ср.
1. Отпиленная или отпиленная и расколотая часть бревна для топки.
2. Название продолговатого, полуцилиндрического торта.
3. Волчий хвост (в речи охотников).
ср.
1. Отпиленная или отпиленная и расколотая часть бревна для топки.
2. Название продолговатого, полуцилиндрического торта.
3. Волчий хвост (в речи охотников).
ПОЛЕ́НО, полена, мн. поленья, поленьев, ср.
1. Отпиленный и расколотый кусок дерева для топки печей. Выбрать из дров несколько сухих поленьев.
2. Хвост волка (охот.).
ПОЛЕ́НО, -а, мн. -нья, -ньев, ср. Кусок распиленного и расколотого бревна для топки. Берёзовое п.
| уменьш. поленце, -а, род. мн. -нец, ср. и полешко, -а, род. мн. -шек, ср.
ПОЛЕНО (палить), дровяная плашка, кусок дров такой длины, как они идут в печь, обычно 10-12 вершков, колотые кругляки. Из долготья три чурбана, из чурбана по четыре полена. Отведала свинья полена, помнить, где поела! Блудливой чушке полено на шею. Не запомнить свинье полена, не забыть ей, где поела! Полено из беремени (или из напыльника) выпадет - к гостям. Сто полен в запасе, а на истопку не будет? клепки ведра.
| Хвост у волка. Доезжачий прикалывает волка в кишку, ухватив его за полено, чтобы не достал зубами. Поленце ·умалит. поленишко презр. поленище ·увел. Поленище ср. поленница жен. костер, кладь дров; ошибочно вместо паленица. Поленник муж. дровяной лес.
| пск. болван, глупая дылда, поленовина ·об. то же. Дрова рубят на поленище, а щепа далеко летит. Поленный, к полену относящийся. Поленить дрова, резать, рубить или колоть на поленья. Коротыши поленятся колкою, а плахи пилкою. Наполенил на завтра дров. Переполенил три сажени.
ПОЛЕ́НО, -а, мн поле́нья, -ньев,ср
Часть, кусок ствола дерева, отделенный режущим или рубящим орудием или дополнительно расколотый вдоль, употребляемый на топливо.
Печь в бане была просторной: обычно в нее помещалось пять-шесть березовых поленьев.
ПОЛЕ́НО -а; мн. поле́нья, -ньев; ср.
1. Кусок распиленного или расколотого бревна для топки. Сосновое п. Сухие поленья. Пахучие поленья. Подбросить в печь два полена дров.
2. Кондитерское изделие, торт в форме половины цилиндра. Фруктовое, сливочное п.
◁ Поле́нце, -а; мн. род. -нец, дат. -нцам; ср. (1 зн.). Уменьш. Поле́шко, -а; мн. род. -шек, дат. -шкам; ср. Уменьш.-ласк. (1 зн.).
-а, мн. поле́нья, -ьев, ср.
Отпиленный или отрубленный кусок ствола дерева, круглый или расколотый, употребляемый на топливо.
Сосновое полено.
◊
Она подбросила в печь два полена дров. М. Горький, Мать.
Вот я кладу в огонь заготовленные дрова. Пламя принимается жарко лизать сухие поленья. Соколов-Микитов, В горах Кавказа.
Берёзовое полено. Перм. Пренебр. О чужом человеке, не родственнике. Подюков 1989, 155.
Полено (чурка) дров. Сиб. Презр. О глупом человеке. ФСС, 144.
Полено мельченько изруби - съест. Перм. Шутл.-ирон. О неразборчивом в пище, непривередливом человеке. Подюков 1989, 200.
Бросать поленья под ноги кому. Новг. Неодобр. Препятствовать, мешать кому-л. в чём-л. НОС 1, 90.
Есть поленья. Новг. Шутл. О хорошем аппетите. НОС 2, 118.
ПОЛЕНО, -а, с.
1. Дурак, идиот, глупец.
2. Фригидная женщина.
Сам спи с этим поленом.
3. Батон колбасы, сыра.
По полену на нос дают (на одного человека).
4. Магнитофон-двухкассетник.
Полено корейское.
сущ., кол-во синонимов: 22
багль (1)
батон (10)
волчий хвост (2)
глупец (142)
головешка (7)
головня (14)
гонот (2)
дровина (1)
дурак (275)
идиот (154)
неумеха (37)
плаха (8)
поленище (1)
поленце (2)
полешко (2)
портач (7)
припорок (2)
торт (7)
тупица (163)
чурбан (104)
чурка (92)
швырок (4)
Общеслав. Происхождение неясно. Толкуют как суф. производное от polěti «гореть». См. палить, пыл, пламя. В таком случае полено буквально - «сжигаемое» (дерево). Не исключено, что полено является родственным пол (2) (половина). Тогда полено - «расколотое бревно, чурбак».
поле́но
укр. полíно, блр. поле́но, др.-русск., цслав. полѣно, болг. полено, словен. polẹ́nọ, чеш., слвц. роlеnо, польск. роlаnо. Связано с др.-русск. полѣти "пылать", ополѣти, ст.-слав. полѣти, полС φλέγεσθαι, καίεσθαι (Супр.), словен. pȯ́ljem, pláti "волноваться, пылать, гореть", чеш. роlеti, сюда же, с удвоением, цслав. плаполати "гореть" (Мi. LР 569); далее связано с пали́ть, пла́мя (Мi. ЕW 235; Траутман ВSW 212 и сл.). Едва ли связано с пол, якобы "половина, осколок чурбана", вопреки Преобр. (II, 103), или с по́лка, поли́ца, вопреки Уленбеку (РВВ 21, 103). [Иначе, с лит. liepsnà "пламя", сравнивает это слово Отрембский (Сб. Теодоров-Балан, 1955, стр. 330-331). - Т.]
Полено - «полети» по-древнерусски - «пылать». То, чему самой судьбой предназначено полети - полено. От той же основы в результате перемены звуков - перегласовки, как говорят ученые, - произошли слова «пламя» - то, в чем все пылает, и «пепел» - то, что остается после пылания.
- Печной «подкидыш».
- Буратино в прошлой жизни.
- Эмбрион Буратино.
- Полуфабрикат для Буратино.
- Буратиновая заготовка.
- Буратино в эмбриональном состоянии.
- Заготовка для Буратино.
- Этот подарок папа Карло получил от своего старинного приятеля, столяра Джузеппе по прозвищу Сизый Нос.
- Бревно без сучьев.
- Кусок чурки.
- Единица дров.
- Кусок бревна.
сущ., кол-во синонимов: 6
полено под ноги кинуть -
палки в колеса вставлять (полено под ноги кинуть)
(иноск.) - мешать, препятствовать
Ср. Дай Бог только, чтобы князь Кутузов... взял действительную власть и не позволял бы никому вставлять себе палки в колеса.
Гр. Л.Н. Толстой. Война и мир. 3, 2, 6.
Ср. Der Regierung einen Stein zwischen die Räder werfen - das ist kein patriotisches Gewerbe.
Bismark im Preuss. Herrenhause 7 März 1872.
См. свинью подпустить.
См. дурак в воду камень бросит.
ПОЛЕНОВ ПОЛЕНКОВ ПОЛЕШКИН ПОЛЕНОВ ПОЛЕНКОВ ПОЛЕШКИН
От имени или прозвища Полено из нарицательного полено, одна из так называемых "деревянных". (Э) А может от редкого крестильного имени Полиен - Полен. А и могла потертся и на стадии имени и на стадии фамилии.
- Русский художник, автор картины «Московский дворик».
- Вслед за «Московским двориком» этот признанный мастер интимного пейзажа написал «Старую мельницу».
- С кого Виктор Васнецов писал Добрыню Никитича на картине «Богатыри»?
- Русский художник, автор картин «Бабушкин сад», «Березовая аллея», «Золотая осень».
- Русский художник, автор картин «Заросший пруд», «Старая мельница», «Ранний снег», «Больная».
- Русский художник, автор картин «Ливень», «Осень в Абрамцеве», «Пруд в Абрамцеве».
- Русский художник, автор картин «Христос и грешница», «Олива в Гефсиманском саду», «Голова еврея».
- Русский художник, автор картин «Арест гугенотки», «Мечеть в Дженине», «Сказитель былин Никита Богданов».
- Русский живописец, чей музей-заповедник находится в тульской области.
ПОЛЕ́НОВ Ал. Як. (1738-1816) - экономист, историк, писатель. Происходил из костр. дворян. Первонач. образование получил в Академич. г-зии, затем (с 1754) в Академич. ун-те. В 1762 командирован в Страсбургский ун-т. Здесь П. начал заниматься науками ист.-филол. цикла, затем уже в Геттингенском ун-те (с 1766) он изучал юриспруденцию. Вернувшись в Россию в 1767, П. принял участие в конкурсе, объявленном Вольным экономич. об-вом на тему: "Что полезнее для общества: чтоб крестьянин имел в собственности землю, или токмо движимое имение, и сколь далеко его право на то или другое имение простираться должно". П. представляет сочинение "О крепостном состоянии крестьян в России". Он утверждает, что человек должен свободно распоряжаться своим заработком, иначе теряется один из главнейших импульсов к труду. Экон. положение крестьянина должно было регулироваться, по мнению автора, предоставлением достаточного для каждого из них земельного надела и лишением помещика права отнимать землю по своему произволу. Обязанности крестьянина перед помещиком и гос-вом должны были выражаться в барщине (один раз в неделю) и уплате 10% подоходного налога. П. настаивал на правовых гарантиях, т. к. был уверен, что благосостояние крестьян никогда не поднимется, если помещик или гос-во сохранит полную власть над крепостными. Предусматривалось и проведение судебной реформы, в результате к-рой появились бы независимые судьи, действующие под рук-вом опытных юристов. За свое сочинение П. был удостоен втор. премии, однако опубликовано оно было лишь в 19 в., а сами идеи П. были отчасти претворены в жизнь более чем через сто лет. В 1768 П. подготовил к печати 2-й том Никоновской летописи. В последующие годы переводил соч. Ш. Монтескье, Фридриха II и др. После смерти Екатерины II работал в Комиссии для составления законов Рос. империи.
Поле́нов Алексей Яковлевич (1738-1816), российский историк, просветитель. В сочинении «О крепостном состоянии крестьян в России» (1766, опубликовано в 1865) предлагал ограничить крепостное право.
* * *
ПОЛЕНОВ Алексей Яковлевич - ПОЛЕ́НОВ Алексей Яковлевич (1738-1816), русский историк, просветитель (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)). В сочинении «О крепостном состоянии крестьян в России» (1766, опубликовано 1865) предлагал ограничить крепостное право.
ПОЛЕНОВ Алексей Яковлевич (1738-1816) - российский историк, просветитель. В сочинении "О крепостном состоянии крестьян в России" (1766, опубликовано 1865) предлагал ограничить крепостное право.
Поленов Андрей Львович - I
(1871-1947), один из основоположников нейрохирургии в СССР, академик АМН СССР (1945). Труды по травматологии и хирургии периферической и вегетативной нервной системы, проводящих путей головного и спинного мозга. Государственная премия СССР (1946).
II
(1925-1996), физиолог, морфолог, член-корреспондент РАН (1990). Исследовал структуру гипоталамуса и роль его нейрогормонов в регуляции функций организма в норме и патологии.
ПОЛЕНОВ Андрей Львович (1871-1947) - один из основоположников нейрохирургии в СССР, академик АМН (1945). Труды по травматологии и хирургии периферической и вегетативной нервной системы, проводящих путей головного и спинного мозга. Государственная премия СССР (1946).
-----------------------------------
ПОЛЕНОВ Андрей Львович (р. 1925) - российский физиолог, морфолог, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Исследовал структуры гипоталамуса и роль его нейрогормонов в регуляции функций организма в норме и патологии.
ПОЛЕНОВ Андрей Львович (нейрохирург) - ПОЛЕ́НОВ Андрей Львович (1871-1947), один из основоположников нейрохирургии в СССР, академик АМН (1945). Труды по травматологии и хирургии периферической и вегетативной нервной системы, проводящих путей головного и спинного мозга. Государственная премия СССР (1946).
ПОЛЕНОВ Андрей Львович (физиолог) - ПОЛЕ́НОВ Андрей Львович (1925-96), российский физиолог, морфолог, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Исследовал структуры гипоталамуса (см. ГИПОТАЛАМУС) и роль его нейрогормонов (см. НЕЙРОГОРМОНЫ) в регуляции функций организма в норме и патологии.
ПОЛЕ́НОВ Вас. Дм. (1844-1927) - живописец. Сын археолога и библиографа, мать - писательница и худож.-любитель. В 1864 поступил на юрид. ф-т Петерб. ун-та. Одноврем. учился у П. П. Чистякова, был вольнослушателем в АХ (1863-71), брал уроки у И. Н. Крамского. Сюжеты первых этюдов и эскизов связаны с имением отца в Олонецкой губ. В 1871 выполнил работу на зол. медаль АХ - "Воскрешение дочери Иаира". В 1872 выехал за границу, в Париже сблизился с И. Е. Репиным, чье творчество оказало заметное влияние на П. В живописной практике ориентировался на зап.-европ. иск-во, вчастности мастеров пленэра. Писал на темы зап.-европ. истории ("Право господина", 1874; "Арест графини д’Этремон", 1875), испытал влияние школы П. Делароша. Создал неск. портретов: портрет сестры, В. Д. Хрущевой (1874). В 1876-78 посетил Сербию и Болгарию, побывал на театре воен. действий в свите наследника (буд. имп. Александра III, до конца жизни дружившего с П.). В 1877 поселился в Москве, занимался пейзажными и жанр. работами ("Московский дворик", 1878-79; "Бабушкин сад", 1879; "Заросший пруд", 1879; "Летнее утро", 1879; "Старая мельница", 1880). В 1878 стал членом Т-ва передвижников, участвовал в выставках. С нач. 80-х гг. значит. роль в творчестве П. стала играть театр. декорация (работы в Мамонтовской опере). Тогда же П. обратился к разработке еванг. сюжетов. В 1881-82 совершил путешествие по Египту, Сирии и Палестине. В этюдах юж. природы точность линейного построения сочетается со свободно разреш. задачами возд. перспективы ("Вифлеем", 1882; "Парфенон", "Бейрут", 1882). Звучащие в картинах цветовые пятна сгармонированы сложными переходами. Чистота палитры позволила избежать декоративности. П. стал одним из первых мастеров этюда в школе рус. живописи. В 80-е гг. перешел к чистому пейзажу, широким панорамам. П. удалось выразить обобщенный образ рус. природы. В 1889 П. приобрел имение близ г. Таруса, что позволило ему серьезно работать над пейзажем. Создал ряд картин на евангельские темы, ист. композиции ("Христос и грешница", 1887; "Среди учителей", 1895). Преподавал в Уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1882-95), руководил кл. натюрморта и пейзажным кл. Среди учеников: И. И. Левитан, А. Е. Архипов, С. А. и К. А. Коровины, А. П. Рябушкин, И. С. Остроухов. Выработал собств. систему преподавания.
Лит.: Вас. Дм. Поленов. Ел. Дм. Поленова: Хроника семьи художников. М., 1964; История рус. иск-ва: В 13 т. / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. М., 1965. Т. 9, кн. 2. С. 119-148; Юрова Т. В. В. Д. Поленов: Альбом. М., 1972.
В. Д. Поленов. Московский дворик. 1878-79
Поле́нов Василий Дмитриевич (1844-1927), живописец, народный художник Республики (1926). Сын Д. В. Поленова, брат Е. Д. Поленовой. Продолжая традиции русского лирического пейзажа, передавал тихую поэзию скромных уголков русский природы, добивался свежести колорита и естественности мотива («Московский дворик», 1878; «Заросший пруд», 1879). Писал также жанровые («Больная», 1886), исторические картины. В композициях на евангельские сюжеты стремился к заострению их современной нравственной проблематики («Христос и грешница», 1886-87). Театральный художник, организатор народного театра. С 1885 заведующий художественно-постановочной частью Московской частной русский оперы С. И. Мамонтова. Автор музыкальных сочинений (опера «Призраки Эллады», 1906; оратория, романсы и др.).
* * *
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич - ПОЛЕ́НОВ Василий Дмитриевич [20 мая (1 июня) 1844, Петербург - 18 июля 1927, Борок, ныне Поленово Тульской области], русский живописец. Сын Д. В. Поленова (см. ПОЛЕНОВ Дмитрий Васильевич). Передвижник (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) . Пленэрные пейзажи («Московский дворик», 1878), бытовые («Больная», 1886), исторические картины. В композициях на евангельские сюжеты стремился к заострению их нравственной проблематики («Христос и грешница», 1886-1887). Театральный художник, организатор народного театра. Автор музыкальных сочинений (опера «Призраки Эллады», романсы). В своем творческом пути органично соединил верность традициям реализма 19 века. с чертами символизма и модерна.
Родился в семье археолога и библиографа Д. В. Поленова (см. ПОЛЕНОВ Дмитрий Васильевич). Учился в Академии художеств (1863-71), брал также частные уроки у П. П. Чистякова (см. ЧИСТЯКОВ Павел Петрович)и И. Н. Крамского (см. КРАМСКОЙ Иван Николаевич). Как пенсионер Академии художеств, посетил в 1872-76 Италию, Францию и Германию. Участвовал в качестве добровольца в сербо-черногорско-турецкой войне 1876 и как художник-корреспондент - в русско-турецкой войне 1877-1878. Путешествовал по Ближнему Востоку и Греции (1881-1882, 1899 и 1909), Италии (1883-1884, 1894-1895). Был членом Товарищества передвижных художественных выставок (см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК).
Пленэрная живопись
Ранние картины Поленова (такие, как «Право господина», 1874, Третьяковская галерея) решены в духе салонного романтизма. Но славу ему принесли гораздо более естественные и задушевные образы, где влияние И. Е. Репина (см. РЕПИН Илья Ефимович)и А. П. Боголюбова (см. БОГОЛЮБОВ Алексей Петрович) соединилось с богатым опытом работы на пейзажной натуре. Мастерство пленэрной живописи, отдельные черты импрессионизма сочетаются в этих вещах («Московский дворик», 1878; «Бабушкин сад», 1878; «Заросший пруд», 1879; все - там же) с задумчивой лирикой, созвучной «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского толка. С годами Поленов стремится придать своей палитре все большую психологическую выразительность («Больная», 1886, там же); его многочисленные - русские и зарубежные - этюды с натуры полны искренней теплоты чувства.
Но это чувства скорее созерцательные, чем драматически страстные или мистические. Поэтому серия евангельских картин, над которой художник истово работал многие годы («Христос и грешница», 1886-87, Русский музей; «На Тивериадском озере», 1888, «Среди учителей», 1896; обе - в Третьяковской галерее) производит двойственное впечатление. Считая, что от церкви, находящейся в состоянии глубокого упадка, свойство дарить людям «счастье и радость» переходит к искусству («Иначе оно ничего не стоит», - из письма В. М. Васнецову, 1888), Поленов стремится решить нравственную сверхзадачу именно в религиозных образах, - которые, однако, очаровывают отнюдь не своим этическим посланием, а живостью пейзажных и этнографических наблюдений.
Театр и архитектура
Черты модерна, с его стремлением к созданию «сверхпроизведений», синтетически объединяющих разные виды искусства, отчетливей всего проявились в театральных и архитектурных работах Поленова. Он оформлял спектакли в абрамцевском доме и Московской частной русской опере С. И. Мамонтова (опера «Призраки Эллады» на музыку самого художника, 1906 и др.), тесно сближая принципы «живописного театра» с музыкально-драматической фактурой пьесы. С 1910 художник активно содействует самодеятельному театральному творчеству, выступая как руководитель Секции содействия фабричным и заводским театрам (с 1915 - Дом театрального просвещения имени В. Д. Поленова).
Живой интерес мастера к национальной архитектурной старине проявился уже в этюдах, изображающих Теремной дворец и соборы Московского Кремля (1877). Поленов внес большой вклад в русский стиль (см. РУССКИЙ СТИЛЬ)внутри модерна, создав эскизы церквей, построенных в Абрамцеве (в соавторстве с В. М. Васнецовым (см. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович), 1881-82) и Бехове под Тарусой (1906). Историческая стилизация под средневековье, характерная для этих храмов, отступает на задний план перед общей комфортностью и пластической выразительностью планировки и объемов в зданиях собственного дома (1891-92) и мастерской (так называемое «Аббатство», 1904) на Оке.
После Октябрьской революции художник жил в своей усадьбе Борок, как на островке старой Руси, занимаясь живописью и руководя деревенскими театральными кружками. Превратил усадьбу в музей, который в 1939 был передан его родственниками государству. Учениками Поленова (в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал в 1882-1895) были И. И. Левитан (см. ЛЕВИТАН Исаак Ильич), К. А. (см. КОРОВИН Константин Алексеевич) и С. А. Коровины (см. КОРОВИН Сергей Алексеевич), А. Е. Архипов (см. АРХИПОВ Абрам Ефимович), А. Я. Головин (см. ГОЛОВИН Александр Яковлевич) .
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич (1844-1927) - российский живописец. Сын Д. В. Поленова. Передвижник. Пленэрные пейзажи ("Московский дворик", 1878), бытовые ("Больная", 1886), исторические картины. В композициях на евангельские сюжеты стремился к заострению их современной нравственной проблематики ("Христос и грешница", 1886-87). Театральный художник, организатор народного театра. Автор музыкальных сочинений (опера "Призраки Эллады", романсы и др.).
Поле́нов Дмитрий Васильевич (1806-1878), историк государственной школы, библиограф, член-корреспондент Петербургской АН (1861). Труды о русский летописях. Исследования и публикации по истории Уложенной комиссии.
* * *
ПОЛЕНОВ Дмитрий Васильевич - ПОЛЕ́НОВ Дмитрий Васильевич (1806-78), российский историк государственной школы, библиограф, член-корреспондент Петербургской АН (1861). Труды о русских летописях. Исследования и публикации по истории Уложенной комиссии.
ПОЛЕНОВ Дмитрий Васильевич (1806-78) - российский историк государственной школы, библиограф, член-корреспондент Петербургской АН (1861). Труды о русских летописях. Исследования и публикации по истории Уложенной комиссии.
Поле́нов Константин Павлович (1835-1908), металлург. Разработал способ производства упрочнённых железных рельсов (1864) и процесс бессемерования жидкого малокремнистого чугуна с предварительным подогревом его в пламенной отражатльной печи - так называемое русское бессемерование (1875-76).
* * *
ПОЛЕНОВ Константин Павлович - ПОЛЕ́НОВ Константин Павлович (1835-1908), российский металлург. Разработал способ производства упрочненных железных рельсов (1864) и процесс бессемерования жидкого малокремнистого чугуна с предварительным подогревом его в пламенной отражательной печи - т. н. русское бессемерование (1875-76).
ПОЛЕНОВ Константин Павлович (1835-1908) - российский металлург. Разработал способ производства упрочненных железных рельсов (1864) и процесс бессемерования жидкого малокремнистого чугуна с предварительным подогревом его в пламенной отражательной печи - т. н. русское бессемерование (1875-76).
В.Д. Поленов. "Московский дворик". Этюд 1877 г. Государственная Третьяковская галерея.
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич (1844 - 1927), живописец, передвижник. Автор пленэрных (смотри Пленэр) пейзажей, передающих тихую поэзию и красоту русской природы ("Заросший пруд", 1879), бытовых, исторических ("Христос и грешница", 1886 - 87) картин. Театральный художник, организатор народного театра.
В.Д. Поленов. "В Крыму". 1887 г.
В.Д. Поленов. "Заросший пруд". 1879. Масло.
ПОЛЕ́НОВА Ел. Дм. (1850-98) - живописец и график. Сестра В. Д. Поленова. Ориентировалась на мотивы нар. иск-ва. Автор пейзажей и жанр. картин в духе передвижников. Организатор (совм. с Е. Г. Мамонтовой) столярно-резной мастерской в Абрамцеве. Исполняла иллюстрации к рус. нар. сказкам в лаконичной, орнаментально-плоскостной манере, близкой к стилю "модерн".
Поле́нова Елена Дмитриевна (1850-1898), живописец и график. Дочь Д. В. Поленова, сестра В. Д. Поленова. Поэтические иллюстрации к русским народным сказкам, навеянные народным искусством, рисунки для резной мебели и утвари, близкие к стилю модерн. В 1882 основала в Абрамцеве (ныне в Московской области) мастерскую художественной резьбы по дереву.
* * *
ПОЛЕНОВА Елена Дмитриевна - ПОЛЕ́НОВА Елена Дмитриевна (1850-98), русский живописец и график. Дочь Д. В. Поленова (см. ПОЛЕНОВ Дмитрий Васильевич) . Поэтические иллюстрации к русским народным сказкам, навеянные народным искусством, рисунки для резной мебели и утвари, близкие к стилю модерн (см. МОДЕРН) .
ПОЛЕНОВА Елена Дмитриевна (1850-98) - российский живописец и график. Дочь Д. В. Поленова. Поэтические иллюстрации к русским народным сказкам, навеянные народным искусством, рисунки для резной мебели и утвари, близкие к стилю "модерн".
Поле́ново (до 1931 Борок), музей-усадьба (с 1991 государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник) В. Д. Поленова в Тульской области, на правом берегу р. Ока, в 12 км от железнодорожной станции Тарусская. Собрание картин Поленова, К. А. Коровина, И. Н. Крамского, И. И. Левитана, И. Е. Репина, В. А. Серова, И. И. Шишкина и других русских художников.
* * *
ПОЛЕНОВО - ПОЛЕ́НОВО (до 1931 Борок), музей-усадьба В. Д. Поленова (см. ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич), расположенная в Тульской области, на правом берегу реки Ока, в 12 км от железнодорожной станции Тарусская. С 1991 является Государственным мемориальным историко-художественным и природным музеем-заповедником. Борок - бывшая усадьба Поленова, где художник жил после Октябрьской революции, занимаясь живописью и руководя деревенскими театральными кружками. Постепенно он превратил усадьбу в музей, который в 1939 был передан его родственниками государству. В Поленове - собрание картин Поленова, И. Е. Репина (см. РЕПИН Илья Ефимович), К. А. Коровина (см. КОРОВИН Константин Алексеевич), В. А. Серова (см. СЕРОВ Валентин Александрович), И. И. Шишкина (см. ШИШКИН Иван Иванович), И. И. Левитана (см. ЛЕВИТАН Исаак Ильич), И. Н. Крамского (см. КРАМСКОЙ Иван Николаевич) и других русских художников.
ПОЛЕНОВО (до 1931 Борок) - музей-усадьба (с 1991 Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник) В. Д. Поленова в Тульской обл., на правом берегу р. Ока, в 12 км от ж.-д. ст. Тарусская. В Поленове - собрание картин Поленова, И. Е. Репина, К. А. Коровина, В. А. Серова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, И. Н. Крамского и других русских художников.