нареч. качеств.-обстоят.
1. С точки зрения педагогики как научной дисциплины о воспитании и обучении.
2. В соответствии с законами и принципами педагогики.
Педагогические жесты - это преимущественно преднамеренно воспроизводимые значимые телодвижения и позы, рассчитанные на восприятие участниками педагогического процесса, предназначенные для передачи эмоциональной и интеллектуальной информации, а также регулирующие педагогическое общение.
Все П. ж. разделены на три основные группы в соответствии с преимущественно реализуемой целью: жесты самовыражения, жесты-регуляторы и жесты-информаторы.
Жесты самовыражения являются внешними признаками проявления эмоций, внутренних мыслительных процессов, модальных (оценочных) состояний педагога. Представляя участникам общения свое состояние, учитель воздействует на их чувства, эмоции, на их учебную деятельность опосредованно. Воздействие самовыражением направлено на умение реципиента адекватно декодировать невербальную информацию педагога и ориентировать свое вербальное-невербальное поведение в учебном процессе.
Регуляторы - обширная группа жестов, которые необходимы учителю для рационального общения с классом; жесты этой группы осуществляют функции установления и прерывания контакта, его поддержания и усиления, побуждения учащихся к активной деятельности в процессе обучения, другими словами, они организуют учебное общение «учитель - ученики».
Жесты-информаторы помогают в организации содержания и структуры высказывания учителя и поддерживают высказывания учащихся через изобразительно-ассоциативные и логико-структурные жесты. Группа жестов-информаторов является наиболее открытой, так как дает возможность индивидуализировать возникающие мыслительные образы через внешние, жестовые компоненты, которые можно индивидуально создавать, варьировать и, наблюдая у педагогов, обладающих яркой пластикой, пантомимикой, творчески преображать это наблюдение, включая оригинальные жесты в собственный невербальный педагогический репертуар.
В течение урока можно наблюдать применение педагогом всех трех описанных групп П. ж. Интенсивность их воспроизведения будет колебаться в зависимости от преимущественно реализуемой цели, от вида речевой деятельности педагога, от этапа урока и т. п. Подсчеты показывают, что учитель в процессе урока использует от 38 до 84 жестовых знаков.
Лит.: см. лит. к статье Жесты.
Н.В. Федорова
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЕ СПОСО́БНОСТИ.
Вид способностей личности к педагогической деятельности, включающий три подструктуры: конструктивные П. с. - проектировать личность учащегося, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к индивидуальным особенностям обучаемого; организаторские П. с. - включать учащихся в различные виды деятельности и использовать коллектив как инструмент воздействия на каждую отдельную личность; коммуникативные П. с. - устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися. К числу таких способностей относятся: гностические (умение познавать и получать удовольствие от познания), дидактические (умение объяснять, передавать знания, обучать); коммуникативные (умение общаться); конструктивные (умение отобрать материал для занятий, разработать программу обучения); организаторские (умение включать учащихся в различные виды деятельности, вызывать интерес к ним); перцептивные (умение понять мир учащегося); прогностические (умение предвидеть результаты своего труда); экспрессивные (умение эмоционально и выразительно передать свои знания, владение речью, мимикой, жестами).
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЕ УМЕ́НИЯ.
Умения профессиональной деятельности, приобретаемые будущими педагогами в процессе обучения. Формированию П. у. студента-филолога способствуют следующие приемы работы:
a) анализ программ и учебников;
б) анализ речи учащихся с точки зрения ее соответствия нормам языка;
в) наблюдение за ходом урока и его анализ;
г) проведение занятия (или его фрагмента) по практике языка;
д) знакомство с опытом организации и проведения занятий;
е) участие в обучающих играх, просмотр фильмов о мастерстве преподавателя с последующим их обсуждением. Важное значение для формирования П. у. имеет педагогическая практика.
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЕ ФУ́НКЦИИ (от лат. functio - исполнение, осуществление).
Обязанности, круг деятельности, назначение, роль преподавателя в обучении. В преподавании (деятельности преподавателя) выделяются следующие П. ф.:
1) конструктивно-планирующая функция - умение прогнозировать и планировать учебный процесс;
2) коммуникативно-обучающая функция - установление правильных взаимоотношений учителя с отдельными учащимися, со всем классом и учащихся между собой в процессе обучения;
3) организаторская функция - умение организовать выполнение намеченного плана на уроке и коммуникативно-обучающую деятельность в соответствии с учетом индивидуальных особенностей учащихся и их уровня владения языком;
4) воспитывающая функция - осуществление умственного и нравственного воспитания учащихся на материале учебного предмета;
5) исследовательская функция - умение изучать отдельных учащихся в учебной деятельности, в межличностных отношениях, умение выявлять уровень обученности, условия, влияющие на успешность обучения и воспитания, умение анализировать и оценивать материал учебников и учебных пособий с целью определения его методической ценности и др.
прил.
1. соотн. с сущ. педагог, педагогика 1., связанный с ними
2. Свойственный педагогу, педагогике [педагогика 1.], характерный для них.
отт. Соответствующий правилам, требованиям педагогики.
3. Состоящий из педагогов.
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЙ - прил., употр. сравн. часто
1. Педагогическим называют всё то, что связано с педагогикой.
Педагогическое образование.
2. Педагогическим институтом, училищем и т. д. называется институт, училище, в котором готовят (учат) будущих учителей, преподавателей.
Педагогические курсы. | После педагогического училища Катерина стала учительницей младших классов.
3. Педагогическим даром, талантом, умением называется талант, умение и т. д. человека, которое делает его хорошим преподавателем.
Всех удивляло педагогическое мастерство Елены Николаевны: она могла увлечь, заинтересовать даже последнего двоечника и лентяя.
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЙ
педагогическая, педагогическое.
1. Прил. к педагог. Новые педагогические кадры.
2. Занимающийся подготовкой педагогов, учителей. Педагогический институт. Педагогическое училище.
3. Прил. к педагогика. Педагогические науки. Педагогический факультет. С педагогической точки зрения это вредно.
4. (в качестве кратк. форм употр. педагоги́чен, чна, чно). Соответствующий правилам, требованиям педагогики, умелый с точки зрения педагогики (книжн.). Педагогический такт. Педагогический талант. Задавать такие вопросы ребенку - не педагогично.
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЙ -ая, -ое. к Педаго́г и Педаго́гика. П. коллектив. П. совет. П-ие кадры. П-ая литература. Академия педагогических наук. П-ое поприще. П-ие идеи. П. журнал. // Свойственный, присущий педагогу. П. талант. П-ое мастерство. П. такт. П-ие способности.
-ая, -ое.
прил. к педагог, к педагогика.
Педагогический коллектив. Педагогический совет. Педагогические кадры. Педагогическая литература. Академия педагогических наук.
◊
Городской учитель Иван Петрович Кроликов навсегда распростился с педагогическим поприщем. Н. Успенский, Книжный магазин.
||
Свойственный, присущий педагогу.
Педагогический талант. Педагогическое мастерство. Педагогический такт.
◊
Со временем у нее разовьются отличные педагогические способности, - говорили об ней классные дамы, - она аккуратна, точна в исполнении обязанностей, никогда не позволит себе отступить от правил. Салтыков-Щедрин, Мелочи жизни.
педагоги́ческий, педагоги́ческая, педагоги́ческое, педагоги́ческие, педагоги́ческого, педагоги́ческой, педагоги́ческих, педагоги́ческому, педагоги́ческим, педагоги́ческую, педагоги́ческою, педагоги́ческими, педагоги́ческом, педагоги́ческ, педагоги́ческа, педагоги́ческо, педагоги́чески
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ая, ое. pédagogique adj.
1. Отн. к педагогу, педагогам; состоящий из педагогов. БАС-1. [Княгиня :] Нет, в Петербурге институт Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут! Там упражняются в расколах и безверьи Профессоры!! - у них учился наш родня. Гриб. Горе от ума. // Виноградов 1994 816. В одном углу с полдюжины студентов педагогического института толковали о последней лекции профессора словесных наук. Загоскин Рославлев.
2. Отн. к педагогике. БАС-1. Педагогическая литература представляет .. могущественнейшее средство. Она знакомит нас с психологическими наблюдениями множеств умных опытных педагогов. Ушинский О пользе педагог. лит-ры. ♦ устар., шутл. Педагогическая часть тела. На которой, совершаются телесные наказания. См. также: Филейные части, Филей. - Вся рубашка в крови, сплошь, а не то что пятнами. Я уж даже не помнил, когда перестали меня сечь.. Однако, ничего, отдышался: доставать патрон можно. Для пояснения последнего нужно вспомнить, что в числе ружейных приемов того времени был один: "доставай патрон", который на ученьях заменялся ударом правой руки по "педагогической части" тела. Востоков Из восп. кадета. // РМ 1883 1 161. - Лекс. Ян. 1806: педагогический; Соколов 1834: педагоги/ческий.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ // ПЕДАГОГИЧНЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ. Относящийся к педагогике, к педагогам, свойственный им.
Педагогический: ~ий институт, факультет; ~ое училище; ~ие кадры; ~ая литература; ~ие науки; ~ое образование, мастерство; ~ий талант, такт.
• В действиях педагога, в действиях педагогического коллектива должна быть предельная требовательность. А.Макаренко. Из опыта работы.
• Впрочем изредка педагогические соображения берут в Асте верх над естественным желанием поделиться тем, что её волнует. Г.Скульский. Учительница Аста.
ПЕДАГОГИЧНЫЙ. Соответствующий требованиям педагогики, имеющий воспитательное значение. Антоним: антипедагогичный.
Педагогичн|ый: ~ый подход; ~ое поведение; ~ые высказывания; ~ое замечание, предупреждение.
• Речь стала педагогичною не только по смыслу, но также по внушающим интонациям. К.Федин. Похищение Европы.
Педагогический голос - профессионально сформированный голос, в полной мере обеспечивающий звуковую сторону педагогического общения. Комплексная характеристика П. г., включающая такие параметры, как потенциально высокий уровень громкости, широкий динамический и высотный диапазон, разнообразие тембров, благозвучность, полетность, помехоустойчивость, суггестивность, адаптивность, гибкость, устойчивость, выносливость, выявляет его специфику по отношению к другим профессиональным голосам, таким, как певческий голос, командный голос, сценический (актерский) голос, дикторский голос.
В процессе формирования П. г. можно выделить несколько этапов. На первом этапе в сознании обучаемого образуется слуховая модель - представление о том, как должен звучать голос педагога в той или иной ситуации, чтобы оптимизировать педагогическую коммуникацию. Затем выясняется, с помощью каких психо-физиологических механизмов достигается нужное звучание. На следующем этапе, проводя активный тренинг, вырабатывают нужные умения и навыки. Затем проводится слуховой анализ полученных результатов. Заключительный этап - доводка и «шлифовка» голоса в реальных педагогических ситуациях, в прямом контакте с учениками, их родителями и коллегами.
Лит.: Василенко Ю. С. О голосе педагога // Советская педагогика. - 1972. - № 7; Вильсон Д.К. Нарушение голоса у детей. - М., 1990; Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М., 1968; Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. - Л., 1977.
А.А. Князьков
Педагогический диалог в ситуации опроса - учебно-речевая ситуация с задачей проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ситуация опроса, как и любая другая учебно-речевая ситуация, включает в себя совокупность таких смысловых компонентов, которые, будучи взаимообусловленными, определяют речевое поведение учителя и учащихся в соответствии с поставленной (и решаемой в процессе общения) задачей.
Смысловые компоненты ситуации:
а) постановка задачи и темпы опроса;
б) запрос информации;
в) сообщение информации;
г) оценка полученной информации;
д) подведение итога работы.
П. д. с. о. выступает как процесс совместного решения задачи урока, подчиненный смысловым компонентам ситуации.
Чтобы организовать П. д. с. о., учитель должен уметь:
Ставить задачу перед учащимися, формулировать тему опроса. Постановка задачи и темы опроса мобилизует внимание учащихся, подчеркивает важность предстоящей работы.
Запрашивать информацию по теме опроса. Формулировать вопросы точно и конкретно, в строгой последовательности. Помнить,
что запросить информацию можно с помощью не только вопросительных, но и побудительных высказываний.
Слушать ученика, «слышать» его ответ. Следить, чтобы ответ был правильный и по содержанию, и по оформлению. Если ученик формулирует правило, то он должен не только привести пример, но и объяснить его. Если ответ ученика недостаточно полный,
обратиться с дополнительным, уточняющим вопросом. Следить не только за тем, что говорит ученик, но и «слышать», как он говорит (громко или тихо, очень медленно или, напротив, очень быстро, увлеченно или равнодушно, монотонно), учитывая при этом, что паузы в речи ученика могут передавать его состояние (волнение), отражать поиск нужного слова или свидетельствовать о слабых знаниях по предмету. Следить за реакцией класса, поддерживать его внимание на протяжении всего диалога.
Реагировать на ответы, оценивать их, используя соответствующие выражения Так, Правильно, Верно, Молодец!'и т. п. или Нет,
Неправильно, Неверно и т. п.). Помнить, что формальная или необъективная оценка, не соответствующая содержанию ответа, недопустима в П. д. с. о.
Завершить диалог. Диалог, как правило, завершается выводами по теме и/или общей обоснованной оценкой работы учащихся.
Управлять средствами выразительности речи (темпом, громкостью, тональной окраской). Помнить, что жесты и мимика могут заменить реплику в диалоге.
П. д. с. о. можно рассматривать с двух точек зрения: как процесс совместного решения дидактической задачи урока (задачи проверки знаний, умений и навыков учащихся); как продукт этого процесса - текст. Как разновидность устного текста П. д. с. о. имеет свои особенности:
П. д. с. о. (разновидность текста) состоит из трех частей: установочной, основной и заключительной. Первая часть, установочная,
включает в себя развернутую (состоящую из нескольких высказываний) реплику учителя, в которой сообщается задача и тема опроса. «Вступление» необходимо учителю: оно помогает настроить
класс на общение, ввести учащихся в тему опроса. Вторая часть,
основная, самая распространенная и ответственная часть диалогического текста. Именно в этой части заключена содержательная сторона диалога, именно в ней находит развитие тема П. д. с. о. Основная часть текста состоит как из реплик учителя, так и из реплик учеников. Реплики учителя содержат запрос информации (в форме вопросительных и побудительных высказываний), а также оценку
полученной информации; реплики учащихся несут ответную (запрашиваемую) информацию. Третья часть, заключительная, представлена развернутой репликой учителя, в которой обычно содержатся обобщение по теме опроса и/или оценка коллективной работы учащихся. Заключительная часть вместе с установочной составляют «обрамление» диалогического текста, подчеркивают его структурную завершенность.
Следующая особенность диалогического текста касается его составляющих единиц: реплики и диалогического единства.
Особенность П. д. с. о. заключается в том, что в качестве преобладающих в нем выступают развернутые реплики. Развернутые реплики в речи учителя в зависимости от содержания высказываний могут быть представлены в следующем виде:
а) сообщение-вопрос-побуждение;
б) побуждение-вопрос;
в) оценка-вопрос-побуждение;
г) оценка-вопрос;
д) оценка-побуждение;
е) оценка-сообщение-оценка. В речи ученика развернутая реплика включает в себя ответ (сообщение запрашиваемой информации) - пример-объяснение примера или сообщение-пример (в зависимости от содержания поставленного вопроса).
3. Диалогическое единство (коммуникативная единица диалога) - это совокупность реплик, объединенных по смыслу, структурно и интонационно. Диалогическое единство в П. д. с. о. многочленное. Минимальный объем две-три реплики: вопрос-ответ-оценка.
Лит.: Гусейнова В.М. Педагогический диалог в ситуации опроса на уроках русского языка // Культура речи учителя. Методические рекомендации для проведения практических занятий. - М., 1988; Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987; Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. - М., 1986.
Л.Е. Тумина
Педагогический дневник - один из жанров письменных высказываний, использующихся учителем; особое жанровое образование в рамках традиционного жанра дневника. Педагогические дневниковые записи имеют свой предмет: события профессионального бытия, связанные с анализом и осмыслением личного профессионального опыта. Дневниковые записи адресуются либо самому автору (его внутреннему «Я»), либо невидимому собеседнику (другу, человеку своего круга, воображаемому оппоненту).
Дневниковая запись относится к типу смешанных текстов и объединяет черты обиходно-разговорных и публицистических типов текстов. К П. д. обращаются, как правило, в целях эмоционального самовыражения и интеллектуального самообеспечения. П. д. - текст с «открытой», «нежестко фиксированной структурой» - предполагает большое разнообразие форм внутренней организации тематической информации: объяснение, рассуждение, характеристики, сообщения, «педагогические афоризмы», - выводы, итоги, педагогические сентенции. Традиционным при этом является объединение нескольких структурно-тематических элементов в общих рамках дневниковой записи.
Лит.: Антонова Л. Г. Ведение дневниковых записей как элемент профессиональной подготовки будущих учителей // Русский язык в школе. - 1988. - № 6. - С.86-89; Ее же. Методика формирования профессионально значимых письменно-речевых умений в курсе практикума русского языка (на примере ведения дневниковых записей): Автореф.дис. - М., 1989.
Л.Т. Антонова
Педагоги́ческий институ́т - им. П. Г. Шелапутина, двухгодичное высшее учебное заведение (мужское), открытое в Москве в 1911 на средства П. Г. Шелапутина для подготовки учителей средней школы. Принимались окончившие высшие учебные заведения. В 1919 на базе института создана Академия социального воспитания (с 1923 - Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской).
* * *
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЙ ИНСТИТУ́Т им. П. Г. Шелапутина, двухгодичное высшее учебное заведение (мужское), открытое в Москве в 1911 на средства П. Г. Шелапутина для подготовки учителей средней школы. Принимались окончившие высшие учебные заведения. В 1919 на базе института создана Академия социального воспитания (с 1923 - Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. П. Г. Шелапутина - двухгодичное высшее учебное заведение (мужское), открытое в Москве в 1911 на средства П. Г. Шелапутина для подготовки учителей средней школы. Принимались окончившие высшие учебные заведения. В 1919 на базе института создана Академия социального воспитания (с 1923 - Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской).
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЙ О́ПЫТ
. Совокупность практических знаний, навыков, умений, приобретаемых педагогом в ходе обучения и повседневной учебно-воспитательной работы. Владение технологиями обучения составляет основу профессионального мастерства учителя. П. о. является одним из источников развития педагогической науки и лингводидактики как одной из ее частей.