МАКСИМИЛИАН III Габсбург - МАКСИМИЛИАН III ГАБСБУРГ (Maximilian III. Habsburg, Maximilian der Deutschmeister) (12 октября 1558, Винер Нойштадт, Австрия - 2 ноября 1618, Вена), австрийский эрцгерцог (см. ЭРЦГЕРЦОГ), Великий магистр (см. ГРОССМЕЙСТЕР (магистр)) Тевтонского ордена (см. ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН). Третий сын императора Священной Римской империи (см. СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ) Максимилиана II (см. МАКСИМИЛИАН II Габсбург), брат императоров Священной Римской империи Рудольфа II (см. РУДОЛЬФ II Габсбург) и Маттиаса.
В юности вступил в Тевтонский орден. В 1585 стал магистром Ордена и правителем Пруссии (см. ПРУССИЯ). В 1587 был одним из претендентов на польскую корону. Его символом стала знаменитая шляпа австрийского эрцгерцога, которая позднее использовалась как церемониальная и хранилась в сокровищнице Клостернойбурга. Именно этой шляпе, по легенде, не захотел поклониться Вильгельм Телль (см. ТЕЛЛЬ Вильгельм).
В 1588 войска Максимилиана, решившего силой захватить польский престол, были разбиты Яном Замойским (см. ЗАМОЙСКИЙ Ян), а сам Максимилиан попал в плен. Только после вмешательства Папы австрийский эрцгерцог был освобожден. В 1589 он отказался от польской короны. В 1593-1595-х гг. был правителем Внутренней Австрии (Штирии (см. ШТИРИЯ), Крайне и Каринтии (см. КАРИНТИЯ)).
В 1589 сороковой Великий магистр Тевтонского ордена, Генрих фон Бобенхаузен (1572-1595) передал ему правление, без формального отречения. Эта передача была ратифицирована императором Рудольфом II 18 августа 1591, и Максимилиан принял присягу членов Ордена. Тевтонский орден обязался предоставить императору денежные средства и людей для борьбы с турками. 27 февраля 1606 Максимилиан учредил новый устав Ордена, действовавший до 19 в. Устав подтвердил главную миссию Ордена - борьбу с язычниками.
В 1602 Максимилиан стал правителем Тироля (см. ТИРОЛЬ) и провел ряд своевременных социально-экономических реформ, большое внимание уделял развитию школьного образования. Поскольку Максимилиан придерживался строгих религиозных взглядов, был сторонником контрреформации (см. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ), его двор не отличался особой пышностью, но стал центром культуры. Эрцгерцог высоко ценил музыку, имел обширную библиотеку и коллекционировал произведения искусства.