нареч. качеств.-обстоят.
1. С точки зрения публицистики как литературы, посвященной актуальным общественно-политическим вопросам и текущей жизни общества.
2. В соответствии с законами и принципами публицистики как жанра, стиля такой литературы.
прил.
1. соотн. с сущ. публицистика, публицист, связанный с ними
2. Свойственный публицистике, характерный для нее.
ПУБЛИЦИСТИ́ЧЕСКИЙ, публицистическая, публицистическое (книжн.). прил. к публицист и к публицистика. Публицистический жанр.
|| Проникнутый, насыщенный элементами публицистики. Публицистический роман.
ПУБЛИ-И́СТИКА, -и, ж. Литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества. Художественная п.
ПУБЛИЦИСТИ́ЧЕСКИЙ -ая, -ое. к Публици́стика и Публици́ст. П. жанр. П-ая статья. П-ая деятельность. П. стиль.
-ая, -ое.
прил. к публицистика, к публицист.
Публицистический жанр. Публицистическая статья. Публицистическая деятельность.
публицисти́ческий, публицисти́ческая, публицисти́ческое, публицисти́ческие, публицисти́ческого, публицисти́ческой, публицисти́ческих, публицисти́ческому, публицисти́ческим, публицисти́ческую, публицисти́ческою, публицисти́ческими, публицисти́ческом, публицисти́ческ, публицисти́ческа, публицисти́ческо, публицисти́чески
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ая, ое. publiciste m. Отн. к публицисту и к публицистике, свойственный им. Публицистический талант. БАС-1. Публицистический жанр. Уш. 1939. Сепаратизм этот повел к непоправимому декадансу публицистической карьеры как г. Антоновича, так и г. Жуковского. 1884. Михневич Наши знакомые 484. <я > смекнул, что при случае готов переехать в Екатеринбург - на публицистическое амплуа. 1919. Устрялов 2000 214. || Затрагивающий злободневные общественно-политические вопросы. Публицистическая литература. БАС-1. - Лекс. Даль-3: публицисти/ческий.
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ // ПУБЛИЦИСТИЧНЫЙ
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ. Относящийся к публицистике, к публицисту.
Публицистический: ~ий талант; ~ая деятельность, литература; ~ий стиль, жанр; ~ая комедия.
• Моя комедия [«Клоп»] — публицистическая, проблемная, тенденциозная. В.Маяковский. «Клоп».
ПУБЛИЦИСТИЧНЫЙ. Затрагивающий злободневные общественно-политические вопросы.
Публицистичный: ~ая тема; ~ое выступление.
• Этот роман весьма публицистичен.
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный) - один из функц. стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П. с. используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ) - газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино. В качестве синонимов термина П. с. употребляются приведенные в заголовке наименования: наиболее распространенное газетно-публицистический характеризует наличие в П. с. двух подстилей - газетно-информационного и собственно публицистического; газетный и газетно-журнальный выделяют главную сферу применения П. с. - периодическую печать в указанной сфере общения; политический подчеркивает важную роль политического аспекта в подходе к действительности.
Тематический диапазон П. с. практически неограничен: политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события (не случайно публицистику называют "летописью современности"), рассматриваемые, однако, сквозь призму определенных политико-идеологических установок.
Главные задачи П. с. - сообщение новостей и их комментирование, оценка фактов и событий. П. с. реализует две функции языка - воздействующую и информативную. Взаимодействие этих функций и составляет языковую специфику П. с. Информативная функция ведет к формированию нейтрального слоя словаря, речевых стандартов, строевой лексики, необходимой для словесного оформления сообщений. Воздействующая функция обусловливает наличие и формирование оценочной лексики - прежде всего концептуальной, т.е. идеологической, общественно-политической (концептуальные слова, как правило, оценочны). Это наиболее важный разряд П. с., ключевые слова, характеризующие социально-политическую направленность газетно-публиц. текста. Воздействующая функция формирует и большой разряд оценочной (неконцептуальной) лексики.
Благодаря взаимодействию информативной и воздействующей функций, а также в результате условий создания газетного текста (оперативность) последнему свойственно сочетание экспрессии и стандарта (В.Г. Костомаров), поиски новых, необычных выразительных средств, переходящих нередко в стандарт, штамп.
Таким образом, организацию языковых средств П. с. определяют его главные функции - информативная и воздействующая. Использование языковых средств обусловливается во многом их социально-оценочными качествами и возможностями с точки зрения эффективного воздействия на аудиторию. Материалом для формирования газетно-публиц. лексики выступает вся общелитературная лексика. В результате газетно-публиц. специализации разнородная по составу, тематике, языковым качествам общелитературная лексика трансформируется в единые, однородные функционально и стилистически разряды публиц. (газетной) лексики. Напр., основной путь формирования публиц. лексики из специальной - переносное ее использование, сопровождаемое развитием в ней социально-оценочной окраски (сцена, арена, агония, артерия, раковая опухоль).
Социальная оценочность - одна из главных особенностей языка газеты (публицистики), нуждающейся не только в номинации явлений, фактов, событий, но и в их социальной оценке, интерпретации. Социальная оценочность определяет главные языковые процессы, происходящие в недрах П. с. Так, для периода 70-80-х гг. ХХ в. было характерно обусловленное идеологическими причинами резкое разграничение языковых средств на позитивно- и негативно-оценочные (ср., с одной стороны, веха, форум, свершения и, с другой - злодеяния, клика, клеймить). В 90-е годы действие социальной оценочности сохраняется, но она принимает более тонкие формы: исчезает резкое разделение языковых средств на положительные и отрицательные, многие слова меняют знак оценки на противоположный (бизнес, бизнесмен, ВПК) или нейтрализуются (элита). Широкое распространение получает ирония как средство непрямой оценки, позволяющая в условиях отсутствия в обществе четких идеологических ориентиров избегать выражения собственных позиций.
Действие социальной оценочности проявляется и на уровне речи, прежде всего в ее структуре. Специфика публиц. речи определяется во многом характером публиц. субъекта - автора. В отличие от худож. литературы автор публиц. текста - конкретная личность, подлинный, реальный, "частный" человек. Отсюда документальность, эмоциональность, субъективность публиц. речи. Другая сторона личности автора публиц. текста - человек социальный, что обусловливает социально-политический, социально-оценочный подход к явлениям действительности, т.е. широкое привлечение приемов риторики, теории аргументации, полемики, методов социального, политического анализа и т.д. Взаимодействие двух сторон категории автора публиц. произведения (человек частный - человек социальный) определяет широкий спектр публиц. произведений - от сдержанных, трезво-аналитических до эмоциональных, личностных, пристрастных. Последнее особенно характерно для современной газеты; автор же советской газеты до середины 80-х гг. выступал как обобщенное лицо, как рупор партии и издающего органа.
Таким образом, структура понятия "автор" определяет во многом стиль публицистики того или иного периода. Так, авторское "я" в современной публицистике приобретает черты мягкости, человечности, раскованности. Автор не человек, вершащий суд, расставляющий безапелляционные оценки, но размышляющий, наблюдающий, выражающий свои чувства и мысли. Авторское "я" стало богаче, разнообразнее, конкретнее, сменив прежнее безликое, обобщенное и унифицированное "мы". Изменились и взаимоотношения автора и читателей: речь из преимущественно однонаправленной становится более диалогичной (отсюда увеличение доли интервью).
С точки зрения структуры, публиц. речь однослойна в отличие от художественной. Она представлена авторским монологом, оживляемым диалогами и редкими вкраплениями несобственно-прямой речи (в очерке, фельетоне, репортаже). Однако однослойность публицистической речи не недостаток, но признак ее специфики, силы и выразительности. Она позволяет прямо, открыто, эмоционально выразить чувства и мысли. К этому средству нередко прибегают и писатели, когда испытывают необходимость в непосредственном обращении к читателю (публиц. отступления). В документальности (подлинности), персонализованности (личностности и эмоциональности) и заключается специфика и выразительность публиц. речи.
Структура авторского "я" формирует и систему жанров, в которых реализуется П. с. Обычно выделяют информационные жанры (хроника, информационная заметка, интервью, репортаж), аналитические жанры (статья, корреспонденция), худож.-публиц. жанры (очерк, фельетон, памфлет, эссе, рецензия).
Естественная форма бытования П. с. - письменная. Но он реализуется и в устной форме - доклады, речи, выступления на собраниях, митингах, в государственных и общественных организациях и т.д.
П. с. занимает ведущее место в стилистической структуре рус. литер. языка. По силе и масштабу влияния на развитие лит. языка, формирования языковых вкусов, речевых норм он превосходит худож. речь. Особенно велика роль в этих процессах СМИ. Многие новые средства лит. выражения рождаются и проходят апробацию сначала в П. с. Однако следует иметь в виду и возможность отрицательного влияния СМИ на лит. язык (злоупотребление заимствованиями, жаргонами, вульгаризмами, нарушение языковых норм и т.д.).
Лит.: Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. - М., 1971; Его же: Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медия. - М., 1994; Рогова К.А. Синтаксические особенности публицистической речи. - Л., 1975; Светана С.В. Телевизионная речь. - М., 1976; Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. - М., 1978; Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды / Под редакцией Д.Э. Розенталя. - М., 1980; Его же: Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. - М., 2000; Лысакова И.П. Язык газеты: социолингвистический аспект. - Л., 1981; Ее же: Тип газеты и стиль публикации. Опыт социолингвистического исследования. - Л., 1989; Солганик Г.Я. Лексика газеты. Функциональный аспект. - М., 1981; Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. - М., 1982; Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. - Екатеринбург, 1987; Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики теста / Под редакцией А. Н. Кожина. - М., 1987; Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. - Сегед, 1990; Аргументация в публицистическом тексте. - Свердловск, 1992; Вещикова И.А. Публицистический стиль как единица в системе функциональных разновидностей языка. - Вестник Моск. ун-та. Сер. IХ. Филология. - 1992. - №1; Кайда Л.Г. Авторская позиция в публицистике: Автореф. дис. … д-ра. филол. наук. - М., 1992; Какорина Е.В. Стилистические изменения в языке газеты новейшего времени: Автореф. дис. … канд. филол. наук. - М., 1992; Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - 3-е изд. - М., 1993; Кожина М.Н., Дускаева Л.Р. Лингвостилистические изменения в русской газете последнего десятилетия, "Stylistyka-II". - Opole, 1993; Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты. - Екатеринбург, 1993; Дускаева Л.Р. Диалогичность газетных текстов 1980-1990-х гг.: Автореф. дис. … канд. филол. наук, 1994; Русский язык / Под редакцией E. Širjaev. - Opole, 1997; Виноградова В.Н. О некоторых изменениях в стилистике русского языка, "Stylistyka-VII". - Opole, 1998.
Г.Я. Солганик
публицистический стиль (газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный)
Один из функциональных стилей, обслуживающий сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П.с. используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ): газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино. Тематический диапазон П.с. неограничен: политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события, рассматриваемые сквозь призму определенных политико-идеологических установок. Главные задачи П.с. - сообщение новостей и их комментирование, оценка фактов и событий, в связи с чем реализуются две функции языка: воздействующая и информативная. Информативная функция ведет:
1) к формированию нейтрального слоя словаря;
2) речевых стандартов;
3) строевой лексики, необходимой для словесного оформления сообщений.
Воздействующая функция обуславливает:
1) наличие и формирование оценочной лексики - прежде всего концептуальной, т.е. идеологической, общественно-политической;
2) ключевые слова, характеризующие социально-политическую направленность газетно-публицистического текста. Воздействующая функция формирует большой разряд оценочной (неконцептуальной) лексики. Взаимодействие информативной и воздействующей функций, условий создания газетного текста (оперативность) приводит к экспрессии и стандарту, к штампу. В качестве материала для формирования газетно-публицистического словаря выступает вся общелитературная лексика. Разнородная по составу, она в результате газетно-публицистической специализации трансформируется в единые, однородные функционально и стилистически разряды публицистической (газетной) лексики. Основной путь формирования публицистической лексики - переносное ее использование, сопровождаемое развитием в ней социально-оценочной окраски (сцена, арена, агония и др.). Социальная оценочность - одна из основных особенностей языка газеты, нуждающейся в социальной оценке, интерпретации. Специфика П.с. определяется характером публицистического субъекта - автора. Автор публицистического текста - конкретная личность, подлинный, реальный, "частный" человек. Отсюда документальность, эмоциональность, субъективность публицистической речи.
Другая сторона личности автора публицистического текста - человек социальный, что обусловливает социально-оценочный подход к явлениям действительности:
1) широкое привлечение приемов риторики;
2) теории аргументации;
3) полемики;
4) методов социального, политического анализа и т.д.
С точки зрения структуры, публицистическая речь однослойна в отличие от художественной. Она представлена авторским монологом, в который вводятся элементы диалога и вкрапления несобственно-прямой речи (в очерке, фельетоне, репортаже). Однослойность П.с. - признак его специфики, силы и выразительности. Однослойность позволяет прямо, открыто, эмоционально выразить чувства и мысли. Документальность (подлинность), персонализованность (личностность и эмоциональность) - специфика П.с., прогнозирующая его выразительность.
П.с. присущи две формы речи:
1) письменная и 2) устная форма (доклады, речи, выступления на собраниях, митингах, в государственных и общественных организациях).
Для П.с. характерны следующие жанры:
1) информационные (хроника, информационная заметка, интервью, репортаж);
2) аналитические жанры (статья, корреспонденция);
3) художественно-публицистические жанры (очерк, фельетон, памфлет, эссе, рецензия). По мнению Г.Я. Солганика, П.с. занимает ведущее место в стилистической структуре русского литературного языка: по силе и масштабу влияния на развитие литературного языка, формирования языковых вкусов, речевых норм он превосходит художественную речь. Многие новые языковые средства рождаются и проходят апробацию сначала в П.с. С другой стороны, СМИ могут отрицательно влиять на литературный язык: злоупотребление заимствованиями, жаргонизмами, вульгаризмами, нарушением языковых норм.
Публицистический стиль (газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный)
Один из функциональных стилей, обслуживающий сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П.с. используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ): газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино. Тематический диапазон П.с. неограничен: политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события, рассматриваемые сквозь призму определенных политико-идеологических установок. Главные задачи П.с. - сообщение новостей и их комментирование, оценка фактов и событий, в связи с чем реализуются две функции языка: воздействующая и информативная.
Информативная функция ведет:
1) к формированию нейтрального слоя словаря;
2) речевых стандартов;
3) строевой лексики, необходимой для словесного оформления сообщений.
Воздействующая функция обуславливает:
1) наличие и формирование оценочной лексики - прежде всего концептуальной, т.е. идеологической, общественно-политической;
2) ключевые слова, характеризующие социально-политическую направленность газетно-публицистического текста.
Воздействующая функция формирует большой разряд оценочной (неконцептуальной) лексики. Взаимодействие информативной и воздействующей функций, условий создания газетного текста (оперативность) приводит к экспрессии и стандарту, к штампу. В качестве материала для формирования газетно-публицистического словаря выступает вся общелитературная лексика. Разнородная по составу, она в результате газетно-публицистической специализации трансформируется в единые, однородные функционально и стилистически разряды публицистической (газетной) лексики. Основной путь формирования публицистической лексики - переносное ее использование, сопровождаемое развитием в ней социально-оценочной окраски (сцена, арена, агония и др.). Социальная оценочность - одна из основных особенностей языка газеты, нуждающейся в социальной оценке, интерпретации. Специфика П.с. определяется характером публицистического субъекта - автора. Автор публицистического текста - конкретная личность, подлинный, реальный, «частный» человек. Отсюда документальность, эмоциональность, субъективность публицистической речи. Другая сторона личности автора публицистического текста - человек социальный, что обусловливает социально-оценочный подход к явлениям действительности:
1) широкое привлечение приемов риторики;
2) теории аргументации;
3) полемики;
4) методов социального, политического анализа и т.д.
С точки зрения структуры, публицистическая речь однослойна в отличие от художественной. Она представлена авторским монологом, в который вводятся элементы диалога и вкрапления несобственно-прямой речи (в очерке, фельетоне, репортаже). Однослойность П.с. - признак его специфики, силы и выразительности. Однослойность позволяет прямо, открыто, эмоционально выразить чувства и мысли. Документальность (подлинность), персонализованность (личностность и эмоциональность) - специфика П.с., прогнозирующая его выразительность.
П.с. присущи две формы речи:
1) письменная и 2) устная форма (доклады, речи, выступления на собраниях, митингах, в государственных и общественных организациях).
Для П.с. характерны следующие жанры:
1) информационные (хроника, информационная заметка, интервью, репортаж);
2) аналитические жанры (статья, корреспонденция);
3) художественно-публицистические жанры (очерк, фельетон, памфлет, эссе, рецензия). По мнению Г.Я. Солганика, П.с. занимает ведущее место в стилистической структуре русского литературного языка: по силе и масштабу влияния на развитие литературного языка, формирования языковых вкусов, речевых норм он превосходит художественную речь. Многие новые языковые средства рождаются и проходят апробацию сначала в П.с. С другой стороны, СМИ могут отрицательно влиять на литературный язык: злоупотребление заимствованиями, жаргонизмами, вульгаризмами, нарушением языковых норм.