м.
см. пимы
Пошёл (подь) ты в дырявый пим! Сиб. Бран.-шутл. Требование уйти, удалиться. СРНГ 28, 361; ФСС, 141.
Старый (дырявый) пим. Сиб. Бран.-шутл.О старике. ФСС, 136.
C и B сущ см. Приложение II
(чаще мн.: у северных народов: меховые сапоги; на Урале и в Сибири: валенки)
п́и́ма и́ пима́
мн.
пимы́
пимо́в́
1. пи́м, пимы́, пи́ма, пимо́в, пи́му, пима́м, пи́м, пимы́, пи́мом, пима́ми, пи́ме, пима́х
2. пи́м, пимы́, пима́, пимо́в, пиму́, пима́м, пи́м, пимы́, пимо́м, пима́ми, пиме́, пима́х
пим I
(Сибирь, Урал) то же, что пима; валяный сапог, валенок
На нем была баранья шапка, нагольная овчина горела жарче сафьяна, он шел с перевалкой, покачиваясь, и оттого, верно, что малиновая роспись его белых пим ничего не ведала о строенье человеческой ступни; так вольно разбежались эти разводы, мало заботясь о том, ноги ли то, или чайные чашки, или крыльцовые кровельки.
у северных народов - сапог, обычно высокий, из оленьей шкуры шерстью наружу
(Южный Урал) вязаная шерстяная обувь, с подшитыми подошвами Толкование взято из Толкового словаря живого великорусского языка В. И. Даля
пим II
весовая и денежная единица Древнего Израиля и Иудеи
ПИМА - индейский народ общей численностью 12 тыс. чел., проживающий, в основном, на территории США (10 тыс. чел.). Другие страны расселения: Мексика - 2 тыс. чел. Язык - пима. Религиозная принадлежность верующих: католики.
Пи́мен - Извеков Сергей Михайлович (1910-1990), патриарх Московский и всея Руси с 1971. Пострижен в монахи в 1927. Архимандрит с 1950, епископ с 1957, архиепископ Тульский и Белёвский с 1961. Митрополит Ленинградский и Ладожский, постоянный член Священного Синода с 1961. Митрополит Крутицкий и Коломенский с 1963. Управляющий делами Московской патриархии в 1960-61. Местоблюститель Московского патриаршего престола в 1970.
* * *
ПИМЕН - ПИ́МЕН (Извеков Сергей Михайлович) (1910-90), патриарх Московский и всея Руси с 1971. Пострижен в монахи в 1927. Архимандрит с 1950, епископ с 1957, архиепископ с 1960, митрополит с 1961. Управляющий делами Московской патриархии в 1960-61, постоянный член Священного синода с 1961. Местоблюститель Московского патриаршего престола в 1970.
ПИМЕН (Извеков Сергей Михайлович) (1910-90) - патриарх Московский и всея Руси с 1971. Пострижен в монахи в 1927. Архимандрит с 1950, епископ с 1957, архиепископ с 1960, митрополит с 1961. Управляющий делами Московской патриархии в 1960-61, постоянный член Священного синода с 1961. Местоблюститель Московского патриаршего престола в 1970.
ПИ́МЕН (в миру - Извеков Сер. Мих.) (1910-90) - патриарх Моск. и всея Руси (с 1971). Д-р богословия, поч. чл. Ленингр. (1962) и Моск. (1963) дух. академий. Принял постриг в 1927 с именем Платон в моск. Сретенском мон. Тогда же возглавил хор в моск. храме Пимена Великого. В 1931 рукоположен в иеродиакона, а в 1932 - в иеромонаха. Стал регентом Дорогомиловского Богоявленского собора, кафедрального моск. храма. Во время Вел. Отеч. войны призывался в действующую армию. После войны служил в храмах Мурома, Одессы, Ростова. В 1949 назначен наместником Псково-Печерского мон., а в 1950 возведен в сан архимандрита. В 1954 переведен наместником в Троице-Сергиеву лавру. В годы его управления лаврой был восстановлен академич. храм и сооружены два придела в трапезном храме преп. Сергия. В 1957 хиротонисан во епископа Балтского и переведен в Москву на Дмитровскую кафедру. В 1960 удостоен архиепископского сана и в 1961 переведен сначала на Тульскую, а затем на Ленинградскую митрополичью кафедру. В 1963 назначен митрополитом Крутицким и Коломенским, став ближайшим помошником патриарха Алексия I. В 1970 перед своей кончиной Алексий объявил П. своим преемником. В 1970-71 П. оставался Местоблюстителем Патриаршего престола. Избран патриархом в 1971 на Поместном соборе РПЦ. Основные усилия П. в годы его патриаршества были направлены на урегулирование отношений РПЦ с гос-вом, политика к-рого после отставки Н. С. Хруенщева оставалась неизменной: жесткий контроль за всеми проявлениями церк. жизни, противодействие попыткам расширить сферу дозволенного для церкви, но без массовых репрессий и закрытия церквей и без шумных атеистич. кампаний. Деят-ность в этом направлении патриарха П. осуждалась как нерешительная и пассивная отдельными деятелями церкви и представителями интеллигенции (свящ. Глеб Якунин, А. И. Солженицын и др.). В 1-й пол. 80-х гг. в связи с резким ухудшением здоровья П. практически отошел от дел, руководство же церк. жизнью осуществлял митрополит Таллиннский и Эстонский Алексий (в будущем - патриарх Алексий II).
Патриарх Московский и всея Руси Пимен на Поместном соборе Русской православной церкви. 1988
ПИМЕН (Извеков Сергей Михайлович) (1910 - 90), патриарх Московский и всея Руси с 1971. Пострижен в монахи в 1927. Архимандрит с 1950, епископ с 1957, архиепископ с 1960, митрополит с 1961. Управляющий делами Московской патриархии в 1960 - 61, постоянный член Священного синода с 1961. Местоблюститель Московского патриаршего престола в 1970.
-а, м.
Отч.: Пи́менович, Пи́меновна; разг. Пи́меныч.
Производные: Пи́менка; Пи́ма; Пима́ня; Пима́ха; Пима́ша.
[Греч. poimēn - пастух; перен. пастырь.]
† 23 февр., 21 мая, 20 авг., 9 сент., 10 сент., 11 окт.
-а, муж.
Отч.: Пименович, Пименовна; разг. Пименыч.
Производные: Пименка; Пима; Пиманя; Пимаха; Пимаша.
Происхождение: (Греч. poimen - пастух; перен. пастырь.)
Именины: 23 февр., 21 мая, 20 авг., 9 сент., 10 сент., 11 окт.
Пастырь, пастух (греч.).
23 (10) февраля святитель Пимен, епископ Новгородский (Рус.).
21 (8) мая - преподобный Пимен постник, Печерский (в Дальних пещерах) (Рус.).
20 (7) августа - преподобный Пимен многоболезный. Печерский (Рус.) и преподобный Пимен постник, Печерский (в Дальних пещерах) (Рус.).
9 сентября (27 августа) - преподобный Пимен Великий; преподобный Пимен Палестинский и преподобный Пимен постник, Печерский (в Ближних пещерах) (Рус.).
10 сентября (28 августа) - преподобный Пимен постник, Печерский (в Дальних пещерах) (Рус.).
11 октября (28 сентября) - преподобный Пимен Многоболезный, Печерский (Рус.) и преподобный Пимен постник, Печерский (в Ближних пещерах) (Рус.).
- Кто был Патриархом Московским и Всея Руси во время празднования Тысячелетия Крещения Руси?
- Архиепископ Новгородский, сторонник Ивана Грозного.
- Персонаж поэмы Пушкина «Борис Годунов».
- Летописец из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов».
- Патриарх русской православной церкви в 1970-1990 гг.
пимена гулимана и лентяя преподобного (праздник!)
Огуры (отговорки) святые и лени праведные.
"Он в святцы не глядит, ему душа праздники сказывает".
(Говорится в ответ не желающему работать по поводу любого праздника, а то и без праздника.)
Ср. Febris promenalis.
Лихорадка прогульная.
Ответ ученику на отговорку его, что он не приходил в класс по случаю болезни; promenalis (несуществующее слово) от se promener - гулять, прогуливаться (франц.).
ПИМЕНОВ
Есть два источника этой фамилии. Первый - старое русское имя Пимен, означающее в переводе с греческого ‘пастырь’. И второй. Сибирякам и архангельцам скорее стоит поискать начало своего рода в профессии предков: они шили пимы, пимики, пимушки, пизы (архангельский говор) - сапоги из оленьих шкурок, или валенки, обшитые кожей, холстом. Могло дело обстоять и проще: Пимановы, Пименовы, Пимины, Пимковы, Пимоненко, Пимшины, Пимушкины и Пизовы просто предпочитали любой другой эту своеобразную теплую обувь, так как жили в краях с крепкими морозами.
ПИМАНИН ПИМАХИН ПИМАШИН ПИМШИН ПИМЕНОВ ПИМИНОВ ПИМОНОВ
От забытого церковного имени Пимен.- пастух, пастырь (греч.). Родственные фамилии: Пиманин, Пимахин, Пимашин, Пимшин. (Ф)
ПИМЕНОВ
Есть два источника этой фамилии. Первый - старое русское имя Пимен, означающее в переводе с греческого ‘пастырь’. И второй. Сибирякам и архангельцам скорее стоит поискать начало своего рода в профессии предков: они шили пимы, пимики, пимушки, пизы (архангельский говор) - сапоги из оленьих шкурок, или валенки, обшитые кожей, холстом. Могло дело обстоять и проще: Пимановы, Пименовы, Пимины, Пимковы, Пимоненко, Пимшины, Пимушкины и Пизовы просто предпочитали любой другой эту своеобразную теплую обувь, так как жили в краях с крепкими морозами.
- В 1937 году его «Новая Москва» внимания властей не удостоилась, а вот за серией «Новые кварталы» 1967 года последовала Ленинская премия.
- Русский скульптор 18-19 вв., автор архитектурных сооружений в Петербурге.
- Русский скульптор XIX века, автор композиции «Парень, играющий в бабки».
- Русский скульптор XIX века, автор группы «Геркулес и Антей» перед портиком Горного института.
ПИ́МЕНОВ Ник. Степ. (1812-64) - скульптор. Сын С. С. Пименова. Предст. рус. классицизма. Учился в АХ (1824-33) у своего отца и С. И. Гальберга. Пенсионер при АХ в СПб. (1833-36), Риме и Флоренции (1837-50). Автор станковых композиций, портретов-памятников. В тв-ве П. ориентация на образы антич. иск-ва сочетается с поисками нац. рус. сюжетов, привлечением жанр. мотивов ("Парень, играющий в бабки", гипс, 1836). В нек-рых работах П. присутствует предчувствие реализма, получившего развитие во 2-й пол. 19 в. С 1855 П. - преподаватель А. Х. Среди учеников - Ф. Ф. Каменский, М. А. Чижов, М. П. Попов, М. В. Харламов, И. И. Подозеров.
Пи́менов Николай Степанович (1812-1864), российский скульптор. Сын С. С. Пименова. В классицистическую скульптуру привнёс национальные и жанровые мотивы («Парень, играющий в бабки», 1836).
* * *
ПИМЕНОВ Николай Степанович - ПИ́МЕНОВ Николай Степанович (1812-64), русский скульптор. Сын С. С. Пименова (см. ПИМЕНОВ Степан Степанович) . В классицистическую скульптуру привнес национальные и жанровые мотивы («Парень, играющий в бабки», 1836).
ПИМЕНОВ Николай Степанович (1812-64) - российский скульптор. Сын С. С. Пименова. В классицистическую скульптуру привнес национальные и жанровые мотивы ("Парень, играющий в бабки", 1836).
ПИ́МЕНОВ Степ. Степ. (1784-1833) - скульптор, предст. классицизма. С 1795 по 1803 учился в АХ. В 1807 получил звание академика, с 1814 - проф. В 1809-31 преподавал в АХ, в 1809-30 заведовал скульпт. частью Имп. фарфорового з-да. Создавал модели ваз, посуды, статуэток. Оказал значит. влияние на развитие мелкой пластики в рус. иск-ве. Работал в обл. монумент.-декорат. скульптуры, добиваясь единства арх.-скульпт. композиции. Участвовал в создании ряда арх. памятников Пб. совм. со скульптором В. И. Демут-Малиновским, зодчими А. И. Воронихиным, А. Ф. Захаровым и К. И. Росси. Автор статуй кн. Владимира и Ал. Невского (обе 1807-11) в Казанском соборе, аллегорич. скульпуры, оформляющей гл. башню Адмиралтейства, горельфа "Живопись" (1820) для Чугунной лестницы здания АХ, скульп. группы "Геркулес, задушающий Антея" для здания Горного ин-та (1809-11), фигур Славы и Воина (1830-33) для Триумфальных Нарвских ворот в Пб. Большинство скульптур П. создано для построек Росси в Пб.: скульптура гл. фронтона, барельефы на аттиках и около окон Михайловского дворца (1823-24), статуи для фасадов Сената и Синода (нек-рые закончены уже после смерти П.), колесница Аполлона для Александринского т-ра (1830-32), статуи Платона и Гомера для здания Публ. б-ки (1830-31), статуи Кухонного корпуса (1818-19), маски и барельефы Оранжереи (1820) для комплекса Елагина дворца, скульпт. группа на аттике арки Гл. штаба (1827-28).
В монумент. скульптуре П. использовал принципы классицизма, включая в поэтич. ряд решения худож. образа антич. аллегорию, идеализированные формы, наполняя их героико-патриот. пафосом.
Пи́менов Степан Степанович (1784-1833), российский скульптор. Представитель классицизма. Вместе с В. И. Демут-Малиновским оформлял архитектурные сооружения К. И. Росси и А. Н. Воронихина в Санкт-Петербурге.
* * *
ПИМЕНОВ Степан Степанович - ПИ́МЕНОВ Степан Степанович (1784-1833), русский скульптор. Представитель классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ). Вместе с В. И. Демут-Малиновским (см. ДЕМУТ-МАЛИНОВСКИЙ Василий Иванович) оформлял архитектурные сооружения К. И. Росси (см. РОССИ Карл Иванович) и А. Н. Воронихина (см. ВОРОНИХИН Андрей Никифорович) в Санкт-Петербурге.
ПИМЕНОВ Степан Степанович (1784-1833) - российский скульптор. Представитель классицизма. Вместе с В. И. Демут-Малиновским оформлял архитектурные сооружения К. И. Росси и А. Н. Воронихина в Санкт-Петербурге.
Пи́менов Юрий (Георгий) Иванович (1903-1977), живописец, театральный художник, график, народный художник СССР (1970), действительный член АХ СССР (1962). Член-учредитель ОСТ. Ранним работам свойственны монументализация образов, аскетизм цветовых решений («Даёшь тяжёлую индустрию!», 1927). С 30-х гг. обратился к лирическим городским жанровым сценам и пейзажам («Новая Москва», 1937; серия «Новые кварталы», 1963-67), портретам. Государственные премии СССР (1947, 1950), Ленинская премия (1967).
Пи́менов Юрий (Георгий) Иванович (19031977), живописец, театральный художник, график, народный художник СССР (1970), действительный член АХ СССР (1962). Член-учредитель Общества станковистов (ОСТ). Ранним работам свойственны монументализация образов, аскетизм цветовых решений («Даёшь тяжёлую индустрию!», 1927). С 30-х гг. обратился к лирическим городским жанровым сценам и пейзажам («Новая Москва», 1937, серия «Новые кварталы», 196367), портретам. Ленинская премия (1967), Государственная премия СССР (1947, 1950).
ПИМЕНОВ Юрий Иванович - ПИ́МЕНОВ Юрий (Георгий) Иванович [13 (26) ноября 1903, Москва - 1977], российский живописец, театральный художник, график. Народный художник СССР (1970), действительный член Академии художеств СССР (1962). Член-учредитель ОСТ (см. ОСТ (общество)). Ленинская премия (1967). Государственная премия СССР (1947, 1950).
Годы учебы
В детстве все свободное время Пименов проводил в находившейся недалеко от дома Третьяковской галерее и внимательно изучал картины великих русских мастеров. Первые уроки рисования получил от отца - художника-любителя (юриста по профессии). В 1919 стал заниматься во Вхутемасе (см. ВХУТЕМАС). Позднее, вспоминая годы учебы, Пименов писал: «Мы, студенты Вхутемаса, шумели в аудитории Политехнического музея на чтении стихов, поддерживая Маяковского и Асеева, шумели на спектаклях Мейерхольда. Но не только шумели. Мы познавали мастерство. Я учился у Малютина (см. МАЛЮТИН Сергей Васильевич), Фалилеева и очень благодарен им. Но больше всего я учился у Фаворского (см. ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич) и, может быть без права, хочу считать себя его учеником». Вхутемасовцы (вместе с Пименовым учились А. Д. Гончаров (см. ГОНЧАРОВ Андрей Дмитриевич), П. В. Вильямс (см. ВИЛЬЯМС Петр Владимирович), А. А. Дейнека (см. ДЕЙНЕКА Александр Александрович), С. П. Урусевский (см. УРУСЕВСКИЙ Сергей Павлович)) искали новые пути в искусстве. Известный искусствовед А. А. Федоров-Давыдов (см. ФЕДОРОВ-ДАВЫДОВ Алексей Александрович), побывавший в 1925 на «Первой дискуссионной выставке молодых художников», писал: «Это, действительно, очень однородная группа, о членах которой можно говорить сразу обо всех. Их картины полны движения, ни одна фигура не покоится, каждая форма показана в развертывании... В своих формальных исканиях они исходят из нового понимания вещи и ее пространственных функций. Когда они пишут картины, их в первую очередь занимает задача - по-новому интерпретировать человеку окружающий его мир. И в этой интерпретации есть своя философия и большая художественная задача». Картинам Пименова этого периода присущи монументальность, динамичность композиции и аскетизм цветовых решений («Даешь тяжелую индустрию», 1927, Третьяковская галерея).
Живописные работы художника
В конце 1920-х годов художник завершил работу над большим полотном «Инвалиды войны», в котором отразил трагические события послереволюционной эпохи. Холодный колорит картины, преобладание зеленого тона, графическая четкость изображения персонажей помогли ему достичь необходимого эффекта. В 1930-е годы, когда стремительно менялся облик строящейся Москвы, Пименов написал одно из самых замечательных своих полотен - «Новая Москва» (1937, Третьяковская галерея). Городской пейзаж в картине передан через восприятие сидящей за рулем женщины, которая словно любуется панорамой проспекта.
Тема Москвы в творчестве художника, не покидавшего город даже во время Великой Отечественной войны («картины пускай едут, я остаюсь»), стала для него одной из главных («Следы шин», 1944; серия «Новые кварталы», 1962-67, в том числе «Свадьба на завтрашней улице», 1962; Третьяковская галерея). С начала 1930-х годов художник выработал своеобразную манеру письма - мелкими, полупрозрачными мазками, создающими эффект как бы вибрирующей живописной поверхности. В этот период он пишет не только жанровые композиции, но и натюрморты (серия «Вещи каждого дня», 1959), пейзажи и портреты.
Работа в театре
За 50 лет работы в театре Пименов оформил множество классических и современных спектаклей («За тех, кто в море!» Б. А. Лавренева, 1946, Малый театр; «Степь широкая» Винникова, 1949, Центральный театр Советской Армии). Стремясь создать единый образ спектакля, он планировал сценическое пространство, создавал декорации, сочинял эскизы костюмов, писал афиши, оформлял театральные программы, иллюстрировал книги о театре. Характеризуя его как театрального художника, М. О. Кнебель (см. КНЕБЕЛЬ Мария Осиповна) рассказывает: «Он работал в театре как-то шутя. Ему, привыкшему к кропотливому труду станковиста, было весело придумывать декоративный образ спектакля... Художественный образ пименовских декораций был синтезом наших совместных исканий и всегда обогащал режиссерский замысел».
Работая в театре, Пименов принимал активное участие в творческом процессе: присутствовал на репетициях, следил, чтобы декорации соответствовали эскизам и т.п. Интересны актерские портреты Пименова, например Татьяны Самойловой в образе Анны Карениной (1968).
Книжная графика
Графикой художник занимался всю жизнь. Одна из его последних работ - рисунки к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Работая над ними, Пименов стремился не только передать сюжетные ситуации ромата, но и найти соответствующую прозе Булгакова стилевую манеру. Например, в рисунке «Маргарита, летящая на щетке» фантастический полет Маргариты над ночной Москвой передан художником удивительно близко к авторскому замыслу.
Все творчество Пименова говорит о его неразравной связи с судьбой своего поколения. Художник, показывая человека в труде и повседневных заботах, раскрывает поэзию и значительность будней.
ПИМЕНОВ Юрий Иванович (1903-77) - российский живописец, театральный художник, график, народный художник СССР (1970), действительный член АХ СССР (1962). Член-учредитель ОСТ. Изображение трудовых будней в лирических жанровых сценах, пейзажах, портретах ("Новая Москва", 1937, серия "Новые кварталы", 1963-1967). Ленинская премия (1967). Государственная премия СССР (1947, 1950).
Ю.И. Пименов. "Новая Москва". Третьяковская галерея.
ПИМЕНОВ Юрий Иванович (1903 - 77), российский живописец, график, театральный художник. Член-учредитель Общества Художников Станковистов. Поэтическое изображение трудовых будней в жанровых сценах, пейзажах, портретах ("Новая Москва", 1937; серия "Новые кварталы", 1963 - 67).
Ю.И. Пименов. "Ожидание". 1959 г. Масло.
Пи́меновы, скульпторы, отец и сын. Степан Степанович (1784-1833), вместе с В. И. Демут-Малиновским оформлял в духе классицизма архитектурные сооружения К. И. Росси и А. Н. Воронихина в Санкт-Петербурге (группа «Геркулес и Антей» перед портиком Горного института, 1809-11). Николай Степанович (1812-1864), в классицистическую скульптуру привнёс национальные и жанровые мотивы («Парень, играющий в бабки», 1836).
пиме́нт, пиме́нты, пиме́нта, пиме́нтов, пиме́нту, пиме́нтам, пиме́нтом, пиме́нтами, пиме́нте, пиме́нтах
ПИМЕНТ а, м. piment m. <исп. pimenta перец. Род перцу дикаго. 1788. Сл. нат. ист. Пимент или корал садовый, обыкновенный дикий перец или стручковый называемый. Сл. комм. 1790 5. Род деревьев сем. миртовых, распространенных в тропической Америке и Вест-Индии; 2 вида разводят из-за плодов, которые используют в парфюмерии, медицине и кулинарии (незрелые плоды одного из них используют как душистый перец - пимент). СИС 1985. - Лекс. Ян. 1806: пимент; СИС 1954: пиме/нт.
ПИМЕНТОЛА (см. Похьела) - ПИМЕНТО́ЛА, см. Похьела (см. ПОХЬЕЛА).
-а, м.
В Сибири и на Урале: валяльщик пимов (во 2 знач.).
Отец Храмцова - пимокат, и от Феди всегда пахнет кислой шерстью и новыми валенками. Четвериков, Малиновые дни.
пимока́т, пимока́ты, пимока́та, пимока́тов, пимока́ту, пимока́там, пимока́том, пимока́тами, пимока́те, пимока́тах