м.
Священнослужитель низшего духовного сана у древних евреев.
ЛЕВИ́Т, левита, муж. (ист.). Священнослужитель у древних евреев, первонач. человек из Левитова колена.
ЛЕВИ́Т -а; м. [с прописной буквы] Религ. Третья книга Ветхого завета (содержит различные социально-культовые предписания).
сущ. третья книга Моисея, которая была написана в 1-й месяц второго года после выхода евреев из Египта с целью дать законы для служения ветхозаветных жрецов; состоит из 27 глав. Левитами называли лиц, составляющих третью степень ветхозаветной иерархии священников, помогавшим священникам для служения при скинии. Ни священник же прежде закона внят ему, ниже левит по законе воззрев нань (5 седм. Вел. поста, в Нед. 4-ю веч.).
ЛЕВИТ а, м. lévite f. Вид просторной женской одежды. Сл. 18. После постановки в Париже пьесы Ж. Расина "Атали" (в России известна как "Гофолия"), в которой один из персонажей - иудейский священнослужитель, в моду вошел под влиянием его одеяния очень длинный редингот, известный как "левит" (священнослужитель у древних евреев). Популярности подобного Р. во втор. пол. 18 в. способствовала фр. королева Мария Антуанетта, прибегнувшая к этому наряду во время беременности, полагая, что он благодаря своим пропорциям поможет ей сохранить элегантность. В 19 в. стал обычной городской одеждой. Кирсанова 1995 232. Я тебе еще ничего не сказал про ея <графини> одежду. Пюсовой левит, подпоясанный золотой цепью; вот все ея украшение. Н. Эмин Роза 32. // Сл. 18 11 131. Тысячи красавиц, одна другой лучше, с торжествующим видом выставляли на показ новые наряды свои. Левиты были в моде - а у Кларисы его не было. Новости лит-ры на 1804 12 179. Щеголихи, у которых есть кареты, надевают большие рединготы из дра-зефира или серо-белого каотина с двойными отворотами и карманами. Сии рединготы делают на вате и с беличьи или шиншиловым воротником. МТ 1825 2 35. - Лекс. Михельсон 1877: левит (платье).
ЛЕВИТ Соломон Григорьевич - ЛЕВИ́Т Соломон Григорьевич [24 июня (6 июля) 1894, Вилкомир Ковенской губернии, ныне Литва - 29 мая 1938, Москва], российский биолог, один из основоположников медицинской генетики в России, создатель Медико-генетического института в Москве.
Детство
Родился в небольшом городке в очень бедной семье (отец - инвалид, работал сторожем, мать экономила на всем, старалась покупать более черствый хлеб, «чтобы меньше ели»). Из всех детей только самый младший, Соломон, получил образование благодаря собственной инициативе и упорству, а также проявившимся незаурядным способностям. Работая с десяти лет в качестве репетитора, он смог не только окончить Городское училище и Вилкомирскую казенную гимназию, но и заработать на продолжение учебы и отчасти обеспечить родителей.
Военные годы - студенческие годы
В 1915 в разгар Первой мировой войны он последним поездом уехал в Петербург, где поступил на юридический факультет университета, но, вскоре перебравшись в Москву, стал студентом медицинского факультета Московского университета.
Будущий ученый увлекся идеями мировой революции, после раскола Бунда (см. БУНД) вступил в партию большевиков и возглавил Нижегородский комитет партии (о нем тепло отзывался видный большевик Н. Семашко (см. СЕМАШКО Николай Александрович) в своей книге «Клочки воспоминаний», 1930).
Во время Гражданской войны в 1919 Левит был призван в Красную Армию в качестве фельдшера; после того как перенес тиф, был демобилизован и смог продолжить учебу. Окончив в 1921 Первый МГУ, он поехал в родной город за своей невестой (родителей уже не было в живых).
Работа в различных клиниках
В 1921-28 Левит работал в Отделении клинической терапии профессора Д. Д. Плетнева (см. ПЛЕТНЕВ Дмитрий Дмитриевич); в 1925 стажировался в Германии у профессора П. Рона. В 1929 опубликовал монографию «Геморрагические диатезы. Болезнь Верльгофа и сходные с ней патологические формы». В 1926-30 работал в должности ученого секретаря Общества врачей-материалистов при Комакадемии. Одно время Левит держался ламаркистских воззрений (см. ЛАМАРКИЗМ), но, быстро освоив положения современной генетики, прошел дрозофильный (см. ДРОЗОФИЛЫ) практикум у А. С. Серебровского (см. СЕРЕБРОВСКИЙ Александр Сергеевич) и стал таким образом последователем Н. К. Кольцова (см. КОЛЬЦОВ Николай Константинович), учителя Серебровского.
Кабинет наследственности и конституции человека
В конце 1928 Левит основал Кабинет наследственности и конституции человека при Медико-биологическом институте (МБИ), основанного В. Ф. Зелениным (см. ЗЕЛЕНИН Владимир Филиппович) в 1924 как Клинический институт функциональной диагностики и экспериментальной терапии. Задачами Кабинета были: составление топологической карты хромосом (см. ХРОМОСОМЫ) человека, изучение геногеографии болезней населения СССР (в связи с эволюционной генетикой С. С. Четверикова (см. ЧЕТВЕРИКОВ Сергей Сергеевич) и Серебровского); дифференциация патологических форм по данным генетики (эта тема теснейшим образом была связана с теорией генетической гетерогенности нозологических единиц (см. НОЗОЛОГИЯ) С. Н. Давиденкова (см. ДАВИДЕНКОВ Сергей Николаевич) и теорией генотипической среды Четверикова). Работа Кабинета включала стационарное изучение локальной популяции человека, изучение одно- и двуяйцовых близнецов, сбор медицинских генеалогий. В 1929 вышел первый том «Трудов Кабинета».
В программной статье «Генетика и патология» Левит утверждал, что передовая генетическая теория способна вывести клиническую практику из кризиса. (Именно в 1929 И. В. Сталин указывал на отставание теории от практики).
В 1930 Кабинет был расширен до Генетического отделения, а когда Зеленин был снят с поста директора, его место занял Левит, который переориентировал институт на медицинскую генетику. В 1930 второй том «Трудов» вышел со вступительной статьей Левита «Человек как генетический объект и изучение близнецов как метод антропогенетики». Институту было предоставлено новый роскошный комплекс зданий в стиле конструктивизма на Калужской улице. Казалось, что научной карьере Левита ничто не угрожает.
Работа в Америке. Возвращение
В декабре 1930 Левит уехал по приглашению американского генетика Г. Меллера (см. МЕЛЛЕР Герман Джозеф) в США, где, получив Рокфеллеровсквую стипендию, проработал год в его техасской лаборатории. Тем временем Сталин инициировал философскую дискуссию, которая завершилась критикой «старого руководства» института, включая Левита, обвиненного в «меньшевиствующем идеализме». Вновь назначенный исполняющим обязанности директора Б. Б. Коган свернул генетические исследования в пользу клинических. Вернувшись в начале 1932 в Москву, Левит провел полгода в Отделении патофизиологии Второго медицинского института. Заручившись поддержкой ЦК партии, он приступил к возобновлению исследований в области генетики в МБИ (помогавшие ему друзья считали, что это равносильно самоубийству).
Возобновление исследований в области генетики в МБИ
С осени 1932 Институт после восьмимесячного перерыва снова сосредоточился на разработке проблем биологии, патологии и психологии человека, основываясь на новейших достижениях генетики и смежных дисциплин (цитологии, механики развития, эволюционного учения). Основные работы Института шли в трех направлениях: клинико-генетическому, близнецовому и цитологическому. К концу 1933 МБИ располагал отделениями генетики, цитологии, экспериментальной патологии, внутренних болезней; кабинетами психиатрии, одонтологии, психологии, конституции и биометрии; рядом обслуживающих научную работу кабинетов (рентгеновским, физиотерапевтическим, патологоанатомическим) и др.
В 1933-34 в МБИ был прочитан курс генетики для студентов-медиков и врачей. В мае 1934 в МБИ состоялась конференция по медицинской генетике, на которой были прочитаны доклады Г. Меллера, Н. К. Кольцова, С. Г. Левита, С. Н. Давиденкова, Т. И. Юдина. В. В. Бунака (см. БУНАК Виктор Валерьевич), А. Г. Андреса. В конференции участвовало свыше 300 человек, по ее итогам Бюро Ученого медицинского совета Наркомздрава постановило ввести в медицинских вузах и на курсах усовершенствования врачей курс генетики и обязать силами МБИ подготовить учебник по медицинской генетике. В 1935 Институт был переименован в Медико-генетический институт (МГИ). Исследования 1934 и начала 1935 составили четвертый том «Трудов» (1936), открывавшийся работой Левита «Проблема доминантности у человека», в которой отмечалось, что мутации у человека, в том числе патологические, являются по преимуществу доминантами с низким и варьирующим проявлением (а не рецессивыми, как тогда считали).
Закрытие института. Расстрел
В декабре 1936 состоялась сессия ВАСХНИЛ (см. АКАДЕМИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК) по «Спорным вопросам генетики и селекции», которая по воле Сталина должна была заменить собой предстоящий в августе 1937 московский VII Конгресс по генетике. Прологом сессии стала кампания травли, организованная против МГИ и его директора Левита, который вместе со своими сотрудниками обвинялся в «расистской фальсификации биологии». Тогда же, в декабре 1936, Левит был исключен из партии «за связь с врагом народа» (арестованный сотрудник института Карев был его другом), а также за «протаскивание враждебных теорий в трудах института и за меньшевиствующий идеализм». Вскоре были арестованы В. И. Агол (см. АГОЛ Вадим Израилевич) и Н. И. Вавилов (см. ВАВИЛОВ Николай Иванович) , жесткой критике в партийной печати подвергся Левит.
В мае-июне 1937 комиссия Наркомздрава, обследовав МГИ, постановила, что он должен быть сохранен. Тем не менее в июле 1937 Левит был снят с поста директора, а через несколько дней - с поста заведующего лабораторией и должности старшего научного сотрудника. Вскоре МГИ был закрыт, часть сотрудников перешла во Всесоюзный институт экспериментальной медицины, где ими была организована лаборатория, впоследствии ликвидированная (1939). В январе 1938 Левит был арестован, 17 мая приговорен к смертной казни за терроризм и шпионаж (при обыске изъяли фотоаппарат, пишущую машинку и кинжал), 29 мая расстрелян. В сентябре 1956 посмертно реабилитирован.
- Юрий, вещавший от Советского информбюро.
- Гитлер не только объявил его своим личным врагом, но и назначил за голову диктора награду в 250 тысяч марок.
- Вспоминая о том, какое важное значение в годы войны имели новости, Галина Жук упоминает чёрную тарелку и его голос.
- Русский пейзажист.
- Русский художник, автор картин «Март», «Владимирка», «Вечерний звон».
- Кто из художников-пейзажистов был связан многолетней дружбой с Антоном Чеховым?
- Голос сводок Совинформбюро.
- Российский живописец-передвижник.
- Кто из русских художников был почти женихом сестры Антона Чехова?
- Речь Сталина на ХVII съезде ВКП(б) он читал по радио пять часов, не сделав ни одной ошибки, и в 19 лет 25 января 1934 года стал в СССР диктором номер один.
- Русский художник, автор картин «Золотая осень», «Березовая роща», «Вечер на Волге».
- Этого уроженца Владимира однажды назвали «маленьким евреем, которого боялся Геббельс».
ЛЕВИТА́Н Исаак Ил. (1860-1900) - живописец. Род. в бедной еврейской семье в местечке Кибарты в Литве, сын мелкого жел.-дор. служащего. С 1873 учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. С 1898 - акад. пейзажной живописи, преподавал в родном уч-ще.
От своих учителей Л. воспринял: от Саврасова - тщательность изучения натуры, умение видеть и передавать поэтич. содержание обыденного; от Поленова - опыты приближения к пленэрной живописи. От детализации и жанровой повествовательности, воплощенных скупым, нередко сумрачным колоритом в ранних произв. ("Вечер", 1877; "Солнечный день. Весна", 1877), Л. к нач. 80-х гг. переходит к раскрытию тончайших состояний природы, атмосферы, к созданию цельного эмоц. образа ("Осенний день. Сокольники", 1879): в 1880-х гг. в его творчестве рождается пейзаж настроения, побуждающий осмыслять природу как выражение движений человеческой души. С 1884 Л. - участник выставок Т-ва передвижников. Большое влияние на развитие его творчества оказали поездки в Крым (1886) и на Волгу (1886 и 1888): Л. открыл для себя величие волжских просторов, ставших в его творчестве одной из гл. тем ("Вечер на Волге" 1886-88; "После дождя. Плес"; "Вечер. Золотой Плес", 1889). В конце 1880-х гг. Л. достигает ясности композиции, четкости пространств. планов, связанных уравновешенным цветовым строем ("Два плеса", 1889).
К кон. 1880-х гг. Л. - знаменитый художник, с 1891 - член Т-ва передвижных худож. выставок. Он совершает четыре поездки в страны, традиционно бывшие предметом внимания пейзажистов и определившие некогда создание и развитие пейзажного жанра: в Италию, Францию, Швейцарию (1890, 1894, 1897, 1898). В 1890-х гг. конкретный ландшафт сменяется в его творчестве воплощением самого характера рус. природы. Насыщенность светом, прозрачность цветов в ряде работ последнего 20-летия созвучны стилистике импрессионизма ("Березовая роща. Март", 1885-89; "Свежий ветер. Волга", 1891-95; "Вечерний звон", 1892; "Золотая осень", 1895) - и эта близость к импрессионизму отвечает исканиям не только живописи, но и литературы тех лет; современники оценили внутреннее родство пейзажей Л. и лирич. прозы А. П. Чехова (к-рого связывала с Л. многолетняя дружба). Л. достигает выдающихся результатов в обл. пленэрного пейзажа, в передаче света и воздуха, жизни природы ("Золотая осень", 1895; "Сумерки. Стога", 1899; "Озеро", 1899-1900). Его манере этого периода свойственны сильный контраст света и тени, статичность, четкость деления на планы, близкие к театральным декорациям. Наряду с масляной живописью, Л. работает в технике пастели ("Хмурый день", 1895; "Луг на опушке леса", 1898) и акварели ("Туман. Осень", 1899).
Мотивы традиц. нар. представлений в картинах 1890-х гг. сплавляются с настроениями, мыслями, чувствами современников Л., воспринявших его выразителем 1880-90-х гг. в пейзаже, подобно опять же Чехову - в литературе. Изображение природы в этих произв. приобретало символич. смысл. В картинах Л. этого времени появляется стремление к сюжетности, драматизации пейзажа ("У омута", 1892; "Владимирка", 1892; "Над вечным покоем", 1894; "Сумерки. Стога", 1899; "Летний вечер", 1900). Л. окончат. преодолевает отношение к пейзажу как к театральной декорации. В творчестве Л. рус. пейзажная живопись показала невиданные до того возможности выражения в образах природы человеческих чувств и переживаний. В картине "Владимирка" впервые возникает тема дороги, неумолимо влекущей вдаль, ставшая затем одной из главных в творчестве Л.
Мотивы и манера творчества Л. 1890-х гг. связаны с новыми стилистич. поисками рус. и европ. иск-ва. Признанный при жизни классик рус. лирического пейзажа, Л. вновь и вновь посещает Зап. Европу, в 1896 совершает поездку в Финляндию, ставшую источником новых худож. идей для поколения "серебряного века", в 1899 снова едет в Крым. Не порывая с передвижниками, Л. в 1897 становится членом объединения Мюнхенского Сецессиона, с 1898 участвует в выставках ж. "Мир искусства".
При жизни Л. лучшие его полотна были приобретены Третьяковской галереей. В 20 в. их репродукции печатались огромными тиражами, украшали жилища и места культ. отдыха, Л. стал одним из самых известных рус. художников, и тем самым его видение рус. природы лежит в основе ее восприятия. Л. завершил своим творчеством худож. открытие рус. пейзажа, под его кистью преображенного в произведение иск-ва. Он явно предпочитал писать осень и вечер, несколько реже - весну; в его творчестве преобладает фиксация переходных состояний. Человек очень редко присутствует в пейзажах Л., точнее - присутствует незримо, и это незримое присутствие одухотворяет природу, поэтически преображает ее, внушает зрителю тревожные или меланхолические переживания.
Лит.: Левитан И. И.: воспоминания и письма. М., 1956; Исаак Ильич Левитан: Каталог выставки... М., 1960; Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1963; Федоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан: Жизнь и творчество. Т. 1-2. М., 1966.
И. Левитан. Золотая осень. Слободка. 1889
Левита́н Исаак Ильич (1860-1900), российский живописец-передвижник. Создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность («Март», 1895; «Озеро. Русь», 1900) или скорбная одухотворённость образа («Над вечным покоем», 1894). Раскрытие тончайших состояний природы, пленэрная, тонко нюансированная живопись.
* * *
ЛЕВИТАН Исаак Ильич - ЛЕВИТА́Н Исаак Ильич (1860-1900), русский живописец-передвижник. Создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность («Март», 1895; «Озеро. Русь», 1900) или скорбная одухотворенность образа («Над вечным покоем», 1893-94), обретающая в картине «Владимирка» (1892) социально-критическую окраску. Раскрытие тончайших состояний природы, пленэрная (см. ПЛЕНЭР) , тонко нюансированная живопись.
* * *
ЛЕВИТА́Н Исаак Ильич [18 (30) августа 1860, Кибарты, ныне Кибартай (Литва) - 22 июля (4 августа) 1900, Москва], русский художник. Крупнейший мастер русского пейзажа конца 19 в., заложивший в этом жанре принципы символизма (см. СИМВОЛИЗМ) и модерна (см. МОДЕРН).
Сын железнодорожного служащего. В нач. 1870-х гг. семья Левитана переехала в Москву. В 1873-85 будущий мастер учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В. Д. Поленов (см. ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич) и А. К. Саврасов (см. САВРАСОВ Алексей Кондратьевич). В очерке Левитана «По поводу смерти А. К. Саврасова» (1897) сформулировано его собственное творческое кредо, то есть отказ от отношения к пейзажу «как к красивому сочетанию линий и предметов» - с целью изображать «уже не исключительно красивые места», но «те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».
Пейзаж настроения»
Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880-83), в различных местах Московской и Тверской губерний; в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887-90), в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии (1890-е гг.). Художник преодолел условности классицистско-романтического пейзажа, отчасти сохранившиеся и у передвижников. Левитановский «пейзаж настроения», при всей его удивительной натурной достоверности (мастер обычно бережно сохранял исходный мотив, лишь внося в него отдельные коррективы), обрел беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но невыразимы словами. Важную роль в творчестве художника играют музыкальные, поэтические, философские ассоциации (любимым его учением был пессимизм А. Шопенгауэра (см. ШОПЕНГАУЭР Артур)), а также его собственная личность - чувственная, влюбчивая, в то же время склонная к приступам черной меланхолии, остро переживающая и собственное нездоровье (он страдал врожденным пороком сердца), и весь драматизм положения евреев в царской России. Поэтому, восприняв новации импрессионизма (см. ИМПРЕССИОНИЗМ), он никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных мировой тоской.
Россия Левитана
Уже ранние работы художника порой напоминают маленькие лирические новеллы с открытым концом («Осенний день. Сокольники», 1879). Полного расцвета искусство Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в архетипический образ России, достигает в «Березовой роще» (1885-89). Та же сила ненавязчивого обобщения возвышает произведения «волжского периода» («Вечер на Волге», 1888; «Вечер. Золотой Плес», 1889; «После дождя. Плес», 1889; а также тематически примыкающая к ним картина «Свежий ветер. Волга», 1891-95; все - Третьяковская галерея). Поэтические реминисценции ненавязчиво, без всякой литературщины, придают многим образам - напр., картине «У омута» (1892, там же), написанной в основном в имении Берново (ныне Тверская область), связанном с поэмой А. С. Пушкина «Русалка», - особую одухотворенность. Левитан создает классические, непревзойденные образцы «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение («Вечерний звон», 1892, Третьяковская галерея) или, напротив, тревогу, напоминая о бренности всего земного («Над вечным покоем», 1893-94, там же). Гражданская скорбь сочетается с религиозной в картине «Владимирка» (1892, там же), где на дороге, по которой гнали арестантов в Сибирь, видна лишь (в характерной для мастера манере сводить реальное человеческое присутствие к минимуму, либо вообще к нулю) одинокая фигурка странника близ придорожной иконки.
Жизнеутверждающее обаяние красок в полотнах «Март» (1895, там же) или «Весна - большая вода» (1897, там же) достигает апогея в предельно яркой и звучной картине «Золотая осень» (1895, там же). В последние годы жизни мастер отбирает все более простые мотивы, придавая им - лишь с помощью колорита, без всяких фантазий - подобие будничного чуда. Теперь его особенно влекут мотивы вечера («Летний вечер», 1900, там же), сумерек, лунной ночи. Варьируя тему «стогов сена в лунную ночь», пишет маленькое надкаминное панно с этим сюжетом для дома А. П. Чехова в Ялте (1900). Последняя, неоконченная картина Левитана («Озеро. Русь», 1900, Русский музей) является - наперекор смертельной болезни - едва ли не самым мажорным произведением художника. Оставил также виртуозные образцы акварельной и пастельной живописи.
Левитан и Чехов
Многолетняя (с 1885) дружба Левитана с Чеховым породила целый ряд знаменательных параллелей в их творчестве. Отдельные черты личности живописца проступают в чеховской «Попрыгунье» (где отражен роман Левитана с художницей С. П. Кувшинниковой), «Чайке» (где поступок Треплева, застрелившего чайку, воспроизводит аналогичный каприз Левитана-охотника). Художник пишет другу о его пьесе «Чайка» (в 1899): «От нее веет той грустью, которой веет от жизни, когда всматриваешься в нее», - и в этих словах выражается их общее лирико-мистическое чувство природы.
Руководя с 1898 пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, проявил себя и как замечательный педагог. В Плесе открыт Дом-музей Левитана.
ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860-1900) - российский живописец-передвижник. Создатель "пейзажа настроения", которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность ("Март", 1895; "Озеро. Русь", 1900) или скорбная одухотворенность образа ("Над вечным покоем", 1893-94), обретающая в картине "Владимирка" (1892) социально-критическую окраску. Раскрытие тончайших состояний природы, пленэрная, тонко нюансированная живопись.
ЛЕВИТА́Н Юр. Бор. (1914-83) - диктор Всесоюзного радио (с 1931), нар. артист СССР (1980). Читал важнейшие офиц. сообщения, в т. ч. во время Вел. Отеч. войны 1941-45. Яркий, выразительный и торжественный голос Л. стал в сознании современников неотъемлемой чертой эпохи, сформировал своего рода канон высокого стиля публичной звучащей речи.
Левита́н Юрий Борисович (1914-1983), диктор Всесоюзного радио (с 1931), народный артист СССР (1980). Читал важнейшие официальные сообщения, в том числе в 1941-45. В творчестве Левитана органично соединились гражданская публицистическая и актёрская выразительность.
* * *
ЛЕВИТАН Юрий Борисович - ЛЕВИТА́Н Юрий Борисович (1914, Владимир -1983, Москва), диктор Всесоюзного радио (с 1931), народный артист СССР (1980).
Родился в семье портного. Читал важнейшие официальные сообщения, прославился в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В творчестве Левитана органично соединились гражданская, публицистическая и актерская выразительность.
ЛЕВИТАН Юрий Борисович (1914-1983) - российский диктор Всесоюзного радио (с 1931), народный артист СССР (1980). Читал важнейшие официальные сообщения, в т. ч. в 1941-45. В творчестве Левитана органично соединились гражданская, публицистическая и актерская выразительность.
И.И. Левитан "Вечерний звон". 1892. Государственная Третьяковская галерея.
ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860 - 1900), российский живописец-передвижник. Создатель "пейзажа настроения", которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность ("Март", 1895) или скорбная одухотворенность образов ("Над вечным покоем", 1894; "Владимирка", 1892). Произведения Левитана раскрывают тончайшие состояния природы средствами пленэрной (смотри Пленэр), тонко нюансированной живописи.
И.И. Левитан. "Летний вечер". 1900 г. Картон, масло. Государственная Третьяковская галерея.
И.И. Левитан. "Весна - большая вода". 1897 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
И.И. Левитан. "Свежий ветер. Волга". 1895. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
И.И. Левитан. "Озеро". 1899-1900 г.г. Холст, масло. Государственный Русский музей.
Юрий Борисович Левитан.
ЛЕВИТАН Юрий Борисович (1914 - 83), диктор Всесоюзного радио (с 1931). Читал важнейшие официальные сообщения, в том числе в период Великой Отечественной войны. Дикторский стиль Левитана отличался высокой актерской культурой, строгой возвышенностью, мужественностью интонации и одновременно ясностью, простотой, доступностью.
Левита́нский Юрий Давидович (1922-1995), русский поэт, переводчик. В сборниках стихов «Земное небо» (1963), «Кинематограф» (1970), «Воспоминанье о красном снеге» (1975), «Годы» (1987), «Белые стихи» (1991) - воспоминания о войне, поэтизация быта, теплота человеческих отношений, иронически-созерцательный взгляд на мир.
* * *
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давидович - ЛЕВИТА́НСКИЙ Юрий Давидович (1922-1996), русский поэт, переводчик. Сборники лирических стихов о войне, о трудных жизненных дорогах «Земное небо» (1963), «Кинематограф» (1970), «Воспоминанье о красном снеге» (1975), «Годы» (1987). Государственная премия Российской Федерации (1994).
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давидович (1922-1996) - русский поэт, переводчик. Сборники лирических стихов о войне, о трудных жизненных дорогах "Земное небо" (1963), "Кинематограф" (1970), "Воспоминанье о красном снеге" (1975), "Годы" (1987). Государственная премия Российской Федерации (1994).
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович (1922 - 1997), русский поэт, переводчик. В стихах (сборники "Земное небо", 1963, "Кинематограф", 1970, "Воспоминанье о красном снеге", 1975, "Годы", 1987, "Белые стихи", 1991) - лирические зарисовки современной жизни, проникнутые иронически-созерцательной интонацией, доброжелательностью авторского взгляда, воспоминания о войне. Пародии.
ж.
Полуфантастическая способность некоторых людей преодолевать силы земного притяжения и беспрепятственно перемещаться в пространстве.
ЛЕВИТА́ЦИЯ -и; ж. [от лат. levis - лёгкий и сл. (грави)тация] Книжн. Предполагаемая сверхъестественная способность человека к преодолению силы притяжения и быстрому перемещению по воздуху на значительные расстояния без использования каких-л. технических средств.
ЛЕВИТАЦИЯ (латинское levitas - легкость), научно не объясненный феномен свободного парения человеческого тела (или какого-либо предмета), отмечаемый в различных сообщениях о святых, йогах, медиумах и т.п.; состояние левитации нередко переживается в сновидениях.
ЛЕВИТАЦИЯ и, ж. lévitation <англ.
1. физ. Непрерывное восхождение газов отделяющихся от головы <кометы> походит .. на род левитации то-есть стремления газообразных частиц удалиться от солнца. РВ 1872 5 240.
2. мед. В психиатрии. <гипнотическому> засыпанию сопутствуют утрата инициативы мышечной и кожной деятельности - возникает каталепсия мышц и анальгезия (нечувствительность) кожи. Засыпание происходит при каптированном внимании, которое фиксируется на личности гипнотизера. Обнаруживается усиленная внушаемость. Веки припечатаны, руки каталептируют (левитация, напряжение мышц), анальгезия, раппорт, высокая внушаемость - вот что обнаруживается в полученном состоянии. Природа 1926 9-10 51.
3. Мистическая или магическая способность поднятия собственного тела, преодоление земного притяжения усилием воли. Комлев 1992. | шутл. Внезапно, глядя с моего места в восточное окно, я становился очевидцем замечательного случая левитации <качания, подбрасывания отца в воздух в знак благодарности>. Набоков Другие берега.
ЛЕВИТАЦИЯ [лат. levatio - поднятие, подъем] - мистический или магический способ преодоления земного притяжения; противоречащий закону гравитации мнимый подъем собственного тела или тяжелых предметов во время спиритического сеанса.
ЛЕВИТИН Игорь Евгеньевич - ЛЕВИ́ТИН Игорь Евгеньевич (р. 21 февраля 1952, поселок Цебриково, Великомихайловский район, Одесская область (см. ОДЕССКАЯ ОБЛАСТЬ)) - российский государственный деятель, министр транспорта (с 2004).
По окончании Ленинградского высшего училища военных железнодорожных войск и военного сообщения (1973) Игорь Левитин служил в Одесском военном округе на Приднестровской железной дороге. В 1976 году он был направлен на службу в Южную группу войск. После окончания Военной академии тыла и транспорта (см. ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ ТЫЛА И ТРАНСПОРТА) (1983) И.Е. Левитин занимал пост военного коменданта железнодорожного участка и станции Ургал на БАМе, участвовал в стыковке «золотого звена» БАМа. В 1985-1994 годах он работал на Московской железной дороге в должности военного коменданта участка, а затем заместителя начальника военных сообщений. С 1996 года И.Е. Левитин работал в компании «Северстальтранс», в 1998 году занял пост заместителя генерального директора компании.
9 марта 2004 года И.Е. Левитин был назначен министром транспорта и связи России. После реорганизации министерства 20 мая 2004 года он стал министром транспорта. 12 мая 2008 года было сформировано правительство В.В. Путина (см. ПУТИН Владимир Владимирович), в котором И.Е. Левитин также занял пост министра транспорта.
ЛЕВИ́ТИН Мих. Зах. (род. 1945) - реж., драматург. Окончил реж. ф-т ГИТИСа в 1967 (кл. Ю. А. Завадского). В 1966-77 осуществил 10 пост. в т-рах Москвы, Ленинграда, Риги, Казани. Среди них: "Алиса в Зазеркалье" (1972, Лит. т-р Всесоюзного театр. об-ва); "Концерт для..." М. Жванецкого (1974, Ленингр. т-р комедии); "Странствия Билли Пилигрима" по К. Воннегуту и "Фантазии Фарятьева" А. Соколовой (1975, 1976, Центр. академич. т-р Сов. Армии); "Мерси" по Б. Окуджаве (1977, Рижский Т-р юного зрителя). С 1978 фактически руководит Моск. т-ром миниатюр (позже переименован в Моск. т-р "Эрмитаж"), хотя официально назначен гл. реж. в 1987. Его режиссура поистине авторская: сам пишет тексты для своих спектаклей, ставит в осн. реж. композиции на осн. редко или никогда не исполнявшихся произв., выступает как художник-исследователь. Особенно его интересует сов. иск-во 1920-30-х гг. (лит. монтаж "Мы собрались здесь" на осн. произв., док-тов, биографич. мат-лов Б. Пастернака, И. Бабеля, Ю. Олеши, М. Кольцова, Вс. Иванова, Вс. Вишневского, Вс. Мейерхольда, 1986). Л. обращает особое внимание на творчество "обэриутов". В т-ре "Эрмитаж" идут его постановки "Хармс! Чармс! Шардам!" (1982), дет. спектакль "Чиж" и "Еж" (худож. рук. пост. реж. Е. Ратинер, 1988), "Вечер в сумасшедшем доме" (1989) по стихам и прозе, драматургии Д. Хармса, А. Введенского, Н. Олейникова, Н. Заболоцкого и др. Л. является организатором междунар. фестиваля "Обэриу" на базе своего т-ра (с 1990). Текстологически изучив черновики незаверш. пьесы Ю. Олеши, ставит собств. вариант ("Нищий, или Смерть Занда", 1986). По принципу коллажа объединяет или перерабатывает совр. зап. и сов. прозу: "Хроника широко объявленной смерти" по К. Воннегуту, Г. Маркесу, А. Моравиа, Ю. Трифонову (1983); песни бардов: "Галич" (1988); классич. прозу: "Чехонте в Эрмитаже" (1981), "Здравствуйте, господин де Мопассан" (1984); "Скверный анекдот" по Ф. Достоевскому (1987). Спектаклям Л. свойственны праздничная театральность, сочетание лирики и гротеска, психологич. эксцентрики, клоунады. Он любит водевиль, оперетту: "Соломенная шляпка" Э. Лабиша (1985), "Парижская жизнь" Ж. Оффенбаха (1991).
Соч.: Чужой спектакль. М., 1982; Болеро: Повести и рассказы. М., 1983; Мой друг верит. М., 1989.
Леви́тин Михаил Захарович (р. 1945), режиссёр. Работал в театрах Москвы, Ленинграда, Риги, Казани. С 1978 в Московском театре миниатюр (с 1987 Московский театр «Эрмитаж»), с 1987 главный режиссер, с 1991 художественный руководитель. Для постановок Левитина характерны открытая театральность, использование приёмов эксцентрики и клоунады: «Нищий, или Смерть Занда» Ю. К. Олеши (1986), «Женитьба» Н. В. Гоголя (1993), «Кругом, возможно, Бог» по А. И. Введенскому (1994).
Леви́тин Михаил Захарович (р. 1945), режиссёр. Работал в театрах Москвы, Ленинграда, Риги, Казани. С 1978 в Московском театре миниатюр (с 1987 Московский театр «Эрмитаж»), с 1987 главный режиссёр, с 1991 художественный руководитель. Для постановок Левитина характерны открытая театральность, использование приёмов эксцентрики и клоунады: «Концерт для...» М. М. Жванецкого (1974, Ленинградский театр комедии), «Нищий, или Смерть Занда» Ю. К. Олеши (1986), «Парижская жизнь» Ж. Оффенбаха (1991), «Женитьба» Н. В. Гоголя (1993), «Кругом, возможно, Бог» по А. И. Введенскому (1994).
ЛЕВИТИН Михаил Захарович (родился в 1945), режиссер, драматург. Работал в театрах Москвы, Ленинграда, Риги, Казани. С 1978 в Московском театре миниатюр (с 1987 Московский театр "Эрмитаж"), с 1987 художественный руководитель. Для Левитина характерно тяготение к открытой театральности, форме спектакля-игры. Во многом опираясь на традиции русского театра 1920-х гг., использует приемы эксцентрики и клоунады, сочетает в своих постановках лирику и гротеск. Среди постановок: "Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов" по произведению Д. Хармса (1982), "Нищий, или Смерть Занда" Ю.К. Олеши (1986).
ЛЕВИТИНА Ирина Соломоновна - ЛЕВИ́ТИНА Ирина Соломоновна (р. 8 июля 1954, Ленинград), российская шахматистка (см. ШАХМАТЫ), международный гроссмейстер (см. ГРОССМЕЙСТЕР (в спорте)) (1976).
В 1964 начала заниматься шахматами в ленинградском Дворце пионеров, в 1970, в 16 лет, стала чемпионкой СССР среди школьниц, в 17 лет выиграла чемпионат страны среди женщин (1971). С 1972 участвовала в соревнованиях на первенство мира. В первом цикле дошла до финального матча претендентов (1975), где уступила Н. Александрии (см. АЛЕКСАНДРИЯ Нана Георгиевна) со счетом 8:9. В 1978 завоевала право играть матч с чемпионкой мира М. Чибурданидзе (см. ЧИБУРДАНИДЗЕ Майя Григорьевна), но проиграла со счетом 5,5:8,5.
С 1990 живет в США. В 1992 возглавляла на Всемирной олимпиаде в Маниле национальную сборную страны (7 очков из 12). В том же году участвовала в турнире претенденток в Шанхае - 6-7-е места.
ЛЕВИТОВ
«Прозрачная» фамилия для тех, кто читал Библию. Левиты - служители религиозного культа у древних евреев. «Родственные» фамилии: Левиев, Левинов, Левитан, Левитанский, Левитин, Левитов, Левитский, Левицкий. Фамилий, связанных с религиозными культами, много. К иудаизму, в частности, имеют отношение также: Каган - Коган, Каганов - Коганов, Каганович, Кагановский, Каганский (от древнееврейского понятия ‘священник’); Кантор, Канторов, Канторский (кантор - ‘читающий молитву в синагоге’); Магидов, Магидсон (‘проповедник’); Меламедов (‘учитель’); Рабинов, Рабинович, Рабинский и Раввинов, Равич (‘священнослужитель’).
ЛЕВИТОВ ЛЕВИЦКИЙ
Эти фамилии, как правило, рождались в стенах духовных семинарий, где присваивались будущим священникам: "левит" по-древнееврейски и означает "священник". Однако было немало и мирян Левицких. Известный украинский писатель Нечуй-Левицкий (Нечуй - псевдоним) писал, что его прадед был Леонтович, но стал Левицкий,так как фамилия эта тогда, то есть в XVIII в., была модной. (Ф) В книге Унбегауна они относятся к еврейским фамилиям, от lewi - левит - священник. (см. Левитин)
ЛЕВИТОВ
«Прозрачная» фамилия для тех, кто читал Библию. Левиты - служители религиозного культа у древних евреев. «Родственные» фамилии: Левиев, Левинов, Левитан, Левитанский, Левитин, Левитов, Левитский, Левицкий. Фамилий, связанных с религиозными культами, много. К иудаизму, в частности, имеют отношение также: Каган - Коган, Каганов - Коганов, Каганович, Кагановский, Каганский (от древнееврейского понятия ‘священник’); Кантор, Канторов, Канторский (кантор - ‘читающий молитву в синагоге’); Магидов, Магидсон (‘проповедник’); Меламедов (‘учитель’); Рабинов, Рабинович, Рабинский и Раввинов, Равич (‘священнослужитель’).
ЛЕВИ́ТОВ Ал-др Ив. (1835-77) - писатель. Род. в семье деревенского дьячка на Тамбовщине. Учился в Тамбовской дух. семинарии. Поступил в Петерб. Медико-хирург. академию (1855). В 1856 сослан в Архангельскую губ. (причины не установлены), где 3 года работал фельдшером. Впоследствии жил в Петербурге и Москве, скитался по провинции, сменил неск. занятий, бедствовал, пил, тяжело болел, умер в Моск. ун-тской клинике, похоронен на деньги, собранные студентами по подписке. Лит. деят-ность начал в сер. 1850-х гг. Принадлежал к поколению писателей-разночинцев, демократов-шестидесятников, противопоставлявших себя лит-ре 40-х гг. и создававших широкую эмпирич. панораму жизни крестьянства и гор. низов. Осн. жанром творчества Л. были гл. обр. "физиологич." и путевые очерки, объединенные в кн. "Степные очерки" (1865-67), "Московские норы и трущобы" (1866), "Горе сел, дорог и городов" (1874). Для стиля Л. характерно натуралистически точное воспроизведение быта в сочетании с проникновенной лирич. интонацией, возникающей в связи с автобиографич. мотивами. Творчество Л. высоко ценили И. Бунин и М. Горький.
Леви́тов Александр Иванович (1835-1877), русский писатель. Рассказы и очерки о трагических судьбах крестьянской и городской бедноты («Расправа», 1862; «Мирской суд», 1862; «Бесприютный», 1870).
* * *
ЛЕВИТОВ Александр Иванович - ЛЕВИ́ТОВ Александр Иванович (1835-77), русский писатель. Рассказы и очерки о трагических судьбах крестьянской и городской бедноты («Расправа», 1862; «Мирской суд», 1862; «Бесприютный», 1870).
ЛЕВИТОВ Александр Иванович (1835-77) - русский писатель. Рассказы и очерки о трагических судьбах крестьянской и городской бедноты ("Расправа", 1862; "Мирской суд", 1862; "Бесприютный", 1870).
левитово колено (иноск.) - духовное сословие (намек на Левитов - священнослужителей древнееврейского культа - потомков Левия, сына Иакова, или - их исключительное право священнослужения)
Ср. По сладости речи ужели не изволите распознавать во мне косвенного представителя Левитова колена?
Боборыкин. Василий Теркин. 3, 8.
Книжн. Устар. Ирон. Духовное сословие, священнослужители. Левитово колено - одно из 12 еврейских племен (колен), потомков Левита, сына библейского патриарха Иакова. БМС 1998, 179.
ЛЕВИ́ТСКИЙ Григ. Анд. (1878-1942) - биолог: цитолог и цитогенетик. Чл.-корр. АН СССР (с 1932). Окончил Киевский ун-т (1902). Ученик акад. С. Навашина. В 1907 за участие в рев. движении и деят-ность во Всерос. крестьянском союзе арестован и выслан за границу, работал в Германии. Вернувшись в 1911, основал цитологич. лабораторию в Ин-те сахарной свеклы в Киеве. В 1925 по приглашению Н. Вавилова переехал в Ленинград, возглавлял лабораторию цитологии Всесоюзного ин-та растениеводства в Детском Селе (1927-41), где вместе со своими учениками и сотр. провел ставшие классич. иссл. морфологии хромосом мн. видов культ. и диких растений. Л. создал первое отеч. рук-во по цитогенетике, материал к-рого во многом не утратил значения до наших дней. В дискуссиях 30-х гг. Л. твердо отстаивал теорию гена и хромосомную теорию наследственности от нападок лысенковцев. После ареста Вавилова и Г. Карпеченко начальство ЛГУ, где Л. преподавал, потребовало от него перестроить читаемый курс в свете требований лысенковской "мичуринской биологии"; Л. отказался и подал в отставку. Вскоре он был арестован (ранее Л. уже пережил кратковрем. аресты в 1924 и в 1933 - по "делу" мифич. "Трудовой крестьянской партии"). Скончался в тюрьме 20 мая 1942.
Соч.: Материальные основы наследственности. Киев, 1924; Цитология растений: Избр. тр. М., 1976; Цитогенетика растений; Избр. тр. М., 1978.
Леви́тский Григорий Андреевич (1878-1942), ботаник и цитолог, член-корреспондент АН СССР (1932). Труды по строению и развитию митохондрий, морфологии и эволюции хромосом, кариосистематике, применению цитологии в селекции. Необоснованно репрессирован, погиб в тюрьме.
* * *
ЛЕВИТСКИЙ Григорий Андреевич - ЛЕВИ́ТСКИЙ Григорий Андреевич (1878-1942), российский ботаник и цитолог, член-корреспондент АН СССР (1932). Труды по строению и развитию митохондрий (см. МИТОХОНДРИИ), морфологии и эволюции хромосом, кариосистематике, применению цитологии в селекции. Репрессирован; реабилитирован посмертно.
ЛЕВИТСКИЙ Григорий Андреевич (1878-1942) - российский ботаник и цитолог, член-корреспондент АН СССР (1932). Труды по строению и развитию митохондрий, морфологии и эволюции хромосом, кариосистематике, применению цитологии в селекции. Репрессирован; реабилитирован посмертно.
Леви́ты - служители религиозного культа у древних евреев; потомки Левия, из колена которого вышел Моисей.
* * *
ЛЕВИТЫ - ЛЕВИ́ТЫ, служители религиозного культа у древних евреев.
ЛЕВИТЫ - в Библии, потомственное и уставное священство. Левиты считались потомками Левия, однако возможно, что многие левиты не принадлежали к колену Левия и набирались из других колен (Суд 17:7-9). Храмовое священство, по традиции, ограничивалось кругом левитов, являвшихся прямыми потомками Аарона (кохены). В священные обязанности левитов входило служение Яхве, истолкование пророчеств, совершение всесожжений (род жертвоприношений) и обучение народа закону Яхве (Втор 33:10). Храмовые жертвоприношения совершались одними кохенами, однако остальные левиты принимали участие в богослужении и были обязаны заботиться о содержании скинии, а впоследствии - Храма. В эпоху Второго храма левиты убивали и подготавливали животных для жертвоприношений, а кроме того, обеспечивали музыкальное сопровождение богослужений и пели псалмы. За левитами, в отличие от других колен, не была закреплена какая-то определенная территория. Вместо этого им были выделены земельные наделы в окрестностях различных городов, при этом каждый город должен был поддерживать свое священство десятинами и пожертвованиями. Эта повинность стала главным фактором, вызвавшим восстание десяти северных колен после смерти Соломона (ок. 930 до н.э.). Вождь этого восстания, Иеровоам, изгнал из нового царства Израиля всех левитов и учредил полностью мирское священство. Многие еврейские семьи имеют священническое или левитское происхождение, на которое указывают фамилии Коган или Леви (Левин). В настоящее время левиты призываются к чтению Писания в синагоге после кохенов.
ЛЕВИТЫ (евр. lewi, от собств. еврейск. им. Lewi, Левий). Потомки Левия, сына Иакова, составлявшие у израильтян касту низших священнослужителей.