сущ., кол-во синонимов: 1
единица (830)
прил., кол-во синонимов: 31
блазнивший (10)
видевшийся (31)
возникавший (108)
выглядевший (16)
глючившийся (2)
глядевший (86)
грезившийся (14)
думавшийся (10)
имевший вид (3)
мерещившийся (22)
мнившийся (8)
мстившийся (7)
нравившийся (33)
показывавшийся (79)
появлявшийся (93)
представлявшийся (75)
представлявшийся в воображении (5)
представлявшийся на взгляд (5)
принимавший вид (10)
производивший впечатление (21)
рисовавшийся (52)
сдававшийся (34)
слышавшийся (23)
смотревший (152)
смотревшийся (15)
чудившийся (22)
чуявшийся (16)
Казадезю́с (Casadesus), семья французских музыкантов. Анри (1879-1947), альтист, композитор, исполнитель на виоль д’амур. Основал в Париже Общество старинных музыкальных инструментов (1901-1939), возглавлял ансамбль при нём. Популяризатор музыки XVI-XVIII вв. Его племянник - Робер (1899-1972), пианист. Прославился исполнением произведений В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Листа, Ф. Шопена. Гастролировал (в СССР с 1929).
* * *
КАЗАДЕЗЮС - КАЗАДЕЗЮ́С (Casadesus), семья французских музыкантов:
1) Анри (1879-1947), альтист. Основал в Париже Общество старинных музыкальных инструментов (1901-39), возглавлял ансамбль при нем. Популяризатор музыки 16-18 вв.
2) Его племянник - Робер (1899-1972), пианист. Прославился исполнением произведений В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Листа, Ф. Шопена.
КАЗАДЕЗЮС (Casadesus) - семья французских музыкантов: 1) Анри (1879-1947), альтист. Основал в Париже Общество старинных музыкальных инструментов (1901-39), возглавлял ансамбль при нем. Популяризатор музыки 16-18 вв.
2) Его племянник - Робер (1899-1972), пианист. Прославился исполнением произведений В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Листа, Ф. Шопена.
I м.
1. Член военно-земледельческой общины вольных поселенцев из бежавших на окраины государства (Дон, Яик, Запорожье) крепостных крестьян, холопов и городской бедноты (на Руси XIV - XVII вв.).
2. Представитель военного сословия, уроженец какой-либо из бывших окраинных областей государства (области Войска Донского, Кубанской, Терской, Оренбургской и т.п.), обязанный нести службу в особых войсковых частях со своим снаряжением, оружием и конем за льготное пользование землей (в Российском государстве с XVIII в.).
отт. Крестьянин - потомок этого военного сословия.
отт. Рядовой особых - обычно кавалерийских - войсковых частей, комплектовавшихся из представителей такого сословия.
3. Уроженец некоторых областей России, жители которых в Российском государстве до 1917 г. обязаны были нести службу в особых войсковых частях.
II м.
Старинная верхняя одежда в виде широкого плаща (иногда с рукавами, пелериной и капюшоном).
КАЗА́К - сущ., м., употр. нечасто
Морфология: (нет) кого? каза́ка и казака́, кому? каза́ку и казаку́, (вижу) кого? каза́ка и казака́, кем? каза́ком и казако́м, о ком? о каза́ке и о казаке́; мн. кто? каза́ки и казаки́, (нет) кого? каза́ков и казако́в, кому? каза́кам и казака́м, (вижу) кого? каза́ков и казако́в, кем? каза́ками и казака́ми, о ком? о каза́ках и о казака́х; сущ., ж. каза́чка
1. В России XV-XVII вв. казаками называли членов общины поселенцев на окраинах государства.
Вольные, запорожские казаки.
2. Казаками раньше называли представителей военного сословия, которое складывалось на окраинах России в XV-XVII вв. из беглых крепостных крестьян и городской бедноты.
Донские, уральские казаки. | Казаки этих хуторов должны были явиться к сбору в станицу.
3. Казаками называют жителей некоторых областей России (бывших войсковых областей: Кубанской, Оренбургской и т. д.).
В станице живут три с половиной тысячи казаков и казачек.
4. Вольным казаком называют свободного человека, который ни от кого не зависит.
Я вольный казак: могу ехать, куда захочу.
каза́цкий прил.
каза́чий прил.
КАЗА́К (козак устар.), казака, мн. казаки и (устар.) казаки, муж. (тюрк. kazak - бобыль).
1. Представитель тяглого или податного сословия, уклонявшийся от тяжелых государственных повинностей и искавший более легкой жизни либо в вольных поселениях по окраинам Московского государства (в Запорожской Сечи, на Дону, в Сибири), либо в разбойничестве (ист.). Запорожский казак. Воровской казак. «И казаки на клич Палея не налетят со всех сторон.» Пушкин.
|| Эпитет разбойника-богатыря в народной поэзии. «Как на лодке гребцы удалые, казаки, ребята молодые.» Пушкин.
2. Уроженец какой-нибудь войсковой области (Войска Донского, Войска Уральского и др.), льготный землевладелец, обязанный государству военной службой (в конном строю) на особых условиях (дорев.)."Тихий Дон" Шолохова - роман из жизни донских казаков. Казаки, в массе своей являясь носителями кулацкой идеологии, были опорой самодержавия.
|| Солдат особых войсковых частей, комплектовавшихся из лиц этого сословия (дорев.). Казаки с нагайками бросились на рабочую демонстрацию. «Мимо него скакали казаки подоспевшей третьей сотни.» Шолохов.
• Вольный казак (разг.) - вполне свободный, ни от кого не зависящий человек.
КАЗА́К, -а, мн. -и, -ов и -и́, -о́в, муж.
1. В старину на Украине и в России: член военно-земледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства. Запорожский к. Донской к.
2. На Дону, на Кубани, Тереке, Амуре и в других войсковых областях: крестьянин, потомок таких поселенцев, а также (до 1920 г. и в годы Великой Отечественной войны) боец кавалерийской воинской части, состоящей из этих крестьян; сейчаспотомок таких крестьян, бойцов. Кубанские, уральские, сибирские казаки. Станичные казаки.
Вольный казак1) то же, что казак (в 1 знач.); 2) свободный, ни от кого не зависящий человек.
| уменьш. казачок, -чка, муж.
| прил. казачий, -ья, -ье и казацкий, -ая, -ое. Казачье войско. Казацкая сабля.
КАЗАК - муж. или козак (вероятно от среднеазиатского казмак, скитаться, бродить, как гайдук, гайдамака, от гайда; ускок от ускочить, бежать; бродяга от бродить и пр. Киргизы сами себя зовут казак), войсковой обыватель, поселенный воин, принадлежащий к особому сословию казаков, легкого конного войска, обязанного служить по вызову на своих конях, в своей одежде и вооружении. Есть и пешие казаки, в числе которых более известны черноморские пластуны. Вообще, казак числится малолетком от 17 до 20 лет; служащим или служилым до 50 или 55-ти; потом еще 5 лет домоседным, а затем отставным. Малороссийские казаки те же крестьяне и ставят рекрут на своих правах. По занимаемым землям, единству управления, казаки каждого именования образуют отдельное войско, под началом атамана: Донское казачье войско, Уральское, Оренбургское, Терское, Кубанское и пр. Казаки - глаза и уши армии, Суворов. Казаки все наголо (поголовно вел) атаманы. Терпи, казак, атаман будешь. Не всем козакам в атаманах быть. Бог не без милости, казак не без счастия. Казак и в беде не плачет. Без коня казак кругом сирота (хоть плачь сирота). Казак голоден, а конь его сыт. Казаку конь себя дороже. Казак сам голодает, а лошадь сыта. Без коня не казак. Казак без коня, что солдат без ружья. Казаки обычьем собаки. Казак глазастая собака. У наших казаков обычай таков: где просторно (где пролезешь), тут и спать ложись. У наших казаков (молодцов) обычай таков: поцеловал куму, да и губы в суму. Коли казак, так и с Дону. Казак Донской - что карась озерной: икрян (и прян) и солен. Казаки что дети: и много поедят, и малым наедятся. Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает. Чайка киги, а казак хихи! чибис остерегает криком от опасности. На удачу казак на лошадь садится, на удачу казака и конь бьет. Казак и гривки прихватит, с пикой, чтобы сильнее ударить. Пришли казаки с Дону, да прогнала ляхов до(к)дому.
| Насекомое казак, Dytiscum marginalis.
| Растен. казак, ископыть.
| В пермяц. (с пермяцкого) казак, боров, кладеный кабан.
| Казак, тракилок, сиб. пташка Plectorhanes lapponicus.
| Казаки твер. игра горелки, горелышки, побегушки, разбежки. Казачка жен. женщина или девка казачьего сословия.
| Рогаль, рукоять у сохи, за что пахарь держит соху.
| казач. казакин, нестеганый бешмет.
| Казак муж. казачиха жен., сев., новг. батрак, годовой наемный работник, не поденщик. Не надейся, попадья, на попа, держи своего казака.
| Казаками, казачками, зовут иногда молодых дворовых людей, одеваемых подобно казакам, также гонцов, конных рассыльных и пр.
| Казак и казачиха, архан. самец и самка моржа.
| Старая, матерая белуха, желтяк (самец?) архан. Казачек, казаченок, -ночек ·умалит.; казаченька ласк., казачишка унизительное, казачина ·увел.
| Казачек, мальчик для прислуги, одетый в казакин им в черкеску, и под казачьей стрижкою.
| пермяц. поросенок самец.
| сиб. самец кабарги.
| архан. селезень утиной породы гоголя, гоглюх.
| Известный вид пляски, перенятой у казаков.
| Казаченок, малый работник, особ. подпасок, помощник пастуху, пск. Казачина муж. казак молодец;
| жен., собир. казачье войско, сословие, быт и состоянье; земля, обитаемая казаками. Казаков, казачкин, казачихин, ему, ей принадлежащий. Казакин муж. полукафтан с борами, прямым воротником, без пуговиц, на крючках. Казацкий, казачий, к казакам относящийся. Казацкая одежда, казацкие ухватки. Казачий полк. Казачий урядник. - можжевел, Juniperus Sabina, вид можжевельника. Казачья стрижка, круглая, под айдар, раскинутый обрубом во всю голову чуб. Казаковатый, похожий на казака. Солнце за лес - казацкая радость, на грабеж. Еще казацкая матка (сабля) жива (или: не умерла. Богдан Хмельницкий). Казаковать, наездничать, жить казаком. Ныне плохо казакуется, не дают или нельзя казаковать. Казакованье, действие по гл. Казачить новг. казачничать твер. батрачить, батраковать, жить у кого в работниках по найму. Казаченье, казачничанье, ·сост. по гл. или действие по гл.
КАЗА́К, -а́, мн каза́ки, -ов и казаки́, -о́в, м
Человек, который обязан по вызову нести военную службу в легком конном войске на своем коне, со своей одеждой и вооружением.
Хуторской казак Александр Коломыйцев, замначальника охраны больницы, сидел на коне и помахивал кнутом (Газ.).
КАЗА́К -а́; мн. каза́ки, -ов и казаки́ -о́в; м. [от тюрк. казак - вольный человек]
1. В России 15 - 17 вв.: вольный человек, член военно-земледельческой общины поселенцев на окраинах государства. Запорожские казаки.
2. Представитель военного сословия (которое сложилось на окраинах русского государства в 15 - 17 вв. из бежавших крепостных крестьян, холопов и городской бедноты), с 18 в. обязанный по вызову нести военную службу в лёгком конном войске на своём коне, со своей одеждой и вооружением за льготное пользование землёй. Донские казаки. Терские казаки.
3. Уроженец, житель некоторых областей России (бывших войсковых областей: Кубанской, Оренбургской, войска Донского и др.).
◊ Вольный каза́к. Разг. О свободном, ни от кого не зависящем человеке.
◁ Каза́чка (см.). Каза́цкий, -ая, -ое. Каза́чий (см.).
-а́, мн. каза́ки и казаки́, м.
1. В Русском государстве 15-17 вв.: вольный человек из бежавших на окраины государства (Дон, Яик, Запорожье) крепостных крестьян, холопов и городской бедноты.
Запорожские казаки.
2. Представитель военного сословия, которое складывалось на окраинах Русского государства в 15-17 вв. из этих вольных людей, а с 18 в. обязано было нести военную службу за льготное пользование землей (житель войсковых областей: Кубанской, Оренбургской, войска Донского и др.).
Донские казаки. Терские казаки.
||
Рядовой воинской части, состоящей из представителей этого сословия.
Взводный офицер оставил на опушке леса четырех казаков со взводным урядником. Шолохов, Тихий Дон.
3. Уроженец некоторых областей СССР (бывших войсковых областей).
Из задних рядов долго пробирался к сцене невысокий, в сером зипуне, казак. Шолохов, Поднятая целина.
◊
- вольный казак
[От тюрк. казак - вольный человек]
Казак - и КОЗА/К, а, м.
1. В русском государстве XV-XVIII вв. - вольный человек из крепостных крестьян, холопов и городской бедноты, бежавших на окраины страны (Дон, Яик, Запорожье).
► Хозяин, родом яицкий казак, казался му жик лет шестидесяти, еще свежий и бодрый. // Пушкин. Капитанская дочка //
2. Лицо из особого сословия землевладельцев, обязанное за определенные льготы нести долгосрочную военную службу.
► Козаки сошли с коней своих, взошли на паром. // Гоголь. Тарас Бульба //
Вольный казак. Разг. часто Шутл. 1. О независимом человеке, не признающем никаких притеснений. 2. О холостяке. БМС 1998, 239; ФСРЯ, 188; ШЗФ 2001, 42; Мокиенко 1986, 33-34; Глухов 1988, 14.
Казак лихой. Жарг. угол. Грабитель русского происхождения. Балдаев 1, 175; ББИ, 98. Образовано сокращением строки известной советской песни: «Казак лихой, орёл степной».
Казака клеить. Жарг. арест. Уговаривать контролера ИТУ, чтобы тот за вознаграждение разрешил пронос наркотиков на территорию колонии. ТСУЖ, 79.
Быть (жить, ходить) в казаках. Волог., Кар. Работать по найму, батрачить в крестьянском хозяйстве. СВГ 3, 31; СРГК 2, 311.
Когда казаки плачут. Жарг. арм. Шутл.-ирон. О наряде, дежурстве в выходной день. Максимов, 186. По названию кинофильма (1963) по мотивам «Донских рассказов» М. Шолохова. Кожевников 2001, 460.
A и B сущ; 207 иск см. Приложение II
каза́ка и́ казака́
мн.
каза́ки и́ казаки́
каза́ков и́ казако́в́
играть в казаки́-разбойники
Как - «краше сказок няниных
Страна: что в рай - что в Пермь...»
Каза́ки женок сманенных
Проигрывали в зернь.
М. И. Цветаева, Сибирь
И перед ним уже в туманах
Сверкали русские штыки,
И окликались на курганах
Сторожевые казаки́.
А. С. Пушкин, Кавказский пленник
Примеры с правильным ударением:
Вариантность ударения представлена и в звучании поговорок: Каза́ки обычьем собаки. У наших казако́в обычай таков: где просторно, тут и спать ложись.
1. каза́к, каза́ки, казака́, каза́ков, казаку́, каза́кам, казака́, каза́ков, казако́м, каза́ками, казаке́, каза́ках
2. каза́к, казаки́, казака́, казако́в, казаку́, казака́м, казака́, казако́в, казако́м, казака́ми, казаке́, казака́х
сущ., кол-во синонимов: 26
атаманец (1)
белоказак (1)
донец (4)
запорожец (6)
ископыть (11)
казаченек (2)
казаченька (2)
казаченьки (1)
казачина (2)
казачишка (1)
казачок (10)
казуня (1)
кубанец (2)
морж (7)
насекомое (281)
пластун (3)
растение (4422)
рубака (6)
сердюк (1)
сечевик (2)
служилый (8)
станичник (4)
терец (1)
тракилок (2)
черкас (2)
чигуня (1)
Тюркские языки оказали на русскую лексику огромное влияние, о чем. свидетельствует и такое, казалось бы, исконно русское слово, как казак - заимствованное из тюркских языков, где оно означало "вольный человек".
каза́к
а́-, укр. коза́к, др.-русск. козакъ "работник, батрак", впервые в грам. 1395 г.; см. Срезн. I, 1173 и сл. Из укр. заимств. польск. kоzаk "казак". Ударение в форме мн. ч. каза́ки - результат влияния польско-укр. формы; оренб. казаки говорят: казаки́; см. Зеленин, РФВ, 56, 239. Заимств. из тур., крым.-тат., казах., кирг., тат., чагат. kаzаk "свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга" (Радлов 2, 364 и сл.); см. Бернекер 1, 496; Мi. ТЕl. I, 330. Сюда же каза́ки мн., соврем. каза́хи - тюрк. народ. Этноним касо́г не родствен каза́к, вопреки Эльи (505).
КАЗАКОВ КОЗАКОВ КОЗАК КАЗАК КАЗАКЕВИЧ КАЗАЧЕНКО КОЗАЧЕК КОЗАЧЕНКО
Предки многих Казаковых никакого отношения к казачеству не имели. Казаком кое-где называли
1. бойкого, удалого человека, а также
2. батрака, который нанимался на год. (Ф). Кроме того казаком кое-где называли гонца, конного рассыльного. И наконец, название казак носит сибрская пташка и растение ископыть. (Э) Основой фамилии послужило русское слова козак/казак заимствованной из тюркских языков. Основой может быть слово, имеющее несколько значений в разных тюркских языках, от "скитаться, бродить" и смелый, проворный" до "зверь, отлучившийся от стада" и "неженатый, холостой". Все значения семантичнски сходны между собой и имеют общую семантику "независимый человек".(Б) Козаковы. От Якова Козака, старшего сына Ивана Кошки-Голтяя, внука Андрея Кобылы (Веселовский 1969, с. 149 - 150). Дворяне с 1613 года (ОГДР, III, с. 85). По Н.А.Баскакову (1979, с. 132), фамилия от тюркского казак "свободный, вольный человек". (СТ) В "Ономастионе" Веселовский: Казак, Казаковы Ч очень распространено; Яков Иванович Казак Кошкин, боярин, первая по ловина XV в.
Мужское имя.
Военный всадник, кавалерист, солдат.
Вольный поселенец на окраине русского государства (долина Дона, Урала, Запорожье). Антрополексема.
I.
КАЗАК I а, м. casaque
1. Дорожный плащ с широкими рукавами. Кирсанова 1995 109. В 17 в. во Франции верхняя одежда мушкетеров; род плаща, имеющего до 150 застежок, с помощью которых можно было его видоизменять: превращать в одежду с длинными рукавами, короткий плащ и т. д. Казак был очень удобен, поэтому удержался в армии до 19 в. Нерсесов 1998.
2. Мужская одежда с широкими рукавами. Казак, род платья, подобнаго епанчи. ФРЛ-1 1 162. Дома их <мексиканцев> лучше выстроены. расположены и убраны; башмаки, полотняные паталоны, рубашки, льняной или бумажный казак, приличный климату, галстук и шляпа, составляют их одежду (к. род платья подобного епанче. Коммент. перев.). 1806. Рейналь 3 76.
3. В середине 1850-х годов мода предписывает шить казак, т. е. полудлинный, прилегающий к талии жакет, из той же материи, что и платье. Костюм 3 9. Казак (род пеньора) до колен, на прямой кокетке, с украшением из английских нашивок, рукава постепенно расширяющиеся; нижнее платье батистовое, как и казак. БДЧ 1850 104 7 3. Это была крупная блондинка с карими глазами и прямым носом, скромно причесанная, одетая в серое платье и такой же казак с полотняным остроугольным воротничком и безупречно-чистыми манжетами, что составляет большую редкость в женщинах Латинского квартала. Она не смотрела лореткой, но не смахивала и на увриеру. Бобор. В чужом поле. // РВ 1866 10 544. Тут было четыре девицы .. сестры в одинаково сшитых из Лувра и цветных казаках. Бобор. Умереть-уснуть. // Сомов 1996. Туалет их престранный.. черная юбка, потом сверху une casaque белого сукна с очень широкими рукавами.., а на голове белая coiffe, вроде чепчика; на лбу - широко сложенная полоса linon-batiste, сверху накрахмаленный кусок холста, так что торчит на обе стороны головы, и все покрыто прозрачным вуалем из черной шерстяной материи. Е. Бакунина Восп. сестры милосердия. // Зап. очевидца 174. Сошью кофточку-казак, Восемь пуговиц назад, А десяток наперед, Желанный замуж не берет. 1914. Елеонская 258. Будет, будет, поносила Бело платье с казаком. П. Флоренский Изречения Дарьи. // НМ 1998 8 159. Я своей отчаянной Куплю казак мочаленной - По краям-то кисточки, По середке блездочки <блесточки?>, Еще мыло и духов - За еённую любовь. 1913. Симаков Част. 242. Будет, будет поносила Голубова казака; Слава Богу, прочь отстала От такого дурака. Там же 166. Я милую свою Через поле признаю По сарафану красному по казаку атласному. Там же 40. Сшейка-ка, маменька, казак - Восемь пуговиц назад, По бокам карманчики, Чтоб любили мальчики. Там же 231. У всех девок, у всех девок рукава в казаках с пузырями. Я одна разнесчастная. Рунова 237. - Лекс. Ян. 1804: казак; САН 1906: каза/к.; Сл. 18: казак 1786.
II.
КАЗАК II а, м. casaque m. Грубиян, дикарь. Когда вырывались у меня нескромные речи на счет тогдашнего французского правительства Бороань останавливал меня словами: vous êtes un casaque, но никогда не переменял обхождения своего со мной. П. И. Полетика Восп. // РА 1885 11 326. ♦ а la casaque. Николай, одушевленный преданностью Клейнмихеля и его экзекуторов, князя Чернышова и его кантонистов .. думал внести этот произвол и в Европейское право, расправляясь с Турциею и распоряжаясь в княжествах а la casaque. К. Н. Лебедев Зап. // РА 1900 3 249.
КАЗАК (тур.). 1) иррегулярное конное войско в России. 2) род женской верхней одежды, похожей на казакин.
- Донской гуляка.
- Ему нужно терпеть, чтобы стать атаманом.
- Боец в отряде есаула.
- Кавалерист с Кубани.
- Серьга в его ухе обозначала, что он последний сын в семье.
- Вольный конник.
- Гоголевский Тарас Бульба.
- И донской, и кубанский.
- Запорожский ...
- Степан Разин по сословной принадлежности.
- Это слово на тюркских языках означало людей, которые живут в степи, но за границами организованного общества кочевников, грязные отбросы, не признающие законных владык степи, мародеров, ворующих у кочевников скот.
- Член военно-земледельческой общины.
- Стихотворение Пушкина.
- Картина Александра Орловского «..., убивающий тигра».
- Дорожный, широкий плащ, делавшийся иногда с рукавами, пелериной и капюшоном.
- Не сохранившаяся порода кур.
- Рассказ Антона Чехова.
Ка́зак Герман (Kasack) (1896-1966), немецкий писатель. После 1949 жил в ФРГ. Экспрессионистический лиризм (драма «Трагическая миссия», 1917, издание 1920; сборник стихов «Человек», 1918) сменяет строгая по форме, умозрительная и насыщенная мистикой поэзия (сборники «Вечное сущее», 1943, «Водяной знак», 1964). В мистико-символическом романе «Город за рекой» (1947), повести («Ткацкий станок», 1949) - критика с позиций экзистенциализма нивелировки личности в современном обществе. Литературная критика.
* * *
КАЗАК Герман - КА́ЗАК (Kasack) Герман (1896-1966), немецкий писатель. В мистико-символическом романе «Город за рекой» (1947) - критика с позиций экзистенциализма (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ) нивелировки личности в капиталистическом обществе.
КАЗАКОВ КОЗАКОВ КОЗАК КАЗАК КАЗАКЕВИЧ КАЗАЧЕНКО КОЗАЧЕК КОЗАЧЕНКО
Предки многих Казаковых никакого отношения к казачеству не имели. Казаком кое-где называли
1. бойкого, удалого человека, а также
2. батрака, который нанимался на год. (Ф). Кроме того казаком кое-где называли гонца, конного рассыльного. И наконец, название казак носит сибрская пташка и растение ископыть. (Э) Основой фамилии послужило русское слова козак/казак заимствованной из тюркских языков. Основой может быть слово, имеющее несколько значений в разных тюркских языках, от "скитаться, бродить" и смелый, проворный" до "зверь, отлучившийся от стада" и "неженатый, холостой". Все значения семантичнски сходны между собой и имеют общую семантику "независимый человек".(Б) Козаковы. От Якова Козака, старшего сына Ивана Кошки-Голтяя, внука Андрея Кобылы (Веселовский 1969, с. 149 - 150). Дворяне с 1613 года (ОГДР, III, с. 85). По Н.А.Баскакову (1979, с. 132), фамилия от тюркского казак "свободный, вольный человек". (СТ) В "Ономастионе" Веселовский: Казак, Казаковы Ч очень распространено; Яков Иванович Казак Кошкин, боярин, первая по ловина XV в.
Казаке́вич Эммануил Генрихович (1913-1962), русский писатель. Произведения о Великой Отечественной войне и послевоенной жизни: романтическая повесть «Звезда» (1947), повесть «Двое в степи» (1948), роман «Весна на Одере» (1949), рассказы. Повесть «Синяя тетрадь» (1961) отразила стремление обрести в образе В. И. Ленина новый общественный идеал после крушения сталинизма. Государственная премия СССР (1948, 1950).
* * *
КАЗАКЕВИЧ Эммануил Генрихович - КАЗАКЕ́ВИЧ Эммануил Генрихович (1913-62), русский писатель. Произведения о Великой Отечественной войне и послевоенной жизни ставят проблемы гуманизма: романтическая повесть «Звезда» (1947), повесть «Двое в степи» (1948), роман «Весна на Одере» (1949), рассказы. Повесть о В. И. Ленине «Синяя тетрадь» (1961). Государственная премия СССР (1948, 1950).
КАЗАКЕВИЧ Эммануил Генрихович (1913-62) - русский писатель. Произведения о Великой Отечественной войне и послевоенной жизни ставят проблемы гуманизма: романтическая Повесть "Звезда" (1947), Повесть "Двое в степи" (1948), роман "Весна на Одере" (1949), рассказы. Повесть о В. И. Ленине "Синяя тетрадь" (1961). Государственная премия СССР (1948, 1950).
КАЗАКЕ́ВИЧ Эммануил Генрихович (1913-62) - писатель. Род. в г. Кременчуге. Окончил Харьковский машиностроит. техникум (1930), в 1931-38 - в Биробиджане (пред. колхоза, журналист, дир. т-ра). Печататься начал в 1931, сначала писал в осн. на идиш. С 1938 - в Москве. Участник Вел. Отеч. войны, фронтовой разведчик; дошел до Берлина. Первое произв. К. на рус. яз. - пов. "Звезда" о гибели группы сов. разведчиков во враж. тылу - имело большой успех у читателей; несмотря на свой необычный для сов. лит-ры трагизм и правдивость, пов. получила и офиц. признание (Сталинская премия. 1947). Но уже вторая военная пов. К. "Двое в степи" (1948), затрагивавшая глубокие экзистенц. и нравств. проблемы, подверглась резкой идеологич. критике. Писатель "реабилитировал" себя в глазах идеологов ром. "Весна на Одере" (Сталинская премия. 1949), вполне отвечавшим требованиям соц. реализма. С 1954 К. - чл. правления Союза писателей СССР. В годы послесталинской "оттепели" К. - один из лидеров движения за освобождение лит-ры от догматизма и цензурных ограничений. Вместе с К. Паустовским К. - сост. и ред. либер. сб. "Лит. Москва" (1956). Нек-рые антидогматич. мотивы содержал ром. "Дом на площади" (1961), посв. первым дням сов. оккупации Германии. Без большого успеха К. попытался очеловечить сов. лениниану пов. "Синяя тетрадь" (1961). Последние рассказы К. "При свете дня" (1961), "Приезд отца в гости к сыну" (1962) отмечены глубоким психологизмом и зрелым писат. мастерством.
Лит.: Воспоминания о Э. Казакевиче. М., 1979; Казак В. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 г. Лондон, 1988. С. 333-335.
Эммануил Генрихович Казакевич.
КАЗАКЕВИЧ Эммануил Генрихович (1913 - 62), русский писатель. Проблемы гуманизма в произведениях о Великой Отечественной войне и послевоенной жизни: романтическая повесть "Звезда" (1947), повесть "Двое в степи" (1948), роман "Весна на Одере" (1949). В повести "Синяя тетрадь" (1961) создал гуманизированный образ В.И. Ленина как антипод И.В. Сталину.
КАЗАКИ, казаков, ед. казак, казака, муж. Одна из тюркских народностей, населяющая Закаспийские степи и составляющая большинство жителей Казакской АССР, киргизы, киргизкайсаки.
Каза́ки - этносословные группы в составе русского и некоторых других народов. Общая численность в России около 5 млн. человек. Язык русский, распространено двуязычие. Верующие - православные, есть представители других конфессий. См. также Казачество.
* * *
КАЗАКИ - КАЗА́КИ, этническая группа, в основном в составе русского народа. Численность в Российской Федерации - 140 тысяч человек (2002), численность потомков казаков оценивается в 5 млн. человек. В тюркских языках «казак» - вольный человек, так у кочевых народов называли людей, оторванных от своей социальной среды, по разным причинам не желавших нести груз общинных и семейных обязанностей. Разрывая связи с родом, казаки уходили в пограничные районы расселения своего народа, сбивались в группы, жили за счет охоты и промыслов, а также грабительскими налетами на земли соседних народов. Казаки охотно принимали участие в войнах, составляя передовую, легкоконную часть кочевого войска.
После монголо-татарского нашествия казаки появились и в пограничье Руси и Золотой Орды. Их ряды стали интенсивно пополняться выходцами из восточнославянских земель, и в относительно короткое время славянский этнический компонент у казаков стал преобладающим. Но еще до монголо-татарского нашествия выходцы из Руси появлялись в Степи, составляя общности типа казаков (бродники); сильно обрусела и часть кочевников, поселившаяся у русских границ (черные клобуки).
Термин «казаки» на Руси известен с 14 века. Первоначально для казаков характерна нестабильность их организации, частые смены мест обитания. В целом, в 14-15 веках казаками называли свободных людей, воинов, объединенных в «ватаги» или «шайки», которые жили на южных и восточных границах Руси, Литовского княжества, Польского государства. При этом казаки противопоставляются ордынцам, для них характерно христианское вероисповедание. К 1444 году относится запись в русских летописях о казаках южных районов Рязанского княжества. В Южной Киевщине и Восточной Подолии казаки появилось во второй половине 15 века. Русские князья старались привлечь казаков к себе на службу. В 1502 году впервые упомянуты «городовые казаки», которые за службу по охране границ получали от князя землю и денежное жалованье. С этого времени можно говорить о сословии казачества (см. КАЗАЧЕСТВО), параллельно развиваются две его группы - служилые казаки и вольные казаки. Грань между служилыми и вольными казаками легко преодолевалась. Зачастую служилые казаки уходили «казаковать в поле», а вольные поступали на «государеву службу».
В 16 веке сформировались общины донских, гребенских, терских, яицких и волжских казаков. Их численность быстро росла за счет беглого населения из разных социальных групп, особенно в периоды внутриполитических кризисов, войн, голода. После реформ патриарха Никона усилился поток раскольников на окраины Руси, в том числе и на казачьи окраины.
Этническое ядро казаков составляло восточнославянское население из разных районов России и Украины. В социальном плане среди казаков преобладали бывшие помещичьи люди, избавлявшиеся таким образом от крепостной зависимости. Со второй половины 16 века правительства России и Речи Посполитой привлекали вольных казаков для охраны границ, участия в войнах. На Украине было сформировано реестровое казачество, получавшее за службу вознаграждение. Царское жалованье в 17-18 веках стало одним из главных источников существования казаков. В 17 веке у донских, терских и яицких казаков завершилось формирование казачьего войска как относительно самостоятельного военно-политического образования, связанного с центром договорными отношениями. Казачья община сочетала функции социальной, военной и хозяйственной организации.
Значительный вклад внести казаки в освоение присоединенных земель в Сибири, Казахстане, на Кавказе и Дальнем Востоке. Основными источниками комплектования новых казачьих войск в 18-19 веках были сельские переселенцы из центра России, служилые казаки из других войск, отставные солдаты. В 1733 году было создано Волжское войско. Многие из новых казачьих войск расформировывались, а казаки переводились в состав других войск. Процесс формирования казачества в особое военно-служилое сословие завершился в 19 веке. Государство передало на «вечное пользование» казачьим войскам земли, которые они занимали, освободило казаков от рекрутских повинностей и уплаты государственных податей. Казаки пользовались правами беспошлинной торговли некоторыми товарами, безоброчной ловли рыбы, соледобычи. Главной обязанностью казаков была военная служба, на которую они являлись на своем коне, с полным вооружением и обмундированием (кроме огнестрельного оружия). С начала 18 века военная служба казачества практически превратилась в регулярную. Срок службы в 18 веке - 25-35 лет, в 19 веке - 20 лет, у уральских казаков - 22 года. Кроме военной службы, охраны границ, казаки несли дорожную и почтовую, ремонтную (часто за счет войсковой казны) повинности, проводили межевание земель, переписи населения, сбор налогов.
В 18 веке казаки привлекались для подавления крестьянских восстаний, выступлений горнозаводских рабочих Урала. В 19 веке на казачество были возложены охранные функции, в том числе подавление народных выступлений против самодержавия в центре и на окраинах. Казаки участвовали почти во всех войнах 18 - начала 20 веков.
Накануне революции 1917 года существовало 11 казачьих войск - Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и Уссурийское. Численность населения в областях казачьих войск на 1 января 1913 года - 9 млн. человек, из них войскового сословия - 4,165 млн. Доля войскового населения в разных войсках колебалась от 97,2% в Амурском до 19,6% в Терском войске. Казаки говорили на русском языке, выделялись говоры - донской, уральский, оренбургский. Своеобразна была речь кубанских казаков (потомков запорожцев), изобиловавшая украинизмами. Среди казаков в 19 веке было широко распространено двуязычие, особенно в Донском, Уральском, Терском, Оренбургском, Сибирском войсках. Долгое время владение татарским языком считалось у казаков признаком хорошего тона. Верующие казаки в подавляющем большинстве были православными, старообрядцы составляли значительную часть в Уральском, Сибирском, Донском войсках; были представлены и другие конфессии.
В этническом отношении разные группы казачества не были идентичными. Сходство определялось общностью происхождения, социального положения и бытового уклада; локальное своеобразие - конкретными историческими, географическими и этническими факторами. В составе большинства казачьих войск доминировали русские. Среди казаков были представители народов Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Сибири и Дальнего Востока (калмыки, ногаи, татары, кумыки, чеченцы, армяне, башкиры, мордва, туркмены, буряты). В ряде войск они образовывали отдельные группы, сохранявшие этническую самобытность, язык, верования, традиционную культуру и быт. Участие нерусских народов в этнокультурных процессах формирования казачества наложило отпечаток на многие стороны быта и культуры.
В ранний период существования казачьих общин на Дону, Тереке, Волге и Яике ведущим занятием было разведение скота, подсобный характер имели рыболовство, охота и бортничество. До конца 18 века на Дону существовал запрет на занятие земледелием. Но с начала 19 века земледелие обычно во всех казачьих областях. В Донском, Уральском, Астраханском, Оренбургском и Сибирском войсках долгое время господствовала залежная система полеводства, трехпольный севооборот появился позже и не имел широкого распространения. Главные сельскохозяйственные культуры в Донском войске: пшеница, овес, просо, ячмень; в Оренбургском - рожь, яровая пшеница, просо; в Кубанском - озимая пшеница, гречиха, просо, горох, чечевица, фасоль, лен, конопля, горчица, подсолнечник, табак. Пахотные орудия - плуг, сабан, для рыхления почвы использовали рало с деревянными и железными зубьями, бороны; убирали хлеб серпами, косами (литовками). При обмолоте использовали каменные и деревянные катки, обмолачивали зерно при помощи животных - гоняли быков и лошадей по разостланным на току снопам. В богатых хозяйствах с конца 19 века применялись уборочные машины, нередко казаки в складчину арендовали или покупали сельскохозяйственную технику.
Животноводство имело товарный характер в Донском, Уральском и Сибирском войсках, с конца 19 века - в Кубанском и Терском войсках. Ведущими отраслями на Кубани и Тереке были коневодство и овцеводство. В казачьих хозяйствах Дона держали тягловый скот (лошадей и быков), коров, овец, птицу и свиней. В Уральском войске - лошадей, верблюдов (на юге), коров, овец, птицу и свиней (на севере). В Кубанском войске разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, свиней и птицу. В конце 19 века товарный характер приобрело пчеловодство. Рыболовство носило промысловый характер в Донском, Уральском, Астраханском, частично в Кубанском, Терском и Сибирском войсках. Орудия рыбного лова в большинстве войск были сходны: удочки, бредни, переметы. На Урале существовали особые орудия лова (ярыга - мешок из сети). Система рыболовства в большинстве войск (Донском, Терском, Астраханском и Уральском) была основана на естественном ходе рыбы из моря в реку и обратно. Своеобразием отличались промыслы на Урале, строго регламентированные, имевшие в большинстве случаев общинный характер. Рыба осетровых и частиковых пород в свежем, вяленом, копченом и сушеном виде, икра были предметом вывоза в Уральском, Донском и Сибирском войсках. Из других промыслов известны соледобыча, сбор дикорастущих растений, выделка пуховых платков (Оренбургское войско), домашнего сукна и войлока, заготовка кизяка и охота. Извоз имел большое значение в Уральском, Оренбургском, Сибирском и Амурском войсках.
Для поселений казаки выбирали выгодные в стратегическом отношении места: крутые берега рек, возвышенные участки, защищенные оврагами и болотами. Селения окружались глубоким рвом и земляным валом. Нередки были случаи смены места поселения.
В 18-19 веках специальными правительственными распоряжениями регламентировались характер застройки и планировка военных казачьих поселений, расстояние между ними. Основными типами таких поселений были станицы, крепости, форпосты, реданки и пикеты (небольшие сторожевые посты). Строительство фортификационных сооружений (крепостных стен, валов и рвов) активизировалось в периоды обострения военно-политических отношений между Россией и кавказскими, среднеазиатскими государствами. После «замирения» исчезали и укрепления вокруг поселений, менялась их планировка. Чисто хозяйственное значение имели хутора, зимовья, коши и выселки, в которых казаки содержали скот, позже рядом с ними располагались посевы. Резкий рост числа и размеров хуторов в Донском, Терском, Уральском войсках был вызван переходом к земледелию в 18 - начале 19 веков. Многие из них превратились в постоянные поселения, жителями которых были не только казаки, но и наемные иногородние работники.
Средние размеры казачьих станиц намного превосходили размеры крестьянских сел. Первоначально казачьи поселения имели круговую застройку, облегчавшую оборону при неожиданном нападении неприятеля. В 18-19 веках планировка казачьих станиц и форпостов регламентировалась правительством и местным войсковым начальством: вводились улично-квартальная планировка и деление на кварталы, внутри которых казакам выделяли участки для усадьбы, строго соблюдалась фасадная линия.
В центре казачьей станицы находились церковь, станичное или поселковое правление, школы, торговые лавки. Большинство казачьих поселений располагалось вдоль рек, иногда растягиваясь на 15-20 км. Окраины станиц имели свои названия, их жители иногда различались по этническому или социальному признаку. Дома иногородних находились как среди казачьих усадеб, так и в некотором отдалении от них.
Казачьи усадьбы обычно огораживались глухими высокими заборами с плотно закрытыми воротами, что подчеркивало замкнутость казачьего быта. Нередко дом размещался в глубине двора или повернут к улице глухой стороной. Самые ранние жилища казаков - землянки, полуземлянки и шалаши. В жилых постройках 18-19 веков на Кубани доминировали черты, присущие украинскому и южнорусскому жилищу; у уральских казаков немало сходства с русским жилищем центральных районов; у оренбургских и сибирских казаков переплелись традиции Севера и Юга России. Материалом для строительства в разных регионах служили дерево, камень, глина, камыш, в ряд районов строевой лес завозился. Хозяйственные постройки (базы, сараи, ледники, навесы, загородки для скота) чаще всего сооружались из местных строительных материалов. В казачьей усадьбе всегда строилась летняя кухня, в которую семья переезжала в теплое время года.
Наиболее распространенным типом дома в 19 - начале 20 века были двух- и трехкамерные дома. Внутренний план избы представлен разными вариантами, чаще всего русская печь находилась в заднем углу - слева или справа от входа, устье обращено к боковой длинной стене (в Оренбургском войске также и к передней стене дома). По диагонали от печи - передний угол со столом. Во второй половине 19 века увеличивается размер жилой площади дома, выделяются кухня и спальня. В Донском, Кубанском, Терском, Астраханском и Уральском войсках распространились многокомнатные дома («круглые», то есть квадратные); часто с железной крышей и деревянным полом, двумя входами - с улицы и со двора. Богатые казаки строили в станицах кирпичные дома (одно- и двухэтажные), с балконами, галереями и большими застекленными верандами. Стены казачьей хаты украшали оружием и конской сбруей, картинами с изображением военных сюжетов, семейными портретами, портретами казачьих атаманов и членов царской семьи. Под влиянием горских народов у терских казаков в домах лавки накрывались коврами, постель убиралась в стопу на видном месте.
Для традиционной одежды характерно раннее вытеснение домотканины, использование покупных тканей уже с середины 19 века. Во второй половине 19 века городская одежда почти полностью вытеснила традиционный костюм. Повсеместно распространение получили у мужчин пиджак, брюки, жилет, пальто, у женщин - юбки с кофтой, платье. В казачьей среде конца 19 - начала 20 века популярностью пользовались головные уборы (платки, шали, косынки), обувь (ботинки и туфли) и украшения фабричного производства. Особое отношение было у казаков к военной форме. Форма и фуражка хранились как семейные реликвии. Форма сохранила ряд элементов традиционного мужского костюма (бешмет, черкеска, чекмень, бурка). Отдельные компоненты формы получили распространение в качестве повседневной одежды: китель, гимнастерка, галифе, папаха. В казачьем мужском костюме прослеживается влияние других народов. В традиционный костюм терских, кубанских и донских казаков вошли бурка, башлык, черкеска, бешмет, заимствованные почти без изменений у народов Кавказа. Уральские казаки в 18 - первой половине 19 века носили халат, чекмень, бешмет и малахай, мягкие сапоги - ичиги, покрой которых аналогичен крою сапог у татар, башкир, ногайцев. Наиболее распространенным видом обуви были сапоги. Зимой носили валенки. Лапти почти не бытовали (в конце 19 века известны как смертная обувь).
Основным комплексом женской одежды в конце 19 века повсеместно были юбка с кофтой. В 18 - первой половине 19 века были распространены у донских казачек платье (кубелек), сарафан, у уральских казачек - косоклинный сарафан. В конце 19 века сарафан встречается редко, преимущественно в качестве праздничной и обрядово-ритуальной одежды. Традиционная женская рубаха имела туникообразный покрой (у донских казачек), плечевые вставки у уральских, оренбургских и сибирских казачек. Со второй половины 19 века распространилась бесполиковая рубаха, а также рубаха на кокетке (с талейкой). Рукава у донской рубахи сильно расширялись книзу за счет вставных клиньев; воротник, рукава, грудь и подол рубахи украшались ярко-красными ткаными узорами. Особенностью уральской рубахи были пышные, цветастые рукава, украшенные галуном, вышивкой золотой или серебряной нитью. Юбки с кофтой шили из ткани одного (парочка) или разных цветов. Юбка и кофта украшались лентами, кружевом, шнуром, стеклярусом. Сарафаны имели разный покрой. У оренбургских и сибирских казачек - прямой и косоклинный, у уральских - преимущественно косоклинный. Сарафан подпоясывали, украшали лентами из галуна, кружевом, вышивкой.
В 18 веке в верхней женской одежде доминировал распашной покрой, в конце 19 века прямоспинный, с боковыми клиньями. Зимняя одежда - шуба, тулуп, кожух, пальто. В Донском, Кубанском и Терском войсках были популярны «донские шубы» - колоколообразные с глубоким запахом и длинными узкими рукавами. Их шили на лисьем, беличьем и заячьем меху, покрывали сверху сукном, шерстью, шелком, штофом, атласом. Менее зажиточные казачки носили овчинные шубы. Ватные пальто (плиски, жупейки) и кофты (ватянки, холодайки) носили повсеместно в холодное время года.
В 18 - первой половине 19 века женский головной убор отличался разнообразием. Донские казачки носили сложный головной убор из рогатой кички, сороки, налобника и позатыльника; поверх него надевали платок. Старинный головной убор уральской казачки состоял из кички, кокошника (сороки), поверх которой повязывался платок. Шлычку - головной убор в виде небольшой круглой шапочки, надевавшейся на узел волос, носили кубанские и донские казачки. Исчезновение старинных головных уборов во второй половине 19 века связано с влиянием города. Девичий головной убор: чаще всего лента, украшенная бисерной поднизью, жемчугом, бисером, вышивкой, повязывалась вокруг головы. Одежда старообрядцев отличалась консервативностью, преобладанием темных тонов, сохранением архаичных деталей кроя и способов ношения. После революции 1917 года традиционная одежда сохранялась как часть повседневной одежды (гимнастерка, китель, папаха) преимущественно у стариков. Старинный казачий костюм бытовал как праздничная (свадебная) или сценическая одежда.
Основой питания казаков были продукты земледелия, животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства. Среди способов приготовления и употребления пищи доминировали традиции русских, сильным было влияние украинской кухни. В приемах обработки, хранения и консервации пищевых продуктов немало заимствований у народов Кавказа, Средней Азии, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока (замораживание мяса, рыбы, пельменей, молока, сушка творога, овощей, фруктов и ягод). Повсеместно наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске. Хлеб выпекали в русской печи (на поду или в формах), из кислого теста пекли пироги, пирожки, шаньги, булки, блины, оладьи. У уральских казаков в хлеб, предназначенный в дорогу, запекали яйца. Праздничным и повседневным блюдом были пироги с начинкой из рыбы, мяса, овощей, круп, фруктов, ягод.
Из пресного теста пекли лепешки (преснушки), бурсаки, колобки, кныши, маканцы, орешки, розанцы (хворост). Готовили их в русской печи или обжаривали в масле. Лепешки нередко готовили на сковороде без жира, аналогично традициям хлебопечения у кочевых народов. Из кислого заварного теста готовили булки и крендели. Блюда из муки, заваренной в кипятке, - затируха, джурьма, баламык, саламат составляли основу постного рациона, их готовили во время рыболовного промысла, в дороге, на сенокосе. Галушки, вареники, лапша, пельмени входили в число блюд повседневного и праздничного стола. Из муки варили также кулагу (муку заваривали фруктовым отваром), кисель для поминальной и постной трапезы. Большую роль в питании играли крупы; каши на воде и молоке, в них добавляли овощи (тыкву и морковь). На основе каш готовили пшенники (из пшена и риса), с добавлением яиц и масла. «Каша с рыбой» была известна у уральских, донских, терских и астраханских казаков.
Основой для приготовления многих блюд было кислое молоко. Сушеный сыр (крут) был распространен у многих войск. Кубанские казаки делали сыр согласно традициям адыгейской кулинарии. Во многие блюда добавлялся каймак - топленые в русской печи сливки. Ремчук, сарсу - блюда из кислого молока, заимствованные у кочевых народов, бытовали у уральских, астраханских, донских казаков. Из молока делали также варенец, ряженку, сметану, творог.
Блюда из рыбы - основа питания донских, уральских, астраханских, сибирских, амурских, частично кубанских казаков. Рыбу варили (уха, щерба), жарили (жарина), томили в печи. Из рыбного филе готовили котлеты и тельное - блюдо, известное также у поморов. На праздничный стол подавали пироги с рыбой, заливную и фаршированную рыбу. Из икры частиковой рыбы делали котлеты и фрикадельки. Рыбу сушили, коптили, вялили (балык). Из мяса готовили первые блюда (борщ, щи, лапша, похлебка, суп), вторые блюда (жаркое с овощами, жарина, пожарок), начинку для пирогов.
Самым популярным овощным блюдом у кубанских, донских и терских казаков был борщ с мясом, у уральских - щи из мяса, капусты, картофеля и крупы. Морковник, тыквенник, тушеная капуста, жареный картофель входили в повседневный рацион. Кубанские и терские казаки готовили блюда из баклажанов, помидоров, перца, согласно традициям кавказской кухни. Также как и туркмены уральские казаки делали вялушки из дыни, только после вяления на солнце томили их в русской печи. Овощные блюда с квасом (окрошка, редька тертая) были популярны у сибирских, забайкальских, оренбургских, уральских и донских казаков. Бахчевые культуры - арбузы, дыни и тыквы доминировали в пище многих войск в летнее время. Арбузы и дыни солили. Мякотью арбуза заливали соленые помидоры, огурцы, капусту. Широко распространенным блюдом из арбузной и дынной патоки у донских, астраханских, уральских казаков был бекмес. Терские и кубанские казаки добавляли в блюда пряные приправы из трав. Дикорастущие плоды (терн, вишня, смородина, алыча, яблоки, груши, орехи, шиповник) употреблялись повсеместно. Терские и кубанские казаки варили мамалыгу из кукурузы, парили ее в русской печи, отваривали. Из фасоли, гороха и бобов варили каши и жидкие блюда. Черемуху широко употребляли забайкальские казаки, пекли пряники (курсуны), делали начинку для пирогов.
Казаки пили квас, компот (узвар), кислое молоко, разведенное водой, сыту из меда, бузу из солодкового корня. Хмельные напитки подавались к праздничному столу: брага, кислушка, чихирь (молодое виноградное вино), самогон (горилка). Среди казаков большой популярностью пользовался чай. Он проник в повседневный быт во второй половине 19 века. Чаепитием завершались все праздничные, часто и ежедневные трапезы. Забайкальцы пили чай с «забелой» из молока, масла и яиц, добавляя в него пшеничную муку и конопляное семя. Старообрядцы соблюдали запрет на употребление чая, заваривали дикорастущие травы и коренья.
Для казачества была характерна большая неразделенная семья. У донских, уральских, терских, кубанских казаков существовали трех-четырехпоколенные семьи, численность которых доходила до 25-30 человек. Наряду с большими были известны малые семьи, состоявшие из родителей и неженатых детей. Сословная обособленность казачества в 19 веке ограничивала круг брачных связей. Браки с иногородними и представителями местных народов были редкими даже в начале 20 века. Однако следы брачных союзов с нерусскими народами в ранний период существования казачьих общин прослеживаются в антропологическом типе донских, терских, уральских и астраханских казаков.
Глава семьи (дед, отец или старший брат) был полновластным хозяином: распределял и контролировал работу ее членов, к нему стекались все доходы. Аналогичное положение в семье занимала мать в случае отсутствия хозяина. Своеобразием семейного уклада казачества являлась относительная свобода женщины-казачки по сравнению с крестьянкой. Молодежь в семье также пользовалась большими правами, чем у крестьян.
Длительное сосуществование казачьей земледельческой, промысловой и военной общины определило многие стороны общественного быта и духовной жизни. Обычаи коллективного труда и взаимопомощи проявлялись в объединении рабочего скота и инвентаря на период срочных сельскохозяйственных работ, орудий лова и транспортных средств во время путины, совместном выпасе скота, добровольной безвозмездной помощи во время строительства дома. Для казаков характерны традиции совместного проведения досуга: общественные трапезы после окончания сельскохозяйственных или промысловых работ, проводы и встречи казаков со службы. Почти все праздники сопровождались соревнованиями в рубке, стрельбе, джигитовке. Характерной особенностью многих из них были «гулебные» игры, инсценировавшие военные баталии или казачью «вольницу». Игры и соревнования часто проводились по инициативе войсковой администрации, особенно конноспортивные состязания. Среди донских казаков существовал обычай «ходить со знаменем» на масленицу, когда выбранный «ватажный атаман» обходил со знаменем дома станичников, принимая от них угощение. На крестинах мальчика «посвящали в казаки»: надевали на него саблю и сажали на коня. Гости приносили в дар новорожденному (на зубок) стрелы, патроны, ружье и развешивали их на стене.
Наиболее значительными религиозными праздниками были Рождество Христово и Пасха. Широко отмечались престольные праздники. Общевойсковым праздником считался день святого - покровителя войска. Аграрно-календарные праздники (святки, масленица) составляли важную часть всей праздничной обрядности, в них отразились следы дохристианских верований. В праздничных обрядовых играх прослеживается влияние контактов с тюркскими народами. У уральских казаков в 19 в. в число праздничных забав входило развлечение, известное у тюркских народов: без помощи рук со дна котла с мучной похлебкой (баламык) нужно было достать монету.
Своеобразие бытового уклада казачества обусловило характер устного творчества. Самым распространенным фольклорным жанром у казаков были песни. Широкому бытованию песни способствовала совместная жизнь в походах и на сборах, выполнение селскохозяйственных работ всем «миром». Войсковое начальство поощряло увлечение казаков пением, создавая хоры, организуя сбор старинных песен и издание сборников текстов с нотами. Музыкальной грамоте обучали школьников в станичных школах, основу песенного репертуара составляли старинные историко-героические песни. Обрядовые песни сопровождали праздники календарного и семейного цикла, популярными были любовные и шуточные песни. Значительное распространение получили исторические предания, былины, топонимические рассказы.
КАЗАКИ - этносословные группы в составе русских и некоторых других народов. Общая численность в Российской Федерации ок. 5 млн. человек Язык русский, распространено двуязычие. Верующие - православные, есть представители других конфессий. См. также Казачество.
КАЗАКИ, военное сословие русских и некоторых других народов - народность общей численностью 5000 тыс. чел. Проживают на территории Российской Федерации. Язык - русский. Религиозная принадлежность верующих: православные.
КАЗАКИ - тур. kazak, легко вооруженный солдат. а) Иррегулярное конное войско в России. b) Род женской верхней одежды, похожей на казакин.
- Игра «...-разбойники».
- В мультфильмах они и кулеш варили, и соль покупали.
- Повесть Льва Толстого.
- «Едут по Берлину наши ...» (песен.).
- Сапоги байкера.
- Картина Митрофана Грекова.
I м.
Старинная мужская верхняя одежда в виде застегивающегося на крючки короткого кафтана со стоячим воротником и сборками сзади.
II м.
Старинная женская верхняя одежда, сшитая в талию и похожая на мужской кафтан со сборками сзади.
КАЗАКИ́Н, казакина, муж. (от слова казак) (устар.). Мужское верхнее платье в виде кафтана на крючках со сборками сзади.
КАЗАКИ́Н, -а, муж. Полукафтан на крючках со стоячим воротником и со сборками сзади.
| прил. казакинный, -ая, -ое.
КАЗАКИ́Н -а; м. Старинное мужское верхнее платье в виде короткого кафтана на крючках, со сборками сзади. К. красного сукна. // Женская одежда, сшитая в талию и напоминающая такой кафтан. Плисовый к.
* * *
казаки́н - верхняя мужская и женская одежда у украинцев и русских в XIX - начале XX вв. - короткий кафтан, сшитый в талию, со сборками сзади.
* * *
КАЗАКИН - КАЗАКИ́Н, верхняя мужская и женская одежда у украинцев и русских в 19 - нач. 20 вв., короткий кафтан, сшитый в талию, со сборками сзади.
КАЗАКИН - верхняя мужская и женская одежда у украинцев и русских в 19 - нач. 20 вв., короткий кафтан, сшитый в талию, со сборками сзади.
-а, м.
Старинное мужское верхнее платье в виде короткого кафтана на крючках, со сборками сзади.
Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам их [сыновей Тараса]. Гоголь, Тарас Бульба.
[Хохол] казался туго зашитым в серый казакин, застегнутый на крючки до подбородка. М. Горький, Мои университеты.
||
Женская одежда, сшитая в талию и напоминающая такой кафтан.
На тетушке короткий плисовый казакин, каких теперь бабы не носят: узкий в плечах и широкий в талии. Крутилин, Липяги.
КАЗАКИ́Н - верх. укр. и рус. одежда 19 - нач. 20 в.; плотно облегающий верхнюю ч. корпуса укороч. кафтан с невысоким стояч. воротником, сборками сзади у талии и застежками на крючках. К. обычно шили из сукна, обшивали галуном или позументом, он м. б. теплым или холодным. В нек-рых р-нах России и Украины К. наз. и нар. жен. одежду, сшитую в талию и напоминающую полукафтан. В сер. 19 в. К. именовалась модная жен. одежда - пальто с широкими рукавами и воланами у подола. В истории европ. костюма 18-19 вв. К. - жен. домашняя короткая одежда с широкой спинкой.
Казакин, а, м.
Мужское верхнее платье в виде короткого кафтана на крючках, со сборками сзади.
► Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом. // Гоголь. Тарас Бульба //
казаки́н, казаки́ны, казаки́на, казаки́нов, казаки́ну, казаки́нам, казаки́ном, казаки́нами, казаки́не, казаки́нах