ЖО́СТОВСКАЯ РО́СПИСЬ - рус. нар. промысел худож. росписи металлич. подносов, реже др. изделий. Возник в сер. 18 в. на Урале (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), назв. получил по месту своего б. позднего распространения - д. Жостово Моск. обл. (1-я пол. 19 в.); тогда же промысел развивается рядом в дер. Троицкое, Новосильцево и др. Для произ-ва используется тонкая кровельная сталь, из к-рой штампуют нужные формы (круглые, овальные, прямоугольные), вальцуют для придания жесткости, грунтуют и трижды покрывают лаком, каждый раз просушивая в печах, затем расписывают масляными красками. Изделия уральских мастеров разнообразны по ассортименту (подносы, шкатулки, картины и т. п.), отличались богатством мотивов; на технику и мотивы подмосковных мастеров оказали влияние мастера лукутинских миниатюр. Роспись производится обычно в энергичной, свободной живописной манере по черному, реже красному, синему, зеленому, белому или серебристому фону; после росписи изделия вновь трижды покрывают бесцветным лаком и полируют. Наиб. распространены цветочные мотивы - букеты, натюрморты, гирлянды и т. д., заметна связь с характером рисунков набивных ситцев ивановских фабрик. Родоначальниками лакового дела на Урале были отец и сыновья Худояровы, знавшие секрет "хрустального" лака, крепостные горнозаводчиков Демидовых (18 - 1-я пол. 19 в.). Первые изделия Ж. Р. датируются 1870-80 (О. Ф. Вишняков, Е. Ф. Беляев и др.). На базе частных артелей образовалась Жостовская фабрика декор. росписи (1928), где сосредоточилось развитие промысла (мастера И. С. Леоньтьев, А. И. Лёзнов, А. П. Гогин, Н. С. и Д. С. Кледовы, П. С. Курзин и др.). В 1940-50-х гг. иск-во Ж. Р. испытывает значит. трудности, пагубное для ее специфики влияние станковизма и натурализма. Возвращение к исконным нар. традициям начинается с кон. 1950-х гг. (В. П. Градов, М. П. Савельев и др.).
Лит.: Коромыслов Б. И. Букет цветов. М., 1962; Его же. Жостовская роспись. М., 1977.
Жостовская роспись. Н. П. Антипов. Поднос "Букет на белом фоне"
рЅр°="" р±рµр»рѕрј="" с„рѕрЅрµ""="">