Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

дани

Сканворды для слова дани

- Группа папуасских языков в индонезийской провинции Папуа.

Полезные сервисы

даниѥ

Словарь древнерусского языка

ДАНИ|Ѥ (44), -˫А

1.Вручение, выплата, отдавание:

и сщ҃еньными мл҃твами запе(ча)тлѣньнаго ѡбрѹчени˫а, даниѥмъ залога раздрѣшити. (δόσει) КР 1284, 245б; николи же таковомѹ ѡбрѹчению. даниѥмъ даровъ раз(д)рѣшитисѩ. (ταῖς... δόσεσιν) Там же, 247а; ˫ако за сп҃снье его дано бы(с). им же ѡбразомь аще ѿ разъбоиникъ. въ вѣнѣ дание искупить работы. (προικιμαίους) Там же, 287б; да не испросѩть перьси дани земны˫а ни въздушны˫а. ѹставивъ бо пришло ѥсть данье. дани (πρακτικοὺς φόρους) СбЧуд XIV, 133а; и даниѥ зла(т) ПКП 1406, 135в.

2. Дарование, пожалование:

˫ако не дані˫а ради. ни ино˫а нѣко˫а любве избраша тѣхъ. (διὰ δόσιν) КР 1284, 305г; что ра(д) ищю бо ре(ч) не дань˫а. но плода ѹмножающасѩ въ слово ваше. (τὸ δόμα) ПНЧ XIV, 91в; и внегда въспри˫ати даньѥ должьное труду твоему. ГБ XIV, 34в;

|| то, что дано, даяние, дар:

овъ бо воды дѣл˫а сѣусѣдѹ [так!] възбран˫аѥть. пьрѩсѩ о б҃жиѥ даниѥ. а дрѹзии прѣдѣла ради земьнаго биютьсѩ. СбТр ХІI/ХІІІ, 11 об.; ˫ако паче се ѥсть б҃ии правдѣ не жалити ни погѹблѩти добрыхъ добротьство къ || земномѹ данью [в др. сп. дѣланью] (ταῖς... δόσεσιν) ГА XIII-XIV, 220б-в; повелѣ къ цр҃кви принести всѩ дани˫а бл҃га˫а. ЗЦ к. XIV, 3в.

3. Данное (в завещании) распоряжение, волеизъявление:

не вступаютьсѩ ни дѣти мои… в сѣ суды по всѣмь градомь. далъ есмъ и по погостомь. и по свободамъ где христь˫ане суть. А кто ѹступить на мое данье судъ мнѣ с тѣмь предъ бг҃мь. УВлад сп. 1420-1430, 94; Се азъ кнѩзь великии ˫арославъ. с҃нъ владимеровъ по данию о҃ца своѥго. сгадалъ ѥсмь с митрополитомь киевскимь и все˫а руси с лариономь. сложихомь гречскии манаканунъ. еже не подобаеть сихъ тѩжебъ судити кнѩзю. УЯрЦерк сп. 1420-1430, 95.

Полезные сервисы

даниал

Казахские имена

(муж.)(араб.) дар божий

Полезные сервисы

данидин

Энциклопедический словарь

Дани́дин (Dunedin), город и порт в Новой Зеландии, на острове Южный. 121 тыс. жителей (1996). Машиностроение, химическая, текстильная, пищевая промышленность. Университет.

* * *

ДАНИДИН - ДАНИ́ДИН (Dunedin), город и порт в Новой Зеландии, на острове Южный. Население 107 тыс человек (2004). Машиностроение, химическая, текстильная, пищевая промышленность. Университет.

Сканворды для слова данидин

- Город и порт в Новой Зеландии.

- Название этого города в Новой Зеландии происходит от шотландского «замок Эйдина».

Полезные сервисы

данидин (dunedin)

Большой энциклопедический словарь

ДАНИДИН (Dunedin) - город и порт в Нов. Зеландии, на о. Южный. 114 тыс. жителей (1990). Машиностроение, химическая, текстильная, пищевая промышленность. Университет.

Полезные сервисы

дание

Синонимы к слову дание

сущ., кол-во синонимов: 1

дар (30)

Полезные сервисы

даниел уэбстер

Афоризмы

Даниел Уэбстер

(1782-1852 гг.) государственный деятель

Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим.

Хорошие адвокаты, в своем большинстве, честно живут, усердно работают и умирают в бедности.

Полезные сервисы

даниел-джонсон

Энциклопедический словарь

Да́ниел-Джо́нсон (Daniel Johnson), водохранилище на востоке Канады, на р. Маникуаган (впадает в эстуарий р. Св. Лаврентия). В зоне подпора - озёра Маникуаган и Мушалаган. Площадь 1950 км2, объём 141,9 км3. Создано в 1968-74. Используется для целей энергетики, судоходства и борьбы с наводнениями.

* * *

ДАНИЕЛ-ДЖОНСОН - ДА́НИЕЛ-ДЖО́НСОН (Daniel Johnson), водохранилище на востоке Канады, на р. Маникуаган (впадает в эстуарий р. Св. Лаврентия). В зоне подпора - озера Маникуаган и Мушалаган. Площадь 1950 км2, объем 141,9 км3. Создано в 1968-74. Используется для целей энергетики, судоходства и борьбы с наводнениями.

Большой энциклопедический словарь

ДАНИЕЛ-ДЖОНСОН (Daniel Johnson) - водохранилище на востоке Канады, на р. Маникуаган (впадает в эстуарий р. Св. Лаврентия). В зоне подпора - озера Маникуаган и Мушалаган. Площадь 1950 км², объем 141,9 км³. Создано в 1968-74. Используется для целей энергетики, судоходства и борьбы с наводнениями.

Полезные сервисы

даниела

Синонимы к слову даниела

Бог мой судья

Полезные сервисы

даниелсит

Синонимы к слову даниелсит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

даниелу (daniÉlou) ален

Большой энциклопедический словарь

Даниелу́ (Daniélou) Ален (р. 1907), французский музыковед. Изучал индийскую музыку в Западной Бенгалии. Директор Института музыкальных исследований (с 1949) и Исследовательского центра (с 1954) в Мадрасе, директор Международного института сравнительного музыкознания и документации в Западном Берлине (1963—75). Автор фундаментальных трудов о музыке Южной Азии.

Полезные сервисы

даниель

Синонимы к слову даниель

сущ., кол-во синонимов: 1

Сканворды для слова даниель

- Имя писателя Дефо.

- Животное семейства оленевых.

Полезные сервисы

даниельсон николай францевич

Энциклопедический словарь

Даниельсо́н Николай Францевич (псевдоним Николайон) (1844-1918), российский экономист, один из идеологов так называемого либерального народничества; в начале 1870-х гг. близок к «чайковцам». Перевёл на русский язык «Капитал» К. Маркса (издание 1872). Сотрудник журналов «Слово», «Русское богатство», «Юридический вестник» и др. В трудах по экономике России пытался выявить специфику промышленной революции в стране, отмечал зависимость российского капитализма от протекционистской политики правительства, одним из первых поставил вопрос об аграрном перенаселении и его отрицательном влиянии на развитие внутреннего рынка страны. Сочинения: «Очерки нашего пореформенного общественного хозяйства» (1893) и др.

* * *

ДАНИЕЛЬСОН Николай Францевич - ДАНИЕЛЬСО́Н Николай Францевич (1844-1918), российский экономист, в нач. 1870-х гг. близок к «чайковцам». Перевел на русский язык «Капитал» К. Маркса. Труды по экономике крестьянского хозяйства: «Очерки нашего пореформенного общественного хозяйства» (1893) и др.

Большой энциклопедический словарь

ДАНИЕЛЬСОН Николай Францевич (1844-1918) - российский экономист, в нач. 1870-х гг. близок к "чайковцам". Перевел на русский язык "Капитал" К. Маркса. Труды по экономике крестьянского хозяйства: "Очерки нашего пореформенного общественного хозяйства" (1893) и др.

Полезные сервисы

даниил

Энциклопедический словарь

Даниил - I

в Библии один из четырёх великих пророков. Во время пира вавилонского царя Валтасара единственный из мудрецов сумел прочитать таинственную надпись на стене. Предсказывал освобождение иудейского народа из вавилонского плена, а также пришествие Мессии.

II

(до 1492 - 1547), митрополит Московский и всея Руси 1522-39. Глава иосифлян после смерти Иосифа Волоцкого. Инициатор церковных соборов 1525 и 1531, осудивших противников нестяжателей Максима Грека и Вассиана Патрикеева. Предположительно - один из составителей Никоновской летописи, руководил редактированием Иоасафовской летописи.

Большой энциклопедический словарь

ДАНИИЛ (до 1492-1547) - русский митрополит в 1522-39, публицист, глава иосифлян после смерти Иосифа Волоцкого. Боролся с нестяжателями и еретиками.

-----------------------------------

ДАНИИЛ - в Библии праведник (наряду с Иовом и Ноем) и пророк-мудрец. Во время пира Валтасара ("Валтасаров пир") Даниил единственный из мудрецов прочитывает и толкует таинственную надпись.

Гуманитарный словарь

ДАНИИ́Л (кон. 15 в. - 1547) - митрополит Всея Руси. Происходил из знатного рязанского рода, постриженик Иосифо-Волоколамского мон. Не предназначался Иосифом Волоцким в преемники, однако по желанию вел. кн. Василия III избран игуменом в 1515. Д. следовал тем же принципам, что и Иосиф Волоцкий: ратовал за строгие правила монастырского общежития, сохранение земельных владений церкви. После смещения митрополита Варлаама поставлен в митрополиты в 1522. Эта смена означала переход вел. кн. Василия III к иосифлянам от нестяжателей. Д. поддерживал Василия во всех его начинаниях, в т. ч. и вызывавших резкое осуждение современников. С помощью Д. вел. кн. заманил в Москву и захватил сев. кн. Вас. Шемячича (1523). Д. совершил развод Василия с кн. Соломонией Сабуровой в нарушение церк. правил. Продолжая борьбу с нестяжателями, Д. добился осуждения на соборе 1531 Вассиана Патрикеева по обвинению в ереси. Дважды представал перед судом и дважды был обвинен в ереси знаменитый писатель Максим Грек (1525, 1531). Смерть Василия III пошатнула положение Д., после кончины правительницы Елены Глинской (1538) он столкнулся в борьбе за власть с боярской группировкой Шуйских. В 1539 его заставили подписать отречение от митрополии. Вернувшись в Волоколамский мон., Д. жил как простой монах вплоть до 1547. Похоронен там же. Д. известен как писатель и публицист, автор многочисл. посланий и поучений, чьи образованность и начитанность вызывали уважение современников. Д. касался самых широких тем: обличал еретиков, трактовал вопросы происхождения княж. и царской власти, рассуждал об обязанностях правителей и судей. Вместе с тем Д. показал себя умным и тонким сатириком, обличающим пороки современности. В посланиях Д. в числе проч. касается вопросов церк. управления. Д. часто и умело цитирует Свящ. писание, обращается также к соч. отцов церкви, слав. ораторов (Иларион, Евфимий Тырновский), произведениям переводной и слав. агиографии, греч. хроникам и рус. летописям, показывая себя при этом тонким наблюдателем, прекрасно знающим современную ему разговорную речь. Соч. Д. пользовались широкой популярностью и дошли во мн. списках, но нек-рые сохранились только в особом сб. (Гос. Публ. б-ка, СПб.), содержащем, как полагают исследователи, остатки архива митрополита. Д. принимал непосредственное участие в работе над летописями: под его руководством на осн. Моск. великокняжеских сводов 15 в. с использованием летописей др. княжений был создан грандиозный свод, известный под назв. Никоновской летописи, впоследствии легший в основу Лицевого свода Ивана Грозного и Степенной книги. Известны рукописи, сохранившие следы собственноручной ред. правки летописных и др. ист. материалов.

Изд. и Лит.: Дружинин В. Г. Неск. неизв. лит. памятников из сб-ка 16 в. // Летопись занятий Археографической комиссии. СПб., 1909. Вып. 21; Клосс В. М. Никоновский свод и рус. летописи. М., 1980; Памятники лит-ры Др. Руси, кон. 15 - нач. 16 вв. М., 1984.

-----------------------------------

ДАНИИ́Л (6 в. до н. э.) - в христ. традиции пророк, в иудейской традиции - ученик пророков, праведник, удостоенный Богом откровения о будущем. В юности Д. был уведен в вавилонский плен после разрушения Иерусалима Навуходоносором, был взят ко двору и воспитан для царской службы, однако сохранил верность своей религии. Став одним из первых царедворцев в Вавилоне, Д. прославился как мудрец и толкователь снов. Самое знаменитое толкование Д. - объяснение царю Валтасару таинственной надписи "мене, текел, упарсин", "исчислен, взвешен, разделен", появившейся на стене во время пира накануне убийства Валтасара. Надпись означала конец царства Валтасара - отсюда выражение "Валтасаров пир". Книга Д. написана на двух яз.: евр. и арамейском (с гл. 2, 4 по гл. 7, 28), датируется 2 в. до н. э. Пророчество Д. о четырех царствах (нововавилонском, мидийском, персидском и македонском, являющихся в видениях Д. в образах чудовищных животных) доведено до времени Антиоха IV Эпифана (175-163 до н. э.) и Маккавейской войны. ("Книга пророка Д." была хорошо известна рус. книжникам. Мотив четырех царств послужил основой для создания рус. государств. концепции "Москва - третий Рим"). Оно говорит о Божьем суде, гибели Антиоха, тяжелых временах и спасении. В книге Д. получил дальнейшее развитие образ Мессии - Сына Человеческого, идущего "с облаками небес", власть к-рого не прейдет и царство не погибнет.

Память пророка Д. (17/30 дек.) приходится на тот же день, к-рый ознаменован чудом спасения трех отроков (Анания, Азария и Мисаила), ввергнутых Навуходоносором в печь огненную. В это время обычно стоят сильные морозы. Эти обст-ва способствовали тому, что с днем Д. соединились представления об огне (жаре, печи) и холоде, что отразилось в распространенном увещевании "На Д. топи печь так, чтобы тепла на 2 дня хватило". Примета: Если на пророка Д. иней - ожидай теплых святок.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ДАНИИЛ, в Библии праведник, пророк-мудрец, видения и приключения которого описаны в "Книге пророка Даниила". Даниил толкует сон Навуходоносора как пророчество о 5 грядущих мировых державах, последняя из которых никогда не разрушится. На валтасаровом пиру (смотри в статье Валтасар) Даниил единственный прочитывает и толкует таинственную надпись.

Орфографический словарь

Дании́л (Дании́лович, Дании́ловна)

Синонимы к слову даниил

сущ., кол-во синонимов: 8

Грамматический словарь

Дании́л мо

Словарь русских имен

-а, м.; разг. Дани́л, -а и Дани́ла, -ы; стар. разг. Дани́ло, -ы.

Отч.: Дании́лович, Дании́ловна.

Производные: Дани́лка; Дани́ша; Да́ня (Да́на); Дану́ся; Ду́ся.

[Др.-евр. имя Dānī'ēl - мой судья - бог.]

† 2 янв., 1 марта, 17 марта, 31 марта, 20 апр., 4 июня, 5 июня, 23 июля, 12 сент., 25 сент., 4 окт., 11 дек., 12 дек., 24 дек., 30 дек.

50 популярных имён и их толкование

В переводе с древнееврейского означает "Божий суд."

Даниил-спокойный и добрый мальчик. Характером больше похож на мать. Болеет мало. Любит подвижные игры. Общителен, постоянно окружен друзьями. Дани ил не выносит лжи, может даже вспылить, но тут же быстро отходит и зла долго не помнит. Рожденные зимой Даниилы всегда талантливы и добиваются многого в жизни. "Осенние" Даниилы расчетливы, несколько эгоистичны.

Осваивают самые разнообразные профессии. Могут быть инженерами, художниками, предпринимателями, поварами, водителями, строителями.

Первый брак не всегда складывается удачно. Любит детей, но жене по дому никакой помощи не оказывает. Любит проводить время на даче или на природе. Может увлекаться рыбалкой или охотой. К еде равнодушен и не будет ссориться с женой по поводу невкусного обеда. Пьет немного, но может увлечься картами. Много внимания уделяет своим детям. Следит за их учебой, посещает родительские собрания.

Удачным брак может оказаться с Анной, Любовью, Людмилой, Ниной, Олесей, Ольгой, Полиной, Тамарой, Татьяной, Эльвирой. Маловероятно, чтобы удачными были отношения с Елизаветой, Ириной, Ангелиной, Ксенией.

Словарь имён

-а, муж.; разг. Данил, -а и Данила, -ы; стар. разг. Данило, -ы.

Отч.: Даниилович, Данииловна.

Производные: Данилка; Даниша; Даня (Дана); Дануся; Дуся.

Происхождение: (Др.-евр. имя Dani’el - мой судья - бог.)

Именины: 2 янв., 1 марта, 17 марта, 31 марта, 20 апр., 4 июня, 5 июня, 23 июля, 12 сент., 25 сент., 4 окт., 11 дек., 12 дек., 24 дек., 30 дек.

Словарь имён и отчеств

Дании́л, -а, муж.

разг. Данил, Данила

устар. разг. Данило

Древнееврейское имя Daniel - мой судья - бог

отч. Дании́лович, Дании́ловна

Производные: Дани́лка, Дани́ша, Да́ня (Да́на), Дану́ся, Ду́ся

Именины: 02.01, 01.03, 17.03, 31.03, 20.04, 04.06, 05.06, 23.07, 12.09, 25.09, 04.10, 11.12, 12.12, 24.12, 30.12

Именины

См. Данил.

Словарь иностранных слов

ДАНИИЛ (евр.). Мужское имя: суд Божий.

Сканворды для слова даниил

- Имя актёра Спиваковского.

- Имя писателя Хармса.

- Имя писателя Гранина.

- Младший сын Александра Невского, первый удельный князь Московский.

- Библейский пророк.

- Родоначальник московской линии Рюриковичей: московских князей и царей.

- Пророк, который спас Сусанну от клеветы старцев.

- Мужское имя.

Полезные сервисы

даниил (митрополит)

Энциклопедический словарь

ДАНИИЛ (митрополит) - ДАНИИ́Л (до 1492 - 22 мая 1547), русский церковный деятель, московский митрополит (1522-1539), публицист, глава иосифлян (см. ИОСИФЛЯНЕ) после смерти Иосифа Волоцкого (см. ИОСИФ Волоцкий).

Происходил из Рязанской земли; ученик Иосифа Волоцкого, игумен Иосифо-Волоколамского монастыря (см. ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ МОНАСТЫРЬ) (с 1515). На посту митрополита представлял воинствующие церковные круги, которые были заинтересованы в союзе с великокняжеской властью. Организовал в 1525-1531 ряд церковных соборов, осудивших нестяжателей (см. НЕСТЯЖАТЕЛИ), Вассиана Патрикеева (см. ВАССИАН Косой), Максима Грека (см. МАКСИМ Грек). В обход церковных канонов санкционировал развод великого князя Василия III (см. ВАСИЛИЙ III Иванович) с бездетной Соломонией Сабуровой (1525). В 1538 поддержал князя И.Ф. Бельского (см. БЕЛЬСКИЕ (князья)) в борьбе с князьями Шуйскими (см. ШУЙСКИЕ), за что был лишен сана митрополита пришедшими к власти Шуйскими. Автор многочисленных сочинений церковно-полемического характера, в которых обличал еретиков и нестяжателей.

Полезные сервисы

даниил (пророк)

Энциклопедический словарь

ДАНИИЛ (пророк) - ДАНИИ́Л, в Библии (см. БИБЛИЯ) праведник и пророк-мудрец, жизнь и видения которого описаны в «Книге пророка Даниила». В период вавилонского плена Даниила оставляют при дворе Навуходоносора (см. НАВУХОДОНОСОР II) и дают ему новое имя - Валтасар. Вместе с тремя другими юношами Даниил воздерживается от нечистой пищи с царского стола, но чудесным образом получает красоту и телесное здоровье.

В эпизодах «Книги пророка Даниила» (2) юношу в числе других призывают толковать сны Навуходоносора, и с помощью Яхве он истолковывает их как пророчество о грядущих пяти мировых державах. Потрясенный мудростью пророка царь ставит Даниила «главным начальником над всеми мудрецами вавилонскими». В другом случае (4) царское сновидение Даниил истолковывает как предзнаменование грядущего сумасшедствия царя (историки считают, что сумасшедшим был не он, а Набонид (см. НАБОНИД) ).

В главе 3 описывается эпизод с тремя отроками в печи, в котором не участвует сам Даниил, но этот рассказ в измененном виде излагается в главе 6, где Даниила по приказанию Дария бросают в ров со львами. Увидев пророка невредимым, царь освобождает его (здесь впервые появляется распространенный впоследствии у христиан рассказ о добром отношении свирепого зверя к невинному человеку).

Во время пира уВалтасара (см. ВАЛТАСАР) (5) Даниил, единственный из мудрецов, прочитывает и толкует таинственную надпись.

В греческих переводах «Книги пророка Даниила» существует еще ряд апокрифических эпизодов: он разоблачает языческих жрецов, губит дракона, которому поклоняются вавилоняне и др. Среди этих эпизодов в европейском изобразительном искусстве особенно был популярен сюжет о Сусанне, ложно обвиненной старейшинами (старцами) в измене мужу. Здесъ Даниил выступает как ветхозаветный судья, разоблачающий клеветников.

Главы 7-12 составляют апокалиптические видения, в которых предрекается пришествие мессии («сына человеческого»), впервые в Библии определенно высказывается идея Страшного Суда, воскресения праведников из мертвых. Эти видения - самые ранние из известных нам иудейских произведений в жанре апокалиптики.

Даниил как древний праведник и мудрец упоминается в «Книге Иезекииля» наряду с Ноем и Иовом. По ортодоксальной традиции, считается, что автором книги был сам Даниил, живший при дворе Навуходоносора II и Дария I (6-5 вв. до н. э.). Исследователи тюбингенской школы (см. ТЮБИНГЕНСКАЯ ШКОЛА) считают, что знание автором исторических реалий относится ко времени гонений на иудеев Антиоха IV Эпифана, однако автору неизвестно о смерти царя (163 г. до н. э.), и это приводит к выводу, что книга создана во 2 в. до н. э., при том, что образ Даниила гораздо древнее. Современные исследователи насчитывают до пяти редакторов-составителей «Книги пророка Даниила».

По новому на образ Даниила позволили взглянуть находки в Рас-Шамре (древнем Угарите (см. УГАРИТ)) фрагментов угаритской поэмы середины 2-го тысячелетия до н. э., отец героя которой, Акхата, носит имя Даннииилу (Данэл), т. е. имя библейского пророка восходит к доиудаистическим временам. Неоднократно излагаются предания о Данииле и в кумранских рукописях (см. МЕРТВОГО МОРЯ РУКОПИСИ) .

Практически все эпизоды книги Даниила были чрезвычайно популярны в европейском искусстве, а часть их («валтасаров пир», «колосс на глиняных ногах» - из сна Навуходоносора) у всех народов стали поговорками. Образ Даниила во львином рву стал символом грядущего воскресения мертвых, провозвестником воскресения Христова.

Полезные сервисы

даниил ii

Большой энциклопедический словарь

ДАНИИЛ II (ум. 1337) - архиепископ Сербский (1325). Построил храм в честь Вознесения Господня в Дечах (1335). Автор сочинения "Жизнь королей и архиепископов сербских". Память в Православной церкви 30 августа (12 сентября) (собор Сербских святителей) и 20 декабря (2 января).

Полезные сервисы

даниил ii сербский

Энциклопедический словарь

ДАНИИЛ II Сербский - ДАНИИ́Л II (ум. 1337), архиепископ Сербский (1325). Построил храм в честь Вознесения Господня в Дечах (1335). Автор сочинения «Жизнь королей и архиепископов сербских». Память в Православной церкви 30 августа (12 сентября) (собор Сербских святителей) и 20 декабря (2 января).

Полезные сервисы

даниил александрович

Энциклопедический словарь

Дании́л Алекса́ндрович (1261-1303), князь московский (с 1276), сын Александра Невского. Присоединил Коломну. Получил по завещанию Переяславль-Залесский, положив начало росту Московского княжества. Основал Данилов монастырь. Канонизирован Русской православной церковью.

* * *

ДАНИИЛ Александрович - ДАНИИ́Л Александрович (1261-1303), московский князь (с 1276), сын Александра Невского (см. АЛЕКСАНДР Невский), родоначальник династии московских князей. Около 1276 года получил Москву в удел от брата, великого князя Дмитрия Александровича. В 1300 году присоединил к своим владениям Коломну и ряд волостей, в 1303 году получил по завещанию князя Ивана Дмитриевича Переславль-Залесский. В годы своего княжения Даниил заложил основу для роста Московского княжества. Канонизирован Русской православной церковью.

Большой энциклопедический словарь

ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303) - князь московский (с 1276), сын Александра Невского. Присоединил Коломну. Получил по завещанию Переяславль-Залесский, положив начало росту Московского княжества. Канонизирован Русской православной церковью.

Гуманитарный словарь

ДАНИИ́Л АЛЕКСА́НДРОВИЧ (1261-1303) - моск. князь, сын Александра Невского, родоначальник моск. князей. Ок. 1276 получил от брата, вел. кн. Дмитрия, в удел Москву. В 1300 присоединил Коломну и ряд волостей, в 1303 получил по завещанию кн. Ивана Дмитриевича Переславль-Залесский. Положил начало росту Моск. княжества. Канонизирован Рус. правосл. церковью.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261 - 1303), князь московский (с 1276), родоначальник московских князей. Сын Александра Невского. Присоединил Коломну. Получил по завещанию Переяславль-Залесский, положив начало росту Московского княжества. Канонизирован русской православной церковью.

Полезные сервисы

даниил грехозаруцкий

Энциклопедический словарь

ДАНИИЛ Грехозаруцкий - ДАНИИ́Л Грехозаруцкий (Угличский) (ум. 1608), священномученик, игумен, погибший при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви 23 мая (5 июня) (собор Ростово-Ярославских святых).

Большой энциклопедический словарь

ДАНИИЛ Грехозаруцкий (Угличский) (ум. 1608) - священномученик, игумен, погибший при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви 23 мая (5 июня) (собор Ростово-Ярославских святых).

Полезные сервисы

даниил заточник

Гуманитарный словарь

ДАНИИ́Л ЗАТО́ЧНИК - предполагаемый автор соч., сохранившегося в двух ред. ("Моление" и "Слово"), датировка к-рого колеблется от 40-50-х гг. 12 в. до 1-й пол. 13 в. Оно построено в форме послания кн. (Ярославу Всеволодовичу в "Молении" и Ярославу Владимировичу в "Слове"). Относительно реального адресата Д. З. у иссл. нет единого мнения; скорее всего, это сын Всеволода III Большое Гнездо - Ярослав, княживший в Переяславле-Суздальском в 1213-36. Послание связывают с лит. традицией Владимиро-Суздальской земли. Д. З. - человек, попавший когда-то по неизв. причине в немилость у князя, лишившийся своего статуса, от князя зависимый. Предполагают, что Д. З. был сослан (заточен) на оз. Лаче в сев.-вост. Руси или стал заложником какой-то кабальной работы. Он хочет обратить внимание князя на свою житейскую мудрость и ум, к-рые считает гл. человеч. достоинствами. При этом Д. З. с нек-рым оттенком лести превозносит могущество князя, в то же время иронизируя над собой. Нет единого мнения, какая из ред. ("Моление" или "Слово") первоначальна. Они различаются идейно. В "Молении" сильнее звучат антибоярские настроения автора. Тема ума и глупости трансформируется в тему мудрых советников (думцев), к-рые, по мысли Д. З., необходимы сильному князю. Свою мудрость Д. З. демонстрирует цитатами из Библии, сб-ков афоризмов, переводных визант. пов. и др., причем книжные выражения сочетает с нар. поговорками ("мирскими притчами"), иногда нарочито грубыми. Текст несет следы балагурства (внутр. рифмы, оксюморона и др.), что, по мнению Д. С. Лихачева, связывает стиль Д. З. со скоморошьей традицией, выражающей литературную позицию автора. В соч. проявляется редкое для 13 в. индивид. начало, что позволило В. Г. Белинскому назвать Д. З. первым рус. интеллигентом.

Афоризмы

Даниил Заточник

(XII - XIII вв.) древнерусский писатель и просветитель

Безумных ни орют, ни сеют, но сами рождаются.

Богатый муж везде знаем и на чужой стороне друзей имеет, а бедный и в своей стороне ненавидим ходит.

Всякий человек хитр и мудр о чужой беде, а о своей не может смыслить.

Девица губит красоту свою блудом, а мужчина мужество - воровством.

Злато искушается огнем, а человек - напастьми.

Как в утлый мех воду лить, так безумного учить.

…Как пчела: припадая к разным цветам, собирает она мед в соты; так и я по многим книгам собирал сладость слов и смысл их собрал, как в мех воды морские.

Как псам и свиньям не надо злата и серебра, так глупому - мудрых слов.

Коли пожрет синица орла, коли камение восплывет по воде, коли свиния почнет на белку лаяти, тогда безумный уму научится.

Лучше слушать спор умных, нежели наставления глупых.

Мертвеца не рассмешишь, а глупого не научишь.

Наставь премудрого, и он еще мудрее станет.

Полезные сервисы

даниил никопольский

Энциклопедический словарь

ДАНИИЛ Никопольский - ДАНИИ́Л Никопольский (Армянский) (ум. ок. 319), один из сорока пяти христианских мучеников, пострадавших в Никополе Армянском в гонение императора Лициния. Память в Православной церкви 10 (23) июля.

Большой энциклопедический словарь

ДАНИИЛ Никопольский (Армянский) (ум. ок. 319) - один из сорока пяти христианских мучеников, пострадавших в Никополе Армянском в гонение императора Лициния. Память в Православной церкви 10 (23) июля.

Полезные сервисы

даниил паломник

Энциклопедический словарь

Дании́л Пало́мник (вторая половина XI в. - начало XII в.), игумен одного из черниговских монастырей. В 1104-07 посетил Палестину. Автор сочинения «Житье и хождение Даниила Руськыя земли игумена», которое было широко известно в древнерусской письменности и послужило образцом для позднейших произведений, описывающих паломничества к Святым местам - так называемых «хождений».

Большой энциклопедический словарь

Дании́л Пало́мник (вторая половина XI в. — начало XII в.), игумен одного из черниговских монастырей. В 1104—07 посетил Палестину. Сочинение «Житьё и хождение Даниила Руськыя земли игумена», широко известное в древнерусской письменности, послужило образцом для позднейших «хождений».

Полезные сервисы

даниил переяславский

Большой энциклопедический словарь

Дании́л Переясла́вский (в миру Дмитрий) (около 1460 — 1540), настоятель Горицкого (Переяславского) монастыря, почитался как чудотворец. Канонизирован Русской православной церковью.

Полезные сервисы

даниил романович

Энциклопедический словарь

Дании́л Рома́нович (1201-1264), князь галицкий (1211-1212 и с 1238) и волынский (с 1221), сын Романа Мстиславича. В 1245 разгромил черниговское войско под г. Ярослав. Признал свою зависимость от Монгольской империи. Поощрял строительство городов (Холм, Львов и др.), ремесло и торговлю. В 1254 получил от папы Римского титул короля, при этом решительно препятствовал распространению католичества на Руси.

* * *

ДАНИИЛ Романович - ДАНИИ́Л Романович Галицкий(1201-1264), древнерусский князь, галицко-волынский князь (окончательно с 1238), сын князя Романа Мстиславича (см. РОМАН Мстиславич). В 1211 году возведен боярами на княжение в Галиче, но в 1212 году был изгнан. В 1221 году стал княжить на Волыни, после смерти Мстислава Удалого вернул себе титул галицкого князя. В 1223 участвовал в сражении на реке Калке, в 1237 году воевал против Тевтонского ордена. В 1238 году завершил объединение галицких и волынских земель овладев Галичем. Волынь он передал в управление брату Васильке Романовичу. Вершиной успехов Даниила стало подчинение Киева.

Даниил Романович вел борьбу против княжеских распрей, засилья бояр и духовных феодалов. Его политической опорой были мелкие служилые люди и городское население. Он содействовал развитию городов, привлекал ремесленников и купцов. При нем были построены Холм, Львов, Угровеск, Данилов, обновлен Дорогичин. Даниил Романович перенес столицу Галицко-Волынского княжества из Галича в Холм.

Вторжение монголо-татарских завоевателей в Юго-Западную Русь (1240) привело у установлению ордынского ига. Даниил предпринимал энергичные меры для предотвращения новых вторжений, а также против усилившейся агрессии со стороны Венгрии и Польши. В 1245 году в битве под Ярославлем Галицким войска Даниила разгромили объединенные полки венгров, поляков галицких бояр, что завершило многолетнюю борьбу за восстановление единства Галицко-Волынской Руси. Вмешавшись в борьбу за австрийский герцогский престол, Даниил в начале 1250-х годов добился признания прав на него для своего сына Романа. Приняв от папской курии в 1254 году королевский титул, галицко-волынский князь решительно противостоял попыткам распространения влияния католической церкви на Руси. Время княжения Даниила было периодом наибольшего экономического и культурного подъёма и политического усиления Галицко-Волынской Руси.

Большой энциклопедический словарь

ДАНИИЛ РОМАНОВИЧ (1201-64) - князь галицкий (1211-12 и с 1238) и волынский (с 1221), сын Романа Мстиславича. Объединил галицкие и волынские земли; поощрял строительство городов (Холм, Львов и др.), ремесло и торговлю. В 1254 получил от римского папы титул короля.

Гуманитарный словарь

ДАНИИ́Л РОМА́НОВИЧ (1201-64) - князь Галицкий, король (с 1253), сын кн. Романа Мстиславича. В 1206, после смерти отца перевезен матерью из Галича во Владимир-Волынский, затем в Краков. Нек-рое время жил в Венгрии, занимал галицкий княжеский стол. Участвовал в битве с монголо-татарами на р. Калке в 1223, был ранен. К 1227 утвердился на Волыни, начал борьбу за присоединение к своим владениям Галиции. С переменным успехом сражался с черниговцами, киевлянами, венграми, поляками, литовцами. В 1235 заключил договор с Венгрией, а через нек-рое время - с Мазовией. В 1245 близ г. Ярослав (на левом берегу р. Сан) выиграл битву у рыцарского венгро-польского войска, действовавшего в союзе с дружинниками черниговского кн. Ростислава Михайловича, давнего соперника Д. Р. Ездил в Золотую Орду к хану Батыю, признал свою зависимость от Сарая, согласился выплачивать дань татарам. Заключил мир с вел. кн. Литовским Миндовгом, участвовал в борьбе за наследство австрийского герцога Фридриха II Бабенберга. На протяжении практически всей своей полит. карьеры боролся с боярской оппозицией, противостоял католической экспансии Запада, предпринимал попытки создания действенного союза, способного противостоять монголо-татарам. Д. Р. был единственным из рус. князей, обладавших королевским титулом - в 1254 был коронован римским аббатом в г. Дорогичин. Умер в г. Галиче, погребен в г. Холм.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ДАНИИЛ РОМАНОВИЧ (1201 - 1264), князь галицко-волынский (с 1205, с перерывами); с 1254 имел титул короля. Сын Романа Мстиславича. Объединил галицкие и волынские земли; поощрял строительство городов (Холм, Львов и др.), ремесло и торговлю.

Полезные сервисы

даниил чёрный

Энциклопедический словарь

Дании́л Чёрный (около 1360 - 1430), русский живописец. Совместно с Андреем Рублёвым и другими расписывал Успенский собор во Владимире (1408) и Троицкий собор (1420-е гг.) Троице-Сергиевой лавры; участвовал в создании икон для иконостасов этих соборов.

* * *

ДАНИИЛ ЧЕРНЫЙ - ДАНИИ́Л ЧЕРНЫЙ (ок. 1360-1430), русский живописец. Совместно с Андреем Рублевым и другими расписывал Успенский собор во Владимире (1408) и Троицкий собор (1420-е гг.) Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде (Загорске).

Гуманитарный словарь

ДАНИИ́Л ЧЁРНЫЙ (ок. 1360-1430) - др.-рус. живописец. Работал совм. с "содругом и сопостником" Андреем Рублевым во Владимирском Успенском соборе (1408), Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры и Спасском соборе Андроникова монастыря (1420-е гг.). Во фресках Владимирского собора исследователи склонны относить к Д. Ч. живопись юж. нефа, в к-рой проявляется более тесная связь с традициями 14 в.: смелый, свободный, но не очень правильный рисунок, грузные фигуры с чисто рус. лицами, асимметричн. формы при ярко выраженном, глубоко искреннем чувстве простосердечия ("Лоно Авраамово", лики праведников, Богоматерь с ангелами, юный Иоанн Креститель с Товием и др.). С Андреем Рублевым сближает общая идея гуманности, отсутствие византийской суровости, акцентирование неотвратимости кары и возмездия (иконы иконостаса Троице-Сергиевой лавры - "Тайная вечеря", "Преподание вина"). Все атрибуции гипотетичны, т. к., разумеется, нет ни одной подписной работы.

Лит.: Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966; Брюсова В. Г. Андрей Рублев. М., 1995.

Даниил Черный. Андрей Рублев. Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире. 1408

Даниил Черный. Андрей Рублев. Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире. 1408

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Даниил Черный

ДАНИИЛ ЧЁРНЫЙ (около 1360 - 1430), русский живописец. Совместно с Андреем Рублевым и др. расписал Успенский собор во Владимире (1408) и Троицкий собор (1420-е гг.) в Сергиевом Посаде.

Полезные сервисы

даниил черный

Большой энциклопедический словарь

ДАНИИЛ ЧЕРНЫЙ (ок. 1360-1430) - русский живописец. Совместно с Андреем Рублевым и другими расписывал Успенский собор во Владимире (1408) и Троицкий собор (1420-е гг.) Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде (Загорске).

Полезные сервисы

даниил шужгорский

Энциклопедический словарь

ДАНИИЛ Шужгорский - ДАНИИ́Л Шужгорский (16 в.), преподобный, основатель Преображенского монастыря на Шужгоре (Белозерский край). Память в Православной церкви 21 сентября (4 октября).

Большой энциклопедический словарь

ДАНИИЛ Шужгорский (16 в.) - преподобный, основатель Преображенского монастыря на Шужгоре (Белозерский край). Память в Православной церкви 21 сентября (4 октября).

Полезные сервисы

даниила

Словарь русских имен

-ы, ж.

Производные: Дани́лка; Да́ня (Да́на); Ни́ла.

[Женск. к Даниил (см.).]

Словарь имён

-ы, жен.

Производные: Данилка; Даня (Дана); Нила.

Происхождение: (Женск. к (см. Даниил))

Словарь имён и отчеств

Дании́ла, -ы, жен.

Женское к Даниил

Производные: Дани́лка, Да́ня (Да́на), Ни́ла

Полезные сервисы

данийела

Еврейские имена

Женское имя.

Даниэла, -производное от Данийель. Время возникновения: Новое. (редкое) .

Полезные сервисы

даникулы

Сканворды для слова даникулы

- Прямоугольные выступы на карнизе.

Полезные сервисы

данил

Орфографический словарь

Дани́л, Дани́ла (Дани́лович, Дани́ловна)

Синонимы к слову данил

сущ., кол-во синонимов: 3

мой судья; Бог; Данил, Данила; Данило; Данилка, Данилыч, Даниша, Даня, Дануся, Дуся

Грамматический словарь

Дани́л мо

Словарь русских имен

-а, м. Разг. к Даниил (см.).

Отч.: Дани́лович, Дани́ловна; разг. Дани́лыч.

Словарь имён

-а, муж. Разг. к (см. Даниил).

Отч.: Данилович, Даниловна; разг. Данилыч.

Словарь имён и отчеств

Дани́л, -а, муж.

разг. к Даниил

отч. Дани́лович, Дани́ловна; разг. Дани́лыч

Именины

Мой судья - Бог (евр.).

2 января (20 декабря) - святитель Даниил. (Серб.).

1 марта (16 февраля) - мученик Даниил.

17 (4) марта - благоверный князь Даниил Московский (Рус.).

31 (18) марта - преподобный Даниил.

20 (7) апреля - преподобный Даниил Переславский (Рус.).

4 июня (22 мая) - преподобный Даниил, столпник Ресславский.

5 июня (23 мая) - преподобный Даниил Переславский (Рус.).

23 (10) июля - мученик Даниил Никопольский.

12 сентября (30 августа) - святитель Даниил (Серб.) и благоверный князь Даниил Московский (Рус.) (обретение мощей).

25 (12) сентября - преподобный Даниил.

4 октября (21 сентября) - преподобный Даниил Шужгорский (Рус.).

11 декабря (28 ноября) - преподобномученик Даниил.

12 декабря (29 ноября) - преподобный Даниил.

24 (11) декабря - преподобный Даниил, столпник.

30 (17) декабря - пророк Даниил и преподобный Даниил Исповедник, в схиме Стефан.

Сканворды для слова данил

- Имя писателя Корецкого.

Полезные сервисы

данила

Орфографический словарь

Дани́л, Дани́ла (Дани́лович, Дани́ловна)

Синонимы к слову данила

сущ., кол-во синонимов: 2

Грамматический словарь

Дани́ла мо <жо 1а>

Словарь русских имен

-ы, м. Разг. к Даниил (см.).

Отч.: Дани́лович, Дани́ловна; разг. Дани́лыч.

Словарь имён

-ы, муж. Разг. к (см. Даниил).

Отч.: Данилович, Даниловна; разг. Данилыч.

Словарь имён и отчеств

Дани́ла, -ы, муж.

разг. к Даниил

отч. Дани́лович, Дани́ловна; разг. Дани́лыч

Именины

См. Данил.

Сканворды для слова данила

- Мастер по цветам из камня.

- Имя актёра Козловского.

- Изготовитель каменного цветка.

- Имя главного героя фильма «Брат».

- Мужское имя.

- Имя русского землепроходца Анцыферова.

- Один из братьев Ивана из сказки Петра Ершова «Конёк-Горбунок».

- Русский князь из оперы литовского композитора Витаутаса Кловы.

Полезные сервисы

данилевич

Словарь русских фамилий

ДАНКОВ ДАНИЛЕВИЧ ДАНИЛЕНКО ДАНИЛИН ДАНИЛИХИН ДАНИЛИШИН ДАНИЛКИН ДАНИЛОВ ДАНИЛОВИЧ ДАНИЛЬЦЕВ ДАНИЛЬЧЕНКО ДАНИЛЬЧЕВ ДАНИЛЬЧИК ДАНИЛЬЧУК ДАНИЛЮК ДАНИЛЯК ДАНОВ ДАНОВИЧ ДАНЧЕНКО ДАНЧИН ДАНШИН ДАНЩИН ДАНЬКОВ ДАНЬШИН ДАХНОВ ДАНИЛЕВСКИЙ ДАНИЛЕЙКО ДАНИЛИЧЕВ ДАНИЛКО ДАНИЛОВСКИЙ ДАНИЧ ДАНИШКИН ДАНЧЕВ ДАНЮК ДАНЮКОВ ДАНИЛЫЧЕВ ДАНЧЕНКОВ ДАНИШЕВСКИЙ ДАНИШЕВИЧ ДАНЧИКОВ ДАНЧУК ДАНИЛЫЧЕВ ДАНЧЕНКОВ ДАНИШЕВСКИЙ ДАНИШЕВИЧ ДАНЧИКОВ ДАНЧУК

Православное крестильное имя Данила имело достаточно широкое Даниил означает по-древнееврейски "мой судья - бог", Дан - "судья". распространение. В таблице часточтности русских фамилий Данилов стоит на 53. месте.

Данов - от имени Дан; остальныефамилии - от производных форм русских имен Даниил (Данило, Данила) и Дан. (Ф).

Дахнов. Отчество от западнорусской формы Дахно, от канонического мужского личного имени Даниил.(Н).

Довольно типичные фамилии на -шин образуются согласно следующей схеме:Данило -; его жена Данилиха- ее сын Данилишин. или Данилихин. Фамилии на -ич, скорее относятся к белорусскому, чем к украинскому ареалу: Данилович., а от уменьшительной формы Дан - Данович . Данченко - украинская фамилии от ус меньшительной формы Данько. Распространенным типом фамилий, особенно на Западной Украине, являются фамилии на -ук, -юк. Этот суффикс первоначально обозначал молодых людей, обычно сыновей, а иногда учеников. Данилюк, Данильчук. Даниленко, Данильченко, Данилюк - украинские фамилии. (У).

Фамилии на Дан-могут бть и от краткой форм редкого крестильнго имени Данакт, и л ькратких форм имен Богдан, Донат, Ждан, Ардалион.

Полезные сервисы

данилевич януш брониславович

Энциклопедический словарь

Даниле́вич Януш Брониславович (р. 1931), учёный в области машиностроения, академик РАН (1997). Основные труды по созданию мощных турбо- и гидрогенераторов.

* * *

ДАНИЛЕВИЧ Януш Брониславович - ДАНИЛЕ́ВИЧ Януш Брониславович (р. 1931), российский ученый, академик РАН (1997; член-корреспондент РАН с 1991; член-корреспондент АН СССР с 1987). Основные труды по созданию мощных турбо- и гидрогенераторов.

Большой энциклопедический словарь

ДАНИЛЕВИЧ Януш Брониславович (р. 1931) - российский ученый, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987). Основные труды по созданию мощных турбо- и гидрогенераторов.

Полезные сервисы

данилевский

Грамматический словарь

Даниле́вский ф. <п 3а>

Словарь русских фамилий

ДАНКОВ ДАНИЛЕВИЧ ДАНИЛЕНКО ДАНИЛИН ДАНИЛИХИН ДАНИЛИШИН ДАНИЛКИН ДАНИЛОВ ДАНИЛОВИЧ ДАНИЛЬЦЕВ ДАНИЛЬЧЕНКО ДАНИЛЬЧЕВ ДАНИЛЬЧИК ДАНИЛЬЧУК ДАНИЛЮК ДАНИЛЯК ДАНОВ ДАНОВИЧ ДАНЧЕНКО ДАНЧИН ДАНШИН ДАНЩИН ДАНЬКОВ ДАНЬШИН ДАХНОВ ДАНИЛЕВСКИЙ ДАНИЛЕЙКО ДАНИЛИЧЕВ ДАНИЛКО ДАНИЛОВСКИЙ ДАНИЧ ДАНИШКИН ДАНЧЕВ ДАНЮК ДАНЮКОВ ДАНИЛЫЧЕВ ДАНЧЕНКОВ ДАНИШЕВСКИЙ ДАНИШЕВИЧ ДАНЧИКОВ ДАНЧУК ДАНИЛЫЧЕВ ДАНЧЕНКОВ ДАНИШЕВСКИЙ ДАНИШЕВИЧ ДАНЧИКОВ ДАНЧУК

Православное крестильное имя Данила имело достаточно широкое Даниил означает по-древнееврейски "мой судья - бог", Дан - "судья". распространение. В таблице часточтности русских фамилий Данилов стоит на 53. месте.

Данов - от имени Дан; остальныефамилии - от производных форм русских имен Даниил (Данило, Данила) и Дан. (Ф).

Дахнов. Отчество от западнорусской формы Дахно, от канонического мужского личного имени Даниил.(Н).

Довольно типичные фамилии на -шин образуются согласно следующей схеме:Данило -; его жена Данилиха- ее сын Данилишин. или Данилихин. Фамилии на -ич, скорее относятся к белорусскому, чем к украинскому ареалу: Данилович., а от уменьшительной формы Дан - Данович . Данченко - украинская фамилии от ус меньшительной формы Данько. Распространенным типом фамилий, особенно на Западной Украине, являются фамилии на -ук, -юк. Этот суффикс первоначально обозначал молодых людей, обычно сыновей, а иногда учеников. Данилюк, Данильчук. Даниленко, Данильченко, Данилюк - украинские фамилии. (У).

Фамилии на Дан-могут бть и от краткой форм редкого крестильнго имени Данакт, и л ькратких форм имен Богдан, Донат, Ждан, Ардалион.

Сканворды для слова данилевский

- Русский писатель в ближайших друзьях Николая Гоголя.

- Русский писатель, автор романа «Княжна Тараканова».

- Русский писатель, автор романа «Сожженная Москва».

Полезные сервисы

данилевский александр яковлевич

Энциклопедический словарь

Даниле́вский Александр Яковлевич (1838-1923), биохимик, основатель первой русской научной школы. Брат В. Я. Данилевского. Основные труды по химическому строению и обмену белков, энзимологии, биохимии питания.

* * *

ДАНИЛЕВСКИЙ Александр Яковлевич - ДАНИЛЕ́ВСКИЙ Александр Яковлевич (1838-1923), российский биохимик, основатель первой русской научной школы. Брат В. Я. Данилевского (см. ДАНИЛЕВСКИЙ Василий Яковлевич). Основные труды по химическому строению и обмену белков, энзимологии, биохимии питания.

Большой энциклопедический словарь

ДАНИЛЕВСКИЙ Александр Яковлевич (1838-1923) - российский биохимик, основатель первой русской научной школы. Брат В. Я. Данилевского. Основные труды по химическому строению и обмену белков, энзимологии, биохимии питания.

Полезные сервисы

данилевский василий яковлевич

Энциклопедический словарь

Даниле́вский Василий Яковлевич (1852-1939), физиолог, академик АН УССР (1926). Брат А. Я. Данилевского. Обнаружил в коре головного мозга центр, регулирующий деятельность сердца. Один из пионеров электроэнцефалографии; труды по эндокринологии, протозоологии и др. Организатор Харьковского женского медицинского института (1910).

* * *

ДАНИЛЕВСКИЙ Василий Яковлевич - ДАНИЛЕ́ВСКИЙ Василий Яковлевич (1852-1939), российский физиолог, академик АН Украины (1926). Брат А. Я. Данилевского (см. ДАНИЛЕВСКИЙ Александр Яковлевич). Обнаружил в коре головного мозга центр, регулирующий деятельность сердца. Один из пионеров электроэнцефалографии; труды по эндокринологии, протозоологии и др. Организатор Харьковского женского медицинского института (1910).

Большой энциклопедический словарь

ДАНИЛЕВСКИЙ Василий Яковлевич (1852-1939) - российский физиолог, академик АН Украины (1926). Брат А. Я. Данилевского. Обнаружил в коре головного мозга центр, регулирующий деятельность сердца. Один из пионеров электроэнцефалографии; труды по эндокринологии, протозоологии и др. Организатор Харьковского женского медицинского института (1910).

Полезные сервисы

данилевский григ. петр

Гуманитарный словарь

ДАНИЛЕ́ВСКИЙ Григ. Петр. (1829-90) - укр. и рус. писатель. Род. в патриархальной укр. поместной семье. Окончил Моск. дворянский ин-т (1841-46), камеральное отделение юридич. ф-та Петерб. ун-та (1846-50). Служил в мин-ве нар. просв. (1850-57). Командировки позволили Д. познакомиться с многочисл. рус. и укр. ист. документами, впоследствии использованными им в своих романах. С 1869 - чл. совета по делам печати, сотрудник и ред. "Правительственного вестника". Известность Д. принесли романы из эпохи отмены крепостного права: "Беглые в Малороссии" (1862) и "Воля" (1863). Злободневными были и др. произв. Д. 60 - нач. 70-х гг. (романы "Новое место", 1867, "Девятый вал", 1874 и др.). С сер. 70-х гг. ведущим в творчестве Д. стал ист. роман, к-рый и сделал его популярным писателем ("Мирович", 1875, "На Индию при Петре", 1880, "Княжна Тараканова", 1883, "Сожженная Москва", 1886, "Черный год", "Пугачевщина", 1888-89). Интересуясь не столько ист. эпизодом и частным человеком, сколько его героем, Д. часто исторически недостоверен, однако его романы занимательны, построены на запутанной интриге и отличаются тщательно выписанными бытовыми подробностями, сообщающими убедительность частному человеку прошлого.

Полезные сервисы

данилевский григорий петрович

Энциклопедический словарь

Даниле́вский Григорий Петрович (1829-1890), русский писатель. Исторические романы «Мирович» (1879), «Княжна Тараканова» (1883), «Чёрный год» (1888-89) - психологически насыщенные повествования о событиях XVIII в.; «Сожжённая Москва» (1886) - из истории Отечественной войны 1812.

* * *

ДАНИЛЕВСКИЙ Григорий Петрович - ДАНИЛЕ́ВСКИЙ Григорий Петрович (1829-90), русский писатель. Исторические романы «Мирович» (1879), «Княжна Тараканова» (1883), «Сожженная Москва» (1886).

Большой энциклопедический словарь

ДАНИЛЕВСКИЙ Григорий Петрович (1829-90) - русский писатель. Исторические романы "Мирович" (1879), "Княжна Тараканова" (1883), "Сожженная Москва" (1886).

Полезные сервисы

данилевский ник. як

Гуманитарный словарь

ДАНИЛЕ́ВСКИЙ Ник. Як. (1822-85) - мыслитель, публицист, социолог, ученый-натуралист, один из идеологов панславизма. Участник и рук. мн. экспедиций по иссл. рыб. промыслов Европ. России, в последние годы жизни - пред. Крым. филлоксерной комиссии. Род. в дворянской семье в с. Оберце Орлов. губ. Учился в Царскосельском лицее, затем - вольнослушатель физико-математич. ф-та Петерб. ун-та, где изучает математику, статистику, биологию, ботанику и др. естеств-науч. дисциплины. В 1846-48 - активный участник кружка петрашевцев, увлекается учением Ш. Фурье, к идеям к-рого относится прежде всего как к науч. доктрине, не разделяя взглядов наиб. радикально настроенных петрашевцев. С 1846 Д. - кандидат математики, с 1849 - чл. РГО. Несмотря на умеренность политич. воззрений, Д. вместе с др. петрашевцами был арестован и заключен в Петропавл. крепость и, будучи признан следств. комиссией невиновным, по личному указанию Николая сослан в Вологду. В ссылке Д. продолжает заниматься научно-практич. деятельностью (климатологией, почвоведением, статистикой), изучает теорию Ч. Дарвина, к-рую впоследствии подвергает резкой критике в капитальном труде "Дарвинизм" (незаконч.). В 1861 Д. совершает эксп. в Норвегию, в 1867 покупает имение в Крыму, где проводит б. часть времени. Умер в Тбилиси в 1885.

В гл. работе Д. - "Россия и Европа" (1869) сделана попытка пересмотреть традиц. содержание таких понятий, как культура, история, прогресс, в результате чего Д. приходит к выводу о том, что не существует никакой общечеловеч. истории и линейнообразного прогресса. В эпоху, когда полным ходом шло размежевание "наук о духе" и "наук о природе", Д. выдвинул идею общего метода всех "наук о конкретном", задача к-рых - свести изучаемые явления в естеств. систему, "сообразно их взаимному средству и действительным отношениям друг к другу". Для ист. науки это означает отказ от понятия "ступеней развития" в пользу понятия "типов развития", в каждом из к-рых раскрываются духовные начала "самобытной национальной группы". Все "культурно-исторические типы" имеют самостоят. ценность, подобно разл. архитектурным стилям и т. п. Под именем "общечеловеческого" по Д. скрывается германо-романский или зап.-европ. тип, к-рому свойственны индивидуализм, правовой формализм и стремление к унифициров. "всемирному гос-ву" (Карл Великий, Наполеон и т. д.). Для слав. типа характерно "ясное сознание народной личности" и (в лице России) способность к органич. гос. стр-ву. Прогресс, по Д., связан с вытеснением одних типов другими и заключается не в том, чтобы все время двигаться в одном направлении, а в том, чтобы "исходить все поле", составляющее поприще чел. деятельности. Каждый тип, по мнению Д., переживает возрасты, аналогич. возрастам отдельного человека, - детство, юность, дряхлость, смерть. Выйдя из детского возраста, этой "бессознательной формы быта", культура стремится укрепиться в кач-ве самобытной и независимой единицы. Для этого необходима мощная политич. система - сильная государственность, без к-рой невозможно наступление второй стадии - периода цивилизации, к-рый связан с "цветением и плодоношением", с самореализацией культуры. Этот период достаточно краток, за ним следует старение и неизбежная гибель. Д. насчитывает 10 культ.-историч. типов, полностью или частично исчерпавших свои творч. возможности, и 4 разряда их ист. самопроявления: религ., собств. культурный, полит и соц.-экон. Принципиально новым, имеющим перспективы в будущем, но еще не оформившимся в "самобытную единицу", он считает "славянский тип", к-рый будет самоосуществляться, в отличие от др. культурных типов, по всем возможным направлениям. Об этом, по мнению Д., наглядно свидетельствуют характер и склонности рус. народа. Критикуя ранних славянофилов за их стремление навязать славянству решение мнимых "общечеловеч. задач", Д. призывал к созданию федерации слав. народов с политич. гегемонией России - как "противовеса Западу". Только славяне способны, по мнению Д., создать "полный четырехосновный тип", гармонически сочетающий религ., культурную, политич. и экономич. деят-ть. Панславист. концепция Д. была подвергнута критике практически сразу же после своего появления. Указывалось на ее методологич. несостоятельность (Н. И. Кареев) стремление науч. образом обосновать право быть "ненаучным", использование аналогий, метафоризация как метод соц. иссл. (П. А. Сорокин). Отмечались противоречия: отрицание возможности существования общей теории обществ развития, с одной стороны, и создание такой теории самим Д. - с другой, утверждение замкнутости культурных типов и возможность культурных контактов через "прививку", "пересадку", "удобрение" и т. д. Национализм и панславизм Д. были восприняты как отход от гуманистич. традиций рус. культуры (Вл. Соловьев). Среди сторонников и последователей Д. были Ф. М. Достоевский, К. Н. Леонтьев, Б. М. Бестужев-Рюмин, Н. Н. Страхов, к-рый убедительно опровергал большинство обвинений Д. (в т. ч. в "плагиате" у нем. историка Рюккера). Концепция Д. во мн. предвосхитила культурологич. теории ист. круговорота 20 в. (О. Шпенглер, А. Тойнби).

Соч.: Дарвинизм. СПб., 1885-89. Т. 1-2; Сб. политич. и экономич. статей. СПб., 1890; Россия и Европа / Сост., послесл., коммент. С. А. Вайгачева. М., 1991.

Лит.: От Николая Новикова до Николая Данилевского. М., 1990; Авдеева Л. Р. Рус. мыслители. М., 1992.

Полезные сервисы

данилевский николай яковлевич

Энциклопедический словарь

Даниле́вский Николай Яковлевич (1822-1885), российский публицист и социолог, идеолог панславизма. В сочинении «Россия и Европа» (1869) выдвинул теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам; качественно новым считал «славянский» тип.

* * *

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич - ДАНИЛЕ́ВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-85), русский публицист и социолог, идеолог панславизма (см. ПАНСЛАВИЗМ) . В сочинении «Россия и Европа» (1869) выдвинул теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам; качественно новым считал «славянский» тип.

* * *

ДАНИЛЕ́ВСКИЙ Николай Яковлевич [28 ноября (10 декабря) 1822, с. Оберец Ливенского уезда Орловской губернии - 7 (19) ноября 1885, Тифлис (ныне Тбилиси)], русский мыслитель, естествоиспытатель и публицист.

Жизнь и научная деятельность

Из дворян. Отец - командир гусарского полка, впоследствии генерал-майор. В 1842 окончил Царскосельский лицей, затем естественный факультет Петербургского университета. В 1849 сдал экзамен на магистра ботаники. Летом того же года увлечение Данилевского социалистическими идеями Ш. Фурье (см. ФУРЬЕ Шарль) привело к его аресту (в связи с делом петрашевцев (см. ПЕТРАШЕВЦЫ)). Данилевский провел сто дней в Петропавловской крепости. Его политическая невиновность была доказана и последовало освобождение от суда. Кратковременное увлечение фурьеризмом не сделало молодого Данилевского радикалом. В дальнейшем он всегда критически относился к различным вариантам российской леворадикальной идеологии. «Все различие между нашим нигилизмом и нигилизмом заграничным, западным, - писал Данилевский в статье «Происхождение нашего нигилизма», - заключается единственно в том, что там он самобытен, а у нас подражателен, и потому тот имеет некоторое оправдание будучи одним из неизбежных результатов исторической жизни Европы, а наш висит в воздухе и... есть явление смешное, карикатурное» (См.: Сборник политических и экономических статей. СПб., 1890. С.246). После освобождения из крепости Данилевский был выслан из Петербурга и работал сначала в Вологде, а затем в Самаре.

В 1853 он отправился в свою первую научную экспедицию под руководством знаменитого натуралиста Карла фон Бэра (см. БЭР Карл Максимович) для исследования рыболовства на Волге и Каспийском море, во время путешествия встречался с Т. Г. Шевченко (см. ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич). Таких путешествий в дальнейшем он совершил множество, проведя на берегах рек, озер и морей России большую часть жизни. Данилевским было подготовлено законодательство о рыболовстве во всех водах европейской части России. В 1860 он описал впервые в России филлоксеру (см. ФИЛЛОКСЕРА), представлявшую серьезную угрозу для российского виноградарства, и многое сделал для борьбы с этой болезнью. В последние годы жизни Данилевский работал над фундаментальным научным трудом «Дарвинизм» (были опубликованы два первых тома). В «Дарвинизме» он критиковал дарвинизм как теорию «упрощающую проблему видового многообразия жизненных форм». Некоторые его критические замечания о теории естественного отбора (см. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР) представляют большой интерес.

«Россия и Европа»

Самое известное сочинение Данилевского - «Россия и Европа», в котором изложена концепция культурно-исторического процесса (1869). Книга оказала существенное влияние на Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович), К. Н. Леонтьева (см. ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич), Н. Н. Страхова (см. СТРАХОВ Николай Николаевич), К. Н. Бестужева-Рюмина (см. БЕСТУЖЕВ-РЮМИН Константин Николаевич). В этой работе он подверг критике европоцентризм, доминировавший в историографии 19 века и, в частности, общепринятую схему деления мировой истории на периоды древней, средней и новой истории. Данилевский считал, что подобное деление имеет лишь условное значение и совершенно неоправданно «привязывает» к этапам европейской истории явления совсем иного рода. Сам принцип рассмотрения истории с точки зрения «степени развития» различных форм социальной и культурной жизни он полагал вполне правомерным, но лишь тогда, когда этот принцип помогает, а не препятствует решению главной задачи культурно-исторического исследования: определению и изучению исторического многообразия «типов развития». «Главное должно состоять в отличении культурно-исторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития» (Россия и Европа. СПб., 1871. С.88). Понятие «культурно-исторических типов» - центральное в учении Данилевского. Согласно его собственному определению, самобытный культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества. Данилевский выделял в качестве основных культурно-исторических типов (реализовавших себя в истории) следующие: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский). Уже в ближайшем будущем, считал Данилевский, огромную роль в истории предстоит играть новой культурно-исторической общности - России и славянскому миру. При этом он не утверждал, что историческая миссия России должна осуществиться с какой-то фатальной необходимостью. Напротив, русско-славянский тип может как развиться и достичь необычайно высоких результатов, так в равной мере и не реализовать себя, превратившись в простой «этнографический материал». Данилевский вообще не был склонен к фатализму. Будучи человеком глубоко религиозным, он не ставил под сомнение роль Провидения, но и не пытался связать ее непосредственно с исторической деятельностью различных этносов. Он настаивал на том, что «государство и народ суть явления преходящие и существуют только во времени, а следовательно, только на требовании этого их временного существования могут основываться законы их деятельности» (Там же. С.32). Рассматривая понятие общечеловеческого прогресса как слишком отвлеченное, Данилевский практически исключал возможность непосредственной преемственности в культурно-историческом развитии. Но различные формы воздействия одного культурного типа на другой не только возможны, но и фактически неизбежны. Намеченная Данилевским циклическая модель исторического процесса предвосхитила концепции, появившиеся в 20 в. (О. Шпенглер (см. ШПЕНГЛЕР Освальд), А. Тойнби (см. ТОЙНБИ Арнолд Джозеф) и др.).

Большой энциклопедический словарь

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-85) - русский публицист и социолог, идеолог панславизма. В сочинении "Россия и Европа" (1869) выдвинул теорию обособленных "культурно-исторических типов" (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам; качественно новым считал "славянский" тип.

Энциклопедия Кольера

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-1885), русский ученый-естествоиспытатель, мыслитель, публицист. Родился 28 ноября 1822 в с. Оберец Ливенского уезда Орловской губернии. Окончил в 1842 Царскосельский лицей, а затем естественный факультет Петербургского университета. В 1849 получил степень магистра ботаники. Летом того же года увлечение молодого человека социалистическими идеями Фурье привело к его аресту (в связи с делом петрашевцев). Данилевский провел сто дней в Петропавловской крепости. После того как его невиновность была доказана, он был освобожден. Кратковременное увлечение фурьеризмом не сделало молодого Данилевского радикалом. В дальнейшем он всегда критически относился к различным вариантам российской леворадикальной идеологии. "Все различие между нашим нигилизмом и нигилизмом заграничным, западным, - писал Данилевский в статье Происхождение нашего нигилизма, - заключается единственно в том, что там он самобытен, а у нас подражателен, и потому тот имеет некоторое оправдание будучи одним из неизбежных результатов исторической жизни Европы, а наш висит в воздухе и... есть явление смешное, карикатурное". После освобождения из крепости Данилевский был выслан из Петербурга и работал сначала в Вологде, а затем в Самаре. В 1853 он отправился в свою первую научную экспедицию под руководством знаменитого натуралиста Карла фон Бэра на Волгу и Каспийское море. Таких путешествий в дальнейшем он совершил множество, проведя на берегах рек, озер и морей России большую часть жизни. Данилевским было выработано законодательство о рыболовстве во всех водах европейской России. В последние годы жизни Данилевский работал над фундаментальным научным трудом Дарвинизм (были опубликованы два первых тома), где критиковал дарвинизм как теорию, "упрощающую проблему видового многообразия жизненных форм". Самое известное сочинение Данилевского - Россия и Европа, оказавшее существенное влияние на Ф.М.Достоевского, К.Н.Леонтьева, Н.Н.Страхова, К.Н.Бестужева-Рюмина. В этой работе Данилевский подверг критике европоцентризм, доминировавший в историографии 19 в., и, в частности, общепринятую схему деления мировой истории на Древность, Средние века и Новое время. Русский мыслитель считал подобное деление имеющим лишь условное значение и совершенно неоправданно "привязывающим" к этапам европейской истории явления совсем иного рода. Сам принцип рассмотрения истории с точки зрения "степени развития" различных форм софциальной и культурной жизни он полагал вполне правомерным. Но лишь тогда, когда этот принцип помогает, а не препятствует решению главной задачи культурно-исторического исследования - определению и изучению исторического многообразия "типов развития". "Главное, - писал Данилевский, - должно состоять в отличении культурно-исторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития". Понятие "культурно-исторических типов" - центральное в учении Данилевского. Согласно его собственному определению, самобытный культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из состояния младенчества. Данилевский выделял в качестве основных культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в истории, египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский) типы. Уже в ближайшем будущем, считал Данилевский, огромную роль в истории предстоит играть новой культурно-исторической общности - России и славянскому миру. Будучи человеком глубоко религиозным, Данилевский не ставил под сомнение роль Провидения, но и не пытался связать ее непосредственно с исторической деятельностью этносов. Он настаивал на том, что "государство и народ суть явления преходящие и существуют только во времени, а следовательно, только на требовании этого их временного существования могут основываться законы их деятельности". Рассматривая понятие общечеловеческого прогресса как слишком отвлеченное, Данилевский практически исключал возможность непосредственной преемственности в культурно-историческом развитии. "Начала цивилизации не передаются от одного культурно-исторического типа другому". Различные же формы воздействия одного культурного типа на другой не только возможны, но и фактически неизбежны. Намеченная Данилевским циклическая модель исторического процесса предвосхитила последующие весьма разнообразные опыты подобного рода как на Западе (О.Шпенглер, А.Тойнби), так и на Востоке (наиболее яркий представитель культурологического циклизма - китайский мыслитель Лян Шумин). Умер Данилевский в Тифлисе 7 ноября 1885.

ЛИТЕРАТУРА

Соловьев В.С. Национальный вопрос в России. - Соловьев В.С. Сочинения, тт. 1-2. М., 1989 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М., 1991 Авдеева Л.Р. Русские мыслители: А.Григорьев, Н.Данилевский, Н.Страхов. М., 1992

Полезные сервисы

данилевский, григорий петрович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ДАНИЛЕВСКИЙ Григорий Петрович (1829 - 90), русский писатель. Романы "Мирович" (1879), "Княжна Тараканова" (1883), "Сожженная Москва" (1886) - занимательное чтение на историческом материале из эпохи 18 - начала 19 вв.

Полезные сервисы

данилейко

Словарь русских фамилий

ДАНКОВ ДАНИЛЕВИЧ ДАНИЛЕНКО ДАНИЛИН ДАНИЛИХИН ДАНИЛИШИН ДАНИЛКИН ДАНИЛОВ ДАНИЛОВИЧ ДАНИЛЬЦЕВ ДАНИЛЬЧЕНКО ДАНИЛЬЧЕВ ДАНИЛЬЧИК ДАНИЛЬЧУК ДАНИЛЮК ДАНИЛЯК ДАНОВ ДАНОВИЧ ДАНЧЕНКО ДАНЧИН ДАНШИН ДАНЩИН ДАНЬКОВ ДАНЬШИН ДАХНОВ ДАНИЛЕВСКИЙ ДАНИЛЕЙКО ДАНИЛИЧЕВ ДАНИЛКО ДАНИЛОВСКИЙ ДАНИЧ ДАНИШКИН ДАНЧЕВ ДАНЮК ДАНЮКОВ ДАНИЛЫЧЕВ ДАНЧЕНКОВ ДАНИШЕВСКИЙ ДАНИШЕВИЧ ДАНЧИКОВ ДАНЧУК ДАНИЛЫЧЕВ ДАНЧЕНКОВ ДАНИШЕВСКИЙ ДАНИШЕВИЧ ДАНЧИКОВ ДАНЧУК

Православное крестильное имя Данила имело достаточно широкое Даниил означает по-древнееврейски "мой судья - бог", Дан - "судья". распространение. В таблице часточтности русских фамилий Данилов стоит на 53. месте.

Данов - от имени Дан; остальныефамилии - от производных форм русских имен Даниил (Данило, Данила) и Дан. (Ф).

Дахнов. Отчество от западнорусской формы Дахно, от канонического мужского личного имени Даниил.(Н).

Довольно типичные фамилии на -шин образуются согласно следующей схеме:Данило -; его жена Данилиха- ее сын Данилишин. или Данилихин. Фамилии на -ич, скорее относятся к белорусскому, чем к украинскому ареалу: Данилович., а от уменьшительной формы Дан - Данович . Данченко - украинская фамилии от ус меньшительной формы Данько. Распространенным типом фамилий, особенно на Западной Украине, являются фамилии на -ук, -юк. Этот суффикс первоначально обозначал молодых людей, обычно сыновей, а иногда учеников. Данилюк, Данильчук. Даниленко, Данильченко, Данилюк - украинские фамилии. (У).

Фамилии на Дан-могут бть и от краткой форм редкого крестильнго имени Данакт, и л ькратких форм имен Богдан, Донат, Ждан, Ардалион.

Полезные сервисы

даниленко

Словарь русских фамилий

ДАНКОВ ДАНИЛЕВИЧ ДАНИЛЕНКО ДАНИЛИН ДАНИЛИХИН ДАНИЛИШИН ДАНИЛКИН ДАНИЛОВ ДАНИЛОВИЧ ДАНИЛЬЦЕВ ДАНИЛЬЧЕНКО ДАНИЛЬЧЕВ ДАНИЛЬЧИК ДАНИЛЬЧУК ДАНИЛЮК ДАНИЛЯК ДАНОВ ДАНОВИЧ ДАНЧЕНКО ДАНЧИН ДАНШИН ДАНЩИН ДАНЬКОВ ДАНЬШИН ДАХНОВ ДАНИЛЕВСКИЙ ДАНИЛЕЙКО ДАНИЛИЧЕВ ДАНИЛКО ДАНИЛОВСКИЙ ДАНИЧ ДАНИШКИН ДАНЧЕВ ДАНЮК ДАНЮКОВ ДАНИЛЫЧЕВ ДАНЧЕНКОВ ДАНИШЕВСКИЙ ДАНИШЕВИЧ ДАНЧИКОВ ДАНЧУК ДАНИЛЫЧЕВ ДАНЧЕНКОВ ДАНИШЕВСКИЙ ДАНИШЕВИЧ ДАНЧИКОВ ДАНЧУК

Православное крестильное имя Данила имело достаточно широкое Даниил означает по-древнееврейски "мой судья - бог", Дан - "судья". распространение. В таблице часточтности русских фамилий Данилов стоит на 53. месте.

Данов - от имени Дан; остальныефамилии - от производных форм русских имен Даниил (Данило, Данила) и Дан. (Ф).

Дахнов. Отчество от западнорусской формы Дахно, от канонического мужского личного имени Даниил.(Н).

Довольно типичные фамилии на -шин образуются согласно следующей схеме:Данило -; его жена Данилиха- ее сын Данилишин. или Данилихин. Фамилии на -ич, скорее относятся к белорусскому, чем к украинскому ареалу: Данилович., а от уменьшительной формы Дан - Данович . Данченко - украинская фамилии от ус меньшительной формы Данько. Распространенным типом фамилий, особенно на Западной Украине, являются фамилии на -ук, -юк. Этот суффикс первоначально обозначал молодых людей, обычно сыновей, а иногда учеников. Данилюк, Данильчук. Даниленко, Данильченко, Данилюк - украинские фамилии. (У).

Фамилии на Дан-могут бть и от краткой форм редкого крестильнго имени Данакт, и л ькратких форм имен Богдан, Донат, Ждан, Ардалион.

Полезные сервисы