м.
см. манты
ма́нта
"верхняя одежда с висячим воротником", южн. (Даль). Заимств., возм., через нов.-в.-н. Маntо (XVII в.; см. Шульц - Баслер 2, 71) или из франц. mante (см. М.-Любке 434). Поздним заимствованием является манто́ - из франц. manteau.
МАНТА ы, ж. Манто? В следующем, 1765 "оперический, интермедианский и балетный гардероб обогатился пополнением из запасов Придворного театра .. Манта атласная белая писанная краскои обложена красным позументом и бахромою белою". Всеволодский Ист. 371.
- Рыба отряда скатов, морской дьявол.
- Модель «Опеля».
- Своё название этот скат получил от испанского слова, означающего одеяло.
МАНТАПАМ - МА́НТАПАМ (санскр.), в средневековой индийской архитектуре многостолпные зал (павильон), терраса, галерея. Служит местом собраний (паломников и др.), свадебных церемоний, входным портиком; нередко входит в храмовой комплекс.
МАНТАПАМ (санскр.) - в средневековой индийской архитектуре многостолпные зал (павильон), терраса, галерея. Служит местом собраний (паломников и др.), свадебных церемоний, входным портиком; нередко входит в храмовой комплекс.
МАНТАШЕВЫ - МАНТА́ШЕВЫ, российские предприниматели, из армян. Александр Иванович (1849-1911), купец, основатель в 1899 в Баку нефтепромышленного общества «А. И. Манташев и К °», акционер «Товарищества братьев Нобель».
МАНТАШЕВЫ - российские предприниматели, из армян. Александр Иванович (1849-1911), купец, основатель в 1899 в Баку нефтепромышленного общества "А. И. Манташев и К .", акционер "Товарищества братьев Нобель".
Мантегацца (Mantegazza) Паоло (1831 - 1910)
Итальянский физиолог, патолог, антрополог, писатель. Автор работ по проблемам общей патологии, физиологии питания, боли, антропологии, этнографически-культурным аспектам сексуальности.
Афоризмы, цитаты
Если вы чувствуете себя счастливым, не анализируйте вашего счастья. Это было бы все равно что раздробить красивую бабочку для того, чтобы лучше видеть ее красоту.
Любовные письма - существенный род литературы, в котором женщина выше мужчины.
Мантега́цца (Mantegazza) Паоло (18311910), итальянский физиолог, патолог, антрополог, писатель. Труды по проблемам общей патологии, физиологии питания, боли, по антропологии, этнографически-культурным аспектам сексуальности и др. Многочисленные научно-популярные книги на медицинские темы, из которых наиболее известна «Физиология любви» (1873); книги о путешествиях. Составитель (совместно с А. Корради и Дж. Биццоцеро) 42-томного медицинского словаря (186975). Основал антропологически-этнографический музей во Флоренции. Сенатор (c 1876).
Манте́йфель Пётр Александрович (1882-1960), биолог, охотовед, заслуженный деятель науки РСФСР (1958). Один из основоположников биотехнии. Первым добился размножения соболя в неволе (1930). Основные работы по биологии и экологии промысловых зверей и птиц. Государственная премия СССР (1941).
* * *
МАНТЕЙФЕЛЬ Петр Александрович - МАНТЕ́ЙФЕЛЬ Петр Александрович (1882-1960), российский биолог, охотовед, заслуженный деятель науки РСФСР (1958). Один из основоположников биотехнии (см. БИОТЕХНИЯ). Первым добился размножения соболя в неволе (1930). Основные работы по биологии и экологии промысловых зверей и птиц. Государственная премия СССР (1941).
МАНТЕЙФЕЛЬ Петр Александрович (1882-1960) - российский биолог, охотовед, заслуженный деятель науки РСФСР (1958). Один из основоположников биотехнии. Первым добился размножения соболя в неволе (1930). Основные работы по биологии и экологии промысловых зверей и птиц. Государственная премия СССР (1941).
МАНТЕЛЕ-ВИЗИТ mantelet de visite? Мантеле-визит для молодой дамы .. Мантеле состоит из двух пол, имеющих вид четырехугольника. Рукава соединены со спинкой; на плечах позументные эполеты .. Мантеле застегивется под закрытым клапаном и подшивается флорансом. Новь 1886 9 135.
МАНТЕЛЕТЫ ов.. мн. mantelets pl.
1. Мантелет есть движимый бруствер, сделанный из крепких досок, сплоченных вместе, длиной 4 а вышиною 3 футов на двух колесах с прикрепленным к оси долгим шестом, которым сию машину пред собою движут работники, и его прикрывают при осаде от мускетной стрельбы. 1777. Кург. Инж. сл. Неприятель приступом не возможет сквозь пролом в бастиону воити, ни своими щитами (маттелеты) в пролом установитися. Побежд. крепость 22. // Сл. 18. Мантелет, есть одна, или многия доски сплоченыя вместе, и обложенныя жестью на дву колесах, которыя работники пред собою подвигают, для укрытия мушкетнои стрельбы. Терм. форт. 18. // Сл. 18. Еще много других вещей, которыя к тому принадлежат, как например шанцевые минерные припасы, лес, мантелеты. 1744. Вобан О атаке креп. 6. <у траншеи> обе стороны траверсами, а передняя часть закрывается мантелетом на колесах. Вобан об атаке креп. 1744 73. Большие туры (длиною в 7 1/2, диаметром в 4 фута /, начиненные шерстью, а за недостатком ея, хворостом или фашинами. Сапер катит такой тур перед собой, для защиты от фронтальных выстрелов, когда ставит сапные туры, роет землю и насыпает бруствер. 1846. Теляковский Фортиф. 2 215. Сверх того, их же <черкесов> рукоделия найден в лесу мантелет или щит, сделанный из многих брусьев, на 6 колесах, весьма искусно и соразмерно. Бутков Мат. 2 55. Подумаешь, что правда - русские в прошлую компанию расстреляли весь румынский порох или погубили всех ее солдат, защищаясь ими как "мантилетами" от турецких пуль и ядер. Каразин В желанные края 91. Для успеха <осадных> работ понадобилось применять мантелеты. Мольтке 1937 120. || Ставень у корабля. Наст. Гранат.
2. ед. Короткая женская накидка. Производной от мантильи была "мантлета" - накидка без рукавов и заостренными концами спереди и сзади. Мантильи носили летом или как дополнение к бальным платьям из самых дорогих кружев. Кирсанова 144. Мантле/, вязаныя и гренадиновыя, в величайшей милости у Парижанок. Они обшиваются кружевами, и имеют обыкновенно форму mantelet ajusté. .. Малый мантле. БДЧ 1838 28 7 23. На этот раз, она была одета как знатная дама: шелковое платье со шлейфом, который она старалась прибрать в карман, воаль (mantelet), красные каблучки и прочие принадлежности. БДЧ 1849 98 3 167. В самом углу виселы римския пурнпурныя тоги, греческие хитоны, черные испанския мантелетки и другие костюмы. Мартьянов Дела 1 218. Потом приступили к выбору нашего дорожного костюма .. Серыя фуляровыя платья, соломенныя шляпки, моя с лиловыми лентами, маман с синими, полотняные воротнички, черные шелковые mantelets и шведския перчатки. Это было мило и просто. Е. Пяткина Три месяца. // РВ 1878 9 334. Ольга Ярославна сидела на террасе своего барского усадебного дома и задумчиво смотрела вдаль. Ей было так хорошо, так тепло в ее роскошном плюшевом mantelet. А. Луговой Ольга Ярославна.
- Удивляться не должно, что Балабан за те деньги, которые взял за Телемака, мог купить мантилет, по тому, что этакия книги у нас очень дороги, а другие, как например, грады, вертограды, стансы, мадригалы, идиллии, билеты, так оными можно намостить Московскую дорогу. Чулков. // Кошелев 1996 137.
МАНТЕЛЬ mantille>нем. Mantel , > пол. mantel.
1. Мантилья, или правильнее мантель, бархатная мордоре, вышитая суташками, с дерганой бахромой. БДЧ 1850 104 7 28. Через час мы увидели Машеньку и Анненку в красивых платьях, которые достали из наших сундуков, в высоких прическах, которые им делал Сахаровский куафер, и в мантеле, поднесенных хозяином. М. Волконская Баллада. // Кр. новь 1927 4 51. <муж> даже ревнует и кружеву ее мантелии. 1802. Кург. Письмовник. // Повести разумные 185.
2. Плащ, пальто. Сл. жарг. 1992.
МАНТЕЛЬ Д'ЭПУЗЕ * mantel d'épousée. "Мантия новобрачной" - так в эпоху позднего средневековья называлось все свадебное платье богатой аристократки, выходившей замуж первый раз. Состояла из платья с дилнными рукавами, различной формой и мантии, пришитой к вороту и плечевым швам спинки, расширенный книзу и переходящей в длинный шлейф. Мерцалова Костюм 1 531.
МАНТЕНЬЯ (Mantegna) Андреа (1431-1506) - итальянский живописец и гравер. Представитель Раннего Возрождения. Искусство Мантеньи, с героическим пафосом утверждающее силу и достоинство человека, отличается строгой архитектоникой композиции, чеканностью форм, сильными ракурсами, иллюзионистическими эффектами (росписи "Камеры дельи Спози" в замке Сан-Джорджо в Мантуе, 1474). В резцовой гравюре сочетал четкость пластических форм с мягкой штриховкой (7 листов "Битва морских божеств", ок. 1470).
Манте́нья Андреа (Mantegna) (1431-1506), итальянский живописец и гравёр. Представитель Раннего Возрождения. Искусство Мантеньи, с героическим пафосом утверждающее силу и достоинство человека, отличается строгой архитектоникой композиции, чеканностью форм, сильными ракурсами, иллюзионистическими эффектами (росписи «Камеры дельи Спози» в замке Сан-Джорджо в Мантуе, 1474). В резцовой гравюре сочетал чёткость пластических форм с мягкой штриховкой (7 листов «Битва морских божеств», около 1470).
* * *
МАНТЕНЬЯ Андреа - МАНТЕ́НЬЯ (Mantegna) Андреа (1431-1506), итальянский живописец и гравер. Представитель Раннего Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) . Искусство Мантеньи, с героическим пафосом утверждающее силу и достоинство человека, отличается строгой архитектоникой композиции, чеканностью форм, сильными ракурсами, иллюзионистическими эффектами (росписи «Камеры дельи Спози» в замке Сан-Джорджо в Мантуе, 1474). В резцовой гравюре сочетал четкость пластических форм с мягкой штриховкой (7 листов «Битва морских божеств», ок. 1470).
МАНТЕНЬЯ Андреа (Mantegna, Andrea)
(ок. 1431-1506), один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии. Мантенья сочетал в себе главные художественные устремления ренессансных мастеров 15 в.: увлечение античностью, интерес к точной и тщательной, вплоть до мельчайших деталей, передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу как средство создания на плоскости иллюзии пространства. Его творчество стало главным связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции и более поздним расцветом искусства в Северной Италии. Мантенья родился ок. 1431; между 1441 и 1445 он был записан в цех живописцев в Падуе как приемный сын Франческо Скварчоне, местного художника и антиквара, в мастерской которого работал до 1448. В 1449 Мантенья приступил к созданию фресковой декорации церкви Эремитани в Падуе. В 1454 Мантенья женился на Николозе, дочери венецианского живописца Якопо Беллини, сестре двух выдающихся мастеров 15 в. - Джентиле и Джованни Беллини. Между 1456 и 1459 он написал алтарный образ для церкви Сан Дзено в Вероне. В 1460, приняв приглашение маркиза Мантуи Лодовико Гонзага, Мантенья обосновался при его дворе. В 1466-1467 он посетил Тоскану, а в 1488-1490 Рим, где по просьбе папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу. Возведенный в рыцарское достоинство, занимая высокое положение при дворе, Мантенья прослужил семейству Гонзага до конца жизни. Умер Мантенья 13 сентября 1506. 16 мая 1446 Мантенья и три других художника получили заказ на роспись капеллы Оветари в падуанской церкви Эремитани (разрушенной во время Второй мировой войны). Мантенье принадлежит большая часть работы по созданию фресок (1449-1455), и именно его художественный стиль доминирует в ансамбле. Сцена Святой Иаков перед Иродом Агриппой в капелле Оветари представляет образец стиля раннего периода творчества Мантеньи. Все анатомические детали, складки драпировок и элементы архитектуры жестко и отчетливо прорисованы. Поверхности предметов выглядят упругими и плотными, воздух кажется кристально прозрачным. Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем. Знание правил линейной перспективы он почерпнул от мастеров тосканской школы, возможно, непосредственно от Донателло и других флорентийских художников, которые работали в эти годы в Падуе. Триумфальная арка на заднем плане фрески вызывает в памяти древнеримские монументы, а солдаты на переднем плане и рельефы, украшающие арку, напоминают изображения на античных монетах и произведения скульптуры. В сцене Шествие святого Иакова на казнь художник избирает точку зрения снизу вверх, в соответствии с высоким расположением фрески на стене капеллы. Фигуры переднего плана показаны в легком ракурсе, а архитектурная декорация построена строго по законам перспективы. В других живописных произведениях Мантеньи этого времени, таких, как картина Моление о чаше (Лондон, Национальная галерея), в жесткой линеарной манере исполнены не только человеческие фигуры, но и пейзаж, где каждый камень и былинка тщательно исследованы и прописаны художником, а скалы испещрены изломами и трещинами. Алтарный образ церкви Сан Дзено (1457-1459) в Вероне является живописной интерпретацией знаменитого скульптурного Алтаря св. Антония, созданного Донателло для базилики Сант Антонио (Санто) в Падуе. Триптих Мантеньи имеет обрамление, выполненное в высоком рельефе и имитирующее элементы классической архитектуры; в боковых частях иллюзия пространства создается средствами живописи. Трон Мадонны и архитектура на заднем плане украшены античными мотивами; на переднем плане изображены гирлянды из роскошных фруктов. Увлечение мастера античной классикой вновь проявилось в его картине Святой Себастьян (Вена, Художественно-исторический музей). Святой привязан к изящной коринфской колонне, которая, по-видимому, осталась от разрушенного храма. Растения пробиваются в расщелинах камня, и фрагменты античных мраморов разбросаны у ног мученика. Одним из самых замечательных образцов пространственно-иллюзионистической живописи Мантеньи является роспись Камеры дельи Спози в палаццо Дукале в Мантуе, законченная в 1474. Квадратное помещение визуально трансформировано фресками в легкий, воздушный павильон, как будто закрытый с двух сторон написанными на стенах занавесями, а с двух других сторон открывающий изображение двора Гонзага и пейзажную панораму на дальнем плане. Свод Мантенья разделил на компартименты и поместил в них в обрамлении богатого антикизированного орнамента изображения бюстов римских императоров и сцен из классической мифологии. В верхней части свода написано круглое окно, через которое видно небо; богато одетые персонажи глядят вниз с балюстрады, данной в сильном перспективном сокращении. Этот фресковый ансамбль замечателен не только как один из первых в новом европейском искусстве примеров создания на плоскости иллюзорного пространства, но и как собрание очень остро и точно трактованных портретов (членов семьи Гонзага). Цикл монохромных картин Триумф Цезаря (1482-1492) был написан по заказу Франческо Гонзага и предназначался для украшения дворцового театра в Мантуе; эти картины плохо сохранились и в настоящее время находятся во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне. На девяти больших холстах изображена длинная процессия с огромным количеством античных скульптур, доспехов, трофеев. Ее движение достигает кульминации в торжественном прохождении перед Цезарем-победителем. Картины отражают обширные знания Мантеньи в области античного искусства и классической литературы. В этом цикле и в Мадонне делла Витториа (1496, Париж, Лувр), написанной в память о военной победе Гонзага, искусство Мантеньи достигло наибольшей монументальности. Формы в них объемны, жесты убедительны и ясны, пространство трактовано широко и свободно. Для студиоло (кабинета) Изабеллы д'Эсте, жены Франческо Гонзага, Мантенья написал две композиции на мифологические темы (третья осталась незаконченной): Парнас (1497) и Минерва, изгоняющая пороки (1502, обе в Лувре). В них заметно некоторое смягчение стиля Мантеньи, связанное с новым пониманием пейзажа. Фресковая декорация Капеллы Бельведера, выполненная Мантеньей для папы Иннокентия VIII в 1488, была, к несчастью, утрачена при расширении Ватиканского дворца во время понтификата Пия VI. Несмотря на то, что только семь гравюр могут считаться несомненно принадлежащими руке Мантеньи, влияние мастера на развитие этого вида искусства огромно. Его гравюра Мадонна с Младенцем показывает, насколько органично стиль художника может существовать в графической технике, с присущей ей упругостью и остротой линии, фиксирующей движение резца гравера. Другие гравюры, приписываемые Мантенье, - Битва морских богов (Лондон, Британский музей) и Юдифь (Флоренция, галерея Уффици).
ЛИТЕРАТУРА
Лазарев В.Н. Андреа Монтенья. - В кн.: Старые итальянские мастера. М., 1973 Камезаска Э. Мантенья. М., 1996
Андреа Мантенья. "Моление о чаше".
МАНТЕНЬЯ (Mantegna) Андреа (1431 - 1506), итальянский живописец и гравер. Представитель Раннего Возрождения. Искусство Мантеньи, с героическим пафосом утверждающее силу и достоинство человека, отличается строгой архитектоникой композиции, чеканностью форм, сильными ракурсами, иллюзионистическими эффектами (росписи "Камеры дельи Спози" в замке Сан-Джорджо в Мантуе, 1474).
Андреа Мантенья "Мертвый Христос". Ок. 1500. Галерея Брера. Милан.
Андреа Мантенья. "Обрезание".
I м`антийный, мант`ийный
прил.
1. соотн. с сущ. мантия I, связанный с ним
2. Свойственный мантии [мантия I], характерный для неё.
3. Принадлежащий мантии [мантия I].
II м`антийный, мант`ийный
прил.
1. соотн. с сущ. мантия II, связанный с ним
2. Свойственный мантии [мантия II], характерный для неё.
III м`антийный, мант`ийный
прил.
1. соотн. с сущ. мантия III, связанный с ним
2. Свойственный мантии [мантия III], характерный для неё.
МАНТИ́ЙНЫЙ, мантийная, мантийное.
1. прил. к мантия в 1 знач. (церк.).
2. прил. к мантия во 2 знач. (зоол.). Мантийная полость.
манти́йный, манти́йная, манти́йное, манти́йные, манти́йного, манти́йной, манти́йных, манти́йному, манти́йным, манти́йную, манти́йною, манти́йными, манти́йном, манти́ен, манти́йна, манти́йно, манти́йны, манти́йнее, поманти́йнее, манти́йней, поманти́йней
прил. 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: мантия (1*), связанный с ним. 2. Свойственный мантии (1*), характерный для нее. 3. Принадлежащий мантии (1*)
Мантика
-и, только ед.
Искусство гадания, прорицания.
Этимология:
От греческого mantikē (← mantis ‘прорицатель’).
Энциклопедический комментарий:
Мантика прибегает к различным приемам и способам для узнавания будущего или неизвестного. Мантика зародилась еще в эпоху первобытно-общинного строя. В связи с охотой, затем животноводством распространилась мантика по крику, полету и поведению птиц (особо вещими считались сова, ворон, сокол, петух и курица). У древних земледельцев возникла мантика по звездам, по движению небесных тел. У вавилонян, этрусков, римлян применялось также гадание по печени жертвенного животного (ее форме и положению в туше). У многих народов известно гадание на костях, бобах, орехах, кофейной гуще и т. п. У славян были приняты способы гадания при помощи опускания кольца в воду, литья воска, гадания с зеркалом. В последние столетия получило распространение гадание на картах и по линии ладони (хиромантия). Одним из самых ранних и повсеместно распространенных видов гадания, сохранившихся до наших дней, является гадание по снам.
Ма́нтика (от греч. mantikē - искусство прорицания), гадание, предсказания будущего.
* * *
МАНТИКА - МА́НТИКА (мантейя, мантия) (от греч. mantike - искусство прорицания), распространенное в Др. Греции и Риме искусство гадания с целью познания воли богов. Узнать волю богов можно было через вещего прорицателя (Сивиллы (см. СИВИЛЛЫ), Бакид, пифии (см. ПИФИЯ)), по полету птиц (ауспиции (см. АУСПИЦИИ)), через сны (ониромантия), по внутренностям животных, по расположению светил и небесным явлениям (астрология (см. АСТРОЛОГИЯ)). В Др. Риме жрецы-гадатели объединялись в коллегии (авгуры (см. АВГУРЫ), гаруспики (см. ГАРУСПИКИ)).
МАНТИКА (мантейя - мантия) (от греч. mantike - искусство прорицания), распространенное в Др. Греции и Риме искусство гадания с целью познания воли богов. Узнать волю богов можно было через вещего прорицателя (Сивиллы, Бакид, пифии), по полету птиц (ауспиции), через сны (ониромантия), по внутренностям животных, по расположению светил и небесным явлениям (астрология). В Др. Риме жрецы-гадатели объединялись в коллегии (авгуры, гаруспики).
МАНТИЛИЯ и, ж., МАНТИЛЬЯ и, ж. mantille, нем. Mantille <исп. mantilla <лат. mantellum < mantum покрывало, накидка. Свободная кружевная накидка. ЕПИОН ожерелье с 1750. Мантылия флеровая черная кругом круживо золотое. Роспись приданому 1717. ЩС 4 6. 6 штук флеровых или новомодных мантиль. Реестр вещам. 1756. АВ 33 113. Пудреная мантилия <пудромантель>. 1777. Каганович 282. Мантилья "Москвитянка". С широкими остроконечными рукавами, разрезанными на боку. Сзади мантилья делается на сборках. Мода 1856 22. В 1-й пол. 19 в. М. называли любое короткое одеяние из кружев или тюля: "У других шелковых платьев мантилия, или то, что у нас называется шпензером, бывает обыкновенно блондовая или тюлевая". Сев. пчела 1832 70. Я сделала себе .. шелковые платья и, верно, дошли слухи до тебя, что хотела сдеалать еще бархатную мантилью. 1845. Н. Герцен. // Герц. 30-24 234. Мантилия под названием "Трубадур" "делается из бархата и убирается тесьмой со стеклярусом в виде петлиц. Спереди не застегивается". Мода 1856 22. // Кирсанова 1995 168. Во втор. пол. 19 в. сфера применения термина М. вновь сузилась - он стал относиться к накидке преимущественно из кружева, являвшейся деталью дамского туалета. Так, напр., "Изабелла" изготовлялась из черных кружев с сильно удлиненной спинкой и едва достигающим талии передом. Кирсанова 1995 168. На фотографии Надара складки спадающей с плеч Бернар мантильи с капелином собираются на руках в виде ступеньки, направляя взгляд выше - к лицу. И. Умирева Пьер Боннар. // ВИС 1996 9 2 143. - Лекс. Нордстет 1780: манти/лья; Уш. 1938: манти/лья; Сл. 18: манти/лья 1767 ( -ту- 1769, -ия).
МАНТИ́ЛЬКА, мантильки, жен. (разг.). уменьш. к мантилья.
-и, род. мн. -лек, дат. -лькам, ж. разг.
уменьш. к мантилья (в 2 знач.); то же, что мантилья.
Это была еще молодая девушка ---, с непокрытой головой и с мантилькой, небрежно наброшенной на одно плечо. Чехов, Красавицы.
манти́лька, манти́льки, манти́лек, манти́льке, манти́лькам, манти́льку, манти́лькой, манти́лькою, манти́льками, манти́льках
ж.
1. Кружевная или шёлковая накидка, закрывающая голову и плечи (у испанок).
2. Лёгкая короткая накидка, пелерина, обычно с удлиненными концами.
МАНТИ́ЛЬЯ, мантильи, род. мн. мантилий, жен. (исп. miantilla).
1. У испанок - кружевное покрывало, закрывающее голову, верхнюю часть туловища.
2. Короткая женская накидка без рукавов. Шелковая мантилья.
МАНТИ́ЛЬЯ, -и, род. мн. -лий, жен.
1. У испанок: кружевная накидка на голову и плечи.
2. Короткая, не доходящая до колен накидка без рукавов.
МАНТИ́ЛЬЯ, -и, мн род. -лий, дат. -льям, ж
Кружевное покрывало у испанок, использующееся в качестве головного убора, закрывающего голову и часть туловища.
Черная кружевная мантилья, прикрепленная красным цветком к волосам, закрывала затылок и спину Марии Колесниковой, темпераментно исполнявшей испанский танец.
МАНТИ́ЛЬЯ -и; мн. род. -лий, дат. -льям; ж. [исп. mantilla]
1. Кружевное покрывало у испанок, закрывающее голову и часть туловища. Кружевная м. Накинуть на голову мантилью.
2. В женской одежде 19 в.: короткая накидка без рукавов.
◁ Манти́лька, -и; ж. Уменьш.
* * *
манти́лья (исп. mantilla), женская нарядная накидка на голову и плечи у народов Южной Европы и Латинской Америки.
* * *
МАНТИЛЬЯ - МАНТИ́ЛЬЯ (исп. mantilla), женская накидка на голову и плечи у народов Иберийского п-ова и Латинской Америки.
МАНТИЛЬЯ (исп. mantilla) - женская накидка на голову и плечи у народов Иберийского п-ова и Латинской Америки.
-и, род. мн. -лий, дат. -льям, ж.
1. Кружевное покрывало у испанок, закрывающее голову и часть туловища.
Скинь мантилью, ангел милый, и явись как яркий день! Пушкин, Ночной зефир.
2. Короткая накидка без рукавов в женском костюме 19 в.
Высокомерные старухи в салопах, ротондах и мантильях, в маленьких шляпках и капорах с лентами сидели на потертых еловых скамейках. Катаев, Электрическая машина.
[исп. mantilla]
Мантилья, и, ж.
Короткая накидка без рукавов в женском костюме.
► - Да, я стара, - прибавила она, тихонько натягивая концы мантильи на свои обнаженные руки. // Тургенев. Отцы и дети //; Она спрятала свое лицо в круже-ихМтМлАбЯ, вах материной мантильи. // Лев Толстой. Война и мир //; Варвара Павловна... надела простую соломенную шляпу с черным вуалем и скромную мантилью. // Тургенев. Дворянское гнездо //
манти́лья, манти́льи, манти́лий, манти́лье, манти́льям, манти́лью, манти́льей, манти́льею, манти́льями, манти́льях
Заимств. в XVIII в из исп. яз., где mantilla < лат. mantellum «покрывало, плащ», суф. уменьшит.-ласкат. образования от manta «плащ». См. манто, мантия.
манти́лья
Через нов.-в.-н. Мantille или франц. mantille из исп. mantilla; см. Гамильшег, ЕW 588; Преобр. I, 509.
МАНТИЛИЯ и, ж., МАНТИЛЬЯ и, ж. mantille, нем. Mantille <исп. mantilla <лат. mantellum < mantum покрывало, накидка. Свободная кружевная накидка. ЕПИОН ожерелье с 1750. Мантылия флеровая черная кругом круживо золотое. Роспись приданому 1717. ЩС 4 6. 6 штук флеровых или новомодных мантиль. Реестр вещам. 1756. АВ 33 113. Пудреная мантилия <пудромантель>. 1777. Каганович 282. Мантилья "Москвитянка". С широкими остроконечными рукавами, разрезанными на боку. Сзади мантилья делается на сборках. Мода 1856 22. В 1-й пол. 19 в. М. называли любое короткое одеяние из кружев или тюля: "У других шелковых платьев мантилия, или то, что у нас называется шпензером, бывает обыкновенно блондовая или тюлевая". Сев. пчела 1832 70. Я сделала себе .. шелковые платья и, верно, дошли слухи до тебя, что хотела сдеалать еще бархатную мантилью. 1845. Н. Герцен. // Герц. 30-24 234. Мантилия под названием "Трубадур" "делается из бархата и убирается тесьмой со стеклярусом в виде петлиц. Спереди не застегивается". Мода 1856 22. // Кирсанова 1995 168. Во втор. пол. 19 в. сфера применения термина М. вновь сузилась - он стал относиться к накидке преимущественно из кружева, являвшейся деталью дамского туалета. Так, напр., "Изабелла" изготовлялась из черных кружев с сильно удлиненной спинкой и едва достигающим талии передом. Кирсанова 1995 168. На фотографии Надара складки спадающей с плеч Бернар мантильи с капелином собираются на руках в виде ступеньки, направляя взгляд выше - к лицу. И. Умирева Пьер Боннар. // ВИС 1996 9 2 143. - Лекс. Нордстет 1780: манти/лья; Уш. 1938: манти/лья; Сл. 18: манти/лья 1767 ( -ту- 1769, -ия).
МАНТИЛЬЯ (исп. mantilla). 1) покрывало у испанок, закрывающее голову и часть лица. 2) короткая верхняя накидка, без рукавов, у дам.
- Эта часть одежды любой настоящей испанки изготовлялась исключительно из кружев.
- Козьма Прутков в «Желании быть испанцем» просил дать ему эту дамскую накидку и «кастаньетов пару».
- Испанская кружевная шёлковая накидка.
МАНТИЛЬЯ-ШАЛЬ Ничто не может сравниться с мантильями, которые называются матильи-шаль, из шерстяных кружев на цветной подкладке: оне гораздо красивее нитяных кружевных мантилий, потому-что оне грубее нитяных, и от этого рисунок кажется гораздо выпуклее: такия мантильи делаются с огромными воланами, или обшиваются широким кружевом. Мантильи-шаль делаются также из шелковых материй. ОЗ 1850 10 8 148.
МАНТИЛЬЯ-ШАРФ Но самая новая и прелестная выдумка - мантилья-шарф с капюшоном прямым или просто без капюшону, но обшитая вверху широким черным кружевом не у шеи, как обыкновенно, но гораздо ниже почти на самых плечах. БДЧ 1850 103 7 14. Спешим сообщить, что принятыя формы для манто все тоже неизбежное манто-тальма, небольшая шубка и мантилья-шарф, но с очень различными изменениями. БДЧ 1852 116 7 1.
Мантине́я - древний город в Аркадии. Около Мантинеи 27 июня (или 3 июля). 362 до н. э. произошло сражение беотийских войск Эпаминонда и войск антибеотийского союза (Афины, Спарта и др.). Гибель Эпаминонда не позволила имевшим успех беотийцам одержать победу, и гегемония Беотийского союза в Греции пала.
* * *
МАНТИНЕЯ - МАНТИНЕ́Я, древний город в Аркадии. Ок. Мантинеи 27.6 (или 3.7). 362 до н. э. произошло сражение беотийских войск Эпаминонда (см. ЭПАМИНОНД) и войск антибеотийского союза (Афины, Спарта и др.). Гибель Эпаминонда не позволила имевшим успех беотийцам одержать победу, и гегемония Беотийского союза в Греции пала.