ЛОНГИ Пьетро - ЛО́НГИ (Longhi) (собств. Фалька, Falca) Пьетро (1702, Венеция - 8 мая 1785, там же), итальянский живописец, рисовальщик, представитель венецианской школы (см. ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА (в искусстве)).
Ранний период (1720-1730-е)
Пьетро Лонги родился в Венеции, в семье Алессандро Фалька, известного серебряных дел мастера. Начав заниматься живописью, изменил фамилию на Лонги. С 1718 он начал посещать мастерскую А. Балестры, пытаясь работать в манере учителя над алтарными образами и монументальными росписями. В раннем алтарное образе Лонги «Св. Пеллегрино, ведомый на казнь» для приходской церкви Св. Пеллегрино в Бергамо (до 1730) композиционное построение и колорит явились подражанием произведениям Пьяцетты (см. ПЬЯЦЦЕТТА Джованни Баттиста). Для церкви Санта Мария Матер Домини, где работал Балестра, Лонги исполнил еще небольшой алтарный образ «Поклонение волхвов» (1720-30-е). Покидая Венецию в 1720, А. Балестра, по-видимому сознавая, что призвание ученика не в религиозной живописи, рекомендовал Лонги поучиться в Болонье у Дж. М. Креспи (см. КРЕСПИ Джузеппе Мария).
В 1734 Лонги посетил Болонью. Живопись Креспи произвела на него сильное впечатление. Однако попытка использовать приемы перспективной живописи в монументальных росписях - во фреске «Падение гигантов» (1734) в венецианском палаццо Сагредо, потерпела неудачу. Работа обнаружила несостоятельность Пьетро Лонги в усвоении манеры декоративной живописи «большого стиля». Роспись оказалась подражательной и мало выразительной в художественном отношении. Больше художник не занимался монументальной живописью.
Маленькие сценки. 1740-80-е
Обосновавшись в середине 1730-х гг. в Венеция, Пьетро Лонги начал работать в своей мастерской, расположенной позади Скуолы Гранде ди Сан Рокко. К этому времени он был уже женат и у него в 1732 родился сын Алессандро, который станет известным портретистом. В 1737 художник был приписан к гильдии венецианских живописцев. В расцвете творческих сил, на рубеже 1730-1740-х он навсегда отошел от занятий монументальной живописью и увлекся написанием маленьких полотен с изображением сначала крестьянских типов, а потом сцен из жизни городской буржуазии, уличных сценок. В подобном резком изменении своего жанра исследователи творчества художника видят влияние Дж. М. Креспи и известного болонского мастера, писавшего народные типы, Дж. Манца. Возможно Лонги также пользовался советами Дж. Гамбарини, мастера полуфигурных изображений крестьянских образов, работавшего в 1720-30-е в Болонье. Образы крестьян Лонги написаны яркими, словно серебрящимися в потоке света на темном фоне красками. Светом и тенью основательно моделированы крепкие фигуры, сценки рождают чувство искреннего веселья и атмосферы солнечных дней («Приглашение к танцу». Милан, частное собрание; «Пастушка с цветком». Бассано, городской музей). Интерес к острохарактерному народному типажу Лонги сохранит на протяжении всей жизни.
С сер. 1740-х Донги обратился к написанию маленьких полотен, изображая сценки из быта венецианских нобилей. Подобную хронику жизни венецианской знати известный журналист Гаспаро Гоцци (см. ГОЦЦИ Гаспаро), который вел этот раздел в газете «Венецианский обозреватель», назвал «маленькими картинками», рассказывающими о правах и обычаях современного общества. Эти бытовые сценки принесли Лонги мировую известность. Его произведения начали покупать коллекционеры, у него появилось много заказов. Талант Лонги в живописи развивался параллельно таланту Гольдони (см. ГОЛЬДОНИ Карло) в атмосфере культуры Италии века Просвещения - желании объективно наблюдать жизненные ситуации, подмечать пороки и курьезное в современной действительности.
Как художнику века Просвещения Лонги были близки темы, связанные с моральными сентенциями - пропагандой добродетели, полезности образования и науки, роли воспитания. Но он преподносил эти мысли без дидактики, а передавал то, что видел, подобно венецианскому хроникеру, но словам Гольдони, «исправлял нравы весело, без педантичных декламации». Лонги с иронией повествовал о новых модных обычаях, вошедших в быт венецианской знати - визитах в гости («Приход гостя», частное собрание; «Утренний шоколад», Венеция, Ка"Реццонико; «Урок географии», 1752, Венеция, Пинакотека Кверини-Стампалья), институте чичисбейства - модной игры в чары любви («Встреча прокуратора и его жены», 1730-е, Нью-Йорк, Метрополитен музей), о страсти патрициев Венеции к коллекционированию раритетов («Визит в библиотеку», Форт-Уорт, Художественный музей), к музыке («Концерт», 1741, Венеция, Галереи Академии). За маленьким мирком изображаемых Лонги гостиных и кабинетов, за размеренным бытом его героев видится нечто большее - неповторимый колорит венецианской жизни 18 столетия, переданный понимающим все его нюансы художником.
Произведения Лонги в сер. 1740-х уже пользовались большой известностью. С его рисунков гравировали известные мастера - Ф. Бартолоцци, М. Питтери, Ш. Ф. Флиппар. В 1750 Карло Гольдони написал сонет, посвященный живописи Лонги, в котором прославил близость их муз, призванных изображать современность. В 1756 художник стал членом Академии, удостоившись этого звания одним из первых среди мастеров Венеции.
О врожденной театральности художника, его высоком мастерстве в сочинении мизансцен в своих «маленьких картинках» свидетельствуют и полотна с изображением уличных эпизодов («Зубодер», 1746, Брера; «Гадалка», 1753, Венеция, Ка"Реццонико; «Кукольник», 1759, там же; «Новый свет», 1752-1762, Венеция, Пинакотека Кверини-Стампалья). Его внимание привлекают шарлатаны-прорицатели и алхимики, ставшие приметой века не только разума, но и увлечения иррациональными, оккультными науками («Алхимики», 1757, Венеция, Музей Коррер; «Предсказатель судеб», 1750-е, Венеция, Галереи Академии). Столь же занимательны картины «Носорог» (1751, Венеция, Ка"Реццонико), «Театр льва» (1762, Венеция, Пинакотека Кверини-Стампалья), «Слон» (1762, частн. собр.), в которых экзотические животные тоже уподоблены актерам.
Пьетро Лонги был наделен великолепным даром колориста. Его мастерство проявилось в написании натюрмортов, смотрящихся органичными декоративными дополнениями в его уличных и интерьерных сценах, красочной деталью, придающей достоверность изображенному. Это всегда очень разные натюрморты, но составленные с таким вкусом и изяществом.
В 1750-60-е он часто обращался к теме виллужатуры, как к одному из характерных обычаев венецианцев проводить лето и осень на загородных виллах. В полотнах «Приезд синьора в деревню» (ок. 1759, Венеция, Пинакотека Кверини-Стампалья), «Охота в лагуне» (ок. 1760, там же), «Завтрак в садах лагуны» (ок. 1759, Венеция, Ка"Реццонико), «Прогулка верхом» (1755, Ка"Реццонико) сцены изображены в пейзаже. Он смотрится, как театральный задник, но привносит особый колорит в повествование о развлечениях на лоне природы. Подлинным шедевром среди поздних работ является картина «Охота в лагуне». Четкий объем темной лодки-пеоты с фигурами гребцов и стоящего в ней молодым патрицием выглядит тяжеловесно на фоне водного зеркала лагуны. Но художнику удалось тонкими тональными переходами цветов объединить бескрайнее пространство залива, небо и чуть виднеющуюся на горизонте в розоватой дымке полосу берега. Трепетная атмосфера раннего утра о пробивающимися сквозь облака солнечными лучами передана впервые средствами тонального колорита, к освоению приемов которого почти вплотную подошел художник.
Серия «Семь таинств» (1741-1755, Венеция, Пинакотека Кверини-Стампалья) возникла, возможно, под влиянием Дж. М. Креспи (см. КРЕСПИ Джузеппе Мария). Художник мог знать одноименный цикл полотен учителя по гравюрам. В семи картинах с изображением момента совершения таинств, воплощающих все сокровенное и непостижимое в соприкосновении с божьей благодатью в эти ответственные жизненные моменты, Лонги избежал патетики и драматизма. Меткой характерной деталью подчеркнута реакция персонажей на жизненные естественные события, интерес художника сосредоточен на передаче человеческих переживаний.
Все созданное Лонги в жанре его «маленьких картинок» было новым словом в итальянском искусстве 18 столетия. У художников было много последователей в Венеции, писавших не только станковые картины на современные темы, но и украшавших виллы росписями на подобные сюжеты.
На протяжении всей своей жизни художник обращался и к портрету. Он создал ряд образов людей своей эпохи («Художник Ф. Гварди», 1764, Венеция, Пинакотека Кверини-Стампалья), предвосхитив лучшие образы Алессандро Лонги, который унаследует от отца внимательную оценку человека. Его талант раскрылся не в парадных («Дож Лодовико Манин», Удине, Гор. Музей), а в камерных образах («Юноша с астролябией», 1760-е гг., Милан, частное собрание), а также в созданном им типе группового портрета - разновидности его «маленьких картинок» («Семейный портрет», 1750, Венеция, Ка"Реццонико; «Семейство Сагредо», 1752, Венеция, Пинакотека Кверини-Стампалья). Среди групповых портретов особое место принадлежит полотну «Венецианские монахи» (Венеция, Пинакотека Кверини-Стампалья). «Расстановка» характеров, подчеркивание гротескности персонажей в нем словно созвучно словам Гольдони о том, что «число характеров неисчислимо» и что «нужно ставить пьесы, построенные на характерах».