: гуса́рики, -ов. Кожаные башмачки для детей, только начинающих ходить.
◁ Гуса́риковый, -ая, -ее (2 зн.).
гусарить (как гусар) - иноск.: молодцевать, молодечествовать (наподобие гусара - молодца) кутить
Ср. На венгерском языке гус-ара значит тысяча копий... - объяснил князь.
Маркевич. Марина из Алого Рога. 5.
Гусар - легкоконный воин, лихой, щеголеватый, молодцеватый
Венгерский король Матвий Корвин для образования военной команды навербовал из среды землевладельцев двадцатого человека и назвал их гусарами (Husza - по-венгерски двадцать, huszar - двадцатый = один из двадцатых). По другим, это слово происходит от hussa - ура. Иные полагают, что гусар от венгерского Husza - двадцать и ar - жалованье.
См. прогусарить.
ГУСАРКА и, ж. hussards < à la hussard. Микадо сел на подведенного ему коня и начал объезд войск с правого фланга, где стоял отдельно хор пеших музыкантов, одетых в голубые гусарки, красныя шаровары и красныя сафьяновыя шако с белыми султанами. В. Крест. В дальних водах. // РВ 1886 10 566.
ГУСАРОВ Геннадий Александрович - ГУСА́РОВ Геннадий Александрович (р. 11 марта 1937, Москва), российский футболист (см. ФУТБОЛ) (нападающий, полузащитник, тренер).
В 1957-62 гг. выступал за клуб «Торпедо» (Москва), в 1963-68 гг. - «Динамо (см. ДИНАМО)» (Москва), в 1969-71 гг. - «Динамо» (Барнаул). В чемпионатах СССР провел 250 матчей, забил 94 гола. Чемпион СССР (1960, 1963). Обладатель Кубка СССР (1960, 1967). Лучший бомбардир чемпионата СССР (1961, 22 гола). В 1960-67 гг. 5 раз входил в списки лучших футболистов сезона. В 1961-64 гг. провел за сборную СССР 11 матчей, забил 4 гола. Вице-чемпион Европы (1964). Один из сильнейших форвардов СССР начала 1960-х гг. Отличался хорошей техникой, умением наладить командную игру, сильным и точным ударом с обеих ног. Член символического клуба бомбардиров им. Г. Федотова (см. ФЕДОТОВ Григорий Иванович) (106 зачетных мячей). Работал тренером юношеских команд московского «Динамо».