сущ., кол-во синонимов: 2
знак зодиака (24)
лев (17)
- Прозвище Ди Каприо.
- Имя французского композитора Делиба.
- Российский мультсериал «... и Тиг».
- Американская актриса, исполнившая роль Лоры Пойтрас в фильме «Сноуден».
- Американская актриса, исполнившая роль Мари в фильме «Вероника решает умереть».
- Американская актриса, исполнившая роль министра обороны США в фильме «Падение Олимпа».
- Американская актриса, исполнившая роль Салли в фильме «Обливион».
- Американская актриса, исполнившая роль Эллен Брок в фильме Роберта Земекиса «Экипаж».
- Имя французского писателя Таксиля.
- Армянский писатель, историк, автор повестей «Странник», «Пропавшие», «Вардананк», трактата по истории Армении.
- Американская актриса, получившая в 2011 году «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Боец».
- Фильм Джеймса Мэнголда «Кейт и ...».
- Имя кардиолога Бокерия.
Лео́ (Léaud) Жан Пьер (р. 1944), французский актёр. Дебютировал в фильме режиссёра Ф. Трюффо «400 ударов» (1959), снимался в других его фильмах («Украденные поцелуи», «Семейный очаг», «Американская ночь» и др.). Создал образ ранимого, неприспособленного к жизни, инфантильного молодого человека. Среди других фильмов: «Мужское и женское», «Китаянка», «Свинарник», «Последнее танго в Париже», «Детектив».
Ле́о Аракел Григорьевич - настоящая фамилия Бабаханян (1860-1932), армянский писатель, историк. Картины разорения армянской деревни, борьба против турецкой тирании - в повестях «Странник» (1887), «Пропавшие» (1899), «Вардананк» (1917). Труды по истории Армении и её культуры.
* * *
ЛЕО Аракел Григорьевич - ЛЕ́О (наст. фам. Бабаханян) Аракел Григорьевич (1860-1932), армянский историк, писатель. Картины разорения армянской деревни, борьба против турецкой тирании - в повестях «Странник» (1887), «Пропавшие» (1899), «Вардананк» (1917). Труды по истории Армении и ее культуры.
ЛЕО (наст. фам. Бабаханян) Аракел Григорьевич (1860-1932) - армянский историк, писатель. Картины разорения армянской деревни, борьба против турецкой тирании - в повестях "Странник" (1887), "Пропавшие" (1899), "Вардананк" (1917). Труды по истории Армении и ее культуры.
Лео́ Жан Пьер (Léaud) (р. 1944), французский актёр. Дебютировал в фильме режиссера Ф. Трюффо «400 ударов» (1959), снимался в других его фильмах («Украденные поцелуи», «Семейный очаг», «Американская ночь» и др.). Создал образ ранимого, не приспособленного к жизни, инфантильного молодого человека. Среди других фильмов: «Мужское и женское», «Китаянка», «Свинарник», «Последнее танго в Париже», «Детектив».
* * *
ЛЕО Жан Пьер - ЛЕО́ (Leaud) Жан Пьер (р. 5 мая 1944), французский киноактер.
Еще подростком снялся в фильме «400 ударов» Ф. Трюффо (см. ТРЮФФО Франсуа) (1959) и в дальнейшем лучшие роли сыграл в лентах того же мастера: «Любовь в 20 лет» (1962), «Украденные поцелуи» (1968), «Семейный очаг» (1970), «Сбежавшая любовь» (1979), «Две англичанки и континент» (1971), «Американская ночь» (1973), составивших своеобразную сагу о современнике. Также снимался у Ж. Л. Годара (см. ГОДАР Жан Люк) («Мужское-женское», 1966; «Сделано в США», 1966; «Китаянка», 1967), Ж. Кокто (см. КОКТО Жан) в фильме «Завещание Орфея» (1960), у П. П. Пазолини (см. ПАЗОЛИНИ Пьер Паоло) в фильме «Свинарник» (1969), Б. Бертолуччи (см. БЕРТОЛУЧЧИ Бернардо) в фильме «Последнее танго в Париже» (1972). Новые краски появились у артиста в «Детективе» (1985) Годара, в «Бункере Палас-отеля» (1989) Энки Билала, в «Цвете времени» (1988) П. Гранье-Дефера и, особенно, в комедии Аки Каурисмяки (см. КАУРИСМЯКИ Аки) «Я нанял убийцу» (1990).
Лео́бен (Leoben), город на юго-востоке Австрии, на р. Мур, земля Штирия. Свыше 35 тыс. жителей. Крупный металлургический комбинат (городской район Донавиц); машиностроительная, деревообрабатывающая, швейная, пищевая промышленность. Архитектурные памятники XVIII в.
* * *
ЛЕОБЕН - ЛЕО́БЕН (Leoben), город на юго-востоке Австрии (см. АВСТРИЯ), на реке Мур, земля Штирия. Население 25,2 тыс. человек (2004).
Транспортный узел. Крупный металлургический комбинат (в Донавице). Машиностроительная, деревообрабатывающая, швейная, пищевая промышленность. Горнометаллургическая академия.
Промышленное значение Леобен приобрел в 14-15 вв. в связи с добычей железной руды. Архитектурные памятники 18 в.
ЛЕОБЕН (Leoben) - город на юго-востоке Австрии, на р. Мур, земля Штирия. Св. 30 тыс. жителей (1989). Крупный металлургический комбинат (городской район Донавиц); машиностроительная, деревообрабатывающая, швейная, пищевая промышленность. Архитектурные памятники 18 в.
ЛЕОВА (Leova) (Леово) - город (с 1940) в Республике Молдавии, в 22 км от ж.-д. ст. Яргара. 12,2 тыс. жителей (1991). Пищевкусовая промышленность, производство ковров. Ист.-краеведч. музей.
ЛЕОВИЛЬ * Léoville, то же, что шато леовиль. Меню завтрака по случаю 100-летнего юбилея торгового дома "Василий Перлов с сыновьями" 1 янв. 1887 года: Закуски .. бульон. Ростбив .. Вина: херес, лафит, леовиль, Клоде Бужо <так>, редерев, моэт шандон. Романов Застольная 291. Наш старший офицер, Орел по призванию и дока по части выпивки, сказал свое мнение последним, признав Эрмитаж вином высшего качества, Леовиль второстепенным, а Понте-Кане - заурядным. А. Беломор Из зап. моряка. // РВ 1896 8 184.
Леон - I
(Leon), королевство X-XIII вв. на северо-западе Пиренейского полуострова; образовалось в 909-910. В 914 в состав Леона вошла Галисия. В 924 Леон и Астурия объединились в единое королевство Леон со столицей в г. Леон. В 1035 от Леона отошла Кастилия, став самостоятельным королевством. В 1037-65, 1072-1157 Леон и Кастилия были объединены в единое королевство (Кастилия, или Кастилия и Леон); окончательное их объединение произошло в 1230.
II
город в Испании, административный центр автономной области Кастилия-Леон. 147 тыс. жителей (1994). Добыча угля. Машиностроение, химическая, фармацевтическая, пищевая промышленность. Музеи. Основан римлянами. В X-XIII вв. столица королевства Леон. Собор (XIII в.), церковь Сан-Исидоро (XI-XII вв.), монастырь Сан-Маркос (XVI в.).
III
город в Центральной Мексике. 758 тыс. жителей (1990). Главный центр кожевенно-обувной промышленности страны. Пищевкусовая, текстильная, металлообрабатывающая, химическая, целлюлозно-бумажная, мебельная, стекольная промышленность. Основан в 1576.
IV
город на западе Никарагуа, административный центр департамента Леон. 171 тыс. жителей (1994). Пищевая, кожевенно-обувная, мебельная промышленность. Университет. Леон основан в 1524. Церкви XVI - начала XIX вв.
ЛЕОН - город в Испании, административный центр авт. обл. Кастилия-Леон. 138 тыс. жителей (1990). Добыча угля. Машиностроение, химическая, фармацевтическая, пищевая промышленность. Провинциальный музей. Основан римлянами. В 10-13 вв. столица королевства Леонид. Собор (13 в.), церковь Сан-Исидоро (11-12 вв.), монастырь Сан-Маркос (16 в.).
-----------------------------------
ЛЕОН - город на западе Никарагуа, административный центр деп. Леон. 101 тыс. жителей (1985). Пищевая, кожевенно-обувная, мебельная промышленность. Университет. Леон основан в 1524. Церкви 16 - нач. 19 вв.
-----------------------------------
ЛЕОН - город в центр. Мексике. 872 тыс. жителей (1990). Главный центр кожевенно-обувной промышленности страны. Пищевкусовая, текстильная, металлообрабатывающая, химическая, целлюлозно-бумажная, мебельная, стекольная промышленность. Осн. в 1576.
-----------------------------------
ЛЕОН - королевство 10-13 вв. на северо-западе Пиренейского п-ова; образовалось в 909-910. В 914 в состав Леона вошла Галисия. В 924 Леон и Астурия объединились в единое королевство Леон со столицей в г. Леонид. В 1035 от Леона отошла Кастилия, став самостоятельным королевством. В 1037-65, 1072-1157 Леон и Кастилия были объединены в единое королевство (Кастилия, или Кастилия и Леон); окончательное их объединение произошло в 1230.
-а, м.; прост. Лево́н, -а.
Отч.: Лео́нович, Лео́новна; разг. Лео́ныч.
Производные: Лёня.
[Предположительно от лат. leo (род. п. leonis) - лев.]
Леон2
-а, м. Разг. к Леонтий (см.).
Отч.: Лео́нович, Лео́новна; разг. Лео́ныч.
1) -а, муж.; прост. к Левон, -а.
Отч.: Леонович, Леоновна; разг. Леоныч.
Производные: Лёня.
Происхождение: (Предположительно от лат. leo (род. п. leonis) - лев.)
2) -а, муж. Разг. к (см. Леонтий).
Отч.: Леонович, Леоновна; разг. Леоныч.
1. Лео́н, -а, муж.
прост. Левон
Предположительно от лат. leo (род. п. leonis) - лев
отч. Лео́нович, Лео́новна; разг. Лео́ныч
Производные: Лёня
2. Лео́н, -а, муж.
разг. к Леонтий
отч. Лео́нович, Лео́новна; разг. Лео́ныч
ЛЕОН Léon. Русское галлицизированное мужское имя Лев. Я плачу, когда подумаю о тебе, дорогой мой Леон, но я не хочу и помыслить, что эта разлука будет продолжительной. 20. 12. 1832. Н. О. Пушкина - Л. А. Пушкину. // РЛ 2001 1 168.
- Убийственная роль для Жана Рено.
- Сентиментальный киллер от Жана Рено.
- Киллер от Бессона.
- Один из любовников мадам Бовари.
- Город в Никарагуа.
- Имя русского художника Бакста.
- Имя французского художника Конье.
- Имя французского художника Бонна.
- Испанский писатель-мистик XVI века, монах-августинец, автор трактата «Об именах Христа», сочинения «Совершенная жена», переводов Вергилия, Горация, библейских книг, стихов Петрарки.
- Герой Дмитрия Нагиева в фильме «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини».
- Название этого города в Испании происходит от латинского «легион».
- Город в Испании.
- Историческая провинция в Испании.
- Город в Мексике.
- Штат в Мексике.
ЛЕОН (Leon) Луис Понсе де (1527-91) - испанский религиозный мыслитель и писатель-мистик. Монах ордена августинцев, биограф св. Терезы Авильской, переводчик и комментатор античных авторов, библейских книг, стихов Петрарки. Преследовался инквизицией. Трактаты "Об именах Христа", "Совершенная жена" (оба 1583), духовные оды и сатиры (изданы Ф. Кеведо-и-Вильегасом в 1631), поэтические переложения Псалтыри, Песни Песней, Книги Иова.
ЛЕОН (город в Испании) - ЛЕО́Н (Leon), город на северо-западе Испании (см. ИСПАНИЯ), на реке Бернесги, у Кантабрийских гор (см. КАНТАБРИЙСКИЕ ГОРЫ). Административный центр автономной области Кастилия-Леон и провинции Леон. Население 122,7 тыс. человек (2004).
Транспортный узел. Добыча угля. Машиностроение, силикатно-керамическая, кожевенная, химическая, фармацевтическая, пищевая промышленность.
Музей базилики Сан-Исидоро (предметы церковного искусства 11-12 вв.), провинциальный музей, епархиальный музей, краеведческий музей. Салон искусств.
Леон был основан в 68 до н. э. как лагерь римского 7-го легиона, тогда он назывался Легио VII. В 8 в. был захвачен маврами, а в 882 отвоеван Альфонсом III (см. АЛЬФОНС III Великий). В 910-1230 гг. Леон - столица могущественного королевства Леон (см. ЛЕОН (королевство)). Во второй половине 10 в. королевство неоднократно подвергалось опустошительным набегам со стороны мавров. А в 988 и сам город Леон был разграблен кордовскими войсками аль-Мансура (см. МАНСУР). Расцвет города как торгового и экономического центра приходится на 12-13 вв. После того как Католические короли (см. ФЕРДИНАНД и ИЗАБЕЛЛА) Фердинанд и Изабелла объявили своей резиденцией Вальядолид (см. ВАЛЬЯДОЛИД), значение Леона постепенно стало снижаться.
Старый город в отдельных местах обнесен стенами, оставшимися с римских времен. В западной части романской базилики Сан-Исидоро (1055, перестроена в 12 в.), находится «Пантеон королей» (11 в.), свод которого украшен уникальными росписями.
Раннеготический кафедральный собор Санта-Мария-де-Регла (1205-88 гг., достраивался в 14-15 вв.) построен по образцу Реймсского (см. РЕЙМССКИЙ СОБОР) собора и считается лучшим образцом французской готики в Испании. Три портала двухбашенного фасада венчают скульптурные украшения и окна-розы. Внутренние галереи украшены готическими фресками Николаса Франсеса. Это единственный в Испании собор, окна которого почти полностью заняты витражами (общая площадь 1800 м2).
Бывшее пристанище паломников в Сантьяго-де-Компостела (см. САНТЬЯГО-ДЕ-КОМПОСТЕЛА) - монастырь Сан-Маркос (16-18 вв., архитектор Хуан де Бадахос и др.) был основан в 12 в., нынешнее здание начали возводить в 1530 для капитула ордена Сантьяго (см. САНТЬЯГО (орден)). Фасад (100 м2) здания считается жемчужиной стиля платереско (см. ПЛАТЕРЕСКО).
Среди др. архитектурных памятников Леона - дворцы Каса де лос Ботинес (1891-94 гг., архитектор А. Гауди (см. ГАУДИ Антонио)) и Каса де лос Гусманес.
В 30 км от Леона - церковь Сан-Мигель-де-Эскалада (10 в.), считающаяся самой красивой из церквей, построенных мосарабами (см. МОСАРАБЫ).
ЛЕОН (город в Центральной Мексике) - ЛЕО́Н (Leon), город в Центральной Мексике. Население 1,084 млн человек (2004). Главный центр кожевенно-обувной промышленности страны. Пищевкусовая, текстильная, металлообрабатывающая, химическая, целлюлозно-бумажная, мебельная, стекольная промышленность. Осн. в 1576.
ЛЕОН (королевство) - ЛЕО́Н, королевство 10-13 вв. на северо-западе Пиренейского п-ова; образовалось в 909-910. В 914 в состав Леона вошла Галисия. В 924 Леон и Астурия объединились в единое королевство Леон со столицей в г. Леон. В 1035 от Леона отошла Кастилия, став самостоятельным королевством. В 1037-65, 1072-1157 Леон и Кастилия были объединены в единое королевство (Кастилия, или Кастилия и Леон); окончательное их объединение произошло в 1230.
Леон Баттиста Альберти
(1404-1472 гг.) ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения
У наших предков мудрые и скромные мужи более всего наблюдали умеренность и бережливость как во всех прочих делах, общественных и частных, так особенно в строительном деле, избегая и ограничивая всякую роскошь. Украшения заключаются не в размерах богатств, а более всего в даровании ума, усердии художника.
Человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, а чтобы работать над великим и грандиозным делом.
ЛЕОН ИЗ МОДЕНЫ - ЛЕО́Н ИЗ МОДЕ́НЫ (настоящее имя Иехуда Арье) (1571-1648), итальянский еврейский ученый, раввин, поэт и критик.
ЛЕОН ИЗ МОДЕНЫ (настоящее имя Иехуда Арье) (1571-1648), итальянский ученый, раввин, поэт и критик. Родился в Венеции 23 апреля 1571. Одаренный ребенок, он получил хорошее образование и в совершенстве овладел как светскими, так и религиозными дисциплинами. В 14-летнем возрасте Леон написал трактат о порочности азартных игр, но впоследствии им овладела именно страсть к игре. Он влезал в долги, а потому брался за любую работу. Говорили, что он овладел двадцатью шестью профессиями; ему приходилось работать, среди прочего, нотариусом, книготорговцем и корректором. Леон считался одной из самых колоритных фигур в итальянской еврейской общине. Блестящий преподаватель и проповедник, Леон собирал многочисленную аудиторию и пользовался большим уважением в христианском ученом мире. Он был плодовитым писателем и в своих произведениях, обнаруживающих больший интерес к духу, нежели к букве еврейского Закона, критиковал как мистиков, так и рационалистов за искаженную, по его мнению, интерпретацию истинного учения. Умер Леон в Венеции 24 марта 1648.
Лео́н Луис - Понсе де Леон (Ponce de Leon) (около 1527 - 1591), испанский религиозный мыслитель и писатель-мистик, монах-августинец. Профессор теологии Саламанкского университета; в 1572-76 в тюремном заключении по обвинению в ереси. Богословский трактат «Об именах Христа», моралистическое сочинение «Совершенная жена» (оба 1583), биография Тересы Авильской, духовные оды и сатиры (издание 1631). Переводы и комментарии античных авторов (Вергилий, Гораций), библейских книг, стихов Ф. Петрарки. Поэтические переложения Псалтыри, Песни Песней, Книги Иова.
ЛЕОН Луис Понсе де - ЛЕО́Н (Leon) Луис Понсе де (1527-91), испанский религиозный мыслитель и писатель-мистик. Монах ордена августинцев, биограф св. Терезы Авильской (см. ТЕРЕЗА АВИЛЬСКАЯ), переводчик и комментатор античных авторов, библейских книг, стихов Петрарки (см. ПЕТРАРКА Франческо). Преследовался инквизицией. Трактаты «Об именах Христа», «Совершенная жена» (оба 1583), духовные оды и сатиры (изданы Ф. Кеведо-и-Вильегасом (см. КЕВЕДО-И-ВИЛЬЕГАС Франсиско) в 1631), поэтические переложения Псалтыри (см. ПСАЛТИРЬ), Песни Песней (см. ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ), Книги Иова.
Лео́н, Понсе де Леон (Ponce de León) Луис (около 15271591), испанский религиозный мыслитель и писатель-мистик, монах-августинец. Профессор теологии Саламанкского университета; в 157276 в тюремном заключении по обвинению в ереси. Богословский трактат «Об именах Христа», моралистическое сочинение «Совершенная жена» (оба 1583), биография Тересы Авильской, духовные оды и сатиры (изд. 1631). Переводы и комментарии античных авторов (Вергилий, Гораций), библейских книг, стихов Ф. Петрарки. Поэтические переложения Псалтыри, Песни Песней, Книги Иова.
ЛЕОНАР - ЛЕОНА́Р (18 в.), французский парикмахер, придворный «куафер» королевы Марии Антуанетты (см. МАРИЯ АНТУАНЕТТА) . Автор прически, украшенной моделью фрегата ( в России известна под названием «прическа с корабликом»), и механического устройства, позволявшего «сжимать» и «разжимать» прическу для того, чтобы дама могла легко входить в карету.
ЛЕОНАР (18 в.) - французский парикмахер, придворный "куафер" королевы Марии Антуанетты. Автор прически, украшенной моделью фрегата ( в России известна под названием "прическа с корабликом"), и механического устройства, позволявшего "сжимать" и "разжимать" прическу для того, чтобы дама могла легко входить в карету.
- Автор причёски, украшенной моделью фрегата.
- Роман французской писательницы Элен Пармелен «... в ином мире».
- Автор механического устройства, позволявшего «сжимать» и «разжимать» причёску для того, чтобы дама могла легко входить в карету.
- Французский парикмахер, придворный «куафер» королевы Марии Антуанетты.
-а, муж. Заимств.
Отч.: Леонардович, Леонардовна.
Производные: Лёня; Лёра.
Именины: 11 апр., 26 нояб.
Леона́рд, -а, муж., заимств.
отч. Леона́рдович, Леона́рдовна
Производные: Лёня, Лёра
Именины: 11.04, 26.11
- Имя математика Эйлера.
- Американский профессиональный баскетболист по прозвищу Клешня.
- Американский актёр, исполнивший роль Уилсона в телесериале «Доктор Хаус».
- Американский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Колодец смерти», «Газонокосильщик», «Убежище».
- Американский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Виртуальность», «Т-Рекс: Исчезновение динозавров», «Леший».
- Американский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Вскармливание», «Горец: Источник».
ЛЕОНАРД Рей - ЛЕ́ОНА́РД (Leonard) Рей «Шугар» (р. 17 мая 1956, Вилмингтон, шт. Северная Каролина), американский спортсмен (бокс (см. БОКС (в спорте))).
Чемпион XXI Олимпийских игр в Монреале (1976) в первом полусреднем весе. Став олимпийским чемпионом, перешел в профессионалы. Чемпион мира 1981 во втором полусреднем весе. В 1982-87 не выступал из-за болезни левого глаза (отслойка сетчатки). После операции, вернувшись на ринг (см. РИНГ (площадка для бокса)), бросил вызов сильнейшему средневесу Марвину Хаглеру, матч с которым состоялся 6 апреля 1987 в Лас-Вегасе. В 12-раундовом поединке победил Леонард. Затем стал чемпионом мира в 1988 в полутяжелом весе. Всего на профессиональном ринге провел 40 боев, из которых выиграл 36 (25 нокаутов), проиграл 3 и свел вничью 1; являлся чемпионом мира по пяти различным весовым категориям (в основном по версии WBC).
Леона́рдо да Ви́нчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи «Тайная вечеря» (1495-97, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистический идеал женской красоты воплощён в портрете Моны Лизы (так называемая «Джоконда», около 1503). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, около 7 тыс. листов).
* * *
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ - ЛЕОНА́РДО ДА ВИ́НЧИ (Leonardo da Vinci) (15 апреля 1452, Винчи близ Флоренции - 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер.
Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения (см. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ) . В росписи «Тайная вечеря» (1495-1497, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы («Джоконда», около 1503). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, около 7 тысяч листов).
Леонардо родился в семье богатого нотариуса. Он сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо (см. ВЕРРОККИО Андреа) в 1467-1472 годах. Методы работы во флорентийской мастерской того времени, где труд художника был тесно сопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо. В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо, после 1470, «Благовещение», около 1474, оба в Уффици, «Мадонна Бенуа», около 1478, Эрмитаж) обогащает традиции живописи кватроченто (см. КВАТРОЧЕНТО) , подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой.
В «Поклонении волхвов» (1481-82, не закончена; подмалевок - в Уффици) превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие техники), Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией композиции.
На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481) Леонардо выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных празднеств. Свыше 10 лет он работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро; исполненная пластической мощи глиняная модель памятника в натуральную величину не сохранилась (разрушена при взятии Милана французами в 1500) и известна лишь по подготовительным наброскам.
На этот период приходится творческий расцвет Леонардо-живописца. В «Мадонне в скалах» (1483-94, Лувр; второй вариант - 1487-1511, Национальная галерея, Лондон) излюбленная мастером тончайшая светотень («сфумато») предстает новым ореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной мере и божественно-человеческое, и природное таинство, где скалистый грот, отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическую роль, чем фигуры святых на переднем плане.
«Тайная вечеря»
В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись «Тайная вечеря» (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде). Высокое религиозно-этическое содержание образа, где представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова о грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное архитектурное пространство. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства.
Занимаясь также архитектурой, Леонардо разрабатывает различные варианты «идеального города» и центрально-купольного храма. Последующие годы мастер проводит в непрестанных переездах (Флоренция - 1500-02, 1503-06, 1507; Мантуя и Венеция - 1500; Милан - 1506, 1507-13; Рим - 1513-16). С 1517 живет во Франции, куда был приглашен королем Франциском I.
«Битва при Ангьяри». Джоконда (Портрет Моны Лизы)
Во Флоренции Леонардо работает над росписью в Палаццо Веккьо («Битва при Ангьяри», 1503-1506; не закончена и не сохранилась, известна по копиям с картона, а также по недавно обнаруженному эскизу - частное собрание, Япония), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени; смертельная ярость войны воплощена тут в исступленной схватке всадников.
В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так называемой «Джоконды», около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстает таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке.
Поздние картины
К поздним произведениям Леонардо принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), роспись «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (около 1500-1507, Лувр). В последней как бы подводится итог его поискам в области свето-воздушной перспективы, тонального колорита (с преобладанием прохладных, зеленоватых оттенков) и гармонической пирамидальной композиции; вместе с тем это гармония над бездной, поскольку группа святых персонажей, спаянных семейной близостью, представлена на краю пропасти. Последняя картина Леонардо, «Святой Иоанн Креститель» (около 1515-1517, там же) полна эротической двусмысленности: юный Предтеча выглядит тут не как святой аскет, но как полный чувственной прелести искуситель. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (цикл с «Потопом», итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о бренности и ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими, предвосхищающими «вихревую» космологию Р. Декарта (см. ДЕКАРТ Рене) представлениями о цикличности природных процессов.
«Трактат о живописи»
Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), написанные на разговорном итальянском языке. Сам мастер не оставил систематического изложения своих мыслей. «Трактат о живописи», подготовленный после смерти Леонардо его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит из отрывков, во многом произвольно извлеченных из контекста его записок. Для самого Леонардо искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в «споре искусств» пальму первенства живописи как наиболее интеллектуальному, по его убеждениям, виду творчества, мастер понимал ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает все многообразие мироздания посредством пропорций, перспективы и светотени. «Живопись, - пишет Леонардо, - наука и законная дочь природы..., родственница Бога». Изучая природу, совершенный художник-естествоиспытатель тем самым познает «божественный ум», скрытый под внешним обликом натуры. Вовлекаясь в творческое соревнование с этим божественно-разумным началом, художник тем самым утверждает свое подобие верховному Творцу. Поскольку он «имеет сначала в душе, а затем в руках» «все, что существует во вселенной», он тоже есть «некий бог».
Леонардо - ученый. Технические проекты
Как ученый и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как наброски к гигантской натурфилософской энциклопедии. Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее «раем математических наук» и видя в ней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты получили выражение в новаторских проектах каналов и ирригационных систем. Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов и парашюта.
Оптика
Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на окраску предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в искусстве принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была связана для него с представлением об однородности Вселенной. Он был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю «точкой в мироздании». Изучал устройство человеческого глаза, высказав догадки о природе бинокулярного зрения.
Анатомия, ботаника, палеонтология
В анатомических исследованиях, обобщив результаты вскрытий трупов, в детализированных рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. Изучая функции органов, рассматривал организм как образец «природной механики». Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию. Утвердив ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения, гелио- и геотропизма (см. ГЕОТРОПИЗМ), корневого давления и движения соков растений. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о «всемирном потопе».
Явив собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо да Винчи осмыслялся в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. В русской литературе портрет Леонардо создан Д. С. Мережковским (см. МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич) в романе «Воскрешенные боги» (1899-1900).
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci) (1452-1519) - итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи "Тайная вечеря" (1495-97, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы (т. н. "Джоконда", ок. 1503). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, ок. 7 тыс. листов).
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci)
(1452-1519), великий итальянский художник, изобретатель, инженер и анатом эпохи Возрождения. Леонардо родился в городке Винчи (или рядом с ним), к западу от Флоренции, 15 апреля 1452. Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки; воспитывался в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил основательное начальное образование в чтении, письме и счете. Возможно, в 1467 (в возрасте 15 лет) Леонардо был отдан в ученики к одному из ведущих мастеров раннего Возрождения во Флоренции, Андреа дель Вероккьо. В 1472 Леонардо вступил в гильдию художников, изучив основы рисунка и других необходимых дисциплин. В 1476 он все еще работал в мастерской Вероккьо, по-видимому, в соавторстве с самим мастером. К 1480 Леонардо уже получал крупные заказы, однако в 1482 он переехал в Милан. В письме к правителю Милана Лодовико Сфорца он представился как инженер и военный эксперт, а также как художник. Годы, проведенные в Милане, были наполнены разнообразными занятиями. Леонардо написал несколько картин и знаменитую фреску Тайная вечеря и начал старательно и серьезно вести свои записи. Тот Леонардо, которого мы узнаем из его заметок, - это архитектор-проектировщик (создатель новаторских планов, которые никогда не были осуществлены), анатом, гидравлик, изобретатель механизмов, создатель декораций для придворных представлений, сочинитель загадок, ребусов и басен для развлечения двора, музыкант и теоретик живописи. После изгнания Лодовико Сфорца из Милана французами в 1499 Леонардо уехал в Венецию, посетив по дороге Мантую, где участвовал в строительстве оборонительных сооружений, а затем вернулся во Флоренцию; сообщается, что он был столь поглощен математикой, что и думать не хотел о том, чтобы взять в руки кисть. В течение двенадцати лет Леонардо постоянно переезжал из города в город, работая на знаменитого Чезаре Борджиа в Романье, проектируя оборонительные сооружения (так и не построенные) для Пьомбино. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело; кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Затем Леонардо задумал второй конный монумент, который, подобно первому, так и не был создан. Все эти годы он продолжал заполнять свои тетради разнообразными идеями на столь различные сюжеты, как теория и практика живописи, анатомия, математика и полет птиц. Но в 1513, как и в 1499, его покровители были изгнаны из Милана. Леонардо уехал в Рим, где провел три года под покровительством Медичи. Подавленный и огорченный отсутствием материала для анатомических исследований, Леонардо возился с экспериментами и идеями, которые ни к чему не приводили. Французы, сначала Людовик XII, а затем Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, особенно Тайной вечерей Леонардо. Поэтому неудивительно, что в 1516 Франциск I, хорошо осведомленный о разнообразных талантах Леонардо, пригласил его ко двору, который тогда располагался в замке Амбуаз в долине Луары. Несмотря на то, что Леонардо работал над гидравлическими проектами и планом нового королевского дворца, из писаний скульптора Бенвенуто Челлини ясно, что его основным занятием была почетная должность придворного мудреца и советника. Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519; его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении еще несколько веков.
Ранний период творчества. Первая датированная работа (1473, Уффици) - маленький набросок долины реки, видимой из ущелья; с одной стороны расположен замок, с другой - лесистый склон холма. Этот набросок, сделанный быстрыми штрихами пера, свидетельствует о постоянном интересе художника к атмосферным явлениям, о которых он позднее много писал в своих заметках. Пейзаж, изображенный с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приемом для флорентийского искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил лишь фоном картин). Рисунок серебряным карандашом античного воина в профиль (середина 1470-х годов, Британский музей) демонстрирует полную зрелость Леонардо как рисовальщика; в нем искусно сочетаются слабые, вялые и напряженные, упругие линии и внимание к постепенно моделированным светом и тенью поверхностям, создающим живое, трепетное изображение. Недатированная картина Благовещение (середина 1470-х годов, Уффици) была приписана Леонардо только в 19 в.; возможно, более правильно было бы рассматривать ее как результат сотрудничества Леонардо и Вероккьо. В ней есть несколько слабых моментов, например слишком резкое перспективное сокращение здания слева или плохо разработанное в перспективе масштабное соотношение фигуры Богоматери и пюпитра. Однако в остальном, особенно в тонкой и мягкой моделировке, а также в трактовке туманного пейзажа с неясно вырисовывающейся на заднем плане горой, картина принадлежит руке Леонардо; это можно заключить из изучения его более поздних работ. Вопрос о том, принадлежит ли ему композиционный замысел, остается открытым. Приглушенные по сравнению с произведениями его современников цвета предвосхищают колорит более поздних работ художника. Картина Вероккьо Крещение (Уффици) также не датирована, хотя предположительно может быть помещена в первую половину 1470-х годов. Джорджо Вазари, один из первых биографов Леонардо, утверждает, что он написал фигуру левого из двух ангелов, повернутого в профиль. Голова ангела нежно моделирована светом и тенью, с мягким и тщательным изображением фактуры поверхности, отличающимся от более линеарной трактовки ангела справа. Кажется, что участие Леонардо в этой картине распространилось и на туманный пейзаж с изображением реки, и на некоторые части фигуры Христа, которые написаны маслом, хотя в других частях картины использована темпера. Такое различие в технике говорит о том, что Леонардо скорее всего закончил картину, не дописанную Вероккьо; вряд ли художники работали над ней одновременно. Портрет Джиневры деи Бенчи (около 1478, Вашингтон, Национальная галерея) - возможно, первая картина Леонардо, написанная самостоятельно. Доска обрезана примерно на 20 см снизу, так что исчезли скрещенные руки молодой женщины (это известно из сравнения с сохранившимися подражаниями этой картине). В этом портрете Леонардо не стремится проникнуть во внутренний мир модели, однако как демонстрация прекрасного владения мягкой, почти монохромной светотеневой моделировкой эта картина не имеет себе равных. Сзади видны ветви можжевельника (по-итальянски - ginevra) и подернутый влажной дымкой пейзаж. Портрет Джиневры деи Бенчи и Мадонна Бенуа (Санкт-Петербург, Эрмитаж), которой предшествовала серия крошечных набросков Мадонны с Младенцем, вероятно, являются последними картинами, законченными во Флоренции. Неоконченный Св. Иероним, очень близкий по стилю к Поклонению волхвов, также может быть датирован временем около 1480. Эти картины одновременны первым из сохранившихся набросков военных механизмов. Получив образование художника, но стремясь быть военным инженером, Леонардо бросил работу над Поклонением волхвов и устремился на поиски новых задач и новой жизни в Милан.
Зрелый период творчества. Несмотря на то, что Леонардо отправился в Милан в надежде на карьеру инженера, первым заказом, который он получил в 1483, было изготовление части алтарного образа для капеллы Непорочного зачатия - Мадонна в гроте (Лувр; атрибуция кисти Леонардо более поздней версии из Лондонской Национальной галереи оспаривается). Коленопреклоненная Мария смотрит на Младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя, в то время как ангел, указывающий на Иоанна, смотрит на зрителя. Фигуры расположены треугольником, на переднем плане. Кажется, что фигуры отделены от зрителя легкой дымкой, так называемым сфумато (расплывчатость и нечеткость контуров, мягкая тень), которое отныне становится характерной чертой живописи Леонардо. За ними в полутьме пещеры видны сталактиты и сталагмиты и подернутые туманом медленно текущие воды. Пейзаж кажется фантастическим, однако следует помнить утверждение Леонардо о том, что живопись - это наука. Как видно из рисунков, одновременных картине, он основывался на тщательных наблюдениях геологических явлений. Это относится и к изображению растений: можно не только отождествить их с определенным видом, но и увидеть, что Леонардо знал о свойстве растений поворачиваться к солнцу. В середине 1480-х годов Леонардо написал картину Дама с горностаем (Краковский музей), которая, возможно, является портретом фаворитки Лодовико Сфорца Чечилии Галлерани. Контуры фигуры женщины со зверьком очерчены изгибами линий, которые повторяются во всей композиции, и это, в сочетании с приглушенными красками и нежным оттенком кожи, создает впечатление идеальной грации и красоты. Красота Дамы с горностаем разительно контрастирует с гротескными набросками уродов, в которых Леонардо исследовал крайние степени аномалий строения лица. В Милане Леонардо начал делать записи; около 1490 он сосредоточил внимание на двух дисциплинах: архитектуре и анатомии. Он сделал наброски нескольких вариантов проекта центрально-купольного храма (равноконечный крест, центральная часть которого перекрыта куполом) - тип архитектурного сооружения, который ранее рекомендовал Альберти по той причине, что он отражает один из античных типов храмов и имеет в своей основе наиболее совершенную форму - круг. Леонардо нарисовал план и перспективные виды всего сооружения, в которых намечены распределение масс и конфигурация внутреннего пространства. Примерно в это же время он добыл череп и сделал поперечное сечение, впервые открыв пазухи черепа. Заметки вокруг рисунков свидетельствуют о том, что его в первую очередь интересовала природа и строение мозга. Безусловно, эти рисунки предназначались для чисто исследовательских целей, однако они поражают своей красотой и сходством с набросками архитектурных проектов в том, что и на тех, и на других изображены перегородки, разделяющие части внутреннего пространства. Живя в Милане, Леонардо постоянно работал над проектом огромного конного монумента Франческо Сфорца, отца Лодовико, который в законченном виде должен был быть помещен на шестиметровый пьедестал и отлит из 90 т бронзы. По иронии судьбы, вспомнившей об интересе Леонардо к военному делу, предназначенная для памятника бронза была использована для отливки пушек, а его глиняная модель была уничтожена в 1499 при вторжении французов.
Тайная вечеря. Размышления Леонардо о пространстве, линейной перспективе и выражении разнообразных эмоций в живописи вылились в создание фрески Тайная вечеря, написанной в экспериментальной технике на дальней торцовой стене трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане в 1495-1497. При помощи иллюзионистических средств Леонардо расширил реальное пространство зала в область живописного пространства, с высоким столом, за которым сидят Христос и апостолы. Он изобразил тот момент, когда Христос сказал: "Истинно говорю вам, что один из вас предаст меня", как психологический взрыв. Христос - центр композиции, вокруг которого собирается буря эмоций. Все средства использованы для того, чтобы привести глаз к фигуре Христа: основные цвета одежды (красный и синий), силуэт, выделяющийся на фоне окна. Фигура Иуды (четвертый справа от Христа) передвинута со своего обычного места с внешней стороны стола; его изображение вместе с остальными апостолами еще более усиливает драматизм происходящего. Двенадцать апостолов распределены на четыре группы по трое и изображены склоненными к Христу или отпрянувшими от него. Поскольку расположение тринадцати человек по одну сторону стола несколько неестественно, их прямое сопоставление поднимает эмоциональный накал, а уходящая в глубь перспектива (комната изображена в виде трапеции) создает эффект выталкивания фигур на зрителя. Возможно, черпая вдохновение у своего друга Луки Пачоли (ок. 1445-1517), для книги которого О божественной пропорции (1509) Леонардо сделал несколько иллюстраций, он выстроил композицию фрески по системе пропорций, аналогичной соотношениям музыкальных интервалов; эта идея впоследствии легла в основу творчества архитектора Андреа Палладио.
Мона Лиза. Деятельность Леонардо в первое десятилетие 16 в. была столь же разнообразной, как и в другие периоды его жизни. Несмотря на увлечение математикой, он продолжал заниматься живописью. В это время была создана картина Мадонна с Младенцем и св. Анной, и около 1504 Леонардо начал работу над своей знаменитой картиной Мона Лиза, портретом жены флорентийского купца. Этот портрет (он находится в Лувре) является дальнейшей разработкой типа, появившегося у Леонардо ранее: модель изображена по пояс, в легком повороте, лицо обращено к зрителю, сложенные руки ограничивают композицию снизу. Одухотворенные руки Моны Лизы так же прекрасны, как легкая улыбка на ее лице и первобытный скалистый пейзаж в туманной дали. Джоконда известна как образ загадочной, даже роковой женщины, однако эта интерпретация принадлежит 19 веку. Более вероятно, что для Леонардо эта картина была наиболее сложным и удачным упражнением в использовании сфумато, а фон картины - результат его исследований в области геологии. Вне зависимости от того, был ли сюжет светским или религиозным, пейзаж, обнажающий "кости земли", постоянно встречается в творчестве Леонардо. Мона Лиза создавалась в то время, когда Леонардо был до такой степени поглощен изучением строения женского организма, анатомией и проблемами, связанными с деторождением, что разделить его художественные и научные интересы практически невозможно. В эти годы он зарисовал человеческий эмбрион в матке и создал последнюю из нескольких версий картины Леда на сюжет античного мифа о рождении Кастора и Поллукса от соединения смертной девушки Леды и Зевса, принявшего образ лебедя. Леонардо занимался сравнительной анатомией и интересовался аналогиями между всеми органическими формами.
Военные сооружения и общественная работа. Из всех наук Леонардо более всего интересовали анатомия и военное дело. Почти для всех своих покровителей он создавал проекты оборонительных сооружений, которые им были крайне необходимы, поскольку в конце 15 в. усовершенствование пушек привело к тому, что вертикальные стены старого образца устарели. Для защиты от пушек требовались стены с наклоном, земляные валы и разнообразные приспособления, при помощи которых можно было вести успешный оборонительный перекрестный обстрел. Леонардо создал множество проектов, в том числе новаторский проект крепости с низкими, расположенными концентрическими кругами тоннелями с амбразурами. Как и почти все его проекты в этой области, он не был осуществлен. Важнейший из общественных заказов Леонардо был также связан с войной. В 1503, возможно по настоянию Никколо Макиавелли, он получил заказ на фреску размером примерно 6ґ15 м с изображением Битвы при Ангиари для зала Большого совета в палаццо делла Синьория во Флоренции. В добавление к этой фреске должна была быть изображена Битва при Кашине, заказ на которую получил Микеланджело; оба сюжета - героические победы Флоренции. Этот заказ позволил двум художникам продолжить напряженное соперничество, начавшееся в 1501. Ни одна из фресок не была закончена, поскольку оба художника вскоре уехали из Флоренции, Леонардо - снова в Милан, а Микеланджело - в Рим; подготовительные картоны не сохранились. В центре композиции Леонардо (известной по его наброскам и копиям с очевидно законченной к тому времени центральной части) был расположен эпизод с битвой за знамя, где всадники яростно бьются на мечах, а под ногами их лошадей лежат упавшие воины. Судя по другим наброскам, композиция должна была состоять из трех частей, с битвой за знамя в центре. Поскольку ясных свидетельств не существует, сохранившиеся картины Леонардо и фрагменты его записок позволяют думать, что битва была изображена на фоне равнинного пейзажа с горной грядой на горизонте.
Поздний период творчества. Леонардо сделал несколько набросков на сюжет Мадонна с Младенцем и св. Анной; впервые этот замысел возник во Флоренции. Возможно, около 1505 был создан картон (Лондон, Национальная галерея), а в 1508 или несколько позже - картина, находящаяся ныне в Лувре. Мадонна сидит на коленях св. Анны и протягивает руки к Младенцу Христу, держащему ягненка; свободные, округлые формы фигур, обрисованные плавными линиями, составляют единую композицию. Иоанн Креститель (Лувр) изображает человека с нежным улыбающимся лицом, которое появляется из полумрака фона; он обращается к зрителю с пророчеством о пришествии Христа. В поздней серии рисунков Потоп (Виндзор, Королевская библиотека) изображены катаклизмы, мощь тонн воды, ураганных ветров, скал и деревьев, превращающихся в щепки в вихре бури. В записках содержится много пассажей о Потопе, некоторые из них - поэтические, другие - бесстрастно описательные, третьи - научно-исследовательские, в том смысле, что в них трактуются такие проблемы, как вихревое движение воды в водовороте, его мощность и траектория. Для Леонардо искусство и исследовательская деятельность были взаимодополняющими аспектами постоянного стремления наблюдать и фиксировать внешний вид и внутреннее устройство мира. Определенно можно утверждать, что он был первым среди ученых, чьи исследования дополнялись занятиями искусством.
ЛИТЕРАТУРА
Лазарев В.Н. Леонардо да Винчи. Л. - М., 1952 Гастев А.Л. Леонардо да Винчи. М., 1984 Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990
Леонардо Да Винчи. Автопортрет.
Ок. 1510-13. Библиотека. Турин.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci) (1452 - 1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписях ("Тайная вечеря", 1495 - 1497, трапезная монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане), религиозных картинах ("Мадонна в скалах", 1483 - 94 и около 1497 - 1511), портретах (так называемая Джоконда, 1503) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Леонардо да Винчи принадлежат многочисленные открытия, проекты и исследования, намного опередившие эпоху: проекты гидроканалов и ирригационных систем, металлургических печей, прокатных станов, ткацких станков, землеройных и других машин, подводной лодки и танка, летательных аппаратов и парашюта. Рассматривая организм как образец "природной механики", впервые описал ряд костей и нервов, высказал новаторские предположения о работе мышц; занимался экспериментированием по удалению органов у животных, исследовал движение соков и другие физиологические процессы у растений. Был близок к созданию гелиоцентрической системы. Сохранились записные книжки и рукописи (около 7 тыс. листов).
Леонардо да Винчи. "Мадонна Бенуа" ("Мадонна с цветком").
Леонардо да Винчи. "Мона Лиза".
Леонардо да Винчи. "Мадонна в скалах".
Леонардо да Винчи. Страница трактата об анатомии человека.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452 - 1519)
Итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер, техник, ученый, математик, анатом, музыкант.
Афоризмы, цитаты -
Леонардо да Винчи - биография (Leonardo da Vinci)
Разве тайну долго убережешь, коли мирская молва, что морская волна, все выплескивает наружу?
Полюбить можно лишь то, что знаешь.
Поистине всегда там, где недостает разумных доводов, их заменяет крик.
Где умирает надежда, там возникает пустота.
Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться.
Кто не ценит жизни, тот недостоин ее.
Противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть.
Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха.
Глаза и уши, охочие до чужих секретов, всегда найдутся.
Куры под одной крышей живут в мире и согласии, а два петуха никогда не могут ужиться в одном курятнике - уж такова их природа.
Лучше смерть, чем усталость.
Проси совета у того, кто умеет одерживать победы над самим собою.
Эксперимент - истинный посредник между человеком и природой.
Истина была единственной дочерью времени.
Вред приносишь ты, если хвалишь, но еще больше вреда, если порицаешь то, в чем мало смыслишь.
Леона́рдо да Ви́нчи (Leonardo da Vinci) (14521519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи «Тайная вечеря» (149597, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистический идеал женской красоты воплощён в портрете Моны Лизы (так называемая «Джоконда», около 1503). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области естественных наук, в том числе математики, механики; отстаивал решающее значение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, около 7 тыс. листов).
ЛЕОНАРДО ПИЗАНСКИЙ - ЛЕОНА́РДО ПИЗА́НСКИЙ (Leonardo Pisano) (Фибоначчи, Fibonacci) (1180-1240), итальянский математик. В основном труде «Книга абака» (1202) первым систематически изложил достижения арабской математики, чем способствовал знакомству с ними в Зап. Европе.
ЛЕОНАРДО ПИЗАНСКИЙ (Leonardo Pisano) (Фибоначчи - Fibonacci) (1180-1240), итальянский математик. В основном труде "Книга абака" (1202) первым систематически изложил достижения арабской математики, чем способствовал знакомству с ними в Зап. Европе.
Леона́рдо Пиза́нский (Leonardo Pisano) Фибоначчи (Fibonacci) (11801240), итальянский математик. В основном труде «Книга абака» (1202) первым систематически изложил достижения арабской математики, чем способствовал знакомству с ними в Западной Европе.
ЛЕОНАРДОВ ЛЕОНЕНКО ЛЕОНИДОВ ЛЕОНИЧЕВ ЛЕОНОВ ЛЕОНТИЕВ ЛЕОНТЬЕВ ЛЕОНЧЕВ ЛЕДИН ЛЕНЬКО ЛЕНКОВ ЛЕОНТИЕВ
Русские крестильные имена Леон (греч. - лев), Леонид (греч. лев + внешность, наружность, т.е. подобный льву), Леонтий (греч. - львиный) образовали несколько фамилий с общей основой - Леон-: Леонидов, Леоничев, Леонтьев, Леончев. А вот однокоренная фамилия Леонардов может принадлежать потомку иностранца, приехавшего некогда на Русь. Леонард крестильное, но католическое имя, и у русских не могло существовать.(Э)
Леонов.Первоначально отчество от канонического мужского имени Леон (из лат. leo - "лев"; латинский язык, как и греческий, имел основу косвенных падежей на -п-(н), в данном случае родительный падеж leonis, поэтому здесь=-н-). Имя было у русских редким, а позже - совсем вышло из употребления, но с ним смешалась краткая форма от других канонических имен - Леонтий и Леонид с той же латинской основой. (Н)
Ледин от краткой форм Ледя имени Леонид Ленков, Ленько. От сокращенной формы Леня, Лена. и не только мужских имен но и женских.(П)
Леонтиев. Фамилии от полной формы крестильного имени могли получить и в семинарии. (У)
Ле́онгард (Leonhard) Карл (р. 1904), немецкий психиатр, невропатолог, психолог. Труды по вопросам шизофрении, инволюционной депрессии, неврозов, классификации эндогенных психозов, темпераментов и др. Ввёл понятие «акцентуированная личность» (1964) как крайний вариант нормы.
- Итальянский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Колосс Родосский», «На несколько долларов больше», «Однажды на Диком Западе», «За пригоршню динамита».
- Свой первый вестерн «За пригоршню долларов» этот итальянец снял, ни разу не побывав в Америке.
- Государство Сьерра-...
- Какая валюта имеет международный код SLL?
- Шестой президент Италии.
- Итальянский кинорежиссёр, постановщик фильма «За пригоршню долларов».
- Итальянский кинорежиссёр, постановщик фильма «Однажды в Америке».
- Итальянский кинорежиссёр, постановщик фильма «Хороший, плохой, злой».
- Культовый итальянский кинорежиссёр, прославившийся как один из основателей жанра спагетти-вестерна.
ЛЕОНЕ (Leone) Серджо (1921-89) - итальянский кинорежиссер и сценарист. Получил известность как родоначальник т. н. "спагетти-вестерна", т. е. фильмов в традиционном голливудском жанре, снимавшихся в Европе (трилогия "За пригоршню долларов", 1964; "За несколько лишних долларов", 1965 и "Хороший, плохой, злой", 1966). В 1984 снял в Голливуде гангстерскую сагу "Однажды в Америке".
ЛЕОНЕ Серджо - ЛЕО́НЕ (Leone) Серджо (3 января 1929, Рим - 30 апреля 1989, там же), итальянский режиссер, киносценарист, реформатор популярного жанра вестернат («спагетти-вестерн»).
Начал работу в кинематографе как ассистент режиссера. В 1940-е годы работал с такими американскими мастерами, как Р. Уайз, У. Уайлер (см. УАЙЛЕР Уильям), Ф. Циннеман (см. ЦИННЕМАН Фред). Выступал как сценарист, работая в области жанрового кино, главным образом исторических и мифологических боевиков. В качестве режиссера дебютировал постановкой фильма «Колосс Родосский» (1961), действие которого развертывалось в Древней Греции. В 1964 снял под псевдонимом Боб Робертсон один из первых в Италии вестернов «За пригоршню долларов», положивший начало трансформации этого киножанра, который пришел в Европу из США: замедленный ритм киноповествования, переакцентировка зрительского внимания с действия на характеры главных персонажей, подчеркнутая натуралистичность происходящего с упором на жестокость и насилие, ироническая дистанцированность автора по отношению к сюжетным конфликтам. Эта своего рода «демифологизация» традиционного вестерна (фильмы Дж. Форда (см. ФОРД Джон (кинорежиссер)) и его последователей) принимает в последующих лентах Леоне характер нелицеприятного комментария к современности как эпохе прогрессирующей дегероизации и тотального поражения индивидуума, движимого благими начинаниями (продолжение трилогии «За несколько лишних долларов» (1965) и «Хороший, плохой, злой» (1966, с теми же исполнителями: К. Иствудом (см. ИСТВУД Клинт), Л. Ван Клифом, Дж. М. Волонте (см. ВОЛОНТЕ Джан Мария) и музыкой Э. Морриконе).
Породив множество подражаний в Италии и за ее пределами, этот стиль в дальнейшем приобрел жанровое название «спагетти-вестерн». На рубеже десятилетий Леоне создает масштабные фильмы «Однажды на диком Западе» (1968) и «За пригоршню динамита» (американское название - «Ложись, ублюдок», 1971). Действие второй картины, снятой на исходе молодежного движения конца 1960-х гг., совершается в период затянувшейся гражданской войны в Мексике начала 20 века, предстающей здесь бессмысленным актом тотального уничтожения, главные «антигерои» фильма - мастерски сыгранные американскими актерами ирландский террорист (Дж. Коберн) и полуграмотный мексиканский пеон (Р. Стайгер), капризом судьбы возносимые в ранг революционных кумиров.
После затянувшегося более чем на десятилетие творческого молчания Леоне выпустил в США криминальную сагу «Однажды в Америке» (1983, по роману Х. Грея «Бандиты»), повествующую о судьбе четырех подростков из еврейской иммигрантской среды на протяжении первой половины 20 века, своего рода фильм-прощание с «американской мечтой». Скоропостижная смерть помешала режиссеру реализовать едва ли не самый амбициозный из своих замыслов - экранизацию документальной книги Г. Солсбери «Девятьсот дней» - о блокаде Ленинграда.
Серджо Леоне.
ЛЕОНЕ (Leone) Серджо (1929 или 1921 - 1989), итальянский кинорежиссер. Известность получил как "отец" итальянского вестерна: "За пригоршню долларов" (1964), "За несколько лишних долларов" (1965), "Хороший, плохой, злой" (1966). После долгого перерыва снял трагическую гангстерскую сагу "Однажды в Америке" (1984).
ЛЕОНАРДОВ ЛЕОНЕНКО ЛЕОНИДОВ ЛЕОНИЧЕВ ЛЕОНОВ ЛЕОНТИЕВ ЛЕОНТЬЕВ ЛЕОНЧЕВ ЛЕДИН ЛЕНЬКО ЛЕНКОВ ЛЕОНТИЕВ
Русские крестильные имена Леон (греч. - лев), Леонид (греч. лев + внешность, наружность, т.е. подобный льву), Леонтий (греч. - львиный) образовали несколько фамилий с общей основой - Леон-: Леонидов, Леоничев, Леонтьев, Леончев. А вот однокоренная фамилия Леонардов может принадлежать потомку иностранца, приехавшего некогда на Русь. Леонард крестильное, но католическое имя, и у русских не могло существовать.(Э)
Леонов.Первоначально отчество от канонического мужского имени Леон (из лат. leo - "лев"; латинский язык, как и греческий, имел основу косвенных падежей на -п-(н), в данном случае родительный падеж leonis, поэтому здесь=-н-). Имя было у русских редким, а позже - совсем вышло из употребления, но с ним смешалась краткая форма от других канонических имен - Леонтий и Леонид с той же латинской основой. (Н)
Ледин от краткой форм Ледя имени Леонид Ленков, Ленько. От сокращенной формы Леня, Лена. и не только мужских имен но и женских.(П)
Леонтиев. Фамилии от полной формы крестильного имени могли получить и в семинарии. (У)
Леонид - I
(508/507 - 480 до н. э.), спартанский царь с 488. В греко-персидских войнах в 480 возглавил греческое войско против персидского царя Ксеркса. Погиб в сражении у Фермопил, прикрывая с небольшим отрядом спартанцев отступление греческого войска. В античных преданиях Леонид - образец патриота и воина.
II
в миру Лев Александрович Кавелин (1822-1891), историк церкви, духовный писатель. С 1863 начальник Российской духовной миссии в Иерусалиме, архимандрит. Составил «Каталог старопечатных и редких книг библиотеки Козельской Оптиной пустыни» (1850), «Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова» (издано в Москве, 1893-94).
ЛЕОНИД (508/507-480 до н. э.) - спартанский царь с 488. В греко-персидских войнах в 480 возглавил греческое войско против персидского царя Ксеркса. Погиб в сражении у Фермопил, прикрывая с небольшим отрядом спартанцев отступление греческого войска. В античных преданиях Леонид - образец патриота и воина.
-----------------------------------
ЛЕОНИД - в миру Лев Александрович Кавелин (1822-91), русский духовный писатель, архимандрит; наместник Троице-Сергиевой лавры. Составил ряд каталогов и описаний старопечатных книг и рукописей.
ЛЕОНИД - царь Спарты (правил ок. 490-480 до н.э.), командовал греками во время их легендарного противостояния персам при Фермопилах в 480 до н.э. Когда персы во главе с Ксерксом вторглись в Грецию, объединившиеся греки решили удержать узкий проход Фермопилы, открывавший путь в центральную Грецию. Здесь Леонид с 300 спартанцев (своей личной охраной; в отряд были отобраны лишь воины, имевшие сыновей) и примерно 6000 союзников-греков на протяжении двух дней отбивали атаки персов. На третий день персы, использовав заброшенную горную тропу, совершили обход, в результате чего часть их армии вышла грекам в тыл. Леонид, напрасно прождав подкрепления, дал возможность всему своему войску, кроме спартанцев, уйти. После кровопролитной схватки защитники прохода, спартанцы и с ними несколько сотен отказавшихся их покинуть воинов из Феспий (город в Беотии вблизи Фив), были уничтожены. Леонид и его воины удостоились памятника на поле битвы, на котором была выбита эпитафия, сочиненная Симонидом Кеосским: "Странник, поведай спартанцам, что мы полегли в этом месте,
Верность храня до конца воле сограждан своих".
- Имя актёра Ярмольника.
- Предводитель 300 спартанцев.
- Имя тяжелоатлета Жаботинского.
- Имя доктора Рошаля.
- Имя актёра Быкова.
- Имя актёра Каневского.
- Имя актёра Филатова.
- Имя актёра Броневого.
- Имя Брежнева.
- Имя певца Утёсова.
- Имя кинорежиссёра Гайдая.
- Имя телеведущего Парфёнова.
- Имя телеведущего Якубовича.
- Имя певца Агутина.
- Имя актёра Куравлёва.
- Царь, погибший в Фермопилах.
- Спартанский царь, возглавлявший союзные войска в битве при Фермопилах и погибший в этом сражении.
- Его имя означает - «подобный льву».
- Мужское имя.
- Имя русского писателя Лиходеева.
- На его кенотафе помещена надпись поэта Симонида «Из зверей я самый сильнейший, из людей сильнее всех тот, кого я стерегу здесь в каменном гробу».