Маль Луи (Malle) (1932-1996), французский кинорежиссёр. В кино с 1953 как документалист. В игровых фильмах («Лифт на эшафот», 1957; «Любовники», 1958; «Частная жизнь», 1962; «Лакомб Люсьен», 1974; «До свидания, дети», 1987; «Ваня с 42-й улицы», 1994, и др.) придерживался традиционных форм психологической драмы, раскрывая глубокий конфликт между героем и жизнью. Некоторые его фильмы («Зази в метро», 1960; «Виват, Мария!», 1965) тяготеют к комедии абсурда.
* * *
МАЛЬ Луи - МАЛЬ (Malle) Луи (30 октября 1932 - 24 ноября 1995), французский и американский кинорежиссер, сценарист, оператор, продюсер.
Происходил из богатой семьи сахарозаводчика. Получил католическое образование, в том числе в иезуитском коллеже. Изучал политические науки в Сорбонне (см. ПАРИЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ). В 1951-1953-х гг. учился в парижском Институте высшего кинематографического образования, снял две документальных ленты и был приглашен Ж. И. Кусто (см. КУСТО Жак Ив) для участия в качестве сопостановщика и оператора подводных съемок в картине «Мир безмолвия» (1956, главная премия Международного кинофестиваля в Канне и «Оскар»). Вкус к запечатлению непридуманной реальности Маль сохранил на всю жизнь, периодически обращаясь к документальному кино, работая чаще всего также и оператором: «Да здравствует гонка» (1962), «Привет из Бангкока» (1964), телесериал «Призрачная Индия», включая фильм «Калькутта» (1968); «Площадь Республики» и «Человечно, слишком человечно» (1972), «Земля Бога» (1985), «И в поисках счастья» (1986).
В его лентах проявились черты, типичные для фильмов «новой волны»: криминальная драма «Лифт на эшафот» (1957), интимные истории «Любовники» (1958, специальная премия Международном кинофестивале в Венеции, оба фильма - с участием Ж. Моро (см. МОРО Жанна)) и «Частная жизнь» (1962, с Б. Бардо (см. БАРДО Брижит)), экзистенциальная драма «Блуждающий огонек» (1963, специальная премия Международного кинофестиваля в Венеции). И даже абсурдные, авантюрные или сюрреалистические комедии «Зази в метро» (1960, по Р. Кено), «Вива, Мария!» (1965, режиссер с риском для себя соединил на съемках Моро и Бардо), «Вор» (1966, с Ж. П. Бельмондо (см. БЕЛЬМОНДО Жан Поль)), а также мистическая новелла «Вильям Вильсон» (по Э. А. По, с участием А. Делона (см. ДЕЛОН Ален) и Бардо), входящая в фильм «Три шага в бреду»/«Необыкновенные истории» (1967), тоже с определенными допусками укладываются в рамки пристрастий режиссеров этого достаточно неоднородного течения во французском кинематографе.
На рубеже 1960-1970-х гг. усиливаются расхождения Маля с бывшими соратниками (на фестивале в Канне в мае 1968 они в последний раз получили шанс вместе выступить против буржуазных институтов власти и доказать свое бунтарство), возрастает раздражение против того, что он стал делать в искусстве. Его путешествие в Индию считалось причудой. Тонкая и деликатная картина «Шум в сердце» (1970) была понята слишком однозначно - на уровне сюжета о возможном инцесте между матерью и сыном-подростком, хотя на самом деле имелся и важный историко-политический подтекст (более явно, на сатирическом уровне, он был выражен режиссером позднее, в 1989, в фильме «Милу в мае», действие которого происходит на фоне событий «бурного мая 1968-го»). Выдающаяся трагическая лента «Лакомб Люсьен» (1973) вызвала резкую критику справа и слева, обвинения в оправдании коллаборационистов или, напротив, в нигилистическом отношении ко всей французской нации. Опять же более поздняя работа «До свидания, дети» (1987, главная премия Международного кинофестиваля в Венеции, 7 «Сезаров», в том числе за фильм, режиссуру и сценарий; премия «Феликс», 1988, за сценарий), носящая уже автобиографический характер, многое прояснила в позиции Маля, всегда неравнодушного к тем, кто по какой-либо причине выброшен из общества.
Сам режиссер оказался после выхода «Лакомба Люсьена» в положении своеобразного изгоя и в течение десяти лет предпочитал работать в Северной Америке - в США и Канаде, где создал еще одну казавшуюся провокационной картину «Прелестный ребенок» (1977) о романе фотографа с двенадцатилетней дочерью проститутки, экзистенциальную драму «Атлантик-сити, США» (1980, главная премия Международного кинофестиваля в Венеции) о бывшем гангстере, еще несколько фильмов, включая «Ужин с Андре» (1981), своеобразный киноспектакль-диалог с участием всего двух актеров - Андре Грегори и Уоллеса Шона. Этот экспериментальный проект, встретивший восторженные отклики интеллектуальной элиты Америки, с еще большим блеском был по-своему продолжен в ленте «Ваня с 42-й улицы» (1994), в которой так и не реализованный спектакль Грегори по пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова, начавшись с разговоров актеров (в том числе того же Шона) и репетиционных эскизов, вдруг превращается в одну из самых доверительных и удивительных по проникновению в чеховский мир экранизаций.
В 1992 Маль поставил фильм «Урон» («Фатальная»), экзистенциальную мелодраму об утрате чувств, которую приняли вновь настороженно, подвергнув купюрам с точки зрения моральной цензуры. Будучи тяжело больным в последние годы, он не утратил жизнерадостности и природного юмора, щедро одаривал советами молодых коллег, например, поддержав актрису Дж. Фостер (см. ФОСТЕР Джоди) с ее режиссерским дебютом «Маленький человек Тейт». Был с 1980 и до своей смерти женат на американской актрисе Кендис Берген.