Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

исмаил

Энциклопедический словарь

Исмаил - I

(1830-1895), правитель (с 1867 хедив) Египта в 1863-79. Сын Ибрахима-паши. Расширил автономию Египта. Проводил реформы, объективно способствовавшие модернизации страны. Низложен турецким султаном по настоянию европейских держав.

II

(Мулай Исмаил) (около 1646 - 1727), султан Марокко с 1672, из династии Алауитов. Подавлял сепаратистские мятежи, восстания племён, изгнал европейцев из ряда районов Марокко. Объединил страну.

Большой энциклопедический словарь

ИСМАИЛ (1830-95) - правитель (с 1867 хедив) Египта в 1863-79. Расширил автономию Египта. Проводил реформы, объективно способствовавшие капиталистическому развитию. Низложен турецким султаном по настоянию европейских держав.

-----------------------------------

ИСМАИЛ (Мулай Исмаил) (ок. 1646-1727) - султан Марокко с 1672. Подавлял феодальные мятежи, восстания племен, изгнал европейцев из ряда районов Марокко. Объединил страну.

-----------------------------------

ИСМАИЛ I (1487-1524) - шах Ирана с 1502, основатель династии Сефевидов; полководец, поэт (писал под псевд. Хатаи). При Исмаиле I территория государства Сефевидов достигла наибольших размеров. Оказал влияние на развитие всей тюркоязычной поэзии: газели, эпическая поэма "Десять писем" (1506), "Книга наставлений".

Словарь церковнославянского языка

 (евр. Бог услышит) сын Авраама от Агари, изгнанный вместе с матерью по требованию Сарры в пустыню; потомки его, измаильтяне вели кочевую и разбойническую жизнь на юге и востоке земли Ханаанской и впоследствии вошли в состав арабов или агарян.

Словарь русских имен

-а, м. Стар. форма имени Измаил (см.).

Отч.: Исмаи́лович, Исмаи́ловна.

Словарь имён

-а, муж. Стар. форма имени (см. Измаил).

Отч.: Исмаилович, Исмаиловна.

Именины

Мусульманские имена

Мужское имя.

Имя пророка

Сканворды для слова исмаил

- Персидский полководец, шах Ирана с 1502 г., поэт, автор эпической поэмы «Десять писем», «Книга наставлений».

- Персидский полководец, шах Ирана с 1502 г., основатель династии Сефевидов, поэт.

- Исламский пророк, старший сын и первенец пророка Ибрахима (Авраама) от египтянки Хаджар (Агарь).

- Опера азербайджанского композитора Абдул-Муслима Магомаева «Шах ...».

- Персидский полководец, псевдоним Хатаи, автор эпической поэмы «Десять писем», «Книга наставлений», объявивший государственной религией шиизм, покровительствовавший поэтам, художникам, ученым.

Полезные сервисы

исмаил (правитель)

Энциклопедический словарь

ИСМАИЛ (правитель) - ИСМАИ́Л (1830-95), правитель (с 1867 хедив) Египта в 1863-79. Расширил автономию Египта. Проводил реформы, объективно способствовавшие капиталистическому развитию. Низложен турецким султаном по настоянию европейских держав.

Полезные сервисы

исмаил (султан)

Энциклопедический словарь

ИСМАИЛ (султан) - ИСМАИ́Л (Мулай Исмаил) (ок. 1646-1727), султан Марокко с 1672. Подавлял феодальные мятежи, восстания племен, изгнал европейцев из ряда районов Марокко. Объединил страну.

Полезные сервисы

исмаил i

Энциклопедический словарь

Исмаи́л I (1487-1524), шах Ирана с 1502, основатель династии Сефевидов; полководец, поэт (писал под псевдонимом Хатаи). При Исмаиле I территория государства Сефевидов достигла наибольших размеров. Оказал влияние на развитие всей тюркоязычной поэзии: газели, эпическая поэма «Десять писем» (1506), «Книга наставлений».

* * *

ИСМАИЛ I - ИСМАИ́Л I (1487-1524), шах Ирана с 1502, основатель династии Сефевидов; полководец, поэт (писал под псевд. Хатаи). При Исмаиле I территория государства Сефевидов достигла наибольших размеров. Оказал влияние на развитие всей тюркоязычной поэзии: газели, эпическая поэма «Десять писем» (1506), «Книга наставлений».

Большой энциклопедический словарь

Исмаи́л I (1487—1524), шах Ирана c 1502, основатель династии Сефевидов; полководец, поэт (писал под псевдонимом Хатаи). При Исмаиле I территория государства Сефевидов достигла наибольших размеров. Объявил государственной религией шиизм. Покровительствовал поэтам, художникам, учёным. Оказал влияние на развитие всей тюркоязычной поэзии: газели, эпическая поэма «Десять писем» (1506), «Книга наставлений».

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ИСМАИЛ I (1487 - 1524), шах Ирана с 1502, основатель династии Сефевидов; полководец, поэт (писал под псевдонимом Хатаи). При Исмаиле I территория государства Сефевидов достигла наибольших размеров.

Полезные сервисы

исмаил самани

Энциклопедический словарь

Исмаи́л Самани́ (? - 907), эмир (с 874), из династии Саманидов, основатель государства в Средней Азии, правитель Мавераннахра (с 888). Успешно воевал с Ираном, проводил политику централизации.

* * *

ИСМАИЛ САМАНИ - ИСМАИ́Л САМАНИ́ (?-907), эмир (с 874) из династии Саманидов, основатель государства в Средней Азии, правитель Мавераннахра (с 888). Успешно воевал с Ираном, проводил политику централизации.

Большой энциклопедический словарь

ИСМАИЛ САМАНИ (?-907) - эмир (с 874) из династии Саманидов, основатель государства в Ср. Азии, правитель Мавераннахра (с 888). Успешно воевал с Ираном, проводил политику централизации.

Полезные сервисы

исмаил-паша

Энциклопедия Кольера

ИСМАИЛ-ПАША

ИСМАИЛ-ПАША

(1830-1895), хедив Египта, родился 31 декабря 1830 в Каире, образование получил в Париже. Его дядя Саид-паша, правитель Египта (1854-1863), поручил Исмаилу несколько зарубежных миссий, в 1861 он возглавил египетскую армию в походе против суданских повстанцев. После смерти дяди в 1863 Исмаил стал наместником Египта. Его пристрастие к роскоши и непомерные расходы привели Египет на грань банкротства. Во время его правления было завершено строительство Суэцкого канала (1869) и значительно расширились площади под посевами хлопчатника, чему способствовал рост мировых цен на хлопок во время Гражданской войны в США. Эти два события имели далеко идущие последствия для будущего экономического развития Египта. В 1866 в обмен на согласие платить дополнительную дань Исмаил добился от османского султана права наследования власти по праву первородства. Раньше наследование осуществлялось в соответствии с османской системой старшинства, по которой наследником становился старший член королевской семьи. В 1867 правитель Египта получил титул хедива (перс. "повелитель"), а вместе с ним дополнительные полномочия. Султан не всегда соблюдал эти договоренности. Позже под давлением британцев он потребовал, чтобы Исмаил отдал под его командование свой флот, сократил численность сухопутной армии, представлял на утверждение бюджет, не брал займов и не заключал политических договоров. Тем не менее в июне 1873 султан вновь изменил статус хедива и расширил его полномочия. Исмаилу была предоставлена полная свобода в осуществлении исполнительных и законодательных функций, теперь он мог увеличить численность армии, заключать неполитические договоры с иностранными державами и даже брать кредиты. В 1872 было одобрено положение о судебной системе, предложенное международной комиссией в 1869. Отношения Исмаила с зарубежными странами улучшились в 1876, когда юрисдикция местных судов в гражданских делах была отменена, и они стали подлежать рассмотрению в смешанных судах. Были проложены ирригационные каналы, построены сахарные заводы, доки, порты, в Каире, Александрии и Суэце сооружены объекты водо- и газоснабжения. Правление Исмаила ознаменовано также достижениями в области образования: были открыты первая школа для девочек, медицинское училище, военная академия, общее количество школ выросло со 185 до 4817. Исмаил аннексировал султанат Дарфур. Потерпев ряд неудач в войнах с Эфиопией, египтяне все же смогли удержать Массауа. Неудачи в войнах против абиссинцев вкупе с угрожающим финансовым положением вынудили Исмаила в 1875 продать принадлежавшие ему акции компании Суэцкого канала Великобритании за 4 млн. фунтов, и тем не менее к 1876 внешний долг Египта, составлявший в 1873 всего 3 млн., вырос до 10 млн. Поэтому в апреле 1876 Исмаил прекратил выплату процентов по долгам, перестал платить зарплату своим чиновникам и вдвое увеличил налоги. Европейский суд в Александрии, который, согласно одобренному султаном положению о судах, был учрежден вместо консульского суда, предписал Исмаилу выплатить долг и даже наложил арест на его дворец в Рамлехе. Великобритания и Франция образовали комиссию по изучению финансового состояния Египта. В результате была учреждена касса хедивского долга, и в октябре 1876 начал функционировать англо-французский двойственный контроль. В 1878 Исмаила и его родственников вынудили отдать в счет долга большую часть недвижимости и лишили права взимать налоги до тех пор, пока они не будут санкционированы комитетом, состоявшим из египтян и иностранцев. Было сформировано новое правительство во главе с Нубар-пашой, армянином по происхождению, главой финансового ведомства стал англичанин, ведомство общественных работ возглавил француз. Исмаилу предложили сократить армию, но это стало последней каплей, и он выступил против европейских держав. Нубар-паша ушел в отставку, новое правительство сформировал сын Исмаила Тевфик, однако Исмаил продолжал саботировать выполнение решений британского и французского контролеров. Попытка отсрочить выплату долгов вызвала в мае 1879 протест Германии, к ней присоединились другие державы. Месяц спустя под давлением европейских держав султан сместил Исмаила и назначил Тевфика наследником престола. Исмаил покинул Египет и с тех пор жил за границей.

Умер Исмаил в своем дворце в Константинополе 2 марта 1895.

Полезные сервисы

исмаила самани мавзолей

Энциклопедический словарь

Исмаи́ла Самани́ мавзоле́й - в Бухаре (Узбекистан). Памятник средневековой архитектуры Средней Азии; усыпальница Саманидов. Построен в конце IX - начале X вв.; однокамерный, квадратный в плане, центрально-купольный, с узорной кирпичной кладкой на фасадах и в интерьерах.

* * *

ИСМАИЛА САМАНИ МАВЗОЛЕЙ - ИСМАИ́ЛА САМАНИ́ МАВЗОЛЕ́Й в Бухаре (Узбекистан). Памятник средневековой архитектуры Ср. Азии; усыпальница Саманидов. Построен в кон. 9 - нач. 10 вв.; 1-камерный, квадратный в плане, центрально-купольный, с узорной кирпичной кладкой на фасадах и в интерьерах.

Большой энциклопедический словарь

ИСМАИЛА САМАНИ МАВЗОЛЕЙ в Бухаре (Узбекистан). Памятник средневековой архитектуры Ср. Азии; усыпальница Саманидов. Построен в кон. 9 - нач. 10 вв.; 1-камерный - квадратный в плане, центрально-купольный, с узорной кирпичной кладкой на фасадах и в интерьерах.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Исмаила Самани мавзолей.

Исмаила Самани мавзолей.

ИСМАИЛА САМАНИ МАВЗОЛЕЙ в Бухаре, в Узбекистане (конец 9 - начало 10 вв.), усыпальница Саманидов: 1-камерный, квадратный в плане, центрально-купольный, с узорной кирпичной кладкой на фасадах и в интерьерах. Отличается стройностью и гармоничностью пропорций.

Полезные сервисы

исмаила самани пик

Эпонимы

Исмаила Самани пик - см. Пик Исмаила Самани.

Полезные сервисы

исмаилзаде микаил кадыр оглы

Энциклопедический словарь

ИСМАИЛЗАДЕ Микаил Кадыр оглы - Исмаилзаде́ Микаил Кадыр оглы, см. Мюшфик (см. МЮШФИК)

Полезные сервисы

исмаилизм

Энциклопедия Кольера

ИСМАИЛИЗМ (араб. "исм'лиййа"), одна из школ классической арабо-мусульманской философии, получившая развитие в среде шиитской секты исмаилитов. Исмаилитская философия возникла во второй половине 8 в., а свой законченный характер приобрела в трудах амид ад-Дна ал-Кирмн (конец 10 - начало 11 в.), в его Успокоении разума (Рат ал-'ал, 411-й год хиджры -1020/1021). В разработке исмаилитских доктрин участвовали ан-Насаф (ум. 942/943), Хибатулл аш-Шрз (ум. 1077/1078), Ибрхм ал-мид (ум. 1161/1162), автор Сокровища отрока (Канз ал-валад), фактически являющегося комментарием на Успокоение разума и др. Исмаилизм испытал значительное влияние неоплатоническо-аристотелевского наследия, включив его элементы в свою систему. Важную роль в исмаилитских учениях, как в метафизической их части, так и в обосновании идеи "поддержки" (та'йд) исмаилитских иерархов со стороны верховных первоначал мироздания, которая имеет общешиитские корни, играет представление о пронизывающей весь универсум жизни, что в конечном счете объясняет и разумный порядок космоса, и жизненную активность сущего. Исмаилитские теоретики разрабатывали концепцию "баланса" (тавзун) макроструктур мироздания, в которых отдельные элементы соответствуют друг другу. Постижение мира, в том числе и метафизического, благодаря познанию сбалансированности его строения философы исмаилизма считают методом познания, отличающим исмаилизм от прочих философских и нефилософских течений. Истоки этой концепции восходят, вероятно, к неопифагорейским учениям, которых придерживался еще ал-Кинд

(см. ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ).

Тайное общество "Братьев чистоты" ("Ихвн а-аф'"), своеобразных энциклопедистов арабо-исламского Средневековья, включало исмаилитов или было близко к ним. Повышенное внимание к вопросам политической власти и исторической справедливости, характерное для исмаилизма как течения, возникшего в шиитской среде, сказалось и в философии, повлияв на создание собственной историософии и разработку теории исмаилитского социума как одной из центральных структур универсума. Положение о такой связанности внешнего, или явного (хир) и внутреннего, или скрытого (бин), при которой одно соответствует другому и может быть транслировано в другое, причем истина (аа) и является такой взаимной трансляцией между явным и скрытым, составляет одну из фундаментальных интуиций арабо-исламской теоретической мысли, которая получает развитие в философии

(см. АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ). Исламская мысль рассматривает некоторое внешнее действие, обнаруживающее веру (слово, действие), и внутреннее ее переживание ("утверждение в сердце", т.е. в своем знании) как две стороны, благодаря соединению которых только и возможно понятие "вера". Это положение получает в исмаилизме свое развитие: "истинное вероисповедание" (милла анфиййа), согласно исмаилитским теоретикам, возможно только как соединение "поклонения действием" ('ибда би-л-'амал), или явного поклонения, и "поклонения знанием" ('ибда би-л-'илм), или скрытого поклонения. Основная цель такого соединения - обеспечить соответствие между добродетелями, обретенными в процессе обоих поклонений, поскольку от этого зависит достижение конечного "счастья" (са'да). Трактовка этого понятия в исмаилизме синтезирует понимание, характерное для калама, с представлениями школы арабоязычного перипатетизма: это созерцательно-практический путь достижения совершенства, в котором обе стороны должны непременно быть гармонизированы, а не подчинены одна другой. Отсутствие искомой гармонии, когда любая из этих двух сторон оказывается преобладающей, оказывается, согласно теоретикам исмаилизма, неправильным с точки зрения теории и неэффективным с точки зрения практики, поскольку не дает счастья. Более того, нарушение необходимой соотнесенности внешнего и внутреннего ведет к конечной гибели человека. "Поклонение действием" очищает душу человека от несовершенств и пороков, присущих ему изначально как природному существу. Положение о природной греховности человека может быть соотносено с философией озарения (см. ИШРАКИЗМ), учащей о теле как темнице души. Избавление от присущих от природы пороков, достигаемое в поклонении действием, придает душе нравственные добродетели (фа'ил хулиййа). Правдивость (ид) возникает как результат произнесения вероисповедной формулы ислама, чистота (ахра, нафа) - как результат омовения, молитвой приносится близость (урб) к метафизическим началам сущего, щедрость (сах') появляется как результат уплаты обязательного благотворительного налога (закт), непорочность ('иффа) дается соблюдением поста, устремленность (шав) к ангельскому сонму и загробной жизни - паломничеством. Так некая нравственная добродетель ставится в соответствие одному из пяти столпов ислама. Добродетель, которую доставляет душе "поклонение знанием", именуется "мудростью" (икма). Это понятие означает в исмаилизме истинное знание, служащее общим наименованием обретаемых таким образом "формальных добродетелей" (фа'ил увариййа). Необходимую соотнесенность и сбалансированность обретаемых в явном и скрытом поклонениях добродетелей ал-Кирмн выражает в перипатетических категориях материи и формы: первые, нравственные добродетели, являются как бы материей для вторых, которые в силу этого именуются формальными добродетелями. Сочетание добродетелей, даваемых явным и внутренним поклонениями, придает душе еще одну добродетель. Это "уподобление" (ташаббух), или гармонизация человека с метафизическими началами мироздания, позволяющая ему в конечном счете достичь определенного единства с ними. Категория "подобие", с одной стороны, может быть сопоставлена с понятиями "сходства" и "сродства" как средств достижения искомого единства, использованным Плотином в Эннеадах, а с другой, не может не напоминать суфийские построения, хотя, безусловно, сами уподобление и единство понимаются в двух школах существенно различным образом. Достижение уподобления мыслится в исмаилизме как достигаемое исключительно благодаря правильному сочетанию действия и знания, тогда как в арабоязычном перипатетизме оно понимается как зависящее от "подготовленности" человека, позволяющей Действенному Разуму оказать на него свое благотворное воздействие. Уподобление осмысляется как "связанность" с Первым Разумом, в результате чего душа приобретает характерное вечное пребывание, бессмертие. Такое пребывание окажется счастьем только в том случае, если внутренним добродетелям человека будут соответствовать добродетели, обретенные в результате явного поклонения. В противном случае вечное пребывание обернется вечной мукой: "терзание" (шава), противоположность счастья, заключается именно в несбалансированности, негармоничности добродетелей внешнего поклонения (правдивость, чистота и т.д.) и добродетелей внутренних ("мудрость" и "уподобление" метафизическим началам). Единство внешней и внутренней сторон осмысляется и в терминах потенциальности и актуальности. Душа - потенциальный разум; лишь приобретя формальные добродетели, т.е. истинные знания, она становится действительным разумом. Показателем потенциальности души служит непостоянство ее действий: актуальное неизменно, тогда как душа переменчива в своих действиях. Движение души от потенциальности к актуальности оказывается и процессом постепенного обретения добродетелей. В качестве первой на этом пути в исмаилизме, как и вообще в исламской традиции, фигурирует "стыдливость" (ай'). Поскольку каждая из добродетелей становится шагом к обретению душой своей актуальности, т.е. разумности, стыдливость составляет признак разума. Путь обретения бытийного совершенства совпадает, с одной стороны, с совершенствованием познавательных способностей и приростом самого знания, а с другой стороны, тождествен этическому совершенствованию человека. Движение по этому пути человек совершает благодаря тому, что его душе присуще "стремление" (шав). Если душа стремится к обретению знания, т.е. формальной добродетели, такое стремление именуется "волей" (ирда). Воля - высшая способность души, а условием для ее проявления служит "выбор" (ихтийр). Формальные добродетели (т.е. полное знание) являются не чем иным, как знанием, которым обладает Первый Разум. Если Ибн Сн считает "тонкость" человеческой души условием ее соединения с Действенным Разумом, то в исмаилизме человеческая душа считается неспособной достичь конечного счастья как таковая, собственными силами. Формальная добродетель может быть получена только от тех, кто обладает "поддержкой" мироздания. Такими людьми были посланники, приносившие человечеству Законы, в нашу эпоху в каждый данный момент поддержкой пользуется глава исмаилитской общины. Именно "поддержанные" (му'аййадн), обладающие благодатью высших начал мироздания, и являются "людьми по истине", все прочие могут обрести полноту человечности только при их посредстве. Понятие истинного человека в исмаилизме соотносимо с перипатетическим пониманием сущности человека как "разумного животного", поскольку разумность составляет суть человечности и в исмаилитском учении. Однако здесь под разумностью понимается не просто способность к запечатлению форм знаний, но актуальное обладание абсолютным знанием, включающее в понятие разумности полное совершенство. Полное знание, необходимое для достижения совершенства и конечного счастья, нисходит от высшего иерарха к обычным верующим, как правило, через ряд ступеней, которые образуют строгую внутреннюю иерархию исмаилитской общины, и убывает по мере такого нисхождения. Учение о поддержке, которой обладают избранные, противоречит общеисламским положениям, исключающим существование какого-либо посредника между Богом и человеком. В исмаилитском учении высший иерарх, имам, осмысляется как актуальное начало, взаимодействующее с началом потенциальным, каковым является Писание. Кораническому тексту отводится роль материи для воздействия толковательной деятельности "поддержанного" исмаилитского имама. Эти положения представляют собой продолжение шиитского тезиса о том, что имамы являются носителями абсолютного знания и только они в силах сообщить истину. Поскольку малейшее отступление от совершенства ведет к страданию, причем зачастую сделанную ошибку невозможно исправить (ведь неправильная форма укореняется в душе и уже не может быть изъята), а правильное представление о путях обретения совершенства дается только в исмаилитском учении, то любое учение, хоть в чем-то не совпадающее с исмаилитскими теориями, объявляется бесовским, а его принятие - источником вечного страдания. Для мусульманской этической мысли характерно положение о том, что человек получает награду и наказание за свои поступки еще при жизни. Этот же тезис о непосредственности награды и наказания присутствует и в исмаилизме. Тот, кто в своем стремлении к добродетели соединяет явное поклонение со скрытым, получает полную награду и в дольнем мире, сполна достигая желанного, и в мире загробном, заслужив вечное пребывание. Когда правильный баланс между явным и скрытым поклонением нарушается, каждое из поклонений дает соответствующую ему награду, однако поскольку одна сторона не соединена с другой, такая награда оказывается для человека не счастьем, а терзанием. Тот, кто практикует скрытое поклонение, пренебрегая явным, получает полагающееся ему в качестве награды вечное пребывание, которое, однако, становится для такого человека мкой. За показную, т.е. проявляющуюся только во внешнем добродетель следует соответствующее ей воздаяние - также внешнее, т.е. успех в земной жизни. Подлинность, однако, состоит в соединении внешней и внутренней сторон, лицемер же как раз и упускает внутреннюю сторону. В этом исмаилизм следует общеисламской традиции; отличие исмаилитской этики от суннитской в том, что лицемера она считает безусловно лишенным надежды на загробное воздаяние. Как в своем действии тот упустил внутреннюю сторону добродетели, так и награда его имеет лишь внешнюю (немедленную, касающуюся дольней жизни), но не внутреннюю (конечную, связанную с вечной жизнью) сторону. Загробное воздаяние наступает после Судного дня и выражается для праведников в том, что их души образуют единую вечно пребывающую форму - Второй Предел универсума, столь же совершенный, как его Первый Предел, или Первый Разум, а потому столь же блаженный. Это состояние характеризуется в исмаилизме как "собрание всех добродетелей", т.е. полное совершенство. Души тех, кто не обрел полного совершенства, обречены на вечное страдание. История, согласно исмаилитским учениям, совершается как один большой цикл, начинающийся сотворением Первого Предела универсума и заканчивающийся возникновением Второго Предела. Завершителю истории, "запечатывающему" ее, еще предстоит явиться в самом конце времен, когда им будет переустроен мир и водворена полная справедливость и добродетельная праведность. В исмаилизме сохраняется общеисламское представление о том, что известное нам мироустроение - наилучшее из возможных. Это вытекает из совершенства Первоначала универсума (Первого Разума). Влияние этого изливающего из себя мироздание первоначала на универсум описывается через термин "светы" (анвр): "светы" Разумов струятся в подлунном мире, придавая ему совершенство и передавая природе ту Жизнь, которая присуща Первоначалу. Метафорически неизбежность наилучшего устроения мироздания выражается двумя терминами, "промысел" ('инйа) и "мудрость" (икма). Божественная мудрость обеспечивает совершенную полноту бытия, когда ничто из того, что может существовать, не упущено, а промысел воплощает попечение о том, чтобы всякое сущее имело наидостойнейшее существование. Промысел и мудрость служат метафорическими выражениями потому, что в исмаилизме положение о непроизвольности эманации, а следовательно, Первоначало мироздания не рассматривается как обладающее волей в подлинном смысле слова. Тот факт, что мир устроен наилучшим образом, вовсе не означает, что в нем отсутствует зло. С одной стороны, зло относительно: злом для конкретного человека является все, что не совпадает с императивом приобретения нравственных и формальных добродетелей. С другой стороны, в исмаилизме можно заметить появление понятия объективного зла, которое трактуется в неоплатоническом ключе. С этой точки, зрения зло возникает в результате переизбытка первоматерии: после того, как в устроении мира исчерпаны высшие формы, оставшейся материи верховный промысел придает низшие формы, каковыми оказываются формы ядовитых тварей. Впрочем, и в данном случае не нарушен императив соблюдения наидостойнейшего: лучшего для этой материи нельзя было бы и пожелать, а с другой стороны, остальные существа терпят таким образом минимальный ущерб, поскольку, оставшись неоформленной, такая материя стала бы источником их гибели. Традиция исмаилизма не знает института церкви: понятие "поддержка" максимально приближается к понятию "благодать". Без овладения всей полнотой исмаилитского учения человек не может надеяться на полное совершенство и полное воздаяние, а овладеть им можно, только принадлежа исмаилитской общине и непрестанно подтверждая словом и делом свою верность. Исмаилитская этика ориентирует своих последователей на максимальное приложение сил, на достижение не просто посильного, но абсолютного, что, впрочем, вообще типично для шиизма в сравнении с суннизмом. Для нее характерна также крайняя нетерпимость: если в суннитском учении человек не считается потерявшим статус верующего (а значит - заслуживающего конечного счастья) даже, как правило, после совершения великих грехов, то исмаилитские теоретики не испытывают в данном вопросе никаких колебаний, объявляя последователями "подлинной веры" только тех, кто принимает исмаилитское учение, и относя всех прочих к злонамеренным учителям или заблудшим душам.

ЛИТЕРАТУРА

Бертельс А.Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. М., 1959 Семенова Л.А. Из истории фатимидского Египта. М., 1974 Малышева Д.Б. Исмаилиты. - Вопросы истории, 1977, № 2 Строева Л.В. Государство исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. М., 1978 Семенова Л.А. Фатимидский исмаилизм в современном западном востоковедении. - В кн.: Ислам в истории народов Востока. М., 1981 Родионов М.А. Учение друзов в изложении Сами Насиба Макарима. - В кн.: Ислам: религия, общество, государство. М., 1984 Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. Душанбе, 1987 Аль-Кирмани, Хамид ад-Дин. Успокоение разума. М., 1995

Евразийская мудрость от А до Я.

ИСМАИЛИЗМ -

одна из основных ветвей шиитского направления ислама, возникшая еще в 8 в. и получившая интенсивное развитие вплоть до конца 20 в. В учении исмаилизма выделяют внешний экзотерический аспект, доступный всем, и внутренний (эзотерический), доступный посвященным и основанный на аллегорическом толковании Корана и постижении его сокровенных истин. Центральными оказываются идеи циклическою развития и мистической космологии. Цель сотворения земного мира - реализация божественной истины Аллаха, который подразделяется на семь пророческих циклов. На этой основе разработана концепция 12 регионов, возглавляемых 12 проповедниками, которые имеют право толковать Коран. Повиновение имаму - «управителю» данного пророческого цикла, является абсолютно обязательным. В настоящее время  исмаилизм и его лидер - мощная духовная и политическая сила в мусульманском мире.

Орфографический словарь

исмаили́зм, -а

Грамматический словарь

исмаили́зм м 1a

Полезные сервисы

исмаилит

Синонимы к слову исмаилит

сущ., кол-во синонимов: 1

Грамматический словарь

исмаили́т мо 1a

Словарь иностранных слов

исмаилит

- а, м., одуш. (по имени потомка первого шиитского имама Али - Исмаила).

1. Исмаилиты - приверженцы мусульманской шиитской (см. шиизм) секты, возникшей в середине 8 в. в арабском халифате и распространившейся во всех странах Ближнего и Ср. Востока.

2. Член такой секты.

Исмаилитский - относящийся к исмаилитам.

Полезные сервисы

исмаилитский

Орфографический словарь

исмаили́тский

Грамматический словарь

исмаили́тский п 3a✕~

Полезные сервисы

исмаилиты

Энциклопедический словарь

Исмаили́ты - приверженцы мусульманской шиитской секты, возникшей в Халифате в VIII в. и названной по имени Исмаила (старшего сына 6-го шиитского имама), сына которого исмаилиты, в отличие от других шиитов, считали законным 7-м имамом.

* * *

ИСМАИЛИТЫ - ИСМАИЛИ́ТЫ, приверженцы мусульманской шиитской секты, возникшей в Халифате в 8 в. и названной по имени Исмаила (старшего сына 6-го шиитского имама (см. ИМАМ)), сына которого исмаилиты, в отличие от других шиитов, считали законным 7-м имамом.

Большой энциклопедический словарь

ИСМАИЛИТЫ - приверженцы мусульманской шиитской секты, возникшей в Халифате в 8 в. и названной по имени Исмаила (старшего сына 6-го шиитского имама), сына которого исмаилиты, в отличие от других шиитов, считали законным 7-м имамом.

Энциклопедия Кольера

ИСМАИЛИТЫ (араб. "аль-исма'илийа"), одна из ветвей шиитского ислама, приверженцы которой верят, что лишь потомки шестого имама Джафара ас-Садика (ум. 765) и его сына Исмаила унаследовали имамат. Поскольку исмаилиты ограничивают количество имамов числом семь, их называют также "семеричниками". Большинство шиитов полагают, что Исмаил был недостоин служить имамом, но исмаилиты возражают, что непогрешимый имам, поставленный самим Богом, не может лишиться своего статуса из-за какого-либо проступка (например, употребления вина). Исмаила его последователи считали скрытым имамом. Следуя пифагорейской системе, они строили свою космологию вокруг числа 7. Создав гигантскую пропагандистскую машину, исмаилиты сыграли важную роль в социально-политических конфликтах и переворотах в средневековом исламе, положив начало движениям фатимидов, ассасинов и друзов. Источником их силы, проявившейся, в частности, в движении карматов в Сирии и Ираке (ок. 870-1000), была как деятельность социально неустойчивых элементов, так и глубокое религиозное чувство. Созданные ими эзотерические доктрины включали ряд неисламских идей и мотивов. Номинальным главой современных исмаилитов является Ага-Хан из Бомбея, считающий себя потомком седьмого шиитского имама Исмаила.

Орфографический словарь

исмаили́ты, -ов, ед. ч. -ли́т, -а

Словарь ударений

исмаили́ты, -ов

Словарь иностранных слов

Тоже, что ассасины.

Полезные сервисы

исмаилия

Энциклопедический словарь

Исмаили́я - город в Египте, на озере Тимсах (через которое проходит Суэцкий канал), административный центр мухафазы Исмаилия. 255 тыс. жителей (1992). Пищевая, химическая, машиностроительная промышленность.

* * *

ИСМАИЛИЯ - ИСМАИЛИ́Я (al-Ismailiyah), город в Египте (см. ЕГИПЕТ), при впадении канала Исмаилия в озеро Тимсах, через которое проходит Суэцкий канал (см. СУЭЦКИЙ КАНАЛ). Административный центр мухафазы Исмаилия. Население 304 тыс. человек (2004). Пищевая, химическая, машиностроительная промышленность. Транспортный узел. В районе Исмаилии - карьеры по разработке строительного камня. Завод по сборке теле- и радиоаппаратуры.

Исмаилия была основана в 1863 при строительстве Суэцкого канала. Здесь расположена штаб-квартира администрации канала. Вплоть до 1967 большая часть населения была занята обслуживанием канала.

Город разделен на арабскую и европейскую части. Берег залива под названием «Бухайрат тимсах» (в переводе с арабского - «Озеро крокодила») занимают гостиницы и пансионы.

Большой энциклопедический словарь

ИСМАИЛИЯ - город в Египте, на оз. Тимсах (через которое проходит Суэцкий канал), административный центр мухафазы Исмаилия. 247 тыс. жителей (1991). Пищевая, химическая, машиностроительная промышленность.

Грамматический словарь

Исмаили́я ж

Сканворды для слова исмаилия

- Порт в Египте.

- Египетский футбольный клуб.

Полезные сервисы

исмаиллы

Энциклопедический словарь

ИСМАИЛЛЫ - ИСМАИЛЛЫ́, город (с 1967) в Азербайджане, в 47 км от железнодорожной станции Мюсюсли. Население 13,5 тыс человек (2004). Предприятия легкой и пищевой промышленности, асфальтовый завод.

Большой энциклопедический словарь

ИСМАИЛЛЫ - город (с 1967) в Азербайджане, в 47 км от ж.-д. ст. Мюсюсли. 12,3 тыс. жителей (1991). Предприятия легкой и пищевой промышленности, асфальтовый завод и др.

Сканворды для слова исмаиллы

- Город в Азербайджане.

Полезные сервисы

исмаилов

Словарь русских фамилий

ИСМАИЛОВ

Среди русифицированных фамилий тюркского происхождения большое распространение получили те, что образованы от имен пророков из Библии, упомянутых в Коране: Авраам - Ибрагим, Соломон - Сулейман и т.д.: Ибрагимов, Музаев, Мусаев, Мусин (от Моисей), Сулейманов, Юсупов (от Иосиф), Яхьяев (от Иоанн Креститель). На первый взгляд, в этот же ряд стоит поставить и фамилии Измаилов, Измайлов, Исмаилов, но это не так. Здесь основой является крестильное имя Измаил (от древнееврейского - ‘услышит Бог’), так же как и в фамилии Измаильский.

ИЗМАЙЛОВ ИЗМАИЛОВ ИСМАИЛОВ ИСМАГИЛОВ

Многие русские Измайловы, памятуя поэму Лермонтова "Измаил-Бей" и другие произведения о Востоке, убеждены, что они не иначе как тюркского, мусульманского происхождения. Однако Измаил - одно из библейских имен, заимствованное как мусульманами, так и православными. (Ф). Эти фамилии происходят от собственного арабского имени (древне- еврейского), широко известного и популярного не только у тюркоязычных, но и у всех народов, имевших господствующей религией ислам. Имя Измаил (услышит бог).(Б).

ИСМАИЛОВ

Среди русифицированных фамилий тюркского происхождения большое распространение получили те, что образованы от имен пророков из Библии, упомянутых в Коране: Авраам - Ибрагим, Соломон - Сулейман и т.д.: Ибрагимов, Музаев, Мусаев, Мусин (от Моисей), Сулейманов, Юсупов (от Иосиф), Яхьяев (от Иоанн Креститель). На первый взгляд, в этот же ряд стоит поставить и фамилии Измаилов, Измайлов, Исмаилов, но это не так. Здесь основой является крестильное имя Измаил (от древнееврейского - ‘услышит Бог’), так же как и в фамилии Измаильский.

Полезные сервисы

исмаиль

Сканворды для слова исмаиль

- Имя албанского писателя, поэта Кадаре.

Полезные сервисы