- Французский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Чужой: Воскрешение», «Амели», «Долгая помолвка».
- Французский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Неудачники/Микмакс», «Невероятное путешествие мистера Спивета».
ЖЕНЕ (Genet) Жан (1910-86) - французский писатель. В первую половину жизни - бродяга и вор, в 1948 приговорен к пожизненному заключению, отмененному по ходатайству литераторов. В автобиографических романах "Богородица в цветах" (1942), "Чудо розы" (1946), документальном "Дневнике вора" (1949-50) - своеобразная, через обращение к приемам "черного" гротеска, героизация преступления; мотивы тотального разрушения и поругания в драмах "Служанки" (1947), "Балкон" (1956), "Ширмы" (1961), построенных в духе абсурда драмы.
Жене́ Жан (Genet) (1910-1986), французский писатель. В первую половину жизни - бродяга и вор, в 1948 приговорён к пожизненному заключению, отменённому по ходатайству литераторов. В автобиографических романах «Богородица в цветах» (1942), «Чудо розы» (1946), документальном «Дневнике вора» (1949-50) - своеобразная, через обращение к приёмам «чёрного» гротеска, героизация преступления; мотивы тотального разрушения и поругания в драмах «Служанки» (1947), «Балкон» (1956), «Ширмы» (1961), построенных в духе абсурда драмы.
* * *
ЖЕНЕ Жан - ЖЕНЕ́ (Genet) Жан (1910-86), французский писатель. В первую половину жизни - бродяга и вор, в 1948 приговорен к пожизненному заключению, отмененному по ходатайству литераторов. В автобиографических романах «Богородица в цветах» (1942), «Чудо розы» (1946), документальном «Дневнике вора» (1949-50) - своеобразная, через обращение к приемам «черного» гротеска, героизация преступления; мотивы тотального разрушения и поругания в драмах «Служанки» (1947), «Балкон» (1956), «Ширмы» (1961), построенных в духе абсурда драмы (см. АБСУРДА ДРАМА).
ЖЕНЕ Жан (Genet, Jean) (1910-1986), французский драматург и прозаик. Родился 19 декабря 1910 в Париже. К тридцати пяти годам был выслан из пяти стран и отсидел в 13 тюрьмах. Первый роман, Богоматерь цветов (Notre Dame des Fleurs, 1949), начал в тюрьме в 1944, в последующие пять лет написал все свои основные произведения. В 1948 обращение видных писателей, в том числе Ж.-П.Сартра и Ж.Кокто, спасло Жене от пожизненного заключения. В 1952 вышла книга Сартра Святой Жене, актер и мученик, содержащая высокую оценку личности Жене. Написанные поэтичным языком, в котором классическая французская стилистика мешается с уличным жаргоном, пьесы Жене передают его увлеченность темами, характерными для Л.Пиранделло, - актерство в реальной жизни, двойничество человека, конфликт иллюзии и действительности. Раздражение против власти перерастает в открытый бунт в пьесе Балкон (Le Balcon, 1958). Действие Негров (Les Ngres, 1958) завершается ритуальным убийством белой женщины. Расовые коллизии затрагиваются и в Ставнях (Les Paravents, 1962), где Жене откликнулся на национально-освободительную войну в Алжире. Среди других его произведений - сборники стихов и романы Миракль о Розе (Le Miracle de la Rose, 1965), Ритуал погребения (Pompes funbres, 1947), Дневник вора (Journal du Voleur, 1968).
ЛИТЕРАТУРА
Жене Ж. Дневник вора. М., 1994
ЖЕНЕ Жан Пьер - ЖЕНЕ (Jeunet) Жан Пьер (р. 03 сентября 1953), французский режиссер и сценарист.
Работал в творческом сотружестве с М. Каро (см. КАРО Марк) . Начинали как художники комиксов, затем снимали анимационные фильмы. Их дебютом в большом игровом кино стала черная комедия «Деликатесы» (1991, премии за «Сезар» за дебют и сценарии). Вторым полнометражным фильмом режиссеров стал высокобюджетный фильм-фантазия «Город потерянных детей» (1995), в котором Жене и Каро создали грандиозный образчик своего стиля и который явился тяжеловесно-изысканным продолженим стилевых находок «Деликатесов». После «Города потерянных детей» дуэт распался, Жене в Голливуде снял четвертую серию «Чужого» под названием «Чужой 4: воскрешение».
«Амели» («Необычная судьба Амели Пулен», 2001, главный приз на Международном кинофестивале в Карловых Варах) снята в жанре светлой романтической комедии-сказки.
ЖЕНЕ (Genet) Жан (1910 - 1986), французский писатель. В первую половину жизни - бродяга и вор, в 1948 приговорен к пожизненному заключению, отмененному по ходатайству литераторов. В автобиографическом романе "Богородица в цветах" (1942), "Чудо розы" (1946), документальном "Дневнике вора" (1949 - 50) - своеобразная, использующая приемы "черного" гротеска героизация преступления; в подтексте - тема искупления отверженных. В драмах "Служанки" (1947), "Балкон" (1956), "Ширмы" (1961) в духе абсурда драмы утверждает всеобщность разрушения и поругания, демонстрируя своего рода "ритуалы социального переворачивания": замкнутый мирок мстительной злобы униженных зеркально отражает "большой" мир власти и лицемерия.
Женева - I
(франц. Genève, нем. Genf), кантон в Швейцарии. 0,3 тыс. км2. Население 392 тыс. человек (1995). Административный центр - г. Женева.
II
город в Швейцарии, административный центр кантона Женева, на Женевском озере. 172 тыс. жителей (1995, с пригородами около 424 тыс. жителей). Международный аэропорт. Машиностроение, точная механика, химическая, швейная, текстильная, полиграфическая, пищевая промышленность. Университет. Музеи: искусства и истории, этнографии, Ж. Ж. Руссо и др. Местонахождение многих международных организаций (основных органов Лиги Наций, 1919-39, органов Красного Креста, отделение ООН и др.), место проведения международных конференций и совещаний, встреч государственных деятелей. Женева впервые упоминается в I в. до н. э. В XVI в. (при Ж. Кальвине) центр Реформации европейского значения («протестантский Рим»). Готический собор (XII-XIV вв.), церковь Сент-Мари Мадлен (XIV-XV вв.) и Сен-Жермен (XIV в.), ратуша (XV в.), ренессансные и классицистические особняки XVII-XIX вв.
ЖЕНЕВА - кантон в Швейцарии. 0,3 тыс. км². Население 379 тыс. человек (1992). Административный центр - г. Женева.
Женева. Замок Шилон на озере Женева.
ЖЕНЕВА, город в Швейцарии. 167 тыс. жителей. Расположен на Женевском озере и реке Рона. Международный аэропорт. Машиностроение, ювелирное дело, точная механика; химическая, полиграфическая, пищевая (шоколадная) промышленность. Университет (1559). Консерватория (1835). Музеи: искусства и истории, этнографии, Ж.Ж. Руссо и др. "Гран-театр". Туризм. В Женеве была штаб-квартира Лиги Наций. В Женеве находятся Отделение ООН, а также многие международные организации ("Красный Крест", Всемирная Организация Здравоохранения, Международная Организация Труда и др.). Впервые упоминается в 1 в. до нашей эры. В 16 в. (при Ж. Кальвине) центр Реформации европейского значения ("протестантский Рим"). Собор Сен-Пьер (12 - 18 вв.), церковь Сент-Мари Мадлен (14 - 15 вв.), Дворец Наций (1928 - 37).
Женева. Пристань на озере у моста дю Мон Бланк.
Женева. Вид на озеро и город.
Дворец Наций - штаб-кварира ООН в Женеве.
Женева. Городской сад.
Жене́ва
из франц. Genève, лат. Genava Лигурийского происхождения (Грёлер, Frz. ON 1, 50). В русск. редакции "Повести о Париже и Вене" Жене́ва соответствует ит. Génova "Генуя" (см. Брюкнер, AfslPh 42, 116).
- Швейцарский город, в котором размещается Международный Красный Крест.
- Из какого города Швейцарии вернулся Самохвалов в фильме «Служебный роман»?
- В каком городе проходит праздник Эскалада?
- Европейский город, чьей главной достопримечательностью является фонтан высотою 140 метров.
- Второй по величине город Швейцарии.
- Название этого города в Швейцарии происходит от кельтского «gena» - «устье».
- Швейцарский город, в котором можно увидеть цветочные часы.
- Вольтер утверждал, что при Жане Кальвине в этом городе не осталось ни одного музыкального инструмента.
- Город в Швейцарии.
- В 16-том веке этот город называли Протестантским Римом.
- Герой стихотворения Александра Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...» путешествовал в этот европейский город.
ЖЕНЕВА (город) - ЖЕНЕ́ВА, город в Швейцарии, административный центр кантона Женева, на Женевском озере. Население 181,2 тыс человек (2004, с пригородами 615,4 тыс человек). Международный аэропорт. Машиностроение, точная механика, химическая, швейная, текстильная, полиграфическая, пищевая промышленность. Университет.
Музеи: искусства и истории, этнографии, Ж. Ж. Руссо и др. Местонахождение многих международных организаций (основных органов Лиги Наций, 1919-39, органов Красного Креста, отделение ООН и др.), место проведения международных конференций и совещаний, встреч государственных деятелей. Женева впервые упоминается в 1 в. до н. э. В 16 в. (при Ж. Кальвине) центр Реформации европейского значения («протестантский Рим»).
Готический собор (12-14 вв.), церковь Сент-Мари Мадлен (14-15 вв.) и Сен-Жермен (14 в.), ратуша (15 в.), ренессансные и классицистические особняки 17-19 вв.
ЖЕНЕВР genièvre m. можжевельник. Водка ординарная .. с можжевельными ягодами (что называется джин или женевр). Эконом 1841 4 43. Был выходной, толком не пуганные с време войны с испанцами за независимость дельфтцы пили свое пиво, женевер, кофе. Нева 2002 8 156.
Направление структурного языкознания, опирающегося на идеи "Курса общей лингвистики" Ф. де Соссюра. Ведущие представители (1927) первого поколения - швейцарские ученые Ш. Балли и А. Сеше (сотрудники Соссюра и издатели его "Курса"). Второе поколение - швейцарские ученые С. Карцевский, А. Фрей и Р. Годель. Основные проблемы исследований - проблема языкового знака в связи с положением Соссюра о роли тождеств и различий в системе языка;
проблема языка и речи;
виртуальное и актуальное в речевой деятельности;
проблемы индивидуальной стилистики;
вопросы соотношения психологии, логики и языкознания. Ж.л.ш. имеет свой непериодический орган "Тетради Ф. де Соссюра".
Женевская лингвистическая школа - направление структурного языкознания, опирающегося на идеи «Курса общей лингвистики» Ф. де Соссюра. Ведущие представители (1927) первого поколения - швейцарские ученые Ш. Балли и А. Сеше (сотрудники Соссюра и издатели его «Курса»). Второе поколение - швейцарские ученые С. Карцевский, А. Фрей и Р. Годель. Основные проблемы исследований - проблема языкового знака в связи с положением Соссюра о роли тождеств и различий в системе языка; проблема языка и речи; виртуальное и актуальное в речевой деятельности; проблемы индивидуальной стилистики; вопросы соотношения психологии, логики и языкознания. Ж.ш. имеет свой непериодический орган «Тетради Ф. де Соссюра».
Жене́вская шко́ла - одна из школ социологического направления в языкознании, развивающая идеи «Курса общей лингвистики» Франсуа де Соссюра и научной традиции Женевского университета.
Жене́вская шко́ла -
одна из школ социологического
направления в языкознании, непосредственно опирающаяся на идеи
«Курса общей лингвистики» Ф. де Соссюра и развивающая научные традиции
Женевского университета (самоназвание существует с 1908). Первое
поколение учёных Ж. ш. представляют ученики Соссюра Ш. Балли и А. Сеше,
С. О. Карцевский, второе - А. Фрей, Р. Годель и другие. В центре
интересов Ж. ш. - проблемы общего языкознания, решаемые на материале
разных языков, преимущественно французского,
соотношение индивидуального и социального в явлениях языка и
речи, связь языка и мышления, проблемы семиологии, семантики и синтаксиса.
Работа Соссюра «Мемуар о первоначальной системе гласных в индоевропейских
языках» (1879) принесла автору всемирную славу крупнейшего
специалиста по этим языкам, так как в ней был введён в науку новый
принцип реконструкции фонологической системы праязыка по данным морфологии. В работах по литовской акцентологии (1894-96) Соссюр определил
(одновременно с Ф. Ф. Фортунатовым, но независимо от него) характер ударения и интонации слова
в балтийских языках в соотношении с аналогичными
явлениями в славянских языках (Фортунатова - Соссюра закон). В 1916 был издан
«Курс общей лингвистики», составленный Балли и Сеше по записям
студентов, трижды слушавших курс. В нём сформулированы взгляды на
язык, оказавшие огромное влияние на языкознание 20 в., в частности на
развитие структурной лингвистики, так
как впервые в языкознании рассмотрение языка как системы (структуры)
было положено в основу теории (см. Система
языковая). В разнородных проявлениях речевой
деятельности Соссюр выделил: язык - систему знаков,
социальное и психическое явление, пассивно усваиваемое (принимаемое)
говорящими, - изучается лингвистикой языка; речь - индивидуальное и психофизиологическое
явление, активное использование кода языка в соответствии с мыслью
говорящего - изучается лингвистикой речи. Лингвистику Соссюр определил как часть новой науки,
изучающей жизнь знаков внутри общества, которую он назвал семиологией
(см. Семиотика), но включил в
социальную психологию. Лингвистический знак (слово, его значимая
часть) - двусторонняя сущность, единство означаемого (понятие) и
означающего (акустический образ), связанных по принципу
произвольности (отсутствия мотивированности). Вторая
особенность лингвистического знака - линейность
означающего - последовательное развёртывание языковых единиц (слов, аффиксов) в акте речи и строгие законы их
расположения (соположения) относительно друг друга. Соссюр сформулировал
понятие ценности (значимости) лингвистических знаков, т. е.
совокупности их реляционных свойств, существующих наряду с абсолютными
свойствами (значение, звуковые черты и т. д.). Реляционные свойства
устанавливаются по ассоциативным (общность корней, аффиксов, фонем)
и синтагматическим (смежность
использования) отношениям знаков как членов системы к
другим членам и служат основой отождествления языковых единиц. Язык -
предмет изучения синхронической (статической) лингвистики
(см. Синхрония), а речь -
диахронической (эволюционной) лингвистики (см. Диахрония). Язык как предмет внутренней
лингвистики рассматривается «в самом себе и для себя»; связь
истории языка с историей народа, изучение литературного языка и диалектов, географического размещения языков и
т. п. относятся к внешней лингвистике.
Лингвистическая сторона концепции Соссюра смыкается с идеями
И. А. Бодуэна де Куртенэ, Н. В. Крушевского, У. Д. Уитни.
С 70‑х гг. 20 в. Соссюра трактуют как представителя философии языка,
так как он ввёл проблемы онтологии языка как семиотической системы,
однако методологическая база его теории
эклектична. Постулирование целостности языковой системы тяготеет к
феноменологии Э. Гуссерля. В теории языка и речи Соссюр пытался
объединить идеи Э. Дюркгейма и Г. Тарда о связи социального и
индивидуального, но решение этой проблемы с позиций связи общего,
особенного и отдельного осталось вне его концепции, как и диалектика
восхождения от абстрактного к конкретному. Выступая против позитивизма
конца 19 в., Соссюр определил наличие ценности (значимости) как
реляционного свойства у единиц языка, но исключил абсолютные свойства из
рассмотрения, тем самым он сделал шаг в сторону субъективизма и
софистики. В теории ценности он следует за концепциями А. Смита и
Д. Рикардо о наличии меновой и потребительской стоимости у вещей. Приняв
за основу гегелевский принцип дифференциации, Соссюр не смог обратиться
к идее диалектического противоречия, содержащего идею развития, и
остался в рамках метафизического подхода. Требование выделять предмет
науки с определённой точки зрения также сходно с положениями Гегеля,
хотя Соссюр не называет имён. Теория языка Соссюра оказала влияние не
только на языкознание, но и на некоторые направления зарубежной
семиотики, антропологии, литературоведения и эстетики.
С 1957, после публикации Годелем рукописных источников «Курса общей
лингвистики» Соссюра, открылась особая область исследований в Ж. ш.:
публикация личных заметок Соссюра и его окружения, комментирование его
идей в свете этих данных и изучение воздействия его теории на разные
области науки о языке в разных странах, т. е. определение места Соссюра
в науке 20 в. Годель доказывал отсутствие полной аутентичности идей
Соссюра и изданного Балли и Сеше текста. В 1967-74 Р. Энглер издал «Курс
общей лингвистики» с параллелями к каждому предложению из всех записей
студентов и автографов Соссюра, а также составил «Словарь терминов
Соссюра» (1968).
Начало послесоссюровского периода связано с деятельностью Балли и
Сеше, развивавших новые области языкознания на основе идей Соссюра.
Балли разрабатывал функциональный подход к языку, т. е. обратился к
проблемам лингвистики речи. Выделив особую область стилистики - стилистику как языковедческую
дисциплину, он, в противовес фосслерианству (см. Эстетический идеализм в языкознании), отделил
стилистику общенародного языка от изучения стиля отдельных писателей
(«Французская стилистика», пер. с франц., 1961). Он сформулировал
теорию высказывания, которая включила
логический анализ предложения (выделение
«диктума» и «модуса», исследование «монорем» и «дирем»), принципы
классификации языковых знаков как виртуальных единиц, хранимых в памяти,
способы их актуализации в речи в виде частей предложения или
внеязыковых средств (жестов и т. п.) и теорию функциональной транспозиции - перехода единиц языка на основе их
функции, т. е. при использовании их в речи, из одного класса в другой
(«Общая лингвистика и вопросы французского языка», пер. с франц., 1955).
Балли рассматривал функциональные и экспрессивные свойства языка как общественные
явления, проблему соотношения языка и мысли, теорию языкового знака.
Сеше обратился к исследованию взаимодействия индивидуального и
социального в языке («Программа и методы теоретической лингвистики.
Психология языка», на франц. яз., 1908), где изложил понимание
грамматики как науки об общей организации языка. Он выдвинул идею
иерархической организации явлений языка: в речевую деятельность входит
организованная речь, которая связывает статику языка с его динамикой и
показывает, что дограмматические аффективные индивидуальные элементы
выражений, имеющие психофизиологическую природу, преобразуются в язык
как социальное явление, т. е. в грамматику знаков («Очерк логической
структуры предложения», на франц. яз., 1926, 1965). Сеше исследовал
проблему соотношения языка и мысли, вместе с Балли и А. Фреем отстаивал
идею произвольности языкового знака, был первым историком Ж. ш.
Карцевский разрабатывал семантико-структурный подход к явлениям
грамматики, описывая систему русского глагола в
синхронии, изучал проблему соотношения предложения и суждения («Повторительный курс русского языка»,
1928), развил теорию асимметрии языкового знака (см. Асимметрия в языке): эволюция языковой системы
происходит благодаря раздельному движению означающего и означаемого по
линиям омонимии и синонимии («Об асимметричном дуализме
лингвистического знака», пер. с франц., 1965). Функциональный подход к
явлениям языка характерен для Фрея, считавшего, что необходимо
изучать живую речь, так как в ней есть не столько ошибки, сколько ясные
и прямые выразительные средства, составляющие базу будущего развития
языка («Грамматика ошибок», на франц. яз., 1929). Фрей обосновал
необходимость создания идеографического словаря наиболее употребительных
предложений французского языка («Книга двух тысяч предложений», на
франц. яз., 1953), исследовал проблемы языка и речи, языкового знака,
ввёл термин «монема» для знака, означающее которого далее неделимо.
Годель - специалист по классическим, турецкому и
армянскому языкам - занимался рядом проблем
общей теории языка: омонимию или тождество знаков устанавливал по их
месту в парадигме («Омонимия и тождество», на
франц. яз., 1948), с этих же позиций он подошёл к вопросу о нулевом
знаке и эллипсисе, занимался теорией
предложения, составил антологию работ представителей Ж. ш.
(«Хрестоматия трудов женевской лингвистической школы», на франц. яз.,
1969).
К младшему поколению Ж. ш. относится Энглер (ученик Годеля), издавший
все рукописные автографы Соссюра и публикующий продолжающуюся
библиографию работ по соссюровской тематике; разрабатывает проблемы
семиологии и семантики. Попытка построения семиологического
синтаксиса принадлежит Р. Амакеру. Л. Прието разрабатывает проблемы
общей лингвистики и семиологии.
С 1941 в Женеве Женевским лингвистическим обществом издаётся
ежегодник «Cahiers F. de Saussure» («Тетради
Ф. де Соссюра»), в котором публикуются статьи по общему языкознанию,
био- и библиографические материалы.
Звегинцев В. А., История языкознания XIX и XX вв. в очерках
и извлечениях, 3 изд., ч. 2, М., 1965;
Слюсарева Н. А., Теория Ф. де Соссюра в свете современной
лингвистики, М., 1975;
её же, Соссюр и соссюрианство, в кн.: Философские основы
зарубежных направлений в языкознании, М., 1977;
Кузнецов В. Г., Язык как орудие культуры в концепции
лингвистов Женевской школы, «Научные доклады высшей школы.
Филологические науки», 1975, № 2;
его же, Общеязыковедческая проблематика в концепции
лингвистов Женевской школы, «Сборник научных трудов МГПИИЯ им.
М. Тореза», 1975, в. 93;
Соссюр Ф. де, Труды по языкознанию, пер. с франц.,
М., 1977;
Sechehaye A., L’école génévoise de
linguistique générale, «Indogermanische
Forschungen», 1927, t. 44;
Frei H., La linguistique saussurienne à
Genève depuis 1939, «Acta linguistica», 1945/49,
v. 5;
Godel R., L’école saussurienne de
Genève, в сб.: Trends in European and American
linguistics, 1930-1960, Utrecht - Antw., 1963;
A Geneva school reader in linguistics, Bloomington - L.,
1969;
Koerner E. F. K., Bibliographia Saussureana,
1870-1970, Metuchen (N. J.), 1972;
Engler R., European structuralism: Saussure,
«Current Trends in Linguistics», 1975, v. 13;
Amacker R., Linguistique saussurienne, Gen.,
1975.
Н. А. Слюсарева.
ЖЕНЕВСКИЕ КОНВЕНЦИИ - ЖЕНЕ́ВСКИЕ КОНВЕ́НЦИИ 1949, международные конвенции о защите жертв войны, подписанные 12 августа 1949:
1) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;
2) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;
3) об обращении с военнопленными;
4) о защите гражданского населения во время войны.
ЖЕНЕВСКИЕ КОНВЕНЦИИ 1949 - международные конвенции о защите жертв войны, подписанные 12.8.1949: 1) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;
2) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;
3) об обращении с военнопленными;
4) о защите гражданского населения во время войны.
Женевские конвенции
(Geneva Conventions), ряд междунар. соглашений но защите жертв войны, ратифицированных целиком или частично большинством стран и нек-рыми негос. орг-циями, такими, как ООП (Организация освобождения Палестины) и СВАПО (Народная организация Юго-Западной Африки). Первая Ж.к., разработанная основателем Красного Креста швейцарцем Анри Дюнаном в 1864 г., касалась проблемы обращения с ранеными на войне. Последующие Ж.к. 1907, 1929, 1949 и 1977 гг. определяли принципы обращения с военнопленными и защиты гражд. лиц и запрещали такие действия, как депортация, пытки, захват заложников, коллективные наказания и репрессии, а также использование хим. и биол. оружия. Конвенция 1977 г. (доп. протоколы к Ж.к.) предусматривала более широкий комплекс мер по защите гражд. нас. и рассматривала проблемы, связанные с внутр. войнами.
Жене́вские конве́нции 1949 - международные конвенции о защите жертв войны, подписанные 12 августа 1949: 1) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; 2) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море; 3) об обращении с военнопленными; 4) о защите гражданского населения во время войны.
ЖЕНЕВСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ (об Индокитае) - ЖЕНЕ́ВСКИЕ СОГЛАШЕ́НИЯ 1954 об Индокитае, приняты на совещании министров иностранных дел СССР, КНР, Великобритании, США и Франции (Женева, 26 апреля - 21 июля; в подготовке соглашений участвовали также представители ДРВ, Камбоджи, Лаоса и Юж. Вьетнама). Положили конец длившейся с сентября 1945 войне Франции против Вьетнама, Лаоса и Камбоджи.
ЖЕНЕВСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ (по Лаосу) - ЖЕНЕ́ВСКИЕ СОГЛАШЕ́НИЯ 1962 по Лаосу, подписаны в Женеве на совещании (май 1961 - июль 1962) представителями Бирмы, Великобритании, ДРВ, Индии, Камбоджи, Канады, КНР, Лаоса, Польши, СССР, США, Таиланда, Франции и Юж. Вьетнама. Предусматривали создание в Лаосе коалиционного правительства, нейтралитет Лаоса. Не были реализованы.
Жене́вские соглаше́ния 1954 - об Индокитае, приняты на совещании министров иностранных дел СССР, КНР, Великобритании, США и Франции (Женева, 26 апреля - 21 июля; в подготовке соглашений участвовали также представители КНР, ДРВ, Камбоджи, Лаоса и Южного Вьетнама). Положили конец длившейся с сентября 1945 войне Франции против Вьетнама, Лаоса и Камбоджи.
Жене́вские соглаше́ния 1962 - по Лаосу, подписаны в Женеве на совещании (май 1961 - июль 1962) представителями Бирмы, Великобритании, ДРВ, Индии, Камбоджи, Канады, КНР, Лаоса, Польши, СССР, США, Таиланда, Франции и Южного Вьетнама. Предусматривали создание в Лаосе коалиционного правительства, нейтралитет Лаоса. Не были реализованы.
ЖЕНЕВСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ 1954 об Индокитае - приняты на совещании министров иностранных дел СССР, КНР, Великобритании, США и Франции (Женева, 26 апреля - 21 июля; в подготовке соглашений участвовали также представители ДРВ, Камбоджи, Лаоса и Юж. Вьетнама). Положили конец длившейся с сентября 1945 войне Франции против Вьетнама, Лаоса и Камбоджи.
ЖЕНЕВСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ 1962 по Лаосу - подписаны в Женеве на совещании (май 1961 - июль 1962) представителями Бирмы, Великобритании, ДРВ, Индии, Камбоджи, Канады, КНР, Лаоса, Польши, СССР, США, Таиланда, Франции и Юж. Вьетнама. Предусматривали создание в Лаосе коалиционного правительства, нейтралитет Лаоса. Не были реализованы.
ЖЕНЕВСКИЙ ПРОТОКОЛ - ЖЕНЕ́ВСКИЙ ПРОТОКО́Л 1925, международное соглашение о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. СССР ратифицировал в 1928.
ЖЕНЕВСКИЙ ПРОТОКОЛ 1925 - международное соглашение о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. СССР ратифицировал в 1928.
ЖЕНЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - ЖЕНЕ́ВСКИЙ УНИВЕРСИТЕ́Т (Universite de Geneve), один из старейших университетов Швейцарии, расположен в Женеве (см. ЖЕНЕВА (город)).
Университет включает семь факультетов (естественных наук, медицинский, филологический, экономических и общественных наук, юридический, протестантского богословия, психологии и педагогических наук), архитектурный институт, школа письменного и устного перевода; различные научно-исследовательские центры и институты.
Основан в 1559 Ж. Кальвином (см. КАЛЬВИН Жан) как протестантское высшее богословское учебное заведение, помимо богословия, в университете преподавалось также право. В 17 в. университет становится одним из центров Просвещения, круг преподаваемых дисциплин начинает расширяться. Статус полностью светского университета с полным объемом университетских факультетов был утвержден только в 1873. Университет является ведущим учебным заведением (благодаря своему местоположению) в области дипломатических и международных отношений, а также в таких научных областях, как, например, астрономия и генетика. Преподавание ведется, главным образом, на французском языке.
В 2004 в университете обучалось 13,5 тыс студентов.
http://www.unige.ch
Жене́вское о́зеро (Леман), в Швейцарии и Франции. 582 км2, длина 72 км, глубина до 310 м. Расположено между Альпами и Юрой в древнеледниковой долине на высоте 372 м. Через Женевское озеро протекает р. Рона. Судоходство. На берегах - гг. Женева, Лозанна; климатические и бальнеологические курорты: Веве, Монтрё (Швейцария), Эвиан-ле-Бен (Франция) и др. Туризм.
* * *
ЖЕНЕВСКОЕ ОЗЕРО - ЖЕНЕ́ВСКОЕ О́ЗЕРО (Леман), в Швейцарии и Франции. 582 км2, длина 72 км, глубина до 310 м. Расположено между Альпами и Юрой в древнеледниковой долине на высоте 372 м. Через Женевское озеро протекает р. Рона. Судоходство. На берегах - города Женева, Лозанна; климатические и бальнеологические курорты: Веве, Монтре (Швейцария), Эвиан-ле-Бен (Франция) и др. Туризм.
ЖЕНЕВСКОЕ ОЗЕРО (Леман) - в Швейцарии и Франции. 582 км², длина 72 км, глубина до 310 м. Расположено между Альпами и Юрой в древнеледниковой долине на высоте 372 м. Через Женевское озеро протекает р. Рона. Судоходство. На берегах - города Женева, Лозанна; климатические и бальнеологические курорты: Веве, Монтре (Швейцария), Эвиан-ле-Бен (Франция) и др. Туризм.
Жене́вское совеща́ние - глав правительств 1955 (18-23 июля). Главы правительств СССР, США, Великобритании и Франции обсудили германский вопрос, вопрос о европейской безопасности, о разоружении, о развитии контактов между Востоком и Западом.
* * *
ЖЕНЕВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ - ЖЕНЕ́ВСКОЕ СОВЕЩА́НИЕ глав правительств 1955 (18-23 июля). Главы правительств СССР, США, Великобритании и Франции обсудили германский вопрос, вопрос о европейской безопасности, о разоружении, о развитии контактов между Востоком и Западом.
ЖЕНЕВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ глав правительств 1955 (18-23 июля). Главы правительств СССР - США, Великобритании и Франции обсудили германский вопрос, вопрос о европейской безопасности, о разоружении, о развитии контактов между Востоком и Западом.
Женевье́ва (лат. Геновева) (Genoveva, Genovefa, Geneviève) (около 422 - около 500), христианская святая, покровительница Парижа.
* * *
ЖЕНЕВЬЕВА - ЖЕНЕВЬЕ́ВА (Genevieve), Геновева (лат. Genoveva, Genovefa) (ок. 422 - ок. 500), христианская святая, покровительница Парижа. Происходила из галло-римской семьи, но получила франкское имя. С детских лет была посвящена Богу епископом Германом Оксеррским. В 451 во время угрозы нашествия Аттилы Женевьева предсказала городу избавление от нашествия и после исполнения пророчества была признана святой. С большим уважением отнеслись к Женевьеве и завоеватели-франки. Она пользовалась влиянием на короля-язычника Хильдерика и его сына Хлодвига (см. ХЛОДВИГ I), который впоследствии принял христианство. Похоронена Женевьева была в церкви Святых Апостолов, которую позднее стали называть Сент-Женевьев. Во время Великой французской революции 1798 ее прах был сожжен на Гревской площади. Некоторые реликвии сохранились в церкви Сент-Этьен-дю-Монт. Память 3 января.
- Святая, покровительница Парижа.
- Во время Великой французской революции мощи этой покровительницы Парижа были сожжены на Гревской площади.
- Персонаж оперы Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда».
- Героиня Катрин Денев в фильме «Шербурские зонтики».
ЖЕНЕВЬЕВА (Genevieve) - Геновева (лат. Genoveva, Genovefa) (ок. 422 - ок. 500), христианская святая, покровительница Парижа. Память 3 января.
ЖЕНЕРАЛИТЕ * généralités pl. Общие места, общия положения. Фюстель де Куланж заинтерсовался моей темой и предостерегал меня от всяких généralités, рекомендуя все основывать только на текстах источников, что. кажется, я и сделал в своей диссертации. 1921. Кареев Пережитое 148.
I.
ЖЕНЕРАЛЬ I * général,-e adj. Общий. - Мазурка женераль! Променад! - кричал Бобетинский, проносясь вдоль залы, весь наклонившись вперед в позе летящего архангела. Куприн Поединок. Женерально, нареч. И женерально можно сказать: со всякаго писменнаго двора крестьянскаго сходилось слишком по 16 рублев. АК 1 247.
II.
ЖЕНЕРАЛЬ II * général m. Генерал.
ЖЕНЕРОЗИТЕ générosité f. устар. Щедрость, великодушие. Я удивился, что оное предложение ратпенсионарию здесь вышло публично, но и в газетах напечатано, которое здесь многим дало в немалое размышение, причитаючи в женерозиту; но другие - в нечто партикулярное. 1710. АК 4 222. Одиночество мое понудило вас, мой государь, просить о протекции мне и оствшимся моим в отечестве, того для, по обыкновенной своей женерозите ко многим. 1712. АК 6 89. Другие малые <знаки> орденов, которые имеют кресты или другие знаки и носятся на цепочках или лентах на груди, как-то Женерозите. Тат. Лекс. // Т. Избр. 303.
ЖЕНЕРОЗНЫЙ ая, ое. généreux,-euse. Щедрый, великодушный (в речи дипломатов и двора). Сл. 18. Его Царского Величества женерозную декларацию учинить повелел. 3. 7. 1710. ПСЗ 4 500. Они на словах все женерозы, понеже домы свои также и деревни, и сады дарят. ПС 155 .Надеюсь на вашего превосходительства особливую ко мне милость, и на ваше женерозное сердце. М. Бестужев АВ 2 220. К неожиданию своему слышу. что вы стали очень женерезны, с чем вас поздравляю. 1773. Княгиня А. К. Куракина - кн. А. К. Куракину. // АК 7 241. Первому комми имперскому, надворному советнику Шпильману табакерку в тысячи две. Кажется, что и мы довольно женерозны. // А. Безбородко. АВ 13 91. Честолюбие так же свойственно женским серодцам, как и мужским. Тетка моя, Мавра Исаевна Исаева, была как бы живым воплощением этого женерозного чувства. Писемский 9-2 545. Женерозство (рож-) а, ср. Проиграл два червонца, остался один, женерозства своего показать нам нельзя <в гостях играют в карты>. 1747. М. А. Муравьев Зап. // РОА 5 93. [Полидор :] Вот деньги за табакерку, извольте ее взять. [Нимфадора :] Ты севодня своим женерожством нас пристыжаешь? Лукин Щепетильник 200. - Норм. Контексты 18 в. демонстрируют весьма широкое употребление неадаптированных форм прилагательных в западно-европейском или классическом (преим. латинском) оформлении, в функции атрибутивной и в качестве предиката. Таковы формы женероз, капабель, комод, магнифик, комплет, директ, масив. позитив, фурьез, комплезан, пропре.. оконтрер. Бирж. 237. - Лекс. Сл. 18: женерозный 1743 (-рез- 1773 ), женероз 1718.
ЖЁНЕС ВИВАНТ * jeunesse vivante. Внешний облик Латинского квартала с его веселым Буль-Мишем, .. с ликующей молодежью - notre jeunesse vivante, как с снисходительной улыбкой выражаются обычно о своем подрастающем поколении потомки Мирабо и Демулена, - с неизменными, наконец, студентками, т. е. проститутками и дамами полусвета, клиентелла которых ограничивается преимущественно студентами. СМ 1909 10 2 44.
ЖЁНЕС ДОРЕ * jeunesse dorée. Золотая молодежь. Эта - женщина, владеющая непомерною "blague" et d'un chien sans pareil <бесподобною >, как выражаются ее товарки, а за ними - вся эта прелестная jeunesse dorée невских берегов. Маркевич В окна. // БИШ. Вся эта jeunesse dorée ведет себя очень развязно.. и на перебой волочится, ради смеху, за хозяйками. Михневич Мы 212.