ж.
Многолетнее травянистое растение семейства аронниковых с сердцевидными листьями и крупными белыми цветками; белокрыльник.
ж.
Многолетнее травянистое растение семейства аронниковых с сердцевидными листьями и крупными белыми цветками; белокрыльник.
КА́ЛЛА -ы; ж. Растение сем. ароидных со стреловидными листьями и крупными белыми цветами; цветок этого растения. Купить каллы на свадьбу.
* * *
ка́лла - род растений; то же, что белокрыльник.
* * *
КАЛЛА - КА́ЛЛА, род растений; то же, что белокрыльник (см. БЕЛОКРЫЛЬНИК).
КАЛЛА - род растений; то же, что белокрыльник.
- Настоящее соцветие этого «цветка невест» - жёлтенький початок - скрыто в глубине большого белого покрывала.
- Растение семейства ароидных, декоративное (белокрыльник).
- Рассказ Стивена Кинга «... Брын Стёрджес».
- Другое название африканской зантедесхии.
- Садовый цветок.
КАЛЛАГЭН Джеймс - КА́ЛЛАГЭН (Callaghan) Джеймс (27 марта 1912, Портсмут, графство Хэмпшир - 25 марта 2005), английский государственный деятель, премьер-министр Великобритании в 1976-1979, лидер Лейбористской партии (см. ЛЕЙБОРИСТСКАЯ ПАРТИЯ) в 1976-1980.
Поступил на государственную службу в 17 лет, работал клерком в налоговом управлении. Во время Второй мировой войны служил в Королевском военно-морском флоте. В 1945 был избран в Парламент от Лейбористской партии. В двух правительствах, возглавляемых Г. Вильсоном (см. ВИЛЬСОН Гарольд) занимал посты минстра финансов (1964-1967), министра внутренних дел (1967-1970), министра иностранных дел (1970-1976). В 1976 сменил его на посту премьер-министра. Получил в наследство серьезные проблемы в экономике. При поддержке незначительного большинства в Парламенте вынужден был опираться на либералов. Выступил с предложением о децентрализации политической власти в Шотландии и Уэльсе, однако это предложение не было одобрено на референдуме 1979, после чего правительство получило вотум недоверия в Палате общин. В 1985 оставил политическую деятельность.
КАЛЛАГЭН Джеймс (Callaghan, James) (р. 1912), лидер Лейбористской партии в 1976-1980, премьер-министр Великобритании в 1976-1979. Родился 27 марта 1912 в Портсмуте. В 1929, после окончания средней школы, работал клерком в налоговом управлении; в 1931 вступил в Лейбористскую партию. В 1939-1945 служил в Королевском военно-морском флоте. В 1945, после победы лейбористов на выборах, Каллагэн был избран в парламент. В 1951 стал министром по делам колоний в теневом кабинете, а в 1961 - министром финансов теневого кабинета. Занял этот пост в правительстве, когда лейбористы во главе с Г.Вильсоном одержали победу на выборах 1964. Каллагэн безуспешно пытался предотвратить падение курса фунта стерлингов, решив пополнить бюджет за счет увеличения налогов. Когда в 1967 фунт все же пришлось девальвировать, подал в отставку. Занимал пост министра внутренних дел до победы консерваторов в 1970. Поддержал принятие законов, ограничивавших въезд иммигрантов из Азии. В 1974, после победы на выборах лейбористов, был назначен министром иностранных дел. В 1976 Каллагэн сменил Вильсона на посту премьер-министра, сохранив его курс на ограничение роста заработной платы путем "социального контракта" с профсоюзами, и в течение нескольких лет уровень инфляции оставался на относительно низком уровне. Правительство Каллагэна, не имея большинства в парламенте, зависело от поддержки партий Шотландии и Уэльса. Каллагэн выступил с предложением о децентрализации политической власти в Шотландии и Уэльсе, однако это предложение не было одобрено на референдуме 1979, после чего национальные партии отказались поддерживать премьер-министра. Каллагэн был вынужден назначить выборы, а после поражения лейбористов (май 1979) ушел в отставку с поста премьер-министра. Оставался лидером партии до октября 1980. В 1985 оставил свое место в парламенте и ушел из политики. В 1987 Каллагэну был пожалован титул барона Каллагэна Кардиффского.
ЛИТЕРАТУРА
Павлов В. Смена на Даунинг-стрит, 10. - Новое время, 1976, № 15 Осадчая Ж.Ф. Современный лейборизм: идеология и политика. М., 1977
КАЛЛАНЕ́ТИК, -а, м
Разновидность аэробики, пластичная гимнастика, направленная на растяжку основных групп мышц, восстановление дыхания; упражнения выполняются в медленном темпе.
Калланетик не только придает телу хорошие физические формы, но и улучшает самочувствие, имеет лечебный эффект, помогая исправить позвоночник, избавиться от остеохондроза.
Ка́ллас (Callas) Мария (настоящая фамилия Калойеропулу), (19231977), греческая певица (сопрано). Родилась в США. С 1936 жила в Афинах (с 1966 гражданка Греции). Солистка театров «Ла Скала» (Милан, 19511958 и 196062), «Ковент-Гарден» (Лондон, с 1952), оперного театра в Чикаго (с 1954), «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк, 195658). Выступала также как концертная певица во многих странах. Мастер вокального искусства бельканто. Снималась в фильмах, выступала в качестве оперного режиссёра. С 1982 в Афинах проводится Международный конкурс вокалистов имени Каллас.
Ка́ллас Мария (Callas), настоящая фамилия Калойеропулу (1923-1977), греческая певица (сопрано). Родилась в США. С 1936 жила в Афинах (с 1966 гражданка Греции). В 1947-1965 выступала на сценах крупнейших театров мира и в концертах. Мастер бельканто. Прославилась в драматических ролях (Норма, Медея, Тоска в одноименных операх В. Беллини, Л. Керубини, Дж. Пуччини). С 1982 в Афинах проводится Международный конкурс вокалистов имени Каллас.
* * *
КАЛЛАС Мария - КА́ЛЛАС (Callas) Мария (наст. имя Мария Анна София Цецилия Калогеропулу) [2 (4) декабря 1923, Нью-Йорк - 16 сентября 1977, Париж], греческая певица (сопрано); выдающийся мастер бельканто (см. БЕЛЬКАНТО).
Репертуар певицы
В 1937-1941 училась в Афинской консерватории, в том числе у знаменитой в прошлом испанской певицы Эльвиры де Идальго (1892-1980). В 1941 дебютировала в Афинах, исполнив партию Тоски в одноименной опере Пуччини (см. ПУЧЧИНИ Джакомо), однако первый настоящий успех пришел к ней в 1947, когда она исполнила роль Джоконды в одноименной опере А. Понкьелли (см. ПОНКЬЕЛЛИ Амилькаре) на сцене знаменитого фестивального театра под открытым небом в Вероне. В дальнейшем Каллас регулярно выступала в миланском театре Ла Скала (см. ЛА СКАЛА) (1950-1958, 1960-1962), лондонском театре Ковент-Гарден (см. КОВЕНТ-ГАРДЕН) (с 1962), Чикагской опере (с 1954), нью-йоркской Метрополитен-опера (см. МЕТРОПОЛИТЕН-ОПЕРА) (1956-1958). В 1940-х годах, помимо партий в итальянских операх, пела Бетховена (см. БЕТХОВЕН Людвиг) и Вагнера (см. ВАГНЕР Рихард); с начала 1950-х годов ее имя ассоциировалось прежде всего с творчеством Беллини (см. БЕЛЛИНИ Винченцо) (Норма в одноименной опере, Имоджена в опере «Пират», Амина в «Сомнамбуле») и Доницетти (см. ДОНИЦЕТТИ Гаэтано) (Лючия ди Ламмермур, Анна Болейн в одноименных операх, Паолина в опере «Полиевкт») и с такими психологически насыщенными вердиевскими (см. ВЕРДИ Джузеппе) партиями, как леди Макбет («Макбет»), Леонора («Трубадур»), Виолетта («Травиата»), Елена («Сицилийская вечерня»), Амелия («Бал-маскарад»). В сценическом репертуаре Каллас фигурировали также Россини (см. РОССИНИ Джоаккино) (Розина из «Севильского цирюльника», Фьорилла из «Турка в Италии»), Керубини (Медея из одноименной оперы), Пуччини (Турандот, Тоска, мадам Баттерфляй) и др.; ее концертный репертуар включал арии и сцены всевозможных амплуа из итальянских и французских опер 18-19 вв.
Редкостный талант
Пение Каллас было поистине революционным, она сумела возродить почти забытый со времен великих певиц 19 в. - Дж. Пасты (см. ПАСТА Джудитта), М. Малибран (см. МАЛИБРАН Мария Фелисита), Джулии Гризи (см. ГРИЗИ) - феномен «безграничного» или «свободного» сопрано (итал. soprano sfogato) со всеми присущими ему достоинствами (такими, как диапазон в две с половиной октавы, богато нюансированное звучание и виртуозная колоратурная техника во всех регистрах), а также своеобразными «недостатками» (чрезмерной вибрацией на самых высоких нотах, не всегда естественным звучанием переходных нот). Помимо голоса, уникального, мгновенно узнаваемого тембра, Каллас обладала огромным талантом трагической актрисы. Из-за чрезмерного напряжения сил, рискованных экспериментов с собственным здоровьем (в 1953 она за 3 месяца похудела на 30 кг), а также из-за обстоятельств личной жизни карьера певицы оказалась недолгой. Каллас оставила сцену в 1965 после неудачного выступления в роли Тоски в Ковент-Гардене. В 1970 она снялась в фильме П. П. Пазолини (см. ПАЗОЛИНИ Пьер Паоло) «Медея»; в начале 1970-х годов без особого успеха пробовала свои силы в оперной режиссуре; в 1973-1974 совершила вместе с тенором Дж. Ди Стефано концертную поездку по странам Европы, Северной Америки и Дальнего Востока, исполняя арии и дуэты в сопровождении фортепиано.
В 1949-1959 Каллас была замужем за итальянским адвокатом Дж. Б. Менегини и некоторое время выступала под двойной фамилией Менегини-Каллас.
С 1982 в Афинах проводится Международный конкурс вокалистов имени Каллас.
КАЛЛАС (Callas; наст. фам. Калойеропулу) Мария (1923-77) - греческая певица (лирико-драматическое сопрано). Солистка театров "Ла Скала" (1951-58 и 1960-62), "Ковент-Гарден" (с 1952), Оперного театра в Чикаго (с 1954), "Метрополитен-опера" (1956-58). Выступала также как концертная певица во многих странах. Мастер бельканто. С 1982 в Афинах проводится Международный конкурс вокалистов имени Каллас.
КАЛЛАС Мария (Callas, Maria)
МАРИЯ КАЛЛАС
(1923-1977), выдающаяся греческая оперная певица (сопрано), прославившаяся в период после Второй мировой войны. Яркостью пения и игры она произвела революцию на оперной сцене, преобразив в серьезную драму то, что обычно понималось как скучная оперная рутина. Мария Калойеропулос родилась 3 декабря 1923 в Нью-Йорке в смешанной греко-американской семье. В 1936 семья вернулась в Грецию, и там Каллас начала заниматься пением в Афинской консерватории у Эльвиры де Идальго, которая преподала ей основы бельканто. Уже в ранней юности мощное звучание голоса, а также его трехоктавный диапазон определили основное амплуа певицы - самые трудные партии итальянского репертуара, а также оперы Вагнера. Слава пришла к Каллас в 1949, когда она в течение одной недели спела Брунгильду в вагнеровской Валькирии и Эльвиру в Пуританах Беллини - то был подвиг, равного которому не найти в истории оперного искусства первой половины 20 в.: эти партии не только очень трудны, но и диаметрально противоположны по музыкальному стилю и чисто вокальным задачам. В 1951 певица вступила в труппу миланского театра "Ла Скала", став его примадонной: здесь ею было спето большинство из 37 партий ее репертуара. Голос Каллас превосходно воплощал трагический пафос беллиниевской Нормы, бойкость и остроумие россиниевской Розины (Севильский цирюльник), скорбь и безумие героинь Доницетти (Лючия ди Ламмермур) и Беллини (Сомнамбула), гордость трагических персонажей Верди. В 1954 Каллас прошла специальный курс лечения, чтобы избавиться от лишнего веса, и новый облик позволил певице воплощать на сцене оперные образы с потрясающим реализмом. В том же году она впервые с успехом выступила в США (Чикаго), а два года спустя открыла сезон 1956-1957 в "Метрополитен-опера" исполнением главной партии в Норме Беллини. В конце 1950-х годов у Каллас возникли серьезные проблемы с голосом, и в 1962 она ушла со сцены. Однако в 1965 она два раза выступила в "Метрополитен-опера" в партии Тоски: ее интерпретации, несмотря на определенные чисто вокальные недостатки, подтвердили мнение о Каллас как самой убедительной и потрясающей исполнительнице этой роли. Умерла Каллас в Париже 16 сентября 1977.
ЛИТЕРАТУРА
Тимохин В. М.Каллас. - В кн.: Выдающиеся итальянские певцы. М., 1962 М. Каллас: Биография. Статьи. Интервью. М., 1978
М. Каллас в роли Тоски (опера "Тоска" Дж. Пучини; театр "Ла Скала", Милан).
КАЛЛАС (Callas) (настоящая фамилия Калойеропулу) Мария (1923 - 77), греческая певица (сопрано). В 1947 - 65 выступала на сценах крупнейших оперных театров мира и в концертах. Спектакли "Ла Скала" с ее участием (1950-е гг.) открыли новую эпоху в истории европейского музыкального театра. Обладала голосом большого диапазона, исключительным артистизмом, в совершенстве владела искусством бельканто. Прославилась в драматических ролях (Норма, Медея в одноименных операх В. Беллини, Л. Керубини).
КАЛЛАСТЕ - КА́ЛЛАСТЕ (Kallaste), город (с 1938) в Эстонии на берегу Чудско-Псковского озера (см. ЧУДСКО-ПСКОВСКОЕ ОЗЕРО), в 52 км от ж.-д. ст. Тарту. 1,2 тыс. жителей (2004). Рыболовство.
КАЛЛАСТЕ (Kallaste) - город (с 1938) в Эстонии на берегу Чудско-Псковского оз., в 52 км от ж.-д. ст. Тарту. 1,3 тыс. жителей (1989). Рыболовство.
Калла́тия (Каллатис), античный город VI в. до н. э.- VII в. н. э. на западном берегу Чёрного моря (современная Мангалия в Румынии). Остатки укреплений, храмов и др.
* * *
КАЛЛАТИЯ - КАЛЛА́ТИЯ (Каллатис), античный город 6 в. до н. э. - 7 в. н. э. на западном берегу Черного моря (современная Мангалия (см. МАНГАЛИЯ) в Румынии). Остатки укреплений, храмов и др.
КАЛЛАТИЯ (Каллатис) - античный город 6 в. до н. э. - 7 в. н. э. на западном берегу Черного м. (современная Мангалия в Румынии). Остатки укреплений, храмов и др.
КАЛЛИГРАММА ы, ж. calligramme, англ. caligram. Слово изобретено фр. поэтом Гийомом Аполлинером, использовавшим рисунки для слов. Англ. 1998 17 12. Стихотворение на французском языке "Раненая голубка и фонтан" из сборника Гийома Аполлинера (1880-1918) "Каллиграммы". НИЖ 1997 11 89.
- Стихи, в которых графический рисунок строк или выделенных в строках букв складывается в изображение какой-либо фигуры или предмета.
КАЛЛИГРА́Ф, каллиграфа, муж. (книжн.). Кто красиво, четко пишет; мастер в каллиграфии. «А почерк превосходный… в этом я просто каллиграф.» Достоевский.
каллигра́ф, каллигра́фы, каллигра́фа, каллигра́фов, каллигра́фу, каллигра́фам, каллигра́фом, каллигра́фами, каллигра́фе, каллигра́фах
КАЛЛИГРАФ а, м. calligraphe m. Тот, кто красиво пишет. БАС-1. КаллигрАф, с Греческаго толкуется: доброписец, пишущий хорошо, чисто и исправна. 1817. ЦСА-4 2 133. // Сл. 18. Пусть он <учитель> научит тебя писать красиво, изящно, разборчиво и быстро; не почерком какого-нибудь procureur или каллиграфа, а таким почерком, каким обычно пишут лучшие commis в канцеляриях министра иностранных дел. 1751. Честерфилд 168. Замечательно, что из всех Русских Морских Капитанов, служивших при Петре I, был оный < Калмыков> самый лучшей Калиграф. 1833. Берх 2 317. Отец, вероятно, насмотревшись на успех чиновников-каллиграфов, настаивал на чистописании. Фет Ран. годы. Венедикт Венедиктович, присел к столу и, без труда разбирая продолговатый почерк, известный у калиграфов под именем "англезы" прочел следующее: Cher docteur. Бобор. Доктор Цибулька. // ОЗ 1874 4 1 238. Художник <Добужинский> успел завоевать себе славу изысканного каллиграфа и виньетиста. Маковский 2000 519. И вожделенный хруст банкнотов (не что иное, как переозвученный В каландре шорох ветоши - Тряпья, обносков, рвани). Таковы ли Означенные звуки и на слух Чеканщика, гравера, каллиграфа? М. Еремин Призывный звон. // Звезда 2002 7 3. - Лекс. Алексеев 1794: каллигра/ф.
КАЛЛИГРАФИРОВАТЬ calligraphier. Старательно выписывать, писать. Венцеслав Венцеславович поправляет раз тридцать в день свой галстух, да каллиграфирует в реестрах. Д. Гирс Дн. нотар. писца. // ОЗ 1883 5 1 86. Он выпускает дьявольский труд - персидско-русский словарь литографированным способом - сам каллиграфирует его, а его будет 800 страниц. 8. 8. 1933. Петров-Водкин - А. Белому. // П. 278.
КАЛЛИГРАФИ́ЧЕСКИЙ, каллиграфическая, каллиграфическое (книжн.). прил. к каллиграф и к каллиграфия. Каллиграфический почерк. Писать каллиграфически (нареч.).
КАЛЛИГРА́ФИЧЕСКИЙ -ая, -ое.
1. к Каллигра́ф и Каллигра́фия. К. перо.
2. Красивый и чёткий (о почерке). Писать каллиграфическим почерком.
◁ Каллиграфи́чески, нареч. К. написанное письмо.
-ая, -ое.
прил. к каллиграфия, к каллиграф; красивый и четкий (о почерке).
Его прямой, круглый каллиграфический почерк не требовал никаких усилий при чтении. Агапов, Взбирается разум.
каллиграфи́ческий, каллиграфи́ческая, каллиграфи́ческое, каллиграфи́ческие, каллиграфи́ческого, каллиграфи́ческой, каллиграфи́ческих, каллиграфи́ческому, каллиграфи́ческим, каллиграфи́ческую, каллиграфи́ческою, каллиграфи́ческими, каллиграфи́ческом, каллиграфи́ческ, каллиграфи́ческа, каллиграфи́ческо, каллиграфи́чески
КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЙ ая, ое. calligraphique adj. Отн. к каллиграфии. БАС-1. Дядя утверждал,.. что наперед надобно пройти всю каллиграфическую школу, а потом приняться за прописи. С. Аксаков Дет. годы Багрова-внука. ♦ Каллиграфический почерк. Четкий, красивый, ровный почерк. БАС-1. < Мальчик> самоучкою выучился грамоте, пишет как писарь, почерк чисто каллигарфический. Григорович Кошка и мышка. Таким ровным красивым почерком, можно сказать, каллиграфически, была оформлена документация погрузки, журнал, спецификации, пинтовка саней, распинтовка. Е. Федоров Умерла насякомая. // Континент-89 93. - Лекс. САН 1847: каллиграфи/ческий, каллиграфи/чески.
каллиграфи́чный, каллиграфи́чная, каллиграфи́чное, каллиграфи́чные, каллиграфи́чного, каллиграфи́чной, каллиграфи́чных, каллиграфи́чному, каллиграфи́чным, каллиграфи́чную, каллиграфи́чною, каллиграфи́чными, каллиграфи́чном, каллиграфи́чен, каллиграфи́чна, каллиграфи́чно, каллиграфи́чны, каллиграфи́чнее, покаллиграфи́чнее, каллиграфи́чней, покаллиграфи́чней
КАЛЛИГРА́ФИЯ -и; ж. [от греч. kalligraphia - красивый подчерк] Искусство писать чётким, ровным и красивым почерком.
* * *
каллигра́фия (от греч. kalligraphía - красивый почерк), искусство красивого и чёткого письма. История каллиграфии связана с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо - калам в древнем мире и на Ближнем Востоке, кисть в странах Дальнего Востока, птичье перо в Европе до XIX в.). Большой художественной выразительностью обладают многие образцы средневековой китайской, японской, иранской, среднеазиатской, европейской каллиграфии.
* * *
КАЛЛИГРАФИЯ - КАЛЛИГРА́ФИЯ (от греч. kalligraphia - красивый почерк), искусство красивого и четкого письма. История каллиграфии связана с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо - калам в древнем мире и на Ближнем Востоке, кисть в странах Др. Востока, птичье перо в Европе до 19 в.). Особенно высоко искусство каллиграфии ценилось в культуре мусульманского Востока. Согласно учению пророка Мухаммеда, «письмо - половина знания», потому ислам признавал божественное происхождение письма. Ценились не количество и быстрота написанного, а качество его исполнения. Большой художественной выразительностью обладают многие образцы средневековой китайской, иранской, среднеазиатской, европейской каллиграфии.
КАЛЛИГРАФИЯ (от греч. kalligraphia - красивый почерк) - искусство красивого и четкого письма. История каллиграфии связана с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо - калам в древнем мире и на Ближнем Востоке, кисть в странах Др. Востока, птичье перо в Европе до 19 в.). Большой художественной выразительностью обладают многие образцы средневековой китайской, иранской, среднеазиатской, европейской каллиграфии.
КАЛЛИГРА́ФИЯ - умение красиво писать, ремесло и иск-во, имевшее исключит. значение в книжном деле в допечатный период. Для античной традиции письма (в отличие от араб. и дальневост. традиции) было характерно стремление к ясности начертания. Рус. К. также тяготела к геометрич. четкости почерка (устав), к-рая была далее отчасти утрачена в полууставе и скорописи. Почерк рукопис. кн. лег в осн. первых типограф. шрифтов.
- Живописное чистописание.
- Красивопись.
- Специальные тетради для этого предмета отменили в СССР в 1969 году вместе с предметом.
- Искусство писать чётким и красивым почерком.
- Каким искусством императрица Цыси успокаивала себе нервы?