ж.
Золотая Орда.
ОРДА́, орды, мн. орды, жен. (турец. ordu - палатка хана).
1. Государственный союз нескольких кочевых тюркских племен (ист.). Золотая орда (татарская военная деспотия, державшая в подчинении большую часть русских феодальных княжеств до 14-15 вв.).
|| Татарское войско в древней Руси (ист.). «Орда стоит недалече, и сам хан при ней.» А.Н.Толстой. «А хищный хан опять набег готовит… кто отразит поганую орду?» Пушкин.
2. перен. Беспорядочная большая толпа, скопище, банда. «Что это? боже мой! здесь целая орда! зачем изволили пожаловать сюда!» Загоскин.
ОРДА́, -ы, мн. орды, орд, ордам, жен.
1. У тюркских кочевых народов в средние века: ставка хана, ранее военно-административная организация у этих народов; становище кочевников. Золотая О. (средневековое монголо-татарское государство).
2. перен. Толпа, скопище, банда. Бандитская о.
| прил. ордынский, -ая, -ое (к 1 знач.).
ОРДА - жен., татар. кочующее племя, часть кочевого народа, под правлением хана, султана;
| бранно, татарин, киргиз.
| Толпа, арава, ватага, скопище народа. Ордынцы на мену прикочевали. Ордынские старшины. Ордынщина ·стар. подать в Западной Руси. Быть дозжу великому, бо жидова ордою (толпою) волочится! зап., шутл. примета. Где хан (царь), тут и орда (или и народ). Каков хан (царь), такова и орда. Хоть в орде, да в добре. Старших и в орде почитают. Хоть в орду, так пойду (т. е. судиться). Иван был в орде, а Марья вести сказывает. Один от Золотой орды, другой от рыжей бороды (?). ОРДА? жен., арх.-шен. зыбучее болото, трясина, зыбун.
Орда
-ы́, мн. о́рды, ж.
1) ист. Название крупных тюркских и монгольских феодальных государств, а также союзов кочевых племен в эпоху Средневековья.
Ногайская орда.
Нашествие кочевых орд в Европу.
Синонимы:
по́лчища, союз племен
2) устар. Обозначение начальных, дородовых объединений первобытного человека.
Орда покидала старую стоянку.
Битва диких орд.
Синонимы:
ста́до (разг.)
3) перен., неодобр. Войско.
Орда захватчиков.
Вооруженная по последнему слову техники орда.
Фашистские орды.
Идите все, идите на Урал! Мы очищаем место бою стальных машин, где дышит интеграл, с монгольской дикою ордою! (Блок).
Русского мяса вывоз куй! Стала Россия огромной вывеской, и на нее жирный палец простерт мирового рубля. "Более, более орд в окопы Польши, в горы Галиции!" (Хлебников).
Синонимы:
а́рмия, по́лчище
4) перен., разг. Многолюдная, неорганизованная и шумная толпа, сборище кого-л.
Орда фанатов.
Орда босоногих пацанов.
[Солдат] плотно окружала орда мастеровых в изодранных армяках (Григорович).
Синонимы:
лави́на, ора́ва (разг.), ско́пище (неодобр.), толпа́
Родственные слова:
орды́нец, орды́нский
Этимология:
Заимствовано из тюркских языков (татар. орда ‘лагерь’, ‘стан’, турец. ordu ‘войско’). В русском языке известно с XIII в. в знач. ‘Золотая орда’.
Культура речи:
Формы множественного числа в косвенных падежах: о́рдам, о́рдами, (об) о́рдах не имеют вариантов ударения в пределах литературной нормы.
ОРДА́ -ы́; мн. о́рды; ж. [от тюрк. ordu - лагерь, дворец хана]
1. Ист. Название крупных тюркских и монгольских феодальных государств и союзов кочевых племён в эпоху средневековья; местопребывание их правителей. Золотая о. Крымская о. Ногайская о.
2. Пренебр. Вражеское войско; полчище. Фашистские орды. Разгром вражеских орд.
3. кого или какая. Разг. Многолюдная, беспорядочная и шумная толпа, сборище кого-л. Пёстрая о. Шумная о. О. ребятишек. О. подгулявших парней. Ввалились всей ордой куда-л.
◁ Орды́нский, -ая, -ое. (1 зн.). Древняя о-ая столица. О. хан.
* * *
орда́ - 1) у тюркских и монгольских народов первоначально военно-административная организация, затем становище кочевников, в средние века - ставка правителя государства.
2) Устаревший термин, обозначающий самую раннюю форму организации общества («первобытное человеческое стадо»).
3) В обиходном значении - многочисленное неорганизованное скопище людей.
* * *
ОРДА - ОРДА́, тюркское слово с очень широким спектром значений, включающим ставку, дворец правителя, территорию, занятую определенным племенным или политическим (государственным) образованием, войско, армия, место периодических сборов родственных кочевий, кочевой лагерь правителя, кочевую столицу и в некоторых тюркских языках и диалектах массу иных родственных понятий, связанных с перечисленными. В древнетюркских текстах начала II тыс. это понятие обозначает «средний», «середина». По всей видимости, как средоточие человеческих масс, собрание кочевников оно в дальнейшем приобретает социально-политический и топографический смысл. Ордами именовались крупные владения, на которые подразделялась при Чингисхане (см. ЧИНГИСХАН) и Чингисидах территория первоначального общемонгольского улуса. Во главе отдельных орд стояли сыновья Чингисхана, а затем и более поздние его потомки: орды Батыя (см. БАТЫЙ), Хулагуидов (см. ХУЛАГУ) и др.; Золотая Орда (см. ЗОЛОТАЯ ОРДА) и ее позднейшие подразделения.
ОРДА -..1) у тюркских и монгольских народов первоначально военно-административная организация, затем становище кочевников, в средние века - ставка правителя государства
2)] Устаревший термин, обозначающий самую раннюю форму организации общества ("первобытное человеческое стадо")
3) В обиходном значении - многочисленное неорганизованное скопище людей.
-ы́, мн. о́рды, ж.
1. ист.
Название крупных тюркских и монгольских феодальных государств в эпоху средневековья, а также ставка, местопребывание их правителей.
Золотая орда. Крымская орда.
||
Название союзов кочевых племен.
2. перен.; с определением. пренебр. Вражеское войско; полчище.
Фашистские орды.
3. перен.; кого или какая. разг.
Многолюдная, беспорядочная и шумная толпа, сборище кого-л.
[Солдат] плотно окружала орда мастеровых в изодранных армяках. Григорович, Петербургские шарманщики.
Орда немытых казачат улюлюкала Прокофию вслед. Шолохов, Тихий Дон.
[От тюрк., монг. ordu - лагерь, дворец хана]
орда (иноск.) - толпа, большое скопище
Ср. Что это? Боже мой! здесь целая орда!
Зачем изволили пожаловать сюда?
М.З. Загоскин. Урок холостым. Званкина.
орда́, -ы́, мн. ч. о́рды, орд; но (в названиях средневековых государственных объединений) Орда́, -ы́, напр.: Золота́я Орда́, Нога́йская Орда́; Орда́ (Золотая Орда)
D́ сущ см. Приложение II
орды́
мн.
о́рды
орд
о́рдам
И словно ожил темный лес
Ордо́й страшилищ и чудес;
Неслись из дальней стороны
Освирепелые слоны,
Открыв травой набитый рот,
Скакал, как лошадь, бегемот.
Н. С. Гумилев, Мик
На святыни пролетарские,
Гнёзда вить, слетелись филины;
О́рды книжные, татарские
Шестернею не осилены.
Н. А. Клюев, «Мы - ржаные, толоконные…»
Примеры с правильным ударением:
Ритм поговорки также «подсказывает» правильное ударение: Хоть в орду́, так пойду*.
Сведения о происхождении слова:
Слово происходит от тюркского orda ‘дворец султана; военный лагерь’ и сохраняет в исходной форме свойственное тюркским языкам ударение на последнем слоге.
Сведения о старой норме ударения:
В поэзии можно встретить ударение мн. орды́, орда́м и т. д., которое ранее соответствовало норме:
И ты, наш Петр, в толпе вождей.
Внимайте клич: Полтава!
Орды́ пришельцев - снедь мечей,
И мир взывает: слава!
В. А. Жуковский, Певец в стане русских воинов
"Узелок на память":
Вы не сделаете ошибку в ударении, если, склоняя слово орда́, будете мысленно ориентироваться на слово беда́: беде́ - орде́, бе́дам - о́рдам и т. д.
* Т. е. судиться.
сущ., кол-во синонимов: 14
армия (46)
банда (22)
ватага (24)
войско (13)
гурьба (8)
орава (11)
полчище (26)
сборище (40)
скопище (13)
ставка (25)
становище (11)
стоянка (32)
толпа (59)
уйма (41)
сущ.
1.
войско
армия
рать
войска
вооруженные силы
полки
воинство
полчище
2.
толпа
гурьба
ватага
орава
См. толпа...
Заимств. в др.-рус. эпоху из тюрк. яз., где орда - «лагерь» < «ставка хана» < «дворец» (с тронным залом), того же корня, что орун «трон». Соврем. значение вторично.
I орда́
I, укр. орда́, блр. орда́ "беспорядок, шум", др.-русск. орда "стан, кочевье" (Афан. Никит. 9 и др.; см. Срезн. II, 705 и сл.), ординьское, прилаг., грам. 1362-1389 гг.; см. Шахматов, Очерк 186. Заимств. из тюрк.; ср. чагат., азерб., тар., казах. orda "дворец, шатер султана, хана", тур. ordu "военный лагерь" (Радлов 1, 1072 и сл.), уйг. Ordukänt "ординский город=город Кашкар" (Радлов 1, 1075), монг. ordu, оrdа, калм. ordɔ "двор, лагерь, стоянка, орда" (Рамстедт, KWb. 288); см. Мi. ТЕl. 2, 137; ЕW 225.
II орда́
II "бурундук, земляная белка", арханг., мезенск. (Подв.). Из коми orda - то же; см. Калима, FUF 18, 34 и сл.
ОРДА (монголо-татарск. слово) ставка хана; позднее это название применялось не только для обозначения всей территории, занятой кочевым племенем, но распространилось и на её обитателей.
- «Золотая» империя монголов.
- «Золотое» скопище.
- Татаро-монгольская группировка.
- Толпа татаро-монгольских хулиганов.
- Сначала это слово обозначало юрту с золотыми украшениями, а потом стало обозначать государство татаро-монгольских завоевателей.
- Золотая поработительница Руси.
- Войско Чингисхана.
- Войско Мамая.
- Тюркские и монгольские племена, нападавшие на Русь.
- Толпа, скопище, банда (перен.).
- В русском языке это слово обозначало сначала «шатёр», потом «ставка», потом стало обозначать центр некоего государства, затем и само государство.
- Цикл стихов Николая Тихонова.
- Фильм режиссёра Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова.
- Дворец у тюркских народов.
Орда́лии (средневековое лат., единственное число ordalium, от англосакс. ordal - приговор, суд), то же, что «Божий суд».
* * *
ОРДАЛИИ - ОРДА́ЛИИ (от англо-сакс. ordal - приговор, суд; лат. judicium Dei - суд Божий), в средние века судебный процесс, производившийся в тех случаях, когда исчерпывались все обыкновенные средства суда.
В такой ситуации стороны могли апеллировать к суду Божию, формы которого были различны: жребий, присяга, судебный поединок и ордалии. Собственно ордалиями, в узком смысле этого слова, назывались испытания огнем, водой, раскаленным железом и т. п. Спорящие вызывались сделать что-либо, что по естественному порядку вещей должно быть гибельным для них, но, вследствие непосредственного участия Бога окажется безвредным. Испытание огнем состояло в держании руки на огне, в переходе через зажженный костер в одной рубашке, в держании руками раскаленного железа. Испытание кипящей или холодной водой производилось следующим образом: на дно сосуда с кипятком клали кольцо, которое испытуемый должен был вынуть без вреда для себя; при испытании холодной водой обвиняемого, связанного веревкой, бросали в воду, и если тот шел ко дну, то считался невиновным, что обосновывалось языческими представлениями о том, что вода не принимает в себя ничего оскверненного.
Церковь, после бесплодной борьбы против судов Божиих, взяла их под свое покровительство. Это время характеризуется появлением нового испытания - крестом: истец и ответчик становились у креста с поднятыми руками, и тот, кто первым опускал руки или падал, считался виновным. Также применялось испытание освященным куском хлеба или сыра (лат. iudicum offae, panis adiurati, casibrodeum), при котором обвиняемый признавался виновным, если кусок застревал у него в горле. Испытание причастием (лат. purgatio per eucharistiam, examen corporis et sanguinis Domini) применялось для обвиняемых духовного звания: предполагалось, что на виновном оно должно сказаться неблагоприятно. В церквах находились священные орудия испытания, которое производилось в церквах при соблюдении известной церемонии (кроме испытания водой).
В делах об убийстве часто применялось испытание, основанное на народной вере в то, что из ран на теле убитого должна выступить кровь при прикосновении или приближении к нему убийцы.
В средневековой Западной Европе к свободным людям применяли обычно присягу и судебный поединок. Остальные виды суда Божия применялись к несвободным, за которых не хотели присягать их господа; к женщинам, если они, вызванные на поединок, не находили себе заместителя; к свободным гражданам, которые не могли найти себе поручителя.
Со временем суды Божии стали выходить из употребления и вместо них были введены пытки. Возрождение ордалий в форме испытания холодной водой пришлось на период «охоты на ведьм (см. ОХОТА НА ВЕДЬМ)». Новым испытанием стало взвешивание ведьм, которое так же, как и испытание водой, основывалось на вере в то, что ведьма, имевшая сношения с дьяволом, теряла свой естественный вес. Дольше всего сохранилась форма суда Божия, заключавшаяся в приведении подозреваемого к трупу убитого. Окончательно суды Божии на Западе вышли из употребления в сер. 18 в.
ОРДАЛИИ (ср.-век. лат. - ед. ч. ordalium, от англосакс. ordal - приговор, суд), то же, что "божий суд".
ОРДАЛИИ (от ниж.-нем. ordele). Суд Божий: испытание церковно-судебное, по результатам которого заключали о виновности обвиняемого.
ж.
Способ определения правоты или виновности обвиняемого путём пыток огнём, водой, раскалённым железом и т.п. (в судебном процессе эпохи Средневековья).
ОРДА́ЛИЯ, ордалии, жен. (англо-сакс. ordal) (ист.). В средние века - т.н. "суд божий", т.е. испытание обвиняемого какой-нибудь пыткой (напр. огнем, водой), которую он должен был выдержать, чтоб доказать свою невиновность.
ОРДА́ЛИЯ -и; ж. [от лат. ōrdo - порядок]. В средние века: способ определения виновности или правоты обвиняемого путём пыток огнём, раскалённым железом и т.п.
-и, ж.
Средневековый способ определения виновности или правоты обвиняемого путем пыток огнем, раскаленным железом и т. п.
[лат. ordalia (мн. ч.)]
ордалия - испытание (огнем, водою, железом) невинности по обвинению - для оправдания; суд Божий
Ср. Эпоха leges barbarorum... выдвигает на первый план очистительную присягу подсудимого и поручителей за него из свободного сословия compurgatores - с заменою ее в ряде случаев, ордалией, т.е. испытанием огнем, водою и железом.
А.Ф. Кони. Нравственные начала в уголовном процессе.
Ср. Ordalien (нем.) ürtheil (Gottes), ordeal (англ.), ordalie (фр.), ordalium (средн.-лат.) - суд Божий.
См. суд Божий.
орда́лия
(ср.-лат. ordalia, мн. ч.) в средневековом судебном процессе - способ выяснения правоты или виновности тяжущихся сторон путем т. наз. суда божьего (испытание огне ., водой и т. п.).
- В средневековом судебном процессе - способ выяснения правоты или виновности тяжущихся сторон путём так называемого «суда божьего».
- Испытание, подогреваемое пыткой.
- Допрос в Средние века.
ОРДАНСКИЙ
Вариант семинарской фамилии Иорданский. По названию священной для христиан реки Иордан, в Палестине. (Ф).
ОРДАС Диего - О́РДАС Диего (Диего де Ордас, Ordaz) (ок.1480 - 8 июля 1538), испанский конкистадор (см. КОНКИСТАДОРЫ), исследователь реки Ориноко.
Участник походов Эрнана Кортеса (см. КОРТЕС Эрнандо) в Мексику (1519-1521), Диего де Ордас в 1520 году впервые поднялся на действующий вулкан Попокатепетль (см. ПОПОКАТЕПЕТЛЬ) (5452 м). С письмом Кортеса к королю в 1522-1524 годах он побывал в Испании. В 1531 году совершил экспедицию по Ориноко, в поисках Эльдорадо (см. ЭЛЬДОРАДО) впервые поднялся по Ориноко до устья реки Мета (см. МЕТА).