Ники́тин Афанасий (? - 1474/1475), путешественник, тверской купец. Совершил путешествие в Персию, Индию (1468-74). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Путевые записки Никитина «Хождение за три моря» - ценный литературно-исторический памятник. Отмечен многосторонностью наблюдений, а также необычной для средних веков веротерпимостью в сочетании с преданностью христианской вере и родной земле.
* * *
НИКИТИН Афанасий - НИКИ́ТИН Афанасий (?-1475), русский путешественник, тверской купец. Совершил путешествие в Персию, Индию (1468-74). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Путевые записки Никитина «Хождение за три моря» - ценный литературно-исторический памятник. Отмечен многосторонностью наблюдений, а также необычной для средних веков веротерпимостью в сочетании с преданностью христианской вере и родной земле.
* * *
НИКИ́ТИН Афанасий (год рождения неизвестен - умер весной 1475), русский купец, путешественник и писатель.
Маршруты «хожения»
Весной 1468 тверской купец среднего достатка Афанасий Никитин, снарядив два судна, направился Волгой на Каспий вместе со своими земляками торговать. На продажу везли дорогие товары, в том числе «мягкую рухлядь» - меха, ценившиеся на рынках нижней Волги и Сев. Кавказа. Под Астраханью на купцов напали татары и почти все разграбили. Никитин, вероятно, говоривший на двух-трех тюркских языках и на фарси (см. ФАРСИ), решил расторговать оставшийся товар в чужеземных странах. Из Баку он отплыл в Мазандеран. Проведя в Иране более двух лет, он двинулся дальше на юг. По дороге Никитин узнал, что в Индии ценятся породистые жеребцы и там же можно дешево купить дорогие на Руси товары. Приобретя коня, в апреле 1471 Никитин сел на судно, идущее в индийский порт Чаул. Выгодно сбыть жеребца удалось не сразу, и он путешествует по разным городам Индии под видом ходжи (см. ХОДЖА (титул)),терпя гонения от местных властей. Лишь в Бидаре, многолюдной столице государства Бахмани, ему удается продать коня. В январе 1472 он пришел в священный г. Парват, где прожил полтора года. Почти полгода Никитин провел в одном из городов «алмазной» пров. Райчур, где принял решение вернуться на родину.
Результаты путешествия разочаровали Никитина: «. . . для нашей земли нет ничего . . . перец да краска, то дешево. . . А нам привезти товар без пошлины не дадут. А пошлин много, и на море разбойников много». Около трех лет путешествовал тверской купец по Индии. Его путевые записи уточняют и дополняют индийские хроники 1471-74-го гг. Никитин описал пышные выезды местного султана, страшную нищету крестьян, кастовые и религиозные различия («разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся»).
В январе 1473 Никитин сел в Дабхоле (Дабул) на судно, которое почти после трехмесячного плавания с заходом на Сомалийский и Аравийский (см. АРАВИЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ) п-ва доставило его в Ормуз. Торгуя пряностями, Никитин прошел через Иранское нагорье (см. ИРАНСКОЕ НАГОРЬЕ) к Тебризу (см. ТЕБРИЗ), посетив кочевых «белобаранных» туркмен, пересек Армянское нагорье и осенью 1474 достиг Трабзона (см. ТРАБЗОН) . Власти этого черноморского порта арестовали все его товары, в том числе индийские самоцветы, приняв Никитина за туркмена; дневник при этом не тронули.
5 ноября Никитин прибыл в Феодосию (см. ФЕОДОСИЯ) , где перезимовал и, вероятно, привел в порядок свои наблюдения. Весной 1475 года он двинулся на север скорее всего по Днепру. Из краткого вступления к его запискам, включенным в «Львовскую летопись» под 1475, следует, что он «умер, Смоленска не дойдя, весной или в начале 1475. А записи он своей рукой писал, и те тетради . . . привезли купцы в Москву».
Творческое наследие Никитина
В 16-17 вв. его дневник «Хожение за три моря» (имеется в виду Каспийское, Аравийское и Черное), неоднократно переписывался. Известно шесть списков. Один из них в нач. 19 в. был найден Н. М. Карамзиным (см. КАРАМЗИН Николай Михайлович) , оценившим исключительное значение труда.
Не планируя заранее путешествие за три моря, Никитин оказался первым европейцем, который дал ценное описание средневековой Индии, обрисовав ее просто и правдиво. Его записи лишены расового подхода и отличаются редкой для того времени веротерпимостью. Своим подвигом Никитин доказал, что во 2-ой пол. 15 в., за 30 лет до португальского «открытия» Индии, путешествие туда мог совершить даже не богатый, но целеустремленный человек.
Труд Никитина представляет интерес не только как один из ярких образцов жанра путевых очерков, т. н. древнерусских «хожений», (основоположником которого принято считать игумена Даниила, нач. 12 в.), но и как памятник живого русского языка 15 в.
Именем Никитина, героя многих исторических повестей, в 1957 названа вершина (высота 3500 м) крупного (длина 275 км) подводного горного массива в Индийском океане недалеко от экватора. В 1955 в Твери ему поставлен памятник.
НИКИТИН Афанасий (?-1475) - русский путешественник, тверской купец. Совершил путешествие в Персию, Индию (1468-74). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Путевые записки Никитина "Хождение за три моря" - ценный литературно-исторический памятник. Отмечен многосторонностью наблюдений, а также необычной для средних веков веротерпимостью в сочетании с преданностью христианской вере и родной земле.
-----------------------------------
НИКИТИН Афанасий (год рождения неизвестен - умер весной 1475) - русский купец, путешественник и писатель. Маршруты "хожения" Весной 1468 тверской купец среднего достатка Афанасий Никитин, снарядив два судна, направился Волгой на Каспий вместе со своими земляками торговать. На продажу везли дорогие товары, в том числе "мягкую рухлядь" - меха, ценившиеся на рынках нижней Волги и Сев. Кавказа. под Астраханью на купцов напали татары и почти все разграбили. Никитин, вероятно, говоривший на двух-трех тюркских языках и на фарси, решил расторговать оставшийся товар в чужеземных странах. Из Баку он отплыл в Мазандеран. Проведя в Иране более двух лет, он двинулся дальше на юг. По дороге Никитин узнал, что в Индии ценятся породистые жеребцы и там же можно дешево купить дорогие на Руси товары. Приобретя коня, в апреле 1471 Никитин сел на судно, идущее в индийский порт Чаул. Выгодно сбыть жеребца удалось не сразу, и он путешествует по разным городам Индии под видом ходжи,терпя гонения от местных властей. Лишь в Бидаре, многолюдной столице государства Бахмани, ему удается продать коня. В январе 1472 он пришел в священный г. Парват, где прожил полтора года. Почти полгода Никитин провел в одном из городов "алмазной" пров. Райчур, где принял решение вернуться на родину. Результаты путешествия разочаровали Никитина: ". . . для нашей земли нет ничего . . . перец да краска, то дешево. . . А нам привезти товар без пошлины не дадут. А пошлин много, и на море разбойников много". Около трех лет путешествовал тверской купец по Индии. Его путевые записи уточняют и дополняют индийские хроники 1471-74-го гг. Никитин описал пышные выезды местного султана, страшную нищету крестьян, кастовые и религиозные различия ("разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся").
В январе 1473 Никитин сел в Дабхоле (Дабул) на судно, которое почти после трехмесячного плавания с заходом на Сомалийский и Аравийский п-ва доставило его в Ормуз. Торгуя пряностями, Никитин прошел через Иранское нагорье к Тебризу, посетив кочевых "белобаранных" туркмен, пересек Армянское нагорье и осенью 1474 достиг Трабзона. Власти этого черноморского порта арестовали все его товары, в том числе индийские самоцветы, приняв Никитина за туркмена; дневник при этом не тронули. 5 ноября Никитин прибыл в Феодосию, где перезимовал и, вероятно, привел в порядок свои наблюдения. Весной 1475 года он двинулся на север скорее всего по Днепру. Из краткого вступления к его запискам, включенным в "Львовскую летопись" под 1475, следует, что он "умер, Смоленска не дойдя, весной или в начале 1475. А записи он своей рукой писал, и те тетради . . . привезли купцы в Москву". Творческое наследие Никитина В 16-17 вв. его дневник "Хожение за три моря" (имеется в виду Каспийское, Аравийское и Черное), неоднократно переписывался. Известно шесть списков. один из них в нач. 19 в. был найден Н. М. Карамзиным, оценившим исключительное значение труда. Не планируя заранее путешествие за три моря, Никитин оказался первым европейцем, который дал ценное описание средневековой Индии, обрисовав ее просто и правдиво. Его записи лишены расового подхода и отличаются редкой для того времени веротерпимостью. Своим подвигом Никитин доказал, что во 2-ой пол. 15 в., за 30 лет до португальского "открытия" Индии, путешествие туда мог совершить даже не богатый, но целеустремленный человек. Труд Никитина представляет интерес не только как один из ярких образцов жанра путевых очерков, т. н. древнерусских "хожений", (основоположником которого принято считать игумена Даниила, нач. 12 в.), но и как памятник живого русского языка 15 в. Именем Никитина, героя многих исторических повестей, в 1957 названа вершина (высота 3500 м) крупного (длина 275 км) подводного горного массива в Индийском океане недалеко от экватора. В 1955 в Твери ему поставлен памятник.
НИКИ́ТИН Афанасий (ум. до 1475) - тверской купец, путешественник, автор "Хожения за три моря". А. Н. выехал из Твери с верительными грамотами своего кн. Мих. Бор. и тверского архиеп. между 1466-69 (точной даты в "Хожении" нет). Вместе с др. купцами А. Н. пытался присоединиться к каравану моск. посла в Ширван (Сев. Азербайджан), однако разминулся с ним и был ограблен под Астраханью ногайскими татарами. В Дербенте ни ширваншах, ни посол не захотели помогать купцам. Нек-рые, имевшие долги на Руси, решили путешествовать дальше, в т. ч. и А. Н. Он направился вдоль "Хвалитьского" (Каспийского) моря в Персию, оттуда через Гурмыз (Ормуз) и "Индийское море" в Индию. Никаких удачных торговых операций во время путешествия он не провел, о чем и пишет в "Хожении". Наблюдал жизнь и быт индийцев, знакомился с природой страны, ее гос. строем, хоз-вом; особый интерес проявил к местным религиям: индуизму и исламу. Возвратился на Русь через "Стембольское" (Черное) море. Записи А. Н. обрываются на рассказе о Крыме. Из летописей, в к-рых сохранилось "Хожение" (Львовская, Софийская II), известно, что летописцу записки умершего в Смоленске А. Н. передал дьяк Вас. Мамырев в 1475. Очевидно, летописец и был первым ред. путевого дневника А. Н. Помимо летописной ред., дошедшей в списках 16 в., сохранилась Троицкая (кон. 15 в.) и значительно перераб. Сухановская (17 в.).
В своих путевых записях А. Н. рассказывает о виденных им странах как внимательный, вдумчивый наблюдатель. Попутно он сравнивает их с Русью, вспоминая о ней с большой любовью, но вспоминает и о горе и несправедливости на родине. Большинство таких высказываний написаны по тюркско-персидски, встречаются в тюркской записи и молитвы. Однако, находясь в течение шести лет в иноверном и иноязычном окружении, А. Н. сохранил прекрасный по выразительности рус. яз. и христианскую веру. "Хожение" А. Н. интересно не только как описание путешествия, но и как дневник, отразивший переживания и раздумья человека того времени, его общественно-политические идеалы и религиозные искания.
Изд.: Хождение за три моря. Л., 1986.