м.
Лечебное средство, употребляемое при туберкулезных заболеваниях.
ПАСК -а; м. Спец. Противотуберкулёзное лечебное средство. ● Буквенное сокращение слов: парааминосалициловая кислота.
-а, м.
Противотуберкулезное лечебное средство.
[Буквенное сокращение слов: параминосалициловая кислота]
ПАСКАЛЕНА pascaline f. Арифметическая машина, изобретенная Блезом Паскалем. Мак. 1908.
ПАСКА́ЛЬ -я; м.
1. Единица давления и механического напряжения в Международной системе единиц.
2. Один из языков программирования. ● По имени французского учёного Б.Паскаля (1623 - 1662).
* * *
Паска́ль - единица давления и механического напряжения СИ, названная по имени Б. Паскаля, обозначается: Па.
1 Па = 1Н/м2 = 10 дин/см2 = 0,102 кгс/м2 = 10-5 бар = 7,50·10-3 мм рт. ст. = 0,102 мм вод. ст.
ПАСКАЛЬ - единица давления и механического напряжения СИ, названа по имени Б. Паскаля, обозначается Па. 1 Па = 1 Н/м² = 10 дин/см² = 0,102 кгс/м² = 10-5 бар = 7,50.10-3 мм ртутного столба = 0,102 мм водяного столба.
-я, м.
Единица давления и механического напряжения в Международной системе единиц.
[По имени французского ученого Б. Паскаля]
Паска́ль, -я: зако́н Паска́ля, теоре́ма Паска́ля, треуго́льник Паска́ля, ули́тка Паска́ля
паска́ль, -я (ед. измер.; язык программирования)
1) единица давления и механического напряжения в Международной системе единиц СИ; обозн. Па (между-нар. Pa); названа по имени Б. Паскаля.
2) язык программирования (Pascal), разработанный в качестве инструмента для систематизированного обучения программированию. Создатель языка Н. Вирт назвал его в честь Б. Паскаля.
Блез Паскаль - Blaise Pascal (1623-1662)
французский математик, физик, религиозный философ и писатель. Сформулировал одну из основных теорем проективной геометрии. Работы по арифметике, теории чисел, алгебре, теории вероятностей. Сконструировал (в 1641 г., по другим сведениям в 1642 г.) суммирующую машину. Один из основоположников гидростатики, установил ее основной закон (закон Паскаля). Работы по теории воздушного давления. Сблизившись с представителями янсенизма, с 1655 г. вел полумонашеский образ жизни. Полемика с иезуитами отразилась в «Письмах к провинциалу» (1656-1657 гг.), шедевре французской сатирической прозы. В «Мыслях» (опубликованы в 1669 г.) Паскаль развивает представление о трагичности и хрупкости человека, находящегося между двумя безднами - бесконечностью и ничтожеством (человек «мыслящий тростник»). Путь постижения тайн бытия и спасения человека от отчаяния видел в христианстве. Сыграл значительную роль в формировании французской классической прозы.
паска́ль
(по имени фр. ученого Б. Паскаля (Pascal), 1623-1662) единица давления и механического напряжения в международной системе единиц (си), равна давлению, вызываемому силой 1 ньютон, равномерно распределенной по нормальной к ней поверхности площадью 1 м2; сокращ. обозначения: па, ра; 1 па = 1 н/м2 = 10 дин/см2 = 0,102 кгс/м2 = 7,50*10-3 мм ртутного столба.
ПАСКАЛЬ я, м. Pascal. От имени фр. ученого Б. Паскаля, 1623 - 1662.
1. Единица давления и механического напряжения в международной системе единиц (сИ), равна давлению, вызываемому силой 1 ньютон, равномерно распределенной по нормальной к ней поверхности площадью 1 м2; Сокращ. обозначения: Па, Pa; Па= 1Н/м СИС 1985. Единицы летучести (фугитивности) и звукового давления. НЭС 2000 1433. На что уж пунктуалист был Паскаль, и то вдруг обмишурился и всобачит в расчеты вместо паскаля джоуль, а то и вовсе, так его и так, ньютон. Моралевич Время, назад. // Крокодил 1988 № 22.
2. Новый, низкорослый сорт сельдерея с очень мясистыми черешками. ЭСХ 1903 8 912. - Лекс. МАС-2: паска/ль.
- Мера давления в языках программирования.
- Единица измерения давления, механического напряжения.
- Мера давления, «ставшая» языком программирования.
- Язык программирования.
- В 19 лет он решил облегчить труд своего отца, сборщика налогов, и построил суммирующую машину.
- Французский учёный, прозванный «королём в царстве умов».
- Кто сконструировал первую счётную машину?
- Хамелеон из мультфильма «Рапунцель: Запутанная история».
- Американский актёр, исполнивший роль Перо Тобара в фильме «Великая стена».
- «Мысли о религии и других предметах» - один из самых известных трудов этого великого философа, физика и математика 17 века.
- Кто доказал зависимость давления воздуха от высоты над уровнем моря?
ПАСКАЛЬ (Pascal) Блез (1623-62) - французский математик, физик, религиозный философ и писатель. Сформулировал одну из основных теорем проективной геометрии. Работы по арифметике, теории чисел, алгебре, теории вероятностей. Сконструировал (1641, по другим сведениям - 1642) суммирующую машину. Один из основоположников гидростатики, установил ее основной закон (см. Паскаля закон). Работы по теории воздушного давления. Сблизившись с представителями янсенизма, с 1655 вел полумонашеский образ жизни. Полемика с иезуитами отразилась в "Письмах к провинциалу" (1656-57) - шедевре французской сатирической прозы. В "Мыслях" (опубликованы в 1669) Паскаль развивает представление о трагичности и хрупкости человека, находящегося между двумя безднами - бесконечностью и ничтожеством (человек - "мыслящий тростник"). Путь постижения тайн бытия и спасения человека от отчаяния видел в христианстве. Сыграл значительную роль в формировании французской классической прозы.
ПАСКАЛЬ (в программировании) - ПАСКА́ЛЬ (Pascal), алголоподобный язык программирования (см. ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ), который ввел в широкое употребление понятие типа данных и принципы структурного программирования. Свое название получил в честь французского математика 17 века Блеза Паскаля (см. ПАСКАЛЬ Блез).
Первая версия языка Паскаль была разработана швейцарским ученым Никлаусом Виртом, сотрудником Высшей технической школы в Цюрихе, в 1968. Изначально Вирт ставил перед собой задачу создания учебного языка программирования, который бы строился на небольшом количестве базовых понятий, имел простой синтаксис, допускал перевод программ в машинный код простым компилятором. Язык Паскаль обеспечивает возможность создания больших программ, поддерживая их строгую логическую структуру. Однако для коротких программ Паскаль может оказаться излишне громоздким.
Признание программистов и простых пользователей этот язык получил после появления диалекта Турбо Паскаль, созданного американской фирмой Борланд. Паскаль считается важнейшим инструментом для обучения методам структурного программирования и с 1983 введен во всех средних школах США в учебные курсы для учащихся, которые специализируются в области информатики. Наличие специальных методик создания трансляторов с Паскаля упростило их разработку и способствовало широкому распространению языка.
ПАСКАЛЬ (единица давления) - ПАСКА́ЛЬ, единица давления и механического напряжения СИ (см. СИ (система единиц)), названа по имени Б. Паскаля, обозначается Па. 1 Па = 1 Н/м2 = 10 дин/см2 = 0,102 кгс/м2 = 10-5 бар = 7,50.10-3 мм ртутного столба = 0,102 мм водяного столба.
ПАСКАЛЬ, язык программирования, ориентированный главным образом на обучение программированию, составление трансляторов и других программ. Разработан в 70-х гг. (Швейцария) на основе языка программирования алгол-60. С 1980 широко используется как язык персональных электронных вычислительных машин.
Паска́ль Блез (Pascal) (1623-1662), французский математик, физик, христианский философ и писатель. Сблизившись с представителями янсенизма, с 1655 вёл полумонашеский образ жизни. Полемика с иезуитами отразилась в «Письмах к провинциалу» (1656-57) - шедевре французской сатирической прозы. В «Мыслях» (опубл. в 1669) Паскаль развивает представление о трагичности и хрупкости человека, находящегося между двумя безднами - бесконечностью и ничтожеством (человек - «мыслящий тростник»). Путь постижения тайн бытия и спасения человека от отчаяния видел в христианстве. Сформулировал одну из основных теорем проективной геометрии. Работы по арифметике, теории чисел, алгебре, теории вероятностей. Сконструировал (1641, по другим сведениям, 1642) суммирующую машину. Один из основоположников гидростатики, установил её основной закон (см. Паскаля закон). Работы по теории воздушного давления. Сыграл значительную роль в формировании французской классической прозы.
* * *
ПАСКАЛЬ Блез - ПАСКА́ЛЬ Блез (Blaise Pascal) (19 июня 1623, Клермон-Ферран, Франция - 19 августа 1662, Париж) - французский математик, физик, религиозный философ и писатель; автор работ по арифметике, теории чисел, алгебре, теории вероятностей, теории воздушного давления; один из основоположников гидростатики, установил ее основной закон (закон Паскаля (см. ПАСКАЛЯ ЗАКОН)), сформулировал одну из основных теорем проективной геометрии; сконструировал (1641, по другим сведениям - 1642) суммирующую машину.
Сблизившись с представителями янсенизма (см. ЯНСЕНИЗМ), Паскаль с 1655 вел полумонашеский образ жизни. Полемика с иезуитами отразилась в «Письмах к провинциалу» (1656-1657) - шедевре французской сатирической прозы. В «Мыслях» (опубликованы в 1669) Паскаль развивает представление о трагичности и хрупкости человека, находящегося между двумя безднами - бесконечностью и ничтожеством (человек - «мыслящий тростник»). Путь постижения тайн бытия и спасения человека от отчаяния видел в христианстве. Паскаль сыграл значительную роль в формировании французской классической прозы.
Работу над суммирующей машиной начал в 19-летнем возрасте, наблюдая за расчетами отца - сборщика налогов. Суммирующая машина Паскаля представляла собой механическое устройство с многочисленными шестеренками. С ее помощью можно было складывать числа, вращая колесики с делениями от 0 до 9, связанные друг с другом таким образом, что избыток над девяткой переносился на следующее колесико, продвигая его на единицу вперед. Были отдельные колесики для единиц, десятков, сотен. Машина не могла выполнять никаких других арифметических действий, кроме сложения. Вычитать, умножать или делить на ней можно было лишь путем многократного сложения (вычитания). Изобретенный Паскалем принцип связанных колес стал основой для вычислительных устройств следующих трех столетий.
ПАСКАЛЬ Блез (Pascal, Blaise)
БЛЕЗ ПАСКАЛЬ
(1623-1662), французский религиозный мыслитель, математик и физик, один из величайших умов 17 столетия. Родился в Клермон-Ферране (провинция Овернь) 19 июня 1623. Мать Паскаля умерла в 1626. Его отец Этьен, выбранный королевский советник, а позднее второй президент палаты сборов в Клермоне, знаток математики и астрономии, переехал в Париж вместе с детьми в 1631. Покинув службу, он посвятил себя образованию Блеза и двух его сестер - Жильберты (1620-1685), в будущем блестящего биографа Паскаля, и Жаклины (1625-1661), изящной и талантливой девочки, такого же чуда-ребенка, как и ее брат. Этьен удерживал Блеза от занятий математикой, считая, что изучение столь сложной науки следует начинать в 15-16 лет. Однако дар мальчика требовал проявления, и в 12 лет он самостоятельно, пользуясь собственным словарем и схемами, которые рисовал в комнате для игр, пришел к некоторым геометрическим выводам и пытался (не будучи знаком с Началами) построить доказательство 32-й теоремы первой книги Евклида: сумма углов треугольника равна сумме двух прямых углов. После этого отец разрешил ему читать Евклида и брал на заседания научного кружка, собиравшегося у Мерсенна. Мальчик чрезвычайно быстро развивался и вскоре на равных обсуждал научные проблемы с крупными учеными своего времени. В 16 лет он написал замечательный Опыт о конических сечениях (Essai pour les coniques), содержащий теорему (называемую теперь теоремой Паскаля), согласно которой во всяком шестиугольнике ("мистическом шестивершиннике"), вписанном в эллипс, гиперболу или параболу, точки пересечения трех пар противоположных сторон лежат на одной прямой. Тем временем благодаря не по годам развитым поэтическим и актерским способностям Жаклина очаровала парижские салоны, в которых собиралось образованное общество, отличавшееся изысканными манерами, но далекое от соблюдения строгих правил морали. В 1639 Этьен был назначен интендантом и "уполномоченным Его Величества в Верхней Нормандии для обложения и взимания налогов, а также других дел", и чуть позже дети присоединились к нему в Руане. Чтобы облегчить отцу трудоемкие финансовые расчеты, Блез придумал машину, способную складывать и вычитать, а также переносить цифры в следующие разряды и высчитывать общие суммы. Сконструировав за несколько лет около 50 образцов арифметической машины, Блез в 1649 получил королевскую привилегию на свое изобретение - "Паскалево колесо". Машина в своем окончательном виде помещалась в небольшом продолговатом ящике и была проста в работе. Жильберта подытожила труд брата, сказав, что он "свел к механизму науку, существовавшую целиком в человеческом уме". В 1646 Этьен, поскользнувшись, вывихнул бедро. За ним ухаживали два брата-лекаря, ревностные последователи аббата де Сен-Сирана (1581-1643), одно время духовного руководителя обители Пор-Рояль и первого представителя во Франции теологии Корнелия Янсена: в силу своей изначальной греховной испорченности человек может спастись, лишь опираясь на благодать, которая, однако, снизойдет только на избранных. Как движение янсенизм стремился реформировать католическую церковь и восстановить в правах августиновское учение о предопределении и благодати. Стремясь к абсолютной истине, которой наука, по-видимому, была не силах достичь, и под влиянием янсенистов Паскаль духовно преобразился (т.н. "первое обращение" Паскаля). Родные, увлеченные его пылом, вскоре стали ревностными христианами. Влияние Блеза было очень сильным, Жаклина решила стать монахиней, и это решение она в конце концов осуществила в 1653. Что касается самого Блеза, то, продолжая заниматься научными экспериментами, он еще не был готов удалиться от мира. Увлеченный физикой, Паскаль воспроизводит и продолжает некоторые эксперименты Торричелли (1608-1647). Торричелли наполнял ртутью длинную стеклянную трубку, закупоренную с одного конца, закрывал отверстие пальцем и опрокидывал трубку открытым концом в чашку со ртутью. Когда отверстие открывалось, ртуть в трубке опускалась до определенной высоты и оставалась потом на этом уровне. Торричелли объяснял это давлением воздуха на открытую поверхность ртути в чаше. Паскаль с энтузиазмом принялся за дальнейшие эксперименты, пытаясь обобщить выводы Торричелли. Он использовал трубки различных форм, заполнял их различными жидкостями и устраивал публичные демонстрации. Однако чрезмерное усердие привело к серьезному недугу. В 1647 Паскаль вернулся в Париж, встречался с Рене Декартом и опубликовал Новые опыты, касающиеся пустоты (Expriences nouvelles touchant le vuide). В конце 1647 он просит своего зятя, Флорена Перье, провести барометрические испытания у подножия и на вершине горы Пюи-де-Дом, возвышавшейся над Клермон-Ферраном. Эти знаменитые эксперименты, проведенные лишь в сентябре 1648, открыли путь систематическим исследованиям в области гидродинамики и гидростатики, которые разрушили старые представления о том, что природа "боится" пустоты. В ходе этих экспериментов Паскалю удалось сделать ряд изобретений (в частности, шприца и гидравлического пресса) и внести усовершенствования в конструкцию барометра. Гидравлический пресс действовал на основе физического закона, впервые сформулированного Паскалем и носящего его имя: при действии поверхностных сил давление во всех точках внутри жидкости одинаково. Самая глубокая научная работа Паскаля, Трактат о пустоте, не была опубликована; после его смерти были обнаружены только ее фрагменты. Будучи блестящей защитой прогресса науки, призывая к автономности науки по отношению к философии и утверждая ценность строгого экспериментального метода, эта работа также содержит мысль, что "человек предназначен для бесконечности". В годы, посвященные интенсивным научным исследованиям, Паскаль выказывал твердую приверженность реализму, который отличал его от Декарта, предпочитавшего главным образом абстрактные методы математики и бывшего рационалистом. Для Паскаля разум должен полностью подчиняться фактам. Остро сознавая значимость конкретного, он никогда не был склонен к излишнему теоретизированию: изучаемый предмет всегда следует подвергать испытанию и сделать осязаемым. В 1651 Этьен Паскаль умер. Жаклина, преодолев увещевания брата, стала послушницей в монастыре Пор-Рояль, и Блез, в конце концов смирившийся с ее выбором, остался в одиночестве. Его донимали давние недуги, и врачи настаивали на необходимости отдыха. Последующие три года его жизни называют светским, или мирским, периодом. Нам мало что известно об этом времени. Паскаль сблизился с герцогом Артюсом Гуфье де Роаннец, приятельствовал с агностиками и эпикурейцами, послал шведской королеве Кристине свою машину и даже написал ей письмо, в котором излагал мысль о первенстве интеллекта. Считалось, что в этот период Паскаль сочинил Рассуждения о любовной страсти, однако сегодня редко кто приписывает ему этот трактат. Когда силы восстановились, Паскаль вновь приступил к научным изысканиям. К этому периоду относятся Трактат о равновесии жидкостей и Трактат о весе массы воздуха (Traits de l'quilibre des liqueurs et de la psanteur de la masse de l'air, опубл. в 1663). В переписке с знаменитым математиком Пьером Ферма (1601-1665) он обсуждает проблему случайности, предложенную его друзьями, азартными игроками кавалером де Мере и Миттоном. К этому же периоду принадлежат Трактат об арифметическом треугольнике (Trait du triangle arithmtique avec quelques autres petits traits sur la mme matire, 1654, издан в 1665) и другие небольшие произведения. В них он продолжил рассуждения о конических сечениях и основах теории вероятностей. И все же его ум не был свободен от сомнений и не мог удовлетвориться наукой. Ночью 23 ноября 1654, "приблизительно от десяти с половиною вечера до половины первого ночи", в нем произошел внутренний переворот. Вступив в мистический контакт с Богом, он удалился от мирских дел и посвятил себя Иисусу Христу. Свой опыт он тайно записал (сначала на клочке бумаги, затем на пергаменте, добавив несколько строк), и запись была найдена после смерти Паскаля зашитой в подкладку камзола. Этот "Мемориал" (или "Амулет Паскаля"), озаглавленный FEU (огонь), является уникальной записью мистического опыта.
Письма к провинциалу. После этого Паскаль стал уделять больше времени молитвам и изучению Библии, укрепил веру в герцоге де Роаннец и в трогательных письмах к сестре герцога подвиг ее на приобщение к религиозной жизни. К тому времени он был тесно связан с аббатством Пор-Рояль и янсенистами. Когда идейный вдохновитель Пор-Рояля (наследовавший Сен-Сирану) Антуан Арно (1612-1694) подвергся нападкам иезуитов и его дело было передано в Сорбонну, янсенисты и сам Арно обратились к Паскалю, надеясь, что его остроумие и талант смогут повлиять на общественное мнение. В итоге появились восемнадцать Писем к провинциалу. Первое называлось Письмо к провинциалу одного из его друзей по поводу прений, происходящих сейчас в Сорбонне (Lettre crite un Provincial par un de ses amis sur le sujet des disputes prsentes de la Sorbonne) и было опубликовано 23 января 1656, восемнадцатогое и последнее - 24 марта 1657. Написанные как бы в Париже "провинциалом к одному из друзей" на родине, первые письма являются едкой, ироничной оценкой пустых теологических диспутов, ведущихся в Сорбонне. Начиная с четвертого письма - тогда Арно уже был формально осужден - Паскаль меняет тактику и начинает фронтальную критику казуистики и иезуитских приемов в области моральной теологии, обвиняя иезуитов в распространении нечетких и поверхностных доктрин с целью сохранения привлекательности веры и своего собственного ордена. От забавной рассудительности и тонкой издевки Паскаль постепенно переходит к открытому моральному негодованию. Письма были тайно напечатаны и распространялись, в том числе по почте, вначале без имени автора, а затем, когда они были собраны в одну книгу и изданы в Кельне в 1657, - под псевдонимом Луи де Монтальт (Письма к провинциалу, или Письма Луи де Монтальта к другу в провинцию и к отцам иезуитам о морали и политике этих отцов). Письма - шедевр французской сатирической прозы, при жизни автора они завоевали широкую популярность. В этом произведении проявились две характерные черты авторского стиля: владение "искусством убеждать" и непоколебимая приверженность моральному совершенствованию и абсолютным ценностям. Паскаль пытался обрести эти ценности и в своей личной жизни. Удалившись от мирской суеты, он планировал написать апологию христианской религии (Apologie de la religion chrtienne) и начал делать многочисленные заметки. Этому замыслу помешала серьезная болезнь (февраль 1659), из-за которой он окончательно потерял здоровье. Однако Паскаль успел бросить вызов европейским ученым, предложив им решить проблему, ставившую в тупик поколения математиков. Это была задача о циклоиде (или рулетте) - пути, описываемом точкой на катящемся круге. Среди принявших участие в конкурсе были, в числе прочих, астроном Христиан Гюйгенс и астроном, будущий королевский архитектор Кристофер Рен. Паскаль выиграл в устроенном им самим соревновании и опубликовал результаты своих изысканий, которые позднее были использованы Лейбницем в разработке интегрального исчисления. Во время тяжелой болезни 1659 Паскаль, по-видимому, написал Молитвенное обращение об обращении во благо болезней (Prire pour demander Dieu le bon usages des maladies, опубл. в 1779). Название произведения являет пример удивительного сочетания в авторе утилитарного и мистического начал. Больной человек, никогда не жалующийся, полный сострадания, он приближался к смерти с благоговением и радостью. Во время непродолжительных периодов, когда боль отступала, он мог только классифицировать и уточнять заметки к Апологии, впрочем, за одним исключением. В 1661 ему удалось изобрести средство передвижения для современного города; акционеры предприятия по устроению в Париже линии "многоместных карет по пять су" получили королевскую привилегию и разрешение ввести три линии омнибусов, следовавших (1663) согласно расписанию и с остановками по парижским улицам. Паскаль умер, причастившись перед смертью, в Париже 19 августа 1662. Жаклина умерла десятью месяцами ранее. Главная работа Паскаля осталась незавершенной. Заметки к Апологии и многочисленные фрагменты других работ были благоговейно собраны семьей и изданы (из опасения цензурного преследования) в 1670 в измененной и сокращенной форме под названием Мысли о религии и других предметах (Penses sur la religion et sur quelques autres sujets). Однако порядок фрагментов был нарушен, и только после десятков изданий стал ясен паскалевский план. Рукопись Мыслей хранится в Национальной библиотеке в Париже.
"Мысли". В Апологии Паскаль намеревался обратиться к неверующему человеку, ведущему мирской образ жизни, достаточно образованному и ищущему. Сменяющие друг друга письма и стремительные диалоги имели целью заставить неверующего осознать свое состояние, а затем, не останавливаясь, переходя от сострадания к поэтическому вдохновению, на одном дыхании призвать к вере. Вначале Паскаль описывает человека, лишенного благодати: неразумный, мечущийся между величием и зверством, конечным и бесконечным, неспособный самостоятельно достичь последней истины, обманутый чувствами и фантазиями, погрязший в обыденности, он все же бесконечно выше других существ, поскольку сознает свое ничтожество. Этот неизбежный дуализм не объяснен ни одним из философов; скептики и догматики смогли достичь лишь полуистин. Только христианское учение о первородном грехе объясняет тайну, заключенную в человеке. Развлечения, труд, философские учения, науки - ничто не может дать человеку удовлетворения. Лишь Бог может утолить его ненасытное желание достичь абсолюта. Путь к Богу лежит через покорность и смирение страстей. Если вера столь же доказуема, как и неверие, то почему не поставить жизнь на существование Бога? (Так называемый аргумент Пари.) Что нам терять? Если Бога нет, мы ничего не теряем. Если Он существует, мы обретаем жизнь вечную. Итак, мы готовы поставить на христианского Бога; но в чем заключается христианское учение? Паскаль отводит много места ответу на этот вопрос. Знакомя неверующего с доказательствами бытия Бога, библейской историей и Священным Писанием, Паскаль возвращает его к исходной точке: признанию одиночества и ничтожности человека. Метод Паскаля основан на психологическом эксперименте и не является рационально построенным доказательством. В сущности, используя парадокс существования, Паскаль хочет сказать, что Бог скрыт и человек должен искать Его везде и всеми средствами. Мысли имеют три главных источника: Библию, отцов церкви (особенно св. Августина) и Опыты М.Монтеня. Манера изложения и форма уникальны - отчасти из-за своей незавершенности они обнажают малейшие движения ума, остро воспринимающего жизнь и идеи. В этом произведении рассматривается все: поэтика и политика, комедия и Писание, ремесла и государственное устройство, Адам и Кромвель, дети и императоры. Паскаль меняет стиль изложения: то напряженный, прерывистый стиль, способный пробудить человека от летаргического сна, то поэтическая лаконичность; то жесткая логика, то полет фантазии; то возвышенная, утонченная проза, пронизанная лиризмом, то совершенная простота слова, когда речь заходит об Иисусе Христе. Все в этих строках пронизано живой мыслью, страстной верой и неугасимой любовью к истине.
ЛИТЕРАТУРА
Паскаль Б. Трактат о равновесии жидкостей. - В сб.: Начала гидростатики (Архимед, Стевин, Галилей, Паскаль). М. - Л., 1933 Паскаль Б. Опыт о конических сечениях. - В сб.: Историко-математические исследования. М., 1961 Тарасов Б. Паскаль. М., 1982 Паскаль Б. Мысли. М., 1995
Паскаль (Pascal), Блез (1623 - 1662)
Паскаль Блез (Pascal)
Биография
Французский математик, физик, религиозный философ, писатель. Блез Паскаль родился 19 июня 1623 в Клермон-Ферран, в семье высокообразованного юриста. Отец занимался математикой и воспитывал своих детей под влиянием педагогических идей Монтень (Montaigne). Паскаль рано проявил выдающиеся математические способности. Первый математический трактат, "Опыт теории конических сечений", был написан в 1639 (издан в 1640, математический трактат, содержащий одну из основных теорем проективной геометрии - Паскаля теорему). В 1641 (по другим сведениям, в 1642) Паскаль сконструировал суммирующую машину. Книга "Lettres a un provincial" (1653), в которой он боролся с иезуитами, насилием и деспотизмом, выдержала более 60 изданий. Паскаль положил начало синтетической геометрии, теории вероятностей, теории циклоиды, открыл закон равновесия жидкостей, способ нивелирования при помощи барометра, нашел общий алгоритм для нахождения признаков делимости любого целого числа на любое другое целое число (трактат "О характере делимости чисел"), способ вычисления биномиальных коэффициентов (см. Арифметический треугольник), сформулировал ряд основных положений элементарной теории вероятностей ("Трактат об арифметическом треугольнике", опубликованный в 1665, и переписка с П. Ферма). В этих работах П. впервые точно определил и применил для доказательства метод математической индукции. К 1654 закончил ряд работ по арифметике, теории чисел, алгебре и теории вероятностей (опубликованны в 1665). Вместе с Галилей (Galilei) и С. Стевином Паскаль считается основоположником классической гидростатики. Разочаровавшись в "отвлеченности" точных наук, обращается к религиозным интересам и философской антропологии. С 1655, сблизившись с представителями янсенизма, удалившись в янсенистскую обитель Пор-Руаяль-де-Шан. Умер Блез Паскаль 19 августа 1662 в Париже.
Среди работ - работы по арифметике, теории чисел, алгебре, проективной геометрии, теории вероятностей, "Письма к провинциалу" (Lettres a un provincial, 1956 - 1657, вопросы религиозной этики, вызвавшие полемику с иезуитами), "Мысли господина Паскаля о религии и о некоторых других предметах" (изданы в 1669, афористические наброски)
Блез Паскаль.
ПАСКАЛЬ (Pascal) Блез (1623 - 62), французский математик, физик, религиозный философ и писатель. Работы по арифметике, теории чисел, алгебре, проективной геометрии, теории вероятностей. Сконструировал (1641, по другим сведениям, 1642) суммирующую машину. Один из основоположников гидростатики, установил один из ее основных законов (опубликовано в 1663). Сблизившись с представителями янсенизма, с 1655 вел полумонашеский образ жизни. Полемика с иезуитами отразилась в "Письмах к провинциалу" (1656 - 57) - шедевре французской сатирической прозы. В "Мыслях" (опубликовано в 1669) Паскаль развивает представление о трагичности и хрупкости человека, находящегося между двумя безднами - бесконечностью и ничтожеством (человек - "мыслящий тростник"). Путь постижения тайн бытия и спасения человека от отчаяния видел в христианстве.
Паска́ля зако́н - давление на поверхность жидкости, производимое внешними силами, передаётся жидкостью одинаково во всех направлениях. Установлен Б. Паскалем (опубл. в 1663). На законе Паскаля основано действие гидравлических прессов и других гидростатических машин.
* * *
ПАСКАЛЯ ЗАКОН - ПАСКА́ЛЯ ЗАКО́Н, давление на поверхность жидкости, производимое внешними силами, передается жидкостью одинаково во всех направлениях. Установлен Б. Паскалем (опубликован в 1663). На законе Паскаля основано действие гидравлических прессов и других гидростатических машин.
ПАСКАЛЯ ЗАКОН - давление на поверхность жидкости, производимое внешними силами, передается жидкостью одинаково во всех направлениях. Установлен Б. Паскалем (опубликован в 1663). На законе Паскаля основано действие гидравлических прессов и других гидростатических машин.
Паска́ля ули́тка - плоская кривая (рис.), множество точек М и М', расположенных на прямых, исходящих из одной точки O данной окружности на одинаковом расстоянии по обе стороны от точки P пересечения прямых с окружностью. Алгебраическая кривая 4-го порядка. Рассмотрена французским учёным Э. Паскалем (Е. Pascal, XVII в.), отцом Б. Паскаля.
* * *
ПАСКАЛЯ УЛИТКА - ПАСКА́ЛЯ УЛИ́ТКА, плоская кривая, множество точек М и Мў, расположенных на прямых, исходящих из одной точки О данной окружности, на одинаковом расстоянии по обе стороны от точки Р пересечения прямых с окружностью. Алгебраическая кривая 4-го порядка. Рассмотрена французским ученым Э. Паскалем (E. Pascal, 17 в.).
ПАСКАЛЯ УЛИТКА - плоская кривая, множество точек М и М?, расположенных на прямых, исходящих из одной точки О данной окружности, на одинаковом расстоянии по обе стороны от точки Р пересечения прямых с окружностью. Алгебраическая кривая 4-го порядка. Рассмотрена французским ученым Э. Паскалем (E. Pascal, 17 в.).
ПА́СКВИЛЬ (пашквиль устар.), пасквиля, муж. Произведение, содержащее в себе оскорбительное, клеветническое сообщение или изображение. Напечатать пасквиль на кого-нибудь. «Ты черным белое по прихоти зовешь: сатиру - пасквилем, поэзию - развратом.» Пушкин (о цензоре).
|| Оскорбительная клевета. «Кто-нибудь под самым носом твоим, ни с того ни с сего, испечет тебе пашквиль.» Достоевский. (От имени римского башмачника Paquino, 16 в., славившегося своим остроумием: его именем была названа статуя, на которой было принято вывешивать злободневные сатирические стихи).
ПА́СКВИЛЬ, -я, муж. Клеветническое сочинение с оскорбительными нападками. Грубый п.
| прил. пасквильный, -ая, -ое. Пасквильная статья.
ПАСКВИЛЬ - муж. безыменное ругательное письмо, поносное сочиненье, надпись; прибитый где, или разосланный лист, с ругательною, безыменною насмешкой. Пасквильное сочиненье. Пасквильная рожа, гадкая, противная. Пасквилькик, сочинитель пасквиля.
Пасквиль
-я, м.
Оскорбительное, клеветническое произведение в публицистической или беллетристической форме, близкой к памфлету.
Ты разве думаешь, что свинский Петербург не гадок мне? Что мне весело в нем жить между пасквилями и доносами? (Пушкин).
Родственные слова:
пасквиля́нт, па́сквильный
Этимология:
В русском языке известно с начала XVIII в. в форме пасквиль и пашквиль. Восходит к итальянскому Pasquino (← pasquillo), имени римского башмачника, прославившегося своими эпиграммами. Затем так стали называть статую в Риме, к подножию которой прикреплялись разные сатирические и шуточные сочинения на злобу дня.
Энциклопедический комментарий:
Пасквиль представляет собой сочинение, содержащее карикатурные искажения и злобные нападки, цель которых оскорбить, скомпрометировать какое-либо лицо, группу, партию, общественное движение. Чаще всего используется как средство дискредитации политических противников. В противоположность памфлету, к которому он близок по обличительному стилю, пасквиль не является "узаконенным" литературным жанром.
ПА́СКВИЛЬ, -я, м
Текст, содержащий клевету на кого-л., оскорбление кого-л., в публицистической или беллетристической форме, близкий к памфлету.
Ф. Булгарин был мастер сочинять пасквили на писателей.
ПА́СКВИЛЬ -я; м. [итал. pasquillo] Произведение оскорбительного, клеветнического характера в публицистической или беллетристической форме (близкой к памфлету). Сочинить п. П. на кого-л., что-л. Злобный п.
* * *
па́сквиль (нем. Pasquill, от имени итальянского башмачника XV в. Pasquino - Пасквино, клеймившего высокопоставленных лиц), оскорбительное, клеветническое произведение в публицистической или беллетристической форме (близкой памфлету).
* * *
ПАСКВИЛЬ - ПА́СКВИЛЬ (нем. Pasquill, от имени итальянского башмачника 15 в. Pasquino - Пасквино, клеймившего высокопоставленных лиц), оскорбительное, клеветническое произведение в публицистической или беллетристической форме (близкой памфлету).
ПАСКВИЛЬ (нем. Pasquill - от имени итальянского башмачника 15 в. Pasquino - Пасквино, клеймившего высокопоставленных лиц), оскорбительное, клеветническое произведение в публицистической или беллетристической форме (близкой памфлету).
-я, м.
Произведение оскорбительного, клеветнического характера.
Радикальные критики приняли роман как злостный пасквиль на молодое поколение. Воровский, И. С. Тургенев как общественный деятель.
[итал. pasquillo]
ПАСКВИЛЬ (немецкое Pasquill, от имени итальянского башмачника 15 в. Pasquino - Пасквино, клеймившего высокопоставленных лиц), оскорбительное, клеветническое произведение в публицистической или беллетристической форме (близкой памфлету).
Пасквиль, я, м.
Произведение оскорбительного, клеветнического характера.
► И все объявления состояли в том, что сбежал пудель черной шерсти. Кажется, что бы такое? А вышел пасквиль: пудель-то этот был казначей, не помню какого заведения. // Гоголь. Нос //; Служишь-служишь ревностно, усердно, -чего! - и начальство само тебя уважает, - ни с того, ни с сего, испечет тебе пасквиль. // Достоевский. Бедные люди //*
ПАСКВИЛЬНОСТЬ, ПАСКВИЛЬНЫЙ.
Ср. Я пасквиль тот взяла - и написала с краю:
Оставить автора, стыдом его казня.
Что здесь - как женщины - касается меня,
Я - как Царица - презираю!
Апухтин. Недостроенный памятник (о Екатерине II).
Ср. Говорят мне: написал на вас (un folliculaire) писака пашквиль. Ну я, разумеется, тотчас его под цугундер.
Тургенев. Дым. 10.
Ср. Он... прислал в ложу (масонскую) ядовитого свойства и пасквиль на меня...
Писемский. Масоны. 2.
Ср. Ты черным белое по прихоти зовешь.
Сатиру - пасквилем, поэзию - развратом.
А.С. Пушкин. К Аристарху.
Ср. Pasquille. Так называется анонимное или под псевдонимом написанное или напечатанное ругательное сочинение. Это слово получило начало от башмачника Паскино, известного остряка (XVI в.), жившего в Риме. Там, где он жил, на углу дворца Орсини, была выкопана из земли статуя, которую тут же воздвигли и назвали именем Паскино. На ней прикреплялись разные остроумные заметки и сатиры на современные порядки, сочиненные в духе Паскино. Другая статуя, Марфорио, в одном из флигелей Капитолия, служила для тех же целей. Приводим пример: папа Сикст V - весьма скромного происхождения - поместил во дворце сестру свою, бывшую простою прачкою. Спустя несколько дней статуя Паскино оказалась покрытою грязною сорочкою. Марфорио спрашивает, что это значит? - На другой день появился ответ Паскино: "А то, что моя прачка сделалась принцессой". О другом остряке Паскино упоминается еще ранее у Поджио Флорентини († 1459). Facetiarum Libellas unicus. Пасквили были известны у древних римлян еще при Августе под названием famosus libellus.
См. на цугундер.
Á сущ см. Приложение II
(клеветническое сочинение)
п́а́сквиля
мн.
п́а́сквили
п́а́сквилей
Ты черным белое по прихоти зовешь;
Сатиру па́сквилем, поэзию развратом,
Глас правды мятежом,
Куницина Маратом.
А. С. Пушкин, Послание цензору
Сведения о происхождении слова:
Слово заимствовано нашим языком из западноевропейских языков, оно соответствует по ударению польскому paszkwil и не сохраняет немецкое ударение на втором слоге, ср. Pasquíll.
па́сквиль, па́сквили, па́сквиля, па́сквилей, па́сквилю, па́сквилям, па́сквилем, па́сквилями, па́сквиле, па́сквилях
см. клевета
пасквиль (нем. Pasquill < ит. Pasguino)
Один из жанров публицистической или беллетристической речи, по форме близкий памфлету; отличается оскорбительным, издевательским, клеветническим характером.
Заимствовано в Петровское время из немецкого, а восходит к итальянскому pasqufflo - так римляне называли статую, на которую приклеивались различные злободневные эпиграммы. Статуя же эта была названа по имени обитателя дома, стоявшего напротив - учителя Pasquino.
па́сквиль
м., впервые в Уст. морск. 1720 г., наряду с пашкви́ль, Долгоруков, 1701 г.; см. Смирнов 220; Христиани 51. Форма на -ш-, возм., через польск. paszkwil, на -с- через нем. Pasquill (с ХVI в.; см. Шульц-Баслер 2, 390 и сл.) или, подобно последнему, - из ит. pasquillo, которое происходит из ит. Pasquino - имени шутника-сапожника в Риме; см. также Брандт, РФВ 18, 33; пасквиля́нт, начиная с Петра I, пашквилянт; см. Смирнов 220 и сл. Из польск. paszkwilant или нем. Pasquillant (часто в XVII в.; см. Шульц-Баслер 2, 393).
Пасквиль - рассказывают, что в начале XV века жил в Риме сапожник по фамилии Пасквино, отличавшийся острым языком и поэтическими способностями. Он прославился среди сограждан едкими эпиграммами на высокопоставленных лиц. Творения свои Пасквино приклеивал к постаменту старинной статуи, стоявшей на одной из римских площадей. Потом так стали поступать и другие остроумцы, а статую прозвали по имени язвительного сапожника. Прошли годы, и сочинения, содержащие резкие, грубые, издевательские нападки, получили наименование пасквилей.
ПАСКВИЛЬ (ит. от имени остроумного башмачника pasquino в Риме). Ругательные безымянные брошюры и другие издания, заключающие в себе насмешки относительно отдельных лиц или целого общества. Название это получило начало в XVII и XVIII ст., от сатирических листков - пасквинад, привешивавшихся к статуе Паскина, в Риме, названной по имени башмачника, жившего неподалеку.
- Гадости в письменном виде.
- Клеветническое сочинение.
- Статья с клеветой и нападками.
- Это слово происходит от топонима, народного прозвища статуи в Риме близ Пьяцца Навона, к которой авторы сатирических листков, нападавшие на определенных лиц, прикрепляли свои произведения.
прил.
1. соотн. с сущ. пасквиль, связанный с ним
2. Свойственный пасквилю, характерный для него.
3. Содержащий пасквиль; клеветнический, оскорбительный.
ПА́СКВИЛЬНЫЙ (пашквильный устар.), пасквильная, пасквильное.
1. прил. к пасквиль; являющийся пасквилем. Пасквильный листок.
2. перен. Гнусный, презренный (разг., пренебр.).
ПА́СКВИЛЬНЫЙ -ая, -ое.
1. Являющийся пасквилем. П-ая статья. П-ое письмо.
2. Грубый, оскорбительный, клеветнический. П-ые нотки в выступлении. П. митинг.
па́сквильный, па́сквильная, па́сквильное, па́сквильные, па́сквильного, па́сквильной, па́сквильных, па́сквильному, па́сквильным, па́сквильную, па́сквильною, па́сквильными, па́сквильном, па́сквилен, па́сквильна, па́сквильно, па́сквильны, па́сквильнее, попа́сквильнее, па́сквильней, попа́сквильней
прил., кол-во синонимов: 8
бесчестящий (20)
диффамационный (2)
инсинуационный (3)
клеветнический (10)
оскорбительный (15)
пашквильный (1)
позорящий (37)
ругательный (20)
м.
1. Автор пасквиля.
отт. Писатель, в произведениях которого содержатся нападки на кого-либо, что-либо.
2. разг.
Тот, кто склонен распространять оскорбительные измышления о других.
ПАСКВИЛЯ́НТ (пашквилянт устар.), пасквилянта, муж. (устар.). Автор пасквиля.
|| Человек, склонный распространять оскорбительные измышления о других.
ПАСКВИЛЯ́НТ, -а, м
Человек, занимающийся публицистической или беллетристической деятельностью, продуктом которой являются произведения оскорбительного, клеветнического характера.
После распада Союза писателей СССР в обоих лагерях - и в правом, и в левом - появились сверхактивные писатели-публицисты, по природе своей пасквилянты.
ПАСКВИЛЯ́НТ -а; м.
1. Автор пасквиля.
2. Разг. Человек, склонный к распространению оскорбительных измышлений о других. Гнусный п.
◁ Пасквиля́нтский, -ая, -ое. П-ая манера. П-ие сплетни.
-а, м.
Автор пасквиля.
||
Человек, склонный к распространению оскорбительных измышлений о других. -
Какой-то пасквилянт нарисовал в смешном виде меня и еще одну особу, нам обоим близкую. Чехов, Человек в футляре.
Пасквилянт, а, м.
Человек, склонный к распространению оскорбительных измышлений о других.
► Я к вам пришел, чтобы облегчить душу, мне очень, очень тяжело. Какой-то пасквилянт нарисовал в смешном виде меня и еще одну особу... // Чехов. Человек в футляре //
пасквиля́нт, пасквиля́нты, пасквиля́нта, пасквиля́нтов, пасквиля́нту, пасквиля́нтам, пасквиля́нтом, пасквиля́нтами, пасквиля́нте, пасквиля́нтах