Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

публицистический

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. публицистика, публицист, связанный с ними

2. Свойственный публицистике, характерный для нее.

Толковый словарь Ушакова

ПУБЛИЦИСТИ́ЧЕСКИЙ, публицистическая, публицистическое (книжн.). прил. к публицист и к публицистика. Публицистический жанр.

|| Проникнутый, насыщенный элементами публицистики. Публицистический роман.

Толковый словарь Ожегова

ПУБЛИ-И́СТИКА, -и, ж. Литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества. Художественная п.

Энциклопедический словарь

ПУБЛИЦИСТИ́ЧЕСКИЙ -ая, -ое. к Публици́стика и Публици́ст. П. жанр. П-ая статья. П-ая деятельность. П. стиль.

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к публицистика, к публицист.

Публицистический жанр. Публицистическая статья. Публицистическая деятельность.

Орфографический словарь

публицисти́ческий

Формы слов для слова публицистический

публицисти́ческий, публицисти́ческая, публицисти́ческое, публицисти́ческие, публицисти́ческого, публицисти́ческой, публицисти́ческих, публицисти́ческому, публицисти́ческим, публицисти́ческую, публицисти́ческою, публицисти́ческими, публицисти́ческом, публицисти́ческ, публицисти́ческа, публицисти́ческо, публицисти́чески

Синонимы к слову публицистический

прил., кол-во синонимов: 2

публицистичный

Морфемно-орфографический словарь

публиц/ист/и́ч/еск/ий.

Грамматический словарь

публицисти́ческий п 3a✕~

Словарь галлицизмов русского языка

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ая, ое. publiciste m. Отн. к публицисту и к публицистике, свойственный им. Публицистический талант. БАС-1. Публицистический жанр. Уш. 1939. Сепаратизм этот повел к непоправимому декадансу публицистической карьеры как г. Антоновича, так и г. Жуковского. 1884. Михневич Наши знакомые 484. <я > смекнул, что при случае готов переехать в Екатеринбург - на публицистическое амплуа. 1919. Устрялов 2000 214. || Затрагивающий злободневные общественно-политические вопросы. Публицистическая литература. БАС-1. - Лекс. Даль-3: публицисти/ческий.

Полезные сервисы

публицистический // публицистичный

Паронимы

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ // ПУБЛИЦИСТИЧНЫЙ

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ. Относящийся к публицистике, к публицисту.

Публицистический: ~ий талант; ~ая деятельность, литература; ~ий стиль, жанр; ~ая комедия.

• Моя комедия [«Клоп»] — публицистическая, проблемная, тенденциозная. В.Маяковский. «Клоп».

ПУБЛИЦИСТИЧНЫЙ. Затрагивающий злободневные общественно-политические вопросы.

Публицистичный: ~ая тема; ~ое выступление.

• Этот роман весьма публицистичен.

Полезные сервисы

публицистический перевод

Переводоведческий словарь

публицистический перевод - перевод публицистических произведений, общественно-политической литературы, критики, ораторской речи.

Полезные сервисы

публицистический стиль

Стилистический словарь

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный) - один из функц. стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П. с. используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ) - газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино. В качестве синонимов термина П. с. употребляются приведенные в заголовке наименования: наиболее распространенное газетно-публицистический характеризует наличие в П. с. двух подстилей - газетно-информационного и собственно публицистического; газетный и газетно-журнальный выделяют главную сферу применения П. с. - периодическую печать в указанной сфере общения; политический подчеркивает важную роль политического аспекта в подходе к действительности.

Тематический диапазон П. с. практически неограничен: политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события (не случайно публицистику называют "летописью современности"), рассматриваемые, однако, сквозь призму определенных политико-идеологических установок.

Главные задачи П. с. - сообщение новостей и их комментирование, оценка фактов и событий. П. с. реализует две функции языка - воздействующую и информативную. Взаимодействие этих функций и составляет языковую специфику П. с. Информативная функция ведет к формированию нейтрального слоя словаря, речевых стандартов, строевой лексики, необходимой для словесного оформления сообщений. Воздействующая функция обусловливает наличие и формирование оценочной лексики - прежде всего концептуальной, т.е. идеологической, общественно-политической (концептуальные слова, как правило, оценочны). Это наиболее важный разряд П. с., ключевые слова, характеризующие социально-политическую направленность газетно-публиц. текста. Воздействующая функция формирует и большой разряд оценочной (неконцептуальной) лексики.

Благодаря взаимодействию информативной и воздействующей функций, а также в результате условий создания газетного текста (оперативность) последнему свойственно сочетание экспрессии и стандарта (В.Г. Костомаров), поиски новых, необычных выразительных средств, переходящих нередко в стандарт, штамп.

Таким образом, организацию языковых средств П. с. определяют его главные функции - информативная и воздействующая. Использование языковых средств обусловливается во многом их социально-оценочными качествами и возможностями с точки зрения эффективного воздействия на аудиторию. Материалом для формирования газетно-публиц. лексики выступает вся общелитературная лексика. В результате газетно-публиц. специализации разнородная по составу, тематике, языковым качествам общелитературная лексика трансформируется в единые, однородные функционально и стилистически разряды публиц. (газетной) лексики. Напр., основной путь формирования публиц. лексики из специальной - переносное ее использование, сопровождаемое развитием в ней социально-оценочной окраски (сцена, арена, агония, артерия, раковая опухоль).

Социальная оценочность - одна из главных особенностей языка газеты (публицистики), нуждающейся не только в номинации явлений, фактов, событий, но и в их социальной оценке, интерпретации. Социальная оценочность определяет главные языковые процессы, происходящие в недрах П. с. Так, для периода 70-80-х гг. ХХ в. было характерно обусловленное идеологическими причинами резкое разграничение языковых средств на позитивно- и негативно-оценочные (ср., с одной стороны, веха, форум, свершения и, с другой - злодеяния, клика, клеймить). В 90-е годы действие социальной оценочности сохраняется, но она принимает более тонкие формы: исчезает резкое разделение языковых средств на положительные и отрицательные, многие слова меняют знак оценки на противоположный (бизнес, бизнесмен, ВПК) или нейтрализуются (элита). Широкое распространение получает ирония как средство непрямой оценки, позволяющая в условиях отсутствия в обществе четких идеологических ориентиров избегать выражения собственных позиций.

Действие социальной оценочности проявляется и на уровне речи, прежде всего в ее структуре. Специфика публиц. речи определяется во многом характером публиц. субъекта - автора. В отличие от худож. литературы автор публиц. текста - конкретная личность, подлинный, реальный, "частный" человек. Отсюда документальность, эмоциональность, субъективность публиц. речи. Другая сторона личности автора публиц. текста - человек социальный, что обусловливает социально-политический, социально-оценочный подход к явлениям действительности, т.е. широкое привлечение приемов риторики, теории аргументации, полемики, методов социального, политического анализа и т.д. Взаимодействие двух сторон категории автора публиц. произведения (человек частный - человек социальный) определяет широкий спектр публиц. произведений - от сдержанных, трезво-аналитических до эмоциональных, личностных, пристрастных. Последнее особенно характерно для современной газеты; автор же советской газеты до середины 80-х гг. выступал как обобщенное лицо, как рупор партии и издающего органа.

Таким образом, структура понятия "автор" определяет во многом стиль публицистики того или иного периода. Так, авторское "я" в современной публицистике приобретает черты мягкости, человечности, раскованности. Автор не человек, вершащий суд, расставляющий безапелляционные оценки, но размышляющий, наблюдающий, выражающий свои чувства и мысли. Авторское "я" стало богаче, разнообразнее, конкретнее, сменив прежнее безликое, обобщенное и унифицированное "мы". Изменились и взаимоотношения автора и читателей: речь из преимущественно однонаправленной становится более диалогичной (отсюда увеличение доли интервью).

С точки зрения структуры, публиц. речь однослойна в отличие от художественной. Она представлена авторским монологом, оживляемым диалогами и редкими вкраплениями несобственно-прямой речи (в очерке, фельетоне, репортаже). Однако однослойность публицистической речи не недостаток, но признак ее специфики, силы и выразительности. Она позволяет прямо, открыто, эмоционально выразить чувства и мысли. К этому средству нередко прибегают и писатели, когда испытывают необходимость в непосредственном обращении к читателю (публиц. отступления). В документальности (подлинности), персонализованности (личностности и эмоциональности) и заключается специфика и выразительность публиц. речи.

Структура авторского "я" формирует и систему жанров, в которых реализуется П. с. Обычно выделяют информационные жанры (хроника, информационная заметка, интервью, репортаж), аналитические жанры (статья, корреспонденция), худож.-публиц. жанры (очерк, фельетон, памфлет, эссе, рецензия).

Естественная форма бытования П. с. - письменная. Но он реализуется и в устной форме - доклады, речи, выступления на собраниях, митингах, в государственных и общественных организациях и т.д.

П. с. занимает ведущее место в стилистической структуре рус. литер. языка. По силе и масштабу влияния на развитие лит. языка, формирования языковых вкусов, речевых норм он превосходит худож. речь. Особенно велика роль в этих процессах СМИ. Многие новые средства лит. выражения рождаются и проходят апробацию сначала в П. с. Однако следует иметь в виду и возможность отрицательного влияния СМИ на лит. язык (злоупотребление заимствованиями, жаргонами, вульгаризмами, нарушение языковых норм и т.д.).

Лит.: Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. - М., 1971; Его же: Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медия. - М., 1994; Рогова К.А. Синтаксические особенности публицистической речи. - Л., 1975; Светана С.В. Телевизионная речь. - М., 1976; Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. - М., 1978; Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды / Под редакцией Д.Э. Розенталя. - М., 1980; Его же: Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. - М., 2000; Лысакова И.П. Язык газеты: социолингвистический аспект. - Л., 1981; Ее же: Тип газеты и стиль публикации. Опыт социолингвистического исследования. - Л., 1989; Солганик Г.Я. Лексика газеты. Функциональный аспект. - М., 1981; Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. - М., 1982; Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. - Екатеринбург, 1987; Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики теста / Под редакцией А. Н. Кожина. - М., 1987; Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. - Сегед, 1990; Аргументация в публицистическом тексте. - Свердловск, 1992; Вещикова И.А. Публицистический стиль как единица в системе функциональных разновидностей языка. - Вестник Моск. ун-та. Сер. IХ. Филология. - 1992. - №1; Кайда Л.Г. Авторская позиция в публицистике: Автореф. дис. … д-ра. филол. наук. - М., 1992; Какорина Е.В. Стилистические изменения в языке газеты новейшего времени: Автореф. дис. … канд. филол. наук. - М., 1992; Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - 3-е изд. - М., 1993; Кожина М.Н., Дускаева Л.Р. Лингвостилистические изменения в русской газете последнего десятилетия, "Stylistyka-II". - Opole, 1993; Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты. - Екатеринбург, 1993; Дускаева Л.Р. Диалогичность газетных текстов 1980-1990-х гг.: Автореф. дис. … канд. филол. наук, 1994; Русский язык / Под редакцией E. Širjaev. - Opole, 1997; Виноградова В.Н. О некоторых изменениях в стилистике русского языка, "Stylistyka-VII". - Opole, 1998.

Г.Я. Солганик

Лингвистические термины

публицистический стиль (газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный)

Один из функциональных стилей, обслуживающий сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П.с. используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ): газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино. Тематический диапазон П.с. неограничен: политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события, рассматриваемые сквозь призму определенных политико-идеологических установок. Главные задачи П.с. - сообщение новостей и их комментирование, оценка фактов и событий, в связи с чем реализуются две функции языка: воздействующая и информативная. Информативная функция ведет:

1) к формированию нейтрального слоя словаря;

2) речевых стандартов;

3) строевой лексики, необходимой для словесного оформления сообщений.

Воздействующая функция обуславливает:

1) наличие и формирование оценочной лексики - прежде всего концептуальной, т.е. идеологической, общественно-политической;

2) ключевые слова, характеризующие социально-политическую направленность газетно-публицистического текста. Воздействующая функция формирует большой разряд оценочной (неконцептуальной) лексики. Взаимодействие информативной и воздействующей функций, условий создания газетного текста (оперативность) приводит к экспрессии и стандарту, к штампу. В качестве материала для формирования газетно-публицистического словаря выступает вся общелитературная лексика. Разнородная по составу, она в результате газетно-публицистической специализации трансформируется в единые, однородные функционально и стилистически разряды публицистической (газетной) лексики. Основной путь формирования публицистической лексики - переносное ее использование, сопровождаемое развитием в ней социально-оценочной окраски (сцена, арена, агония и др.). Социальная оценочность - одна из основных особенностей языка газеты, нуждающейся в социальной оценке, интерпретации. Специфика П.с. определяется характером публицистического субъекта - автора. Автор публицистического текста - конкретная личность, подлинный, реальный, "частный" человек. Отсюда документальность, эмоциональность, субъективность публицистической речи.

Другая сторона личности автора публицистического текста - человек социальный, что обусловливает социально-оценочный подход к явлениям действительности:

1) широкое привлечение приемов риторики;

2) теории аргументации;

3) полемики;

4) методов социального, политического анализа и т.д.

С точки зрения структуры, публицистическая речь однослойна в отличие от художественной. Она представлена авторским монологом, в который вводятся элементы диалога и вкрапления несобственно-прямой речи (в очерке, фельетоне, репортаже). Однослойность П.с. - признак его специфики, силы и выразительности. Однослойность позволяет прямо, открыто, эмоционально выразить чувства и мысли. Документальность (подлинность), персонализованность (личностность и эмоциональность) - специфика П.с., прогнозирующая его выразительность.

П.с. присущи две формы речи:

1) письменная и 2) устная форма (доклады, речи, выступления на собраниях, митингах, в государственных и общественных организациях).

Для П.с. характерны следующие жанры:

1) информационные (хроника, информационная заметка, интервью, репортаж);

2) аналитические жанры (статья, корреспонденция);

3) художественно-публицистические жанры (очерк, фельетон, памфлет, эссе, рецензия). По мнению Г.Я. Солганика, П.с. занимает ведущее место в стилистической структуре русского литературного языка: по силе и масштабу влияния на развитие литературного языка, формирования языковых вкусов, речевых норм он превосходит художественную речь. Многие новые языковые средства рождаются и проходят апробацию сначала в П.с. С другой стороны, СМИ могут отрицательно влиять на литературный язык: злоупотребление заимствованиями, жаргонизмами, вульгаризмами, нарушением языковых норм.

Понятия лингвистики

Публицистический стиль (газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный)

Один из функциональных стилей, обслуживающий сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П.с. используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ): газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино. Тематический диапазон П.с. неограничен: политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события, рассматриваемые сквозь призму определенных политико-идеологических установок. Главные задачи П.с. - сообщение новостей и их комментирование, оценка фактов и событий, в связи с чем реализуются две функции языка: воздействующая и информативная.

Информативная функция ведет:

1) к формированию нейтрального слоя словаря;

2) речевых стандартов;

3) строевой лексики, необходимой для словесного оформления сообщений.

Воздействующая функция обуславливает:

1) наличие и формирование оценочной лексики - прежде всего концептуальной, т.е. идеологической, общественно-политической;

2) ключевые слова, характеризующие социально-политическую направленность газетно-публицистического текста.

Воздействующая функция формирует большой разряд оценочной (неконцептуальной) лексики. Взаимодействие информативной и воздействующей функций, условий создания газетного текста (оперативность) приводит к экспрессии и стандарту, к штампу. В качестве материала для формирования газетно-публицистического словаря выступает вся общелитературная лексика. Разнородная по составу, она в результате газетно-публицистической специализации трансформируется в единые, однородные функционально и стилистически разряды публицистической (газетной) лексики. Основной путь формирования публицистической лексики - переносное ее использование, сопровождаемое развитием в ней социально-оценочной окраски (сцена, арена, агония и др.). Социальная оценочность - одна из основных особенностей языка газеты, нуждающейся в социальной оценке, интерпретации. Специфика П.с. определяется характером публицистического субъекта - автора. Автор публицистического текста - конкретная личность, подлинный, реальный, «частный» человек. Отсюда документальность, эмоциональность, субъективность публицистической речи. Другая сторона личности автора публицистического текста - человек социальный, что обусловливает социально-оценочный подход к явлениям действительности:

1) широкое привлечение приемов риторики;

2) теории аргументации;

3) полемики;

4) методов социального, политического анализа и т.д.

С точки зрения структуры, публицистическая речь однослойна в отличие от художественной. Она представлена авторским монологом, в который вводятся элементы диалога и вкрапления несобственно-прямой речи (в очерке, фельетоне, репортаже). Однослойность П.с. - признак его специфики, силы и выразительности. Однослойность позволяет прямо, открыто, эмоционально выразить чувства и мысли. Документальность (подлинность), персонализованность (личностность и эмоциональность) - специфика П.с., прогнозирующая его выразительность.

П.с. присущи две формы речи:

1) письменная и 2) устная форма (доклады, речи, выступления на собраниях, митингах, в государственных и общественных организациях).

Для П.с. характерны следующие жанры:

1) информационные (хроника, информационная заметка, интервью, репортаж);

2) аналитические жанры (статья, корреспонденция);

3) художественно-публицистические жанры (очерк, фельетон, памфлет, эссе, рецензия). По мнению Г.Я. Солганика, П.с. занимает ведущее место в стилистической структуре русского литературного языка: по силе и масштабу влияния на развитие литературного языка, формирования языковых вкусов, речевых норм он превосходит художественную речь. Многие новые языковые средства рождаются и проходят апробацию сначала в П.с. С другой стороны, СМИ могут отрицательно влиять на литературный язык: злоупотребление заимствованиями, жаргонизмами, вульгаризмами, нарушением языковых норм.

Методические термины

ПУБЛИЦИСТИ́ЧЕСКИЙ (от лат. publicus - общественный) СТИЛЬ.

См. функциональные стили.

Полезные сервисы