нескл. ср.
Общественное российское телевидение.
ОРТ -а; м. [нем. Ort]
1. Горн. Горизонтальная подземная горная выработка, не имеющая непосредственного выхода на поверхность.
2. Матем. Вектор, длина которого равна единице.
* * *
ОРТ (Общественное российское телевидение), телекомпания (ЗАО; 51% акций принадлежит государству). Основана в 1995, Москва. Ведёт историю с 1951 от Центральной студии телевидения и созданного на её базе 1-го канала Центрального телевидения в системе Гостелерадио СССР. Преемником Центрального телевидения в 1991 стала Российская государственная телерадиокомпании «Останкино». Информационные программы «Время», «Взгляд» и др., развлекательные - «Пока все дома», «Поле чудес» и др. 5 вещательных зон охватывают свыше 98% населения СНГ. Корпункты в России и СНГ (свыше 30) и за рубежом (свыше 40).
-----------------------------------
ОРТ -а; м. [нем. Ort]
1. Горн. Горизонтальная подземная горная выработка, не имеющая непосредственного выхода на поверхность.
2. Матем. Вектор, длина которого равна единице.
* * *
орт - I
(от греч. orthós - прямой), то же, что единичный вектор.
II
(нем. Ort), горная горизонтальная подземная выработка, проведённая в толще полезного ископаемого под углом к простиранию месторождения и не имеющая непосредственного выхода на земную поверхность.
ОРТ (от греч. orthos - прямой) - то же, что единичный вектор.
-----------------------------------
ОРТ (нем. Ort) - горная горизонтальная подземная выработка, проведенная в толще полезного ископаемого под углом к простиранию месторождения и не имеющая непосредственного выхода на земную поверхность.
-а, м.
1. горн.
Горизонтальная подземная горная выработка, не имеющая непосредственного выхода на поверхность.
2. мат.
Вектор, длина которого равна единице.
[нем. Ort]
Такое же устаревшее понятие, как и Общественное Российское Телевидение. Так некогда именовались погреба, первоначально создававшиеся только одесскими немцами. Просуществовали до сравнительно недавней эпохи холодильников в каждом доме. О. представлял собой подобие горизонтальной подземной горной выработки, не имеющей непосредственного выхода на поверхность, а потому продукты прекрасно сохранялись в нем, несмотря на почти полное отсутствие чернозема в местной почве.
сущ., кол-во синонимов: 8
вектор (5)
вымышленное существо (334)
выработка (69)
горная выработка (27)
горное депо (1)
квершлаг (4)
монета (298)
сбойка (8)
орт I
вектор единичной длины
Для описания уравнений движения они сделали векторным время и в дополнение к трём измерениям пространства ввели три орта времени.
орт II
горизонтальная подземная горная выработка, не имеющая непосредственного выхода на поверхность
- Горизонтальная горная выработка.
- Единичный вектор.
- Серебряная, затем билонная монета Германии и Речи Посполитой XVI-XVIII веков.
- Двуглавый пес, порождение Тифона и Ехидны, брат Цербера.
- Первый канал ранее.
ОРТ (единичный вектор) - ОРТ (от греч. orthos - прямой), то же, что единичный вектор (см. ЕДИНИЧНЫЙ ВЕКТОР).
ОРТ (Общественное российское телевидение) - ОРТ (Общественное российское телевидение), общероссийская телекомпания, основана в 1994.
Создана по указу Президента РФ Б. Н. Ельцина (см. ЕЛЬЦИН Борис Николаевич). Начала вещание с апреля 1995 на первом канале вместо «Останкино». У истоков создания кампании стоял В. Н. Листьев, (см. ЛИСТЬЕВ Владислав Николаевич) трагически погибший 1 марта 1995.
В разное время на канале работали: В. В. Познер, В. Я. Ворошилов, А. В. Масляков, Л. А. Якубович, С. Л. Доренко, А. М. Любимов, М. В. Леонтьев, М. Ю. Соколов и др. журналисты, авторы и ведущие программ. Председатели совета директоров и генеральные директора кампании: А. Н. Яковлев (см. ЯКОВЛЕВ Александр Николаевич) , В. Н. Игнатенко, С. Е. Благоволин, К. Ю. Пономарева, И. В. Шабдурасулов, М. Б. Пиотровский (с 2001).
Среди лучших информационных, аналитических и развлекательных программ канала: «Время», «Времена», «Что? Где? Когда?», «КВН», «Старые песни о главном», «Поле чудес». Программы канала принимаются почти на всей территории России.
ОРТ (подземная выработка) - ОРТ (нем. Ort), горная горизонтальная подземная выработка (см. ГОРНЫЕ ВЫРАБОТКИ) , проведенная в толще полезного ископаемого под углом к простиранию месторождения и не имеющая непосредственного выхода на земную поверхность.
ОРТА (Хорта) (Horta) Виктор (1861-1947) - бельгийский архитектор. Один из создателей стиля "модерн" (особняки Тасселя, 1892-93, и Сольве, 1895-1900, - в Брюсселе).
ОРТА Виктор - ОРТА́ (Хорта) (Horta) Виктор (6 января 1861, Гент - 8 сентября 1947, Брюссель), бельгийский архитектор, один из создателей стиля «модерн». Учился в Академии художеств в Генте (с 1876) и Брюсселе (с 1880) у А. Бала. В 1892-1912 вел профессорско-преподавательскую работу в Свободном университете в Брюсселе, 1919-1927 - в Академии художеств в Антверпене, 1912-1931 - в Брюссле, 1927-1931 директор брюссельской Академии художеств. Стремился воплотить идею цельного произведения искусства. Для его построек характерны свобода планировки, уподобление конструкций природным формам, пластичность, объёмно-пространственные композиции, широкое применение металла и стекла, выявление их декоративных возможностей, органическое единство всех компонентов сооружения (вплоть до деталей внутреннего убранства). В декоре интерьеров, а позже и фасадов использовал обильный растительный орнамент, первым ввёл в стилистику «модерна» гибкую, упругую линию («удар бича»). Фасады отличаются динамичностью и текучестью форм. Особняки Тасселя и Сольве (1892-1900), Народный дом (1896-1899), магазин «Инновасьон» (1901) в Брюсселе. Позже перешел к неоклассицизму (Центральный вокзал в Брюсселе, 1953).
Орта́ Хорта Виктор (Horta) (1861-1947), бельгийский архитектор. Один из создателей стиля модерн. Для его построек характерны свобода планировки, пластичность пространственных решений, органическое стилистическое единство всех декоративных и конструктивных элементов (особняки Тасселя, 1892-93, и Сольве, 1895-1900,- в Брюсселе). Широко использовал растительный орнамент, первым ввёл в стилистику модерна гибкую упругую линию, названную его именем («линия Орта», или «удар бича»).
биол. (Ortanique - or(ange) + tan(gerine) + (un)ique)
естественный тангор
син. ортаник, тамбор, мандор, мандора
Орте́га Сааве́дра Даниель (Ortega Saavedra) (р. 1945), президент Никарагуа в 1985-90; координатор исполнительной комиссии национального руководства Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) с 1985, генеральный секретарь партии СФНО с 1991, лидер партии с 1995.
* * *
ОРТЕГА СААВЕДРА Даниель - ОРТЕ́ГА СААВЕ́ДРА (Ortegа Saavedra) Даниель (р. 1945), никарагуанский государственный и политический деятель, президент Никарагуа в 1985-1990 и с 2006. Координатор исполнительной комиссии Национального руководства Сандинистского фронта (см. САНДИНИСТСКИЙ ФРОНТ НАЦИОНАЛЬНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ (СФНО)) национального освобождения (СФНО) с 1985. Член Национального руководства СФНО с 1965. Координатор Руководящего совета правительства национального возрождения в 1981-1985. Придерживался левых взглядов, затем объявил о своем обращении в католичество. В 2006 победил консерваторов с небольшим перевесом на президентских выборах.
ОРТЕГА СААВЕДРА (Ortegа Saavedra) Даниель (р. 1945) - президент Никарагуа в 1985-90; координатор исполнительной комиссии Национального руководства Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) с 1985. Член Национального руководства СФНО с 1965. Координатор Руководящего совета правительства национального возрождения в 1981-85.
Орте́га-и-Гасе́т (Ortega y Gasset) Хосе (18831955), испанский философ, публицист. Противник франкизма, в 1936 эмигрировал в Латинскую Америку, в 1945 вернулся в Европу, в 1948 в Испанию, где основал Институт гуманитарных наук. Один из главных представителей концепций «массового общества», «массовой культуры» («Восстание масс», 192930) и теории элиты. В эстетике выступил как теоретик модернизма («Дегуманизация искусства», 1925).
Орте́га-и-Гасе́т Хосе (Ortega у Gasset) (1883-1955), испанский философ, публицист. Противник франкизма, в 1936 эмигрировал в Латинскую Америку, в 1945 вернулся в Европу, в 1948 - в Испанию. Один из главных представителей концепций «массового общества», массовой культуры («Восстание масс», 1929-30) и теории элиты. В эстетике выступил как теоретик модернизма («Дегуманизация искусства», 1925).
* * *
ОРТЕГА-И-ГАСЕТ Хосе - ОРТЕ́ГА-И-ГАСЕ́Т (Ortegа y Gasset) Хосе (1883-1955), испанский философ и публицист, представитель философии жизни и философии антропологии. Подлинную реальность, дающую смысл человеческому бытию, усматривал в истории, истолковывая ее в духе экзистенциализма как духовный опыт непосредственного переживания. Один из главных представителей концепций «массового общества», массовой культуры («Восстание масс», 1929-30) и теории элиты. В эстетике выступил как теоретик модернизма («Дегуманизация искусства», 1925).
ОРТЕГА-И-ГАСЕТ (Ortegа y Gasset) Хосе (1883-1955) - испанский философ и публицист, представитель философии жизни и философии антропологии. Подлинную реальность, дающую смысл человеческому бытию, усматривал в истории, истолковывая ее в духе экзистенциализма как духовный опыт непосредственного переживания. Один из главных представителей концепций "массового общества", массовой культуры ("Восстание масс", 1929-30) и теории элиты. В эстетике выступил как теоретик модернизма ("Дегуманизация искусства", 1925).
ОРТЕГА-И-ГАСЕТ Хосе (Ortega y Gasset, Jose)
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАСЕТ
(1883-1955), испанский писатель и философ, один из выдающихся интеллектуалов 20 в. Ортега и его современник Мигель Унамуно известны как "философы агоры", люди, которые популяризировали свои идеи с помощью газетных статей, специально созданных для этой цели журналов, в книгах и публичных лекциях. Ортега родился в Мадриде 9 мая 1883. Получил образование в Малаге и Мадриде, стал доктором философии в 1904. Уже в 1902 писал статьи для газеты "Эль Импарсиаль" ("El Imparcial"). Стажировался в Марбургском университете у Германа Когена, который оказал на него значительное влияние. В 1910 стал профессором метафизики Мадридского университета. В 1914 Ортега опубликовал свою первую книгу - Размышления о Дон-Кихоте (Meditationes del Quijote) и прочитал знаменитую лекцию Старая и новая политика (Vieja y nueva politica), в которой изложил позицию молодых интеллектуалов того времени в отношении политических и моральных проблем Испании. Некоторые историки считают это обращение существенно важной вехой в цепи событий, которые привели к падению монархии. В 1915 в сотрудничестве с Асорином, Барохой и Пересом де Айела основал журнал "Испания" ("Espaa"), а в 1917 - "Эль Соль" ("El Sol"). Вскоре Ортега стал известен в Латинской Америке; в 1916 он прочитал серию лекций в Аргентине. В 1923 учредил журнал "Ревиста де Оксиденте" ("Revista de Occidente"), в котором испаноязычному миру предлагались новейшие достижения в области философии, науки и литературы. Когда генерал Примо де Ривера провозгласил себя диктатором Испании в декабре 1923, Ортега, как и многие другие профессора, отказался от должности в университете. В феврале 1931 за два месяца до смены режима он образовал небольшой политический союз "Группа на службе республики" ("La agrupacion al servicio de la republica"), а затем был избран в новую конституционную ассамблею. В 1933 Ортега ушел из политики, а когда началась гражданская война, покинул Испанию. В 1936-1945 жил в Европе, Аргентине и Португалии. В 1948 основал в Мадриде Институт гуманитарных наук. Умер Ортега в Мадриде 18 октября 1955. Сочинения Ортеги, такие, как Размышления о Дон-Кихоте и Бесхребетная Испания (Espaa invertebrada, 1921), отражают умонастроение автора как испанца и европейца. Его интеллектуальные способности и художественный талант очевидны в таких работах, как Тема нашего времени (El tema de nuestro tiempo, 1923) и Дегуманизация искусства (La deshumanizacion del arte, 1925). Однако как раз в прологе к Размышлениям о Дон-Кихоте можно найти главные идеи философии Ортеги. Здесь он дает определение человека: "Я есть Я и мое окружение" ("Yo soy yo y mi circunstancia"), т.е. человек не может рассматриваться в отрыве от окружающих его обстоятельств истории. Ортега искал компромисса между идеализмом (преувеличивающим значение разума) и реализмом (преувеличивающим значение вещей) и предложил философию жизни, соединение Я и вещей. Каждая жизнь есть одна из точек зрения на Вселенную; истина плюральна, никто не может претендовать на то, что его точка зрения единственно истинна. Жизнь - это драма, выбор в экзистенциалистском смысле. Знакомство с немецким философом Вильгельмом Дильтеем повлияло на философско-исторические взгляды Ортеги, нашедшие выражение в его работе История как система (Historia como sistema, 1941), предлагающей новый подход к изучению фундаментальных проблем человеческого существования. Всемирную славу Ортеге принесла его работа Восстание масс (La Rebelin de las masas, 1930). В каком-то смысле название не соответствует содержанию, ибо под массами не имеется в виду пролетариат. Согласно Ортеге, человечество разделено не на общественные классы, а на два типа людей: элиту (духовную аристократию) и массу. Последняя лишена способности к самооценке и в результате нетребовательна к себе. Человек "массы" посредствен, скучен и желает оставаться таким, какой он есть, быть "таким, как все". Масса, следовательно, представляет собой совокупность индивидов, ориентированных на жизнь в массе. Наличие огромного числа таких людей характерно для 20 в. Благодаря либеральной демократии и техническому прогрессу стал возможен высокий уровень жизни, который льстил самолюбию тех, кто пользовался его выгодами и не думал ни об ограниченности своего существования, ни об окружающем огромном мире. Работа Ортеги заканчивается требованием, чтобы власть была передана меньшинству - духовной элите. Он также предлагает, чтобы Западная Европа объединилась и вновь стала оказывать влияние на ход событий в мире. Хотя Ортега является выдающимся мыслителем современности, не следует забывать о писательском таланте философа. В его сочинениях, как и в работах Унамуно, форма и содержание неразрывно связаны. Стиль изобилует необычными и изящными метафорами, возникающими (по его же теории) из неудовлетворенной потребности в выражении. Будучи настоящим художником слова, Ортега артистически пользовался языком метафоры и благодаря этому стал уникальным мыслителем нашего времени.
ЛИТЕРАТУРА
Ортега-и-Гасет Х. Восстание масс. - Вопросы философии, 1989, № 3-4 Ортега-и-Гасет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991 Ортега-и-Гасет Х. Что такое философия? М., 1991 Ортега-и-Гасет Х. Дегуманизация искусства и другие работы. М., 1991
Орте́лий Абрахам (Ortelius, Oertel) (1527-1598), фламандский картограф. В 1570 издал сборник «Театр Мира» из 53 карт с подробными географическими текстами; сборник неоднократно дополнялся и переиздавался.
* * *
ОРТЕЛИЙ Абрахам - ОРТЕ́ЛИЙ (Ortelius, Oertel) Абрахам (1527-98), фламандский картограф (см. КАРТОГРАФИЯ) . В 1570 издал сборник «Театр Мира» из 53 карт с подробными географическими текстами; сборник неоднократно дополнялся и переиздавался.
ОРТЕЛИЙ (Ortelius - Oertel) Абрахам (1527-98), фламандский картограф. В 1570 издал сборник "Театр Мира" из 53 карт с подробными географическими текстами; сборник неоднократно дополнялся и переиздавался.
ОРТЕР Альфред - О́РТЕР (Oerter) Альфред (19 августа 1936, Астория, шт. Нью-Йорк - 1 октября 2007, Форт-Майерс, шт. Флорида), американский спортсмен (легкая атлетика (см. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА)).
Четырехкратный чемпион Олимпийских игр (1956, 1960, 1964, 1968) в метании диска. Многократный рекордсмен мира. Является совладельцем выдающегося рекорда Олимпийских игр: за всю историю этих соревнований лишь Ортер, датский яхтсмен П. Элвстрем и американский легкоатлет К. Льюис (см. ЛЬЮИС Карл) завоевывали золотые медали в отдельной спортивной дисциплине на протяжении четырех последовательных Игр (как среди мужчин, так и среди женщин).
Ортико́н (от греч. orthós - прямой, правильный и eikōn - изображение), передающий электронно-лучевой прибор с мозаичным фотокатодом, в котором световое изображение преобразуется в электрическое (в так называемый потенциальный рельеф), а последнее (посредством построчно обегающего мозаичный фотокатод пучка медленных электронов) - в видеосигнал.
* * *
ОРТИКОН - ОРТИКО́Н (от греч. orthos - прямой, правильный и eikon - изображение), передающий электронно-лучевой прибор с мозаичным фотокатодом, в котором световое изображение преобразуется в электрическое (в т. н. потенциальный рельеф), а последнее (посредством построчно обегающего мозаичный фотокатод пучка медленных электронов) - в видеосигнал.
ОРТИКОН (от греч. orthos - прямой - правильный и eikon - изображение), передающий электронно-лучевой прибор с мозаичным фотокатодом, в котором световое изображение преобразуется в электрическое (в т. н. потенциальный рельеф), а последнее (посредством построчно обегающего мозаичный фотокатод пучка медленных электронов) - в видеосигнал.
ортико́н
(гр. orthos прямой, правильный + eikon изображение) передающая телевизионная трубка, предназначенная для преобразования светового изображения в электрические импульсы; о. обладает чувствительностью в 10- 20 раз большей, чем иконоскоп, используется при передаче изображения по телевидению при слабой освещенности.
Орти́с Диего (Ortiz) (около 1510 - около 1570), испанский композитор, музыкальный теоретик. С 1553 жил в Неаполе. Автор первого трактата, посвященного орнаментации и варьированию в музыке смычковых инструментов (виол). Автор 4-7-голосных гимнов, псалмов, мотетов, а также ричеркаров для басовой виолы (виола да гамба).
Орти́т (алланит), минерал, островной силикат редкоземельных элементов (Се и Y). Смоляно-чёрные, бурые кристаллы. Твердость 5-6,5; плотность 3,3-4,2 г/см3. Акцессорный минерал гранитов, гнейсов, гранитных пегматитов и др. Слаборадиоактивен. Часто метамиктный.
* * *
ОРТИТ - ОРТИ́Т (алланит), минерал, островной силикат (см. СИЛИКАТЫ ПРИРОДНЫЕ) редкоземельных элементов (Се и Y). Смоляно-черные, бурые кристаллы. Твердость 5-6,5; плотность 3,3-4,2 г/см3. Акцессорный (см. АКЦЕССОРНЫЕ МИНЕРАЛЫ) минерал гранитов (см. ГРАНИТ), гнейсов (см. ГНЕЙС), гранитных пегматитов (см. ПЕГМАТИТ) и др. Слаборадиоактивен. Часто метамиктный (см. МЕТАМИКТНЫЕ МИНЕРАЛЫ) .
ОРТИТ (алланит) - минерал, островной силикат редкоземельных элементов (Се и Y). Смоляно-черные, бурые кристаллы. Твердость 5-6,5; плотность 3,3-4,2 г/см³. Акцессорный минерал гранитов, гнейсов, гранитных пегматитов и др. Слаборадиоактивен. Часто метамиктный.
Минерал черного цвета, очень сложного химического состава, находится в Швеции, Финляндии и на Урале.
ОРТИЯ - О́РТИЯ, в греческой мифологии прозвище богини Артемиды (см. АРТЕМИДА) в Спарте.
ОРТО- мета-, ПАРА- в химии, приставки, употребляемые в органической химии для обозначения положения двух одинаковых или различных заместителей друг относительно друга в бензольном кольце (сокр. о-, м-, п-). В орто соединениях заместители находятся в 1,2-, в мета- - в 1,3- и в пара- в 1,4-положениях; напр., 1,2-диметилбензол называется ортоксилолом. Приставки "орто" и "мета" употребляют также в неорганической химии - в названиях кислородных кислот с различным содержанием гидроксильных групп (орто - наибольшее, мета - наименьшее), напр. ортофосфорная (HO)3PO и метафосфорная HOPO2 кислоты.
(гк)
ὀρθόζ прямой, правильный
ортопедия выправление ног; ср. англ. orthopaedics/orthopedics, фр. orthopedie, нем. Orthopädie
орфография правописание; ср. англ. orthography, фр. or-thographe, нем. Orthografie/Orthographie и Rechtschrei-bung (это слово - калька)
ортодокс православный, правоверный; ср. англ., нем. оrthodox, фр. оrthodoxe
орфоэпия нормы, определяющие правильное произношение (греч. ἔποζ - речь); ср. англ. orthoepy, фр. orthoepie, нем. Orthoepie
Орто-, мета-, пара- в химии, приставки, употребляемые в органической химии для обозначения положения двух одинаковых или различных заместителей друг относительно друга в бензольном кольце (сокращенно о-, м-, п-). В орто- соседние заместители находятся в 1,2-, в мета- - в 1,3- и в пара- - в 1,4-положениях; например, 1,2-диметилбензол называют орто-ксилолом. Приставки «орто» и «мета» употребляют также в неорганической химии - в названиях кислородных кислот с различным содержанием гидроксильных групп (орто - наибольшее, мета - наименьшее), например, ортофосфорная (НО)3РО и метафосфорная НОРО2 кислоты.
ОРТО-, МЕТА-, ПАРА- (приставки) - ОРТО-, МЕТА-, ПАРА- в химии, приставки, употребляемые в органической химии для обозначения положения двух одинаковых или различных заместителей друг относительно друга в бензольном кольце (сокр. о-, м-, п-). В орто соединениях заместители находятся в 1,2-, в мета- в 1,3- и в пара- в 1,4-положениях; напр., 1,2-диметилбензол называется ортоксилолом. Приставки «орто» и «мета» употребляют также в неорганической химии - в названиях кислородных кислот с различным содержанием гидроксильных групп (орто - наибольшее, мета - наименьшее), напр. ортофосфорная (HO)3PO и метафосфорная HOPO2 кислоты.
О́рто-хлорбензилиденмалонодинитри́л - ClC6Н4СН=С(CN)2, бесцветные кристаллы, tпл 95°C (по зарубежным данным), обладающие резким раздражающим действием на глаза и верхние дыхательные пути; непереносимая концентрация в воздухе 0,001-0,005 мг/л (1 мин). Известен под названием «Си Эс» (CS).
* * *
ОРТО-ХЛОРБЕНЗИЛИДЕНМАЛОНОДИНИТРИЛ - О́РТО-ХЛОРБЕНЗИЛИДЕНМАЛОНОДИНИТРИ́Л, ClC6H4СН=C(CN)2, бесцветные кристаллы, tпл 95 °С. Отравляющее вещество (по зарубежным данным), обладающее резким раздражающим действием на глаза и верхние дыхательные пути; непереносимая концентрация в воздухе 0,001-0,005 мг/л (1 мин). Известен под названием «Си Эс» (CS).
ОРТО-ХЛОРБЕНЗИЛИДЕНМАЛОНОДИНИТРИЛ - ClC6H4СН=C(CN)2, бесцветные кристаллы, tпл 95 .С. Отравляющее вещество (по зарубежным данным), обладающее резким раздражающим действием на глаза и верхние дыхательные пути; непереносимая концентрация в воздухе 0,001-0,005 мг/л (1 мин). Известен под названием "Си Эс" (CS).
м.
Здоровый, разумный образ жизни, включающий заботу о физическом здоровье, рациональном питании, личную гигиену, культуру общеия и т.п., разработанный И.И. Мечниковым.
ОРТОБИОЗ [< гр. orthos - прямой, правильный + bios - жизнь] - термин, означающий здоровый, разумный образ жизни; о. включает заботу о физическом здоровье, оптимальный ритм работы и отдыха, двигательную активность, рациональное питание, культуру общения и личную гигиену.
ОРТОГЕНЕ́З [нэ́], -а; м. [от греч. orthos - прямой и genēs - происхождение, возникновение] Теория развития живого, основанная на идее изначальной целесообразности в природе, утверждающая, что причина эволюции организма лежит в самом организме.
* * *
ортогене́з (от греч. orthós - прямой и ...генез) (ортоэволюция), теория развития живой природы, утверждающая, что эволюция организмов происходит в строго определённом направлении (подобно росту кристаллов в строго определённых плоскостях). Отрицает творческую роль естественного отбора в возникновении приспособлений у организмов. Признаёт идею изначальной целесообразности в природе. В наиболее развёрнутой форме изложена немецким учёным Т. Эймером (T. Eimer) в 1888-97.
* * *
ОРТОГЕНЕЗ - ОРТОГЕНЕ́З (от греч. оrthos- прямой и ...генез (см. ГЕНЕЗИС)), совокупность близких гипотез о развитии живой природы, утверждающих, что эволюция организмов происходит в сторого определенном направлении, которое задается в первую очередь закономерностями их строения, а не воздействием среды, т. е. теорий, отрицающих творческую роль естественного отбора. Сторонники ортогенеза полагают, что эволюция - закономерный ряд превращений, напоминающий рост кристаллов. Эти превращения реагируют на внешние воздействия, но могли бы происходить и без изменений во внешней среде. При этом набор вариантов изменчивости организмов ограничен, а адаптация не является главным направлением эволюции. В целом же эволюционные преобразования происходят в силу внутренней предрасположенности организмов варьировать в определенных направлениях. Все ортогенетические теории в той или иной степени носят ламаркистский характер (см. Ламаркизм (см. ЛАМАРКИЗМ), Неоламаркизм (см. НЕОЛАМАРКИЗМ)).
Термин «ортогенез» введен немецким биологом В. Хакке в 1893 г. в связи с дискуссией о носителях наследственности, развернувшейся в конце 19 в. после появления теории А. Вейсмана о зародышевой плазме. По Хакке, наследственность определяется подобными многогранникам частицами, которые могут соединяться друг с другом. Число этих сочетаний ограничено, поэтому и набор вариантов изменчивости также ограничен. Такую упорядоченность изменчивости Хакке и назвал «ортогенезом».
Ортогенетические гипотезы создали немецкие ученые - ботаник К. Негели и зоолог Т. Эйемер, которых принято считать механоламорскистами. Первый в работе «Механико-физиологическая теория эволюции» (1884) полагал, что развитие в природе напрвлено в сторону более сложной организации (принцип совершенствования) и испытывает прямое влияние среды. Второй в монографиях «Происхождение видов на основе наследования приобретенных свойств» (1888) и «Ортогенез у бабочек. Доказательство определенно направленного развития и бессилия естественного подбора в образовании видов» (1897) все изменения, происходящие в организмах под влиянием факторов внешней среды, считал наследственными, причем эти изменения выражаются в «росте», подобном росту кристаллов в определенных направлениях. Эволюцию на основе внутренних закономерностей отстаивали российские ученые Л. С. Берг (см. БЕРГ Лев Семенович) и Д. Н. Соболев (см. Автогенез (см. АВТОГЕНЕЗ), Номогенез (см. НОМОГЕНЕЗ)), а также ряд зарубежных биологов.
Один из наиболее часто приводившихся примеров ортогенетической эволюции - происхождение лошадей. Выявленные в их палеонтологической летописи линии развития от пятипалых конечностей к трехпалым и однопалым, которые рассматривались как проявление внутренне предопределенного процесса, не допускающего беспорядочных отклонений. Сторонники ортогенеза утверждали, что эволюция лошадей шла в самых разных условиях и не была связана с адаптацией к бегу на открытых пространствах, как считали дарвинисты. В качестве иллюстрации ортогенеза использовались и «гомологические ряды изменчивости» Н. И. Вавилова (см. ВАВИЛОВ Николай Иванович). Описаны случаи «биохимического ортогенеза», например, увеличение количества алкалоидов в филогенетических линиях растений или утрата способности синтезировать витамины по мере усложнения организации у животных.
Теории ортогенеза наиболее активно обсуждались в 1920-е годы. Хотя с позициий современного дарвинизма концепции в духе ортогенеза считаются в корне ошибочными, они продолжают приводится критиками дарвинизма. Кроме того, заслуживает внимания интересный фактический материал, собранный авторами ортогенетических теорий.
- Совокупность близких гипотез о развитии живой природы, утверждающих, что эволюция организмов происходит в строго определённом направлении, которое задается в первую очередь закономерностями их строения, а не воздействием среды.