1. геофиз. потенциал самопроизвольной поляризации
spontaneous potential, self-potential (SP)
2. авиац. пограничный слой
3. спецсл. первичный сигнал
Пса́лии - часть древнего (1-е тысячелетие до н. э. - 1-е тысячелетие н. э.) уздечного набора, пара стержней или пластин, прикреплявшихся к концам удил для закрепления их во рту верхового коня. Делались из металла, реже из кости.
* * *
ПСАЛИИ - ПСА́ЛИИ, часть древнего (1-е тыс. до н. э. - 1-е тыс. н. э.) уздечного набора, пара стержней или пластин, прикреплявшихся к концам удил для закрепления их во рту верхового коня. Делались из металла, реже из кости.
ПСАЛИИ - часть древнего (1-е тыс. до н. э. - 1-е тыс. н. э.) уздечного набора, пара стержней или пластин, прикреплявшихся к концам удил для закрепления их во рту верхового коня. Делались из металла, реже из кости.
ПСАЛМОДИРОВАТЬ psalmodier. един. Читать молитвы. <свечи> постепенно гаснут, и когда последняя погаснет, в мраке <остается>священник, псалмодирующий miserere. 16. 4. 1897. М. Кузмин - Г. В. Чичерину. // Пам. культ. 1992 45.
ж.
1. Манера пения псалмов и других церковных песнопений в форме речитатива, мелодической декламации.
2. Церковное песнопение в форме диалога двух хоров или певца-солиста (обычно священника) и хора.
ПСАЛМО́ДИЯ -и; ж. [от греч. psalmos - псалом и ōdē - пение, песнь] Церк.
1. Манера исполнения псалмов и других песнопений в форме речитатива, мелодической декламации.
2. Песнопение в форме диалога двух хоров или певца-солиста (священника) и хора.
* * *
псалмо́дия (греч. psalmōdía, буквально - псалмопение), 1) пение псалмов, а также характерный для них тип речитативной мелодики. Для ранних форм псалмодии, восходящих к иудейскому богослужению, характерно респонсорное пение, позднее также антифонное пение. Типы псалмодий различных христианских вероисповеданий имеют мелодическое сходство. Мелодическая структура псалмодии, скоординированная с синтаксическим, иногда и с акцентным строением стиха, в римско-католическом богослужении письменно зафиксирована значительно ранее, чем в византийском. Традиция одноголосной псалмодии существовала до 1500-х гг. С конца XV в. появились многоголосные псалмовые композиции.
2) Музыка английской и американской протестантской церкви XVII - начала XIX вв.
* * *
ПСАЛМОДИЯ - ПСАЛМО́ДИЯ (греч. psalmodia, от psalmos - псалом и ode - песнь, пение), способ пения псалмов (см. ПСАЛМЫ) в форме мелодической декламации, ритмика которой определяется грамматическими и логическими акцентами текста; псалмодия может быть хоровой, сольной, в виде диалога двух хоров (антифонной (см. АНТИФОННОЕ ПЕНИЕ)) или солиста и хора (респонсорной (см. РЕСПОНСОРНОЕ ПЕНИЕ)).
Псалмодия (протяженный, в очень узком диапазоне, речитатив латинских молитвенных текстов) - один из древнейших видов григорианского пения. Слоги в словах стали растягивать до такой степени, что текст почти полностью потерял свое смысловое значение.
ПСАЛМОДИЯ (греч. psalmodia - от psalmos - псалом и ode - песнь, пение), способ пения псалмов в форме мелодической декламации, ритмика которой определяется грамматическими и логическими акцентами текста; псалмодия может быть хоровой, сольной, в виде диалога двух хоров (антифонной) или солиста и хора (респонсорной).
ПСАЛМО́ДИЯ (от греч. ψάλλω- бряцать по струнам, играть) - 1) Пение псалмов, а также тип мелодии, характерный для псалмов и основанных на них церк. песнопений. Ранние формы псалмов восходят к древнеевр. литургии. По типу исполнения различают респонсориальную П. (чередование солиста, интонирующего стих, и ответствующего ему хора - древнейшая разновидность), антифонную П. (чередование двух хоров), П. in directum, исполняемую одним хором. Общим для всех историч. и региональных разновидностей П. является принцип мелодич. декламации, обусловливающий первостеп. значение акцентной и синтаксич. структуры стиха. Различия касаются типов мелодики и принципов упорядочения мелодич. моделей - псалмовых тонов, более или менее сходных во всех христианских литургиях. Римская церковь вносит в этот общий интонационный фонд дополнит. регламентацию, приурочивая псалмовый тон к одному из 8 церк. модусов. В соответствии со строением стиха в псалмовых тонах оффиция дифференцируются начальные, срединные (речитация на одном звуке) и заключит. мелодич. формулы, служащие для перехода к антифону.
2) Общее обозначение музыки в англ. и амер. протестантской церкви в 17 - нач. 19 в.
ПСАЛМОДИЯ (греческое psalmoidia, буквально - псалмопение),
1) пение псалмов, а также характерный для них тип речитативной мелодики. Для ранних форм псалмодий, восходящих к иудейскому богослужению, характерно респонсорное пение, позднее также антифонное пение. Типы псалмодий различных христианских культов имеют мелодическое сходство. Мелодичная структура псалмодий, скоординированная с синтаксическим, иногда и с акцентным строением стиха, в римско-католическом богослужении письменность фиксирована значительно ранее, чем в византийском. Традиция одноголосной псалмодии существовала до середины 2-го тысячелетия. С конца 15 в. появились многоголосные псалмовые композиции.
2) Музыка английской и американской протестантской церкви 17 - начала 19 вв.
псалмо́дия, псалмо́дии, псалмо́дий, псалмо́диям, псалмо́дию, псалмо́дией, псалмо́диею, псалмо́диями, псалмо́диях
м.
1. Певец псалмов.
2. Употребляется как эпитет древнееврейского царя Давида, которому богословской традицией приписывалось сочинение псалмов.
ПСАЛМОПЕ́ВЕЦ -вца; м.
1. Церк. Певец псалмов.
2. Эпитет древнееврейского царя Давида, которому богословской традицией приписывалось сочинение псалмов.
псалмопе́вец, псалмопе́вцы, псалмопе́вца, псалмопе́вцев, псалмопе́вцу, псалмопе́вцам, псалмопе́вцем, псалмопе́вцами, псалмопе́вце, псалмопе́вцах
ПСАЛМОПЕ́НИЕ -я; ср.
1. Церк. Пение псалмов.
2. О стихотворных переложениях из Библии. / О торжественных стихах.
(ψαλμῳδός) 1) поющий псалмы; 2) взятый из псалмов.
Псалмы́ (греч. psalmói - хвалебная песня), песнопения, составляющие Псалтырь; произведения иудейской лирики, восходят к царю Давиду (около 1000 до н. э.), в самостоятельную книгу окончательно сложились к конце V - начале IV вв. до н. э. Вместе с речитативной традицией исполнения (см. Псалмодия) перешли в христианское богослужение. Жанровые разновидности псалмов: хвала Богу, мольба, проникновенные жалобы и проклятия, исторические обзоры, брачная песнь, философская медитация. В совокупности псалмам присущи целостность жизневосприятия, общность тем и мотивов: обращённость человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытывающему глубины человеческого сердца. В мировой поэзии известны многочисленные переложения псалмов. В музыке XVI-XX вв. тексты псалмов легли в основу композиций различных видов (у Дж. Палестрины, Г. Шютца, И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Листа, И. Брамса, И. Ф. Стравинского, К. Пендерецкого).
* * *
ПСАЛМЫ - ПСАЛМЫ́ (греч. psalmoi - хвалебная песня), песнопения, составляющие Псалтырь (см. ПСАЛТИРЬ); произведения иудейской лирики; восходят к царю Давиду (ок. 1000 до н. э.), в самостоятельную книгу окончательно сложились к кон. 5 - нач. 4 в. до н. э. Вместе с речитативной традицией (см. ПСАЛМОДИЯ) исполнения перешли в христианское богослужение. Жанровые разновидности псалмов: хвала Богу, мольба, проникновенные жалобы и проклятия, исторические обзоры, брачная песнь, философская медитация. В совокупности псалмам присущи целостность жизневосприятия, общность тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытывающему глубины человеческого сердца. В мировой поэзии известны многочисленные переложения псалмов. В музыке 16-20 вв. тексты псалмов легли в основу композиций различных видов (у Дж. Палестрины (см. ПАЛЕСТРИНА), Г. Шютца (см. ШЮТЦ Генрих), И. С. Баха (см. БАХ Иоганн Себастьян), Ф. Шуберта (см. ШУБЕРТ Франц), Ф. Листа (см. ЛИСТ Ференц), И. Брамса (см. БРАМС Иоганнес), И. Ф. Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович), К. Пендерецкого (см. ПЕНДЕРЕЦКИЙ Кшиштоф) ).
ПСАЛМЫ (греч. psalmoi - хвалебная песня) - песнопения, составляющие Псалтырь; произведения иудейской лирики; восходят к царю Давиду (ок. 1000 до н. э.), в самостоятельную книгу окончательно сложились к кон. 5 - нач. 4 в. до н. э. Вместе с речитативной традицией исполнения (см. Псалмодия) перешли в христианское богослужение. Жанровые разновидности псалмов: хвала Богу, мольба, проникновенные жалобы и проклятия, исторические обзоры, брачная песнь, философская медитация. В совокупности псалмам присущи целостность жизневосприятия, общность тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытывающему глубины человеческого сердца. В мировой поэзии известны многочисленные переложения псалмов. В музыке 16-20 вв. тексты псалмов легли в основу композиций различных видов (у Дж. Палестрины, Г. Шютца, И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Листа, И. Брамса, И. Ф. Стравинского, К. Пендерецкого).
ПСАЛМЫ (греческое psalmoi - хвалебная песнь), песнопения, составляющие Псалтырь; произведение религиозной иудейской лирики. Восходят к царю Давиду (около 1000 до нашей эры), в самостоятельную книгу окончательно сложились к концу 5 - началу 4 вв. до нашей эры. Вместе с речитативной традицией исполнения (смотри Псалмодия) перешли в христианское богослужение. Жанровые разновидности псалмов: хвала Богу, мольба, проникновенные жалобы и проклятия, обращение к истории народа, брачная песнь, философская медитация. В совокупности псалмам присущи целостность жизневосприятия, общность тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытывающему глубины человеческого сердца. В мировой поэзии известны многочисленные переложения псалмов. В музыке 16 - 20 вв. тексты псалмов легли в основу композиций различных видов (у Палестрины, Г. Шютца, И.С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Листа, И. Брамса, И.Ф. Стравинского, К. Пендерецкого).
м.
1. Каждое из религиозных и морально-поучительных песнопений, входящих в состав псалтыри.
2. Большое музыкальное произведение для солистов, хора, органа и оркестра на текст псалма.
ПСАЛО́М, псалма, муж. (греч. psalmos - песнь) (церк., книжн.). Религиозное песнопение, входящее в состав псалтыря. Автором псалмов библия считает царя Давида.
ПСАЛОМ - муж. вдохновенная песнь Давида, одна из священных песней, составляющих часть Ветхого Завета. Псалмы Давида или Псалтирь, или Псалтырь ·об. В отдельно печатных псалтырях, псалмы перемешаны с молитвами. И пьяный Тит псалмы твердит.
| Псалтирь, род арфы древних иудеев, на которой сопровождалось молитвословие, хвалебные песни богу. Псолтырный, ко псалтырю относящийся. Псаломный, церк. псаломский, ко псалмам относящийся. Псаломник муж. писатель, певец псалмов, Давид; пролагатель их.
| Псалтырь. Псаломщик, псалтырник и псалтырщик муж. -щица жен. причетник, равный по званию дьячку и пономарю (личный почетный гражданин), церковный чтец; читающий псалмы по усопшем. Псалмопение, пение псалмов. Псалмопевец, поющий псалмы.
| Писатель псалмов, Давид.
Псалом
псалма́, мн. псалмы́, псалмо́в, м.
Название религиозных песнопений, входящих в псалтырь.
Закрой эту черную рану покровом вечерней тьмы и вели голубому туману надо мною читать псалмы (Ахматова).
Родственные слова:
псаломи́ст, псало́мщик, псало́мный
Этимология:
Заимствовано из старославянского языка (ст.-слав. псалъмъ ← греч. psalmos ← psalmō ‘пою’).
Энциклопедический комментарий:
Псалмы - произведения иудейской религиозной лирики. Поэтическая форма и метрическая организация псалмов основывается на синтаксическом параллелизме. Последний объединяет или синонимические вариации одной и той же мысли, или общую мысль и ее конкретизацию, или две противоположные мысли. В иудейском культе псалмы исполнялись в виде песнопений гимнического характера под аккомпанемент. В христианском культе псалмы исполнялись во время богослужений и домашних молитв. Первоначально в церкви они пелись всей общиной, при этом певец пел стихи псалмов, а община - рефрен. Псалмы исполнялись а капелла, лишь в домашней обстановке разрешалось
применение инструментов. Тип исполнения был речитативно-псалмодическим. Помимо целых псалмов использовались и отдельные, наиболее выразительные стихи из них. На этой основе возникли самостоятельные песнопения. Традиционные мелодии древнехристианских псалмов обрабатывались композиторами при создании вокальных сочинений (с XIV в.). Позднее на традиционные тексты псалмов создавались и оригинальные сочинения (Бах, Шуберт).
ПСАЛО́М, -лма́, м
Текст христианского молитвенного песнопения, исполняющегося при различных обрядовых церемониях.
Старец позвал мальчика в моленную и велел читать псалмы (Б. Зайцев).
ПСАЛО́М -лма́; м. [греч. psalmos]
1. Религиозное песнопение, входящее в Псалтырь. Хвалебный, покаянный п. Переложение псалмов. Петь, читать псалмы. Книга псалмов (Псалтырь).
2. Большое музыкальное произведение для солистов, хора, органа и оркестра на текст такого песнопения.
◁ Псало́мный, -ая, -ое. П-ое пение. Псало́мский, -ая, -ое.
-лма́, м.
Религиозная песнь, входящая в состав псалтыри.
Тут же рядом, через перегородку, стоял покойник, и я с вечера слышал чтение псалмов. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».
Строгий был молчальник, праздного слова не молвил, только, бывало, его и слышно, когда распевает свои духовные псалмы. Мельников-Печерский, Гриша.
[греч. ψαλμός]
сущ. (греч. ψαλμός) -1) песнь, песнопение, сопровождавшееся игрой на арфе (Пр. Д. 16, 3 ер. 2 пар. 23); 2) вообще песнь (церковная); 3) псалом, одна из 150 священных песней, составленных св. царем и пророком Давидом и др. лицами и находящаяся в Псалтири. (Пс. 3, 1).
Псалом, а, м.
Каждое из религиозных морально-нравственных песнопений, входящих в состав псалтыри.
► Если и приходили ему [Акиму] на ум какие-нибудь грешные мысли, так он их тотчас прогонял чтением разных священных книг... пением вполголоса псалмов. // Тургенев. Постоялый двор //
ПСАЛОМЩИК, ПОКАЯННЫЙ ПСАЛОМ, ХВАЛЕБНЫЙ ПСАЛОМ.
B́ сущ см. Приложение II
(религиозная песнь, входящая в состав псалтыри)
псалма́
мн.
псалмы́
псалмо́в́
Разошлись мы в даль и шири
Под лазоревым крылом.
Но сзовет нас из псалтыри
Заревой заре псало́м.
С. А. Есенин, «Алый мрак в небесной черни…»
Мы возвращаемся домой.
Через лесок, где спят березки,
Петь соловьизы, как псалмы́,
Петь, как умеем только мы.
Игорь Северянин, Забуду ль вас?
Забыв напев псалмо́в и тихий стон органа,
Я видел только свет, святой калейдоскоп,
Лишь краски и цвета сияли из тумана…
В. Я. Брюсов, Париж
Сведения о происхождении слова:
Слово происходит от греческого ψαλμός и по месту ударения на втором слоге соответствует языку-источнику.
"Узелок на память":
Вы не сделаете ошибку в ударении, если, склоняя слово псало́м, будете мысленно ориентироваться на слово стих: стиха́ - псалма́, стихи́ - псалмы́ и т. д. Схема распределения ударения между основой и окончанием в формах обоих существительных одинакова.
См. песнь...
Заимств. из ст.-сл. яз., где псалъмъ < греч. psalmos, суф. производного от psallō «пою». Псалом буквально - «песня». Ср. ода.
псало́м
род. п. -лма́, укр. псало́м, др.-русск., цслав. псалъмъ, псалъмосъ, ст.-слав. псалъмъ ψαλμός (Рs. Sin., Супр., Клоц.; см. также Дильс, Aksl. Gr. 39, где сообщаются спорные мысли относительно ъ, о). Заимств. из греч. ψαλμός - то же от ψάλλω "пою" (Фасмер, Гр.-сл. эт. 161; ИОРЯС 12, 2, 270). Ср. пса́льма.
ПСАЛОМ (греч. psalmos, от psallo - играть на псалтири - струнном инструменте). Собственно песнь, которая поется под аккомпанемент струнного инструмента. Каждая песня псалтири; вдохновенная песнь Давида.
- Религиозное песнопение.
- «Песня» царя Давида.
- Греческое «песнопение».
- Роман сербского писателя Данило Киша «... 44».
- Рассказ Михаила Булгакова.