прил., кол-во синонимов: 3
овивать
Толковый словарь
Толковый словарь Ушакова
ОВИВА́ТЬ, овиваю, овиваешь (книжн. поэт.). несовер. к овить.
Академический словарь
Орфографический словарь
Синонимы к слову овивать
Грамматический словарь
Полезные сервисы
овиваться
Толковый словарь
Толковый словарь Ушакова
ОВИВА́ТЬСЯ, овиваюсь, овиваешься, несовер. (книжн. поэт.).
1. несовер. к овиться.
2. страд. к овивать.
Академический словарь
Орфографический словарь
Формы слов для слова овиваться
овива́ться, овива́юсь, овива́емся, овива́ешься, овива́етесь, овива́ется, овива́ются, овива́ясь, овива́лся, овива́лась, овива́лось, овива́лись, овива́йся, овива́йтесь, овива́ющийся, овива́ющаяся, овива́ющееся, овива́ющиеся, овива́ющегося, овива́ющейся, овива́ющихся, овива́ющемуся, овива́ющимся, овива́ющуюся, овива́ющеюся, овива́ющимися, овива́ющемся, овива́вшийся, овива́вшаяся, овива́вшееся, овива́вшиеся, овива́вшегося, овива́вшейся, овива́вшихся, овива́вшемуся, овива́вшимся, овива́вшуюся, овива́вшеюся, овива́вшимися, овива́вшемся
Грамматический словарь
Полезные сервисы
овид
овидиев
Толковый словарь
Орфографический словарь
Синонимы к слову овидиев
Словарь русских фамилий
ОВИДИЕВ ОЗИРИДОВ ОРФЕЕВ ОССИАНОВ
Семинарская фамилия, Велико было почтение к античной литературе и науке среди преподавателей духовых семинарий, вот и появлялись фамилии образованные от имен великх греков. Еще образовывались фамилии от имен истоорических личностей других эпох. Оссианов от Оссиан - легендарный бад. . (Э).
Полезные сервисы
овидиевский
Толковый словарь
прил.
1. соотн. с сущ. Овидий, связанный с ним
2. Свойственный Овидию, характерный для него.
3. Принадлежащий Овидию.
Орфографический словарь
Полезные сервисы
овидиевы превращения
Словарь крылатых слов и выражений Серова
Под таким названием в России XVIII в. выходила в русском переводе книга «Метаморфозы» (буквально «Превращения») римского поэта Овидия (Публий Овидий Назон, 43 до н. э. - 18 н. э.), в которой он излагал различные греческие и римские мифы.
Шутливо-иронически: о неожиданных и чудесных превращениях кого-либо или чего-либо.
Синонимы к слову овидиевы превращения
сущ., кол-во синонимов: 8
метаморфоза (17)
обращение (88)
перевоплощение (11)
перерастание (9)
переход (51)
превращение (26)
претворение (12)
трансформация (28)
обращение, перерастание, метаморфоза, переход, перевоплощение, трансформация, претворение, превращение
Полезные сервисы
овидий
Толковый словарь
Энциклопедический словарь
Ови́дий - Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso) (43 до н. э. - около 18 н. э.), римский поэт. Любовные элегии, послания; проникнутые юмором и иронией дидактические поэмы «Наука любви», «Средства от любви». Мифологический эпос «Метаморфозы» (о «превращениях» людей и богов в животных, созвездия и пр.) и «Фасты» (о римских религиозных праздниках). В конце жизни, находясь в изгнании, написал «Скорбные элегии» и «Письма с Понта».
* * *
ОВИДИЙ - ОВИ́ДИЙ (полн. Публий Овидий Назон, Ovidius Naso) (43 до н. э. - ок. 18 н. э.), римский поэт. Любовные элегии, послания; проникнутые юмором и иронией дидактические поэмы «Наука любви», «Средства от любви». Мифологический эпос «Метаморфозы» (о «превращениях» людей и богов в животных, созвездия и пр.) и «Фасты» (о римских религиозных праздниках). В конце жизни, находясь в изгнании, написал «Скорбные элегии» и «Письма с Понта».
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Овидий. "Метаморфозы". Илл. П. Пикассо. 1930.
ОВИДИЙ (Ovidius) (Публий Овидий Назон) (43 до нашей эры - около 18 нашей эры), римский поэт. Около 10 лет провёл (и умер) в изгнании. Любовные элегии, послания, иронически обыгрываемая эротика, бытовые картины римской светской жизни в дидактических поэмах "Наука любви", "Лекарство от любви". Мифологический эпос "Метаморфозы" (о "превращениях" людей и богов в животных, созвездия, растения, камни и пр.). В конце жизни написал "Скорбные элегии" и "Послания с Понта".
Афоризмы
Овидий, Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso) (43 до н.э. - ок. 18 н.э.)
Римский поэт. Был видной фигурой в римском обществе до 8 года, когда Император Август выслал его в Томы (Констанца). Причиной, якобы, послужила его поэма "Наука любви" и связь с дочерью Августа Юлией. Среди произведений - любовные элегии, послания, поэмы, "Метаморфозы" (своеобразная энциклопедия античной мифологии).
Афоризмы, цитаты
Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь.
Сказано - сделано.
Мы восхищаемся древностью, но живем современностью.
Учиться дозволено и у врага.
Ничто не увлекает женщин больше, чем обещания.
Запретный плод сладок.
Искусство заключается в том, чтобы в произведении искусства его не было заметно.
Орфографический словарь
Синонимы к слову овидий
Грамматический словарь
Словарь древнегреческих имен
Назон Публий (43 до н.э. - ок. 18 н. э.)
Римский поэт. Овидий был видной фигурой в римском обществе вплоть до 8 года, когда император Август сослал его в Томы (совр. Констанца) - приграничный город на Черном море, подвергавшийся набегам скифов. В Томах Овидий продолжал работу над «Скорбными элегиями» и написал 4 книги «Посланий с Понта», все время надеясь, что он еще сможет вернуться в Рим. Однако надеждам не суждено было сбыться. Причина ссылки Овидия доподлинно неизвестна; сам же он утверждал, что предлогом послужили его стихи и «проступок». Книги Овидия были изъяты из римских общественных библиотек, после того как он написал свою поэму «Наука любви», а «проступок», вероятно, связан с дочерью Августа - Юлией, которая тоже была отправлена в ссылку.
Овидий был плодовитым поэтом, умевшим достигать отточенности стиха и яркости описаний. Он обладал редким для античности чувством цвета и любовью к видимым формам, создавая тем самым как бы руководство для художников последующих эпох. Кроме знаменитого «Искусства любви» (наставления юношам, как найти и удержать возлюбленных) Овидий написал также «Лекарство от любви», где учил, как следует заканчивать любовные истории; 3 книги «Любовных элегий» и «Героини» - любовные письма в стихах от мифологических и реальных женщин к их возлюбленным. «Фасты» были задуманы Овидием как календарь в стихах, однако до своего изгнания из Рима он успел написать стихи только к шести месяцам года. Некоторые ранние произведения Овидия и знаменитая «Медея» утеряны, однако до нас дошли 15 книг «Метаморфоз», представлявших собой энциклопедию античной мифологии, - Овидий приводит более 200 легенд, связав их в единое изложение.
Никакое другое произведение античной литературы не оказало такого сильного влияния на европейское искусство, как «Метаморфозы». Начиная с 15 в. античные сюжеты, почерпнутые из Овидиевых «Метаморфоз», изображались художниками и скульпторами великое множество раз.
«Метаморфозы» были любимой книгой юности таких разных людей, как Чосер, Монтень, Вордсворт и Гете. Овидий входит в четверку античных знаменитостей, приветствующую Данте с Вергилием у входа в Ад («Божественная комедия», Ад, 4). В средние века Овидия почитали за колдуна - на его родине в Сульмоне до сих пор сохранились предания о волшебнике «Видии». В эпоху Возрождения Овидий считался, напротив, идеалом человека, и тогда же в 1471 его стихи были впервые изданы.
В начале 14 в. неизвестный французский автор написал поэму «Морализованный Овидий», а в 1342 друг Петрарки Пьер Берсуир создал трактат с аналогичной целью - выявить в произведениях Овидия христианскую символику. Так, например, в Церере эти авторы видели Церковь, обращавшую души к Истине посредством евангельского света (ее факела). Над такими толкованиями смеялся Рабле в предисловии к «Гаргантюа и Пантагрюэлю», говоря, что у Гомера иносказаний не больше, чем у Овидия христианского духа. Тем не менее «Морализованный Овидий» оказал существенное влияние на трактовку Овидиевых образов в европейской литературе (см., например, интерпретации легенд о Переев, Геракле и Леде). Философы-гуманисты видели в превращениях персонажей «Метаморфоз» в растения или животных подтверждение концепции переселения душ (см. Ариадна, Психея). Овидием продолжали восхищаться и в 19 в., и знакомство с его поэзией было обязательным элементом классического образования, хотя содержание стихов Овидия не всегда устраивало преподавателей с моральной точки зрения.
Сканворды для слова овидий
- Стихотворение русского поэта Аполлона Майкова.
- Древнеримский поэт, автор мифологических эпосов «Фасты», «Метаморфозы».
- Древнеримский поэт, автор поэм «Ибис», «Наука любви», «Средства от любви».
- Древнеримский поэт, автор поэм «Скорбные элегии», «Письма с Понта».
- Картина французского художника Эжена Делакруа «... у скифов».
- Римский поэт, воспевший «науку страсти нежной» задолго до того, как в ней преуспел Евгений Онегин.
- Кто сказал фразу: «Запретный плод сладок»?
Полезные сервисы
овидий публий овидий назон
Большой энциклопедический словарь
ОВИДИЙ (Ovidius Naso) Публий Овидий Назон (43 до н. э. - ок. 18 н. э.) - римский поэт. Любовные элегии, послания; проникнутые юмором и иронией дидактические поэмы "Наука любви", "Средства от любви". Мифологический эпос "Метаморфозы" (о "превращениях" людей и богов в животных, созвездия и пр.) и "Фасты" (о римских религиозных праздниках). В конце жизни, находясь в изгнании, написал "Скорбные элегии" и "Письма с Понта".
Энциклопедия Кольера
ОВИДИЙ Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso) (43 до н.э. - 17 или 18 н.э.), римский поэт, оказавший сильнейшее воздействие на европейскую литературу от Средних веков до наших дней. Овидий родился в г.Сульмон в Апеннинах (ныне Сульмона, примерно 140 км к востоку от Рима), в богатой провинциальной семье. Овидий с братом, который был на год старше, вместе учились в Риме. Смерть брата, постигшая его в возрасте двадцати лет, произвела на Овидия сильнейшее впечатление. Овидий проявил незаурядные способности в области риторики и занялся было политикой, однако страсть к стихам одержала верх, и вскоре Овидий стал членом кружка аристократа Марка Валерия Мессалы. Вергилия ему довелось увидеть лишь однажды, он присутствовал на чтении Горацием его стихов, был знаком с Проперцием и Тибуллом и многими другими поэтами. Завершив свое образование в Афинах, Овидий совершил путешествие по восточному Средиземноморью, в котором его сопровождал поэт Эмилий Макр, а затем, проведя несколько месяцев на Сицилии, вернулся в Рим, где вошел в высокосветское общество. Два первых брака Овидия закончились разводом (вероятно, во втором у него родилась дочь), третий не смогло разрушить даже изгнание. В 8 н.э. император Август внезапно отправил поэта в ссылку в Томы (совр. Констанца). Для изгнания было две причины - "оскорбление и ошибка". Оскорбление, несомненно, следует усматривать в аморальном легкомыслии написанной Овидием поэмы Искусство любви (Ars amatoria). Эта тщательно отделанная безделка появилась примерно восемью годами ранее, что по несчастью совпало со скандалом, разразившимся из-за супружеской неверности дочери императора Юлии. Однако гнев Августа (который уже давно вел борьбу с распущенностью) разразился лишь теперь, когда в подобную историю оказалась вовлечена дочь Юлии, Юлия Младшая. В чем состояла "ошибка" поэта, остается загадкой. Здесь Овидий ограничивается лишь намеком. Он случайно оказался свидетелем чего-то недозволенного (и, вероятно, об этом не донес). Одни исследователи (их большинство) полагают, что Овидий играл роль доверенного лица в любовной связи Юлии, другие считают, что он был в курсе династических интриг с целью лишить Тиберия, сына императрицы Ливии от предыдущего брака, прав престолонаследника. Овидий находился на острове Эльба, когда обрушилась беда. Если какой-то суд и имел место, то проводился он в тайне. Имущество поэта не было конфисковано, и его горячо любимая супруга против воли осталась в Риме, чтобы хлопотать о помиловании. Вера в преданность жены и постепенно угасавшие надежды на императорскую милость служили Овидию единственным утешением в Томах, захудалом укреплении, основанном греками на рубежах варварского мира. После смерти Августа, последовавшей в 14, надежды Овидия вновь ненадолго ожили, однако никакого отклика у преемника императора, Тиберия, к племяннику и приемному сыну которого Германику он обращался с ходатайством, поэт не нашел. Намереваясь посвятить последнему свои Фасты, Овидий даже принялся приводить поэму в порядок. Под конец жизни Овидий смирился с судьбой.
Любовная поэзия. За исключением Метаморфоз и Галиевтики (фрагментарный и, возможно, подложный трактат о морском рыболовстве), написанных гекзаметром, все остальные произведения Овидия сложены элегическим дистихом, представляющим собой чередование строки гекзаметра и пентаметра. Эти стихи изящны и даже блестящи, хотя в целом производят несколько монотонное впечатление. Данный размер великолепно подходит как для шуток, так и для любовных переживаний, способен он и к передаче риторически форсированных чувств. Любовные элегии (Amores) первоначально вышли в пяти книгах, но ок. 1 до н.э. Овидий переиздал их в трех книгах, и именно в этом виде они дошли до нас. Основная часть этих стихотворений посвящена любви. В соответствии с римской традицией, эти стихи развивают или варьируют сюжетные ходы новой греческой комедии и ее латинских продолжателей (Плавта, Теренция и др.). Большинство исследователей полагают, что Коринна - вымышленный персонаж. Героини (Heroides) представляют собой жалобы мифических героинь на покинувших их или изменивших им возлюбленных. Здесь обнаруживаются черты сходства с некоторыми монологами греческой трагедии, а также влияние римских риторических школ. Изобретательность в игре оттенками и аллюзиями, по-видимому, ценилась римской аудиторией. Первые пятнадцать стихотворений Героинь появились к 1 до н.э. Стилистические особенности последних шести указывают на их более позднее происхождение. Эти последние шесть элегий соединены попарно: ответ героини приложен к посланию героя. Они нисколько не уступают более ранним посланиям, а возникающие внутри пары коллизии делают их еще интереснее. Средства для ухода за женским лицом (Medicamina faciei femineae), стихотворный учебник косметики, вероятно, задумывался писавшим о любви автором как пародия на распространившийся в ту пору жанр поэтических трактатов на любую тему. Вскоре за Героинями была создана поэма Искусство любви (Ars amatoria) в трех песнях. Поэма представляет собой настоящую комедию нравов в форме составленного Учителем любви руководства по ухаживанию, где рассказано о том, как отыскать любовницу и как ее удержать, а также даются аналогичные советы девушкам. Поскольку здесь имелись в виду исключительно дамы полусвета, впоследствии Овидий мог ссылаться на то формально оправдывающее его обстоятельство, что он отнюдь не поощрял супружеской неверности. Искусство любви с дополняющим его Лекарством от любви (Remedia amoris) является самым блестящим, а также наиболее прославленным в Новое время творением Овидия.
Метаморфозы и Фасты. Шедевром Овидия стала поэма Метаморфозы, написанная гекзаметром, традиционным размером эпической поэзии. В 15 песнях Метаморфоз (Metamorphoses) повествуется о различного рода мифических превращениях, начиная с создания мира из хаоса и вплоть до апофеоза Юлия Цезаря, душа которого, согласно распространенному поверью, переселилась в комету, появление которой совпало с погребальными играми в его честь. Поскольку метаморфозы так или иначе входят в большинство греческих мифов, поэма превратилась в свод греческой мифологии, а в последней своей трети она излагает греческие и римские исторические легенды. В самом начале автор обещает соблюдать хронологический порядок и по мере возможности держит слово. Отдельные истории соединяются друг с другом хитроумными переходами, т.ч. складывается образ единого мира фантазии, подчиненного собственной логике воображения. Сознавая, что однообразия следует избегать любой ценой, Овидий свободно меняет интонацию и способ изложения. Мы встречаемся здесь с романтикой и фарсом, величием и ужасом, приподнятостью чувств и жутью, риторическими пассажами и полемикой, интересом к старине и патриотизмом. До своего изгнания Овидий завершил Метаморфозы, но не успел их отредактировать. Он написал также поэму Фасты (Fasti) в 6 песнях, посвященную римским древностям и легендам, связанным с датами римского календаря (поэма охватывает месяцы с января по июнь), который незадолго до этого был реформирован Юлием Цезарем и с пояснениями выставлен во многих местах. Возможно, важность Фастов как источника по римским религиозным обычаям преувеличивается, поскольку эти сведения в основном содержатся и в других источниках, однако нет сомнения в том, что под поэтическим пером этот довольно-таки сухой предмет становится живым и привлекательным. Фасты, как и Метаморфозы, в значительной степени проникнуты духом александрийского ученого и поэта 3 в. до н.э. Каллимаха. Произведения, написанные в ссылке. В изгнании Овидий написал Скорбные элегии (Tristia) и Письма с Понта (Ex Ponto libri).Он рисует подробную и живую картину своих бед, но лишь краешком глаза позволяет нам взглянуть на жизнь и обычаи обитателей этой пограничной крепости. Эти книги написаны главным образом для того, чтобы напомнить о судьбе их автора и вызвать к нему общее сочувствие, что могло бы способствовать его возвращению. Поэтому в Скорбных элегиях и Письмах с Понта постоянно варьируется одна и та же тема, куда подчас вплетается лесть императору. Вторая книга Скорбных элегий не столь подобострастна: вся она является длинной апологией, более проникновенной, чем ловкой, тех поступков, которые могли послужить причиной изгнания. Поэма Ибис (Ibis) - поношение какого-то недруга поэта в Риме. Кто это, столь же неясно, как и в случае Коринны. Первую часть проклятия отличает красноречие, вторая уснащена сложными мифологическими аллюзиями. Среди утраченных произведений наиболее примечательна трагедия Медея, которую превозносили Квинтилиан и Тацит.
Влияние. Мало кто из поэтов сравнится с Овидием по влиянию на потомков. Мода на Овидия впервые возникла в ходе Возрождения 11-12 вв., в эпоху, которую окрестили Aetas Ovidiana ("веком Овидия"). Поэты, выходившие из школ при соборах, подражали Овидию и в придворных поэмах, посвященных прекрасным дамам, и в поэтических посланиях друзьям, но также и в стихотворных переложениях Библии. К примеру, он был любимым поэтом плодовитого Бальдерика (1046-1130), настоятеля Бургульского монастыря, а также бродячих студентов и менестрелей 12 в. Кое-кто прибегал к хитроумнейшим ходам, чтобы навязать Овидию высоконравственные цели, и благодатным полем для столь близких Средневековью аллегорических истолкований оказались прежде всего Метаморфозы. Однако подчас воодушевление заходило слишком далеко, и в числе еретиков, восходивших в Париже на костер, были и такие, кто утверждал, что "Господь вещал через Овидия точно так же, как и через Августина". Лишь на Вергилия Данте ссылается чаще, чем на Овидия, и он же - самый упоминаемый автор у Чосера, имевшего рукопись Метаморфоз, которые были незаменимым источником сведений по мифологии до тех пор, пока Боккаччо и другие авторы не составили компиляции по мифологии. В эпоху Возрождения Овидий вновь вошел в моду. Петрарка и Боккаччо просто напоены им, так же как и Монтень, и поэты Плеяды во Франции, и великие писатели Испании и Португалии. Шекспир, знакомый с Метаморфозами по стихотворному английскому переводу Артура Голдинга, много заимствовал отсюда, в частности излагая историю Пирама и Фисбы, вставленную в Сон в летнюю ночь, и сочиняя заклинания Просперо в Буре. Самодостаточный элегический дистих Овидия повлиял на завершенное А.Попом развитие английского героического дистиха, в первую очередь, быть может, благодаря сделанному Кристофером Марло точному, строка в строку, переводу Любовных элегий (1597). Мильтон также многим обязан Овидию, в особенности в своих описаниях (ср. Нарцисс в Метаморфозах III 413-436 и Ева в Потерянном Рае IV 457-469). После Мильтона и Мольера, после перевода Метаморфоз, вышедшего в 1717 (Драйден и др.), интерес к Овидию начал угасать. Романы доставляли читателю более занимательные сюжеты, по вопросам мифологии куда легче было обратиться к справочнику, и даже в области эротики появились более возбуждающие сочинения. Пуритане осуждали Овидия за безнравственность, романтикам не нравилась его жизненная позиция. Овидий уступил место Вергилию, потом на смену латинским авторам пришли греческие, и, наконец, предпочтение было отдано современной литературе.
ЛИТЕРАТУРА
Овидий. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии. М., 1983 Моисеева Н.М. Осень Овидия Назона. Историческая повесть. М., 1983 Подосинов А.В. Произведения Овидия как источник по истории Восточной Европы и Закавказья. М., 1985 Сергеев А.И. Открытое небо: из жизни Овидия. СПб, 1992 Раисмайр К. Последний мир: роман об Овидии с Овидиевым репертуаром. М., 1993 Публий Овидий Назон. Собрание сочинений, тт. 1-2. СПб, 1994
Полезные сервисы
овидий, публий овидий назон (publius ovidius naso)
Большой энциклопедический словарь
Ови́дий, Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso) (43 до н. э. около 18 н. э.), римский поэт. Любовные элегии, послания, проникнутые юмором и иронией дидактические поэмы «Наука любви», «Средства от любви». Мифологический эпос «Метаморфозы» (о «превращениях» людей и богов в животных, созвездия и др.) и «Фасты» (о римских религиозных праздниках). В конце жизни, находясь в изгнании, написал «Скорбные элегии» и «Письма с Понта».
Полезные сервисы
овидиополь
Грамматический словарь
Этимологический словарь
Овидио́поль
м., город на Днестровском лимане, основанный в 1793 г. на месте Хаджи-Дере ("место паломников") и названный по имени римского поэта П. Овидия Назона, поскольку предполагают, что там находится место его погребения; см. Унбегаун, RЕS 16, 230.
Полезные сервисы
овидь
овимбунду
Энциклопедический словарь
Овимбу́нду (мбунду), народ группы банту в Анголе. Численность 3,3 млн. человек. (1995). Язык умбунду. Верующие - католики и протестанты, часть сохраняет традиционные верования.
* * *
ОВИМБУНДУ - ОВИМБУ́НДУ (мбунду), народ группы банту в Анголе. 3,7 млн. человек (1992). Верующие - католики и протестанты, часть сохраняет традиционные верования.
Большой энциклопедический словарь
ОВИМБУНДУ (мбунду) - народ группы банту в Анголе. 3,7 млн. человек (1992). Верующие - католики и протестанты, часть сохраняет традиционные верования.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ОВИМБУНДУ (самоназвание мбунду); включает также близкие к основному этносу народности: баилундо, биено, домбе, ганда, уамбо, ханья, селе, группа народов общей численностью 3700 тыс. чел., проживающая на территории Анголы. Язык - умбунду. Религиозная принадлежность верующих: христиане (католики и протестанты), часть - традиционные верования.
Полезные сервисы
овин
Толковый словарь
Толковый словарь Ушакова
ОВИ́Н, овина, муж. (с.-х.). Строение, приспособленное для огневой сушки хлебов в снопах перед молотьбой.
Толковый словарь Ожегова
Толковый словарь Даля
ОВИН - муж. встарь евин и евья зап. от литовск. евой, немолоченый хлеб? строенье, для сушки хлеба в снопах топкою: рига, ригача олон. клуня южн. пуня смол. Стодола, осеть зап. В риге обычно идет и молотьба. Крестьян, овины, на 300-1000 снопов, бывают рубленые, плетневые (мазаные, ухиченые), битые (глиняные), редко каменные, главные части его: яма им ямник, в коем разводится огонь, обычно прямо, весьма редко в курной печи; над ямой сушило, садило, насад или колосник, где, на решетинах, насаживаются снопы, либо в однорядку, огузками на колосники, или всутычь, в разноряд, комлями вверх и вниз, попеременно; в сушило входят через сенцы, передовинье, которое в риге бывает обширнее, и в нем тогда идет молотьба и вейка; самый овин или колосник покрыт накатом, заваленным землею, а все вместе крыто соломой; в ямник входят снаружи, через подлаз, подныр, иногда также крытый или ухиченный. Помилуй Бог овина - а велика теплиа! Непрочная хоромина овин. Без огня овина не высушишь. Хоть овин гори, а молотильщиков корми. Хоть овин (дом) огнем гори, а брагу вари. Нежто я у Бога овин сжег или теленка украл? ·т.е. вина моя непрощенная? Как Овин насаженный! полно, много. У нашего господина ни ржи, ни овина. Он на пяти овинах молотит. Не бежал, а в овин пролежал. Проводила (мужа) за овин, да и прощай, жидовин! Пока едет до овина, пота дня половина: пока едет до двора, пота завтракать пора. Овин меж глаз сгорел, и курева не стало! На море овин горит, по небу медведь летит. В овить покидают сноп на другой годи, для урожая. Стоит Фрол, и рот пол? овин. Стоит Андрюха, набитое брюхо? овин. Стоит волк, вырван бок (клок?). Стоит волчища, выхвачен бочища, не дышит, а пышит? овин. Идет свинья из овина, с обоих концов по рылу? ночвы.
| Овин костр. праздник свозки хлеба, день Феклы заревницы, 24 сентябр.
| Местами овин служит хлебною мерой, ниж. 500-600 снопов, 2 до 3 ·четв.; в др. местах 200 снопов или 20 суслонов. Занял два овина хлеба.
| Овин, курск. дук, дучка, котловинка или большая лунка, в которую, играя, вгоняют шар, касло. Овинныйхлеб, ·противоп. сыромолотный, высушенный в снопах в овине. Овинник муж. лужок позади двора или конопляника, между им и овином.
| Серо-бурая пташка Emberiza miliaria, водится в овинах.
| Овинный домовой, которого можно увидеть там в заутреню светлого воскресенья. Девка кладет ночью руку в овинное окно: коли никто не тронет, в девках сидет: голой рукой погладить, за бедным быть: мохнатою - за богатым. Овинщик, кто приставлен для топки овина и присмотра.
Словарь существительных
ОВИ́Н, -а, м
Сооружение, предназначенное для сушки снопов перед молотьбой.
Стояло поблизости (от дома) большое с овином гумно, ядреный амбар, два односкатных сеновала, картофельный погреб, рассадник, баня и рубленный на студеном ключе колодец (В.Белов).
Энциклопедический словарь
ОВИ́Н -а; м. Строение для сушки снопов перед молотьбой.
◁ Ови́нный, -ая, -ое. О. ток. О-ая сушилка.
* * *
ови́н - помещение для сушки снопов перед молотьбой; снопы раскладываются на настиле, под которым разводится огонь.
* * *
ОВИН - ОВИ́Н, помещение для сушки снопов перед молотьбой; снопы раскладываются на настиле, под которым разводится огонь.
Большой энциклопедический словарь
ОВИН - помещение для сушки снопов перед молотьбой; снопы раскладываются на настиле, под которым разводится огонь.
Академический словарь
Гуманитарный словарь
ОВИ́Н - постройка, предназначенная для сушки снопов. Простейший О. (шиш) представляет собой яму, вокруг к-рой устанавливаются конусом жерди. Снопы укладывали вокруг жердей колосьями внутрь и разводили в яме огонь. В более соверш. бревенчатых О. в яме устанавливалась печь, а над ней сооружался помост для снопов. Разновидностью О. является рига, гл. отличие к-рой от О. состоит в том, что у нее нет ямы, а печь находится не под снопами, а сбоку от них. В соотв. с нар. верованиями, в О. (точнее у овинного огня) живет овинник, или подовинник, - хозяин и хранитель О.
Овины. Фотография нач. 20 в.
Словарь слов из произведений русской литературы
Овин, а, м.
Строение для сушки снопов перед молотьбой.
► Орел немного посидел и тут же на другой овин перелетел. // Крылов. Басни //; На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крылаты. // Пушкин. Стихотворения //; Стонет он по тюрьмам, по острогам, В рудниках, на железной цепи; Стонет он под овином, под стогом, Под телегой ночуя в степи. // Некрасов. Размышления //
ОВИННЫЙ.
Поговорки
Заливать овин. 1. Дон. Свадебный обряд, совершаемый на третий день свадьбы. СДГ 2, 8. 2. Новг. Ритуал, символизирующий измену в любви. НОС 6, 120.
Наплести овин и баню. Яросл. Много наговорить, рассказать. ЯОС 6, 107.
Один да с овин. 1. Кар. Одобр. О толковом, разворотливом человеке. СРГК 4, 130, 151. 2. Кар., Прикам. О человеке, доставляющем много хлопот, чаще - о единственном ребёнке. СРГК 4, 151; МФС, 68.
От овина половина от кого, от чего. Прибайк. Мало пользы от кого-л., от чего-л. СНФП, 105.
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова овин
Синонимы к слову овин
См. здание...
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Этимологический словарь
Искон. Суф.-производное от той же основы (ов-), что и др.-инд. yávas «хлеб на корню», лит. javaĩ - тж. Овин буквально - «хранилище для скошенного хлеба».
ови́н
род. п. ови́на "сушилка для зерна, рига, копна ржи в 300 снопов", с.-в.-р. (Филин 113 и сл.), укр. о́вин, блр. ёвна, др.-русск. овинъ (XIII в., Слово Христолюбца; согласно Соболевскому ("Slavia", 5, 450)).
Родственно лит. jáujа "амбар, льносушильня", лтш. jaũja "рига", авест. yǝvīn- "злачное поле", производные от лит. javaĩ мн. "хлеба", др.-инд. уávаs м. "зерно, просо, ячмень", авест. уаvа- "хлеб, зерно", греч. ζειαί "полба" (из *ζειαί; см. В. Шульце, Qu. ер. 289), φυσίζοος "производящий зерно, злаки"; см. Бернекер 1, 455; Траутман, ВSW 107; М.-Э. 2, 97; Фортунатов, AfslPh 12, 103; Уленбек, Aind. Wb. 236. Неубедительно против этого Брюкнер (KZ 45, 307), Ильинский ("Slavia", 2, 262 и сл.). Следует отвергнуть объяснение из голл. оvеn, нем. Оfеn "печь", вопреки Маценауэру (LF 12, 179), Потебне; см. Преобр. I, 635. Не выдерживают критики соображения Ильинского (РФВ 74, 135 и сл.). Нет оснований говорить о тюрк. происхождении, а тат. аvуn заимств. из русск., вопреки Миклошичу (Мi. ТЕl., Доп. 1, 7).
Словарь русских фамилий
ОВИН ОВИНОВ
В "Ономастиконе" Веселовского. Овин, Овиновьг Иван Овин, боярин, XIV в., Новгород; от него Ч Овиповы (позже писались Авиновыми); Иван Захарьевич Овинов, писец, 1511 г., умер в 1517 г., Балахна. Овин - строение для сушки хлеба, рига.(Даль) Но существует имя Ова, краткая форма крестильного имени Иов (др. евр. - враг).(П) Тогда Овин сын Иова, а Овинов сын Овина внук Иова.
Сканворды для слова овин
Полезные сервисы
овина
овинник
Гуманитарный словарь
ОВИ́ННИК - в нар. верованиях дух-хозяин овина. Хорошему хозяину О. носит по ночам зерно. Защищает хозяина от банника, мертвеца. О. может предсказать несчастье. К О. ходили гадать о будущем. Он может устроить пожар в овине. Чтобы этого не произошло, О. приносятся жертвы (на пороге овина режут кур). В дни его именин запрещалось топить в овине. Такими днями считались Воздвиженье (14 сент.), день Феклы Заревницы (24 сент.) и Покрова (1 окт.).
Формы слов для слова овинник
ови́нник, ови́нники, ови́нника, ови́нников, ови́ннику, ови́нникам, ови́нником, ови́нниками, ови́ннике, ови́нниках
Синонимы к слову овинник
Грамматический словарь
Сканворды для слова овинник
Полезные сервисы
овинников
овинный
Толковый словарь
прил.
1. соотн. с сущ. овин, связанный с ним
2. Свойственный овину, характерный для него.
3. Принадлежащий овину.
Толковый словарь Ушакова
ОВИ́ННЫЙ, овинная, овинное (с.-х.).
1. прил. к овин. Овинный хлеб (высушенный в овине).
2. в знач. сущ. овинный, овинного, муж. В русских мифологических верованиях - дух-покровитель овина, разновидность домового (обл.).
Толковый словарь Ожегова
Академический словарь
Орфографический словарь
Формы слов для слова овинный
1. ови́нный, ови́нная, ови́нное, ови́нные, ови́нного, ови́нной, ови́нного, ови́нных, ови́нному, ови́нной, ови́нному, ови́нным, ови́нный, ови́нную, ови́нное, ови́нные, ови́нного, ови́нную, ови́нное, ови́нных, ови́нным, ови́нной, ови́нною, ови́нным, ови́нными, ови́нном, ови́нной, ови́нном, ови́нных, ови́нен, ови́нна, ови́нно, ови́нны, ови́ннее, поови́ннее, ови́нней, поови́нней
2. ови́нный, ови́нные, ови́нного, ови́нных, ови́нному, ови́нным, ови́нного, ови́нных, ови́нным, ови́нными, ови́нном, ови́нных