Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

именные (субстантивные) односоставные предложения

Лингвистические термины

Тип, при котором предложения являются принципиально безглагольными:

а) не содержат физических глагольных форм;

б) нулевых форм;

в) не предполагают пропуска глагола. В их семантике нет значений действия, процесса, признака. Они имеют бытийное значение, которое выражается синтаксически: Лето. Выделяются номинативные и генетивные предложения.

Синтаксис

Тип, при котором предложения являются принципиально безглагольными: а) не содержат физических глагольных форм; б) нулевых форм; в) не предполагают пропуска глагола. В их семантике нет значений действия, процесса, признака. Они имеют бытийное значение, которое выражается синтаксически: Было лето. Выделяются номинативные и генетивные предложения.

Полезные сервисы

именные классы

Энциклопедический словарь

Именны́е кла́ссы (лингв.), группы существительных в некоторых языках Африки, Северного Кавказа, Океании и др.; выделяются по семантическим и грамматическим признакам. Принадлежность слова к тому или иному классу определяет правила его употребления в контексте.

* * *

ИМЕННЫЕ КЛАССЫ - ИМЕННЫ́Е КЛА́ССЫ, в лингвистике - группы существительных в некоторых языках Африки, Сев. Кавказа, Океании и др.; выделяются по семантическим и грамматическим признакам. Принадлежность слова к тому или иному классу определяет правила его употребления в контексте.

Большой энциклопедический словарь

ИМЕННЫЕ КЛАССЫ - в лингвистике - группы существительных в некоторых языках Африки, Сев. Кавказа, Океании и др.; выделяются по семантическим и грамматическим признакам. Принадлежность слова к тому или иному классу определяет правила его употребления в контексте.

Лингвистика

Именны́е кла́ссы -

лексико-грамматическая категория существительного, состоящая в распределении имён по

группам (классам) в соответствии с некоторыми семантическими признаками при обязательном

формальном выражении классной принадлежности имени в структуре

предложения.

И. к. вместе с категорией рода

образуют более общую категорию согласовательных классов.

И. к. отличаются от рода иными основаниями классификации: в И. к.

признак дифференциации (реальной или метафорической) денотатов по признаку пола либо вовсе

отсутствует, либо совмещается с другими признаками, вследствие чего

системы И. к. обычно богаче, чем родовые; в более редких случаях род

существует как автономная подсистема в пределах одного из И. к.

(например, в тамильском языке, где

различаются 2 класса по признаку разумности​/​неразумности и в классе

разумных существ имена подразделяются по роду на мужские и женские).

И. к. присущи разным языкам Северной Америки (например, апачийские, на-дене языки), Африки (конго-кордофанские языки), Кавказа (нахско-дагестанские языки), Юго-Восточной Азии (дравидийские языки), Австралии, Океании.

Количество И. к. колеблется по языкам от двух до нескольких десятков

(например, для языка насиой в Новой Гвинее отмечается свыше 40

И. к.).

В большинстве языков с И. к. семантические основания классификации

затемнены и лишь отдельные классы обнаруживают относительно

единообразное содержание; например, в эйяк (на-дене) отчётливо

выделяются классы жидкостей и плодов и ягод, а остальные классы

гетерогенны по составу; в банту языках

только 1‑й класс содержит семантически однородные имена (класс людей),

прочие имеют условное семантическое определение (классы растений,

животных и т. п.), так как в них немало имён с иным значением. По типу

общего лексического значения можно различать номинативные и

оценочные И. к.: первые содержат основные наименования

объектов, вторые дают их вторичную характеристику по величине,

конфигурации, субъективной оценке говорящими и т. п. (ср. в ганда omu-ntu ‘человек’ - ogu-ntu ‘человечище’,

‘великан’, ery-ato ‘лодка’ - aka-ato ‘лодочка’, где И. к. выражены

префиксами). Но деление И. к. на два указанных типа не абсолютно: один и

тот же класс может для части имен быть номинативным, для других -

оценочным; так, в ганда 13‑й класс aka- выступает как диминутивный

(выражающий уменьшительность) по отношению к другим классам, но в нём

есть имена, для которых он номинативный (aka-mwa ‘рот’, aka-solya

‘крыша’ и т. д.); в результате многие классы в банту двойственны по

семантике, совмещая номинативные и оценочные лексические функции.

В других языках оценочные характеристики могут быть основой

классификации (например, в некоторых языках Северной Америки); при этом

принадлежность к классу является скользящей речевой характеристикой

имени, привязанной к реально наблюдаемой форме или положению объекта, а

в определённых случаях имя может быть вообще не классифицировано, если

конкретные черты объекта несущественны для содержания сообщения или если

объект предстаёт в нетипичном, деформированном состоянии. Многие учёные

считают, что оценочные признаки были первоначальной основой

классификации и в таких языках, как банту и фула, но, так как исконная семантика И. к. размыта,

главным критерием их обнаружения становится формальный.

Существуют различные определения И. к. на основе формальных

признаков; отличия между ними сводятся к большему или меньшему

акцентированию синтаксического критерия - согласования. Значительный вклад в теорию

И. к. внесли африканисты (Д. Вестерман,

К. Майнхоф, А. Клингенхебен, М. Гасри, Г. Манесси, Б. Хайне, Л. Хаймен,

У. Уайтли и другие), так как во многих африканских языках И. к. -

главная типологическая характеристика грамматической системы. Вестерман

считал достаточным для определения И. к. морфологический критерий: 1) наличие групп

существительных, объединяемых общим классным показателем (КП),

2) наличие двух серий, образуемых этими группами, - сингулярных классов

(выражающих единственное число) и плюральных классов (выражающих

множественное число), причём для каждого сингулярного класса имеется

некоторый плюральный. Это определение И. к. ориентировано на так

называемые суданские языки, где

согласование по классу между существительным и зависимыми от него

словами выражено слабее, чем в банту; в бантуистике же основной критерий

выделения И. к. - согласовательный. Имеется и более гибкое определение

И. к., исходящее из наличия любого (морфологического и/или

синтаксического) средства выражения класса, так как есть языки, в

которых И. к. в самих существительных являются скрытой категорией (см. Категория языковая), т. е. не имеют специальных

показателей, но зато наличие И. к. проявляется в формах согласуемых слов

(прилагательного, местоимения, числительного,

глагола) или иным образом (например,

синтаксической конструкцией, как в тамильском). Пример языков, не

имеющих в существительном классных показателей (КП), - дагестанские

языки (лишь некоторые имена, главным образом термины родства, могут

иметь архаичный тип с КП), ср. аварское эмен

в-ачӀана ‘отец пришёл’- эбел й-ачӀана ‘мать пришла’, где классы двух

имён выражены глагольными согласователями в-/й-.

Языки с И. к. различаются: 1) по способу морфологического выражения

класса (префикс-суффикс или комбинированный показатель, реже редупликация или фонемные и

тоновые чередования;

иногда аффиксальный способ сочетается с фонологическим, как в фула, где КП имеют 3 ступени

консонантных чередований); 2) по степени выраженности классной системы в

структуре предложения. Так, языки банту

демонстрируют максимально развитую систему средств выражения И. к.,

охватывающих как существительное, так и согласуемые с ним части речи; существительное без КП в банту -

аномалия, обычно это заимствования, архаизмы или имена, сменившие

классную принадлежность и деграмматизировавшие прежний КП, вследствие

чего класс таких имён определяется только по согласовательной модели, а

самим существительным приписываются нулевые КП, например в ганда 1‑й

класс (людей) с префиксом omu- имеет подкласс имён типа ssaalongo ‘отец

близнецов’, nnaalongo ‘мать близнецов’, kabaka ‘вождь’, lukulwe

‘главный’, ‘знатный’ и т. п., которые, оформляясь нулевым КП,

согласуются по типу omu-ntu ‘человек’: omu-ntu w-ange ‘мой человек’,

kabaka w-ange ‘мой вождь’. В тех языках, где существительное имеет

собственные КП, согласователи (адъективные, местоименные, глагольные) по

форме обычно тождественны или подобны этому КП, ср. в лингала: lo-lenge lo-ye l-a lo-beki lo-na lo-ko

lo-zali lo-lamu ‘форма эта горшка того одного есть хорошая’. Наличие

согласования - самый веский индикатор наличия И. к.; их формальное

обнаружение предполагает помещение имён в так называемые диагностические

контексты - конструкции «существительное + зависимое слово». Но даже в

группах родственных языков наблюдается расхождение по степени

согласовательной мощности И. к. Например, среди бенуэ-конголезских языков есть языки с широко

развитой согласовательной системой и с дифференцированным набором КП в

существительном (банту, в которых выделяется до 20 классов) и языки с

существенно редуцированной системой И. к., в которых представлены лишь

некоторые согласовательные типы и почти отсутствуют КП в существительном

(например, в бамилеке относительно развито лишь местоименное

согласование). Сдвиги и разрушение И. к. затрагивают прежде всего

стройность согласовательных моделей, количество согласовательных типов,

а также способы выражения числа.

Соотношение класса и числа - особая проблема, и языки с И. к.

обнаруживают в этом отношении значительное разнообразие. В идеальной

системе И. к. серии сингулярных и плюральных классов должны быть

изоморфны, однако в реальных языках такой системы нет и они могут

сравниваться по степени приближения к идеальной системе (или по степени

диспропорции между двумя сериями И. к.). Например, в суахили при 6 сингулярных классах - 5 плюральных

(локативные классы не учитываются), в тив соотношение 6/4 и один класс синкретический (сингулярно-плюральный), в фула -

20/5, в ворора (Австралия) - 2/1 плюс два синкретических класса.

Диспропорция между сериями И. к. объясняется не только наличием имён

типа singularia tantum и pluralia

tantum, имеющих лишь одну классную форму, но и различными

историческими напластованиями и затемнением семантических основ

классификации. Поэтому, например, в языках банту, вообще ближе стоящих к

идеальному типу И. к., часты синкретические классы, которые, будучи

сингулярными для некоторых имён, одновременно служат плюральными для

других классов (например, в ганда 14‑й класс obu- охватывает бесчисловые

абстрактные существительные и является плюральным для 13‑го класса

aka-). Принято считать, что в языках с И. к. категория числа была

изначально неотделима от категории класса, и тогда появление и

увеличение диспропорции между сингулярными и плюральными И. к. можно

расценивать как тенденцию к обособлению числа в самостоятельную

категорию. Языки банту находятся на начальном этапе этого процесса, а,

например, в дагестанских языках он зашёл дальше, и прежняя

классно-числовая система уже значительно деформирована, имеется

внеклассное выражение количества. Замечено также, что превращение языка

с И. к. (в частности, это имеет место в банту) в надэтническое средство

коммуникации - лингва франка или его пиджинизация (см. Пиджины), обусловливая общее упрощение

грамматической структуры, отражается в деформации классной системы:

действует тенденция к уменьшению количества плюральных КП и унификации

выражения числа с помощью ограниченного набора классов.

В вопросе о происхождении И. к. нет полной ясности. Предполагается,

что в семантическом плане И. к. отражают метафизическую классификацию

предметов и явлений действительности по их внешним признакам,

существенность которых может быть различной в разных этнических

культурах; указывается на ассоциативный принцип классификации

(соотнесённость И. к. с так называемыми семантическими полями). Неясно также, следует ли считать

многочленные системы И. к. развившимися из более бедных (в пределе -

двучленных) систем или же развитие шло по линии сокращения изначально

богатых систем; видимо, для разных языковых групп можно предполагать

различные пути развития И. к. (в т. ч. и циклические). Например, в

языках банту исторически прослеживается противопоставление 1‑го и

9‑го классов («людей» и «животных») всем прочим классам по тону КП и

согласовательных морфем (в 1‑м и 9‑м классах тон

низкий, в остальных - высокий), что может отражать древнее

противопоставление по одушевлённости -

неодушевлённости. В связи с этим важно отметить, что в некоторых бантоидных языках (например, бамилеке),

претерпевших значительное разрушение системы И. к. (генетически

связанной с системой И. к. банту), вновь наблюдается выравнивание

классных различий по линии семантической оппозиции одушевлённость - неодушевлённость

(такая тенденция присуща и языкам банту), выражаемой в единственном

числе и нейтрализуемой во множественном

числе. Развитие системы И. к. из этой оппозиции отчетливее, по-видимому,

прослеживается в дагестанских языках. В формальном плане происхождение

КП связывается обычно с местоименными (дейктическими) элементами (в частности, с

показателями определённости, как указывает

Дж. Х. Гринберг), десемантизированными и превратившимися в

аффиксы.

И. к. представляют собой менее грамматикализованную систему, чем род,

но более грамматикализованную, чем так называемые счётные

(нумеративные) классификаторы, известные ряду

языков Северной Америки и Юго-Восточной Азии (например, тцелтал, бирманский, вьетнамский и

др.). Счётно-классификаторные языки находятся на грани между классными и

бесклассными языками. Основное отличие систем счётных классификаторов от

И. к. состоит в их нетаксономическом характере:

они не разбивают имена на статичные классы, принадлежность имени к тому

или иному классу не является его постоянной характеристикой и не требует

обязательного формального выражения в каждой фразе, проявляясь только в

специальных счётных конструкциях с числительными. Семантические

основания такой классификации обычно прозрачны (форма, размер,

консистенция, расположение предметов); она остаётся преимущественно

лексической и находится вне категории числа.

Однако счётно-классификаторная система может стать основой формирования

И. к., если классификаторы получат постоянное закрепление за

определёнными группами слов с дальнейшей их грамматикализацией.

Африканское языкознание, М., 1963;

Хайдаков С. М., Принципы именной классификации в

дагестанских языках, М., 1980;

Охотина Н. В., Согласовательные классы в восточных и южных

языках банту, М., 1985;

Именные классы в языках Африки, М., 1987;

Royen G., Die nominalen Klassifikations-Systeme

in den Sprachen der Erde, Mödling bei Wien, 1929;

La classification nominale dans les langues

négro-africaines, P., [1968];

Krauss M. E., Noun classification systems in

Athapaskan, Eyak, Tlingit and Haida verbs, «International Journal of

American Linguistics», 1968, v. 34, № 3;

Dixon R. M. W., Noun classes, «Lingua», 1968,

v. 21;

Denny J. P., Creider C. A., The

semantics of noun classes in Proto-Bantu, «Studies in African

Linguistics», 1976, v. 7;

Allan K., Classifiers, «Language», 1977, v. 53,

№ 2;

Greenberg J. H., How does a language acquire

gender markers?, «Universals of Human Language», 1978, v. 3;

Noun classes and categorization, Amst. - [a. o.].

1986.

В. А. Виноградов.

Полезные сервисы

именные словосочетания

Лингвистические термины

именные словосочетания - см. словосочетание.

Полезные сервисы