Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

нидерландская королевская академия

Энциклопедический словарь

Нидерла́ндская Короле́вская Акаде́мия - наук и искусств, основана в 1808 в Амстердаме. В конце 90-х гг. около 200 членов, 50 иностранных членов.

* * *

НИДЕРЛАНДСКАЯ КОРОЛЕВСКАЯ АКАДЕМИЯ - НИДЕРЛА́НДСКАЯ КОРОЛЕ́ВСКАЯ АКАДЕ́МИЯ наук и искусств, основана в 1808 в Амстердаме. В нач. 90-х гг. св. 180 членов, 50 иностранных членов.

Большой энциклопедический словарь

НИДЕРЛАНДСКАЯ КОРОЛЕВСКАЯ АКАДЕМИЯ наук и искусств - основана в 1808 в Амстердаме. В нач. 90-х гг. св. 180 членов, 50 иностранных членов.

Полезные сервисы

нидерландская литература

Энциклопедия Кольера

Толкование термина "нидерландская литература" осложняется тем, что современное Королевство Нидерланды не включает всей территории, которая именовалась Нидерландами в Средние века. Средневековый нидерландский был литературным языком "Низинных земель" к северу от лингвистической границы между романскими и германскими диалектами, приблизительно совпадавшей с римской дорогой из Булони в Экс-ля-Шапель (Ахен). На нем говорили в регионах, известных ныне как Фландрия, Брабант, Лимбург, Зеландия и Голландия, поэтому средневековую нидерландскую литературу лучше определять с точки зрения языка, а не географии, ибо как государство и нация Нидерланды в то время еще не существовали. В 15 и первой половине 16 в. представители Бургундской и Габсбургской династий объединили все эти графства и герцогства, а также Гельдерланд, Фрисландию и провинции, некогда находившиеся под временным правлением епископов Утрехтских, в политическое целое, нередко именуемое Бургундским государством, однако разразившаяся в 1568 гражданская война вновь разделила эти земли на Испанские Нидерланды (южные провинции, приблизительно соответствующие современной Бельгии и Люксембургу) и северные провинции, известные как Голландская республика. Последовавший затем беспримерный экономический расцвет северных провинций совпал с классическим периодом развития нидерландской литературы; в южных провинциях экономическое и культурное развитие приостановилось почти на два столетия. Возрождение этого региона в 19 в. породило новую литературу на нидерландском языке - фламандскую. Данный обзор рассматривает совокупную литературу нидерландоязычных территорий вплоть до 1600, а далее рассмотрение касается лишь литературы на нидерландском языке, созданной в Голландской республике (т.е. до 1795) и в нынешнем Королевстве Нидерланды, известном также под названием Голландии. Местоположение "Низинных земель" в дельте Рейна, Мааса и Шельды на перекрестке важных торговых путей предопределило их роль культурного посредника между окружающими странами. В частности, Фландрия и Брабант, где знать еще с 12 в. была сведуща во французском языке, были подвержены французскому влиянию и распространяли его в прирейнские земли и Северную Германию, тогда как Южная Германия поддерживала с Францией прямые контакты. Соответственно, средненидерландская литература, как и немецкая, оказалась под глубоким и длительным французским воздействием. На исходе 12 в. возникли самые давние из известных ныне форм нидерландской поэзии, причем это произошло почти одновременно во Фландрии, Брабанте и Лимбурге. Датировать сохранившиеся памятники в порядке их возникновения чрезвычайно трудно, не менее сложно определить и точное их происхождение. Героико-эпические поэмы, сохранившиеся в более или менее значительных фрагментах, по манере и сюжетам во многом повторяют французские жесты. Полностью сохранился ранний их образец - Карл и Элегаст, рыцарская поэма, в которой фигурирует Карл Великий. Куртуазные эпические поэмы тоже большей частью повторяли французские образцы и, судя по всему, создавались позднее. Самый старый памятник этого жанра - Энеида лимбуржца Хендрика ван Фельдеке, первого нидерландского поэта, известного по имени. Родившийся неподалеку от Фельдеке (ныне Велк) в Лимбурге к западу от Мааса, он создал свое первое известное произведение, легенду в стихах Житие св. Сервация, по заказу графини Лонской ок. 1170. В 1174 он жил в Клеве, а вскоре переселился в центральную Германию, под покровительство графа Германа Тюрингского; здесь его Энеида и стихотворения были переведены на немецкий язык. Влияние Фельдеке в Нидерландах проблематично, однако Готфрид Страсбургский и другие поэты периода расцвета немецкой куртуазной поэзии считали его зачинателем изысканной куртуазной лирики. Хендрик ван Фельдеке также самый ранний из известных нам представителей лирики трубадуров в Нидерландах. В этом качестве он предположительно имел учеников, однако до нас дошли только 27 коротких стихотворений. Лучшие его стихи свидетельствуют о пылкой любви к природе и блистательном юморе. В области куртуазной эпики на смену Фельдеке пришел брабантский поэт 13 в. Сегер Денготгаф (т.е. Богоданный), которому принадлежит Роман о Трое, отчасти по мотивам Бенуа де Сент-Мора. В конце 13 - начале 14 вв. появился ряд куртуазных поэм, из которых заслуживают упоминания Валевейн и Фергют. Несмотря на отсутствие светской куртуазной лирики, есть основания говорить о продолжении нидерландской традиции в лирике трубадуров после Фельдеке - иначе невозможно объяснить явление лирического гения Хадевейх (т.е. Гедвиги из Антверпена, первая половина 13 в.), которой удалось трансформировать конкретно-описательную лирику трубадуров в форму, способную выразить высочайшие духовные устремления. Ее 45 строфических стихотворений раскрывают весь диапазон переживаний мистической любви к Христу, беспрецедентных по интенсивности чувства и совершенству формы. Перу Хадевейх принадлежат также несколько "посланий" в прозе, отличающейся ясностью мысли, блеском фантазии и богатством ритмики. Повествовательное искусство подарило нам шедевр в жанре "животного эпоса" - О Лисе Рейнарте. Гармоничностью формы и разработанностью характеров это произведение превосходит как своего предшественника, Роман о Лисе, так и более поздние его версии, и представляет собой сатиру на клонящееся к упадку куртуазное общество на рубеже 13 в. Куртуазные поэмы и романы, бывшие до тех пор живым выражением идеалов куртуазного общества, отныне воплощают романтические мечтания богатых бюргеров и обретают сентиментальную и морализаторскую окраску. Счастливое исключение составляет эклектичный, но живой Роман о Хейнрике и Маргарите из Лимбурга (1318). Возникали и новые жанры. Стремление к популяризации знаний вызвало к жизни довольно скучные стихотворные компендиумы, лучшие из которых принадлежат Я.ван Марланту (ок. 1235-1291). Его назидательные разглагольствования в стихах (например, О заморской стране, 1291) исполнены грубоватой силы и красноречия, хотя порой безвкусны. Идеи, характерные для кружка Хадевейх, были систематизированы и отчасти рационализированы Я.ван Рейсбруком (1293-1381), ясная, напевная проза которого отличается взвешенностью формы. Истинным шедевром стал его трактат в трех книгах Красота духовного брака. Влияние Рейсбрука на более поздний нидерландский мистицизм было продолжительным и глубоким и отчасти определило характер т.н. "нового благочестия", крупнейшими представителями которого были Г.Гроте (1340-1384), Фома Кемпийский (ок. 1380-1471) и Эразм Роттердамский (ок. 1466-1536). В 14-15 вв. переживала подъем народная драма. Пожалуй, более всех иных форм средневековая драма не была замкнута в национальных границах. Дошедшие до нас пьесы на средненидерландском языке вполне отвечают традиционной классификации: это мистерии, миракли и моралите. Если сохранившиеся мистерии весьма посредственны, то один из поздних мираклей, Марикен из Неймегена, и моралите Элкерлейк принадлежат к числу замечательнейших образцов жанра. Наибольшую ценность, однако, представляют три сравнительно ранние светские романтические драмы - Эсморейт, Глориант и Ланселот Датский, вероятно, принадлежащие перу анонимного автора (ок. 1380). Не обошла Нидерланды стороной и эпоха расцвета баллады и других форм народной поэзии. Многие из произведений такого рода сохранились в песенниках 16 в., самым знаменитым из которых является Антверпенский песенник (1549). Культура 16 в. в Нидерландах, как и повсюду, была двуязычной: интеллектуальная элита пользовалась в основном латынью, большинство же грамотных людей - местным народным языком, значение которого все более возрастало. Литература на нидерландском языке заимствовала новые элементы как из отечественной гуманистической культуры на латинском языке, так и из французской, а позднее итальянской литературы Возрождения. Когда ведущие писатели переключились на нидерландский язык даже в самых сложных литературных формах, началась эпоха современной литературы. Крупнейший прозаик Эразм и крупнейший поэт Иоанн Секунд (1511-1536) еще писали исключительно по-латыни, но, когда Я.ван дер Нот опубликовал на нидерландском языке сборник изощренной лирики Роща (ок. 1570), а Д.Корнхерт (1522-1590) дерзнул написать на местном языке трактат Этика (1586), это ознаменовало наступление новой эпохи. Решительный триумф Возрождения - творчество П.К.Хофта (1581-1847), первого великого поэта, драматурга и историографа золотого века. За столетие между Иоанном Секундом и Хофтом нидерландская поэзия интенсивно развивалась - преимущественно в "камерах риторов", где состоятельные горожане практиковались в написании стихов (в основном дидактического характера) или участвовали в постановке назидательных пьес. В течение 16 в. поэзия мало-помалу прониклась духом французской поэзии Возрождения, тогда как драма постепенно переняла черты латинской "школьной драмы" и гуманистической трагедии; главными представителями здесь были ученый-латинист Гуго Гроций (1583-1645) и Д.Хейнсий (1580-1655). Завершилась эта эволюция к 1610. В позднесредневековой лирической поэзии необходимо назвать имя Анны Бейнс (1494-1575); собственно же ренессансная поэзия началась с Я.ван дер Нота (ок. 1539 - ок. 1595), антверпенского ученика П.Ронсара, зачинателя современной нидерландской поэзии. Стихи более рефлективного содержания писал Х.Л.Спигел (1549-1612), изложивший в длинной, написанной александрийским стихом поэме Зерцало сердца (1600, опубл. 1614) систему монистической философии, отчасти христианской, отчасти платонической, порой едва ли не предвосхищающей концепции Спинозы. Идеи Спигела до некоторой степени сформулировал его старший современник Д.В.Корнхерт, весьма оригинальный философ-самоучка. Своей Этикой, написанной живо и энергично, он положил блестящее начало современной нидерландской прозе. Среди значительных прозаических произведений следует назвать антиклерикальную сатиру Ф.Марникс ван Синт-Алдегонде (1540-1598) Улей Святой Римской церкви и Книгу о художниках К.ван Мандера (1548-1606), переложение и продолжение знаменитых Жизнеописаний Дж.Вазари. Вершиной ренессансной нидерландской прозы стали Нидерландские истории (1641) Хофта. Первая половина 17 в. ознаменовалась высочайшим расцветом всех жанров нидерландской поэзии и драматургии. В целом нидерландской поэзии присущи общеевропейские тенденции, характерные для эпохи перехода от Возрождения к более интеллектуально изощренной, выспренней стилистике итальянского маринизма, испанского гонгоризма, английской "метафизической" поэзии и т.д. Однако она отличается большей изобразительностью, искренностью чувства и неприятием крайностей интеллектуальной утонченности. Изобразительным чутьем и живым чувством отмечены стихи, фарсы и комедии Г.А.Бредеро (1585-1618). В комедиях Мавританка (1615) и Испанец из Брабанта (1618) он оставил картину городской жизни; в то же время в серьезных стихах и сонетах Бредеро предстал великолепным мастером любовной лирики. Среди равных ему по дарованию - поэты Хофт, Я.Ревий (1586-1658) и Д.Р.Кампхейзен (1586-1627); первые два, более искушенные в барочных изысках поэтической мысли, даже превосходят Бредеро совершенством формы и блеском стилистики, тогда как Кампхейзен умел выразить религиозное чувство. Хофту было свойственно безупречное чувство формы и выразительность языка, сделавшие его лучшим стихотворцем эпохи; суровый кальвинист Ревий является единственным представителем чистого барокко в Нидерландах и не имеет равных в пытливом анализе поэзии религиозного чувства. К дидактизму тяготела поэзия К.Хейгенса (1596-1687) и Я.Катса (1577-1660). Государственный муж, придворный, композитор и знаток искусства, Хейгенс был поэтом-интеллектуалом "метафизического" склада; Катс, богатый патриций осторожно-ортодоксальных взглядов, был прирожденным рассказчиком, его располагающие, порою достаточно фривольные повествования написаны однообразно-размеренным александрийским стихом. Крупнейшим же поэтом Нидерландов той эпохи был безусловно Й.ван ден Вондел (1587-1679), человек редчайшего дарования, владевший всеми поэтическими формами - от едкой сатиры до возвышенной оды и библейской трагедии. Глубоко религиозный, остро чувствующий несправедливость, Вондел в своих стихах размышлял о судьбах Нидерландов и Европы. Его трагедии, построенные по софокловскому образцу, реализуют в классической форме возможности средневековой мистериальной драмы. Формально Вондел многим обязан Хофту, зачинателю нидерландской ренессансной драмы, который в национально-героических трагедиях Герардт ван Фелзен (1613) и Бато (1617) воплотил свое понимание обязанностей гражданина в идеальном государстве. Однако Вондел превосходит Хофта как поэт и драматург в своих библейских трагедиях Люцифер (1654), Иевфай (1659), Адам в изгнании (1664). Драматического эффекта он достигает главным образом поэтическими средствами; его характеры суть тонко выписанные вариации одного и того же протагониста - мятущегося, ошибающегося, грешного человека в его вечной борьбе за сохранение своей цельности. Обзор нидерландской драматургии 17 в. будет неполон, если не упомянуть комедии, которые, хотя и ушли из современного репертуара, полны энергии и жизненности красок. В этом жанре работали Бредеро, Хофт, П.Бернаги (1656-1699), Т.Асселейн (1620-1701) и др.; многими эпизодами их комедии напоминают жанровую нидерландскую живопись. В противоположность 16 и 17 вв., столетие, последовавшее за публикацией последней пьесы Вондела, Ной (1668), выглядит весьма невыразительно. За редкими исключениями, к которым относится творчество поэта-мистика Я.Лейкена (1649-1712), поэзия пребывала в застое. Развитие прозы тоже замедлилось - во многом потому, что нидерландские интеллектуалы предпочитали писать по-французски. Ю.ван Эффен (1684-1735) издал не один том французских нравописательных эссе, прежде чем начал издавать журнал "Голландский Зритель" ("Hollan d sche Spectator"), а Ф.Хемстерхейс (1721-1790) вообще все свои философские послания писал по-французски. Отрадным явлением на фоне посредственности было творчество Элизабет Вольф (1738-1804) и Агаты Декен (1741-1804), в содружестве создавших ряд эпистолярных романов. Лучшие из них - История Сары Бюргерхарт (1782) и Виллем Левенд (1784-1785), - критически восприняв влияние С.Ричардсона, Ж.-Ж.Руссо и гетевского Вертера, свидетельствовали о живом интересе к богословию, проблемам воспитания и роли женщины в обществе, а главное, давали широкую панораму жизни голландского среднего класса в 18 в. Начиная примерно с 1770 и до 1880 в нидерландской литературе наблюдается постепенное освобождение творческого воображения от оков догматической мысли и классицистской формы. Романтическое чувство проявилось довольно рано - наивно у Я.Беллами (1757-1786), сентиментально у Р.Фейта (1753-1824), со всем мелодраматизмом "мировой скорби" обозначившись в творчестве В.Билдердейка (1756-1831). У Билдердейка особенно заметно главное противоречие, свойственное Голландии тех лет: тяга романтического чувства (как религиозного, так и патриотического) к идеям прошлого, к догматическому протестантизму или либеральному рационализму, и тенденция выражать себя в классических формах. Это противоречие пронизывает все творческое наследие Билдердейка. Меньший по рангу поэт А.Старинг (1768-1840) благодаря искупительному чувству юмора преуспел в непритязательных стихах о природе и юмористических стихотворных повествованиях. Х.Толленс (1780-1856) и Н.Беетс (1814-1903) в лучших своих стихах выразили пафос простого быта. Крупнейшим автором был Э.Й.Потгитер (1808-1875), либерально-романтический патриот, идеалом которого была Голландская республика. Его перу принадлежат апофеоз Данте, патриота и провозвестника объединенной Италии, во Флоренции (1868), а также Пригрезившаяся поездка (1875), где в сновидении сливается воедино все самое дорогое: Голландия, гражданская свобода и образ любимой женщины. Подъем нидерландской прозы сковывался тем же внутренним конфликтом, ибо в этой стране не была подготовлена почва писателями Просвещения, и создание простой, незамысловатой реалистической прозы выпало на долю эссеиста Я.Геела (1789-1862) и писателей-юмористов Хилдебранда (псевдоним Н.Беетса) и Й.Кнеппелхаута (1814-1885), тогда как Потгитер писал свои фантастические юморески витиеватой прозой. Не слишком удачное соединение романтического начала и классицистической стилистики обнаруживается в исторических романах того времени, отмеченных влиянием В.Скотта. Прирожденный рассказчик Я.ван Леннеп (1802-1868) писал романы, где достаточно простые характеры действовали в рамках чрезвычайно усложненного сюжета; историческим романам талантливой, склонной к психологизму Анны Луизы Босбом-Туссен (1812-1886) Лестер в Нидерландах (1846) и Чудесный лекарь из Делфта (1870-1871) свойственны риторичность стиля и перегруженность деталями. Большой вклад в развитие нидерландской литературы 19 в. внес издававшийся К.Бюскен-Хюетом (1826-1886) журнал "Литературные фантазии и критики" ("Litterarische Fantasien en Kritieken", 1863-1885). Его современник Мультатули (псевд. Э.Д.Деккера, 1820-1887), редкостной прямоты интеллектуальный и политический иконоборец, дал решающий импульс освобождению национальной мысли и чувства. Проза Мультатули - взволнованная, эмоциональная, пылкая, выразительная, порой едко саркастичная. Его Макс Хавелаар (1859), замысленный как злободневный политический трактат, свидетельствовал о большом литературном даре; Идеи Мультатули (тт. 1-7, 1862-1877) - фейерверк блестящих афористических парадоксов и миниатюрных эссе. Мультатули стоит у истоков современной эссеистики в литературе Нидерландов. Поколение писателей, дебютировавших в 1880-е годы, т.н. "восьмидесятники", выпустили на свободу поэтическую мысль и литературную технику, расширили рамки описательной прозы. Уже в творчестве Ж.Перка (1859-1881), в частности в циклах сонетов Матильда и Ирис (1881), заметны новые качества, развитые затем В.Клоосом (1859-1938), а также в ранних произведениях А.Вервея (1865-1937) и Г.Гортера (1864-1927): в их стихах отозвалась эмоциональность Шелли и Китса, выразились любовь к идеальной возлюбленной (Перк), эгоцентризм (Клоос), поиски души поэзии (Вервей), радость и меланхолия чувственной страсти (Гортер). Все эти поэты писали в различных жанрах, но особенно предпочитали сонет и лирическую поэму (Персефона и Деметра Вервея; Океан Клооса; Май Гортера). В 1885 Клоос и Вервей вместе с прозаиками Фр.ван дер Гусом и Л.ван Дейсселом (псевд. К.Тейма, 1864-1952) основали журнал "Новый Вожатый" ("De Nieuwe Gids"). Развивая идеи Вордсворта и Шелли, они отвергали многое в нидерландской романтической поэзии как благочестивую и сентиментальную риторику, требовали оригинальности образов и ритмики. Вскоре к ним через ван Дейссела присоединились и натуралисты, чье творчество во многом находилось под влиянием импрессионистской живописи. Главный представитель натурализма - Л.Куперус (1863-1923), автор романов Элин Вер (1889), Книга малодушия (1902-1903), О стариках (1906). Новеллистика и очерки Куперуса также отличаются великолепной прорисовкой характеров. Поэзия "восьмидесятников" в ее стремлении к совершенному выражению индивидуального опыта все больше попадала под влияние ван-дейсселовского импрессионизма, становилась все более эмоциональной. К упомянутой поэтической группе примкнули поэт рефлективного склада Ф.ван Эден (1860-1932), Генриетта Роланд-Холст (1869-1952), П.К.Баутенс (1870-1943) и Я.Х.Леополд (1865-1925); именно к их творчеству приложим термин "духовное искусство", т.е. лирическая поэзия медитативного характера, когда творческий дух находится в гармонии с природой. Новая поэзия нашла свое выражение в стихотворных сборниках Вервея Новый сад (1898), Зримая тайна (1915) и др., у Г.Гортера (Школа поэзии, 1897; Пан, 1912-1916), Генриетты Роланд Холст, Баутенса и Леополда. Вскоре по завершении эволюции нидерландской поэзии от импрессионизма к своего рода рефлективному символизму резкий отказ от натурализма совершил переворот в нидерландской прозе. Начало этому процессу положил Ф.ван Эден, великий идеалист, чьи повести (особенно Маленький Йоханнес, 1885, и О ледяных водах смерти, 1900) отображают глубокое проникновение в духовный мир личности. В драматургии крупнейшей фигурой был Г.Хейерманс (1864-1924), чья пьеса Добрая Надежда (1900) снискала мировую славу (в России поставлена Московским Художественным Театром в 1913 под назв. Гибель "Надежды"). Следующее поколение поэтов дебютировало в журнале Вервея "Движение" ("De Beweging", 1905-1919), это были "постсимволисты" П.Н. ван Эйк (1887-1954), А.Роланд-Холст (1888-1962), Х.Марсман (1899-1940) и М.Нейхоф (1894-1953). В 1932 критики и романисты М.тер Браак (1902-1940) и его друг Э.дю Перрон (1899-1940) основали новый литературный журнал - "Форум" ("Forum"). К писателям, близким "Форуму", принадлежали Я.Слауерхоф (1898-1936) и Ф.Бордевейк (1884-1965), внесший значительный вклад в развитие реалистического романа. Писатели, вошедшие в пору зрелости либо дебютировавшие после Второй мировой войны, зачастую обращались в своем творчестве к опыту военных лет. Исключение составляет С.Вестдейк (1898-1971), плодовитый романист, поэт, эссеист и критик. Его произведения нередко автобиографичны, однако он не ограничивается военными темами, но раскрывает себя также как мастер социальной критики и психологизма. События Второй мировой войны и первых послевоенных лет нашли отражение в творчестве В.Ф.Херманса (р. 1921) и Х.Мулиша (р. 1927). Из романистов следует также назвать Г.К.ван хет Реве (р. 1923), а из мастеров малой прозы - С.Кармиггелта (1913-1987), автора остроумных и блестящих по языку бытовых зарисовок. Из значительных поэтов, вступивших в литературу в годы войны, заслуживают внимания Г.Ахтерберг (1905-1962) и Л.Вроман (р. 1915); они первыми ввели в поэтический лексикон слова из научно-технической сферы. Послевоенная поэзия развивалась под влиянием дадаизма и сюрреализма, способствовавших появлению группы "эксперименталистов", выдающимся представителем которой является Люсеберт (р. 1924).

ЛИТЕРАТУРА

Волевич И.В. Современная литература Нидерландов. М., 1963 Красный бук: Рассказы и повести. М., 1971 Из современной нидерландской поэзии. М., 1977 Ошис В.В. История нидерландской литературы. М., 1983

Полезные сервисы

нидерландская революция

Энциклопедический словарь

Нидерла́ндская револю́ция (1566-1609), в Нидерландах исторических; проходила под знаменем кальвинизма и была направлена на полную ликвидацию испанского господства и феодального произвола. Консервативное бюргерство в союзе с оппозиционным дворянством (во главе с Вильгельмом Оранским) выступало против крайностей испанского режима. Основные вехи: Иконоборческое восстание 1566, всеобщее восстание 1572 в северных провинциях, восстание 1576 в южных провинциях, создание Утрехтской унии (1579). Завершилась освобождением от испанского господства северных провинций (территория современного государства Нидерланды) и образованием Республики Соединённых провинций (южные провинции к 1585 отвоёваны Испанией).

* * *

НИДЕРЛАНДСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - НИДЕРЛА́НДСКАЯ РЕВОЛЮ́ЦИЯ 1566-1609 годов, проходила под знаменем кальвинизма и была направлена на полную ликвидацию испанского господства и феодального произвола.

Консервативное бюргерство в союзе с оппозиционным дворянством во главе с Вильгельмом Оранским (см. ВИЛЬГЕЛЬМ I Оранский) выступало против крайностей испанского режима. Основные вехи: Иконоборческое восстание 1566 года (см. ИКОНОБОРЧЕСКОЕ ВОССТАНИЕ), всеобщее восстание 1572 года в северных провинциях, восстание 1576 года в южных провинциях, создание Утрехтской унии (см. УТРЕХТСКАЯ УНИЯ) в 1579 году. Революция завершилась освобождением от испанского господства северных провинций на территории современного государства Нидерланды и образованием Республики Соединенных провинций (см. РЕСПУБЛИКА СОЕДИНЕННЫХ ПРОВИНЦИЙ) . Южные провинции к 1585 году были отвоеваны Испанией.

Большой энциклопедический словарь

НИДЕРЛАНДСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1566-1609) - в Нидерландах исторических; проходила под знаменем кальвинизма и была направлена на полную ликвидацию испанского господства и феодального произвола. Консервативное бюргерство в союзе с оппозиционным дворянством (во главе с Вильгельмом Оранским) выступало против крайностей испанского режима. Основные вехи: Иконоборческое восстание 1566, всеобщее восстание 1572 в северных провинциях, восстание 1576 в южных провинциях, создание Утрехтской унии (1579). Завершилась освобождением от испанского господства северных провинций (территория современного государства Нидерланды) и образованием Республики Соединенных провинций (южные провинции к 1585 отвоеваны Испанией).

Полезные сервисы

нидерландская школа

Энциклопедический словарь

Нидерла́ндская шко́ла (франко-фламандская школа), направление в музыке XV-XVI вв., сложившееся на территории Нидерландов исторических. Знаменовало собой расцвет искусства вокальной полифонии так называемого строгого стиля. Представители - Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо. В духовных и светских сочинениях (мессы, мотеты, мадригалы, многоголосные песни) композиторы широко применяли развитую имитационную технику, сложные контрапунктического соединения.

* * *

НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА - НИДЕРЛА́НДСКАЯ ШКО́ЛА (франко-фламандская школа), направление в музыке 15-16 вв., сложившееся на территории Нидерландов исторических. Знаменовало собой расцвет искусства вокальной полифонии (см. ПОЛИФОНИЯ) т. н. строгого стиля. Представители. - Г. Дюфаи (см. ДЮФАИ Гийом), Й. Окегем (см. ОКЕГЕМ Йоханнес), Я. Обрехт (см. ОБРЕХТ Якоб), Жоскен Депре (см. ЖОСКЕН ДЕПРЕ), О. Лассо (см. ЛАССО Орландо). В духовных и светских сочинениях (мессы, мотеты (см. МОТЕТ), мадригалы (см. МАДРИГАЛ) , многоголосные песни) композиторы широко применяли развитую имитационную технику, сложные контрапунктические соединения. Использовали числовую музыкальную символику.

Большой энциклопедический словарь

НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА (франко-фламандская школа) - направление в музыке 15-16 вв., сложившееся на территории Нидерландов исторических. Знаменовало собой расцвет искусства вокальной полифонии т. н. строгого стиля. Представители. - Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо. В духовных и светских сочинениях (мессы, мотеты, мадригалы, многоголосные песни) композиторы широко применяли развитую имитационную технику, сложные контрапунктические соединения. Использовали числовую музыкальную символику.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА (бургундская, фламандская, франко-фламандская школа), направление в музыке 15 - 16 вв., сложившееся на территории исторических Нидерландов. Главные представители: Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо. С Нидерландской школой связан расцвет полифонии так называемого  строгого стиля. Основные жанры: месса, мотет, полифонический шансон, мадригал, фроттола.

Полезные сервисы

нидерландские антиллы

Энциклопедический словарь

НИДЕРЛАНДСКИЕ АНТИЛЛЫ - НИДЕРЛА́НДСКИЕ АНТИ́ЛЛЫ (Нидерландские Антиллы; нидерл. Niderlandse Antillen) - владение Нидерландов в Вест-Индии, на Антильских островах; часть Подветренных островов (острова Кюрасао, Бонайре, Саба, Синт-Эстасиус) и южная часть острова Сен-Мартен в Наветренных островах. Общая площадь владения 961 кв.км, население составляет 192 тысячи человек (1993), главным образом негры и мулаты. Официальный язык на Антиллах - нидерландский, распространены также язык папьяменто (креольская смесь испанского и португальского языков), английский и испанский языки. Административный центр владения - Виллемстад на острове Кюрасао. В Виллемстаде и его пригородах проживает большая часть населения Антилл - 140 тысяч человек. Из верующих 85% - католики, остальные протестанты.

С 1954 года Антиллы пользуются внутренней автономией. Нидерландский губернатор является личным представителем королевы Нидерландов. Вопросы внешней политики и обороны являются компетенцией нидерландских властей. Законодательное собрание Антилл регламентирует вопросы внутреннего управления и избирается на всеобщем голосовании сроком на четыре года. Исполнительная власть осуществляется губернатором при помощи Консультативного совета и Совета министров во главе с премьер-министром. На каждом острове имеются местные органы власти - вице-губернаторы, советы и правительства.

Аттиллы были открыты испанцами в конце 15 века. В 1630-х гг. на островах появились голландцы. Но лишь в 1816 после десятилетий упорной борьбы с Испанией, Францией и Англией эта территория была закреплена за Нидерландами. В 1863 году на островах было отменено рабство. До 1986 в состав Нидерландских Антилл входил остров Аруба.

Важнейшая отрасль экономики Антилл - туризм. Обслуживанием иностранных гостей занимается 28% самодеятельного населения островов. Антиллы ежегодно посещают свыше миллиона туристов, главным образом из Западной Европы и Северной Америки. 75% туристов останавливается на острове Сен-Мартен. Исключительное значение для экономики Антилл имеет нефтеперерабатывающий завод на Кюрасао. Он работает на импортной нефти. На островах Кюрасао, Бонайре и Синт-Эстасиус функционируют три транзитных нефтяных терминала. Один из самых больших в Америке сухих доков, способный принимать суда водоизмещением до 155 тысяч тонн действует на Кюрасао. Антиллы имеют предприятия целлюлозно-бумажной, текстильной, пищевой, табачной и ликеро-водочной промышленности. Здесь производят сборку электронной техники и добычу соли. На островах созданы благоприятные условия для деятельности иностранного капитала. В течение первых десяти лет иностранные предприятия освобождены от уплаты налогов. Развитие сельского хозяйства на Антиллах сдерживается недостатком пресной воды, обрабатывается только 5% территории островов. В сельском хозяйстве занят только 1% самодеятельного населения. Выращиваются алоэ (на острове Бонайре), сорго, бобовые культуры, тропические фрукты и овощи. Большая часть продовольствия импортируется, а значительную часть экспорта Антилл составляют нефтепродукты. Главные внешнеторговые партнеры Антилл: США, Нидерланды, Великобритания. На островах Кюрасао, Бонайре и Сен-Мартен действуют международные аэропорты. Уровень безработицы на Антиллах достигает 30% экономически активного населения. Денежная единица - нидерландский антильский гульден (флорин), равный ста центам.

Полезные сервисы

нидерландские антильские острова

Энциклопедический словарь

Нидерла́ндские Анти́льские острова́ (голл. Nederlandse Antillen), владение Нидерландов в Вест-Индии (острова Аруба, Кюрасао, Бонайре и др.). Общая площадь 961 км2. Население 208 тыс. человек (1996), главным образом негры и мулаты. Официальный язык - нидерландский. Административный центр - Виллемстад. Основа экономики - переработка нефти (заводы на островах Аруба и Кюрасао). Вывоз нефтепродуктов. Туризм.

Большой энциклопедический словарь

НИДЕРЛАНДСКИЕ АНТИЛЬСКИЕ ОСТРОВА (нидерл. Niderlandse Antillen) - владение Нидерландов в Вест-Индии (о-ва Аруба, Кюрасао, Бонайре и др.). Общая площадь 961 км². Население 192 тыс. человек (1993), главным образом негры и мулаты. Официальный язык - нидерландский. Адм. ц. - Виллемстад. Основа экономики - переработка нефти (заводы на о-вах Аруба и Кюрасао). Вывоз нефтепродуктов. Туризм.

Полезные сервисы

нидерландский

Толковый словарь

прил.

1. Относящийся к Нидерландам, нидерландцам, связанный с ними.

2. Свойственный нидерландцам, характерный для них и для Нидерландов.

3. Принадлежащий Нидерландам, нидерландцам.

4. Созданный, выведенный и т.п. в Нидерландах или нидерландцами.

Толковый словарь Ожегова

НИДЕРЛА́НДСКИЙ [дэ, нс ], -ая, -ое.

1. см. нидерландцы.

2. Относящийся к нидерландцам (голландцам), к их языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к Нидерландам, к их территории, её внутреннему устройству, истории; такой, как у нидерландцев, как в Нидерландах. Н. язык (германской группы индоевропейской семьи языков). Нидерландские провинции. Нидерландские Антильские острова (владения Нидерландов в Вест-Индии). Н. гульден, н. флорин (денежная единица). По-нидерландски (нареч.).

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к нидерландцы, к Нидерланды.

Нидерландское искусство.

Орфографический словарь

нидерла́ндский (от Нидерла́нды)

Формы слов для слова нидерландский

нидерла́ндский, нидерла́ндская, нидерла́ндское, нидерла́ндские, нидерла́ндского, нидерла́ндской, нидерла́ндских, нидерла́ндскому, нидерла́ндским, нидерла́ндскую, нидерла́ндскою, нидерла́ндскими, нидерла́ндском, нидерла́ндск, нидерла́ндска, нидерла́ндско, нидерла́ндски

Синонимы к слову нидерландский

прил., кол-во синонимов: 3

голландский, фламандский

Морфемно-орфографический словарь

нидерла́нд/ск/ий.

Грамматический словарь

нидерла́ндский п 3a✕~

Полезные сервисы

нидерландский язык

Энциклопедический словарь

Нидерла́ндский язы́к (голландский), язык голландцев, официальный язык Нидерландов, Суринама и один из двух официальных языков Бельгии, относится к германской группе индоевропейской семьи языков. Письменность на основе латинского алфавита.

* * *

НИДЕРЛАНДСКИЙ ЯЗЫК - НИДЕРЛА́НДСКИЙ ЯЗЫ́К (голландский), язык голландцев, официальный язык Нидерландов, Суринама и один из двух официальных языков Бельгии, относится к германской группе индоевропейской семьи языков. Письменность на основе латинского алфавита.

Большой энциклопедический словарь

НИДЕРЛАНДСКИЙ язык (голландский) - язык голландцев, официальный язык Нидерландов, Суринама и один из двух официальных языков Бельгии, относится к германской группе индоевропейской семьи языков. Письменность на основе латинского алфавита.

Лингвистика

Нидерла́ндский язы́к

(голландский язык) - один из германских

языков (западногерманская подгруппа). Распространён в Нидерландах,

Бельгии, Вест-Индии, частично в США. Общее число говорящих около 20 млн.

чел. (в т. ч. в Нидерландах - около 14,5 млн., в Бельгии - около 5 млн.

чел.). Официальный язык Королевства Нидерланды, один из двух (наряду с

французским) официальных языков Королевства

Бельгия.

Распадается на группы диалектов:

северно-центральную (южноголландские и утрехтские диалекты),

северо-западную (северноголландские), южно-центральную (брабантские и

восточнофламандские), юго-западную (западнофламандские и зеландские),

северо-восточную (саксонские), юго-восточную (лимбургские). Фонетические особенности: наличие глухих взрывных

согласных p, t, k, богатство дифтонгов (простых и так называемых долгих). Ударение силовое, падает обычно на корневой слог. Язык аналитического

типа. Система склонения представлена в существительном общим и притяжательным, в личном местоимении - субъектным

и объектным падежами. На

базе мужского и женского рода в 17 в.

сформировался общий род, противостоящий среднему. Прилагательные не склоняются (пережиточно

сохраняется согласование в роде и числе только в среднем роде). Глаголы имеют 2 простые и 6 сложных временны́х форм, 2 залога

(действительный и страдательный), 3 наклонения

(изъявительное, повелительное, сослагательное). Старый флективный конъюнктив почти утрачен. Словообразовательные модели выделяют корневые,

производные, сложные и сложнопроизводные имена.

Н. я. сформировался в средние века на основе племенных диалектов

салических франков (западного варианта древненижнефранкского языка) в

процессе их взаимодействия с фризскими и

саксонскими племенными диалектами. В истории Н. я. различают 3 периода:

древненидерландский (древненижнефранкский, 9-11 вв.),

средненидерландский (12-15 вв.) и новонидерландский (начиная с 16 в.,

который выделяется как переходный этап к современному периоду). Основы

единой нормы литературного

языка складываются в 17 в., после смены диалектной базы (во 2‑й

половине 16 в.), в связи с переносом центров языкового развития на север

и упадком южных провинций. В 17 в. формируются и основы устной

разновидности Н. я. - на новой голландской диалектной базе, вобравшей в

себя ряд южнонидерландских (фламандско-брабантских) элементов.

В письменной и устной разновидностях литературного языка, а также

между северным вариантом (в Нидерландах) и южным вариантом (в Бельгии)

существуют территориальные различия, проявляющиеся на фонетическом и

грамматическом уровнях, а также в лексике.

В изучении истории Н. я. большую роль сыграла работа Ф. Энгельса «Франкский диалект», в которой

рассматриваются также вопросы фонетики, морфологии, лексикологии и

топонимики Н. я.

Письменность на основе латинской графики. От

древненидерландского периода не сохранилось письменно-литературных

памятников. Древнейшим свидетельством западного варианта

древненижнефранкского языка являются глоссы и топонимы 8-9 вв., а

также одно изолированное предложение 11 в.,

косвенным свидетельством служит текст перевода так называемых

Вахтендонкских, или Каролингских, псалмов (9-10 вв.) на восточном

варианте древненижнефранкского диалекта. Наиболее ранние (13 в.)

памятники средненидерландского языка - юридические грамоты,

произведения Я. ван Марланта, рыцарские романы и животный эпос «О Лисе

Рейнарде».

Энгельс Ф., Франкский период, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф.,

Соч., 2 изд., т. 19;

Миронов С. А., Нидерландский (голландский) язык, М.,

1965;

его же, Становление литературной нормы современного

нидерландского языка, М., 1973;

его же, История нидерландского литературного языка

(IX-XVI вв.), М., 1986;

Haeringen C. B. van, Netherlandic language

research, 2 ed., Leiden, 1960;

Van Loey A., Schönfelds historische grammatica

van het Nederlands, 8 druk, Zutphen, [1971];

Vooys C. G. N. de, Geschiedenis van de

Nederlandse taal, Groningen, 1970;

Geschiedenis van de Nederlandse taalkunde, onder red. van

D. M. Bakker en G. R.W. Dibbets, Den Bosch, 1977.

Русско-голландский словарь, под ред. С. А. Миронова

и А. С. Шильпа, М., 1961;

Нидерландско-русский словарь, под ред. С. А. Миронова, М.,

1987;

Franck J., Etymologisch woordenboek der

Nederlandsche taal, 2 druk, ’s-Gravenhage, 1930 (Suppl. door C. B. van

Haeringen, 1936);

Dale van, Groot woordenboek der Nederlandse taal,

9 druk, ’s-Gravenhage, 1970.

С. А. Миронов.

Полезные сервисы

нидерландско-русский

Слитно. Раздельно. Через дефис

нидерла/ндско-ру/сский

Синонимы к слову нидерландско-русский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

нидерландскоговорящий

Синонимы к слову нидерландскоговорящий

Полезные сервисы

нидерландское королевство

Энциклопедический словарь

Нидерла́ндское Короле́вство - образовано Венским конгрессом 1814-1815 в составе Нидерландов и Бельгии под властью короля Вильгельма I. В Нидерландском королевстве установилось фактическое господство Нидерландов, экономические и политические интересы бельгийских провинций ущемлялись. Бельгийская революция 1830 привела к отделению Бельгии и распаду Нидерландского королевства.

* * *

НИДЕРЛАНДСКОЕ КОРОЛЕВСТВО - НИДЕРЛА́НДСКОЕ КОРОЛЕ́ВСТВО, образовано Венским конгрессом. 1814-15 в составе Нидерландов и Бельгии под властью короля Вильгельма I. В Нидерландском королевстве установилось фактическое господство Нидерландов, экономические и политические интересы бельгийских провинций ущемлялись. Бельгийская революция 1830 (см. БЕЛЬГИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) привела к отделению Бельгии и распаду Нидерландского королевства.

Большой энциклопедический словарь

НИДЕРЛАНДСКОЕ КОРОЛЕВСТВО - образовано Венским конгрессом. 1814-15 в составе Нидерландов и Бельгии под властью короля Вильгельма I. В Нидерландском королевстве установилось фактическое господство Нидерландов, экономические и политические интересы бельгийских провинций ущемлялись. Бельгийская революция 1830 привела к отделению Бельгии и распаду Нидерландского королевства.

Полезные сервисы

нидерландскоязычный

Синонимы к слову нидерландскоязычный

Полезные сервисы